Где погиб бодров младший. Загадочные обстоятельства гибели сергея бодрова

Главная / Чувства

Человеку, которого 20 лет назад, после выхода на экраны фильма «Брат» и его сиквела «Брат-2» (2000 г.), полюбила за созданный образ вся страна, судьбой было отпущено совсем немного. Сергей Бодров-младший прожил всего 30 лет.

Спешил ли жить? Те, кто знал его близко, теперь говорят, что спешил так сильно, словно предчувствовал скорый конец. Впрочем, такое впечатление создаётся всегда, когда уходит талантливый и по-настоящему деятельный человек. Бодров был близок всем и сумел стать символом очень непростой эпохи, пронизанной пьянящим воздухом свободы. Имя ей - «Лихие 90-е».

Он родился на излёте 1971 года. В грядущем декабре Сергею исполнилось бы всего 47. Мальчик рос спокойным. До такой степени спокойным, что отец и подумать не мог, что его малыш станет когда-нибудь культовым актёром, которому, словно Леннону или Цою, поклонники будут рисовать портреты на стенах домов.

Сегодня такие славные художества есть во многих городах России.

«Почему обязательно актёром», - пожал плечами Сергей Бодров-старший, когда узнал о намерениях маленького сына податься в лицедеи. - Есть много других нужных и важных профессий, где ты можешь приносить пользу людям.

Взгляд маленького Серёжи, ничуть не расстроенного мягким отказом отца «в праве на профессию», упал в окно, где водитель оранжевого грузовика, как раз, подцепил «прихватками» и оторвал от земли тяжелый контейнер с мусором.

«Он приносит пользу людям?» - спросил Сергей.

«Ну, конечно», - размешивая сахар в чае, сказал отец.

«Значит, я буду водителем этой машины», - решил Серёжа, вызвав неподдельный смех матери и отца в «утро выбора профессий» на их кухне.

Те, кому посчастливилось держать в руках замечательную книгу «Связной», увидевшую свет уже после смерти Бодрова-младшего, знают, что Сергей успел реализовать эту мечту. Его мистический герой Алексей работает водителем мусоровоза, на самом деле являясь глубоко законспирированным агентом ФСБ. А сам «Связной»? Это всего лишь темноволосый парнишка, способный видеть будущее.

Что же открылось ему? Узнать можно. Но только лишь открыв кинороман. Он так и остаётся кинороманом, потому что на съемках фильма «Связной» произошло страшное…

Но до этого трагического момента были годы. У Сергея было вполне счастливое московское детство, которое прошло вот в этой школе № 1265 с углубленным изучением французского языка. Она утопает в зелени на улице Фотиевой (Юго-Западный Административный округ Москвы). В этом году учебное заведение отметило своё 60-летие.

Сегодня здесь есть мемориальная доска с изображением улыбающегося Сергея Бодрова-младшего, у которой всегда лежат цветы.

Он был непоседливым, веселым, жизнерадостным ребёнком, - вспоминают о нём учителя-старожилы, которые помнят выпуск 1989 года. - Шалил? Не без этого. Но никогда и никому не делал зла.

Взрослея, Сергей вновь попытался заговорить с отцом о ВГИКе. И повод был. Бодров-старший снял сына в фильме «СЭР» (аббревиатура воровской наколки «Свобода - это рай»). Роль «режиссёрского сына» была не то что не главной, а даже не эпизодической.

Он появляется в образе бритоголового парнишки - знакомца, убежавшего из колонии для несовершеннолетних в колонию для совершеннолетних к отцу, которому «нужна справка о том, что у него есть сын». И взял его отец только потому, что ради роли никто не был готов стричься налысо.

Сергей был готов.

Но и этого отцу было мало. Он вновь отмахнулся, не увидев у сына страсти к профессии. Ему вновь казалось, что профессией нужно «гореть» не в переносном, а в прямом смысле слова. А особого рвения в глазах Сергея не было. Внутренняя сила была. Страсть отсутствовала. Он оставался, как и в детстве – улыбчиво-спокойным.

Путь Сергея лежал на истфак МГУ. Окончив его, он поступил в аспирантуру и стал… кандидатом наук.

Однажды Сергей напросился к отцу на съемки - так, подсобным рабочим. Отец взял его, мучительно размышляя над выбором куда более важного участника кинопроцесса - актёра на роль рядового Ивана Жилина, который вместе с прапорщиком Саней попадает в плен в ходе Первой чеченской войны.

Олег Меньшиков, на правах исполнителя главной роли, отметал кандидатуру за кандидатурой. Другие участники нескончаемого кастинга (среди них были очень известные не только в ту пору, но и сегодня актёры) не устраивали Бодрова-старшего.

Папа, а попробуй на эту роль меня? - вдруг сказал Сергей. И отец попробовал, поразившись тому, насколько удачен был уже на уровне проб этот уникальный тандем - непрофессионального в актёрстве Сергея и человека, который уже на тот момент являлся живой легендой советского и российского кино - Олега Меньшикова.

Получалось всё. Сергей разительно контрастировал с Олегом. Не перекрывал. Оттенял то, что нужно было оттенить. И… вызывал своей непосредственностью безграничное доверие. Верилось, что именно из таких «Ванек», не обученных, не подготовленных к смерти, «ковалось» в 1995 году российское войско.

Именно они были брошены на противостояние прекрасно вооружённым (с распроданных складов Минобороны РФ) «чеченским братьям».

Риск режиссёра, согласившегося снимать сына-непрофессионала, оказался на 100% оправдан. Фильм получил множество наград, был номинирован на «Оскар».

Встреча с режиссёром Алексеем Балабановым состоялась в «Сочи». Алексей Октябринович предложил молодому человеку сыграть роль в сценарии, который стал своеобразным «продолжением» «Кавказского пленника».

Главный герой Данила Багров возвращался в мирную жизнь с войны и никак не мог себя найти в этом непростом мире. В общем-то, и не пытался, будучи «с колёс» втянутым в бандитские разборки.

На фильм градом сыпались шишки. Кто-то узрел в картине расизм. Кто-то разглядел русофобию, дескать, как это так? Почему Россия не представлена благоухающей, а путь воина, возвращающегося после «операции по принуждению к миру», не устлан розами.

Но было, как было. Брат «брал» правдивостью, натуральностью образа, который никак не получался отрицательным, хотя палил Данила из обреза и других видов огнестрельного оружия направо и налево, словно заправский герой компьютерной «стрелялки».

Успех фильма оглушителен, а персонаж мгновенно обрёл статус культового для целого поколения. И Балабанов, спустя несколько лет, снял «Брата-2». Снимал, как пародию, комикс, в какой-то степени издёвку, но получилось полноценное продолжение, изобилующее палитрой пророческих фраз в стиле

«Вы нам ещё за Севастополь ответите!»

Ответили.

Парнишка с обрезом, в растянутом свитере дышал этой «русскостью» - готовностью мгновенно, не особо задумываясь о последствиях восстанавливать «статус-кво» в любой точке мира, не считая жертвы, не заботясь о том, как воспримут его поступки окружающие - близкие, дальние.

Балабанов (и только он, никто иной) умел создавать эти образы, которые резко контрастировали с «глянцевой» дрянью, сладкой патокой лившейся с экранов телевизоров. Его сценарии занимали 10-12 страниц печатного текста. В них было мало полемики, минимум диалогов. Герои «Брата», «Груза-200», «Кочегара» молчали в кадре по 10 минут, но в этом молчании было больше красноречия, чем в словесном потоке иных сериалов и кинокартин, рассказывавших о какой-то другой, не похожей на настоящую, России с искусственно улыбающимися русскими, напоминающими героев «Санта-Барбары».

Бодров, получивший отличное образование в МГУ, блестяще защитивший без протекций диссертацию, был развит разносторонне. Он давал фору лощёному «взглядовцу» Александру Любимову, появляясь вместе с ним в кадре. И ещё: он писал сценарии и, читая их, родной отец Сергей Бодров-старший, упрашивал сына больше не сниматься, а только писать.

Сергей, действительно, подумывал о сценарно-режиссёрском поприще всерьез. Ему было что сказать. Он генерировал идеи одна интереснее другой. И всё было впереди, потому что 30 лет - это возраст, когда художник ещё не стал художником в полном смысле этого слова, а лишь начинает, пробует силу, о природе которой было так много сказано в фильмах с участием Бодрова.

Иногда кажется, что не погибни Бодров-младший в Кармадонском ущелье на съемках им же написанного «Связного», мы жили бы в какой-то другой России. Но это, опять-таки, можно списать на чувство, настигающее после утраты беспрецедентно яркой и значимой персоны в «главнейшем из искусств» - кино.

Съемки «Связного» начались летом 2002, в год, когда у Сергея Бодрова родился сын Саша. Супруга Сергея позже вспоминала, что, отправляясь на в Северную Осетию, он долго стоял на улице, глядя на их окно. Смотрел на неё, на малыша, которого она держала в руках. Было ли предчувствие? Понимание, что расстояние между ними будет становиться лишь больше и больше, а потом и вовсе станет неизмеримым?

Его не было.


В горах нужно было провести всего лишь 10 дней, но в ту пятницу, 20 сентября 2002 года, в Кармадонском ущелье, снимали сложный эпизод: главный герой ловит живую гадюку. Североосетинские милиционеры, сопровождавшие группу, были счастливы увидеть Бодрова-младшего и, по всей видимости, решили удивить кинематографистов гостеприимством, организовав небольшой пикник в поистине чарующей атмосфере гор.

Кому пришла в голову идея стрелять по бутылкам в горах? Сегодня это установить невозможно. Но, по одной из версий, именно это стало причиной срыва висячего ледника, спровоцировавшего сход уничтожающей всё и всех на своём пути лавины. На скорости 180 км/ч ледник Колка сошёл и похоронил под 60-метровой толщей льда всю группу, включая талантливого актёра, режиссёра и сценариста, о котором будет помнить ещё не одно поколение россиян, считающих его своим братом.

В одном из своих интервью Сергей Бодров-младший говорил: «Не бояться смерти? Это очень просто. Выходишь в разгар дня на оживлённую улицу. Останавливаешься в толпе. Закрываешь глаза. И понимаешь: жизнь продолжается даже без тебя».

Сергей Бодров-младший – советский, а позже и российский актер. Его «Брат» стал классикой кинематографа, для многих зрителей актер превратился в символ поколения 90-х, а реплики его героя поклонники быстро растащили на цитаты. Сергей известен не только как актер культового фильма, но и как сценарист, кинорежиссер и телеведущий.

Фото актера | СlueВits

Сергей Сергеевич Бодров – сын известного кинорежиссера Сергея Бодрова-старшего, родился 27 декабря 1971 года в Москве. Мама актера была искусствоведом, поэтому вся семья имеет прямое отношение к творчеству. Родители часто подолгу работали. Будучи маленьким, Сергей часто оставался наедине с собой, и у него отлично получалось справляться с одиночеством. В детстве Сергей мечтал стать актером, но отец отговаривал его, так как, по мнению родителя мальчик был слишком спокойным для этой профессии. В юности у Сергея появились странные мечты стать мусорщиком, чтобы ездить по всему городу на оранжевой машине, а мысли о кино в те годы не возникали совершенно.


Детские фото

Сергей окончил общеобразовательную школу Москвы в классе с уклоном французского языка. Его учителя вспоминают, что парень был в меру взбалмошным и порой непоседой, но при этом никогда не творил пакостей. К труду Бодров был подготовлен с ранних лет, так как еженедельно вместе с классом посещал фабрику «Ударница», где ребята упаковывали сладости. Деньги, полученные от труда, естественно, школьникам не раздавали. Все средства собирала школа для того, чтобы организовывать экскурсии для детей.

По окончанию школы Бодров-младший изъявил желание поступить во ВГИК, но известный отец объяснил Сергею, что к кино должна быть особая страсть, а не просто желание выучиться. В молодости у юноши не было никаких чувств к кинематографу, а тем более страсти, поэтому он поступил на исторический факультет МГУ. Сокурсники младшего Бодрова считали парня везучим из-за известности отца. Но наличие звездного папы никогда не влияло на проявление таланта Сергея. Университет Бодров закончил с красным дипломом, поступив после этого в аспирантуру. Тогда он планировал стать библиотекарем или работником музея.

Дебют Сергея Бодрова-младшего на экранах кинематографа состоялся в 1989 году, когда он принял участие съемках картины его отца «Свобода – это рай». Его герой был малолетним дебоширом, который сидел в одной камере с главным героем. Для короткого сюжета очень нужен был бритый наголо юноша. Актеры отказывались бриться ради такой незначительной роли, и единственным, кого Бодров-старший смог уговорить, или заставить, оказался его собственный сын.


Молодые годы актера

Будучи студентом, Сергей Бодров попробовал себя в съемках ленты «Кавказский пленник», куда попал совершенно случайно: отец взял сына с собой в Дагестан снимать картину. Бодров-младший готов был выполнять любую работу, но его удостоили одной из главных ролей. Кинолента была успешной, ее отметили на Каннском фестивале, фильм был отмечен наградами на различных фестивалях: в Сочи, в Карловых Варах и в Сиднее.

Своей игрой непрофессиональный актер поразил даже , своего напарника по фильму. Съемочная группа с удивлением констатировала, что молодой парень, никогда не обучавшийся актерскому делу, сыграл лучше и убедительнее мастера своего дела. Тогда Бодров-младший получил свой первый приз за лучший актерский дебют. Кроме того, актер получил несколько призов за лучшую роль и стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации 1997 года в области литературы и искусства.


С Олегом Меньшиковым в фильме "Кавказский пленник" | Ридус

Актерский мир и слава навалились на молодого человека совершенно внезапно. Сам Бодров-младший не считал себя актером и готов был постоянно повторять прессе, что он не артист. Он не обучался актерскому искусству, а игра в кадре не была для него профессией, он считал ее поступком.

В 1996 году Сергей принял участие в телепрограмме «Взгляд», но не в качестве гостя, а ведущего и соавтора, где остался на целых четыре года. После того у актера остались очень теплые воспоминания и ощущение того, что он получил хороший долгосрочный урок.

В 1996 году Бодрову посчастливилось познакомиться с на фестивале в Сочи, который привел его на студию СТВ. В тот момент как раз работали над культовой картиной «Брат», где Бодров-младший сыграл роль Данилы. Фильм вызвал недовольство СМИ, так как, по их мнению, кинолента кишит расизмом. Одновременно с этими обвинениями звучали и противоположные, критики считали фильм русофобным, ориентированным только на западного зрителя и выставляющим родную страну в неприглядном свете. Тем не менее, российские поклонники восприняли эту работу по-другому. На фестивале в Сочи "Брат" получил Гран-при. Данила стал кумиром для миллионов телезрителей. За рубежом фильм тоже получил достаточно признания и взял несколько наград на фестивале в Чикаго.


Главная роль в фильме "Брат" | ELLE

Персонажа Сергея не раз обвиняли в излишней простоте и примитивности. Актер и сам это признавал, но в защиту своего героя ответил прессе, что мир еще достаточно погружен в хаос, и иногда просто нужны такие персонажи, которые выскажут, казалось бы, очевидные и основополагающие вещи и будут эти вещи защищать.

Фильмография Сергея Бодрова-младшего продолжила разрастаться с появлением работы «Стрингер», но и фильм, и роль вышли неубедительными, а затем «Восток-Запад», рассказавший о настойчивом спортсмене. Оба фильма сложно назвать подарившими значимые роди в кино в копилку актера. К 2000-му году состоялась долгожданная премьера фильма «Брат 2». Как и предыдущую часть, работу серьезно раскритиковали, но это не помешало картине вновь стать культовой. Страна буквально сходила с ума по Даниле. Почти моментально вышли компьютерная игра по мотивам фильма, документальный фильм о создании «Брата 2» и сборники саундтреков к картине, на крупнейших площадка столицы несколько раз давались концерты, состоящие из песен к фильму.

Большую часть картины снимали в США: в Чикаго, Нью-Йорке и Питтсбурге. С этим было связано множество забавных случаев. Как признавался актер, самым сложным для него, выпускника МГУ и культуролога, было разговаривать с американцами на кривоватом английском объема средней школы. Кроме того, русская съемочная группа не раз поражала своих американских коллег. По сюжету главным героям нужно было самопальное оружие, которое реквизиторы никак не могли предоставить, итогда такой нужный самопал за несколько минут сделал русский оператор. Позже русские уговорили пограничников поставить настоящий штамм в реквизитный паспорт Данилы.

В 2001-м году Сергей снова снялся в картине Бодрова-старшего под названием «Давай сделаем это по-быстрому» тоже в США, но на этот раз в Калифорнии. Сергей сыграл охранника русского бизнесмена.


С Оксаной Акиньшиной в фильме "Сестры" | Filmak.net

Практически все фильмы с Сергеем Бодровым-младшим режиссировались его отцом, но у младшего Бодрова тоже были свои режиссерские работы. Но однажды развивающийся актер приступил к написанию своего сценария к первому кинофильму «Сестры», в которой сам сыграл эпизодическую роль. Прослушивания на главные роли Бодров проводил самостоятельно, в течение месяца беседуя с различными претендентками. Желающих было очень много, ежедневно выстраивалась очередь из около трехсот девочек. Сергей выбрал и , чем открыл девушкам дорогу в кинематограф.

Бодров хотел найти простых и искренних молодых актрис, которые не будут стремиться понравится актеру, и тем более не окажутся восторженными поклонницами. Именно поэтому его и зацепила дерзкая и нагловатая Акиньшина, которая мечтала быть моделью, а не актрисой, и на пробы пришла только из-за требования агентства. Для Оксаны Сергей Бодров стал наставником в актерском деле.


С режиссером Алексеем Балабановым | Livejournal.com

Фильм рассказывает о двух девочках, за которыми ведется охота из-за криминальной жизни их отца. Картина получила признание как лучший дебют. Сергей рассказал прессе, что ему действительно понравилось режиссировать фильмы, создавать и развивать собственный мир, Бодров-младший обещал поклонникам продолжить снимать собственное кино. Но «Сестры» стали единственной режиссерской работой Бодрова-младшего.

В 2001 году Сергей сыграл в картине Балабанова «Война», которая снималась в Чечне и на Северном Кавказе. Практически сразу после премьеры фильм был удостоен приза «Золотая роза». Тогда Бодров-младший получил премию «Ника». В этом же году актер сыграл в киноленте «Медвежий поцелуй», вышедшей спустя год.


В фильме "Война" с Ингеборгой Дапкунайте | Filmz.ru

В 2001 году Сергей попробовал себя в роли телеведущего проекта «Последний герой». Суть телешоу заключалась в том, что 16 человек оказывались на необитаемом острове и должны были соревноваться в различных конкурсах и заданиях. Бодров комментировал происходящее.

Трагедия в Кармадонском ущелье

Сергей Бодров без вести пропал в 2002 году в возрасте 30-ти лет. В этом году по плану начались съемки второго фильма Сергея Бодрова-младшего«Связной». Сюжетом ленты была философско-мистическая история двух друзей. В картине Бодров должен был выступить как главный герой, сценарист и режиссер. В сентябре съемочная группа отсняла на Кавказе несколько эпизодов. 20 сентября съемочная группа выдвинулась в Кармадонское ущелье. Съемки пришлось на несколько часов отложить, так как группа не могла дождаться транспорта, подымающего наверх.


На съемках фильма "Связной" | Fishki.net

Через некоторое время было принято решение вернуться в город. Тогда же в горах начался скол ледника Колка, на который предварительно упала глыба льда. Поток камней и огромной глыбы накрыл всю съемочную группу во главе с Сергеем Бодровым-младшим. Несколько месяцев спасатели пытались отыскать тела, а родственники погибших продолжали поиски своих родных до февраля 2004-го.

Более сотни человек до сих пор считаются без вести пропавшими. Тело Бодрова-младшего также не нашли.

В 2008-м году работники, прокладывавшие трубопровод, случайно нашли машину с человеческими останками. Эта находка взволновала поклонников актера, но как показали тесты, тело не принадлежало никому из съемочной группы. Несмотря на то, что вероятность смерти Сергея Бодрова велика невероятно, до сих пор многие люди не хотят верить в его гибель.


Со съемочной группой в Кармадонском ущелье | Памяти ушедших

Сергей оставил огромный след в кинематографе и в культуре в целом. В память о нем многие культовые рок-группы написали не по одной песне. Документальные фильмы и книги стараются осветить жизнь актера, показать его творческие и жизненные взгляды. В 2016-м году фанаты Бодрова начали сбор средств на памятник «брату Даниле» в полный рост, самому известному образу Сергея. Подписью к скульптуре должна стать одна из самых запоминающихся фраз фильма «Брат»: «Я думаю, что сила в правде». Как комментируют организаторы сбора, памятник станет данью уважения не только Сергею Бодрову-младшему, но и уникальному герою, похожего на который в русском кинематографе нет уже больше десятка лет.

Личная жизнь

Личная жизнь Сергея Бодрова была недолгой, но счастливой. Сергей была женат на коллеге, с которой актер оформил отношения в 1997 году. Актер говорил, что с первого взгляда на девушку понял, что им предстоит быть вместе, и моментально влюбился. Жена Светлана Михайлова подарила Бодрову двух детей: сначала на свет появилась дочь, а спустя 4 года у супружеской пары родился сын. Мальчик родился за несколько недель до событий в Кармадонском ущелье. Большая трагедия забрала отца и мужа из счастливой семьи. Несмотря на то, что до знакомства с Сергеем, Светлана была в длительных отношениях и даже замужем, после пропажи актера, и даже после признания его мертвым, женщина больше не вышла замуж.


С женой Светланой | День online

Ольга, дочь Сергея, тоже решила стать актрисой. Она поступила во ВГИК, скрывая, чья она дочь, чтобы поступить на учебу честно и по конкурсу. Вопреки правилам института, она даже не назвала свое отчество во время вступительных прослушиваний. И только на последнем этапе девушку раскусили.

Фильмография

  • Я тебя ненавижу
  • Белый король, красная королева
  • Кавказский пленник
  • Стрингер
  • Восток-Запад
  • Брат 2
  • Давай сделаем это по-быстрому
  • Сёстры
  • Война
  • Медвежий поцелуй
  • Связной
  • Морфий


Сергей Бодров-младший
(27 декабря 1971 года - пропал без вести 20 сентября 2002 года). Родился Сергей Сергеевич Бодров 27 декабря 1971 года в Москве, в семье режиссера Сергея Бодрова-старшего, и матери - Валентины Николаевны Бодровой, искусствоведа.. В 1989 году поступил на Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, и проучился там до 1994 года.. С 1994 по 1996 год был аспирантом на своем факультете. Затем работал школьным учителем, кондитером на фабрике «Ударница», спасателем на пляже в Италии, журналистом. С октября 1996 года до 1999 Сергей был соведущим программы «Взгляд» . В 1998 году на кафедре истории искусства МГУ защитил кандидатскую диссертацию по теме «Архитектура в венецианской живописи Возрождения».

Первая роль Сергея Бодрова состоялась в 1989 году в фильме его отца, Сергея Бодрова-старшего «СЭР (Свобода - это рай)». Это был фильм о спецшколе для малолетних преступников, при съемках которого, нужен был артист, постриженный налысо. Никто из артистов не хотел стричься, и тогда отец Сергей Бодров-старший постриг сына налысо и поставил его в кадр.

Но все-таки настоящий дебют Сергея Бодрова-младшего состоялся в 1996 году, в фильме «Кавказский пленник», который тоже ставил Сергей Бодров-старший. За эту роль Сергей получил приз кинофестиваля «Кинотавр» и премии «Ника», в номинации «Лучшая мужская роль», разделив эти награды с Олегом Меньшиковым. Съемочная группа «Кавказского пленника» была удостоена Государственной премии Российской Федерации.

Затем последовали главные роли в фильмах Алексея Балабанова - «Брат» (1997 год), за которую он получил приз за «Лучшую мужскую роль» на Чикагском международномкинофестивале, и «Брат 2» (2000 год), а также роли в фильмах Пола Павликовски «Стрингер» (1998 год), и в фильме Режиса Варнье «Восток-Запад» (1999 год).

Уже в 2001 году Сергей Бодров дебютировал в фильме «Сестры» в роли режиссера фильма, в котором сыграл эпизодическую роль.
Фильм «Сестры» был удостоен Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучший дебют, главные героини Оксана Акиньшина и Екатерина Горина были награждены Дипломом жюри за лучший актерский дуэт. На Московском международном кинофестивале фильм «Сестры» принимал участие в информационном показе, и был удостоен ежегодной премии компании «Кодак» за лучший дебют. На Венецианском кинофестивале фильм участвовал в программе «Кино настоящего», и получил приз «Jesolo Biennale». Картина «Сестры», по состоянию на декабрь 2001 года являлась лидером кино и видеопроката среди российских фильмов.

На Московском международном кинофестивале, в 2001 году состоялась премьера фильма «Давай сделаем это по-быстрому» (2001 год), в котором Сергей Бодров сыграл небольшую роль. Летом и осенью 2001 года он принимал участие в съемках двух новых полнометражных фильмов:

«Война», режиссёром которой был Алексей Балабанов, производства Кинокомпании СТВ. Фильм о судьбе заложников, которые попали в плен к боевикам в Чечне, Сергей Бодров сыграл роль капитана Российской армии.

Затем в фильме «Медвежий поцелуй», режиссёром которого является Сергей Бодров-старший, совместного производства Германской компании Pandora Film и Кинокомпании СТВ. В главной роли - Ребекка Лильеберг, сыгравшая юную цирковую эквилибристку, влюбившуюся в медведя.. Как раз медведя и играет Сергей Бодров. Осенью 2001 года Сергей Бодров был ведущим проекта «Последний герой», производства телеканала ОРТ.

В 1987 году Сергей Бодров женился на актрисе Светлане Михайловой, в которую, как рассказал Сергей в интервью, влюбился с первого взгляда и сразу же понял, что это его будущая жена. В 1988 году в семье Бодровых родилась дочь Ольга. А уже в начале августа 2002, за месяц до отъезда на Кавказ на съемки фильма, у Сергея Бодрова родился сын Александр.

Осенью 2002 года Сергей Бодров-младший, со своей съёмочной бригадой снимал в горах Северной Осетии фильм «Связной», в котором был исполнителем главной роли, и для которого Сергей сам написал сценарий. 20 сентября 2002 года в шесть утра съёмочная группа собралась на первом этаже в гостинице Владикавказа и оттуда направилась в горы. По прибытии на место съёмочная группа долго ждала транспорт, который должен был доставить их наверх. Начало съёмок было перенесено с девяти утра на час дня. Около семи часов вечера съёмки прекратили из-за плохого света, группа собрала аппаратуру и двинулась в город.
В это время, около 20:15 по местному времени начался сход ледника «Колка», который за несколько минут накрыл всё Кармадонское ущелье трёхсотметровым слоем льда и камней. В результате трагедии погибли 127 человек, в том числе съёмочная группа Сергея Бодрова-младшего. В ходе спасательной операции было обнаружено 17 тел погибших, остальные до сих пор считаются пропавшими без вести.

Крупномасштабные спасательные работы длились несколько месяцев, группа добровольцев и родственников пропавших без вести оставалась на леднике до февраля 2004 года. На сегодняшний день пропавшими числятся более ста человек. Учёные-геологи утверждают, что ледник будет таять 12 лет. Сергей Бодров пропал без вести в возрасте 30 лет..

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

2 17 22 39 54 57 75 81 98 102 108 118 136 142 159 163 169 175 178 188 212
Б О Д Р О В С Е Р Г Е Й С Е Р Г Е Е В И Ч
212 210 195 190 173 158 155 137 131 114 110 104 94 76 70 53 49 43 37 34 24

18 24 41 45 51 61 79 85 102 106 112 118 121 131 155 157 172 177194 209 212
С Е Р Г Е Й С Е Р Г Е Е В И Ч Б О Д Р О В
212 194 188 171 167 161 151 133 127 110 106 100 94 91 81 57 55 40 35 18 3

БОДРОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ = 212 = 159-ВНЕЗАПНАЯ ГИБЕЛЬ + 53-БЕДСТВ\ ие \.

159 - 53 = 106 = ИСЧЕЗНЕТ = ЗАЖИВО ПОГРЕБ\ ённый \.

212 = 110-\ 77-КАРМАДОН, ПРОПАЛ + 33-ОБВАЛ \ + 102-В УЩЕЛЬЕ.

212 = 33-ОБВАЛ + 179-ЗАЖИВО ПОГРЕБЁННЫЙ.

212 = 79-\ 33-ОБВАЛ + 46-ЗАЖИВО \ + 133-ПОГРЕБЁННЫЙ.

212 = 166-\ 33-ОБВАЛ + 133-ПОГРЕБЁННЫЙ \ + 46-ЗАЖИВО.

Смотрим столбец в нижней таблице:

102 = В УЩЕЛЬЕ
__________________________________
127 = 81-ПОГРЕБЁН + 46-ЗАЖИВО

212 = 188-БЕЗВОЗДУШНАЯ СРЕДА + 24-ЛЁД.

188 - 24 = 164 = БЕЗ ПРИЗНАКОВ ЖИЗНИ.

212 = 91-УМИРАНИЕ + 121-БЕЗ КИСЛОРОДА.

212 = 108-УМИРАНИЕ БЕЗ... + 104-КИСЛОРОДА.

212 = 110-ГИБЕЛЬНАЯ + 102-\ 47-СРЕДА + 55-ГИБНЕТ \.

212 = 157-ГИБЕЛЬНАЯ СРЕДА + 55-ГИБНЕТ.

157 - 55 = 102 = СМЕРТЬ.

212 = 137-ПАГУБНАЯ СРЕДА + 75-УМИРАН\ ие \.

212 = 139-СРЕДА БЕЗ ВОЗДУХА + 73-ПОГИБАЕТ.

139 - 73 = 66 = ЗАДЫХА\ ние \.

212 = 118-ОТ ГИПОКСИ\ и \ + 94-ГИПОКСИИ.

118 - 94 = 24 = ЛЁД.

212 = 98-ЗАВАЛЕННЫЙ + 114-НЕТ ВОЗДУХА.

212 = 137-\ 98-ЗАВАЛЕННЫЙ + 39-НЕТ... \ + 75-ВОЗДУХА.

212 = 139-БЕЗДЫХАННЫЙ + 73-БЕЗДЫХА\нный \.

139 - 73 = 66 = НЕТ ВОЗ\ духа \.

212 = 76-СГУБЛЕН + 136-ПОД ОПОЛЗНЕМ.

212 = 112-СГУБЛЕН ПОД... + 100-ОПОЛЗНЕМ.

212 = 17-БЕЗ... + 195-\ 75-ВОЗДУХА + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ \.

212 = 161-\ 92-БЕЗ ВОЗДУХА + 69-КОНЕЦ \ + 51-ЖИЗНИ.

212 = 3-В... + 209-\ 66-ЛЁГКИХ + 143-НЕТ КИСЛОРОДА \.

212 = 69-В ЛЁГКИХ + 143-НЕТ КИСЛОРОДА.

212 = 108-В ЛЁГКИХ НЕТ + 104-КИСЛОРОДА.

Цифра 69 = В ЛЁГКИХ находится между цифрами 57 и 81, а цифра 143 - между цифрами 131 и 155.

Чтобы их найти, код буквы "Ч", равный 24-м, делим на 2. 24: 2 = 12.

57 + 12 = 69 = В ЛЁГКИХ. 131 + 12 = 143 = НЕТ КИСЛОРОДА.

212 = 121-АСФИКСИЯ + 91-УМИРАНИЕ.

212 = 79-АСФИКС\ ии \ + 133-ОТ АСФИКСИИ.

212 = 81-ПОГИБ ОТ... + 131-УДУШЬЯ.

212 = 47-ПОГИБ + 165-ОТ УДУШЬЯ.

212 = 102-СМЕРТЬ + 110-ГОЛОВНОГО М\ озга \.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 20.09.2002. Это = 20 + 09 + 20 + 02 = 51 = ТРАГИ\ чески погибший \, ГОЛОД.

212 = ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБШИЙ.

212 = 51-ГОЛОД, КИСЛ\ ородный голод \ + 161-\ 74-ЛЕДОВАЯ + 87-ЛОВУШКА \.

Смотрим нижнюю таблицу:

51 = ГОЛОД
____________________________
167 = ... ЛОРОДНЫЙ ГОЛОД

218 = 51-ГОЛОД + 167-... ЛОРОДНЫЙ ГОЛОД.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 218-ДВАДЦАТОЕ СЕНТЯБРЯ + 22-\ 20 + 02 \-(код ГОДА ГИБЕЛИ) = 240.

240 = 167-ОСТАНОВКА СЕРДЦА + 73-ПОГИБАЕТ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = ТРИДЦАТЬ = 123 = КАТАСТРОФА.

212 = 123-ТРИДЦАТЬ + 89-КОНЧИНА.

Он пропал без вести в 2002 году в Кармадонском ущелье на Кавказе (Северная Осетия). Произошло это приблизительно в первой половине дня 20 сентября.

«Пропал без вести» в данном случае означает, что не были найдены ни останки Сергея, ни какие-либо другие материальные свидетельства его гибели. Это дает очень призрачную надежду его родным и пищу для колоссального количества слухов - посторонним.

Сошедший ледник

По официальной версии, Бодров-младший предположительно погиб из-за сошедшего ледника. В районе Кармадонского ущелья есть 2 ледника: Майли и Колка. Последний и стал причиной гибели съемочной группы Сергея Бодрова (снимали фильм «Связной»). Сошедшая с ледника лавина – это махина огромной разрушительной силы. Ледник, убивший московских кинематографистов в тот день, весил около 200 млн тонн. Двигалась ледяная громада со скоростью 160-180 км/час. Выжить кому-либо на ее пути просто нереально.

Из-за схода лавины оказался полностью стерт с лица земли поселок Верхний Кармадон. Погибли порядка 100 человек (это только те, чьи останки обнаружены или о них хоть что-то известно). Тела людей из кинематографической группы, включая самого Бодрова, найдены не были. После схода таких лавин останки обнаруживают зачастую спустя сотню лет. По всей вероятности, подтверждение смерти Сергея может прийти очень нескоро.

Почему это произошло

В связи с фактом гибели съемочной группы в прессе часто поднимается тема, почему многотонная ледяная глыба пришла тогда в движение. По мнению одних обозревателей, ледник Колка подтаял в конце лета и поэтому сошел 20 сентября. Профессиональные же геологи утверждают, что это невозможно. Ледник, который формируется многие тысячи, а то и миллионы лет не может просто так подтаять и вдруг прийти в движение.

Более вероятной кажется другая версия. Накануне в том гористом районе глубоко под землей произошло движение тектонических плит. В результате 20 сентября произошел мощный газохимический выброс. Только это могло сдвинуть с места ледник. По свидетельствам туристов группы Дмитрия Солодкого и Ольги Неподобы, которые находились в Кавказских горах накануне трагедии, задолго до нее был слышен исходящий из-под земли угрожающий гул. Этот звук и мог свидетельствовать о происходящих в толще породы перемещениях.

Если бы эти грозные предзнаменования были приняты тогда к сведению, вероятно, Сергей был бы сейчас жив. В оправдание людям, не обратившим внимание на такой серьезный момент, можно сказать то, что тектонические сдвиги происходят крайне редко. Это даже в гористых районах может случаться раз в 100, а то и 1000 лет. Не всем «везет» наблюдать такое «дыхание Земли».

Глубинная память о нем сохранилась только в народных традициях. Недаром на Кавказе издревле было принято селиться повыше в горах, а не у их подножий. Предки сохранили память о трагедиях, которые века назад случались в предгорных областях.

Возможно, жив

Более оптимистично настроенные граждане выдвигают альтернативную версию: Бодров-младший мог спастись. Подтверждением вероятности этого среди прочего являются и свидетельства некоторых очевидцев, переживших сход ледника. Одна свидетельница рассказала позднее журналистам, как ледник обошел ее пятиэтажку.

Горцы знают много историй о том, как чудом выжившие во время схода лавины люди поселялись в высокогорных аулах. В результате нанесенных травм одни теряют память, другие могут быть серьезно покалеченным. Если кто-то обнаруживает такую жертву крушения, ее можно спасти. Небольшой, но все же шанс выжить у Сергея Бодрова был.

Ушел из жизни на взлете своей творческой карьеры. К моменту гибели, он уже успел сняться в главных ролях в нескольких фильмах и заявить о себе, как талантливом кинорежиссере и сценаристе. И, наверное символично то, что его смерть произошла во время съемок очередного фильма.

Ничто не предвещало беды

Тот погожий сентябрьский день 2002 года для съемочной группы Бодрова был обычным рабочим днем. Вот только Сергей, по словам его вдовы Светланы, был очень грустен. Он дольше обычного говорил с ней по телефону, словно предчувствовал беду.

Примерно в 6-30 утра группа Бодрова на микроавтобусе «Газель» выехала из Владикавказа в горы на место съемок. Около восьми вечера, по причине плохого света, работа был прекращена. Люди стали собирать аппаратуру. В это самое время со скалы на горе Джафра сорвалась огромная ледяная глыба и обрушилась на ледник Колка. И тот начал стремительное движение по ущелью, сметая все на своем пути. Этот ледник полностью накрыл Кармадонское ущелье, откуда как раз в это время намеревалась выехать группа Бодрова.

Невероятные версии трагедии

Почти сразу после трагедии в Карамадонском ущелье появилось огромное количество самых невероятных версий случившегося.

Первыми в то, что члены съемочной группы Бодрова все еще живы, поверили их близкие и родственники. Для этого существовало вполне реальное обоснование. Бодров и его коллеги вполне могли укрыться от стихии в горном тоннеле, что находился в ущелье. Кое-какая провизия у них была, а была возможность некоторое время прожить под оползнем. Другое дело, что добираться до спасительного тоннеля пришлось полтора года и ничего, кроме останков диких животных спасатели там не обнаружили.

Абсолютно уверены в том, что члены группы Бодрова живы и по сей день и местные старейшины-горцы. По их мистическим преданиям, можно встретить целые обитаемые деревни-призраки, в которых живут люди, которых забрали к себе горы, к примеру, считающихся погибшими альпинистов.
Некоторые считают, что смерть Бодрова тесно связана с его героем в фильме «Связной», который в Кармадоне. Герой этот в конце киноленты погибает и гибель актера связывают с мистическим совпадением.

Существует версия и о том, что Бодрова погубил разгневанный дух самого Чингисхана. Мол, дух великого завоевателя не смог простить замысла отца Сергея снять фильм о самом могучем монгольском хане.

Бытует еще масса подобных гипотез. Вот только поверить в них для большинства психически здоровых людей не представляется возможным.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры