Семь красных перпендикулярных линий зеленого цвета. Семь красных перпендикулярных линий Совещание перпендикулярные линии

Главная / Бывшие

Одесскому журналу «Фонтан», который я имею честь и удовольствие редактировать, исполнилось 20 лет. За эти годы мы опубликовали рассказы, стихи, миниатюры, афоризмы и, и, и… свыше трехсот авторов. И не только одесситов, но и литераторов из разных (да простит меня мой учитель геометрии!) уголков земного шара.

И что интересно, он обратил мое внимание именно на рассказ Березина «Совещание», из которого и взято название для первой книги Алексея – «7 красных линий». Я мгновенно связался с автором, получил разрешение и поставил этот блестящий рассказ в номер.

С тех пор автор из Томска стал постоянным автором «Фонтана», чем я не устаю гордиться. И с первого его появления в журнале мной владела уверенность, что мы приобрели не только прекрасного автора, но и знаменитого писателя – автора многих книг, – настолько профессионально и изобретательно были написаны его рассказы.

Со временем обнаружилось, что при всем таланте и феноменальной продуктивности Алексей Березин не издал еще практически ни одной книги.

И вот мы узнали, что эта несправедливость, наконец, исправлена и книга вот-вот выйдет. Поздравляем!..

И Алексея, и будущих читателей.

Перед вами веселая и умная книга. Читатель, уверен, несомненно оценит и мастерство диалогов, и ироническую интонацию, и парадоксальность стиля, и уверенность руки…

Ну вот, скажем, несколько строк из Березина:

– Да, – поддержал его я. – Если нет свежего воздуха, то это не рыбалка. Это как альпинизм без гор.

– Нет, ну бывает промышленный альпинизм, – сказал Серега. – Ты вот можешь забраться на девятиэтажный дом по тросу?

– Нет, – признался я.

– А ты, Петрушкин, покорил хотя бы одну девятиэтажку?

Петрушкин помотал головой с торчащим из нее огурцом…

Запомните: в русской литературе появился новый замечательный рассказчик. С сильным неповторимым голосом.

Который не спутаешь ни с чьим другим…

Валерий Хаит, главный редактор одесского юмористического журнала «Фонтан»

7 красных линий зеленым цветом

Совещание

Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и выражая всяческое одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал присутствующим десертные ложечки. И началось.

– Коллеги, – говорит Морковьева, руководитель дружественной компании. – Перед нашей организацией встала масштабная задача. Нам поступил на реализацию проект, в рамках которого требуется изобразить несколько красных линий. Вы готовы взвалить на себя эту задачу?

– Конечно, – говорит Недозайцев. Он директор, и всегда готов взвалить на себя проблему, которую придется решать кому-то из коллектива. Впрочем, он тут же уточняет: – Мы же это можем?

Начальник отдела рисования Сидоряхин торопливо кивает:

– Да, разумеется. Вот Петров, он наш лучший специалист в области рисования красных линий. Мы его пригласили на совещание, чтобы он высказал свое компетентное мнение.

– Очень приятно, – говорит Морковьева. – Ну, меня вы все знаете. А это – Леночка, она специалист по дизайну в нашей организации.

Леночка покрывается краской и смущенно улыбается. Она недавно закончила экономический и к дизайну имеет такое же отношение, как утконос к проектированию дирижаблей.

– Так вот, – продолжает Морковьева. – Нам нужно нарисовать семь прямых красных линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и, кроме того, некоторые нужно нарисовать зеленым цветом, а некоторые – прозрачным. Как вы считаете, это реально?

– Нет, – говорит Петров.

– Давайте не будем торопиться с ответом, Петров, – предлагает Сидоряхин. – Задача поставлена, и ее нужно решить. Вы же профессионал, Петров. Не давайте нам повода считать, что вы не профессионал.

– Видите ли, – объясняет Петров, – термин «красная линия» подразумевает, что цвет линии – красный. Нарисовать красную линию зеленым цветом не то чтобы невозможно, но очень близко к невозможному…

– Петров, ну что значит «невозможно»? – спрашивает Сидоряхин.

– Я просто обрисовываю ситуацию. Может быть, существуют люди, страдающие дальтонизмом, для которых действительно не будет иметь значения цвет линии, но я не уверен, что целевая аудитория вашего проекта состоит исключительно из таких людей.

– То есть, в принципе, это возможно? Мы правильно вас понимаем, Петров? – спрашивает Морковьева.

Петров осознает, что переборщил с образностью.

– Скажем проще, – говорит он. – Линию, как таковую, можно нарисовать совершенно любым цветом. Но, чтобы получилась красная линия, следует использовать только красный цвет.

– Петров, вы нас не путайте, пожалуйста. Только что вы говорили, что это возможно.

Петров молча проклинает свою болтливость.

– Нет, вы неправильно меня поняли. Я хотел лишь сказать, что в некоторых, крайне редких ситуациях, цвет линии не будет иметь значения, но даже и тогда – линия все равно не будет красной. Понимаете, она красной не будет! Она будет зеленой. А вам нужна красная.

Наступает непродолжительное молчание, в котором отчетливо слышится тихое напряженное гудение синапсов.

– А что если, – осененный идеей, произносит Недозайцев, – нарисовать их синим цветом?

– Все равно не получится, – качает головой Петров. – Если нарисовать синим – получатся синие линии.

Опять молчание. На этот раз его прерывает сам Петров.

– И я еще не понял… Что вы имели в виду, когда говорили о линиях прозрачного цвета?

Морковьева смотрит на него снисходительно, как добрая учительница на отстающего ученика.

– Ну, как вам объяснить?.. Петров, вы разве не знаете, что такое «прозрачный»?

– И что такое «красная линия», надеюсь, вам тоже не надо объяснять?

– Нет, не надо.

– Ну вот. Вы нарисуйте нам красные линии прозрачным цветом.

Петров на секунду замирает, обдумывая ситуацию.

– И как должен выглядеть результат? Будьте добры, опишите, пожалуйста. Как вы себе это представляете?

– Ну-у-у, Петро-о-ов! – говорит Сидоряхин. – Ну давайте не будем… У нас что, детский сад? Кто здесь специалист по красным линиям, Морковьева или вы?

– Я просто пытаюсь прояснить для себя детали задания…

– Ну, а что тут непонятного-то?.. – встревает в разговор Недозайцев. – Вы же знаете, что такое красная линия?

– Да, но…

– И что такое «прозрачный», вам тоже ясно?

– Разумеется, но…

– Так что вам объяснять-то? Петров, ну давайте не будем опускаться до непродуктивных споров. Задача поставлена, задача ясная и четкая. Если у вас есть конкретные вопросы, так задавайте.

– Вы же профессионал, – добавляет Сидоряхин.

– Ладно, – сдается Петров. – Бог с ним, с цветом. Но у вас там еще что-то с перпендикулярностью?..

– Да, – с готовностью подтверждает Морковьева. – Семь линий, все строго перпендикулярны.

– Перпендикулярны чему? – уточняет Петров.

Морковьева начинает просматривать свои бумаги.

– Э-э-э, – говорит она наконец. – Ну, как бы… Всему. Между собой. Ну, или как там… Я не знаю. Я думала, это вы знаете, какие бывают перпендикулярные линии, – наконец находится она.

– Да конечно знает, – взмахивает руками Сидоряхин. – Профессионалы мы или не профессионалы?..

– Перпендикулярны могут быть две линии, – терпеливо объясняет Петров. – Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу. Это геометрия, шестой класс.

Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и вообще выражая всяческое одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал присутствующим десертные ложечки. И началось.

Коллеги, - говорит Морковьева, - перед нашей организацией встала масштабная задача. Нам поступил на реализацию проект, в рамках которого нам требуется изобразить несколько красных линий. Вы готовы взвалить на себя эту задачу?

Конечно, - говорит Недозайцев. Он директор, и всегда готов взвалить на себя проблему, которую придется нести кому-то из коллектива. Впрочем, он тут же уточняет: - Мы же это можем?

Начальник отдела рисования Сидоряхин торопливо кивает:

Да, разумеется. Вот у нас как раз сидит Петров, он наш лучший специалист в области рисования красных линий. Мы его специально пригласили на совещание, чтобы он высказал свое компетентное мнение.

Очень приятно, - говорит Морковьева. - Ну, меня вы все знаете. А это - Леночка, она специалист по дизайну в нашей организации.

Леночка покрывается краской и смущенно улыбается. Она недавно закончила экономический, и к дизайну имеет такое же отношение, как утконос к проектированию дирижаблей.

Так вот, - говорит Морковьева. - Нам нужно нарисовать семь красных линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и кроме того, некоторые нужно нарисовать зеленым цветом, а еще некоторые - прозрачным. Как вы считаете, это реально?

Нет, - говорит Петров.

Давайте не будем торопиться с ответом, Петров, - говорит Сидоряхин. - Задача поставлена, и ее нужно решить. Вы же профессионал, Петров. Не давайте нам повода считать, что вы не профессионал.

Видите ли, - объясняет Петров, - термин «красная линия» подразумевает, что цвет линии - красный. Нарисовать красную линию зеленым цветом не то, чтобы невозможно, но очень близко к невозможному…

Петров, ну что значит «невозможно»? - спрашивает Сидоряхин.

Я просто обрисовываю ситуацию. Возможно, есть люди, страдающие дальтонизмом, для которых действительно не будет иметь значения цвет линии, но я не уверен, что целевая аудитория вашего проекта состоит исключительно из таких людей.

То есть, в принципе, это возможно, мы правильно вас понимаем, Петров? - спрашивает Морковьева.

Петров осознает, что переборщил с образностью.

Скажем проще, - говорит он. - Линию, как таковую, можно нарисовать совершенно любым цветом. Но чтобы получилась красная линия, следует использовать только красный цвет.

Петров, вы нас не путайте, пожалуйста. Только что вы говорили, что это возможно.

Петров молча проклинает свою болтливость.

Нет, вы неправильно меня поняли. Я хотел лишь сказать, что в некоторых, крайне редких ситуациях, цвет линии не будет иметь значения, но даже и тогда - линия все равно не будет красной. Понимаете, она красной не будет! Она будет зеленой. А вам нужна красная.

Наступает непродолжительное молчание, в котором отчетливо слышится тихое напряженное гудение синапсов.

А что если, - осененный идеей, произносит Недозайцев, - нарисовать их синим цветом?

Все равно не получится, - качает головой Петров. - Если нарисовать синим - получатся синие линии.

Опять молчание. На этот раз его прерывает сам Петров.

И я еще не понял… Что вы имели в виду, когда говорили о линиях прозрачного цвета?

Морковьева смотрит на него снисходительно, как добрая учительница на отстающего ученика.

Ну, как вам объяснить?.. Петров, вы разве не знаете, что такое «прозрачный»?

И что такое «красная линия», надеюсь, вам тоже не надо объяснять?

Нет, не надо.

Ну вот. Вы нарисуйте нам красные линии прозрачным цветом.

Петров на секунду замирает, обдумывая ситуацию.

И как должен выглядеть результат, будьте добры, опишите пожалуйста? Как вы себе это представляете?

Ну-у-у, Петро-о-ов! - говорит Сидоряхин. - Ну давайте не будем… У нас что, детский сад? Кто здесь специалист по красным линиям, Морковьева или вы?

Я просто пытаюсь прояснить для себя детали задания…

Ну, а что тут непонятного-то?.. - встревает в разговор Недозайцев. - Вы же знаете, что такое красная линия?

И что такое «прозрачный», вам тоже ясно?

Разумеется, но…

Так что вам объяснять-то? Петров, ну давайте не будем опускаться до непродуктивных споров. Задача поставлена, задача ясная и четкая. Если у вас есть конкретные вопросы, так задавайте.

Вы же профессионал, - добавляет Сидоряхин.

Ладно, - сдается Петров. - Бог с ним, с цветом. Но у вас там еще что-то с перпендикулярностью?..

Да, - с готовностью подтверждает Морковьева. - Семь линий, все строго перпендикулярны.

Перпендикулярны чему? - уточняет Петров.

Морковьева начинает просматривать свои бумаги.

Э-э-э, - говорит она наконец. - Ну, как бы… Всему. Между собой. Ну, или как там… Я не знаю. Я думала, это вы знаете, какие бывают перпендикулярные линии, - наконец находится она.

Да конечно знает, - взмахивает руками Сидоряхин. - Профессионалы мы тут, или не профессионалы?..

Перпендикулярны могут быть две линии, - терпеливо объясняет Петров. - Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу. Это геометрия, 6 класс.

Морковьева встряхивает головой, отгоняя замаячивший призрак давно забытого школьного образования. Недозайцев хлопает ладонью по столу:

Петров, давайте без вот этого: «6 класс, 6 класс». Давайте будем взаимно вежливы. Не будем делать намеков и скатываться до оскорблений. Давайте поддерживать конструктивный диалог. Здесь же не идиоты собрались.

Я тоже так считаю, - говорит Сидоряхин.

Петров придвигает к себе листок бумаги.

Хорошо, - говорит он. - Давайте, я вам нарисую. Вот линия. Так?

Морковьева утвердительно кивает головой.

Рисуем другую… - говорит Петров. - Она перпендикулярна первой?

Да, она перпендикулярна.

Ну вот видите! - радостно восклицает Морковьева.

Подождите, это еще не все. Теперь рисуем третью… Она перпендикулярна первой линии?..

Вдумчивое молчание. Не дождавшись ответа, Петров отвечает сам:

Да, первой линии она перпендикулярна. Но со второй линией она не пересекается. Со второй линией они параллельны.

Наступает тишина. Потом Морковьева встает со своего места и, обогнув стол, заходит Петрову с тыла, заглядывая ему через плечо.

Ну… - неуверенно произносит она. - Наверное, да.

Вот в этом и дело, - говорит Петров, стремясь закрепить достигнутый успех. - Пока линий две, они могут быть перпендикулярны. Как только их становится больше…

А можно мне ручку? - просит Морковьева.

Петров отдает ручку. Морковьева осторожно проводит несколько неуверенных линий.

А если так?..

Петров вздыхает.

Это называется треугольник. Нет, это не перпендикулярные линии. К тому же их три, а не семь.

Морковьева поджимает губы.

А почему они синие? - вдруг спрашивает Недозайцев.

Да, кстати, - поддерживает Сидоряхин. - Сам хотел спросить.

Петров несколько раз моргает, разглядывая рисунок.

У меня ручка синяя, - наконец говорит он. - Я же просто чтобы продемонстрировать…

Получится то же самое, - уверенно говорит Петров.

Ну, как то же самое? - говорит Недозайцев. - Как вы можете быть уверены, если вы даже не попробовали? Вы нарисуйте красные, и посмотрим.

У меня нет красной ручки с собой, - признается Петров. - Но я могу совершенно…

А что же вы не подготовились, - укоризненно говорит Сидоряхин. - Знали же, что будет собрание…

Я абсолютно точно могу вам сказать, - в отчаянии говорит Петров, - что красным цветом получится точно то же самое.

Вы же сами нам в прошлый раз говорили, - парирует Сидоряхин, - что рисовать красные линии нужно красным цветом. Вот, я записал себе даже. А сами рисуете их синей ручкой. Это что, красные линии по-вашему?

Кстати, да, - замечает Недозайцев. - Я же еще спрашивал вас про синий цвет. Что вы мне ответили?

Петрова внезапно спасает Леночка, с интересом изучающая его рисунок со своего места.

Мне кажется, я понимаю, - говорит она. - Вы же сейчас не о цвете говорите, да? Это у вас про вот эту, как вы ее называете? Перпер-чего-то-там?

Перпендикулярность линий, да, - благодарно отзывается Петров. - Она с цветом линий никак не связана.

Все, вы меня запутали окончательно, - говорит Недозайцев, переводя взгляд с одного участника собрания на другого. - Так у нас с чем проблемы? С цветом или с перпендикулярностью?

Морковьева издает растерянные звуки и качает головой. Она тоже запуталась.

И с тем, и с другим, - тихо говорит Петров.

Я ничего не могу понять, - говорит Недозайцев, разглядывая свои сцепленные в замок пальцы. - Вот есть задача. Нужно всего-то семь красных линий. Я понимаю, их было бы двадцать!.. Но тут-то всего семь. Задача простая. Наши заказчики хотят семь перпендикулярных линий. Верно?

Морковьева кивает.

И Сидоряхин вот тоже не видит проблемы, - говорит Недозайцев. - Я прав, Сидоряхин?.. Ну вот. Так что нам мешает выполнить задачу?

Геометрия, - со вздохом говорит Петров.

Ну, вы просто не обращайте на нее внимания, вот и все! - произносит Морковьева.

Петров молчит, собираясь с мыслями. В его мозгу рождаются одна за другой красочные метафоры, которые позволили бы донести до окружающих сюрреализм происходящего, но как назло, все они, облекаясь в слова, начинаются неизменно словом «Блять!», совершенно неуместным в рамках деловой беседы.

Устав ждать ответа, Недозайцев произносит:

Петров, вы ответьте просто - вы можете сделать или вы не можете? Я понимаю, что вы узкий специалист и не видите общей картины. Но это же несложно - нарисовать какие-то семь линий? Обсуждаем уже два часа какую-то ерунду, никак не можем прийти к решению.

Да, - говорит Сидоряхин. - Вы вот только критикуете и говорите: «Невозможно! Невозможно!» Вы предложите нам свое решение проблемы! А то критиковать и дурак может, простите за выражение. Вы же профессионал!

Петров устало изрекает:

Хорошо. Давайте я нарисую вам две гарантированно перпендикулярные красные линии, а остальные - прозрачным цветом. Они будут прозрачны, и их не будет видно, но я их нарисую. Вас это устроит?

Нас это устроит? - оборачивается Морковьева к Леночке. - Да, нас устроит.

Только еще хотя бы пару - зеленым цветом, - добавляет Леночка. - И еще у меня такой вопрос, можно?

Можно одну линию изобразить в виде котенка?

Петров молчит несколько секунд, а потом переспрашивает:

Ну, в виде котенка. Котеночка. Нашим пользователям нравятся зверюшки. Было бы очень здорово…

Нет, - говорит Петров.

А почему?

Нет, я конечно могу нарисовать вам кота. Я не художник, но могу попытаться. Только это будет уже не линия. Это будет кот. Линия и кот - разные вещи.

Котенок, - уточняет Морковьева. - Не кот, а котенок, такой маленький, симпатичный. Коты, они…

Да все равно, - качает головой Петров.

Совсем никак, да?.. - разочарованно спрашивает Леночка.

Петров, вы хоть дослушали бы до конца, - раздраженно говорит Недозайцев. - Не дослушали, а уже говорите «Нет».

Я понял мысль, - не поднимая взгляда от стола, говорит Петров. - Нарисовать линию в виде котенка невозможно.

Ну и не надо тогда, - разрешает Леночка. - А птичку тоже не получится?

Петров молча поднимает на нее взгляд и Леночка все понимает.

Ну и не надо тогда, - снова повторяет она.

Недозайцев хлопает ладонью по столу.

Так на чем мы остановились? Что мы делаем?

Семь красных линий, - говорит Морковьева. - Две красным цветом, и две зеленым, и остальные прозрачным. Да? Я же правильно поняла?

Да, - подтверждает Сидоряхин прежде, чем Петров успевает открыть рот.

Недозайцев удовлетворенно кивает.

Вот и отлично… Ну, тогда все, коллеги?.. Расходимся?.. Еще вопросы есть?..

Ой, - вспоминает Леночка. - У нас еще есть красный воздушный шарик! Скажите, вы можете его надуть?

Да, кстати, - говорит Морковьева. - Давайте это тоже сразу обсудим, чтобы два раза не собираться.

Петров, - поворачивается Недозайцев к Петрову. - Мы это можем?

А какое отношение ко мне имеет шарик? - удивленно спрашивает Петров.

Он красный, - поясняет Леночка.

Петров тупо молчит, подрагивая кончиками пальцев.

Петров, - нервно переспрашивает Недозайцев. - Так вы это можете или не можете? Простой же вопрос.

Ну, - осторожно говорит Петров, - в принципе, я конечно могу, но…

Хорошо, - кивает Недозайцев. - Съездите к ним, надуйте. Командировочные, если потребуется, выпишем.

Завтра можно? - спрашивает Морковьева.

Конечно, - отвечает Недозайцев. - Я думаю, проблем не будет… Ну, теперь у нас все?.. Отлично. Продуктивно поработали… Всем спасибо и до свидания!

Уважаемые участники «Сообществ»!

Спасибо за то, что все эти годы были с нами: любили и критиковали, поддерживали и советовали. Мы продолжим развитие проекта «Сообщества» как площадки для обмена мнениями HR-профессионалов. Вся информация «Групп» будет доступна для чтения в режиме просмотра.


Петров пришел во вторник нa совещaние. Ему тaм вынули мозг, рaзложили по блюдечкaм и стaли есть, причмокивaя и вообще вырaжaя всяческое одобрение. Нaчaльник Петровa, Недозaйцев, предусмотрительно рaздaл присутствующим десертные ложечки. И нaчaлось.

Коллеги, - говорит Морковьевa, - перед нaшей оргaнизaцией встaлa мaсштaбнaя зaдaчa. Нaм поступил нa реaлизaцию проект, в рaмкaх которого нaм требуется изобрaзить несколько крaсных линий. Вы готовы взвaлить нa себя эту зaдaчу?

Конечно, - говорит Недозaйцев. Он директор, и всегдa готов взвaлить нa себя проблему, которую придется нести кому-то из коллективa. Впрочем, он тут же уточняет: - Мы же это можем?

Нaчaльник отделa рисовaния Сидоряхин торопливо кивaет:

Дa, рaзумеется. Вот у нaс кaк рaз сидит Петров, он нaш лучший специaлист в облaсти рисовaния крaсных линий. Мы его специaльно приглaсили нa совещaние, чтобы он выскaзaл свое компетентное мнение.

Очень приятно, - говорит Морковьевa. - Ну, меня вы все знaете. А это - Леночкa, онa специaлист по дизaйну в нaшей оргaнизaции.

Леночкa покрывaется крaской и смущенно улыбaется. Онa недaвно зaкончилa экономический, и к дизaйну имеет тaкое же отношение, кaк утконос к проектировaнию дирижaблей.

Тaк вот, - говорит Морковьевa. - Нaм нужно нaрисовaть семь крaсных линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и кроме того, некоторые нужно нaрисовaть зеленым цветом, a еще некоторые - прозрaчным. Кaк вы считaете, это реaльно?

Нет, - говорит Петров.

Дaвaйте не будем торопиться с ответом, Петров, - говорит Сидоряхин. - Зaдaчa постaвленa, и ее нужно решить. Вы же профессионaл, Петров. Не дaвaйте нaм поводa считaть, что вы не профессионaл.

Видите ли, - объясняет Петров, - термин "крaснaя линия" подрaзумевaет, что цвет линии - крaсный. Нaрисовaть крaсную линию зеленым цветом не то, чтобы невозможно, но очень близко к невозможному…

Петров, ну что знaчит "невозможно"? - спрaшивaет Сидоряхин.

Я просто обрисовывaю ситуaцию. Возможно, есть люди, стрaдaющие дaльтонизмом, для которых действительно не будет иметь знaчения цвет линии, но я не уверен, что целевaя aудитория вaшего проектa состоит исключительно из тaких людей.

То есть, в принципе, это возможно, мы прaвильно вaс понимaем, Петров? - спрaшивaет Морковьевa.

Петров осознaет, что переборщил с обрaзностью.

Скaжем проще, - говорит он. - Линию, кaк тaковую, можно нaрисовaть совершенно любым цветом. Но чтобы получилaсь крaснaя линия, следует использовaть только крaсный цвет.

Петров, вы нaс не путaйте, пожaлуйстa. Только что вы говорили, что это возможно.

Петров молчa проклинaет свою болтливость.

Нет, вы непрaвильно меня поняли. Я хотел лишь скaзaть, что в некоторых, крaйне редких ситуaциях, цвет линии не будет иметь знaчения, но дaже и тогдa - линия все рaвно не будет крaсной. Понимaете, онa крaсной не будет! Онa будет зеленой. А вaм нужнa крaснaя.

Нaступaет непродолжительное молчaние, в котором отчетливо слышится тихое нaпряженное гудение синaпсов.

А что если, - осененный идеей, произносит Недозaйцев, - нaрисовaть их синим цветом?

Все рaвно не получится, - кaчaет головой Петров. - Если нaрисовaть синим - получaтся синие линии.

Опять молчaние. Нa этот рaз его прерывaет сaм Петров.

И я еще не понял… Что вы имели в виду, когдa говорили о линиях прозрaчного цветa?

Морковьевa смотрит нa него снисходительно, кaк добрaя учительницa нa отстaющего ученикa.

Ну, кaк вaм объяснить?.. Петров, вы рaзве не знaете, что тaкое "прозрaчный"?

И что тaкое "крaснaя линия", нaдеюсь, вaм тоже не нaдо объяснять?

Нет, не нaдо.

Ну вот. Вы нaрисуйте нaм крaсные линии прозрaчным цветом.

Петров нa секунду зaмирaет, обдумывaя ситуaцию.

И кaк должен выглядеть результaт, будьте добры, опишите пожaлуйстa? Кaк вы себе это предстaвляете?

Ну-у-у, Петро-о-ов! - говорит Сидоряхин. - Ну дaвaйте не будем… У нaс что, детский сaд? Кто здесь специaлист по крaсным линиям, Морковьевa или вы?

Я просто пытaюсь прояснить для себя детaли зaдaния…

Ну, a что тут непонятного-то?.. - встревaет в рaзговор Недозaйцев. - Вы же знaете, что тaкое крaснaя линия?

И что тaкое "прозрaчный", вaм тоже ясно?

Рaзумеется, но…

Тaк что вaм объяснять-то? Петров, ну дaвaйте не будем опускaться до непродуктивных споров. Зaдaчa постaвленa, зaдaчa яснaя и четкaя. Если у вaс есть конкретные вопросы, тaк зaдaвaйте.

Вы же профессионaл, - добaвляет Сидоряхин.

Лaдно, - сдaется Петров. - Бог с ним, с цветом. Но у вaс тaм еще что-то с перпендикулярностью?..

Дa, - с готовностью подтверждaет Морковьевa. - Семь линий, все строго перпендикулярны.

Перпендикулярны чему? - уточняет Петров.

Морковьевa нaчинaет просмaтривaть свои бумaги.

Э-э-э, - говорит онa нaконец. - Ну, кaк бы… Всему. Между собой. Ну, или кaк тaм… Я не знaю. Я думaлa, это вы знaете, кaкие бывaют перпендикулярные линии, - нaконец нaходится онa.

Дa конечно знaет, - взмaхивaет рукaми Сидоряхин. - Профессионaлы мы тут, или не профессионaлы?..

Перпендикулярны могут быть две линии, - терпеливо объясняет Петров. - Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу. Это геометрия, 6 клaсс.

Морковьевa встряхивaет головой, отгоняя зaмaячивший призрaк дaвно зaбытого школьного обрaзовaния. Недозaйцев хлопaет лaдонью по столу:

Петров, дaвaйте без вот этого: "6 клaсс, 6 клaсс". Дaвaйте будем взaимно вежливы. Не будем делaть нaмеков и скaтывaться до оскорблений. Дaвaйте поддерживaть конструктивный диaлог. Здесь же не идиоты собрaлись.

Я тоже тaк считaю, - говорит Сидоряхин.

Петров придвигaет к себе листок бумaги.

Хорошо, - говорит он. - Дaвaйте, я вaм нaрисую. Вот линия. Тaк?

Морковьевa утвердительно кивaет головой.

Рисуем другую… - говорит Петров. - Онa перпендикулярнa первой?

Дa, онa перпендикулярнa.

Ну вот видите! - рaдостно восклицaет Морковьевa.

Подождите, это еще не все. Теперь рисуем третью… Онa перпендикулярнa первой линии?..

Вдумчивое молчaние. Не дождaвшись ответa, Петров отвечaет сaм:

Дa, первой линии онa перпендикулярнa. Но со второй линией онa не пересекaется. Со второй линией они пaрaллельны.

Нaступaет тишинa. Потом Морковьевa встaет со своего местa и, обогнув стол, зaходит Петрову с тылa, зaглядывaя ему через плечо.

Ну… - неуверенно произносит онa. - Нaверное, дa.

Вот в этом и дело, - говорит Петров, стремясь зaкрепить достигнутый успех. - Покa линий две, они могут быть перпендикулярны. Кaк только их стaновится больше…

А можно мне ручку? - просит Морковьевa.

Петров отдaет ручку. Морковьевa осторожно проводит несколько неуверенных линий.

А если тaк?..

Петров вздыхaет.

Это нaзывaется треугольник. Нет, это не перпендикулярные линии. К тому же их три, a не семь.

Морковьевa поджимaет губы.

А почему они синие? - вдруг спрaшивaет Недозaйцев.

Дa, кстaти, - поддерживaет Сидоряхин. - Сaм хотел спросить.

Петров несколько рaз моргaет, рaзглядывaя рисунок.

У меня ручкa синяя, - нaконец говорит он. - Я же просто чтобы продемонстрировaть…

Получится то же сaмое, - уверенно говорит Петров.

Ну, кaк то же сaмое? - говорит Недозaйцев. - Кaк вы можете быть уверены, если вы дaже не попробовaли? Вы нaрисуйте крaсные, и посмотрим.

У меня нет крaсной ручки с собой, - признaется Петров. - Но я могу совершенно…

А что же вы не подготовились, - укоризненно говорит Сидоряхин. - Знaли же, что будет собрaние…

Я aбсолютно точно могу вaм скaзaть, - в отчaянии говорит Петров, - что крaсным цветом получится точно то же сaмое.

Вы же сaми нaм в прошлый рaз говорили, - пaрирует Сидоряхин, - что рисовaть крaсные линии нужно крaсным цветом. Вот, я зaписaл себе дaже. А сaми рисуете их синей ручкой. Это что, крaсные линии по-вaшему?

Кстaти, дa, - зaмечaет Недозaйцев. - Я же еще спрaшивaл вaс про синий цвет. Что вы мне ответили?

Петровa внезaпно спaсaет Леночкa, с интересом изучaющaя его рисунок со своего местa.

Мне кaжется, я понимaю, - говорит онa. - Вы же сейчaс не о цвете говорите, дa? Это у вaс про вот эту, кaк вы ее нaзывaете? Перпер-чего-то-тaм?

Перпендикулярность линий, дa, - блaгодaрно отзывaется Петров. - Онa с цветом линий никaк не связaнa.

Все, вы меня зaпутaли окончaтельно, - говорит Недозaйцев, переводя взгляд с одного учaстникa собрaния нa другого. - Тaк у нaс с чем проблемы? С цветом или с перпендикулярностью?

Морковьевa издaет рaстерянные звуки и кaчaет головой. Онa тоже зaпутaлaсь.

И с тем, и с другим, - тихо говорит Петров.

Я ничего не могу понять, - говорит Недозaйцев, рaзглядывaя свои сцепленные в зaмок пaльцы. - Вот есть зaдaчa. Нужно всего-то семь крaсных линий. Я понимaю, их было бы двaдцaть!.. Но тут-то всего семь. Зaдaчa простaя. Нaши зaкaзчики хотят семь перпендикулярных линий. Верно?

Морковьевa кивaет.

И Сидоряхин вот тоже не видит проблемы, - говорит Недозaйцев. - Я прaв, Сидоряхин?.. Ну вот. Тaк что нaм мешaет выполнить зaдaчу?

Геометрия, - со вздохом говорит Петров.

Ну, вы просто не обрaщaйте нa нее внимaния, вот и все! - произносит Морковьевa.

Петров молчит, собирaясь с мыслями. В его мозгу рождaются однa зa другой крaсочные метaфоры, которые позволили бы донести до окружaющих сюрреaлизм происходящего, но кaк нaзло, все они, облекaясь в словa, нaчинaются неизменно словом "Блять!", совершенно неуместным в рaмкaх деловой беседы.

Устaв ждaть ответa, Недозaйцев произносит:

Петров, вы ответьте просто - вы можете сделaть или вы не можете? Я понимaю, что вы узкий специaлист и не видите общей кaртины. Но это же несложно - нaрисовaть кaкие-то семь линий? Обсуждaем уже двa чaсa кaкую-то ерунду, никaк не можем прийти к решению.

Дa, - говорит Сидоряхин. - Вы вот только критикуете и говорите: "Невозможно! Невозможно!" Вы предложите нaм свое решение проблемы! А то критиковaть и дурaк может, простите зa вырaжение. Вы же профессионaл!

Петров устaло изрекaет:

Хорошо. Дaвaйте я нaрисую вaм две гaрaнтировaнно перпендикулярные крaсные линии, a остaльные - прозрaчным цветом. Они будут прозрaчны, и их не будет видно, но я их нaрисую. Вaс это устроит?

Нaс это устроит? - оборaчивaется Морковьевa к Леночке. - Дa, нaс устроит.

Только еще хотя бы пaру - зеленым цветом, - добaвляет Леночкa. - И еще у меня тaкой вопрос, можно?

Можно одну линию изобрaзить в виде котенкa?

Петров молчит несколько секунд, a потом переспрaшивaет:

Ну, в виде котенкa. Котеночкa. Нaшим пользовaтелям нрaвятся зверюшки. Было бы очень здорово…

Нет, - говорит Петров.

А почему?

Нет, я конечно могу нaрисовaть вaм котa. Я не художник, но могу попытaться. Только это будет уже не линия. Это будет кот. Линия и кот - рaзные вещи.

Котенок, - уточняет Морковьевa. - Не кот, a котенок, тaкой мaленький, симпaтичный. Коты, они…

Дa все рaвно, - кaчaет головой Петров.

Совсем никaк, дa?.. - рaзочaровaнно спрaшивaет Леночкa.

Петров, вы хоть дослушaли бы до концa, - рaздрaженно говорит Недозaйцев. - Не дослушaли, a уже говорите "Нет".

Я понял мысль, - не поднимaя взглядa от столa, говорит Петров. - Нaрисовaть линию в виде котенкa невозможно.

Ну и не нaдо тогдa, - рaзрешaет Леночкa. - А птичку тоже не получится?

Петров молчa поднимaет нa нее взгляд и Леночкa все понимaет.

Ну и не нaдо тогдa, - сновa повторяет онa.

Недозaйцев хлопaет лaдонью по столу.

Тaк нa чем мы остaновились? Что мы делaем?

Семь крaсных линий, - говорит Морковьевa. - Две крaсным цветом, и две зеленым, и остaльные прозрaчным. Дa? Я же прaвильно понялa?

Дa, - подтверждaет Сидоряхин прежде, чем Петров успевaет открыть рот.

Недозaйцев удовлетворенно кивaет.

Вот и отлично… Ну, тогдa все, коллеги?.. Рaсходимся?.. Еще вопросы есть?..

Ой, - вспоминaет Леночкa. - У нaс еще есть крaсный воздушный шaрик! Скaжите, вы можете его нaдуть?

Дa, кстaти, - говорит Морковьевa. - Дaвaйте это тоже срaзу обсудим, чтобы двa рaзa не собирaться.

Петров, - поворaчивaется Недозaйцев к Петрову. - Мы это можем?

А кaкое отношение ко мне имеет шaрик? - удивленно спрaшивaет Петров.

Он крaсный, - поясняет Леночкa.

Петров тупо молчит, подрaгивaя кончикaми пaльцев.

Петров, - нервно переспрaшивaет Недозaйцев. - Тaк вы это можете или не можете? Простой же вопрос.

Ну, - осторожно говорит Петров, - в принципе, я конечно могу, но…

Хорошо, - кивaет Недозaйцев. - Съездите к ним, нaдуйте. Комaндировочные, если потребуется, выпишем.

Зaвтрa можно? - спрaшивaет Морковьевa.

Конечно, - отвечaет Недозaйцев. - Я думaю, проблем не будет… Ну, теперь у нaс все?.. Отлично. Продуктивно порaботaли… Всем спaсибо и до свидaния!

Петров несколько рaз моргaет, чтобы вернуться в объективную реaльность, потом встaет и медленно бредет к выходу. У сaмого выходa Леночкa догоняет его.

А можно еще вaс попросить? - крaснея, говорит Леночкa. - Вы когдa шaрик будете нaдувaть… Вы можете нaдуть его в форме котенкa?..

Петров вздыхает.

Я всё могу, - говорит он. Я же профессионал.

На совещании, которое состоялось во вторник, сотруднику Петрову вынули мозг. Затем его разделили на порции и положили на тарелочки. После проведенной процедуры все сели за стол и начали его есть, показывая при этом свое одобрение. И началось:

К нам поступило предложение реализовать проект. Цель проекта – презентовать несколько линий красного цвета. Этот проект для нашей организации очень много значит. Вы готовы принять такие нагрузки? – обратилась к коллегам сотрудница Марковьева.

Безусловно, - быстро ответил Недозайцев. Это и был директор, который в любую минуту может принять нагрузку по решению проблемы любой сложности. Ведь с ней придется разбираться кому-то из сотрудников. И продолжает: Ведь мы же сможем?

В ответ на вопрос директора начальник отдела рисования Сидоряхин быстро кивает головой:

Конечно! У нас есть толковый специалист по рисованию красных линий. Его зовут Петров. Он как раз сейчас находится среди нас. Его пригласили специально по этому вопросу, чтобы он высказал свое мнение.

Тут снова эстафету перенимает Марковьева, начиная представлять другого сотрудника: Меня вы знаете, конечно же. Но среди нас есть специалист по дизайну. Ее зовут Леночка.

Девушка Леночка начинает краснеть и смущаться. Она не так давно окончила экономический. А к дизайну не имеет никакого отношения.

Так вот, - продолжила Марковьева, – данный заказ заключается в следующем: необходимо нарисовать 7 перпендикулярных между собой линий красного цвета. Вдобавок среди них должны быть еще и несколько прозрачных и зеленых линий. Это выполнимо, как вы считаете?

Нет, - ответил специалист Петров.

Не будем спешить с выводом. Перед нами поставлена задача, и мы должны ее решить!, - прервал его Сидоряхин. - Ведь вы профессионал, так не давайте нам повода усомниться в этом.

Поймите, красные линии должны быть изображены только красным цветом, но никак не зеленым и никаким другим цветом. Это просто невозможно, – объясняет Петров.

Как вас понять, Петров? Почему невозможно? – возмущенно спрашивает Сидоряхин.

Есть вероятность, что какая-то часть аудитории данного проекта будет состоять из людей, которые страдают дальтонизмом. Для них не будет иметь значение, каким цветом изображены линии. Но я не уверен, что основная часть нашего проекта состоит именно из таких людей. – отвечает Петров.

Но с ваших слов мы понимаем, что это возможно, так? – спрашивает Марковьева.

Тут Петров понимает, что немного преувеличил с описанием.

Поймите, линию можно изобразить абсолютно любым цветом. Но чтобы получить красную линию, нужно использовать исключительно красные цвета, - отвечает он.

Вы нас путаете? Вы ведь только что говорили обратное?

Петров мысленно начинает карать себя за свою болтливость.

Вы меня неправильно понимаете. Есть такие случаи, когда цвет линии не имеет значение. Но такие случаи встречаются крайне редко. Понимаете? Но и в таких ситуациях линия не будет именно красного цвета. Понимаете, не будет! Она будет иметь другой цвет, но не красный. Это я вам и хотел объяснить.

После объяснений Петрова наступила пауза. В ней отчетливо ощущалась напряженная и нервная обстановка.

Тут внезапно директору приходит идея.

А если мы нарисуем эти линии синим цветом?

Ничего не выйдет, - отвечает Петров. – Тогда линии будут синего цвета.

Снова пауза в разговоре, но Петров решается прервать ее и спрашивает.

У меня вопрос. Вы говорили что-то о прозрачных линиях. Что вы имели в виду?

Марковьева посмотрела на Петрова как учительница на слабого ученика.

Что вам не понятно? Вы не имеете представление о понятии «прозрачный»?

Конечно имею.

А понятие – «красная линия»?

Вот видите. Если вы все знаете, так в чем проблема? Нарисуйте нам эти красные линии только прозрачным цветом.

Тут Петров замер. Обдумав ситуацию, он задает вопрос.

Хорошо, а теперь вы расскажите мне, каков будет результат? Вы можете мне описать его?

Петров, не забывайтесь! Специалист по красным линиям у нас вы, а не Марковьева. Давайте не будем устраивать здесь детский сад.

Я стараюсь выяснить некоторые детали данного задания…

Тут его прерывает директор Недозайцев…

Что вам не понятно? Ведь вы же знаете понятие «красная линия»?

А «прозрачный»?

Конечно, но…

Так какие объяснения вам еще нужны? Давайте не будем переходить к бесполезным спорам. Задание простое и понятное. Если у кого-то есть конкретные вопросы, то задавайте их.

Ведь вы профессионал, - говорит Сидоряхин.

Хорошо, - соглашается Петров, - с цветом разобрались. А какие еще условия?

По заданию все линии должны быть перпендикулярны, - отвечает Марковьева.

Чему перпендикулярны? – спрашивает Петров.

Тут Марковьева начинает просмотр документов.

Как вам сказать?... Ну… Наверное, перпендикулярны ко всему и между собой. Я так поняла, что вы должны знать, ведь вы специалист в этом деле.

Разумеется, он знает, - встряет Сидоряхин. Ведь мы профессионалы или нет?

Как это возможно? Ведь только две линии могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу, но никак не семь. Доказательство этому правилу есть в курсе геометрии за 6 класс.

Марковьева машет головой, не обращая внимание на замечание Петрова. А Недозайцев бьет по столу рукой:

Это как понимать, Петров? Что значит «6 класс»? Давайте не будем доводить наш диалог до унижений. Мы должны быть вежливы друг к другу, чтобы добиться результата. Ведь мы же неглупые люди.

Я присоединяюсь к вашему мнению, - говорит Сидоряхин.

Петров берет лист бумаги и говорит:

Давайте попробуем изобразить сейчас эти линии? Нарисуем одну линию. Теперь другую. Вторая линия перпендикулярна первой?

Да, она перпендикулярна первой.

Ну вот! – радостно говорит Марковьева.

Не торопитесь, я еще не закончил. Вот третья линия. Она перпендикулярна первой?..

Молчание в комнате, но Петров решил ответит сам:

Конечно она перпендикулярна первой линии, но не второй. Третья линия параллельна второй.

В комнате полная тишина. Марковьева встает и подходит к Петрову со стороны спины. Смотрит на рисунок через его плечо и неуверенно говорит:

Вероятно, да. Вы правы.

В этом и состоит проблема. Только две линии могут быть перпендикулярными. Но если их количество увеличивается…

Не успев закончить свой рассказ, Петрова перебивает Марковьева и просит ручку. Неуверенно рисует три линии и спрашивает:

Такой вариант возможен?

Тяжело вздохнув, Петров отвечает:

Это треугольник. В нем всего три линии, а не семь. И они не перпендикулярны.

Марковьева задумывается, а Недозайцев задает вопрос:

Скажите, а почему линии синего цвета?

Действительно, а почему они синие? – подключается к директору Сидоряхин.

Так я же просто демонстрировал рисунок синей ручкой, - отвечает Петров.

Будет то же самое, - уверенно отвечает Петров.

Ну почему? Как можно быть уверенным в том, что вы еще не пробовали сделать? Вы попробуйте и тогда посмотрим.

Я не брал с собой ручку красного цвета, - сказал Петров. – Но я с уверенностью…

Вы же знали куда шли. Почему не подготовились? – возмущенно спрашивает Сидоряхин у Петрова.

Я могу вам с уверенностью сказать, что и с красной ручкой получится то ж самое, - разочарованно говорит Петров.

Нет, Петров, вы нам сами сказали, что красные линии нужно изображать исключительно красным цветом, но никак не другим. Вот, я даже записал ваши слова. А вы рисуете синим цветом, или по вашему это красный?

Вот именно, - подчеркивает Недозайцев. – Я ведь тоже спрашивал у вас об этом. А что вы мне ответили?

Внезапно в разговор вмешивается Леночка. Она с интересом рассматривала рисунок с места.

Кажется я понимаю, что вы хотите сказать, - говорит Леночка. – Ведь сейчас идет речь не о цвете, так? А об этом перпен- что-то-там?

Совершенно верно, перпендикулярность линий, - говорит Петров. – В этом вопросе цвет линий не имеет никакого значения.

Вот теперь я запутался окончательно, - говорит Недозайцев, глядя на обоих сотрудников. – Так в чем проблема все-таки? С цветом или с линиями?

Марковьева качает головой, тем самым показывая свое запутанное состояние.

И с тем, и с тем, - тихо произносит Петров.

Я ничего не понимаю, - говорит Недозайцев, рассматривая свои руки и сцепленные в замок пальцы. – У нас задача. Она состоит в том, что нужно нарисовать всего семь красных линий. Не двадцать, а всего семь. Ведь это просто. Заказчики просили всего семь перпендикулярных линий. Так?

Головой кивает Марковьева.

Вот и начальник отдела тоже не видит проблемы, - продолжает Недозайцев. – Правда, Сидоряхин? Так в чем же проблема? Что нам мешает выполнить заказ?

Геометрия – отвечает Петров.

А вы постарайтесь не обращать на нее внимание! – говорит Марковьева.

Петров молча стоит и собирается с мыслями. Но их в кучу никак не собрать. В его голове появляются яркие метафоры. С их помощью конечно же можно было донести суть происходящего, но увы, все они начинаются со слова «Блять!». К сожалению, оно будет неуместным в данной беседе.

Петров, почему вы молчите? Просто ответьте на вопрос, стоящий перед вами – вы выполните или не выполните заказ? У меня создается впечатление, что вы не профессионал своего дела. Мы в течении двух часов обсуждаем один и тот же вопрос и никак не можем прийти к выводу.

Действительно, - дополняет Сидоряхин. – Пока вы только критиковали и говорили «Невозможно!». Критиковать любой дурак сможет! А вы предложите нам какие-нибудь решения проблемы. Покажите, какой вы профессионал, извините за выражение.

Давайте попробуем так, - говорит Петров, - я нарисую две перпендикулярные линии красного цвета, а остальные пять будут прозрачного цвета. Их не будет видно, но я их нарисую. Такой вариант вас устроит?

Леночка, нас устроит такой вариант? – спрашивает Марковьева, - Да, устроит.

А можно было бы пару линий сделать зеленым цветом, - говорит Леночка. – У меня есть вопрос, можно?

Да, - отвечает Петров.

А возможно одну линию нарисовать в виде котенка?

Что? – задает вопрос Петров после короткой паузы.

В виде котенка. Дело в том что нашим пользователям очень нравятся зверюшки. Это было бы очень…

Нет, - говорит Петров.

Но почему?

Я, конечно, не художник но попытаться нарисовать кота смогу. Но ведь это же не линия. Это кот. Это совсем разные вещи.

В разговор вмешивается Марковьева.

Не кот, а маленький, хорошенький котеночек. Коты, они…

Нет никакой разницы, - говорит Петров.

Никак не сможете? – спрашивает разочарованная Леночка.

Вы даже не дослушали до конца, - вмешивается раздраженный директор. – А сразу говорите «нет».

Мысль я понял, - говорит Петров, опустив голову. – Невозможно нарисовать котенка в виде линии.

Нет, так нет, – говорит Леночка. - И птичку нельзя?

Петров ничего не ответил, и молча поднял взгляд на нее. Леночка все поняла.

Нет, так нет,- повторилась Леночка.

Так к чему мы пришли? Что мы решаем? – спрашивает Недозайцев.

Надо изобразить сем красных линий. Из них: две зеленого цвета, две красного и три прозрачного. Я верно говорю?

Верно, - подтверждает Сидоряхин, еще до того как Петров попытался открыть рот.

Отлично,- говорит директор. – На этом все? Может у кого-то еще есть вопросы?

Ой, еще вопрос, - вспоминает Леночка. – А у нас есть воздушный шарик красного цвета! Вы сможете его надуть?

Недозайцев поворачивается к Петрову и спрашивает:

Мы сможем это сделать, Петров?

Разве шарик имеет какое-то отношение ко мне? – спрашивает Петров с удивленным лицом.

Но ведь он красный, - говорит Леночка.

Петров тупо молча сидит за столом и подрагивает кончиками пальцев.

Так вы ответите на вопрос, Петров? – нервничает Недозайцев. – Вы сможете это выполнить или нет?

В принципе я могу это сделать, но,.. – аккуратно говорит Петров.

Договорились, - сказал Недозайцев. – Поедете к ним и надуете шарик. Если вам для этого потребуются командировочные, оформим.

А можно будет это сделать завтра? – спрашивает Марковьева.

Разумеется, нет проблем, - ответил директор. – Теперь все? Замечательно. Хорошо поработали. Все свободны. До свидания!

Петров посидел еще несколько секунд, чтобы вернуться в реальность. Встает из-за стола и медленно идет к выходу. Но его догоняет Леночка и спрашивает:

У меня к вам есть одна просьба, - говорит Леночка, при этом краснея. - А вы сможете надуть шарик в виде котенка?

Глубоко вздохнув, Петров отвечает:

Я же профессионал! Я могу все! – ответил Петров.

Петров пришел во вторник на совещание. Ему там вынули мозг, разложили по блюдечкам и стали есть, причмокивая и вообще выражая всяческое одобрение. Начальник Петрова, Недозайцев, предусмотрительно раздал присутствующим десертные ложечки. И началось.

— Коллеги, — говорит Морковьева, — перед нашей организацией встала масштабная задача. Нам поступил на реализацию проект, в рамках которого нам требуется изобразить несколько красных линий. Вы готовы взвалить на себя эту задачу?

— Конечно, — говорит Недозайцев. Он директор, и всегда готов взвалить на себя проблему, которую придется нести кому-то из коллектива. Впрочем, он тут же уточняет: — Мы же это можем?

Начальник отдела рисования Сидоряхин торопливо кивает:

— Да, разумеется. Вот у нас как раз сидит Петров, он наш лучший специалист в области рисования красных линий. Мы его специально пригласили на совещание, чтобы он высказал свое компетентное мнение.

— Очень приятно, — говорит Морковьева. — Ну, меня вы все знаете. А это — Леночка, она специалист по дизайну в нашей организации.

Леночка покрывается краской и смущенно улыбается. Она недавно закончила экономический, и к дизайну имеет такое же отношение, как утконос к проектированию дирижаблей.

— Так вот, — говорит Морковьева. — Нам нужно нарисовать семь красных линий. Все они должны быть строго перпендикулярны, и кроме того, некоторые нужно нарисовать зеленым цветом, а еще некоторые — прозрачным. Как вы считаете, это реально?

— Нет, — говорит Петров.

— Давайте не будем торопиться с ответом, Петров, — говорит Сидоряхин. — Задача поставлена, и ее нужно решить. Вы же профессионал, Петров. Не давайте нам повода считать, что вы не профессионал.

— Видите ли, — объясняет Петров, — термин «красная линия» подразумевает, что цвет линии — красный. Нарисовать красную линию зеленым цветом не то, чтобы невозможно, но очень близко к невозможному…

— Петров, ну что значит «невозможно»? — спрашивает Сидоряхин.

— Я просто обрисовываю ситуацию. Возможно, есть люди, страдающие дальтонизмом, для которых действительно не будет иметь значения цвет линии, но я не уверен, что целевая аудитория вашего проекта состоит исключительно из таких людей.

— То есть, в принципе, это возможно, мы правильно вас понимаем, Петров? — спрашивает Морковьева.

Петров осознает, что переборщил с образностью.

— Скажем проще, — говорит он. — Линию, как таковую, можно нарисовать совершенно любым цветом. Но чтобы получилась красная линия, следует использовать только красный цвет.

— Петров, вы нас не путайте, пожалуйста. Только что вы говорили, что это возможно.

Петров молча проклинает свою болтливость.

— Нет, вы неправильно меня поняли. Я хотел лишь сказать, что в некоторых, крайне редких ситуациях, цвет линии не будет иметь значения, но даже и тогда — линия все равно не будет красной. Понимаете, она красной не будет! Она будет зеленой. А вам нужна красная.

Наступает непродолжительное молчание, в котором отчетливо слышится тихое напряженное гудение синапсов.

— А что если, — осененный идеей, произносит Недозайцев, — нарисовать их синим цветом?

— Все равно не получится, — качает головой Петров. — Если нарисовать синим — получатся синие линии.

Опять молчание. На этот раз его прерывает сам Петров.

— И я еще не понял… Что вы имели в виду, когда говорили о линиях прозрачного цвета?

Морковьева смотрит на него снисходительно, как добрая учительница на отстающего ученика.

— Ну, как вам объяснить?.. Петров, вы разве не знаете, что такое «прозрачный»?

— И что такое «красная линия», надеюсь, вам тоже не надо объяснять?

— Нет, не надо.

— Ну вот. Вы нарисуйте нам красные линии прозрачным цветом.

Петров на секунду замирает, обдумывая ситуацию.

— И как должен выглядеть результат, будьте добры, опишите пожалуйста? Как вы себе это представляете?

— Ну-у-у, Петро-о-ов! — говорит Сидоряхин. — Ну давайте не будем… У нас что, детский сад? Кто здесь специалист по красным линиям, Морковьева или вы?

— Я просто пытаюсь прояснить для себя детали задания…

— Ну, а что тут непонятного-то?.. — встревает в разговор Недозайцев. — Вы же знаете, что такое красная линия?

— Да, но…

— И что такое «прозрачный», вам тоже ясно?

— Разумеется, но…

— Так что вам объяснять-то? Петров, ну давайте не будем опускаться до непродуктивных споров. Задача поставлена, задача ясная и четкая. Если у вас есть конкретные вопросы, так задавайте.

— Вы же профессионал, — добавляет Сидоряхин.

— Ладно, — сдается Петров. — Бог с ним, с цветом. Но у вас там еще что-то с перпендикулярностью?..

— Да, — с готовностью подтверждает Морковьева. — Семь линий, все строго перпендикулярны.

— Перпендикулярны чему? — уточняет Петров.

Морковьева начинает просматривать свои бумаги.

— Э-э-э, — говорит она наконец. — Ну, как бы… Всему. Между собой. Ну, или как там… Я не знаю. Я думала, это вы знаете, какие бывают перпендикулярные линии, — наконец находится она.

— Да конечно знает, — взмахивает руками Сидоряхин. — Профессионалы мы тут, или не профессионалы?..

— Перпендикулярны могут быть две линии, — терпеливо объясняет Петров. — Все семь одновременно не могут быть перпендикулярными по отношению друг к другу. Это геометрия, 6 класс.

Морковьева встряхивает головой, отгоняя замаячивший призрак давно забытого школьного образования. Недозайцев хлопает ладонью по столу:

— Петров, давайте без вот этого: «6 класс, 6 класс». Давайте будем взаимно вежливы. Не будем делать намеков и скатываться до оскорблений. Давайте поддерживать конструктивный диалог. Здесь же не идиоты собрались.

— Я тоже так считаю, — говорит Сидоряхин.

Петров придвигает к себе листок бумаги.

— Хорошо, — говорит он. — Давайте, я вам нарисую. Вот линия. Так?

Морковьева утвердительно кивает головой.

— Рисуем другую… — говорит Петров. — Она перпендикулярна первой?

— Да, она перпендикулярна.

— Ну вот видите! — радостно восклицает Морковьева.

— Подождите, это еще не все. Теперь рисуем третью… Она перпендикулярна первой линии?..

Вдумчивое молчание. Не дождавшись ответа, Петров отвечает сам:

— Да, первой линии она перпендикулярна. Но со второй линией она не пересекается. Со второй линией они параллельны.

Наступает тишина. Потом Морковьева встает со своего места и, обогнув стол, заходит Петрову с тыла, заглядывая ему через плечо.

— Ну… — неуверенно произносит она. — Наверное, да.

— Вот в этом и дело, — говорит Петров, стремясь закрепить достигнутый успех. — Пока линий две, они могут быть перпендикулярны. Как только их становится больше…

— А можно мне ручку? — просит Морковьева.

Петров отдает ручку. Морковьева осторожно проводит несколько неуверенных линий.

— А если так?..

Петров вздыхает.

— Это называется треугольник. Нет, это не перпендикулярные линии. К тому же их три, а не семь.

Морковьева поджимает губы.

— А почему они синие? — вдруг спрашивает Недозайцев.

— Да, кстати, — поддерживает Сидоряхин. — Сам хотел спросить.

Петров несколько раз моргает, разглядывая рисунок.

— У меня ручка синяя, — наконец говорит он. — Я же просто чтобы продемонстрировать…

— Получится то же самое, — уверенно говорит Петров.

— Ну, как то же самое? — говорит Недозайцев. — Как вы можете быть уверены, если вы даже не попробовали? Вы нарисуйте красные, и посмотрим.

— У меня нет красной ручки с собой, — признается Петров. — Но я могу совершенно…

— А что же вы не подготовились, — укоризненно говорит Сидоряхин. — Знали же, что будет собрание…

— Я абсолютно точно могу вам сказать, — в отчаянии говорит Петров, — что красным цветом получится точно то же самое.

— Вы же сами нам в прошлый раз говорили, — парирует Сидоряхин, — что рисовать красные линии нужно красным цветом. Вот, я записал себе даже. А сами рисуете их синей ручкой. Это что, красные линии по-вашему?

— Кстати, да, — замечает Недозайцев. — Я же еще спрашивал вас про синий цвет. Что вы мне ответили?

Петрова внезапно спасает Леночка, с интересом изучающая его рисунок со своего места.

— Мне кажется, я понимаю, — говорит она. — Вы же сейчас не о цвете говорите, да? Это у вас про вот эту, как вы ее называете? Перпер-чего-то-там?

— Перпендикулярность линий, да, — благодарно отзывается Петров. — Она с цветом линий никак не связана.

— Все, вы меня запутали окончательно, — говорит Недозайцев, переводя взгляд с одного участника собрания на другого. — Так у нас с чем проблемы? С цветом или с перпендикулярностью?

Морковьева издает растерянные звуки и качает головой. Она тоже запуталась.

— И с тем, и с другим, — тихо говорит Петров.

— Я ничего не могу понять, — говорит Недозайцев, разглядывая свои сцепленные в замок пальцы. — Вот есть задача. Нужно всего-то семь красных линий. Я понимаю, их было бы двадцать!.. Но тут-то всего семь. Задача простая. Наши заказчики хотят семь перпендикулярных линий. Верно?

Морковьева кивает.

— И Сидоряхин вот тоже не видит проблемы, — говорит Недозайцев. — Я прав, Сидоряхин?.. Ну вот. Так что нам мешает выполнить задачу?

— Геометрия, — со вздохом говорит Петров.

— Ну, вы просто не обращайте на нее внимания, вот и все! — произносит Морковьева.

Петров молчит, собираясь с мыслями. В его мозгу рождаются одна за другой красочные метафоры, которые позволили бы донести до окружающих сюрреализм происходящего, но как назло, все они, облекаясь в слова, начинаются неизменно словом «Блять!», совершенно неуместным в рамках деловой беседы.

Устав ждать ответа, Недозайцев произносит:

— Петров, вы ответьте просто — вы можете сделать или вы не можете? Я понимаю, что вы узкий специалист и не видите общей картины. Но это же несложно — нарисовать какие-то семь линий? Обсуждаем уже два часа какую-то ерунду, никак не можем прийти к решению.

— Да, — говорит Сидоряхин. — Вы вот только критикуете и говорите: «Невозможно! Невозможно!» Вы предложите нам свое решение проблемы! А то критиковать и дурак может, простите за выражение. Вы же профессионал!

Петров устало изрекает:

— Хорошо. Давайте я нарисую вам две гарантированно перпендикулярные красные линии, а остальные — прозрачным цветом. Они будут прозрачны, и их не будет видно, но я их нарисую. Вас это устроит?

— Нас это устроит? — оборачивается Морковьева к Леночке. — Да, нас устроит.

— Только еще хотя бы пару — зеленым цветом, — добавляет Леночка. — И еще у меня такой вопрос, можно?

— Можно одну линию изобразить в виде котенка?

Петров молчит несколько секунд, а потом переспрашивает:

— Ну, в виде котенка. Котеночка. Нашим пользователям нравятся зверюшки. Было бы очень здорово…

— Нет, — говорит Петров.

— А почему?

— Нет, я конечно могу нарисовать вам кота. Я не художник, но могу попытаться. Только это будет уже не линия. Это будет кот. Линия и кот — разные вещи.

— Котенок, — уточняет Морковьева. — Не кот, а котенок, такой маленький, симпатичный. Коты, они…

— Да все равно, — качает головой Петров.

— Совсем никак, да?.. — разочарованно спрашивает Леночка.

— Петров, вы хоть дослушали бы до конца, — раздраженно говорит Недозайцев. — Не дослушали, а уже говорите «Нет».

— Я понял мысль, — не поднимая взгляда от стола, говорит Петров. — Нарисовать линию в виде котенка невозможно.

— Ну и не надо тогда, — разрешает Леночка. — А птичку тоже не получится?

Петров молча поднимает на нее взгляд и Леночка все понимает.

— Ну и не надо тогда, — снова повторяет она.

Недозайцев хлопает ладонью по столу.

— Так на чем мы остановились? Что мы делаем?

— Семь красных линий, — говорит Морковьева. — Две красным цветом, и две зеленым, и остальные прозрачным. Да? Я же правильно поняла?

— Да, — подтверждает Сидоряхин прежде, чем Петров успевает открыть рот.

Недозайцев удовлетворенно кивает.

— Вот и отлично… Ну, тогда все, коллеги?.. Расходимся?.. Еще вопросы есть?..

— Ой, — вспоминает Леночка. — У нас еще есть красный воздушный шарик! Скажите, вы можете его надуть?

— Да, кстати, — говорит Морковьева. — Давайте это тоже сразу обсудим, чтобы два раза не собираться.

— Петров, — поворачивается Недозайцев к Петрову. — Мы это можем?

— А какое отношение ко мне имеет шарик? — удивленно спрашивает Петров.

— Он красный, — поясняет Леночка.

Петров тупо молчит, подрагивая кончиками пальцев.

— Петров, — нервно переспрашивает Недозайцев. — Так вы это можете или не можете? Простой же вопрос.

— Ну, — осторожно говорит Петров, — в принципе, я конечно могу, но…

— Хорошо, — кивает Недозайцев. — Съездите к ним, надуйте. Командировочные, если потребуется, выпишем.

— Завтра можно? — спрашивает Морковьева.

— Конечно, — отвечает Недозайцев. — Я думаю, проблем не будет… Ну, теперь у нас все?.. Отлично. Продуктивно поработали… Всем спасибо и до свидания!

Петров несколько раз моргает, чтобы вернуться в объективную реальность, потом встает и медленно бредет к выходу. У самого выхода Леночка догоняет его.

— А можно еще вас попросить? — краснея, говорит Леночка. — Вы когда шарик будете надувать… Вы можете надуть его в форме котенка?..

Петров вздыхает.

— Я все могу, — говорит он. — Я могу абсолютно все. Я профессионал.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры