Чем занимались наши предки? Окружающий мир. «Как жили наши далекие предки

Главная / Бывшие

Марина Катакова
Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)

Цель занятия : Формировать представление о жизни древних славян.

Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету . Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле. Продолжать знакомить с традициями русского народа. (Рассказать детям об обрядах, связанных со сбором урожая на Руси и выпечкой первого хлеба нового урожая). Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.

Оборудование : подбор иллюстраций, презентация по теме.

Ход занятия.

Приветствие : Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся с вами в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки , узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались . Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

Слушаем. Славяне – это обширная группа племен и народов , принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык, был очень похожим. Жили славяне племенами . Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. (Показ слайда)

Поселение. (Показ слайда) . Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота.

Жилище и быт . (Показ слайда) . Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» , это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

Позже строились избы. Посмотрите, вот изба (Показ слайда) . В таких избах много лет назад жили наши предки . Изба сделана из дерева, какая она красивая! В избе находилась самая большая комната, которая называлась хатой. На самом почетном месте в хате был Красный угол, там располагались иконы. Перед иконами семья молилась. Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлебы, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали. В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди всё делали все своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов. В нашей хате есть полочки красоты. На них стоит красивая посуда и игрушки, сделанные и расписанные народными мастерами. Рассматривание игрушек : богородские, городецкие, дымковские. Люди делали посуду и игрушки тоже сами. Раньше были очень большие семьи, но все жили дружно и весело , любили друг друга. Старшие любили детей , учили их всему доброму. А младшие почитали своих родителей, дедушек и бабушек, слушались их.

Чем занимались древние славяне? (Показ слайда) .

Занятия древних славян :

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда) .

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда) . Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Охота – в лесах много всяких зверей : медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом . (Показ слайда) .

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы ) .

Так же занимались славяне строительством.

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда) .С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда) .

Земледелие было самым главным занятием . (Показ слайда) .

Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

– Как вы думаете, почему?

Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной.

Отгадайте загадку : «Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». Правильно, хлеб. Ставлю на стол каравай : «Вот он Хлебушек душистый!

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел!

В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»

Хлеб называли «жито» – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы :

Хлеб – всему голова.

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать. Слава хлебу на столе!

Посевная работа начиналась с чего? Правильно, землю надо было вспахать Что делали далее? (сеяли) . К этому событию особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Из лукошка разбрасывали семена. Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно , с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна. Куда увозили очищенные зерна? (на мельницу) Куда увозят муку? (на хлебозавод) А что делают из муки на хлебозаводе? (Пекут хлеб, вкусные булочки, бублики, пирожки)

Вот какой долгий и трудный путь от зернышка до каравая. Теперь мы знаем, как достается хлеб и сколько для этого требовалось терпения, труда, мудрости. Считалось большим преступлением бросить даже его маленькую крошку хлеба. «Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать» . После сбора урожая пекли особый каравай. Каравай всегда был круглый, как Земля. Каравай обязательно ломали (показ) . Первый кусочек назывался зачин, и его клали под икону, так благодарили Бога, за хороший урожай. Второй кусочек клали на окно, угощая умерших родственников. Третий кусочек старшему в семье . Четвертый - гостям. А остальное делили между взрослыми и детьми, (отламываю детям по кусочку) Крошки относили птичкам, чтобы они были сытые и веселые, уничтожали вредных насекомых. На Руси всегда было почтительное отношение к хлебу. Народ говорил :

«Хлеб - всему голова!» А какие пословицы о хлебе знаете вы? Без хлеба нет обеда. Хлеб на стол - так и стол престол. Хлеб батюшка – вода матушка. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

«Труд земной и орудия труда» . Найди соответствие между перечисленными занятиями и орудиями труда . Соедини линией.

Ткачество Прялка

Кузнечное дело Молот

Плотничество Коса

Пахота Топор

Жатва Плуг

Сенокос Серп

Во что верили древние славяне? (Показ слайда) Богов было много. Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники (Ивана Купала 23-24 июня)

– Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке )

– Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

Вера древних славян

– Какой главный бог? (Перун)

Перун. (Показ слайда) . Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. (Показ слайда) .

Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.

Сварог. (Показ слайда) . Бог неба ("сваро" – небо) . Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. (Показ слайда) .

Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними. (Показ слайда)

Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы. (Показ слайда) .

Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае. (Показ слайда)

Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа.

– В каких фантастических существ верили славяне?

Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом. (Показ слайда)

Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки. (Показ слайда)

Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку. (Показ слайда)

Беседуем :

Кто такие славяне? Подумайте, на какое слово похоже (от них ведет начало русский народ. «Славяне» похоже на слово «слава» , а это значит, что славяне – это славный народ).

Какие были древние русичи? (Русичи были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).

Расскажите о домах славян.

Из чего строилась изба?

А где находилась хата?

Какое место выбирали для поселения?

Что держали рядом с домом?

Каково было убранство дома древних славян?

Зачем нужна в доме печь?

Из чего была сделана одежда славян?

Чем занимались древние славяне?

Как нужно относиться к хлебу?

Что вы запомнили о богах и духах славян?

Обобщаем : В избе была большая комната-хата, где жила большущая семья : и папа, и мама, и дедушки, и бабушки, и дяди, и тети, и много – много ребятишек. В хате в переднем углу находился Красный угол с одной или несколькими иконами, где вся семья молилась, наши предки были православными . В углу хаты располагалась большая печь. Печь давала тепло, кормила семью. На печи спали дети и бабушки, лечили заболевших, детям рассказывали сказки. В хате ночью спали на лавках, сундуках, полатях и даже на полу, т. к в семья была очень большая. Древние славяне занимались : рыболовством, собирательством, охотой, бортничеством,

скотоводством, гончарным делом – изготавливали глиняную посуду и земледелием. Верили разным богам и духам.

Играем : «Я вижу красоту!» (Дети называют предметы , которые им понравились в хате) . Хоровод «Каравай»

Творим, рисуем, радуемся. Раздаю детям раскраски о жизни славян.

Прощалочка : Мир, любовь, добро – мальчикам. Кланяются мальчикам

Мир, любовь, добро – девочкам. Кланяются девочкам.

Мир, любовь, добро – всем взрослым. Все кланяются.

Мир, любовь, добро - всем людям на земле. Ручки вверх.

«Какое у тебя настроение?» (Выбрать пиктограмму, соответствующую своему эмоциональному настроению)

Обычно славянские поселения селились в тех местах, где была возможность заниматься земледелием. Излюбленными местами для ведения основного вида деятельности и быта они выбирали берега рек. На полях этот народ возделывал разнообразные злаковые культуры, растил лен и разводили множество овощных культур.

А те народы, что проживали на территориях, покрытых лесами, земледелием можно было заниматься только способом, который назывался подсечно-огневым. При таком варианте распахивания и предварительной обработке плодородного слоя земли в первый год приходилось вырубать лес, затем ждать пока он хорошо высохнет, а потом надо было все пни выкорчевать и все, что невозможно было использовать в качестве дров, сжигали до пепла. Золу тщательно собирали, так как это было хорошим удобрением. Во время посевных работ, проводимых обычно на следующий сезон, после расчистки территории от зеленых насаждений, ее перемешивали с землей. Такой участок можно было засаживать не менее 3-5 лет, а затем общины вынуждены были сворачивать свою стоянку и искать новые незаселенные земли и снова расчищать их от растительности. Естественно, такой способ земледелия требовал больших площадей и поэтому славяне селились небольшими группами.

Социальные отношения и развитие земледелия

Отношения между людьми менялись по мере развития возделывания плодородных земель. Из-за ведения подсечного возделывания почвы, для которого требовался коллективный труд и частая смена места проживания, началось зарождение распада родовых поселений. В те века семьи были очень большими и в основном это были близкие родственники. Мужской состав занимался трудоемкими видами земледелия, а женщины вели общее подсобное хозяйство. Так было до того момента, пока родовое общее хозяйство стали разделять на небольшие частные участки, переходившие в руки отдельных семей или семейным парам. Теперь в собственности общины могли только находиться земельные наделы, но и они делились между всеми проживающими на этой территории. Естественно образование собственности, сосредоточенной в частных руках, неизбежно приводило к появлению разного сословия людей. Кто-то становился богаче, а кто-то беднее.
Жилье в основном состояло из деревянных изб, окруженными частоколом или как его называли в то время тыном. И вот такие укрепительные районы, обнесенными высокими деревянными остроконечными кольями назывались городищами.

Быт и виды деятельности славян, проживающих на теплых южных равнинах

Хозяйство восточных славян, живущих на южных землях, в корне отличалось от возделывания пашен северных сородичей, благодаря теплому климату и большой порции осадков. Самым передовым способом ведения земляных работ в этих местах был перелог. При этом варианте земляные угодья засевали на протяжении нескольких лет подряд, а когда ресурсы плодородной почвы истощались, переходили на новые необжитые места. Для облегчения тяжелого сельского труда применяли плуг (соха), а вот жителям северных районов это орудие было не известно.

Но не только распахиванием земель и выращиванием сельскохозяйственных культур занимались восточные славяне. Наряду с основным видом жизнедеятельности, у них неплохо получалось разводить домашних животных. Этот факт стал известен при проведении раскопок на местах поселения этой народности, где археологам удалось найти кости лошадей, коров, свиней, овец, а также останки птичьих скелетов. Коней использовали для тяжелых посевных работ, а их мясо, после того как животное отживало свой срок, употребляли в пищу.

Территория Восточной Европы в средние века была покрыта густыми лесами, в коих в изобилии водились разные звери. Реки, как и лесные насаждения, были на большей части этого региона. В них водилось разновидностей рыб. Поэтому предприимчивые жители этих мест часто охотились на крупного и среднего зверя и занимались рыболовством. Оружием охотника служили копья и стрелы, а вот рыболовы брали с собой сети, неводы и крюки. В ходу у людей, кто занимался промыслом рыбы, были специальные плетеные приспособления.

Также исторические факты свидетельствуют о том, что хозяйство восточных славян дополнялось видом деятельности с названием бортничество - сбор меда из ульев диких пчел. Наши предки дупло в дереве называли бортью, и именно это название легло в основу вида деятельности. Кстати, и мед и воск в те времена хорошо продавались и имели неплохую стоимость.

Где жили наши предки, и как происходило разделение этого народа

Бескрайние степные равнины между Днепром и Одером заселялись изначально далекими предками славян. Позже, часть этих поселенцев отошла к югу - на Балканы и оставила в этих местах лишь небольшую группу южных сородичей (территория Болгарии и Югославии). Остальное население в результате миграции на северо-западные земли составило группу западных народностей. Их состав в большей степени представлен поляками, чехами и словаками. Оставшаяся небольшая третья часть выдвинулась на северо-восточные территории, и ее население составили русские, белорусы и украинцы.

Так, постепенно год за годом в средние века восточные славяне расселялись по земле и обустраивали свой быт и, усовершенствуя виды родового ведения хозяйства, разделялись на разные общинные строи. Причем многие из них жили не в изоляции, а в тесном контакте с соседями.

МБОУ СОШ № 3

Конспект урока окружающего мира

В 3 «В» классе

подготовила и провела учитель начальных классов

Шаркова Светлана Александровна

г. Сасово, 2017 г.

План-конспект урока окружающего мира в 3 «В» классе

«Как жили наши далекие предки».

Тип урока : изучение новых знаний.

Цель : создание условий на уроке для формирования представлений о том, кто были наши предки славяне, как была организована жизнь наших далеких предков.

Задачи :

Предметные :

Формировать общее представление о наших предках;

Рассмотреть характерные качества славянина.

Личностные :

Формировать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать предпосылки готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности;

Воспитывать уважение к старине, к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой народ.

Метапредметные :

1) регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи;

2) коммуникативные : учить ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

3) познавательные : создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку Power Point.

Ход урока.

Самоопределение к деятельности.

Взаимное приветствие.

У. – Ребята, зачем вы сюда пришли?

– Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

У. – Я рада этому, но чтобы ваши старанья не пропали даром, нам нужно подготовиться к работе. Сели за партой удобно, настраиваемся на работу.

1. Актуализация знаний.

Этап проверки выполнения домашнего задания.

А теперь, давайте проверим домашнее задание.

1) Почему листья осенью меняют свою окраску?

2) Почему опадают листья?

3) Как осенью меняется жизнь животных и птиц?

4) Как звери проводят зиму?

5) Что нужно делать в случае обморожения?

6) Как меняется жизнь животных и растений весной?

7) Составь несколько пищевых цепей.

2. Постановка проблемы и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Звучит отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь» .

Под большим шатром
Голубых небес
Вижу - даль степей
Зеленеется,

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Вы правы, речь пойдет о жизни людей нашей страны в былые времена.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Как вы думаете, а нужно ли нам потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

Целевая установка.

Давайте заглянем в древний славянский поселок. Как правило, он невелик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. (Слайд)

Прочитайте название темы.(«Как жили наши далекие предки» .)

Цель нашего урока - узнать, как жили наши далекие предки.

Сформулируйте другие вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова: (Слайд)

Кто? (Кто были наши далекие предки?)

Где? (Где они жили?)

Какие? (Какие они были?)

Как? (Как вели своё хозяйство?)

Поиском ответов будет посвящен сегодня урок.

- Ребята, а как вы думаете, как мы поймем, что достигли цели? (Если мы сможем ответить на поставленные вопросы).

3.Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работа в группах.

С сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела курса истории. Для того, чтобы лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

Задание 1: (Слайд) -Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

В слове « предки », корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами.

В слове « современники » корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

В слове « потомки » корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас.

Задание 2: На линии времени обозначен год, в котором мы живем и наши современники. Покажите на линии времени части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. (Слайд)

2. – Давайте посмотрим, где расселялись древние славяне.

(Видеофрагмент)

Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в среднем течении реки Днепр, примерно там, где сейчас находится город Киев. (Слайд)

Изучение нового материала.

1.Чтобы представить себе, как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте.

Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов.

В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

(Слайд) - Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

2.- Опишите, как вы себе представляете землянку славян. Сравните свое описание с иллюстрацией на экране. (Слайд)

Найдите описание жилища в тексте (с.128), прочитайте и сравните свои предположения с описанием.

В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.

3.- Что можете сказать на основе картины о занятиях восточных славян?

Учитель раздает детям карточки с заданиями изобразить виды деятельности славян:

Женщину, которая шьет, лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц;

Мужчину, который: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью лука, пашет землю. Один учащийся изображает, а остальные называют эти занятия.

(Слайд) - Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием - сеяли и выращивали рожь, просо, горох, ходили на охоту. Зверя (лисиц, зайцев, волков, медведей) в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву, на злого зверя выходили с дубинами. Охотой добывали и пищу, и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры - снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки.

Рядом с поселком поле. Нелегко было его возделывать. Сначала пришлось вырубить большой участок леса. Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарем валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник.

Прикрепите карточки в соответствии с занятием.(Развешиваются по классу).

Прочитайте в учебнике на с. 126-127 о занятиях древних славян.

Игра.

Одним из основных занятий древних славян было земледелие. Как каравай попадал на стол? Давайте составим цепочку из картинок в таком порядке, какой потребуется, чтобы из колосьев пшеницы получился каравай.

(Колос, серп, мельница, мука, вода, дрожжи, соль, печь, дрова, каравай)

Что нужно земледельцу из предложенных предметов? (Серп.)
Земледелец. Я в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Что нужно мельнику? (Мельница.)
Мельник. Не молол я чепуху,

А смолол зерно в муку.

Что нужно пекарю? (Печь, квашня, вода, мука, дрожжи, соль дрова.)

Пекарь. Я не грел у печки бок - каравай ребятам пек.

В печь - перепелкой, из печи - коростелкой.

Пекарь, мельник, землепашец (вместе).

Мы работы не стыдились.

Мы работою гордились.

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай!

Задание. Опираясь на рисунки, смоделируйте типичный вид славянина.

- (Слайд) Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

У вас на столах детали одежды, которую носили древние славяне. Рассмотрите. Что вы можете сказать?

Итог урока. Рефлексия.

Давайте вернёмся к вопросам, которые задали в начале урока. Мы ответили на них? (Слайд)

Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что вам больше всего запомнилось сегодня на уроке?

Встаньте те, кто доволен своей работой.

Перспектива.

Ну а те, у кого сегодня не все получилось, не расстраивайтесь. У нас впереди еще много уроков, и я уверена, что вы покажете себя с лучшей стороны. Всем большое спасибо.

Домашнее задание .

Домашнее задание у вас будет творческим.

Представьте, что вы живете в одном из племен древних славян. Опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь.

Наш урок я хотела бы закончить такими строчками:

« Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А.С. Пушкин.

Подписи к слайдам:

История-это не только дела давно минувших дней. Она в нас и вокруг нас, наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее. Встреча с историей.

Жизнь наших далёких предков Кто? Как? Где? Какие? Кто были наши предки? Как вели своё хозяйство? Где они жили? Какие они были?

ПРЕДКИ СОВРЕМЕННИКИ ПОТОМКИ

Проверь себя! Время жизни наших предков и потомков. 2017 год предки потомки

Расселение древних славян

Поселение древних славян

Задание. Прочитайте текст и объясните, почему славяне селились по берегам рек. В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

Жилища древних славян Топилась изба по - чёрному, без трубы. Стёкол не было. В доме были деревянные лавки, столы, печь.

Предметы быта Посудой служили глиняные горшки и чашки

Занятия древних славян.

Смоделируйте типичный вид славянина.

ВНЕШНИЙ ВИД СЛАВЯН Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

Праздничный девичий сарафан

Свадебный костюм

Украшения

повторил знаю узнал задумался удивился Я

Спасибо за внимание!


Вся жизнь трудовых людей проходила в работе. Они сеяли и жали хлеб, рубили избы. Пахали косулями и сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную из лукошка, жали серпами, молотили цепами, траву косили косами-горбушами. Так как земля не могла прокормить крестьянина, он вынужден был искать заработок на стороне. Многие крестьяне ежегодно уходили из деревни на промыслы – шли пешком наниматься на лесозаводы в Архангельске.

Распорядок дня крестьянской семьи

Крестьянская семья была основой передачи всех трудовых навыков, обычаев, нравов. Муж выполнял мужские работы – пахал, косил, возил дрова, сено: лошадь была в его полном ведении.

Жена – мать вела все женские работы. Жала, молотила, пряла, ткала, ухаживала за скотом, готовила пищу , вела учет припасов.

Мальчики приучались с 8- 10 лет к мужским работам, девочки — к женским. Распорядок дня в крестьянской семье был освящен веками. И он почти не менялся.

Утро хозяйки

В доме раньше всех встает хозяйка. Умывшись, она начинает хлопотать у печи: открывает заслонку, бросает в печь вперекрест сухие дрова – и пламя быстро обнимает всю заднюю половину печи.

Перед самым огнем она ставит чугуны с водой для заварки кормов животным: Это незыблемое правило в хозяйстве, скотина всегда на первом месте, ей надо задать корм раньше, чем сам сядешь за стол. А уж затем готовится еда для семьи – на завтрак, обед и ужин. Печь топится только один раз в сутки, с утра. Поэтому хозяйке надо все предусмотреть и приготовить на весь день.

Утро хозяина

На ногах уже и хозяин. Он ушел на скотный двор, дел у него там тоже немало: убрать навоз, сбросить с повети сено. Тем временем, просыпаются дети и выстраиваются в очередь к рукомойнику.

У рукомойника общий холщовой рукотерник.

И каждый день, утром ли вечером ли, усталая хозяйка и хозяин молились перед образами, поклоны били. Молились о повседневном: чтобы корова благополучно отелилась, чтобы лошадь не обезножела, чтобы дождик на ржаные посевы упал ко времени, чтобы голода не было, и уродился хлеб. А в выходные дни шли в церковь. В каждом селении имелся свой приход .

Список использованной литературы:

Бострем Л. Архангельский музей деревянного зодчества. Архангельск, 1984. Волков В. Русская деревня. «Белый город» М. 2005.

Гнездов С. В. Звон колоколов твоих Россия. 1997

Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, 1993

Ополовников А.В. Избы на Севере // Лес и человек. М. Лесная промышленность. 1980

Плотников Н. Выставочные давности. /Летопись Севера. Историко-краеведческий сборник. Архангельск. 1990 г.

E сли вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.


До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...


В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.
02


Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".
03


Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.
04


Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.
05


Вот так сделана кровля
06


А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.
07


Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.
08


Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.
09


Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.
10


В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.
11


Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

12


13


Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.
14


Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.
15

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры