Солистка группы ночные снайперы светлана сурганова. Но надо же иногда баловать себя

Главная / Развод

Светла́на Я́ковлевна Сурга́нова (род. 14 ноября , Ленинград) - российская певица , музыкант , автор песен, солистка и скрипачка группы «Ночные снайперы » в -2002 годах . Ныне - лидер группы «Сурганова и Оркестр ».

Биография

Детство и юность

Начала писать песни в 14 лет. К раннему периоду творчества относятся такие её песни как «Дождик» (), «22 часа разлуки» (), «Музыка» (1985), «Время» () и др. В 9 классе создала свою первую музыкальную группу «Камертон ».

Второй коллектив с её участием - «Лига » - был сформирован в период обучения в медицинском училище. Эта группа принимала активное участие и завоёвывала призовые места на ряде студенческих музыкальных конкурсов Петербурга .

После знакомства Светланы с Петром Малаховским, преподававшим обществоведение в её медучилище, ими была создана группа «Нечто иное ». В последующие годы коллектив дал ряд сольных концертов, принимал участие в различных акциях, фестивалях и сборных концертах с участием представителей неформальной молодёжной культуры Петербурга.

В репертуар группы входили песни, написанные главным образом её участниками, в том числе и Сургановой, а также на стихи различных современных и классических поэтов. Официальных альбомов группа «Нечто иное» не записала, однако сохранилось некоторое количество студийных и концертных записей группы, объединённых в сборники под неофициальными названиями «Шагая по тротуарам » и «Фонари », относящиеся приблизительно к 1992 году .

К этому же периоду относится совместное творчество Светланы Сургановой и Светланы Голубевой , с которой они познакомились в Педиатрической академии. Сурганова исполняла несколько песен, написанных Голубевой (например, «Ангел седой», «Ночь», «Сказка»), а некоторые песни, написанные Сургановой, они исполняли дуэтом. Об этом свидетельствует, в частности, акустическая запись (44 песни), известная под неофициальным названием - альбом «Дохлый Сурик » (), на которой дуэтом исполняются песни «Друг для друга» и «Когда устанешь».

«Ночные Снайперы»

В снайперский период также издавались стихи и тексты песен Светланы. В 1996 году она совместно с Дианой Арбениной выпустила поэтические сборники «Дрянь » и «Цель » (также в формате самиздата). В 2002 году они официально издали свои стихи и песни - в книге «Патронташ ».

«Сурганова и Оркестр»

Покинув группу «Ночные снайперы» 17 декабря 2002 года , Светлана Сурганова в течение нескольких месяцев выступала с акустическими концертами (совместно с гитаристом Валерием Тхаем). В декабре 2002 года была приглашена сыграть партию скрипки в песне «Валдай» для альбома «Новые люди » группы «Сплин ».

В октябре 2014 года вышел альбом «Игра в классики ».

Личная жизнь

В 27 лет Сурганова узнала, что у неё онкологическое заболевание. Пережила клиническую смерть и серию операций по удалению раковой опухоли сигмовидной кишки .

Является открытой лесбиянкой.

Прочая творческая деятельность

Поэтические и живописные произведения Светланы Сургановой были опубликованы в следующих книгах:

  • «Дрянь» (1996, стихи, картины)
  • «Цель» (1996, тексты песен, картины)
  • «30 песен Ночных Снайперов» (2002, ноты, аккорды, тексты песен)
  • «Патронташ» (2002, тексты песен, стихи, картины)
  • «Поэты русского рока. Том 10» (2005, тексты песен, стихи)
  • «Тетрадь слов» (2012)
  • «Книга писем» (2013)

В мае 2009 года Светлана Сурганова как профессиональный зритель вошла в состав жюри (вместе с режиссёрами Юрием Маминым - игровое кино и Владимиром Непевным - документальное кино) первого фестиваля студенческого короткометражного фильма «Актуальная Смесь » (учредитель фестиваля - SPb Cinema Club), выбрав и наградив двух победителей в номинации «лучший мультипликационный фильм 2009».

К 120-летию Анны Ахматовой Светлана Сурганова презентовала в клубе А2 (Санкт-Петербург) и саду Эрмитаж (Москва) проект аудиокниги стихов Анны Андреевны, в записи которой приняли участие, кроме самой Сургановой, Елена Погребижская , Евгения Дебрянская , Каринна Москаленко , Кира Левина , Маргарита Бычкова , Оксана Базилевич , Алла Осипенко . Аудиокнига была издана в конце 2009 года.

В 2013 году участвовала в музыкальном шоу «Живой звук» на телеканале «Россия-1 », где заняла первое место.

Вместе со Светланой Иванниковой играет в спектакле «Моя счастливая жизнь», постановка Александра Цоя.

Напишите отзыв о статье "Сурганова, Светлана Яковлевна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сурганова, Светлана Яковлевна

Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…

«Мне было 25, когда во время ссоры мама воскликнула в сердцах: «Вот такая ты вся неправильная, есть в кого!» – «В кого?» – спросила я, думала, расскажет об отце, о котором никогда не хотела говорить. А она: «В мамашу. Ты ведь не родная мне дочь. Приемная. У тебя была молодая мама. Она от тебя отказалась при рождении». Сейчас вспоминаю об этом спокойно, – говорит певица «Антенне», – а тогда был шок».

– Потом словно пазлы сложились. Многое стало понятно, неозвученные вопросы отпали, все встало на свои места. Стало легче, с этого момента постепенно началось преобразование наших с мамулей отношений. Я благодарна ей за все и за ту информацию тоже. Тогда у нас был не лучший период, мама не принимала мой образ жизни, какие-то моменты до сих пор не понимает, но мы стараемся обходить острые углы. Да и мамуля стала толерантнее, с большим пониманием и уважением относится к моей личной жизни, радуется успехам. Это было достигнуто годами работы над собой с проговариванием многих моментов, мы друг друга воспитывали. Позже я пыталась искать настоящих родителей, но вяло. До сих пор не уверена, нужно ли. Это скорее праздный интерес. Свел бы случай, пожала руку, сказала бы «спасибо».

Дохлятик с букетом болячек

– Мне было три года, когда мама Лия Давыдовна и бабушка Зоя Михайловна взяли меня из отделения грудничков-отказников с различными видами патологий Ленинградского педиатрического мединститута. У мамы были все предпосылки пойти на этот шаг. Для нее, блокадного ребенка, испытания тех лет не прошли бесследно. Организм в молодом возрасте пережил изменения, которые не позволяли иметь детей. Выбор пал на меня и еще на одного мальчика. Мне повезло – его забрали на день раньше другие родители. Так я попала к Сургановым. Бабушка – врач-фтизиатр, рентгенолог, хорошо понимала, что ко мне прилагался букет болячек: на тот момент тяжелая ангина, страшнейшая анемия и вечные кишечные расстройства. В общем, тот еще дохлятик.

Мама, заведующая лабораторией во Всесоюзном институте растениеводства, всю жизнь занималась хлебом, выращивала устойчивые сорта пшеницы. Но вот парадокс – мне хлеб есть нельзя. С детства целиакия, отсутствие фермента, расщепляющего белок глютен. А близкие все равно всегда пичкали, мамулька до сих пор испечет какую-нибудь булочку и пытается накормить. Отказываюсь, давно на безглютеновой диете , но ее никак к этой мысли приучить не могу. Для нее, блокадницы, хлеб – святое.

Коммуналка как воспитание терпимости

– До сих пор помню запах квартиры времен детства. Выйдешь на кухню – топор можно вешать, поэтому и не люблю прокуренные помещения, сама не курю, только подростком баловалась. А еще полная антисанитария, несметное количество тараканов, немытой посуды, один телефон на всю квартиру. На 74 квадратных метрах – 11 человек, три семьи. Люди подобрались неконфликтные, до сих пор дружим с Гурьевыми, с которыми лет 20 как разъехались. Дети выросли, переженились, а приезжают к тете Лие. Так что коммунальная квартира – не только суровые испытания бытом, но и прекрасная школа общения, терпимости, толерантности.

Я росла не капризной, не хныкала, ничего не требовала. И, наверное, этим облегчала им жизнь. Правда, был момент, за который до сих пор стыдно: жутко захотела беговые лыжи, и я выпросила их у мамы. У меня были деревянные, а тут появились белые пластиковые. Стоили 90 рублей при зарплате в 120. К маме чуть ли не с ножом к горлу: купи, не могу. И она пошла на это, наверное, сбережения достала. И – о, ужас – я прокатилась на них пару раз и охладела. До сих пор простить себе не могу. С тех пор дала зарок: никогда ничего не просить.

– Мне сложно давалось чтение, абзац – и уже устала. Старалась, но процесс этот был для меня страшно мучительным. Мама удивлялась, ей было обидно, что я мало читаю, пыталась приучить. Но я хорошо воспринимала на слух и обожала, когда она мне читала. А еще мама знала большое количество стихов, всегда вставляла их между делом. Это такое очарование, когда человек в обыденной повседневной речи может легко что-то процитировать. Наверное, от мамули у меня любовь к поэзии. А еще мы все время горланили с ней песни в ванной, что-то вроде «Шел отряд по берегу…». Как-то соседка этажом выше Людмила Ефимовна Зенина спустилась к нам: «Лиечка, больше не могу слышать, давай девочку определять в музыкальную школу, пусть там поет».

Мама с бабушкой так меня холили и лелеяли, что сначала я оказалась не готова к взрослой жизни: масса страхов, комплексов. Я была социофобом, некоммуникативным, аутичным ребенком. Все это основательно портило мне жизнь. До сих пор люблю одиночество, больше нравится слушать, заговаривать с новыми людьми – подвиг, звонить незнакомому человеку – только под дулом пистолета. Но с другой стороны, благодаря опеке в детстве, нежнейшему отношению сохранила позитив и добро к людям, никакого намека на агрессию.

Неловко никого беспокоить

– По иронии судьбы окончила тот педиатрический институт, откуда меня в свое время взяли. И хотя ни дня не проработала по специальности, все, что в голову вложили профессора, врезалось в память навечно. До сих пор помню названия всех косточек, многочисленные симптомы и диагнозы. Мне было 29 лет, когда я поняла, что с организмом происходит что-то неправильное, но признаться себе, убедиться в правильности диагноза боялась, малодушничала. Довела до ситуации, когда потребовалась экстренная помощь…

Фото: пресс-служба «Сурганова и Оркестр»

– Полип в кишке стал злокачественным, а это означает – рак, у меня произошел некроз – проще, отмирание тканей. Когда однажды подняла тяжеленые гири, случился разрыв кишки, в больницу попала с 16-часовым перитонитом, после такого выживают редко. Последовала срочная многочасовая операция. Меня спасли, а потом оказалось, что плохо продренировали, и через 12 дней понадобилось повторное вмешательство.

Когда пришла в себя, в палату зашел врач и издалека начал рассказывать, что произошло, я прервала его: «Доктор, вы сделали мне операцию Гартмана?» Он немного опешил, но и расслабился: понял, что не упаду в обморок от такой новости и не устрою истерику. Потом мы уже на профессиональном языке спокойно обо всем поговорили.

Первые дни после операции были очень тяжелыми. Сестрички говорили звать их каждый раз, как станет очень больно. Но что делать, если было больно всегда? Не могла же беспокоить их все время: у них дел по горло. Терпела, сколько было сил, сжимала зубы, кулаки, спасалась, как могла, считала, разговаривала с собой и с Ним. Каких только мыслей не было, давала себе обещания: если встану на ноги, никогда больше не буду ругаться матом, ни на кого сердиться, стану все всем прощать. Что-то выполняю до сих пор, что-то – как не ругаться – не получается.

– Было ли мне страшно? Скорее неловко перед друзьями, родными, медперсоналом не справиться с трудностями, не пережить болезнь. Не хотелось доставлять никому беспокойства. Я и маме сообщила только перед второй операцией, не хотела тревожить… А боль вытерпеть можно. Я не самая крепкая. Вот взять Ника Вуйтича, вот где сила, доброта. А блокадники, а люди, прошедшие концлагеря. Они действительно и терпеливы, и выносливы.

Помню первый месяц после выписки. Стоять уже могла, а вот скрипку держать в руках сил не было – смычок выпадал. Но потихоньку восстанавливалась. А через три месяца поехала в тур. Время пришло.

На сцену выходила с приклеенным под одеждой мешочком. Приходилось жестко себя контролировать: лишнее неаккуратное движение – и все это «хозяйство» слетело бы. Еще нужно было придерживаться строгой диеты, что в поездках трудно. А поезда, в которых не примешь душ, когда необходимо! Биотуалетов в вагонах не было, много перемещались на туравтобусах, в общем, с вопросами гигиены совсем непросто. Но давала себе слово никого не обременять, не беспокоить проблемами. Так, наш турменеджер узнал о моей особенности только спустя несколько лет.

Научилась ходить к врачам

– За 8 лет у меня накопились осложнения, связанные с первоначальным диагнозом, стала развиваться спаечная болезнь. Через какое-то время потребовалось снова ложиться под нож. В 2005-м, когда попала в хирургическое отделение, лечащий доктор на осмотре похмыкал-похмыкал, да и заявил, что готов сделать мне восстановительную операцию. Ушам не поверила, ведь готовилась до конца жизни ходить с пакетиком. Рискованно, но игра стоила свеч. Все прошло не без сложностей, были и воспаление, и долгий процесс восстановления. Но организм выкарабкался.

Несколько месяцев назад перенесла еще одну операцию, пятичасовую, серьезную. По большому наркозу она пятая. Однажды возникшая онкология – уже клеймо на всю жизнь. Может проявиться в любой момент. Нужно было избавиться от пары-тройки органов, чтобы не выстрелили проблемами в ближайшем будущем. Но сейчас уже все хорошо.

Напуганная всеми этими историями, теперь стараюсь регулярно ходить к врачу. Заставляю себя. Чтобы никого не подвести, должна быть в форме, иметь более-менее объективную картину о состоянии здоровья. Когда начинаю плохо себя чувствовать, кажется, сейчас коньки отброшу, стараюсь предупредить того, кто рядом: если упаду в обморок, не пугайся (смеется).

Самое дурацкое и неблагодарное – винить кого-то в своих проблемах. Если Господь одарил, оказал честь нести испытание, должна с честью справиться. Без обид на обстоятельства. Ответственность за то, что с тобой случается, только на тебе. Я в этом смысле фаталист.

Страшит не старость, а беспомощность

– Сейчас я наслаждаюсь жизнью. Люблю лыжи горные и беговые, на велике кататься, обожаю дальние поездки на машине, могу доехать до Австрии и Португалии, что неоднократно делала. Недавно летала в аэротрубе, потрясающие новые ощущения собственного тела. Хочу начать этим заниматься серьезно. Последние лет пять каждое утро начинаю с гимнастики Питера Келдера, это техника тибетских монахов, которая занимает всего минут 15−20 в день. Люди, практикующие эти несложные пять упражнений, меньше болеют, у них устойчивая иммунная и нервная система, замедляются процессы старения. Кроме того, обливаюсь холодной водой. Старости я не боюсь. Она может быть красивой и деятельной. Меня страшат умственная и физическая несостоятельность, беспомощность и как следствие – необходимость быть обузой для других. А еще боюсь за близких. Хочу, чтобы с ними как можно дольше все было хорошо.

Фото: пресс-служба «Сурганова и Оркестр»

– 28 января мамуле исполнился 81 год. Я уезжала в Москву, поэтому поздравила ее по телефону, но зашла накануне, была важная для нашей семьи дата – день снятия блокады. Если не рядом, стараюсь звонить ей хотя бы через день. Мамуля требует к себе большего внимания, да и я стала беспокойнее, нужно контролировать ситуацию, подбадривать. Но когда она хорошо себя чувствует, то совершеннейшая зажигалка, эмоциональная, живая. Приходит ко мне на концерты, танцует, была на презентации нашей пластинки «#МИРУМИР». У многих молодых меньше желания жить, чем у мамы. Люблю в ней это и пытаюсь всячески правдами и неправдами поддерживать этот интерес.

Мы и сейчас иногда вместе с ней поем, но чаще на пару читаем стихи. Недавно устраивала дома литературно-поэтическую вечеринку для узкого круга друзей. Сидели до трех ночи, читали стихи, мама открыла вечер своим любимым Лермонтовым, смотрели моноспектакль по пьесе Бродского в исполнении питерской актрисы Юлии Мен. Мама любит общаться с молодежью, у нее большинство друзей моего возраста и младше и буквально пара-тройка ровесниц. Думаю, толика моей заслуги есть в том, что мои друзья плавно перекочевали к ней. Они зовут мамулю княгиней Лией, а ей это дико льстит.

Мама приезжает ко мне в загородный дом в Всеволожске, на природе она расцветает, а когда соскучится по подружкам и соседям, отправляется в питерскую квартиру на Кавалергардской. Здесь она прожила 70 лет, поэтому мне было так важно сохранить квартиру за собой, хотя потребовалось много сил и времени, чтобы расселить всех жильцов.

Боюсь не стать хорошей мамой

– Думала ли я о своем ребенке? Я так боюсь кого-то сделать несчастным, что пока не решаюсь на этот шаг и вряд ли решусь. Возможно, сейчас больше могу дать аудитории, вот сейчас отправляюсь в большой тур по стране «В новом свете», а может, это оправдание собственного малодушия. Много размышляла над тем, какой могла быть мамой. Хороший родитель – хороший педагог, любящий безусловно, без желания отредактировать. Хотя мудрый родитель все равно это делает, но деликатно. Боюсь, не обладаю такими качествами. Я далека от совершенства. Ребенок – для меня неопознанный летающий объект и сразу с нуля личность. Как вторгаться в это пространство? Не попробовав, не узнаешь. Мне без малого 50, может, все еще изменится, успею пятерых воспитать. Так что пока вопрос открыт.

Светлана Сурганова – это яркая эстрадная певица, исполняющая композиции в самых разных стилях. За плечами нашей сегодняшней героини множество концертов, выступлений и бессчетное множество студийных песен, которые любимы миллионами слушателями в самых разных уголках СНГ. Творческий путь этой неординарной исполнительницы начался много лет назад, однако, несмотря на это, в настоящее время она все также любима фанатами, как и когда-то давно.

Именно поэтому данный рассказ о жизни и творчестве Светланы Сургановой представляется особенно актуальным. Сегодня эта самобытная исполнительница находится на вершине успеха, а потому представленная биографическая статья, наверняка, будет интересна многим.

Ранние годы, детство и семья Светланы Сургановой

Будущая звезда российской рок-сцены появилась на свет в городе Ленинград и воспитывалась в семье Сургановой Лии Давыдовны – ученой, работающей в области биологии.

С самого детства наша сегодняшняя героиня интересовалась музыкой и развивала в себе врожденный талант. В раннем возрасте она начала посещать музыкальную школу, где училась играть на скрипке. И уже очень скоро стала писать свои первые композиции. Весьма примечательно, что многие из этих песен впоследствии были выпущены на студийных альбомах певицы. К числу таковых относятся песни «22 часа разлуки», «Время», «Музыка» и некоторые другие.

Еще в девятом классе Светлана Сурганова создала свою первую группу, получившую название «Камертон». Данный коллектив просуществовал несколько месяцев, а затем тихо исчез с музыкальной карты России. После окончания школы молодая певица поступила в медицинское училище №1, где впоследствии образовала новую музыкальную группу. Творческий путь коллектива «Лига» был несколько более продолжительным. С этим ансамблем Светлана Сурганова участвовала во многих конкурсах и фестивалях, где неоднократно завоевывала призовые места.

Однако по-настоящему значимый этап в творчестве молодой певицы начался после того, как она познакомилась с Петром Малаховским – начинающим музыкантом, преподававшим в медицинском училище №1. Вместе они образовали группу «Нечто иное», которая стала весьма известна в Санкт-Петербурге. Данный коллектив исполнял преимущественно песни собственного сочинения (в том числе, и композиции самой Сургановой), однако нередко брал за основу и тексты классических поэтов. С подобным репертуаром группа появлялась на многочисленных сборных концертах, а также принимала активное участие в жизни неформальной культуры северной столицы России.

Официальных студийных пластинок группа не записала, однако в память о своем существовании оставила несколько концертных записей, которые впоследствии были объединены в сборники и выпущены фантами Сургановой отдельным изданием.

«Ночные снайперы» VS «Сурганова и оркестр»

По-настоящему популярной певицей наша сегодняшняя героиня стала после того, как вместе со своей давней знакомой Дианой Арбениной образовала группу «Ночные снайперы». Перед этим долгое время девушки выступали в ресторанах и клубах, попеременно меняя Питер на Магадан и обратно.

В составе данного коллектива Светлана выступала в качестве вокалистки и скрипачки, приняв участие в записи всех ранних альбомов «снайперского» коллектива. Так, голос Сургановой можно услышать на таких пластинках как «Детский лепет», «Капля дёгтя в бочке мёда», «Канарский», «Алмазный британец», «Рубеж», «Живой». Кроме того, в качестве скрипачки девушка также работала над записью альбома «Цунами», который был записан позднее остальных.

Сурганова и Оркестр. Белая песня. Клип

Песни коллектива вовсю играли на российских и украинских радиостанциях, география гастрольных выступлений включала в себя все более-менее крупные города СНГ. Таким образом, уже в середине девяностых годов Светлана Сурганова стала популярной и известной певицей. Ей рукоплескали стадионы, однако, несмотря на это в 2002-м году наша сегодняшняя героиня покинула группу «Ночные снайперы». Впоследствии в прессе и интернете выдвигались самые разные предположения касательно причин расставания Диана Арбениной и Сургановой. Кто-то говорил о том, что из-за своих лидерских качеств две девушки просто не смогли ужиться в одном коллективе. Однако наиболее популярна стала версия о том, что творческому распаду коллектива предшествовал распад любовных отношений между двумя участницами.

Так или иначе, но в 2002-м году Светлана покинула «снайперский» коллектив и начала выступать отдельно от бывших партнеров по сцене. Некоторое время она появлялась исключительно на акустических концертах, выступая вместе с гитаристом Валерием Тхаем. Однако уже несколько месяцев спустя на эстрадной карте России появился новый коллектив – «Сурганова и Оркестр», лидером которого стала наша сегодняшняя героиня.

Сурганова и Оркестр. Нашествие 2013.

С этого момента в жизни известной исполнительницы начался новый этап. Она часто выступала с концертами, а также плодотворно работала в студии. К настоящему моменту данной группой записано уже девять официальных альбомов, а также выпущено множество неформальных записей, многие из которых записаны вместе с молодыми представителями рок-сцены.

Светлана Сурганова сейчас

В настоящее время Светлана Сурганова все также выступает на сцене, а также часто работает в других областях. Так, в 2005-м году артистка выступила в качестве актера озвучки, подарив свой голос одному из персонажей анимационного фильма Тим Бертон .

Кроме того, профессиональная певица также часто занимается составлением и изданием книг со своими поэтическими произведениями.

Личная жизнь Светланы Сургановой

Светлана Сурганова никогда не скрывала того факта, что относится к числу людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В качестве члена жюри певица неоднократно появлялась на различных фестивалях и конкурсах, проходящих под эгидой ЛГБТ-сообщества. Кроме того, артистка неоднократно выступала в защиту прав геев и лесбиянок.


Некоторые перемены в личной жизни певицы произошли только в последние годы. В прессе появились сообщения о том, что девушка встречается с неким молодым человеком по имени Никита. Сама же певица призналась, что уже давно мечтает о ребенке.

История группы «Сурганова и Оркестр» началась 7 лет назад, когда в декабре 2002 г. одна из основательниц группы «Ночные Снайперы» Светлана Сурганова покинула коллектив, наделав этим много шума в прессе и в рядах поклонников.

Меньше чем за год Светлана прошла грандиозный путь, создав свою группу из профессиональных питерских музыкантов, сочинив, записав и уже в 2003 году выпустив дебютный альбом «Неужели не я», ставший настоящим прорывом и проданный тиражом свыше 100 000 (официальных!) экземпляров.

В следующем, 2004 году, Сурганова и Оркестр становятся номинантами премии «лучший живой коллектив года» и получают престижную премию журнала FUZZ «Песня года». Песни из «Неужели не я» поставили рекорды продолжительности пребывания на верхних строчках музыкальных чартов («Мураками» – 16 недель на 1 месте «Чартовой Дюжины» радиостанции «Наше радио», песня «Больно» - 10 недель»). Группа записала клип «Корабли», с успехом ротировавшийся в эфире MTV и МУЗ-ТВ и отправилась в первый суперуспешный тур «Кругосветка».

Вслед за первым альбомом последовали «Живой» (2003), «Возлюбленная Шопена»(2005), презентованный в Международном Доме Музыки в Москве, "Соль" (2007). Эти альбомы повторили успех первого: почти все песни из них стали хитами и также побывали на вершинах музыкальных чартов, альбом "Соль" вошел в десятку лучших рок-альбомов России по версии журнала Русский репортер.

На сегодняшний день «Сурганова и Оркестр» - одна из самых активно концертирующих групп с географией выступлений от Дальнего Востока до Западной Европы и Америки. В туре «Кругосветка» музыканты проехали уже более 100 городов России и зарубежья, неизменно собирая полные залы фанатов и любителей сложной, полифоничной, качественной музыки и поэзии. Записанный в декабре 2005 г. по итогам тура 50-тый концерт «Кругосветки» выпущен тройным видео-аудио концертным альбомом, прослушав который, Вы убедитесь в том, что «Сурганову и Оркестр» недаром называют лучшим живым коллективом страны. «Сурганова и Оркестр» - желанный гость на самых престижных площадках и неизменный фаворит рок-фестивалей.

Определение, придуманное Светланой музыке, которую играет группа "Сурганова и Оркестр": VIP-Punk-Decadence, что расшифровывается как: V - эстетически выверенный сценический образ человека элегантного и думающего, образ артиста, сочетающий в себе опыт и неискушенность; P- энергичная и искренняя подача, с хулиганским шармом и большой долей самоиронии, D - изысканная и интеллигентная, но доступная при этом поэзия, затрагивающая вечные темы и имеющая своими аналогами произведения художников слова Серебряного века и поэтики французского символизма. И при этом все это – драйв, заставляющий публику «стоять на головах» в клубах и едва удерживаться в креслах в сидячих залах.

Осенью 2008 г. группа выпустила первую часть акустического альбома "Проверено временем" с DVD.

Светлана Сурганова – это яркая эстрадная певица, исполняющая композиции в самых разных стилях. За плечами нашей сегодняшней героини множество концертов, выступлений и бессчетное множество студийных песен, которые любимы миллионами слушателями в самых разных уголках СНГ. Творческий путь этой неординарной исполнительницы начался много лет назад, однако, несмотря на это, в настоящее время она все также любима фанатами, как и когда-то давно.

Именно поэтому данный рассказ о жизни и творчестве Светланы Сургановой представляется особенно актуальным. Сегодня эта самобытная исполнительница находится на вершине успеха, а потому представленная биографическая статья, наверняка, будет интересна многим.

Ранние годы, детство и семья Светланы Сургановой

Будущая звезда российской рок-сцены появилась на свет в городе Ленинград и воспитывалась в семье Сургановой Лии Давыдовны – ученой, работающей в области биологии.

С самого детства наша сегодняшняя героиня интересовалась музыкой и развивала в себе врожденный талант. В раннем возрасте она начала посещать музыкальную школу, где училась играть на скрипке. И уже очень скоро стала писать свои первые композиции. Весьма примечательно, что многие из этих песен впоследствии были выпущены на студийных альбомах певицы. К числу таковых относятся песни «22 часа разлуки», «Время», «Музыка» и некоторые другие.

Еще в девятом классе Светлана Сурганова создала свою первую группу, получившую название «Камертон». Данный коллектив просуществовал несколько месяцев, а затем тихо исчез с музыкальной карты России. После окончания школы молодая певица поступила в медицинское училище №1, где впоследствии образовала новую музыкальную группу. Творческий путь коллектива «Лига» был несколько более продолжительным. С этим ансамблем Светлана Сурганова участвовала во многих конкурсах и фестивалях, где неоднократно завоевывала призовые места.

Однако по-настоящему значимый этап в творчестве молодой певицы начался после того, как она познакомилась с Петром Малаховским – начинающим музыкантом, преподававшим в медицинском училище №1. Вместе они образовали группу «Нечто иное», которая стала весьма известна в Санкт-Петербурге. Данный коллектив исполнял преимущественно песни собственного сочинения (в том числе, и композиции самой Сургановой), однако нередко брал за основу и тексты классических поэтов. С подобным репертуаром группа появлялась на многочисленных сборных концертах, а также принимала активное участие в жизни неформальной культуры северной столицы России.

Официальных студийных пластинок группа не записала, однако в память о своем существовании оставила несколько концертных записей, которые впоследствии были объединены в сборники и выпущены фантами Сургановой отдельным изданием.

«Ночные снайперы» VS «Сурганова и оркестр»

По-настоящему популярной певицей наша сегодняшняя героиня стала после того, как вместе со своей давней знакомой Дианой Арбениной образовала группу «Ночные снайперы». Перед этим долгое время девушки выступали в ресторанах и клубах, попеременно меняя Питер на Магадан и обратно.

В составе данного коллектива Светлана выступала в качестве вокалистки и скрипачки, приняв участие в записи всех ранних альбомов «снайперского» коллектива. Так, голос Сургановой можно услышать на таких пластинках как «Детский лепет», «Капля дёгтя в бочке мёда», «Канарский», «Алмазный британец», «Рубеж», «Живой». Кроме того, в качестве скрипачки девушка также работала над записью альбома «Цунами», который был записан позднее остальных.

Сурганова и Оркестр. Белая песня. Клип

Песни коллектива вовсю играли на российских и украинских радиостанциях, география гастрольных выступлений включала в себя все более-менее крупные города СНГ. Таким образом, уже в середине девяностых годов Светлана Сурганова стала популярной и известной певицей. Ей рукоплескали стадионы, однако, несмотря на это в 2002-м году наша сегодняшняя героиня покинула группу «Ночные снайперы». Впоследствии в прессе и интернете выдвигались самые разные предположения касательно причин расставания Диана Арбениной и Сургановой. Кто-то говорил о том, что из-за своих лидерских качеств две девушки просто не смогли ужиться в одном коллективе. Однако наиболее популярна стала версия о том, что творческому распаду коллектива предшествовал распад любовных отношений между двумя участницами.

Так или иначе, но в 2002-м году Светлана покинула «снайперский» коллектив и начала выступать отдельно от бывших партнеров по сцене. Некоторое время она появлялась исключительно на акустических концертах, выступая вместе с гитаристом Валерием Тхаем. Однако уже несколько месяцев спустя на эстрадной карте России появился новый коллектив – «Сурганова и Оркестр», лидером которого стала наша сегодняшняя героиня.

Сурганова и Оркестр. Нашествие 2013.

С этого момента в жизни известной исполнительницы начался новый этап. Она часто выступала с концертами, а также плодотворно работала в студии. К настоящему моменту данной группой записано уже девять официальных альбомов, а также выпущено множество неформальных записей, многие из которых записаны вместе с молодыми представителями рок-сцены.

Светлана Сурганова сейчас

В настоящее время Светлана Сурганова все также выступает на сцене, а также часто работает в других областях. Так, в 2005-м году артистка выступила в качестве актера озвучки, подарив свой голос одному из персонажей анимационного фильма Тим Бертон.

Кроме того, профессиональная певица также часто занимается составлением и изданием книг со своими поэтическими произведениями.

Личная жизнь Светланы Сургановой

Светлана Сурганова никогда не скрывала того факта, что относится к числу людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В качестве члена жюри певица неоднократно появлялась на различных фестивалях и конкурсах, проходящих под эгидой ЛГБТ-сообщества. Кроме того, артистка неоднократно выступала в защиту прав геев и лесбиянок.


Некоторые перемены в личной жизни певицы произошли только в последние годы. В прессе появились сообщения о том, что девушка встречается с неким молодым человеком по имени Никита. Сама же певица призналась, что уже давно мечтает о ребенке.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры