Оперный певец маторин семья автобиография. Владимир маторин - биография, информация, личная жизнь

Главная / Чувства

В 1973 г. получил II премию Международного конкурса музыкантов-исполнителей в Женеве.
В 1977 г. — II премию Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки.
В 1997 г. был удостоен звания «Народный артист Российской Федерации».
В 2001 г. был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 2008 г. был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
В 2013 г. был награжден медалью «За укрепление боевого содружества».
В 2014 г. был награжден орденом ООН «Единение» («За деяния во благо народов»).
В 2015 г. был удостоен Премии Правительства РФ в области культуры.
В 2018 г. награжден нагрудным знаком Министерства культуры России «За вклад в российскую культуру».
В 2019 г. удостоен ордена Дружбы.

Биография

Родился в Москве. В 1974 г. окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных по классу Евгения Иванова. В 1974-91 гг. пел в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. В 1989 г. Борис Годунов в его исполнении был признан лучшей оперной партией года.
С 1991 г. преподает в Российской академии театрального искусства, с 94 г. - профессор и заведующий кафедрой сольного пения.
Солистом оперной труппы Большого театра является с 1991 г.

Репертуар

В его репертуар в Большом театре вошли следующие партии:

Князь Юрий («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Король Рене («Иоланта» П. Чайковского)
Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Борис Годунов, Варлаам («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Иван Сусанин («Жизнь за царя»/«Иван Сусанин» М. Глинки)
Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Галицкий, Кончак («Князь Игорь» А. Бородина)
Старый Цыган («Алеко» С. Рахманинова)
Царь Додон («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова)
Досифей, Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского)
Рамфис («Аида» Дж. Верди)
Король Треф («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева)
Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Мамыров («Чародейка» П. Чайковского)
Священник («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича)
и другие
Всего в его репертуаре более шестидесяти партий

Гастроли

Пел на лучших сценах мира, с гастролями выступал в Англии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, Польше, Чехии, Югославии, Турции, Греции, Эстонии, Узбекистане, Украине, Китае, Японии, Монголии, Южной Корее, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре.
В 1993 г. принимал участие в Уэксфордском фестивале (Ирландия) в постановке оперы П. Чайковского «Черевички». В том же году спел заглавную партию в «Борисе Годунове» Большом театре Женевы .
В 1994 г. исполнил партию Головы в опере Н. Римского-Корсакова «Майская ночь» в Кельнской филармонии , а Бориса Годунова спел в Лирической опере Чикаго .
В 1995 г. партию Головы («Майская ночь») исполнил на Уэксфордском фестивале в Ирландии (дирижер Владимир Юровский).
В 1996 г. пел Досифея («Хованщина») в Опере Нанта (Франция), Бориса Годунова в Национальном театре в Праге и Пимена («Борис Годунов») в Опере Монпелье (Франция).
В 1997 г. пел Бориса Годунова в хьюстонской Гранд Опера (США).
В 1998 г. участвовал в концертном исполнении оперы «Чародейка» П. Чайковского в лондонском концертном зале Фестивал Холл (Королевская опера, дирижер Валерий Гергиев), выступил в партии Мендозы в опере «Обручение в монастыре» С. Прокофьева в Большом театре Женевы и в партии Бури-Богатыря в концертном исполнении оперы «Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова с Лондонским филармоническим оркестром в зале Фестивал Холл (дирижер Александр Лазарев).
В 1999 г. выступил в партии Царя Додона («Золотой петушок») в спектакле Королевской оперы на сцене лондонского театра Садлерс Уэллс (дирижер Геннадий Рождественский).
В 2001 г. исполнил партию Мендозы в Лионской опере (дирижер Олег Каэтани).
В 2002 г. исполнил партию Пимена («Борис Годунов») в Парижской национальной опере на сцене Оперы Бастилия (музыкальный руководитель и дирижер Джеймс Конлон, режиссер Франческа Замбелло) и партию Бориса Годунова в Лионской опере (дирижер Иван Фишер, режиссер Филипп Химмельман, совместная постановка с Национальным театром Мангейма).
В 2003 г. пел заглавную партию в опере «Борис Годунов» в театрах Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия) и в той же опере партию Варлаама в спектакле Королевской оперы на сцене лондонского театра Ковент Гарден (постановка Андрея Тарковского, дирижер Семен Бычков, среди партнеров Джон Томлинсон, Сергей Ларин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Владимир Ванеев).
В 2004 г. дебютировал в партии Пимена в нью-йоркском театре Метрополитен-опера (дирижер Семен Бычков), спел Пимена и Варлаама («Борис Годунов») в театре Лисео в Барселоне (Испания).
В 2005 г. исполнил партию Варлаама в брюссельском театре Ла Монне , а также партии Тихона Щербатого и Ямщика Балаги в опере «Война и мир» С. Прокофьева Парижской национальной опере на сцене Оперы Бастилия (дирижер Владимир Юровский, режиссер-постановщик Франческа Замбелло).
В 2006 г. исполнил партию Спарафучиле («Риголетто») в Марсельской опере .
В следующем году — партии Бориса Тимофеевича («Леди Макбет Мценского уезда») в Большой театре Женевы, Спарафучиле в Опере Нанта, Варлаама в Рейнской опере в Страсбурге и театре Реал в Мадриде.
В 2008 г. спел Мендозу («Обручение в монастыре» С. Прокофьева) на сцене Дворца искусств королевы Софии в Валенсии, Квартального («Леди Макбет Мценского уезда») на фестивале «Флорентийский музыкальный май» (дирижер Джеймс Конлон, режиссер Лев Додин, постановка 1998 г.).
В 2013 г. исполнил партию Варлаама («Борис Годунов») в Баварской государственной опере и на Мюнхенском оперном фестивале (дирижер Кент Нагано, режиссер Каликсто Бьеито).
Принял участие в концертном исполнении оперы «Царская невеста» (Собакин) на Фестивале Линкольн-центра в Нью-Йорке и Фестивале искусств в Гонконге (дирижер Геннадий Рождественский, 2014 и 2015).
В 2015 г. исполнил партию Ивана Хованского («Хованщина») в театре Базеля (дирижер Кирилл Карабиц, режиссер Василий Бархатов).
В сезоне 2016/17 - Варлаама («Борис Годунов») в Баварской государственной опере.
В 2018 г. - Собакина («Царская невеста») на сцене Большого театра Шанхая (гастроли оперной труппы Большого в Китае, дирижер Туган Сохиев).

Исполняет духовную музыку. Много концертирует. В частности, с сольными концертами выступал в Бетховенском зале Большого театра, на правительственных концертах в Кремле, в посольствах России в Париже, Лондоне, Риме, Берлине, на сцене Немецкой оперы (Берлин), в Сенате Франции. Четырнадцатую симфонию Д. Шостаковича исполнял в Монпелье (Франция), вокальный цикл «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского пел в Антверпене.

Дискография

Среди записей:

«Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского - Черевик, дирижер В. Есипов, 1983 г.
«Алеко» С. Рахманинова - Старый цыган, дирижер Д. Китаенко, Грамзапись, 1990 г.
«Франческа да Римини» С. Рахманинова - Ланчотто Малатеста, дирижер А. Чистяков, 1992 г.
«Алеко» С. Рахманинова - Алеко, дирижер А. Чистяков, Le Chant Du Monde, 1994 г.
«Майская ночь» Н. Римского-Корсакова - Голова, дирижер А. Лазарев, Capriccio, 1997 г.
«Кащей Бессмертный» - Буря-богатырь, дирижер А. Чистяков.
«Укрощение строптивой» В. Шебалина - Гортензио.

Распечатать


Председатель благотворительного Фонда возрождения культуры малых городов Руси.
Народный артист Российской Федерации. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации.

Владимир Маторин родился 2 мая 1948 года в городе Москва. Отец мальчика являлся командиром воинской части, поэтому детство прошло в военных городках. В юные годы любил бродить по лесу и распевать все, что слышал по радио. Одно из незабываемых впечатлений детства стал первый спектакль в Большом театре: опера Римского-Корсакова «Царская невеста».

В 1974 году Владимир окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных, где его педагогом являлся Евгений Васильевич Иванов, который выступал солистом Большого театра. Маторин посвятил семнадцать лет Московскому академическому музыкальному театру имени Константину Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. В 1989 году Борис Годунов в его исполнении признан международной общественностью лучшей оперной партией года.

Солистом оперной труппы Большого театра стал с 1991 года. С этого же года Маторин преподает в Российском Институте Театрального искусства. С 1994 года на рпотяжении одиннадцати лет являлся профессором и заведующим кафедрой вокального искусства.

Владимир Анатольевич пел на лучших сценах мира, с гастролями выступал в Англии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре. Важная частью творчества артиста являются концерты в городах России, выступления на радио и телевидении, звукозапись.

В этот период артист принимал участие в ирландском Уэксфордском фестивале в постановке оперы Петра Чайковского «Черевички». Тогда же спел заглавную партию в «Борисе Годунове» Большом театре Женевы, а также исполнил партию Головы в опере Николая Римского-Корсакова «Майская ночь» в Кельнской филармонии.

В 1999 году Маторин выступил в партии Царя Додона в «Золотом петушке» в спектакле Королевской оперы на сцене лондонского театра Садлерс Уэллс. В 2002 году выступал в Парижской национальной опере на сцене Оперы Бастилия с партией Пимена в постановке «Борис Годунов». Через год пел заглавную партию в опере «Борис Годунов» в театрах Окленда и Веллингтона, Новая Зеландия и в той же опере партию Варлаама в спектакле Королевской оперы на сцене лондонского театра Ковент-Гарден в постановке Андрея Тарковского.

Дебютировал в партии Пимена в нью-йоркском театре Метрополитен-опера. В 2008 исполнил партию Квартального в опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в театре Maggio Musicale Fiorentino, Италия. Позже артист исполнил партию Афрания в рок-опере Александра Градского «Мастер и Маргарита».

Владимир Маторин признан одним из лучших исполнителей духовной музыки, выступает в сопровождении Капеллы музея «Московский Кремль» под руководством Геннадия Дмитряка с программами из песнопений Русской православной церкви. На юбилейном вечере артиста в Большом театре побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

На апрель 2019 года певец, являясь главой фонда «Возрождение культуры и традиций малых городов Руси» много выступает с благотворительными концертами в российской провинции: Зарайске, Суздале, Александрове, Шуе, Кинешме, Вологде, Коломне, Владимире, Переславле-Залесском. Сборы от концертов идут на строительство и реставрацию храмов, церковных школ.

В Российском фонде культуры 12 сентября 2019 года состоялась церемония награждения государственными и ведомственными наградами профильного министерства деятелей культуры и искусства. Министр Культуры Владимир Мединский наградил Владимира Анатольевича Маторина Орденом Дружбы - за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность.

Награды и Признание Владимира Маторина

Орден Дружбы (29 апреля 2019 года) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 апреля 2008) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 марта 2001) - за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства

Народный артист Российской Федерации (1997)

Заслуженный артист России (1986)

II премия Международного конкурса музыкантов-исполнителей в Женеве (1973)Досифей, Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского)
Рамфис («Аида» Дж. Верди)
Король Треф («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева)
Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Мамыров («Чародейка» П. Чайковского)
Священник («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича)

Владимир Маторин родился 2 мая 1948 года в Москве в семье военного (отец полковник, командир части). Детство Владимира прошло в военных городках. По его собственным воспоминаниям, мальчиком любил бродить по лесу и распевать всё, что слышал по радио. Незабываемое впечатление детства - первый спектакль, увиденный в Большом театре, - опера Римского-Корсакова «Царская невеста».

Начало карьеры

В 1974 году окончил Гнесинский институт (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), где его педагогом был Евгений Васильевич Иванов, также солист Большого театра в 1944-1958 годах. Среди других педагогов певец с любовью вспоминает С. С. Сахарова, М. Л. Мельтцер, В. Я. Шубину.

1974-1991 года Владимир Анатольевич посвятил Московскому академическому музыкальному театру имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. В 1989 году Борис Годунов в его исполнении был признан международной музыкальной общественностью лучшей оперной партией года.

Преподавательская деятельность

С 1991 года преподает в Российской академии театрального искусства, с 1994 по 2005 года - профессор и заведующий кафедрой вокального искусства.

Солист Большого театра

Солистом оперной труппы Большого театра является с 1991 года. Был приглашен Е.Ф.Светлановым в 1990 году для исполнения партии князя Юрия в опере Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Н.А.Римского-Корсакова . В репертуаре артиста около 90 партий.

Пел на лучших сценах мира, с гастролями выступал в Англии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, Польше, Чехии, Югославии, Турции, Греции, Эстонии, Узбекистане, на Украине, в Китае, Японии, Монголии, Южной Корее, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре.

Важная часть творчества артиста - концерты в городах России, выступления на радио и телевидении, звукозапись.

В 1993 году принимал участие в Уэксфордском фестивале (Ирландия) в постановке оперы П. Чайковского «Черевички». В том же году спел заглавную партию в «Борисе Годунове» Большом театре Женевы .

В 1994 исполнил партию Головы в опере Н. Римского-Корсакова «Майская ночь» в Кельнской филармонии, а Бориса Годунова спел в Лирической опере Чикаго . В 1995 партию Головы («Майская ночь») исполнил на Уэксфордском фестивале в Ирландии (дирижёр Владимир Юровский).

В 1996 пел Досифея («Хованщина») в Опере Нанта (Франция), Бориса Годунова в Национальном театре в Праге и Пимена («Борис Годунов») в Опере

"Я для вас - способ быть добрее"


Богатырская мощь и хрупкая сердечность, кураж и взвешенность, русская прямота и восточная загадочность, молодецкая удаль и мудрость былинного сказителя - всеми этими качествами, присущими самому Владимиру МАТОРИНУ, наделены и воплощенные им герои. Он не только эталонный Иван Сусанин, самый востребованный сегодня в мире Борис Годунов или немеркнущий Король Рене, внимать которому все еще можно в Большом театре.
Еще в репертуаре артиста (о чем мало кто знает) также Осмин в "Похищении из сераля" Моцарта, Бретиньи в "Манон" Массне, Фальстаф в "Виндзорских проказницах" Николаи, Барбаросса в "Битве при Леньяно" Верди и даже Порги в "Порги и Бесс" Гершвина. Всего - около 90 партий. Свою нынешнюю жизнь Владимир Маторин - солист ГАБТа, профессор РАТИ, счастливый муж, отец и дед - делит между пением, преподаванием и семьей. Мечтает написать сборник веселых баек из театральной жизни. Участвует в съемках фильма, который Российское телевидение готовит к его 60-летию. Но в последние годы важнейшим смыслом его жизни стала благотворительная деятельность в российской провинции. Мы встретились с артистом по его возвращении из одной такой поездки в глубинку накануне концерта в Москве, и снова благотворительного.

Владимир Анатольевич, сольный концерт в Зале Чайковского вы организовали в честь Года ребенка и проводите его совместно с Фондом "Самюсосьяль Москва", помогающим российским беспризорникам. У нас о нем мало знают...
- Представьте себе, по Москве бегает несколько автомобилей. Они собирают по улицам людей. Оказывают психологическую и медицинскую помощь, кормят. По Парижу (где находится штаб-квартира фонда. - Т.Д.) ездит целых 20 бригад, а там нет нашей зимы... Почетный президент фонда в России - Леонид Рошаль. А я выполняю художественную функцию, пою. В прошлом году фонд приглашал иностранную певицу (джазовую звезду Ди Ди Бриджуотер. - Т.Д.), в этом - меня.
- Как вы друг друга нашли?
- Мне позвонил продюсер и режиссер концерта Игорь Карпов (бывший директор Президентского оркестра). Мы с ним встретились, проговорили два часа и выработали программу. В первом отделении - песнопения Русской православной церкви с "Мастерами хорового пения" под руководством Льва Конторовича, во втором - арии, песни и романсы в сопровождении Оркестра радио и телевидения России под управлением Сергея Политикова.

Вы недавно снова были в провинции. Вы ездили туда как руководитель Фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси?
- И как руководитель фонда, и как "артист художественной самодеятельности". Я принимаю участие в фестивале "Жемчужины России". Он открылся в Москве (в СТД), потом мы были в Суздале, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, заключительный концерт - в Грановитой палате.
- Когда был основан ваш фонд, и чем он занимается?
- Зарегистрировались мы в позапрошлом году. Слово "фонд" у нас вообще-то приобрело негативное значение: мол, если фонд, значит, большие деньжищи. У нас все не так. Группа энтузиастов объединилась, чтобы нести культуру и искусство людям. Как река состоит из ручейков и ключиков, так и наши малые города являются такими "ключиками", питающими Россию. Одно "Золотое кольцо" - пить не напиться. Много лет я даю там концерты, и такая отдача идет от слушателя! Такой эмоциональный заряд мне! Это и заряд им, ведь за 168 километров мало кто из артистов приезжает. Я там пою в основном русские песни и романсы, по которым все очень соскучились.
Как мы действуем? Собираем зал на 400 мест, первые два ряда продаем задорого - бизнесменам, последние ряды делаем бесплатными. Все собранные деньги, за вычетом расходной части, отдаем. В Зарайске - на ремонт храма (там потрясающий кремль!), в Кинешме - церковной школе и т.д. Отогревая сердца, мы отогреваемся сами и сами напитываемся. Идея фонда хорошая, но ходить и клянчить деньги ни времени, ни способностей у меня, к сожалению, нет.

Весной прошлого года Федеральное агентство по культуре и кинематографии и один банк подписали соглашение о программе поддержки малых городов России, на которую будет выделяться до 20 миллионов рублей в год.
- О, это хорошо! 2008 год назван Годом малых городов. Хотя на самом деле всегда так было. Россия богата талантливыми людьми, но давайте разберемся, откуда они, хотя бы среди музыкантов. Москвичей по рождению - раз, два, и обчелся.
- Где вы проводите большую часть года?
- В Москве.

Как изменилась ваша жизнь в Большом театре в связи с реконструкцией?
- Так получается, что в репертуаре я теперь ограничен. Чтобы приспособить, к примеру, старые декорации "Бориса Годунова" к Новой сцене, нужно потратить столько же денег, сколько стоят новые. Так что против 30 - 40 спектаклей в сезоне, что были раньше, теперь набегает 5 - 8. Зато недавно спел два спектакля в Ростове. В Большом я пою Рене в "Иоланте", еще остаются в репертуаре "Любовь к трем апельсинам" (Король Треф) и "Золотой петушок" (Додон). Мой контракт продлен до 2010 года, но артисту, как в одном замечательном мультфильме, всегда "маловато будет". Рельсы, если по ним не ездить, заржавеют и сгниют. С другой стороны, если по ним поезда ходят бесконечно, они разлетаются вдрызг. Так и у певцов.

В мае у вас 60-летие. Вы будете отмечать юбилей в Большом театре?
- 12 мая у меня концерт в Большом зале консерватории: с Капеллой имени Юрлова исполним церковную музыку, с Осиповским оркестром - народные песни и романсы. А ровно через неделю отпразднуем в Большом театре.
- Где вы еще поете?
- За последние два-три года были Нью-Йорк, Мадрид, Лондон, Брюссель, Страсбург, Нант-Анжер. С другой стороны, им ответ - Зарайск, Петушки, Черноголовка, Суздаль, Шуя, Переславль-Залесский... Кажется, блажь, ан нет - жизненная позиция. Я рад бы и дальше проехать. Вот в Оренбурге собирают деньги на спортивный комплекс для детей, зовут. Я отвечаю: "С вас - дорога, а там уж что соберете, то и ваше. Я для вас - способ быть добрее".

Кто приглашает вас в Европу?
- У меня два импресарио в Лондоне. Благодаря им в последние годы я много ездил. В основном пою русский репертуар, из зарубежного спел в Марселе и Нанте "Риголетто". Чаще других был "Борис Годунов", в котором я знаю все роли.
- Русский репертуар - это ваш выбор или выбор импресарио?
- Когда русские люди говорят, что у них есть свои ценности, их сразу обзывают скинхедами и славянофилами. Так вот, англичане никогда не пустят в английскую оперу даже очень хорошо говорящего по-английски чужака. У них профсоюз. И принцип, что свои деньги страна прежде всего своим дает. Один режиссер сказал: "Боже мой, какой артист, он будет принимать участие во всех моих постановках!" Потом, на перекуре, говорит мне: "Ты пойми, старик, что в Англии пока все англичане не откажутся, русского нельзя пригласить. Но когда откажутся все англичане, прежде пригласят американцев, а если итальянская опера - то всех итальянцев". Такой вот шовинизм в закрытой форме.
- Так только в Англии?
- Да везде. Везде свой интерес.

Сусанин и Борис Годунов так и остались вашими любимыми партиями?
- Если вы спросите у матери пятерых детей, какой ей дороже, что она ответит? Что с первым дольше знакома (смеется). На самом деле, если есть профессионализм, то всякие "нравится - не нравится" (партия, партнер, режиссер, учреждение) не имеют значения. Но, конечно, есть спектакли и роли, которые доставляют большее или меньшее удовольствие. У вокалистов же сложная конструкция, есть, что называется, "прибамбасы". Одному нравится, как верхняя нота звучит, другому, как в "Борисе", - четыре разных выхода и четыре разных костюма. Такое удовольствие - можно уже и не петь. Любовь и нелюбовь к разным партиям возникает по разным мотивам. Например, Гремин у меня долго не получался. Приходилось перед спектаклем целый день молчать, потому что если хоть слово скажешь - нижнюю ноту не возьмешь.
- Кончак в этом смысле еще хуже?
- Нет, Кончак лучше. Там от "до" до "до" в центральном регистре, а у Гремина сначала все в баритональном регистре, а потом - ух, и вниз!

Вы как-то назвали себя "абсолютным басом", которому по плечу любая роль, кроме Дон Кихота.
- Ну Калягин ведь сыграл Дон Кихота! Есть масса способов удлинить фигуру, выровнять силуэт - это все ерунда. Вообще-то я для себя выяснил, что в душе я тенор. Так уж получается, что артисты, исполненные тонких чувств, такие вот мордастые, квадратные. Несоответствие. Как-то я пел студентам "Моцарта и Сальери". Когда готовил роль, прицепились к бороде. Я обещал, что ради роли бороду сбрею. Потом придумал историю, что Сальери собирается побриться, и каждый раз ему мешает Моцарт.

Вы говорили в одном интервью, что "настоящее искусство - это прежде всего порядок и самодисциплина" и что вы всегда считаетесь с мнением постановщиков - дирижера и режиссера.
- Да, последние пятнадцать лет я придерживаюсь принципа, что ни с дирижером, ни с режиссером ругаться не нужно. Но на спектакле, когда действие не остановить, я могу сделать что-то по-своему. Забавно, что потом подходят и говорят: "Спасибо, маэстро, получилось!"
- Но ведь наверняка бывали случаи - сейчас это может быть повсеместно, - когда ту или иную концепцию вы не могли принять. Что если режиссер надумает выпустить вас на сцену в непотребном виде?
- О, я столько непотребных видов видел! Например, в Опере Лиона постановщики "Бориса Годунова" (режиссер Филип Химмельман. - Т.Д.) забабахали золотую лестницу в 46 ступеней. Слава богу, на генеральной репетиции появился потолок, и 15 ступеней оказались отсечены. У кого партия несколько нот, все поют внизу, и только одна бешеная собака Борис Годунов по лестнице бегает. Когда я два раза на репетиции пробежал, думаю, ну все, в гроб - и домой. Репетировали поначалу во вспомогательном помещении, куда все декорации не вошли. Потом, на генеральной, я вдруг увидел, что на сцену по колено помоев выкинули. То есть наверху - Кремль, царство русское, а все остальное - в дерьме. Бомжи спят в моем кабинете, даже при моей смерти, в помоях.
А костюм Юродивого был такой: джинсы, майка баскетбольная, лысина с волосами - такой хиппи. И на джинсах сзади задница вырезана полностью! Но там профсоюз. Исполнитель роли Юродивого сказал: "Нет, это не пойдет, на спектакль приедет моя семья, дети, как я им объясню это безобразие?!"
- Передумали?
- Передумали, дали ему кальсоны в обтяжку. Еще фуфайка на нем была, не нашего разлива. Он везде появлялся. Я пою "Скорбит душа", а он подходит, садится и смотрит. Можете себе представить, что в резиденции царя кто-то может подойти к нему даже на расстояние стрелы?!
Но самое интересное было в Сцене в корчме. Поставили две раскладушки, в одном углу два голеньких мальчика, в другом - две голенькие девочки. Такими вот парами распределились. Вошел Варлаам, к нему подошла Шинкарка, он ее поставил на колени, задрал юбку, себе - рясу, ну и потом поет "Как во городе было во Казани" и любовью занимается.
Многие любят Бориса "подтягивать" к образу Бориса Ельцина. А вообще режиссеры умеют очень красиво рассказывать. Они объяснят, что будет лестница, объяснят, зачем она, но многое остается неизвестным до генеральной репетиции.

Вы рассказывали, что, чтобы хорошо спеть Бориса, надо "прийти в театр Борисом"...
- Ни космический корабль, ни паровоз сразу не запустишь - вот он тронулся, вот поехал, а когда уже набрал скорость, быстро остановить его нельзя. Если у меня спектакль, я вхожу в образ за неделю. Потом, на спектакле, могут возникать разные неожиданности: партнер оказался не с той стороны, вступил позже, в первом ряду зазвонил мобильник - это все может сбивать.
- И как долго вы пребываете в образе?
- Долго. После спектакля могу часов до пяти утра не спать, в течение суток никому не могу звонить, даже если обещал. И на окружающих это плохо отражается.

Вы не только артист, но и педагог. Почему вы преподаете именно в РАТИ?
- Было счастливое совпадение - в 1991 году меня пригласил Георгий Павлович Ансимов, наш выдающийся режиссер, профессор, руководитель факультета музыкального театра. Я решил попробовать, начать с одного-двух учеников. По мере того как я втянулся, стало ясно, что это очень азартное дело. Во-первых, с молодыми ты всегда чувствуешь себя если не на 20, то на 21. Можешь через ступеньки прыгать, девчонкам глазки строить (хотя педагог не может, но сама атмосфера очень располагает!) Во-вторых, это великая школа мастерства.
- У студентов РАТИ есть отличие от студентов консерватории?
- Да, у них есть сильное отличие. Они получают нагрузку 800 часов пения в год и 1600 часов танца - классический, народный, степ и др. И если на ученом совете возникает разговор, что они плохо поют, я всегда говорю: "Ну давайте им в дипломы впишем, что они еще и артисты балета!"
На факультете музыкального театра, на мой взгляд, проблема в том, что берут талантливых ребяток, из которых одни не знают ни одной ноты, другие - несостоявшиеся пианисты и хормейстеры, третьи - из консерватории. Как говорил режиссер Лев Михайлов, "у всех высшее образование, но без среднего". А требования для всех одни.
У студентов много театральных предметов, они в целом музыкально образованны, но... Секрет ведь в чем? На первом году обучения каждый должен заниматься три урока по 45 минут. Вместо того, чтобы заниматься поначалу по 3 минуты, через некоторое время - по 6 минут и так далее. Голос - аппарат очень тонкий, он устает. А когда человек пробежал 40 километров в противогазе по пустыне Гоби (они натанцевались), он потом не может издать ни звука.
Еще одна проблема - нет помещения, где можно послушать, как звучит голос. У консерватории - есть. А наши выходят потом в театр или концертный зал и теряются, так как до этого они пели только на лестнице.

Чему вы стараетесь научить прежде всего?
- Это вопрос сложный. Научить понимать музыку. Ну и технологическая часть очень сложная - глубокое дыхание, свободная гортань, диафрагма, пение на зевке (как у льва), кантилена, нижние ноты (что особенно важно для басов), которые в идеале появляются лишь после тридцати. Научить-то пытаешься всему - с девизом летчиков "делай, как я". Может, первый год менее интересен - идет технологическое оснащение. Потом уже можно заниматься творчеством. Я бесконечно счастлив, что профессия певца по-прежнему манит молодых.
- Насколько широко, по вашему мнению, педагог должен выходить за рамки профессии?
- Конечно, чем шире, тем лучше. В РАТИ вот на каждого студента целая бригада работает, поэтому обучение такое дорогое. Я как завкафедрой хотел бы ввести для своих учеников мастер-классы больших артистов, устраивать творческий обмен между РАТИ и консерваторией, чтобы студенты посмотрели, что такое профессиональная работа.

На каком этапе сейчас ваша "Азбука вокалиста"?
- К сожалению, буксует. Я, как профессор, хотел написать методическую работу, отразив в ней свой практический опыт. Особенно важны две части - "Психология раскрытия образа" и "Режим дня и ритм жизни как основа певческого долголетия". Каждый должен понять для себя, что если ему можно чай с молоком - залейся, а если после литра водки не звучит, то надо что-то менять (смеется).
- К молодым солистам оперы современный театр предъявляет новые требования или все осталось по-старому?
- Реформа, начатая Станиславским, продолжается на новом витке. Актер музыкального театра должен и владеть голосовым аппаратом, и соображать, что он играет - комедию или трагедию, а кроме того, очень хорошо танцевать. Но если тебе повезло и ты попал в театр, то дирижер (один из десяти) и концертмейстер будут с тобой при подготовке роли заниматься и чуть-чуть помогать. Вокалу же обучать никто не будет. И если человек не подготовлен, это чревато, потому что из-за каких-то нот дело скрипит. Вся музыкальная правда - мелодия, интонация, звуковысотность, скорость - должна быть на автопилоте. Хотя сейчас учить партию стало проще: включил магнитофон, прослушал 400 раз - и пой.
- И начинается подражание.
- Да, бывает. Я всегда любил творчество Федора Ивановича Шаляпина. У него есть озарение, истовость, самобытность, хотя, если по нотам следить, много отсебятины. Нина Дорлиак как-то рассказывала о концерте Марии Каллас: "Все так странно... Но после пяти минут от нее нельзя оторваться. Это Шаляпин в юбке". Вот так, в пении должна быть магия. Но как ее передать?..

Владимир Маторин - народный артист России, солист Большого театра, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, профессор.

Родился в Москве, окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу Е. В. Иванова. Более 15 лет (1974-1991) пел в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В 1989 году Борис Годунов в его исполнении был признан лучшей оперной партией года. В 1991 году Владимир Маторин стал солистом Большого театра. В его репертуар вошли партии: Король Рене, Гремин («Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского), Борис Годунов, Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Галицкий, Кончак («Князь Игорь» Бородина), Царь Додон («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Досифей, Иван Хованский («Хованщина» Мусоргского), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Старый цыган («Алеко» Рахманинова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини) и другие. Всего в его репертуаре более шестидесяти партий.

Знаменитый бас Владимира Маторина звучал на лучших сценах мира. Певец гастролировал в Англии, Италии, Ирландии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Швейцарии, Польше, Чехии, Югославии, Турции, Греции, Эстонии, Узбекистане, Украине, Китае, Японии, Монголии, Южной Корее, США, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, на Кипре.

Ему рукоплещут не только ведущие мировые театры, но прежде всего его хорошо знают и любят в малых городах России. Являясь создателем и главой «Благотворительного фонда возрождения культуры и традиций малых городов Руси», он много выступает в российской провинции. В 2015 году за цикл благотворительных концертов «Шедевры русской и мировой классики - малым городам» Владимир Маторин был удостоен Премии Правительства России. В 2018 году получил высшую ведомственную награду Министерства культуры РФ - нагрудный знак «За вклад в российскую культуру».

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова является одним из самых известных и авторитетных оркестров мира. В 2014 году прославленному коллективу исполнилось 95 лет.

Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты: балалаечник Борис Трояновский (1883-1951) и домрист Пётр Алексеев (1892-1960). Именно они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Уже очень скоро ему аплодировали на многих ведущих концертных площадках нашей страны.

Б. Трояновский и П. Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. В дальнейшем коллективом руководили многие талантливые музыканты: Николай Голованов (1891-1953), братья Николай (1901-1945) и Дмитрий (1909-1954) Осиповы, Виктор Смирнов (1904-1995), Виталий Гнутов (1926-1976), Виктор Дубровский (1927-1994), Анатолий Полетаев (род. в 1935), Николай Калинин (1944-2004), Владимир Понькин (род. в 1951). С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принёс ему мировую известность.

Оркестр носит имя выдающегося советского музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940-1945) ознаменовала совершенно новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом Великой Отечественной войны. В июне 1941 года оркестр расформировали. Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Н. П. Осипов в те сложные годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить своё существование. Впоследствии Н.П. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически не существует репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлёк внимание ведущих советских композиторов (Н. Будашкина, А. Новикова, А. Холминова и др.), обогативших репертуар коллектива оригинальными сочинениями.

В 1946 г. оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969 г. коллектив получил почётное звание «академический».

В результате многолетней концертной практики оркестр сформировал вокруг себя дружную и творческую атмосферу. Коллектив постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами - певцами, инструменталистами, композиторами и дирижёрами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали выдающиеся мастера: дирижёры Н. Аносов, А. Гаук, В. Дударова, Г. Рождественский, В. Федосеев; певцы И. Архипова, И. Богачёва, О. Воронец, Л. Зыкина, Л. Русланова, А. Стрельченко, Е. Нестеренко, З. Соткилава, Б. Штоколов, А. Эйзен, Д. Хворостовский, В. Маторин; исполнители на народных инструментах В. Городовская (гусли), А. Цыганков (домра), балалаечники П. Нечепоренко, М. Рожков, А. Тихонов, А. Горбачёв и многие другие музыканты.

Оркестр имени Н. П. Осипова ведёт активную творческую и просветительскую деятельность в лучших концертных залах Москвы, России и других стран. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением совершенно новых концертных программ, как для взрослых, так и для самых юных зрителей. Так, в Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром было подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них - абонемент для детей «Забавный профессор» - была удостоена Премии правительства Российской Федерации.

Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.

Виктор Кузовлев

Виктор Кузовлев c 2009 года является дирижёром Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Музыкант родился в 1977 году в Москве. Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и аспирантуры. Посещал международный мастер-класс по дирижированию В. Федосеева (2008), в 2005 стажировался в Национальном филармоническом оркестре России под руководством В. Спивакова.

В. Кузовлев сотрудничал с Государственным театром оперы и балета Удмурдской Республики (Ижевск), Астраханским государственным музыкальным театром, Московским Музыкальным театром «Амадей» под руководством О. Митрофанова, Московским государственным музыкальным театром «На Басманной», где дирижировал спектаклями «Волшебная флейта», «Бастьен и Бастьенна», «Директор театра», «Дон Жуан» В. Моцарта, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин», «Иоланта», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Леди Акулина» А. Покидченко, «Как жить замужем» В. Фридмана и др.

Музыкант неоднократно принимал участие в фестивалях «Московская осень», Всероссийском фестивале современной музыки для русского народного оркестра «Музыка России», «Музыка для всех» (худ. руководитель Л. Казарновская), фестивалях, посвященных 200-летию А.С. Пушкина и 150-летию со дня рождения Дж. Пуччини, оперном фестивале Л. Карташовой (Норильск), московских фестивалях «Июньский клуб», «Августовский клуб», фестивале студенческого творчества «Фестос».

Наряду с концертной деятельностью Виктор Кузовлев работает в Российской академии музыки имени Гнесиных на кафедрах оперной подготовки и оркестрового дирижирования (с 2006 года - доцент) и в оперном театре-студии (с 1998 года), где осуществил постановки спектаклей «Пиковая дама», «Дон Паскуале», «Джанни Скикки» и др. С его участием спектакли театра-студии прошли в разных городах России: Ульяновске, Норильске, Клину, Моршанске, Котовске, Мичуринске, Тамбове, Дубне.

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова

История коллектива берет начало в 1936 году, когда на основе вокального ансамбля при Радиокомитете СССР, организованного легендарным хормейстером Александром Свешниковым, по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР был создан Государственный хор СССР. 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт коллектива. Первыми руководителями Госхора стали заслуженный артист РСФСР Александр Свешников (1936–1937, 1941–1980) и профессор Московской консерватории Николай Данилин (1937–1939). В дальнейшем хор возглавляли прославленные дирижеры: Игорь Агафонников (1980–1987), Владимир Минин (1987–1990), Евгений Тытянко (1991–1995), Игорь Раевский (1995–2007), Борис Тевлин (2008–2012). В настоящее время художественным руководителем коллектива является ученик Бориса Тевлина Евгений Волков.

Госхор СССР стал флагманом отечественного хорового творчества, завоевавшим международный авторитет. Особое место среди множества записей Госхора занимает «Всенощное бдение» Рахманинова под управлением Александра Свешникова (1965) – исполнительский шедевр, удостоенный множества престижных наград.

В репертуаре коллектива – хоровая классика, музыка советских и современных композиторов, а также эксклюзивные авторские программы: «Русский хоровой концерт», «Православная музыка мира», «Композиторы – воспитанники свешниковской школы», «Русские песни в классических и современных обработках», «Русская и зарубежная светская классика», «Любимые песни минувшего столетия», «Гимны и торжества России», «Песни и марши Русской Императорской армии», «Музыка Революции 1917» и др.

Значимую роль в творческой деятельности Госхора играет участие в уникальных концертно-театральных проектах. В их числе концерт-спектакль к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады («Ленинградцы. 900 дней во имя жизни»), концерты-спектакли «Герой нашего времени» к 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова и «Музыка как судьба» к 100-летию Георгия Свиридова и др. Госхор – активный участник международных фестивалей. За последние годы коллектив выступил на ведущих концертных площадках Великобритании, Франции, Японии, Польши, Латвии, Литвы, Молдовы, Грузии.

В 2010 году Госхор записал на CD 12 хоров Сергея Танеева на слова Якова Полонского, в 2013-м – Гимн Российской Федерации в оркестровой версии Яна Френкеля (АСО МГАФ, дирижер – Юрий Симонов), в 2016 году создал фонограмму для заключительного концерта Всемирных хоровых игр в Сочи («Гимн Земле» Алексея Рыбникова – мировая премьера).

В рамках сотрудничества с фондом «Открытое море» Госхор выступил с концертно-сценической версией оперы «Кармен» Бизе (дирижер Михаил Симонян, режиссер Юрий Лаптев). При поддержке фонда состоялся концерт в честь 80-летия коллектива на Исторической сцене Большого театра. Также юбилейные торжества прошли в Колонном зале Дома союзов. Особенно яркой страницей в истории коллектива стало его участие в международном проекте «День России в мире – Russian Day»: в день национального праздника Российской Федерации хор дал сольные концерты в парижском зале Гаво (2015), лондонском Барбикан-центре (2016) и Зале конгрессов в Иерусалиме (2017).

В 2018 году с антологией воинской песни «Слава русская» Госхор стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации. Исследовательская, просветительская и концертная деятельность в рамках проекта была поддержана полномочными представителями Президента во всех федеральных округах.

Евгений Волков родился в Москве в 1975 году. Окончил теоретическое отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории, дирижерско-хоровой факультет МГК (с отличием) и аспирантуру (класс хорового дирижирования профессора Бориса Тевлина; класс оперно-симфонического дирижирования профессора Игоря Дронова). С 2000 года – преподаватель МГК, с 2009 года – доцент. В 2002–2008 гг. – ведущий хормейстер Камерного хора Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина, в 2008–2012 гг. – главный хормейстер. По приглашению маэстро в 2008 году занял пост хормейстера Госхора имени А. В. Свешникова, в 2011 году стал главным хормейстером коллектива, в 2012 году – художественным руководителем. С 2013 года – член Президиума Всероссийского хорового общества.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры