Доклад: Сохранившиеся памятники архитектуры Древней Руси XI-начала XIII вв. Художественные памятники культуры времён древней Руси Памятники культуры времен древней руси

Главная / Развод

В одиннадцатом – двенадцатом веках произошёл подъём развития культуры киевского государства . Культурными центрами становятся крупные города, которые приобрели за счёт реформ статус европейских центров (Киев, Галич, Новгород).

Проведённые в этих землях раскопки показали учёным, что народ, обитавший в то время по большей части был грамотный (хотя бы на базовом уровне). Об этом сделали выводы, основываясь на сохранившихся деловых расписках, челобитных, распоряжениях о хозяйственных делах и других документах.

Кроме того, доподлинно известно, что и до того как было принято христианство, Русь знала письменность. Первые рукописные книги сохранившиеся с того времени представляют собой уникальные произведения искусства. Написаны они, как правило, на очень дорогом пергаменте, который изготавливался из обработанной козлиной, телячьей или бараньей кожи, а украшали их превосходные цветные миниатюры.

Большая часть дошедших до нас книг , которая относится к данному периоду, имеет религиозное содержание (из ста тридцати книг около восьмидесяти содержат базовые знания христианской морали и вероучения). Однако наравне с этим, тогда была и религиозная литература для чтения.

Отлично сохранился «Физиолог» - сборник небольших рассказов о легендарных и реально существующих камнях, деревьях и птицах (в конце каждого повествования была религиозная притча, связанная с данным существом или предметом). К этому же времени исследователи относят и такие выдающиеся литературные церковные памятники как «Слово о законе и благодати», приписываемое перу митрополита Иллариона, а также проповеди Кирилла Туровского. Ещё существовали «апокрифы» (от греческого слова «потаённый») – рассказы, нетрадиционно истолковывающие библейские сюжеты. Самым популярным из них считается «Хождение Богородицы по мукам».

Выдающимся литературным памятником считается и «Поучение» Владимира Мономаха, являющегося поучением княжеским детям и содержащим поучения о том, как должны в миру вести себя отпрыски дружинников.

И наконец, самым значительным колоссом древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» , основой которому послужил поход, предпринятый Игорем Святославичем против половцев. Огромной утратой считается то, что единственная рукопись данного текста сгорела в Москве во время пожара (1812 год).

Памятники художественной культуры Древней Руси представляют собой собрание удивительной архитектуры, которая отличается особой красотой, а также удивительными конструкциями. Стоит отметить, что памятники культуры времён древней руси, о которых пойдет речь в нашей статье, являются наиболее известными.

Ярославские шедевры

Церковь Николы Надеина в Ярославле

Церковь считается первым каменным храмом на Ярославском посаде. Стоит отметить, что возвели это удивительное архитектурное сооружение после Смуты. Если говорить об архитектуре и стенописи храма, то они, в основном, ориентированы на традиции XVI столетия.

Красивейший Спасо-Преображенский собор в Ярославле

Важно знать, что Спасо-Преображенский собор является одним из древнейших соборов не только Ярославля, но и всей России. Стоит отметить, что данное сооружение основали в домонгольское время, когда в Ярославле правил князь Константин Всеволодович. Если говорить об истории формирования архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского собора от Спасского монастыря, то она дарит историкам, а также археологам множество новых открытий. Кроме этого, с историей данного собора связаны следующие имена: митрополит Макарий, грозный царь Иван IV, Дмитрий Пожарский и другие.

Троицкий собор Данилова монастыря

Этот собор в Переславле-Залесском занимает достойное место среди наиболее известных памятников древнерусской архитектуры. Вот такие памятники культуры древней руси можно с легкостью назвать уникальными. Отдельное внимание нужно уделить простым и монументальным формам собора, которые выдержаны в стилях среднерусской архитектуры XVI века. Уникальной можно с легкостью назвать фресковую роспись.

Церковь Иоанна Богослова в Кремле

Представленную церковь возвели в 1680 году благодаря митрополиту Ионы, который является выдающимся русским церковным деятелем XVII века. Стоит отметить, что именно данное сооружение - завершающий этап формирования всемирно известного кремлевского ансамбля. Если говорить об интерьере представленной церкви, то здесь идеально сохранилась настенная роспись. Сюжеты росписи включают в себя житийные циклы знаменитых апостолов.

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Этот собор возвели в 1310 году. Отличается данное сооружение уникальными фресками. Кроме этого, Собор Рождества Богородицы - один из памятников Пскова, который практически идеально сохранился.

Это строение было создано благодаря псковским художникам, а также зодчим. Особое внимание хочется уделить пластической выразительности архитектуры, которая насыщена иконографической программой росписи, а также свободной манерой исполнения фресок. Представлений собор считается центральным памятником русской художественной культуры XIV столетия. Вот почему охрана памятников культурного наследия должна осуществляться качественно.

Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода

Эта церковь была возведена с 1381 по 1382 годы. Отличается постройка хорошо сохранившейся стенописью. В период соперничества таких городов как Москва и Новгород здесь появился удивительный рождественский фресковый ансамбль. Художники, а также архитекторы воплотили в этом храме скромный облик идеалов нестяжательства.

Все выше представленные памятники культуры времён древней руси являются уникальными в своем роде, так как каждый из них имеет свою удивительную историю возведения. Эта тема является достаточно популярной среди многих ученых, что интересуются историей и культурой.

Наконец дошли руки показать в подробностях удивительные артефакты, найденные в 1999-2000 годах при расчистке территории Лужецкого Ферапонтова Монастыря в Можайске (Московская обл.). Информацая уже мелькала в сети, в частности довольно подробно об этом писали А. Фоменко и Г. Носовский.

Есть интересная работа Л.А. Беляева «Белокаменное надгробие Ферапонтова монастыря» описывающяя первый найденый в 1982 году артефакт такого рода. Однако обширных фотоматериалов, а тем более подробного анализа артефактов до сих пор мне не встречалось.
Пробую восполнить пробел.

Речь пойдет вот о таких камнях.

Благодаря впечатляющей фотосессии, сделанной моим братом Андреем, есть возможность рассмотреть всё это подробнее и в деталях. Я уже писал где-то что постепенно сворачиваю собственные исторические изыскания сосредотачиваясь исключительно на письменности и языке, но, возможно, публикация всколыхнет пытливые умы других исследователей и мы наконец сможем хотя бы отчасти понять что представляла собой Русь до Раскола, до реформ патриарха Никона, а по некоторым версиям до настоящего, фактического крещения Руси в 17 веке а не в мифическом 10-ом.
Эта тема мне особо дорога еще и тем, что речь идет о моей малой родине. На развалинах этого монастыря мы пацанами играли в войну и пересказывали друг другу легенды о черных монахах, подземных ходах и сокровищах, которые конечно сокрыты в этой земле и замурованы в эти стены. :)
Собственно мы были не далеки от истины, земля эта действительно хранила сокровища, но совершенно иного рода. Прямо под нашими ногами находилась История, которую возможно хотели скрыть, а может рушили по недомыслию или от недостатка ресурсов. Кто знает.
Что мы можем сказать точно - перед нами осколки (в буквальном смысле:)) настоящей истории Руси 16-17 (а по Беляеву даже 14-17) веков - подлинные артефакты прошлого.

Итак, поехали.

Историческая справка.

Можа́йский Луже́цкий Рождества́ Богоро́дицы Ферапо́нтов мужско́й монасты́рь - расположен в городе Можайске , существует с XV века . Единственный (кроме храмового комплекса на месте бывшего Якиманского монастыря ) из 18 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней.

Монастырь основан св. Ферапонтом Белозёрским , учеником Сергия Радонежского по просьбе князя Андрея Можайского . Это произошло в 1408 году по прошествии 11 лет от основания им же Белозёрского Ферапонтова монастыря . Посвящение Лужецкого монастыря Рождеству Пресвятой Богородицы связано с решением самого Ферапонта. Видимо Рождество Богородицы было близко его душе, так как и Белозёрский монастырь также посвящался Рождеству. Кроме того, этот праздник особо чтился князем Андреем. Именно в этот праздник в 1380 году его отец, великий князь московский Дмитрий Иоанович сражался на поле Куликовом . По преданию, в память о том сражении его мать великая княгиня Евдокия построила в Московском Кремле Церковь Рождества Богородицы .

Первый каменный собор в честь Рождества Богородицы простоял в Лужецком монастыре до начала XVI века , после чего был разобран, а на его месте, в -1547 годах , выстроен новый, пятиглавый, сохранившейся до наших дней.

Первый архимандрит Лужецкого монастыря - преподобный Ферапонт, прожив девяносто пять лет, скончался в 1426 году и был похоронен у северной стены собора. В 1547 году причислен к лику святых Русской православной церкви . Позже над его захоронением был построен храм.

Лужецкий монастырь просуществовал до 1929 года , когда согласно протоколу Мособлисполкома и Моссовета от 11 ноября был закрыт. Монастырь пережил вскрытие мощей основателя, разорение, разрушение и запустение (он стоял бесхозным ещё в середине 1980-х). В довоенный период в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медицинского оборудования. На монастырском некрополе находились фабричные гаражи со смотровыми ямами, складские помещения. В братских келиях были устроены коммунальные квартиры а здания переданы для устройства столовой и клуба воинской части.
Вики

«Позже над его захоронением был построен храм...»

Эта короткая фраза из вики и предваряет всю нашу историю.
Храм преподобного Ферапонта был воздвигнут во второй половине 17-го века т.е. уже после реформ Никона.
Все бы ничего, но постройка его сопроваждалась масштабным сбором и укладкой в фундамент храма могильных плит с окрестных кладбищ. Практика эта нашему уму не постижима, но вообще-то была довольно распространенной в старину и объясняется экономией дефицитного камня. Могильные плиты не только укладывали в основания построек и стены но даже мостили ими монастырские дорожки. Ссылки сейчас не найду но в сети можно поискать. Такие факты точно есть.

Нас же интересуют собственно сами плиты, хотя их вид заставляет задуматься только ли из экономии ресурсов их так глубоко прятали.

Но сначала сориентируемся на местности:).
Вот собственно что осталось ныне от храме преподобного Ферапонта. Этот тот самый фундамент, на который надкнулись рабочие при расчистке территории монастыря в 1999 году. Крест установлен на месте обретения мощей святого.
Весь фундамент сложен из надгробий!
Обычного камня там нет вообще.

Попутно для сторонников теории катастроф, ну той когда все засыпало:)
Часть Собора Рождества Пресвятой Богородицы (первая половина 16-го века) где виден красный кирпич - полностью находилась под землей. Причем в этом состоянии он претерпел поздние реконструкции о чем свидетельствует положение ворот. Лесница главного входа в собор - новодел, восстановленный по откопанным обломкам оригинала.

Высота освобожденной от земли кладки собора около двух метров.

Вот еще вид на фундамент

А вот собственно сами плиты

Большенство артефактов оформлено по единому принципу и содержат узорную окантовку, вилообразный крест (во всяком случае так его принято называть в научной литературе) в нижней части плиты, и розетку в верхней части. В узле ветвления креста и центре розетки располагается круглое раширение с солярным символом или крестом. Примечательно, что солярные символы у креста и розетки всегда одинаковы на одной плите но различны на разных плитах. Этих символов мы еще коснемся, а пока просто их виды крупно.

Ветвления креста

Розетки

Бордюры

Плиты бывают довольно тонкими, сантиметров 10, бывают средними, около 20 сантиметров и довольно толстыми до полуметра. Плиты средней толщины часто имею боковые бордюры примерно такие:

«...есть надписи на русском языке»(с) ВСВ

Как-то с трудом верится что приведенные выше фотографии относятся к Руси, да еще и Руси христианской. Мы не видим решительно никаких признаков традиций к которым привыкли. А ведь по официальной истории Русь на тот момент уже крещена шесть столетий.
Недоумение законное, но есть артефакты которые ставят в тупик еще больше.
Некоторые плиты содержат надписи, в большенстве кириллической вызью, иногда очень высокого уровня исполнения.

Вот например такие.

«Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ»
Надпись не оставляет кажется сомнения что похоронен христианский монах.
Как видно надпись выполнялась искуссным резчиком (вязь очень хороша) на боковой части камня. Лицевая сторона оставалась свободной от надписей. Саватей почил в 1669 году от р.х.

А вот еще. Это шедевр из любимых. Именно эта плита перевернула мою жизнь:), именно с неё я собственно «заболел» русской вязью как уникальным способом письма, несколько лет назад.

«Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея»
Т.е. Таисия почила в 1651 году от р.х.
Верхняя часть плиты утрачена полностью, потому нет возможности узнать как она выгледела.

Или вот образец где сторона с надписью уложена в стык блоков. Прочитать ее не разрушив кладку невозможно, но видно что и там работал большой мастер.

Уже из этих трех картинок появляются вопросы.
1. Не кажется вам странными столь богатые надгробия монахов? Схимники конечно почетаемы в православии но настолько ли чтоб иметь подобные последние почести?
2. Даты погребения заставляют усомнится в версии о том что в дело строительства шли якобы только старые надгробия (есть такая точка зрения). Приведенные плиты ушли в фундамент очень молодыми о чем кстати говорит и их сохранность. Будто вчера резаны. Воля ваша, но дюже странно так обходится со свежими захоронениями да еще и святой братии.
Я могу осторожно предположить что... не братья они уже были реконструкторам никонианским, а как бы люди иной веры. А с усопшими иноверцами можно не церимонится, тогда и живых не шибко берегли.

Еще несколько плит с надписями разного качества исполнения, прежде чем мы завершим эту часть материала.

Как видно по последним примерам практика гравировки эпитафии на узорную горизонтальную поверхность плиты таки тоже имела место. По видимому в этом случае надпись делалась в поле между вилообразным крестом и верхней розеткой.
Вот тут это хорошо видно. И бордюр и розетка и крест и надпись довольно органично соседствуют.

Итак, что мы имеем?
В конце 17 века по завершении реформы патриарха Никона на территории Лужецкого монастыря возводят храм преподобного Ферапонта. При этом в основание фундамента храма кладут надгробия наличествовавшие на тот момент в округе. Т.е. плиты разного возраста консервируются в фундамент на триста лет. На триста лет консервируется и дониконианский канон православного надгобия. То что мы можем видеть сейчас по сути есть состояние качества, износа, и косвенно возраста артефактов на момент их закладки в фундамент.
Очевидно что менее изношенные плиты соответствуют времени создания примерно 1650-1670 годов. Представленные в этой части образцы как раз соответствуют в основном этому времени.
Но! В фундаменте есть и более старые плиты и на них тоже есть надписи.
Но об этом в следующей части.

На сайте «Бородино-2012» прочла статью о древнем русском некрополе в Можайске. Был поражена при виде плит надгробий, напомнивших мне древнеримские надгробия, одно из которых есть, например, в Эрмитаже. Древние русские надгробия, как видим, слишком напоминают времена этрусков: те же огромные высокие плиты на ножках. Так и рисуется картина: древний потомок преклонил колено возле могилы славного своего предка. Раньше этруски ставили плиты не вертикально, как сейчас на кладбищах, а укладывали тяжелую плиту (вроде сундука в размер с могилой) плашмя.

Древнерусские надгробия, сохранившиеся в Можайске - уникальны! И меня потрясло, что я ничего об этом не знала; а те, кто знает, не могут спасти эти русские сокровища. А все потому, что нынешняя власть ведет себя, как ОККУПАНТЫ на Русской Земле.

Об этом хорошо сказал Владимир Солоухин:

« Только оккупанты, захватив страну, сразу начинают все переименовывать. …Все это были мертвые, умерщвленные храмы, ободранные, почерневшие, с задранным на крыше железом, со свалившимися крестами, обгаженные со всех сторон и внутри человеческими экскрементами. И все-таки красота в соединении с местностью поражала нас.

Нет, - кипятился Кирилл, - что бы ни говорили, но не могли культурные, образованные люди (с Казанским ли, с другим ли университетом) произвести такое опустошение и разорение по всей стране. Никакие они не культурные люди, а варвары, недоучки, недоумки, невежды, к тому же полные самой мелкой и мстительной злобы. Преступники, захватившие власть. Ну, скажи, разве не бандитизм - уничтожение красоты. Красоты земли, общего ее облика. Да ведь не ими же было и поставлено…».

Илл. 06. Древнерусское надгробие на территории Можайского Лужецкого монастыря. Из этих огромных древних плит был выложен фундамент для какой-то постройки! Мне это напомнило древнеегипетские пирамиды, которые разбирались каким-то фараоном из новой династии, чтобы построить заградительную стену.


Илл. 08. Неужели это русские руны? Боже мой, какая старина!


Илл. 01. Древние русские надгробия Можайского Лужецкого монастыря.

Привожу эту статью Можайского краеведа В.А.Куковенко. Господи, храни люди Твоя, и землю Твою!

_______ ________

Помогите спасти Можайский некрополь!

Posted on 03.04.2012 by admin

Публикуем письмо можайского краеведа В.И.Куковенко о спасении некрополя Можайского Лужецкого монастыря.

Министру культуры РФ

Авдееву Александру Алексеевичу

Директору Института археологии РАН

Макарову Николаю Андреевичу

Можайский Лужецкий монастырь, который был основа в 1408 году преподобным Ферапонтом, учеником Сергия Радонежского, стал местом погребения наиболее знатных и наиболее титулованных особ, вначале Можайского княжества, потом просто уезда. Почетно было упокоиться рядом с Можайским святителем, но территория монастыря была слишком мала, поэтому и хоронили здесь лишь избранных.

Некоторые сведения сохранились в «Московском некрополе»*. Именно оттуда я выписал около двух десятков имен Можайских дворян, похороненных на территории Лужецкого монастыря. В основном, это были представители рода Савеловых, фамильный склеп которых находился в нижней части монастырской колокольни, в так называемой «колокольной палатке».

*«Московский некрополь» — справочное издание (т. 1—3, СПб., 1907—08) о лицах, живших в XIV—XIX вв. и похороненных на московских кладбищах. Составлен библиографом и историком литературы В.И. Саитовым и архивистом Б.Л. Модзалевским. Для «Московского некрополя» была проведена в 1904—06 перепись около 30 тыс. надгробий в 25 московских монастырях, на 13 городских кладбищах, некоторых погостах в пригородах Москвы и в Троице-Сергиевой лавре. Приведены фамилии (в общем алфавите), имена, отчества, даты жизни и смерти, чины, звания, название кладбища, на котором данное лицо похоронено.

В 90-е годы прошлого века, благодаря усилиям нескольких настоятелей Лужецкого монастыря, уцелевшие надгробные плиты расставили по территории монастыря, придав кладбищу, пусть и не первоначальный, но все же подобающий вид.

После восстановления монастырского некрополя обозначилась и весьма важная для истории города проблема — это расшифровка эпитафий с целью составления списка похороненных здесь людей. Судя по внешнему виду и отделке представленных на фотографии надгробий, можно предположить, что все они изготовлены не ранее XVIII века. Но и сведения о дворянах этого столетия были бы полезны для развития местного краеведения.

Кратко скажу, что списки дворян Можайского уезда известны наиболее полно лишь с середины XIX века. Все предыдущие века в этом отношении являются белыми пятнами нашей истории. Поэтому надписи с надгробных плит могли бы значительно пополнить наши сведения о дворянских семьях, проживавших в уезде. Это был бы бесценный подарок не только местному краеведению, но и всей отечественной истории.

Храмы и часовни монастыря:

1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

2. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

3. Церковь Спаса Преображения (надвратная)

4. Колокольня

5. Церковь прп. Ферапонта (фундамент)

6. Святой источник

Другие постройки монастыря:

7. Келейный корпус (XVII-XIX вв.)

8. Монастырская постройка

9. Монастырская постройка

10. Настоятельский корпус (XIXв.)

11. Некрополь

12. Въездные (восточные) ворота (XVIII в.)

13. Стены и башни ограды (XVIII-XIX вв.)

14. Ворота хозяйственного двора (XVIII-XXIв.)

Через некоторое время после восстановления некрополя было сделано другое неожиданное открытие.

В 1997 году при расчистке фундаментов Ферапонтова храма (в старых документах он называется церковью Иоанна Лествичника) было обнаружено место «спуда», т.е. захоронения преподобного Ферапонта. 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мощи преподобного были открыты и перенесены в восстановленный храм надвратной церкви Преображения Господня. Затем их перенесли в собор Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранятся в раке.

Расчищенный фундамент разрушенной церкви сразу же привлек к себе самое пристальное внимание, поскольку он был сложен из одних могильных плит! Притом таких плит, древность которых даже не специалисту была очевидна. Некоторые из них были настолько архаичны, что надписи на них были не вырезаны, а процарапаны по камню.

Фундаменты сложены из нескольких рядов плит: примерно из 6-8.

Судя по орнаменту, эта плита относится к XVI веку.

Это массивная плита XVIII века. Кто под ней лежал?

Одна из самых интересных плит, лежащая в верхнем ряду. Неужели XV век?

А что может таиться еще ниже?

И хотя фундаменты церкви Ферапонта не глубоки (не более 1.2-1.5м), но, учитывая весь периметр, можно ожидать, что здесь лежит несколько сот плит. Притом, плит не только XVIII века, но и более древних. Возможно, что и начала века XV, т.е. первых десятилетий существования монастыря. Расшифровка такого количества надгробных надписей могла бы обогатить всю нашу историю и, возможно, позволит сделать сенсационные открытия.

Необычное стечение обстоятельств - вначале постройка этой церкви на фундаменте из надгробных плит, а потом разрушение этой церкви - предоставило отечественной исторической науке необыкновенный случай изучить уникальные артефакты в большом количестве.

Чтобы иметь представление о том, как важно изучение подобных находок, приведу небольшую справку о русских средневековых надгробиях.

Изучение белокаменных средневековых надгробий Московской Руси.

Изучение белокаменных надгробных плит Москвы и Северо — Восточной Руси XIII — XVII вв. имеет свою историю.

Вплоть до начала ХХ века их изучение сводилось к сбору и публикации надписей. Первой работой, в которой была сделана попытка рассмотреть средневековое надгробие Московской Руси как самостоятельный вид артефакта с присущими ему типологическими особенностями, стал свод надгробий Исторического музея, изданный в «Отчетах» музея за 1906 и 1911 гг.

В послереволюционный период изучение надгробных плит долго оставалось уделом археологов и специалистов по эпиграфике. Новым этапом исследований стали труды известных ученых в области эпиграфики Т.В. Николаевой и В.Б. Гиршберга, появившиеся в конце 1950 — 60-х гг.

Необходимость и осуществление направленного поиска надгробных памятников, прежде всего ранних, относящихся к XIII — XV вв., а частью — к началу XVI века, способствовало активному «накоплению» с конца 1960-х до начала 1990-х гг. значительного числа надгробий и постепенному осознанию значения их исследования для истории русской культуры позднего средневековья.

В последние два десятилетия интерес к надгробию резко увеличился благодаря чрезвычайно широкому распространению археологических раскопок и реставрации архитектурных памятников, прежде всего в Москве и Подмосковье. В настоящее время выявлены, изучены и каталогизированы целые комплексы надгробных плит XIII — XVII вв. с некрополей таких известных московских монастырей как Данилов монастырь, Богоявленский монастырь, Высоко — Петровский монастырь и других.

К сожалению, средневековые надгробия являются источником не массовым, несмотря на масштабы территории Московского государства. К сегодняшнему дню Институт археологии РАН располагает коллекцией чуть более в 1000 надгробных плит.

Основная часть надгробий принадлежит XVI — XVII вв. (не менее 90 %), для XV века достоверно известны пока около 10 — 15 экземпляров, а от XIII — XIV вв. — немногим более (примерно 25 экземпляров). В частности, ныне ведущий специалист в области изучения средневековых надгробий Беляев Л.А. указывает на то, что довольно значительная и почти не опубликованная коллекция надгробий XVI — XVII вв. хранится в провинциальных музеях. Данные «запасы», по оценке Беляева Л.А., насчитывают 200 — 300 экземпляров.

Что же касается начала бытования белокаменных надгробий на русских христианских некрополях, то, как отмечает Беляев Л.А., они в виде могильных плит появились на Руси, скорее всего в XIII веке. До сих пор нет сколько — нибудь достоверных свидетельств существования плит в домонгольский период.

В XIII — XV вв. белокаменные надгробия постепенно распространяются в Москве и землях вокруг нее, а так же на севере и северо-западе Руси (в Ростове, Твери, Старице, Белоозере и других районах). Позднее, в конце XV и особенно с середины XVI века, начинается вытеснение местных форм надгробиями с типично московской орнаментикой. Широко распространившись во второй половине XVI — XVII вв. по всей Московской Руси, в последней трети XVII столетия московские плиты испытывают активное воздействие барочных форм и орнаментики западноевропейского надгробия. С XVII в. и позднее надгробная плита будет оттеснена на периферию распространением архитектурно или скульптурно оформленных надгробий и сохранит лишь второстепенную, служебную роль, утратив элементы средневековой орнаментики.

Надо ли говорить о том, насколько уникальным оказался неожиданно открывшийся Можайский некрополь? Это просто кладезь исторических знаний о средневековом Можайске! Здесь покоятся века нашей истории, и каждый камень с этих могил бесценен для нас и в культурном, и в историческом плане.

Но сейчас Можайский некрополь оказался в опасности, поскольку известняковые плиты надгробий начали быстро разрушаться. До этого они несколько десятилетий пролежали в земле, где, пусть и плохо, но все же были защищены и от солнечных лучей, и от температурных перепадов слоем щебня и гумуса. Когда же фундаменты расчистили, а другие надгробные плиты расставили по территории кладбища, то они стали покрываться разрушающими их лишайниками, стали доступны и влаге, и морозам. К настоящему времени состояние этих хрупких известняковых плит весьма плачевно. Поэтому необходимы срочные меры по их консервации.

Если консервация невозможна по техническим и материальным соображениям, то необходимо провести исследование и описание этих плит, чтобы сохранить для будущих исследователей хотя бы эпитафии. Для этого необходимо разобрать плиты фундаментов, очистить их от лишайников, скопировать надписи и сфотографировать. Так мы сохраним для будущих поколений весомую часть своей истории. Нужен всего лишь специалист в данной области, которому бы охотно помогали можайские энтузиасты-краеведы.

Помимо Министерства культуры и Института археологии РАН я обращаюсь и ко всем неравнодушным людям, которым дорога наша история. Давайте объединим наши усилия и спасем для потомков бесценные надписи из Можайского некрополя.

Владимир Куковенко

Времена Древней Руси, памятники культуры которой составляют предмет настоящего обзора, - это важнейший период в отечественной истории, так как именно тогда были заложены основы государственности, общественной, политической, экономической и социальной структур, что нашло свое выражение в письменных, археологических и архитектурных источниках.

Общая характеристика эпохи

Основы государства управления складывались во времена Древней Руси. Памятники культуры данной эпохи интересны тем, что в них отразились идейные основы молодого российского общества, только что принявшего православие. Большую роль в их создании сыграла инициатива князей, которые очень часто способствовали каменному строительству, написанию летописей, возведению зданий гражданского и оборонительного назначения. Впоследствии инициатива перешла и к населению, в первую очередь к городским жителям, которые очень часто на собственные средства возводили церкви, храмы. Большое значение в этом культурном процессе сыграло греческое влияние. Византийские мастера стали строителями многих памятников, а также обучили многому русских, которые, переняв их правила и традиции, скоро стали создавать свои собственные уникальные сооружения.

Тип храмов

Времена Древней Руси, памятники культуры которой в основном представлены церковным строительством, традиционно принято датировать домонгольским периодом, с 9 по начало 13 века, однако в более широком смысле к данному понятию применимы и поздние столетия. Русская архитектура восприняла византийские традиции, поэтому крестово-купольные храмы Древней Руси, в принципе, повторяют их особенности. Однако в нашей стране в основном распространение получило возведение белокаменных прямоугольных церквей, а полукруглый купол был заменен на шлемообразный. Мастера очень часто создавали мозаики и фрески. Особенно были распространены четырехстолпные храмы, реже встречались с шестью и восьмью колоннами. Чаще всего они имели три нефа.

Ранняя церковь

Времена Древней Руси, памятники культуры которой неразрывно связаны с крещением и принятием православия, стали эпохой расцвета каменного храмового строительства. В списке этих строений следует выделить самые основные, возведение которых стало знаковым событием в истории и послужило началом к дальнейшему сооружению. Одной из первых наиболее крупных и значимых храмов стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая также получила в народе название Десятинной, так как князь специально выделил для нее десятую часть своих доходов. Она была построена при Владимире Святославиче Святом, который крестил русскую землю.

Особенности

Археологи затрудняются восстановить ее первоначальный облик, тем не менее некоторые сохранившиеся данные, такие как греческие клейма на кирпичах, мраморные украшения, говорят о том, что строительство проводили греческие мастера. Вместе с тем сохранившиеся надписи на кириллице и керамические плитки позволяют говорить об участии в возведении славян. Церковь построена как крестово-купольное сооружение по традиционному византийскому канону.

Храмы 11 века

Времена Древней Руси, памятники культуры которой доказывают быстрое распространение и утверждение православия в нашей стране, стали периодом активного строительства церквей, разных по размеру, композиции и структуре. Второй по значимости храм в этом списке - это Он был возведен при княжении Ярослава Мудрого и должен был стать главным религиозным центром новой державы. Его особенностью является наличие больших хоров. Он имеет тринадцать куполов с окнами. В центре расположен главный, ниже - четыре поменьше, а далее находятся еще более маленькие восемь куполов. Собор имеет две лестничные башни, двухъярусную и одноярусную галереи. Внутри имеются мозаики и фрески.

Крестово-купольные Руси получили большое распространение в нашей стране. Еще одной важной постройкой стала Киево-Печерской лавры. Она имела три нефа, просторный интерьер и один купол. Он был взорван в годы Второй мировой войны и впоследствии восстановлен в традициях украинского барокко.

Новгородская архитектура

Памятники русской культуры разнообразны по стилю и структуре. Новгородские храмы и церкви имеют свои уникальные особенности, которые позволяют выделить эту традицию как особую в истории отечественной архитектуры. Отдельно в списке древнерусских строений следует выделить который долгое время оставался главным религиозным центром республики. Он имеет пять куполов, лестничную башню. Купола имеют формы шлемов. Стены построены из известняка, интерьер похож на киевскую церковь, арки удлинены, однако некоторые детали претерпели небольшое упрощение, что впоследствии стало характерной особенностью архитектуры города.

Поначалу мастера подражали киевским образцам, однако впоследствии новгородская архитектура получила свой самобытный облик благодаря уникальным и легко узнаваемым особенностям. Их храмы отличаются небольшими размерами, приземистостью и простотой оформления. Одна из самых известных церквей в данном стиле - это Спасо-Преображенский храм на Нередице. Он очень прост, однако имеет очень величественный облик. У него небольшие размеры, в нем нет внешнего декора, линии очень просты. Эти особенности характерны для новгородских храмов, внешний облик которых даже отличается некоторой непропорциональностью, что делает их неповторимыми.

Постройки в других городах

Памятники в Нижнем Новгороде также входят в список наиболее известных древнерусских строений. Одна из церквей посвящена святому Она была возведена в 16 веке в память избавления города от нашествия татар и ногайцев. Поначалу она была деревянная, но потом, в середине 17 века, была перестроена в камне. В 19 веке церковь из одноглавой была перестроена в пятиглавую, которая дала название улице в городе.

Памятники в Нижнем Новгороде занимают видное место в истории отечественной архитектуры. Один из наиболее известных - это Михайло-Архангельский собор, построенный в 13 веке. Это была белокаменная церковь с 4 столпами и 3 апсидами.

Итак, города других земель и удельных княжеств также стали центрами активного архитектурного строительства. Их традиции отличаются своими оригинальными и неповторимыми особенностями. Церковь Николы Надеина в Ярославле - это уникальный храм 17 века. Он был возведен на берегу Волги и стал первым каменным храмом на посаде города.

Инициатором выступил купец Надей Светешников, после которого многие торговцы и ремесленники стали также возводить церкви. Основа храма была поднята на высоком основании, наверху было пять куполов на тонких барабанных шейках. Церковь Николы Надеина имеет уникальный иконостас. Он выполнен в барочном стиле и заменил в 18 веке более древний.

Значение

Таким образом, древнерусская архитектура является уникальной по своим особенностям, стилю и интерьеру. Поэтому она занимает видное место не только в отечественной культуре, но и в мировом искусстве в целом. В связи с этим в настоящее время особенно важна охрана памятников истории и культуры. Многие из них не дошли до нашего времени, некоторые были разрушены в годы войны, так что современные археологи и реставраторы придают большое значение их реконструкции и обновлению.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры