Конспект занятия по дифференциации звуков щ и сь план-конспект занятия по логопедии на тему. Логопедическое занятие на тему "Дифференциация С' – Щ" (в устной и письменной речи) Логопедическое занятие дифференциация сь щ

Главная / Чувства

(Старшая группа)

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!

А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука начинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!

1-ое задание.

Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова

Добы… Встре…

Закончи слово слогом ЧУ или ЩУ

Кру… Та…

Сви… Ка…

Кри… Сту…

Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.

2 задание .

Внимание на экран. Ребята, нужно отгадать какие слова здесь зашифрованы. Для этого выделяем первый звук в названии каждой картинке и соединяем в одно слово.

Щука, Роща, Почки, Грач.

3-е задание.

Послушайте новую скороговорку:

Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему бока.

Ребята, в каких словах встречался звук Ч?

В каких словах вы услышали звук Щ?

А в каком слове встретились оба звука?

Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?

А теперь эту скороговорку повторят только девочки.

Сейчас м ы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.

А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.

Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.

Молодцы!

4-е задание. Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.

Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.

Если эти звуки будут звучать в середине слова, то нужно поставить ноги вместе, а руки развести в стороны.

Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки на коленки.

Итак, слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка, плащ.

Возвращаемся на свои места.

5-е задание.

И сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.

Внимание на экран.

(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, каменщик, экскаваторщик, крановщик, дрессировщик.)

https://fotki.yandex.ru/next/users/len6573/album/264161/view/1143036?page=0

Физ.минутка

Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

6-задание.

Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?

http://eshka-nn.ru/page/avtomatizaciya_zvuka_ch_kartinki/
http://icqprosto.ru/new/avtomatizatsiya-zvuka-shh/

Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!

Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Тема: «Дифференциация звуков [Ч] - [Щ]».

Цель занятия : Совершенствование навыков дифференциации согласных [Ч] - [Щ].
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
- закрепление знаний о механизме образования звуков;
- активизация лексического запаса по теме: «Весенний лес».
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков [Ч] - [Щ];
- закрепление связи звукового образа [Ч] - [Щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков оптического анализа и синтеза букв;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах;
- закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
- развитие зрительно-пространственных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.

Оборудование : индивидуальные зеркала, мягкие игрушки, паровоз, картинки, слова-карточки, рабочие листы, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Ч, Щ.

Ход занятия

I. Орг. момент.

Сядет тот, кто исправит предложение:

Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

Перелётные птицы

(они говорят, беседуют и т. п.)

Чтобы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!

Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

II. Артикуляционная гимнастика «У дедушки с бабушкой»

ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА. 2 СЛАЙД

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (НАДУВАЕМ ЩЁКИ), 3 СЛАЙД

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (ВТЯГИВАЕМ ЩЁКИ).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ. 4 СЛАЙД

(ГУБЫ В ШИРОКОЙ УЛЫБКЕ, ВИДНЫ ВЕРХНИЕ И НИЖНИЕ ЗУБЫ),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(ГУБЫ ТЯНУТСЯ ВПЕРЁД).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ 1. «БЛИНЧИК»

(ШИРОКИЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ). 5 СЛАЙД

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ

(ОБЛИЗЫВАЕМ ШИРОКИМ ЯЗЫКОМ ВЕРХНЮЮ ГУБУ СПЕРЕДИ НАЗАД). «ВАРЕНЬЕ» 6 СЛАЙД

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (ШИРОКИЙ ЯЗЫК ЗАГИБАЕМ КВЕРХУ ЧАШЕЧКОЙ) «ЧАШЕЧКА» 7 СЛАЙД

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (ШИРОКИЙ ЯЗЫК СТАВИТСЯ ПОПЕРЕМЕННО ТО ЗА ВЕРХНИЕ, ТО ЗА НИЖНИЕ ЗУБЫ),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. «КАЧЕЛИ» 8 СЛАЙД

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ «ГРИБОК» 9 СЛАЙД

(ПРИСАСЫВАЕМ ЯЗЫК К НЁБУ И ОТКРЫВАЕМ РОТ).

ВОТ И ЗАКОНЧИЛСЯ ДЕНЬ, ПОРА СПАТЬ.
ЗАВТРА ОПЯТЬ БУДЕМ МНОГО ГУЛЯТЬ. 10 СЛАЙД

III. Актуализация опорных знаний.

Ребята, а вы помните кто приходил к нам на прошлом занятии

Крокодил Гена.

Какие первые звуки в слове Крокодил и Гена

К и Г

Верно.

Над произношением каких звуков мы работали на прошлом занятии.

Мы работали над различением звуков К и Г.

К-согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г-согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий.

Молодцы! Сегодня на занятии у нас опять гости Чебурашка и Щенок.

IV . Целеполагание и мотивация обучения.

Какой первый звук в словах Чебурашка и Щенок.

Ч-Щ.

Какая у нас сегодня тема.

Различение согласных Ч-Щ.

Что мы будем учится делать?

Учиться различать Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, текстах.

А для чего мы это будем делать?

Чтобы правильно писать и красиво говорить.

V.Изучение нового материала. Анализ артикуляции звуков.
Сегодня мы с Чебурашкой и Щенком отправимся в весенний лес. Поедим мы туда на поезде. А теперь представьте, идёт поезд. Колёса стучат коротко, быстро: ч-ч-ч-ч- Повторите.
Дети повторяют за логопедом звук [Ч], затем произносят сами.
Какой звук слышим? Расскажем об этом звуке всё.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты, вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик языка как мячик прыгает у верхних бугорочков, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий.
-Молодцы. Вот приехали мы в лес. Солнышко пригрело и проснулись от зимней спячки его обитатели. Кто это ползёт и протяжно, мягко шипит: щ-щ-щ? Конечно,змея. Изобразим змею, согните руку в локте, а кисть направьте вперёд. Все пальцы прижаты друг к другу, двигаем кистью в стороны и шипим: щ-щ-щ-.
Дети выполняют упражнения, повторяя звук [Щ]
Какой звук слышим? Расскажем и о нём всё, что знаем.
-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочками образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда глухой.
-Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?
-[Ч] -и [Щ]-согласные, глухие, всегда мягкие, разное положение языка, воздушная струя у звука [Ч] – короткая, разное положение зубов.

Ребята, а что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Ребята, какой буквой обозначается звук Ч? На какую цифру похожа буква Ч. 11 слайд

На четвёрку....…
-Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.
- Какой буквой обозначается [щ]?
- Буквой Щ. 12 слайд
- На что похожа эта буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч,Щ, а теперь на ваших рабочих листах запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. (Слайд 13 )
Дети записывают буквы на рабочих листках в таком порядке.
Поменяйтесь листами, найдите самую красивую букву у соседа и прикрепите смайлик.

а)Развитие фонематического слуха .
Но в лесу, как и везде, есть хозяин- это медведь. Он проснулся после зимней спячки и не пустит нас в свои владения, пока мы не выполним все его задания, сейчас внимательно меня слушайте и если услышите звук [Ч]- сожмите руки в кулачки, если звук [щ]- раскройте щёточкой: ч,р,х,щ,д,з,т,ч,ща,щу,ду,ич,ос,чко,сте,ещи,щак, встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.

б).Дифференциация звуков в слогах, словах
А сейчас мы запишем слоги, состоящие из звуков [Ч] -и [Щ] и гласных звуков [ а], [ е], [и ], [у ]. Давайте запишем слоги в тетради, но сначала вспомним правило
Ча-ща- пишем А
Чу-шу- пишем У.
Записываем: ща-че-чу-ич-ущ-щу.
14 слайд
Дети записывают слоги, затем читают. Проговаривают правило написания ча-ща, чу-щу и работаю в тетради.

Молодцы, записали правильно, а теперь выполним упражнение «Скажи наоборот»

Логопед бросает мяч говорит слог, а дети говорят наооборот.

Ча-ща, чо-що, ач-ащ, уч-ущ.

Закончите слова нужным слогом ча или ща

Ту…., ро…., пи…., ку…..

Чи или щи

Клю…., ово…., мя…..., пла….

Но после зимней спячки проснулся не только медведь, а кто ещё. Как вы думаете?

-Ёж

Физминутка.

Поиграем с ежом.

Гладь мои ладошки ёж

Ты колючий, ну и что ж

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Гладь большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем счёт назад

Пять, четыре, три, два, один.

в) Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.
Следующее задание медведя- необходимо из набора букв составить слово и прочитать его.
Дети составляют слова в группе:
Ощор-роща, «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»- ручей,
-Молодцы, мишка доволен вашей работой и предлагает войти в лес.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в. нём.
Вошли мы в лес и что же услышали и увидели в весеннем лесу?
А это мы сейчас узнаем. Посмотрите на экран, вставьте пропущенные буквы Ч и Щ в словах и прочтите словосочетания.
Пти..ий...ебет 15-16 слайд
Хи..ник в....а...обе
17-18 слайд
Жур...ание ру..ейка 19-20 слайд
Тре...ат сороки 21-22 слайд
Пою...ие чижи. 23-24 слайд
Дети выполняют задание, вставляя пропущенные буквы в слова, читают вслух словосочетания.
-В каком слове встречаются два звука [Ч] -и [Щ]?
Но на этом задания лесного хозяина не заканчивается, вам необходимо четко произнести чистоговорки. Найдите в ваших папках упражнения на различение ч-щ

Сначала говорю я, вы чётко громко проговариваете.

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.

ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.

АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.

ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.

ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.

ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.

УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.

ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

г).Закрепление звуков в предложении.
Следующее задание, вам необходимо прочесть предложение, записать на листках. Кто уже догадался, как его прочитать? (На доске записано. ыцитптучебещещорв. Нужно прочитать справа налево. Дети читают предложения: В роще щебечут птицы.
25 слайд
Предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставиться точка.
-Какие слова со звуками [Ч] -и [Щ]?
Вы услышали в этом предложении?
-Роща, щебечут.

д) .Закрепление звуков в тексте.
-Но весна приходит не только в лес, но и на луга, поля, в сёла, города. Давайте попрощаемся с медведем и выйдем из леса. Мы оказались в посёлке, где однажды весной, когда пригрело солнце, побежали ручейки, весело защебетали птички, произошло....А что произошло вы ответите сами, дополните рассказ по серии сюжетных картин. Внимательно рассмотрите их и приступите к выполнению задания в паре.
Дети выполняют задание, составляют текст по серии сюжетных картин.
26 слайд
Примерный текст:
Наступила весна. Снег растаял и потекли ручейки. Река вышла из берегов и затопила жилище собаки. Собака и щенята стали жалобно выть. Ребята услышали вой, сели в лодку и поплыли спасать собачью семью. Они успели вовремя оказать помощь и спасли собаку и её щенят.

Ребята, а вам можно без взрослых садиться в лодку и кого-то спасать?

А почему?

VII. Итог занятия.
- Наше путешествие в весенний лес подходит к концу. Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать.
- Скажите, чем похожи эти звуки [Ч], [Щ]?

Звуки ч и щ согласные, мягкие, глухие.
- Чем отличаются характеристики этих звуков?

Разное положение зубов, языка, воздушная струя у звука ч-короткая, а у звука щ-длинная.
Ребята, если вы прошли все ступеньки, то прикрепите наклейку «отлично», если 4 или 5 то прикрепите наклейку «хорошо», если 2 или 3, то приклейте наклейку «можешь лучше».

Ребята, все согласны с оценками, которыми вы оценили себя.

VIII. Рефлексия.
Ребята, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо – сидите за партой, если хорошо - то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (Дети определяют шкалу успеха).

Ребята, мне сегодня было очень интересно с вами работать, сегодня порадовало как ……….характеризовали зуки ч-щ, как ……написали красиво буквы, как …… добавляли недостающие слоги в словах.

Как вы здорово отвечали на вопросы.

IX. Задание на дом.

Раскрасить на раскраске все предметы в которых встречается звук Ч или Щ

Выучить чистоговорку

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Сегодня у нас день рождение у Серёжи Пяткина, мы его поздравляем и Крокодил Гена дарит ему песню.


Фанура Маннапова
Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ]

Программное содержание :

Упражнять в дифференциации звуков «Ч» , «Щ» в словах;

Упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –ЧК и –ИЩ;

Закрепить умение выделять первый звук в словах , место звука в слове , умение делить

слова на слоги;

Воспитывать умение обращаться к другу ласково;

Воспитывать желание помочь другим;

Расширить знания о профессиях.

Демонстрационный и раздаточный материал :

Кукла – мальчик, игрушка щенок, картинки, игрушки со звуками «Щ» , «Ч» , полоски с пуговками, индивидуальные зеркала.

Словарная работа : щенок, щекочу, щётка.

Предварительная работа :

Д/И «Назови ласково» , «Звук спрятался » , артикуляционная гимнастика,

Литература : Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет» .

Ход занятия:

1. Разминка для ума.

- Воспитатель : - Ребята, как всегда мы начинаем наше занятие с разминки . На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени . Например : «Меня зовут Анна, моё имя начинается со звука «А» » (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук ).

2. Артикуляционная гимнастика.

- Воспитатель : - Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии , нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Лопаточка, «Желобок» , «Прятки» , «Улыбочка» .

3. Новый материал.

- Воспитатель : - С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?

В городе Муравленко, в одной хантыйской семье, жил-был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На 23 февраля родители подарили Чуку маленькую собачку. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен . (дети определяют звуки ) . Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.

Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещё часто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал :

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)

Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)

А в каких словах встретились оба звука ? (чищу, щекочу)

Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально) .

Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает. Тогда Чук говорит : «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч» , как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч» ». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).

4. Физминутка

- Воспитатель : - Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч» , то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ» , то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете .

Предлагаемые слова : чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.

Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

- Воспитатель : - Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ) .

Предлагаемые слова : хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.

5. Закрепление. Развитие мелкой моторики.

- Воспитатель : - Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове , а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете? А кто вас этому научил? Кто такой воспитатель? (ответы детей) .

Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове : начало, середина, конец сначала со звуком «Ч» , затем со звуком «Щ» ). Предлагаемые слова : человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.

Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ» . Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки . Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ» . Когда вы найдёте слова с заданными звуками , то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова : Чуку – со звуком «Ч» , а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание) .

6. Итог :

- Воспитатель : - Нашим гостям пора домой. Они хотят узнать - с какими звуками вы сегодня работали ? Чем они похожи? Вам понравилось занятие ? Что вам больше всего понравилось?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дельфин»

конспект

занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема : «Дифференциация звуков «Ч» , «Щ» ».

Воспитатель : Маннапова Ф. Р.

Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ»

Цель

выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

2.Объявление темы и целей занятия

Посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (Кузнечик и старушка с метлой)

Какой звук издаёт кузнечик? (Ч-Ч-Ч)

Какой звук слышим, когда подметаем листья? (Щ-Щ-Щ) Молодцы!

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.

И мы отправляемся, в путешествие на волшебном поезде, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Горка

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [ щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

На расческу Щ похожа.

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

От каких букв надо отличать Щ? (от Ш и Ц)

Обведите по контуру букву щ

Правильно, выложите букву Щ из счётных палочек.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь

6.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите на пассажира, который вместе с нами отправится в путешествие! Кто это? (кощей бессмертный)

Он зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопнте в ладоши, а если звук щ то топните

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: ( АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра что «возьмем в дорогу»

Ребята посмотрите на нашего второго пассажира! Кто это? (щелкунчик )

Давайте вместе с вами поможем ему сложит вещи слова со звуком Ч мы сложим в чемодан, а слова со звуком щ в ящик(картинки очки, щетка, мяч, часы, чайник, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи, а теперь давай с вами определим определение места звука в слове, и соединим их со схемой

.( слова

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

9.Упражнения на словоизменение Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

Ребята нам встретился следующий пассажир кто мне скажет, как его зовут? (Чиполино )

- Он хочет с нами поиграть в игру хитрые звуки

Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовете слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.
Например: «Катить – я качу, звук [Ч]».

полоскать –

10.Работа на уровне слова

Чиполино, принес нам карточки , На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. но давай с вами вспомним правило, как мы пище мча-ща и чу-щу?

__ука

Енок

Удо

__ётка

Еснок

Улок

Ека

Егол

Еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята посмотрите, какое еще задание для нас приготовил чиполлино? Он принес нам карточки на которых записаны словосочетания в которых он допустил ошибки, давайте вместе с вами поможем ему исправить ошибки?

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

(Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер , мощный луч, горящие щи , птичье чебетанье, учёный ченок , щистое помещение , молощная пища, овочная начинка , чудесное угощение)

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

12.обогащение словарного запаса по теме «профессии»

Скажите мне как зовут нашего следующего пассажира)

Если вы сейчас выполните следующее задание, то мы вы узнаете кем же мечтает быть Дюймовочка

Я буду вам называть, а навозете мне проффесию но так чтобы появился звук ч или щ

Учит-учитель

Стреляет из пулемета –пулеметчик

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –крановщик

Дрессирует животных –дресировщик

Играет на скрипке –скрипач

Играет на барабане –барабанщик

13.Работа на уровне предложения

Пока вы отвечали на вопросы дюймовочка рассыпала слова, давай поможем ей собрать из этих слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Скрипач играет на скрипке.

Продавщица продает овощи.

Врач лечит детей.

Крановщик работает на кране.

Пограничник охраняет границу.

Часовщик чинит часы.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2. Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1. В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-ща сящ щась
сё-що сещ щось
сю-щу сющ щусь
си-щи сещ щесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ

СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ

ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2. Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.



в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.

Прочтите слова.

3. Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала... (ЩУКА).

На лугу пасутся... (ГУСИ).

В корзине пищит... (ЩЕНОК).

Сеня надел новый... (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4. Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Верное средство.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»

«Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

Гуща Осел

Пища осина

лещи осень

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

ща-ся-ща-ся

щё-сё-сё-щё

щу-сю-щу-сю

си-щи-си-щи

ща-ся-ща-ся-ща-ся

ащ-ась-ащ-ась

ысь-ищ-ысь-ищ

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь - на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в...ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут - по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры