"Кому на Руси жить хорошо": "Поп" (анализ главы). Поэма «Кому на Руси жить хорошо Положительные черты характера героя

Главная / Развод

Свою позицию по отношению к Крестьянской реформе 1861 года Н.А. Некрасов выразил в стихотворении «Элегия»: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Как известно, страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими.

Крепостные порядки свежи в памяти крестьянина, но и новые не принесли счастья народу.

Некрасов дает в своей поэме глубокий и широкий социальный «срез» тогдашней России, чтобы показать, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенное время и низы, и верхи являются по-своему несчастными.

Вопрос

Какие вопросы ставит Некрасов в своем произведении?

Ответ

Поэма состоит из четырех частей, связанных между собой единством сюжета. Эти части объединяет рассказ о семи мужиках, которых одолела великая «заботушка» узнать

Как ни на есть – доподлинно,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?

«Счастлив ли народ?» – этот главный вопрос, волновавший Некрасова всю жизнь, поставлен им в центре поэмы; поэт не ограничивается прямым ответом – изображением народного горя и бедствий, а ставит вопрос шире: в чем смысл человеческого счастья и каковы пути его достижения?

Первая встреча семерых правдоискателей происходит с попом

Вопрос

В чем, по мнению попа, заключается счастье?

Ответ

«Покой, богатство, честь».

Вопрос

Почему сам поп считает себя несчастливым?

Ответ

Дороги наши трудные.
Приход у нас большой.
Болящий, умирающий,
Рождающийся в мир
Не избирают времени:
В жнитво и в сенокос,
В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые.
И в половодье вешнее -
Иди куда зовут!
Идешь безотговорочно.
И пусть бы только косточки
Ломалися одни, -
Нет! всякий раз намается,
Переболит душа.
Не верьте, православные,
Привычке есть предел:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!
Аминь!.. Теперь подумайте.
Каков попу покой?..

Вопрос

Как в этой главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Ответ

Поля совсем затоплены,

Навоз возить – дороги нет,
А время уж не раннее –
Подходит месяц май!»
Нелюбо и на старые,
Больней того на новые
Деревни им глядеть.
Ой избы, избы новые!
Нарядны вы, да строит вас
Не лишняя копеечка,
А кровная беда!..

Главным героем некрасовской поэмы является народ. Это центральный образ эпопеи.

«Сельская ярмонка»

После встречи с попом мужики-правдоискатели попадают на сельскую ярмарку. Здесь перед нами предстают разнообразные крестьянские типы. Охарактеризуйте некоторых из них.

Ответ

Вавилушка пропил деньги, предназначенные для покупки ботиночек внучке. Крестьяне покупают портреты генералов и бульварную литературу. Посещают питейные заведения. Наблюдают за представлением Петрушки, оживленно комментируя происходящее.

Вопрос

Вопрос

Кто такой Павлуша Веретенников? Какова его роль в этой главе?

Ответ

Павлуша Веретенников (ч.1, гл. 2, 3).

Занимаясь собиранием фольклора, пытается сохранить богатство русской речи, помогает купить ботиночки внучке Ермила Гирин, но он не способен в корне изменить тяжелую крестьянскую жизнь (у него и цели-то такой нет).

«Счастливые»

Вопрос

Приведите примеры так называемого «крестьянского счастья».

Ответы учеников

Вопрос

Почему несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

В поэме множество крестьянских портретов – групповых и индивидуальных, нарисованных подробно и мимоходом, несколькими штрихами.

В портретных характеристиках передан не только внешний вид крестьян, в них мы читаем историю целой жизни, заполненной непрерывным изнурительным трудом.

Досыта не едавшие,
Несолоно хлебавшие,
Которых вместо барина
Драть будет волостной. –

так выглядят пореформенные крестьяне. Уже сам выбор названий деревень, в которых они живут: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино и т.д. – красноречиво характеризуют условия их жизни.

Задание

Дайте портретную характеристику крестьян и прокомментируйте ее.

Ответ

Яким Нагой (ч. I, гл.3) – правдоискатель. Побывав в тюрьме за то, что «с купцом тягаться вздумалось»,

Как липочка ободранный,
Вернулся он на родину...

Тяжела жизнь Якима Нагого, но сердце его тянется к правде и красоте. С Якимом случается история, которая впервые в поэме ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. При пожаре Яким прежде всего спасает не трудовые деньги, накопленные за долгую жизнь, а картинки, купленные сыну, на которые тот любил смотреть. Картиночки оказались дороже целковых, хлеб духовный – выше хлеба насущного.

Яким Нагой – это личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно.

Ермил Гирин (ч. I, гл. 4)

Вывод

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы – русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Вопрос

Какие помещики выведены в поэме?

Ответ

В конце главы 4 появляется помещик, которому посвящена заключительная глава части I, Оболт-Оболдуев. Его «ухватки молодецкие» и внешне благополучный облик резко контрастируют с той тоской, которая поселилась в душе этого крепостника. Прошли те времена, когда желание его было «законом», когда «дышала грудь помещичья // Свободно и легко». Разрушается помещичья усадьба, мужики не проявляют прежнего благочиния, не верят его «слову честному», смеются его неуклюжей приспособляемостью к новым порядкам, негодуют на его алчность, когда он к прежней барщине и сегодняшнему оброку добавляет денежную дань и подношения, выматывая силы крестьян, которых ненавидит.

Облик князя Утятина отнюдь не такой благодушный, как в случае с Оболтом. У «Последыша» хищный взгляд (как рысь высматривал // добычу»), «нос клювом, как у ястреба», он демонстрирует физическое и умственное вырождение, ибо черты паралитика соединились с явным сумасшествием.

В поэме гневно изображается помещик Поливанов, помещик-офицер Шалашников.

Вопрос

Какие приемы использует Некрасов при изображении помещиков?

Ответ

Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках.

При характеристике князя Утятина используется сатира, соединенная с фарсом. Его крестьяне ломают перед ним «комедь», устраивают розыгрыш своего пребывания при крепостном праве.

Вопрос

Ответ

Вопрос

Каковы общие черты помещиков, изображенных в поэме?

Ответ

Сатирически, изображая представителей верхов, Некрасов показывает их озлобленность, недовольство новыми порядками, шаткость их положения, бессилие. Это свидетельство их кризиса, трагедийного переживания гибели старых порядков. Нет среди этих верхов людей по-настоящему счастливых, хотя в народе они по-прежнему прозываются «счастливцами».

Вопрос об авторском замысле поэмы вызывает среди литературоведов частые споры. К.И.Чуковский полагал, что вопрос о благополучии помещиков, священников, купцов, царских сановников и самого царя был выдвинут в поэме лишь для маскировки подлинного идейного замысла. Исследователь М.В.Теплинский убежден, что в поэме вообще не поставлена задача найти счастливого: «центральный авторский замысел – поиски путей к народному счастью», постижение того, что такое счастье.

В поисках счастливого семеро крестьян-правдоискателей встречаются со многими людьми, и перед читателем встает картина бедствий на многострадальной Руси.

Литература

Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986

Н.Скатов. Некрасов.

И.А.Фогельсон. Литература учит.

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – центральное произведение творчества Н.А. Некрасова. Это монументальное лирико-эпическое творение, охватывающее целый исторический период жизни русского народа.

Одной из центральных проблем поэмы является проблема понимания счастья: герои повсюду ищут счастливого человека, пытаясь понять, «кому живется весело, вольготно на Руси». Этот вопрос является у Некрасова сложным, многогранным, рассматривается с различных точек зрения – социальной, политической, нравственной, философской, религиозной.

Прологе к поэме странствующие мужики выстраивают целый ряд счастливых, по их мнению, людей: чиновник, купец, помещик, священник, царь… Автор же относится с иронией к самой сути этого спора: «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь…». Не согласен он с мужиками и в правильности выстроенной ими системы благополучия, полагая, что счастье этих людей является ограниченным, сводится к материальной обеспеченности.

Формулу такого счастья называет презираемый поэтом «поп»: «покой, богатство, честь». Мужики же соглашаются с ним в силу своей необразованности, наивного

Простодушия. Именно этот персонаж своим рассказом о «счастливой жизни» вносит разлад в образ мыслей странников и изменяет характер их поведения: от роли абстрактно спорящих созерцателей жизни они переходят к роли ее непосредственных участников.

Наиболее яркое проявление этого мы находим в главе «Сельская ярмонка», в которой изображается разноголосие разноязыкого, разгульного, пьяного народного «моря». Здесь происходит диалог странников со всем мужицким «миром» который вовлекается в спор о счастье. В этой части поэмы происходит резкий поворот странствующих мужиков в сторону народной жизни.

Что же такое счастье в представлении народа? Есть ли счастливые люди в этой среде? Поставленные вопросы раскрываются автором в главе «Счастливые». В которой по собственной инициативе к странникам подходят «счастливцы» из народных низов. Перед нами возникают обобщенные, но ограниченные картины счастья крестьянского («реп до тысячи на небольшой гряде»), солдатского («… в двадцати сражениях я был, а не убит!»), рабочего («щебенки наколачивать в день на пять серебром»), холопского («у князя Переметьева я был любимый раб»). Однако итог этой беседы неприемлем ни для автора, ни для его дотошных героев, вызывает их общую иронию: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями, проваливай домой!».

Однако в финале этой части некрасовского произведения содержится по-настоящему серьезный и глубокий рассказ о счастливом человеке – Ермиле Гирине, знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. «Не князь, не граф сиятельный, а просто он – мужик!» – по своему авторитету, влиянию на крестьянскую жизнь этот человек оказывается сильнее князя и графа. И сила эта заключается в доверии народного «мира» и в опоре Ермила на этот «мир». Это отчетливо проявляется в его тяжбе с Алтынниковым за мельницу.

Гирин наделен бесценным по своей общечеловеческой значимости чувством христианской совести и чести – в этом и заключается его счастье, в авторском понимании. Совестливость Ермила Гирина, по мнению поэта, не исключительна – она выражает одну из наиболее характерных особенностей русской крестьянской общины, а этот персонаж одним из луших представителей своего народа.

Таким образом, Ермил опровергает первоначальное представление странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имел все, что необходимо для счастливой жизни по предложенной формуле: и покой, и богатство, и уважение. Однако он жертвует этими благами ради правды народной и попадает в острог, сохранив тем самым свою честь, христианскую совесть. Это один из самых ярких примеров понимания истинного счастья в произведении Некрасова.

Постепенно, по мере смены событий и появления новых героев, в поэме складывается обобщенный, собирательный образ счастливого человека. Таким счастливцем оказывается у Некрасова борец за народные интересы. Как бы в ответ на рост народного самосознания из разноголосого хора крестьянских голосов начинают все громче звучать песни Гриши Добросклонова – русского интеллигента, настоящего подвижника, которому за это «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Образ человека, видящего возможность достижения «счастия народного» в результате всеобщей и активной борьбы за «непотрошеную губернию», является сквозным для всего некрасовского творчества. Это село Избытково, по авторскому замыслу, и ищут теперь духовно выросшие странники, давно забывшие о первоначальной цели своего путешествия.

Таким образом, некрасовские странники выступают символом тронувшейся с места, жаждущей перемен к лучшей жизни пореформенной народной России. Однако в поэме нет противопоставления счастья «верхов» и «низов», она подводит читателя к идее воплощения всеобщего счастья – «пира на весь мир».

Литература

Ответ на билет №20

1. Художественное исследование народной жизни.

2. Фольклорная основа поэмы.

3. Кому на Руси жить хорошо?

Говорящие названия;

Образ крестьян;

Идеал счастья:

Помещика;

4. Понимание счастья Некрасовым.

5. Образы бунтарей - народных заступников.

6. Образ Г. Добросклонова - нравственный идеал Некрасова.

7. Оптимистический финал поэмы.

1. Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, - итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова “Элегия”:

“Народ освобожден, но счастлив ли народ?” - поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.

2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. ^ Уже зачин поэмы “В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай”, не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень -

Заплатова, Дырявина,

Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож.

В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая “целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...”. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой обрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается...

Центральный вопрос поэмы: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” не имеет однозначного ответа:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву

А Пров сказал: царю...

В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, друга милые?

Они сказали: “Так”.

Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие “счастье”. Для попа счастье - в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который “сам нуждается и рад бы дать, да нечего”. Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье - в праздности, роскоши и чревоугодии:

Французу не привидится

Во сне - какие праздники,

Не день, не два - по месяцу

Мы задавали тут.

Свои индейки жирные,

Свои наливки сочные,

Свои актеры, музыка,

Прислуги - целый полк!

Пять поваров, два пекаря...

в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Богатство“прогрессивного” помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из “Киева - с вареньями, из Астрахани - с рыбою”. Покой помещика - вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик - отец, а крестьяне - дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика - это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях “был, а не убит”, “нещадно бит я палками” - а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как “родилось реп до тысячи на небольшой гряде”; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье - в отсутствии несчастья. Для народа богатство - достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

Покой - внутренняя гармония и чистая совесть. Честь - уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.

Для народа слова: богатство, честь, покой - наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:

Да, был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением:

“Не дело между бабами счастливую искать”. Счастливой она была только в молодости:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Хороший муж, лад в семье - это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, “Бог сибирской язвою” трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

Матрена называет деда Савелия - “богатыря святорусского”, который двадцать лет провел на каторге.

Эти простые люди - золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

4. Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением.Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

5. В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

6. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе “Доброе время - добрые песни”, и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит:

Судьба ему готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Такая судьба типична для русских революционеров-демократов. Фамилия героя похожа на фамилию Добролюбова, которого Некрасов очень любил и ценил. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

7. Песня “Русь” - гимн крестьянской Руси, которая, преодолев бессилие, холопское терпение, проснется и поднимется на борьбу за свое освобождение:

Рать подымается

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Но мысли о революционном преобразовании мира, по мнению Некрасова, еще не вошли в народное сознание.

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Тест по произведению

Рассказать о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.

(Все они в идеал счастья включают «покой», «богатство», «почет». Первым встретился странникам поп. На их вопрос: «Ты как вольготно, счастливо живешь, честной отец?» - Поп ответил прежде всего вопросом же: «В чем счастие по-вашему?». Вопросы: что такое счастье? Что нужно человеку для счастья? - возникают и в разговоре с помещиком, и в рассказе об Ермиле Гирине. Выясняется, одинаковый ли смысл вкладывает помещик и крестьяне в понятие «счастье», «почет». Дворянское понимание счастья - это:

Богатство, владение собственностью: Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревки скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Всеобщая покорность: Пойдешь ли деревенькою -

Крестьяне в ноги валятся,

Пойдешь лесными дачами -

Столетними деревьями

Преклонятся леса!

…………….

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

Шептала: «Я твоя!»

Неограниченная власть над людьми, Ни в ком противоречия,

ему принадлежащими: Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - мое желание!

Кулак – моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!..

В рассказе об Ермиле Гирине Почет завидный, истинный,

имеется в виду: Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Народ единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом Алтынниковым, как велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра, когда «шесть тысяч душ всей вотчиной» кричат: «Ермилу Гирина!» - Как человек один!» Это почет истинный».)

Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы заставляют задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика - это счастье жить чужим трудом. Именно к этому выводу приводят рассуждения попа о том, «о богачество поповское идет»: «Не брать, так нечем жить» - и рассказ Оболта Оболдуева о счастье помещика в дореформенное время. Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почет» - нужно, чтобы каждый имел это все.

Каким путем идет к счастью Ермила Гирин?

(Крестьянину, рассказывающему об Ермиле Гирине, странники задают вопрос:

Однако знать желательно -

Каким же колдовством

Мужик над всей округою

Такую силу взял?

В ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою».)

В чем же правда Ермилы Гирина?

(Где хватит силы - выручит,

Не спросит благодарности,



И дашь, так не возьмет!

Худую совесть надобно -

Крестьянину с крестьянина

Копейку вымогать.

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил...)

Итак, поистине ответа на вопрос - кто счастлив? - ставит странников перед решением других вопросов:

Что такое счастье?

Как счастья добиться?

Сознание семи странников не остается неизменным. В каком же направлении идет это изменение?

(В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее. Предмет спора осмыслен ими лишь с одной стороны, и, как выясняется в дальнейшем, не главной его стороны.

Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа - «покой, богатство, честь». Они воспринимают его рассказ с полным доверием.)

Как осмыслили крестьяне самый предмет спора в «Прологе», в начале пути при встрече с попом?

(После встречи с попом странники попадают в богатое село Кузьминское, где идет веселый праздник - «ярмонка» с многоликим, разноголосым крестьянским миром. У мужиков-правдоискателей рождается желание поискать счастливого среди мужиков. Выслушав рассказы «счастливых» из народной толпы, семь странников отвергают ограниченные мужицкие представления о счастье, «дырявом с заплатами», «горбатом с мозолями».)

Какие представления о счастье отвергают поспорившие мужики?

(Ермил Гирин имел все, что надобно для счастья, живя по законам на родной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков. Народный заступник не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за народ во время бунта в «вотчине помещика Обрубкова, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки» окончилось для Гирина трагически. С тех пор «в остроге он сидит». Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо» и «вольготно», «счастье» и «воля, свобода».



Встреча семи странников с помещиком, реплики крестьян по ходу его рассказа свидетельствуют о том, как глубоко чужды им идеалы господствующего класса. Разговор мужиков с Оболтом-Оболдуевым воспринимается как столкновение непримиримых точек зрения. Реплики крестьян, сопровождающие рассказ Оболта-Оболдуева, начиная с наивно-простодушной:

Леса нам не заказаны -

Видали древо всякое!

кончая социально-острыми:

Кость белая, кость черная,

И поглядеть, так разные, -

Им разный и почет!

А про себя подумали:

«Колом сбивал их, что ли ты

Молиться в барский дом?..

Да, было вам, помещикам,

Житье куда завидное,

Не надо умирать! -

обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, открывают ту пропасть, которая существует между ними).

После встречи с помещиком поспорившие мужики приходят в деревню Вахлаки. Здесь на вопрос дяди Власа: «О чем же вы хлопочите?» - они ответили так:

…Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села!..)

Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано?

Кто еще включается в поиск ответа на вопрос о счастье?

(В новом определении цели странствий речь идет уже о счастье народном. С особой силой звучит мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожих на те старые, что оно до сих пор знали.

В поиски счастливого, в обсуждение вопроса - кто счастлив? - постепенно включается буквально весь народ. Не только странники, крестьянин Федосей, попик седенький, Матрена Тимофеевна, но и «молва народная придающая делу, затеянному семью поспорившими мужиками, всенародный размах. Народной молвой прославлены счастливыми Ермил Гирин, дед Савелий, Матрена Тимофеевна.)

К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чем оно, народное счастье?

(Рассказы о их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей, - воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.)

В чем особенности представления народа о счастье? Каковы необходимые условия счастья народа?

(Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения.

Вопрос о счастье переводится из этического в социальный план, приобретает острое политическое звучание. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом - что делать, чтобы счастье стало возможным?).

Таковы новые выводы, к которым пришли странники - правдоискатели, свидетельствуют о росте самосознания крестьянства. Спор, возникший в «Прологе», продолжается во всех главах и частях поэмы, все время приковывая внимание читателя к тем процессам, которые происходят в жизни русского народа после реформы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры