Общие черты тихона и бориса. Тихон и борис сравнительная характеристика в пьесе гроза островского сочинение
Борис Дикой и Тихон Кабанов - два совершенно разных персонажа. Они оба очень тесно связаны с главной героиней - Катериной, и составляют с ней любовный треугольник. Тихон - её муж, а Борис - мимолётный интерес, интрижка, мужчина, с которым она изменила Тихону. Конечно, это сразу ставит их в совершенно разные положения. Следует отдельно поговорить о каждом персонаже, чтобы выявить их различия и немногочисленные сходства.
Тихон Кабанов - законный муж Катерины и сын Кабанихи. Он воспитан в строгости и привык во всём слушаться свою матушку; находится, так сказать, у неё «под каблуком». Он не умеет самостоятельно принимать какие-либо решения, он не знает, как жить вдали от матери и поэтому, улетев временно из-под матушкиного крыла, сразу же уходит в разгул:
«Уж очень рад был, что на волю-то выбрался. И пил всю дорогу».
Тихон представляется мне как тряпка, а не как настоящий мужчина, ведь в нём отсутствует то самое главное - мужественность. Конечно, у Тихона есть и положительные качества - он умеет прощать, а это дорогого стоит. Он простил Катерину, когда та ему изменила, хотя, я считаю, это не тот поступок, который нужно прощать. В любом случае, это говорит только о духовности, душевности Тихона. Тихон верный, добрый, но, к сожалению, настоящим мужчиной я его назвать не могу.
Что же касается Бориса, то он для меня фигура ещё более неоднозначная, чем Тихон. Он племянник богатого купца, всю юность провёл в Москве и получил надлежащее образование, что в то время было огромной редкостью. В небольшой городок Калинов, в котором происходят действия пьесы, ему пришлось переехать. Я думаю, если бы не пособничество Варвары и Кудряша, Борис бы не стал бегать за Катериной, ведь она, замужняя женщина, а Борис воспитанный человек, и вряд ли бы он пошёл на свидание к занятой даме. Его чувства к Катерине, нежные слова, которые он ей говорит - всё это делает образ Бориса более живым и романтичным, особенно по сравнению с тем же Тихоном. Борис уверенный в себе человек - это делает его ближе к понятию «настоящий мужчина». Есть одно «но» - к концу пьесы Борис проявляет себя как настоящий подлец. Его слова к Катерине рушат весь образ романтичного молодого человека:
«Только одного Бога надо просить, чтобы она умерла поскорее».
Желать человеку смерти, хоть и скорой, не самая удачная мысль. Тем более, если ты клялся этой женщине в любви. Так был он честен или просто решил по-тихому сбежать? Кто его знает.
Подытожив, можно сказать, что Борис показывает себя более активным человеком во всех сферах жизни, нежели Тихон - тот совершенно пассивен. Но их обоих настоящими мужчинами назвать можно лишь с натяжкой, я вижу в каждом из них черты мальчишек, ещё не сформировавшихся личностей. Они оба не умеют решать проблемы, предпочитая их игнорировать. Тихон прощает Катерине измену, а Борис уезжает от неё, не желая исправлять собственные ошибки. Тихон и Борис совершенно полярны, их характеры различны, но оба они, совершенно точно, не настоящие мужчины.
Тихон и Борис. Сравнительная характеристика (по драме А. Н. Островского «Гроза»)
Пьеса «Гроза» была допущена драматической цен-зурой к представлению в 1859 году. Цензор И. Нордстрем, хорошо относившийся к А. Н. Островскому, по просьбе друзей драматурга представил «Грозу» как любовную, а не социально-обличительную, сатириче-скую и в своем рапорте не упомянул ни о Кабанихе, ни о Диком. Но любовный конфликт выливается в обще-ственный и объединяет все остальные: семейный, социальный. К конфликту Катерины и Бориса с окру-жающими присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Ди-ким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.
Два мужских образа помогают нам понять харак-тер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в Калинов из Москвы.
Борис поневоле приехал в Калинов: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жа-лели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сест-ру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с се-строй сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием ». Бо-рису неуютно в городе, он не может привыкнуть к ме-стным порядкам: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смот-рят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше рус-ское, родное, а все-таки не привыкну никак .»
Объединяет обоих героев подневольность, зависи-мость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дико-го. Тихон с малолетства находится во власти деспо-тичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет пе-речить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:
Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Н. А. Добролюбов, рассматривая образ Тихона, подмечает, что он «сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства...».
Тихон не знает, как угодить матери («...только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рож-ден, что не могу вам угодить ничем »), и даже срывает-ся на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая! »). И прав был Кулигин, когда го-ворил о том, что за запертыми воротами в семьях « раз-врату темного да пьянства!» Тихон пьет от безысход-ности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поезд-ки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает ис-тинные желания брата:
Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.
Катерина: За что же?
Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сдела-ет, как приказано.
Катерина: И на воле-то он словно связанный.
Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырвать-ся-то поскорей.
Тихон не может, да это просто-напросто и не прихо-дит ему в голову, противоречить матери, не может за-щитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сце-не прощания мы видим, как Тихон мучается, пони-мая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:
Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не зна-ешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.
Кабанов: Да она, чай, сама знает.
Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом прие-дешь, спросишь, так ли все исполнила.
Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!
Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.
Кабанов: Не груби!
Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!
Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!
Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!
Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.
Тихон предпочитает «непротивление», по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину: «Все к серд-цу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай...»
Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства яв-ляется проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы «все да уехал. А то сестру жаль ».
Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием «жестоких нравов» Калинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приез-жий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов, «к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных...; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и жен-щины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной сво-боды».
Катерина утверждает, что любит своего мужа, под-меняя понятие «любовь» на жалость. Как утверждает Варвара, «коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!»
Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает: «Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свек-ровь-то больно люта ». Но Борис даже не пытается про-тивиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бори-са после того, как Катерина призналась в измене свек-рови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Ка-терину. А ведь она предлагает выход из этой ситуа-ции — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно от-вечает: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы ...». Борис не го-тов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решил-ся. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что ос-тавляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, что-бы ей не мучиться долго! »). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что «Борис — не ге-рой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье... Он представляет одно из об-стоятельств, делающих необходимым фатальный ко-нец...» пьесы.
А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изме-нила и опозорила его, он оказался способен на сочув-ствие к ней и к своему сопернику: «Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ру-гали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет ».
Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявля-ется после ее смерти:
«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам... Что мне без нее! » И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы ...»
Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притес-нениям.
Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть и читатель зачастую узнает свои черты в Катерине, Варваре или Борисе.
В пьесе присутствует два мужских образа, являющихся «подневольными» в темном царстве. Тихон и Борис – два абсолютно противоположных персонажа, однако их связывает Катерина. Читатель может наблюдать любовный треугольник. Тихон – муж главной героини, а Борис – только мимолетное увлечение. Давайте рассмотрим этих персонажей отдельно, чтобы лучше понять их сходства и различия. Также мы сможем понять и мотивы Катерины: что она чувствует к обоим героям и почему героиня изменила мужу?
Тихон – муж героини с самого раннего детства находится под влиянием своей тираничной матери, он очень сильно от нее зависит. Кабаниха настолько сильно подчинила сына своей воле, что может влиять на него даже после того, как Тихон уже создал свою собственную семью. Противиться матери он не может и иногда срывает зло на Катерине, хоть она ни в чем и не виновата. Все это приводит Тихона к пьянству. На самом деле он любит и жалеет жену, но защитить ее не может, потому что сам очень слабовольный человек и не может сказать Кабанихе чтобы она оставила его и его жену в покое. Найти в себе силы сказать матери все, что у него на сердце, он решается только после смерти жены. Катерина мужа не любит, только жалеет, наверное, именно поэтому она ищет настоящей любви, которая соответствует ее юным мечтам.
Борис Григорьевич оказывается в Калинове не по своему желанию. Он получил хорошее образование, но вынужден приехать в Калинов ради большого наследства, подчиняясь воле своего дяди. Ему не нравится город и его порядки. Он с радостью бросил бы все и уехал куда-нибудь, чтобы не зависеть от Дикого и наследства, которое тот ему оставит. Он остается в Калинове и подчиняется местным порядкам ради своей сестры.
Почему Катерина из всех мужчин полюбила именно Бориса? Наверное, потому что он был новым лицом в Калинове и в ее видении представал мужчиной, совершенно не похожим на ее мужа. Сначала Борис очень ласков с девушкой, но поняв, что Катерина любит его, он раскрывается и показывает свою жестокую и эгоистичную натуру. Прекрасным принцем Борис не является и защитить юную девушку от гнета «темного царства» не смог, также как и муж, а может быть, и не хотел. Он отказывается брать ее с собой, когда уезжает, тем самым фактически обрекая ее на смерть.
Читатель видит, что Тихон и Борис во многом схожи. Даже если они и способны на проявление чувств любви и нежности, никто из них не смог противостоять местным порядкам, системе Домостроя, они не способны совершить решительный, пусть даже и отчаянный поступок ради другого человека. Все их действия и бездействия приводят к гибели Катерины – и в темном царстве не остается света.
Вариант 2
В своем произведении «Гроза» А.Н.Островский показал трагедию маленького городка, страдающего от деспотизма власть имущих. Трагедия, которая произошла с Катериной, не изменила ее жизнь, но стала первым шагом к переменам в обществе. Тихон и Борис - главные герои, два мужчины, живущие в патриархальном обществе. Оба страдают от патриархального уклада, оба любят Катерину, но ни Бори ни Тихон не смогли спасти ей жизнь.
Тихон вырос под жестким давлением, в постоянном унижении и ущемлении собственных интересов. Отец-самодур, который держит под жестким контролем всех, до кого может дотянуться и мать, среди чужих людей выступающая благодетельницей, а дома не уступающая отцу, очень сильно влияют на сына. Она переубедила Тихона в том, что у него нет своего ума, и он должен жить за чужим. То есть материным. Молодой, женатый мужчина боится пойти против воли родителей, оправдывается перед матерью даже если не чувствует вины. Тихон очень хочет вырваться на свободу, он бредит ею и не обращает внимания на проблемы Катерины. Можно утверждать что Тихон любит свою жену, он простил бы ей измену, но открыто против матери пойти не может. Это марионетка, которая время от времени пытается вырваться на свободу, но его тут же ставят на место.
Борис воспитывался в более свободных условиях. Но жизненные обстоятельства заставили его терпеть самодурство дяди. Внешне Борис отличается от Тихона разговорами, образованием. Он смело рискует своей репутацией, эмоциональный, тоже любит Катерину. Но вместе с тем Борис ничего не делает для спасения любимой. Более того, добившись любви Катерины, Борис начинает жестоко к ней относится. Отличительная черта характера Бориса – эгоизм. Он прекрасно осознавал последствия своего поступка, но даже не собирался переживать за то, как Катерине придется жить дальше. Молодой человек тоже не интересуется внутренним миром Катерины, не хочет ее выслушать и чем-то помочь. Можно утверждать, что Борис перекладывает ответственность за произошедшее на плечи Катерины, а сам уезжает. Имея образование, возможности изменить свою жизнь, молодой человек легко плывет по течению, называя себя жертвой. Можно с уверенностью утверждать, что со временем он станет таким же приверженцем Домостроя, как и его дядя.
Нельзя с уверенностью утверждать, кто больше виноват в смерти Катерины – Тихон или Борис. Первый не боролся за свое счастье, потакал материным капризам. Даже зная, что она сильно не права. Второй выражал протест только на словах, и ничего не сделал, чтобы изменить ситуацию к лучшему или предотвратить трагедию. Оба любили Катерину, оба видели, как она страдает, но побоялись пойти против общественного уклада, пожертвовать своим комфортом ради любимого человека. Таким образом, можно утверждать, что Тихон и Борис различаются только внешне.
В комедии Фонвизина Недоросль не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам
Казбич – это разбойник, джигит. Он ничего не боится и, как и любой другой кавказец, бережёт свою честь и достоинство
Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.
Борис (не видя Катерины) . Боже мой! Ведь это ее голос! Где же она? (Оглядывается.)
Катерина (подбегает к нему и падает на шею) . Увидела-таки я тебя! (Плачет на груди у него.)
Молчание.
Борис. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог.
Катерина. Ты не забыл меня?
Борис. Как забыть, что ты!
Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?
Борис. За что мне сердиться?
Катерина, Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.
Борис. Полно, что ты! что ты!
Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?
Борис. Еду.
Катерина. Куда едешь?
vБорис. Далеко, Катя, в Сибирь.
Катерина. Возьми меня с собой отсюда!
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.
Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.
Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?
Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.
Борис. А муж-то?
Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.
Борис. Тяжело тебе, Катя?
Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!
Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!
Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а го- ря-то, горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет! Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня...
Борис. Что ты, что ты!
Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала...
Борис. Не застали б нас здесь!
Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать... Вот забыла!
Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.
Борис. Время мне, Катя!
Катерина. Погоди, погоди!
Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?
Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.
Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!
А. Н. Островский «Гроза»
Укажите литературный род, которому принадлежит произведение.
Пояснение.
Это произведение принадлежит к роду литературы, который называется драма. Дадим определение.
Драма - литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Ответ: драма.
Ответ: драма
Какой поступок Катерины последует сразу за изображенными событиями?
Пояснение.
Сразу за изображенными событиями последует самоубийство Катерины.
Ответ: самоубийство.
Ответ: самоубийство
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.
A | Б | В |
Пояснение.
А-2: Дикой — невежество, грубость, алчность. Дикой Савел Прокофьич — богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова. Д. - типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет.
Б-4: Борис — образованность, бесхарактерность, чувствительность. Дикой отличается повышенной агресивностью, желанием унизить, обидить, оскорбить собеседника. Не случайно его речь состоит из грубых слов и ругательств. Борис Григорьевич — племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Б. - добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре слабый человек. Б. вынужден унижаться перед своим дядей, Диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину.
В-3: Тихон — слабость, зависимость от матери, покорность. Тихон — незлой, но слабый человек, он мечется между страхом перед матерью и состраданием к жене. Герой любит Катерину, но не так, как того требует Кабаниха - сурово, «по-мужски». Он не хочет доказывать жене свою власть, ему нужна теплота и ласка.
Ответ: 243.
Ответ: 243
Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
А-3: Дикой высылает племянника из Калинова.
Б-1: Борис уезжает в Сибирь.
В-4: Тихон бросает упрек матери.
Только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар.
Из воды Катерину вытаскивает Кулигин.
Ответ: 314.
Ответ: 314
В ответ запишите словосочетание, которое на протяжении пьесы являлось поэтическим лейтмотивом образа Катерины, а произнесенное Борисом в данной сцене изобличает его неискренность (фрагмент со слов «Поезжай с Богом!»).
Пояснение.
Поэтическим лейтмотивом образа Катерины на протяжении пьесы являлось словосочетание «вольная птица».
Ответ: вольная птица.
Ответ: вольнаяптица
Ответ Катерины на реплику Бориса («Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!..») представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?
Пояснение.
Подобный тип высказывания в драматургическом произведении называется монолог. Дадим определение.
Монолог - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
Ответ: монолог.
Ответ: монолог
Последние слова Бориса содержат восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?
Пояснение.
Такие восклицания называются риторическими. Дадим определение.
Риторические - стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.
Бунтарём можно назвать и Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он своим образом жизни, своими взглядами и убеждениями колеблет мир дворян-либералов, под его натиском пошатнулось благополучие Кирсановых, развенчана их несостоятельность.
Бунтарь по натуре и Печорин, бросивший вызов «водяному обществу», взбудораживший его спокойствие и вызвавший на себя шквал негодования и ненависти.
Вообще русская литература XIX века глубоко и всесторонне показала нарастание противоречий между силами, желавшими или требовавшими коренных преобразований, и силами, всячески старающимися сохранить прежний порядок.
Пояснение.
Тихон и Борис - мужские образы «Грозы», которые помогают нам лучше понять сущность Катерины. Тихон является ее мужем, а Борис-возлюбленным. Тихон, и Борис слабые существа, они не в состоянии ни оценить, ни полюбить Катерину так, как она этого заслуживает. Оба являются жертвами «темного царства», испытывают гнет со стороны его представителей: Борис находится под гнетом дяди, а Тихон страдает от матери. Своей властью самодуры: Дикой и Кабанова - подавляют все человеческое в окружающих. Тихон, несмотря на просьбы жены остаться, бежит из родительского дома, чтобы хоть на время вырваться из-под маменькиного гнёта, он в этот момент думает только о себе, Катерина ему не нужна. Справедливости ради надо сказать, что Тихон всё же иногда вступается за жену перед матерью, но протест этот настолько робкий, что не приносит ничего, кроме лишнего раздражения Кабанихи. Именно Тихон совершает попытку бросить вызов в лицо патриархальному миру, обвинив мать в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили!».
Борис ещё более слаб. В приведённой сцене он показывает эту слабость, когда при встрече с возлюбленной боится даже после разоблачения: «Не застали б нас здесь!» Всё, на что он способен, это подчиниться воле Дикого и напоследок воскликнуть: «Эх, кабы сила!»