В каком городе происходит развязка инферно. Демограф Юрий Крупнов: Дэн Браун ошибся: чума, о которой идет речь в «Инферно», уже существует! Знаете ли вы, что

Главная / Бывшие

Обещал сделать обзор на предыдущие фильмы по Дэну Брауну, но их еще надо пересмотреть. Как-нибудь в другой раз. А пока – «Инферно».
Итак, это экранизация очередного произведения Дэна Брауна о похождениях профессора Роберта Лэнгдона. В отличие от двух предыдущих частей, тут герою и зрителю не дают время на раскачку, а сразу бросают в водоворот безумных событий. Лэнгдон в исполнении Тома Хэнкса просыпается в клинике с черепно-мозговой травмой и потерей памяти от прошедшей по касательной пули. К нему пытается ворваться мадам киллер, стреляющая в дверь его палаты. И если бы рядом не оказалось заботливой медсестры, то фильм закончился бы уже в первые пять минут.

Итак, Лэнгдону нужно выяснить, что вообще происходит, что им от него понадобилось, и как жить дальше. Оказывается, все это каким-то образом связано с сумасшедшим ученым, который в самом начале фильма выбрасывается с высокой колокольни. А еще я весь фильм пытался вспомнить, где его видел. Оказалось, он играл эпизодическую роль в третьих «Людях Икс», ну да ладно. Ученый этот считает, что наша планета перенаселена и изобрел страшный вирус, который должен убить подавляющую часть людей во всем мире. И Лэнгдону предстоит спасать человечество, как обычно опираясь на классику мировой культуры. На этот раз – «Божественную комедию» Данте.

Что можно сказать о фильме? А о фильме можно сказать как хорошее, так и плохое. Начнем с плюсов. Во-первых, хорошая сочная картинка. Тому же «Коду да Винчи» порой не хватает какой-то яркости. Много действия происходит в темноте, а тут визуал классный, и психоделический трип, происходящий в голове Лэнгдона, классно показан. Действительно, его видения ада выглядят очень мощно и пугающе.


Как обычно в фильмах по Дэну Брауну, есть куча разных тайн, ловушек и секретов, но при этом с попыткой увязать их с реальностью (поэтому мне решительно непонятно, почему на Википедии жанр фильма «мистический триллер» - никакой мистики тут нет). В общем, перед нами своеобразный Индиана Джонс в современном мире и без чудес.
Сюжет развивается динамично, смотрится фильм на одном дыхании, без провисаний. Идея с ограниченностью времени напоминает «Ангелов и демонов», но тот фильм мне показался каким-то сумбурным, а здесь динамика выглядит уместной и сделана именно в том темпе, в каком надо.
Сюжетные повороты в фильме, естественно, есть, и они смотрятся действительно неожиданно. В общем, детективная составляющая на уровне.


О великолепной музыке я даже говорить не буду, достаточно двух слов: Ханс Циммер. Очень приятно, что во время финальных титров включили главную тему из «Кода да Винчи».
Плюсом и в то же время минусом фильма является, собственно, Том Хэнкс. Это один из моих любимых актеров и играет он как всегда бесподобно. Но при этом его персонаж… Понимаете, актеры не молодеют. И Хэнкс не может в волшебном аппарате загадать желание и снова стать маленьким мальчиком (кто понял вывернутую наизнанку отсылку, напишите в комментариях). Он уже пожилой человек, с морщинами и сединой. А в книге он все так же носится по всему миру, да еще и навалять врагам может. Ну как-то не к лицу ему уже такие «большие гонки».

Вот так плавно мы подобрались к минусам. Во-первых, динамика фильма, которую я записал в плюс, имеет еще и побочный минус. Дело в том, что в том же «Коде да Винчи» обыватель вроде меня узнавал много нового. Куча занимательных фактов рассказывалась между делом, при этом многие из них оказывались важны для сюжета. В «Инферно» же тоже есть интересные факты и истории (вроде того же рассказа про происхождение слова «карантин»), но они упоминаются как-то вскользь, и насладиться ими в полной мере не получается.
Есть пара логических дыр, перекочевавших из книги. В частности, персонаж, проваливающийся на деревянные перила картинной галереи, вряд ли может их по-настоящему проломить. Это ж не какой-то древний деревянный дом, там всяко следят за такими вещами. Ну много таких мелких деталей, на которые обращаешь внимание, особенно если насмотрелся Cinema Sins.

Ну и главный минус. Я, конечно, понимаю, что книга и фильм – это разные произведения, и экранизация должна быть оригинальным произведением, не обязанным слепо копировать книгу. Но черт возьми, как можно было ТАК перевирать концовку? Если без спойлеров: в книге концовка является настоящим сломом для множества канонов жанра и становится мегакрутейшим сюжетным поворотом. Я бы сказал, Браун переплюнул сам себя! Более того, книга заставляет поневоле задаться вопросом: а может, этот двинутый ученый все же был прав? Фильм выдал нам самый наишаблоннейший финал с обязательными экшном и спасениями в последнюю секунду. Сказать, что я разочарован, значит ничего не сказать.

Мой вердикт: фильм к просмотру необязателен, но при этом я уверен: если вы пойдете на него в кино, то не пожалеете. Особенно если не читали первоисточник. Моя оценка: семь кругов ада из девяти основной части и три – финалу, и то только за драматизм.

, Дэн Браун Художники Питер Венхам , Бенце Эрдейи , Жужа Кисмарти-Лехнер , еще

Знаете ли вы, что

  • Первоначально, Рон Ховард не был заинтересован в постановке еще одной экранизации Дэна Брауна. Он решил, что предпочел бы остаться в качестве продюсера для фильма «Утраченный символ», продолжающего серию о профессоре Роберте Лэнгдоне, а режиссерское кресло должно было отойти Марку Романеку. Однако, когда Браун выпустил свой четвертый роман «Инферно», студия отложила проект «Утраченный символ» на неопределенный срок, якобы из-за сходства в теме с фильмом «Сокровище нации» (2004). Продюсеры решили адаптировать четвертый роман Брауна, а Говард вновь взял «бразды правления» проектом.
  • В период съемок проект носил название «Головная боль» («Headache»).
  • Омар Си и Ирфан Кхан ранее вместе снимались в фильме «Мир Юрского периода» (2015), где также снималась дочь режиссера Рона Ховарда – Брайс Даллас Ховард.
  • Это первый игровой фильм с Томом Хэнксом, снятый в 3D.
  • Более 70% сцен фильма снимались на реальных локациях в Венеции, Флоренции, Будапеште и Стамбуле.
  • Сцена, в которой Лэнгдон и Брукс обнаруживают исчезновение посмертной маски Данте в Палаццо Веккьо, на самом деле снималась в Этнографическом музее в Будапеште. Там же снималась сцена, в которой Лэнгдону и Брукс показывают видеоролик CCTV.
  • Сцены, в которых Лэнгдон и Брукс пытаются сбежать от погони в средневековой часовне при соборе Святого Марка в Венеции, на самом деле снимались в подвалах знаменитого Музея Кишцелли в Будапеште.
  • Сцены, выуженные из воспаленного сознания Лэнгдона, снимались на колоритной улочке, примыкающей к Венгерскому Государственному оперному театру.
  • В Стамбуле на протяжении одного уик-энда снималась сцена, в которой Лэнгдон, Сински и Симс встречаются в Соборе Святой Софии.
  • Смертоносный вирус Зобриста под названием «Инферно» был «разработан» реквизиторами. Он состоял на 40% из воды, на 30% из растительного масла и на 30% из кетчупа.
  • Чтобы создать реалистичный видеоролик, который Зобрист выложил на портал YouTube. режиссер Рон Ховард заручился помощью философа и футуриста Джейсона Силвера.
  • Для съемок было изготовлено 15 посмертных масок Данте.
  • Во время работы во Флоренции съемочная группа внесла пожертвование в копилку Палаццо Веккьо на восстановление зала с маской Данте.
  • Эпизодическую роль одного из чиновников сыграл мэр Флоренции Дарио Нарделла.
  • Костюмы и обувь для Лэнгдона и Брукс были пошиты итальянским дизайнером Сальваторе Феррагамо.
  • Рон Ховард был удостоен чести получить от мэра Ключи от Флоренции. В древние времена эта традиция была распространена в европейских городах и выражала доверие и уважение тем путникам, которые стремились войти в город с миром. Сегодня традиция сохранилась, но носит чисто формальный характер.
  • В одной из сцен за Лэгдоном и Брукс наблюдает беспилотный дрон, парящий над Садами Боболи. Съемочной группе пришлось запускать сразу два квадрокоптера – один находился в кадре, а другой снимал сцену.
  • Для съемок сцен видений Лэнгдона создатели спецэффектов закупили более 9000 литров фальшивой крови на основе сахара.

Больше фактов (+15)

Ошибки в фильме

  • Когда Сиенна ищет информацию о Зобристе, в результатах поиска отображается пять имен. Причем над двумя женскими именами размещены фотографии мужчин, а над одним из мужских имен фотография женщины.
  • По статистическим подсчетам население Земли к 2100 году превысит 11 миллиардов человек. В фильме же приводится неправдоподобная цифра в 32 миллиарда.
  • В одной из сцен фильма персонаж Ирфана Кхана говорит о том, что Лэнгдону был сделан укол бензодиазепина, чтобы вызвать у него амнезию. Бензодиазепины – это класс психоактивных веществ, которые используют для лечения депрессии и тревожности. У подобных препаратов амнезия является крайне редким побочным эффектом. Поэтому очень странно выглядит то, что именно этот препарат был выбран для таких целей.
  • В фильме гробница Энрико Дандоло показана стоящей отдельно на первом этаже собора Святой Софии в Стамбуле, прямо под гигантским куполом. Но на самом деле гробница Дандоло находится в Верхней восточной галерее, и надгробная плита лежит практически вровень с полом.
  • Когда Сиенна пребывает в Стамбуле, она надевает хиджаб. На самом деле женщины в Турции не обязаны его носить.
  • Перед тем, как Лэнгдона и Сиенну начинают искать в районе садов Боболи, на экране отображается время – 8:42 утра. В следующей сцене на экране с изображением с дрона видно время UTC (всемирное координированное время) – 8:43. Действие происходи в июне, а во Флоренции осуществляют переход на летнее время, которое на два часа опережает время UTC, поэтому у дрона должно было отображаться другое время – 6:43.
  • Во время полета в Стамбул Элизабет Сински подсчитывает, что 95 процентов населения планеты будет заражено в течение нескольких дней. Однако на самом деле нельзя сделать таких расчетов, не зная ничего о самом вирусе и о том, каким образом он будет выпущен в окружающую среду.

Больше ошибок (+4)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Профессор Роберт Лэнгдон приходит в себя в больнице во Флоренции. Он не помнит, что с ним происходило в последние несколько дней, и его преследуют кошмарные ведения. Ленгдона осматривает доктор Сиенна Брукс. Она рассказывает ему, что он поступил в больницу несколько часов назад с пулевым ранением головы. Вскоре в больницу приходит женщина карабинер, которая намеривается убить профессора. Сиенна помогает Роберту сбежать от нее и приводит в свою квартиру. Там он продолжает приходить в себя и узнавать о том, что с ним случилось.

Оказывается Ленгдон приехал в Италию, чтобы помочь найти смертоносный вирус, который создал безумный ученый Бертран Зобрист. Он намеревался заразить им население Земли, так как считал, что наша планета сильно перенаселена, и с этим нужно срочно что-то делать. Несколько дней назад Зобрист умер, но он оставил подсказки, которые должны были привести к вирусу. Ленгдон и Сиенна начинают разгадывать загадки Зобриста, при этом постоянно убегая от агентов Всемирной организации здравоохранения и Ваенты – женщины-агента сверхсекретной охранной организации, которая помогала Зобристу осуществить его план.

Когда Роберт и Сиенна узнают, что следующая подсказка находится в Венеции, их находит агент ВОЗ – Кристоф Брюдер. Он убеждает Ленгдона, что это именно он просил его помочь разгадать загадки Зобриста. Все трое отправляются в Венецию на поезде. Тем временем Гарри Симс, глава охранной организации, узнает, что помогал безумцу и пытается исправить ситуацию. Он выходит на Элизабет Сински – главу ВОЗ. Они объединяются и приступают к поискам Лэнгдона.

Лэнгдон и Сиена понимают, что агент Брюдер врет им и сбегают от него. В Венеции они узнают, что вирус находится в Стамбуле. Сиенна предает Лэнгдона. Оказывается, она была любовницей Зобриста и теперь намеревается завершить задуманное им. Профессор же попадает в руки Брюдера, который искал вирус для его перепродажи. Гарри Симс спасает Лэнгдона и приводит его к Элизабет Сински, которая является старой подругой профессора. Вместе они летят в Стамбул, где Сиенна уже нашла себе подручных среди единомышленников Зобриста.

События в Стамбуле разворачиваются в древнем водохранилище, который теперь переоборудован под концертный зал. Сиена хочет взорвать там две бомбы, которые высвободят вирус до того как агенты ВОЗ его нейтрализуют. Однако сделать это ей мешает Лэнгдон. Бомбы взрываются, но Сински успевает закрыть вирус в специальном устройстве. В итоге в водохранилище погибает Гарри Симс, Сиена и двое ее подручных.

Отзывы о фильме «Инферно»

  1. Добавить

    Необходимо миниум 10 символов, у вас 0

Рецензии на фильм «Инферно»

  • Артем Внуков 23 июня 2018 Оценка фильма 6 из 10

    Круг для фальсификаторов

    Фильм «Инферно» посмотрел после того как прочитал книгу, поэтому оценку фильму ставить не буду, но напишу что думаю о данной картине попутно сравнивая с книгой. Я давно привык, что фильмы, снятые по книгам и играм не так уж удачны в художественном плане, чем оригинал, но большинство таким произведениям мы прощаем их невежество… Нет комментариев 0
  • Alejandro 27 июня 2017 Оценка фильма 7 из 10

    Об "Инферно"

    Любое воплощение идеи хорошо лишь тогда… Когда оно доведено до ума. «Инферно» нельзя назвать неудавшимся фильмом. Нельзя назвать фильмом плохим или фильмом «не очень». В конце концов, это снова экранизации книг мирового Дэна Брауна, это снова «оскароносный» Том Хэнкс, это снова загадки, снова история, снова головоломки, и снова борьба за жизнь всего человечества, без участия его как такового… Нет комментариев
  • Konstantyn Osovoy 14 февраля 2017 Оценка фильма 4 из 10

    Хуже и хуже

    Сложно составить впечатление о фильме отдельно от книги. Волей-неволей сравниваешь события, сюжет, детали, образы героев. Но я всё же попытаюсь. Только сразу скажу, что Инферно-книга мне не очень понравилась. С каждым новым романом Браун теряет то, почему интересно читать его работы — мистичность, вплетение реальной истории и фактов в его выдуманные теории и составленные на их основе загадки… Нет комментариев -1

О ФИЛЬМЕ

Для кинозрителей приключения Роберта Лэнгдона начались с захватывающего КОДА ДА ВИНЧИ в 2006 году и продолжились с выходом фильма в 2009-м. В общей сложности кинофраншиза собрала в мировом прокате более $1,2 млрд. ИНФЕРНО станет третьей частью франшизы, в основу которой были положены бестселлеры Дэна Брауна. Книга «Инферно» была признана бестселлером в 2013 году, наглядно доказывая, что истории о похождениях Лэнгдона по-прежнему интересны и востребованы.

Съемки фильма вновь свели на одной площадке Рона Ховарда, который недавно закончил работу над документальным фильмом о группе Beatles под названием «Восемь дней в неделе: Многолетнее турне», и Тома Хэнкса, который вернулся к роли сообразительного и находчивого Лэнгдона. Хэнкс рассказал, почему, по его мнению, франшиза по сей день остается популярной: «Дэн Браун нашел свою литературную нишу и усердно осваивает ее. Все любят интересные загадки, особенно те, которые решаются по одной за раз. В фильмах Рона именно такая структура практически интерактивного кино. И так было с самого первого фильма КОД ДА ВИНЧИ».

Название третьей книги Браун позаимствовал в первой части божественного творения Данте «Комедия» - переводится, как «ад». Доктору Роберту Лэнгдону действительно предстоит серьезное испытание - он потерял память. Превозмогая сильные мигрени и вызванную травмой рассеянность, герой должен разобраться, что с ним произошло и почему.

«Лэнгдон действительно чувствует себя в аду, - продолжает Хэнкс. - С одной стороны, его мучают жуткие головные боли, с другой - он никак не может вспомнить, откуда они взялись».

«Вне всяких сомнений, в начале фильма Роберт Лэнгдон оказывается в собственном аду, в его личном Инферно, - подтверждает предположение актера Дэн Браун. - Он приходит в себя в больничной палате, его пытаются убить, и у него нет ни малейшего представления, откуда у него взялся таинственный артефакт. Лэнгдон вынужден искать подсказки и улики, чтобы понять, кто и почему хочет его смерти. В конечном итоге он понимает, что на кону куда больше, чем его собственная жизнь - угроза нависла над всем человечеством».

ИНФЕРНО станет самым зрелищным фильмом франшизы. Сцены загадочных снов Лэнгдона позволят зрителям заглянуть в его воспаленное сознание и создадут уникальную атмосферу, которой не могла похвастаться ни одна из предыдущих картин. Именно это в свое время привлекло Рона Ховарда во франшизе. Из 23 фильмов, которые режиссер снял за три десятилетия, он отважился всего на два сиквела - АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ и ИНФЕРНО. «Есть множество персонажей, которых я люблю, и Роберт Лэнгдон в их числе, но мне всегда хотелось попробовать что-нибудь новенькое. Это гораздо интереснее, чем повторяться. В этом-то и прелесть всех фильмов по книгам Дэна Брауна - каждый из них не похож на другой. Каждое приключение кардинально отличается от предыдущего. ИНФЕРНО отличается еще и стилистически. Начиная работать над ним, мне пришлось пересмотреть первые две картины и найти что-то новое, более необычное и захватывающее».

По сюжету ИНФЕРНО Лэнгдону приходится искать подсказки, изучая эпические стихи Данте. Ховард объясняет: «Теряющийся в галлюцинациях мозг Лэнгдона выдерживает атаки человека, который буквально одержим творчеством Данте. Профессор вынужден разыскивать подсказки и следовать по пути, который был предначертан задолго до него».

«Данте определил наше современное представление об аде, - говорит продюсер Брайан Грейзер. - Наблюдая за судьбами грешников, писатель поэтически описал божественный суд и наказания за преступления. Это творение становится основой загадок, которые разгадывает Лэнгдон в фильме. Данте описал ад; Боттичелли изобразил ад; но лишь Роберт Лэнгдон, известный профессор по религиозной символике, может предотвратить воцарения ада на Земле, который может наступить, если преступник высвободит смертоносный вирус».

Одна из причин невероятной популярности книг Брауна заключается в том, что автор виртуозно смог вплести реальные загадки истории в захватывающий триллер, интересный современной аудитории. Работая над сюжетом «Инферно», Браун черпал вдохновение в первой части «Комедии» Данте - «Ад». Великий итальянский поэт XIV века подробно описал путь души к Богу, и первым шагом на этом пути должно стать отрицания греха. Главным героем поэмы становится сам Данте, который проходит по всем кругам ада и видит нераскаявшихся грешников: гадалок, чьи головы повернуты назад и не видят истинного будущего; взяточников с «липкими» пальцами, купающихся в кипящей смоле. Самое мучительное наказание Данте приберег для величайших, по его мнению, негодяев в истории: трехголовый Сатана пережевывает души Иуды Искариота, предавшего Иисуса, и Кассия и Брута, убивших Юлия Цезаря.

По словам Брауна, самым трудным для него испытанием стало кропотливое изучение поэмы, вдохновлявшей читателей и художников на протяжении 800 лет, и поиски моментов, которые стали бы ключевыми в расследовании Роберта Лэнгдона. В результате своих исследований Браун решил представить, каким был бы современный ад на земле. Воедино сложились два главных сюжетных аспекта: с одной стороны, перенаселенный мир и человечество, столкнувшееся с проблемой нехватки элементарных средств к существованию; с другой - смертельная болезнь, которая может унести в могилу половину населения Земного шара. Для воцарения этого ада на Земле Браун воспользовался идеей Данте о правосудие: чтобы наказать человечество за перенаселение, превышающее возможности планеты, злодей выпускает смертельный вирус, убивающий миллиарды людей.

«Мне показалась интересной идея о коварном преступнике, который подсчитал, что население планеты увеличилось втрое за последние восемьдесят лет, - объясняет писатель. - Злой гений нашел свой кардинальный способ справиться с проблемой перенаселения. Я читал Данте и в школе, и в колледже, но тут мне пришлось перечитать его «Комедию» бесконечное множество раз, чтобы придумать, как связать эпическую поэму и современный триллер».

Роль профессора Гарварда по символике вновь сыграл Том Хэнкс. Ховард утверждает, что эта роль была буквально создана для него. «Многие, знающие Тома в реальной жизни, утверждают, что он и есть Роберт Лэнгдон, - улыбается режиссер. - Они оба невероятно любопытны, у них весьма специфическое, суховатое чувство юмора. Находя какую-то загадку, они становятся буквально одержимы ею. Они по-прежнему умеют восхищаться окружающим миром, а их склад ума позволяет им замечать и анализировать то, что для всех прочих кажется несущественным. Стоит ли добавлять, что Том - один из величайших актеров нашего времени и с ним очень приятно работать».

Хэнкс с радостью согласился вернуть время вспять и вновь примерить обувь Роберта Лэнгдона. Актер признался, что для него нет ничего приятней, чем попробовать решить какую-нибудь головоломку. «Дэн Браун описал персонажа, которого очень нетрудно вовлечь в любую, даже очень опасную игру, - описывает характер своего персонажа Хэнкс, - достаточно рассказать ему о какой-то тайне, которую интересно было бы изучить. Смотреть фильмы Рона не только интересно, но и познавательно».

Дэн Браун часто отправлял своего героя в разные страны, и ИНФЕРНО не станет исключением. На съемочной площадке Том Хэнкс возглавил поистине международный актерский состав. Британская актриса Фелисити Джонс сыграла роль Сиенны Брукс; француз Омар Си исполнил роль Кристофа Бушара; звезда индийского кинематографа Ирфан Кхан появится в роли Гарри Симса; датчанка Сидсе Бабетт Кнудсен снялась в роли доктора Элизабет Сински. Американский актер Бен Фостер сыграл роль биоинженера Бертрана Зобриста. «Герои книг Брауна колесят по всем странам мира, и это дает нам право набирать самых лучших актеров, вне зависимости от их национальности, - объясняет Брайан Грейзер. - Для нас это очень важно и нужно. Ведь для того, чтобы правдоподобно рассказать очередную историю Лэнгдона, нам необходимо окружить его реалистичными персонажами, типаж и речь которых соответствуют той стране, которую они представляют».

Как и в «Коде Да Винчи» и «Ангелах и демонах», в «Инферно» Дэн Браун поднимает очень злободневные вопросы. Рассуждая о книгах Брауна и снятых по их мотивам фильмах, Хэнкс отмечает: «Каждое произведение дает читателю или зрителю хорошую почву для размышлений». В ИНФЕРНО поднимается вопрос перенаселения Земли. «Не слишком ли много людей живет на планете? - продолжает актер. - Есть ли способ бороться с перенаселением Земли? Станет ли наш мир современной версией ада, описанного Данте?»

Как и предыдущие картины, ИНФЕРНО станет поистине кругосветным приключением. «Съемки в таком фильме дают любому актеру существенный бонус, - считает Хэнкс. - Всякий раз мы оказываемся в удивительно красивых местах. Снимаясь в ИНФЕРНО, мы поднимались на крышу Собора Святого Марка в Венеции. Уже один только этот факт делает съемки поистине незабываемыми!»

«Всегда приятно работать, когда получаешь доступ к реальным локациям, - говорит Ховард. - Да, иногда наши строители возводят невероятные декорации, компьютерщики разрабатывают поражающие воображение визуальные эффекты, но ничто не сможет сравниться с подлинной красотой реально существующего места. Величие монументальных памятников архитектуры вдохновляет всех, кто работает на площадке - как в кадре, так и за его пределами».

Дэн Браун описывал события так, чтобы читатели видели происходящее глазами Лэнгдона. Зрители так же смогут почувствовать себя действующими участниками разгадки каждой из тайн фильма. Впечатления от просмотра картины обещают быть незабываемыми. «ИНФЕРНО станет памятным событием для зрителей, поскольку сочетает в себе и драму, и боевик, и триллер, и насыщенную гамму всевозможных человеческих эмоций, - уверен Грейзер. - В картине нашлось место всем мыслимым элементам триллера. Благодаря приключениям персонажей, роли которых исполнили актеры со всех уголков света, вы совершите невероятное путешествие по миру. Вашему взгляду откроются удивительные экзотические страны в то время, как неутомимый Лэнгдон в исполнении Тома Хэнкса будет пытаться решать свои хитроумные головоломки».

Грейзер отмечает, что картина станет важной частью франшизы, но будет также отлично восприниматься, как самостоятельное произведение: «Даже если вы не видели фильмы КОД ДА ВИНЧИ и АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ по каким-то причинам, картина ИНФЕРНО вам все равно понравится. События фильма никак не связаны с тем, что происходило с Лэнгдоном в предыдущих картинах. Вместе с тем, это достойное дополнение великолепной франшизы».

Бен Фостер относится к картине, как к неотъемлемой части серии: «Мне очень нравятся эти фильмы. Узнаешь что-то новое, замечательно описаны персонажи и подобраны соответствующие актеры. Во время просмотра можно облететь весь Земной шар, а динамика вынуждает тебя постоянно сидеть на краешке кресла. Очень интересно работать на съемках столь захватывающего фильма».

О КАСТИНГЕ

Съемки в разных странах собрали не только международный актерский состав, но и закадровую команду. «Это замечательно, когда съемки фильма настолько гармоничны, что на них себя комфортно чувствуют буквально все, вне зависимости от национальности, цвета кожи и родного языка», - объясняет продюсер Брайан Грейзер.

Роль Роберта Лэнгдона вновь сыграл . Актер утверждает, что в фильме ИНФЕРНО его персонаж открылся полностью. «Зрители, наверное, уже привыкли к тому, что Лэнгдон знает все, что только можно знать о символике, искусстве, истории, архитектуре, политике и культурных различиях, - размышляет Хэнкс. - Но в начале фильма ИНФЕРНО он не может ответить даже на простейшие вопросы. Он не знает, кто он и где находится. Сюжет забрасывает моего персонажа в Венецию, Флоренцию и Стамбул. По идее, он должен знать эти города вдоль и поперек, но не тут-то было. Загадки начинаются с первых минут фильма - как он заработал амнезию? Как он оказался в больнице?»

Номинированная на премию «Оскар»® актриса сыграла роль доктора Сиенны Брукс. Актриса говорит, что в ее героине сокрыто намного больше, чем кажется на первый взгляд: «Сиенна - активный борец за охрану окружающей среды и непреклонна в своих взглядах на жизнь. Нетрудно догадаться, что она что-то скрывает, но сразу трудно понять, что именно. Очевидно одно - она как-то связана с клубком загадок, который предстоит распутать Лэнгдону, чтобы остановить распространение смертоносного вируса по планете».

О том, что ее заинтересовало в роли, Джонс говорит: «Это очень современная история о параноидальных маниях, боязни правительственных заговоров и о том, кому же мы можем верить».

Вдохновение в работе над ролью актриса черпала в первоисточнике. «Когда я узнала, что меня утвердили на роль Сиенны, я прочитала книгу Дэна Брауна, - вспоминает Джонс. - Мне очень понравилось, я прилагала немало сил, чтобы оторваться от чтения. Даже во время съемок я не расставалась с книгой и постоянно перечитывала отрывки, в которых описывалась Сиенна. Я выискивала мельчайшие детали, в которых описывалось ее прошлое. Эти моменты помогли мне лучше понять свою героиню и более убедительно сыграть роль. Словом, книга мне очень помогала на съемках».

О международном коллективе, который работал над фильмом, французский актер Омар Си , сыгравший роль Кристофа Бушара, говорит: «На съемочной площадке работали англичане, американцы, итальянцы, венгры, французы, индийцы, датчане и швейцарцы. Нас всех ничуть не смущало то, что мы были из разных уголков света. Мы делали одно дело, двигались к единой цели, отдавали все свои силы этому проекту. Это очень приятное чувство, и я горжусь тем, что стал частью этого фильма».

Картина ИНФЕРНО позволила Си сыграть драматическую роль в американском остросюжетном триллере. Это было особенно ценно еще и потому, что популярный во Франции актер практически не знаком американскому зрителю. «У меня достаточно комедийных амплуа, я практически всегда смеюсь, - объясняет Си. - В этом фильме Рон дал мне шанс сыграть крутого парня, так что мне очень повезло. Я всегда мечтал о чем-то подобном. На самом деле, это было не сложно - достаточно было стереть улыбку с лица!»

Сыграл непростую роль Бертрана Зобриста, главного злодея, замыслившего ужасный теракт. «Я играю довольно провокационную роль биоинженера, который слишком уж обеспокоен вопросами перенаселенности Земли, - рассказывает актер. - Он намерен создать смертоносный вирус и распространить его по всей планете во благо самой Земли».

«Нашу первую встречу Рон начал с непривычных слов, - вспоминает Фостер. - Он заявил, что не хочет, чтобы у выходящих из кинотеатра зрителей сложилось вполне определенное мнение, хороший мой герой или плохой. Ему было очень важно, чтобы на это вопрос каждый из зрительного зала ответил себе сам».

Актер заявляет, что роль Зобриста была очень интересной. Несмотря на радикальные методы, размышления персонажа довольно последовательны, а доводы убедительны, если так можно выразиться применительно к столь ужасному деянию, которое он задумал. «Наша беседа оказалась очень непростой, поскольку Рону и сценаристу Дэвиду Кеппу было очень важно, чтобы все статистические данные в точности соответствовали реальным, - вспоминает Фостер. - Мы оперировали реальными цифрами и фактами, чтобы ни один из аргументов не выглядел надуманным или притянутым за уши. Мы выращиваем скот, разбиваем фермы, вырубаем леса, культивируем землю - мы меняем экосистему под свои нужды. Если взглянуть на человечество под другим углом, восприятие ситуации может круто измениться, и становится по-настоящему страшно».

Звезда индийского кино Ирфан Кхан сыграл роль Гарри Симса, директора консорциума по управлению рисками. «Симс руководит компанией, которая изначально отстаивает интересы одного из ключевых клиентов - Зобриста, - рассказывает актер. - При этом Всемирная Организация Здравоохранения догадывается о том, что Зобрист стремится разработать вирус, способный сократить вдвое население Земли. Представители ВОЗ рассчитывают допросить его, чтобы подтвердить или опровергнуть свои опасения. Моя миссия состоит в том, чтобы коварный замысел Зобриста не реализовался».

Несмотря на то, что фильм снимался в различных красочных местах, Кхан утверждает, что лучше всего его персонаж раскрывается на локации, выстроенной в павильоне: офисе Симса на корабле консорциума. «Мне очень понравился кабинет, который рабочие выстроили для моего персонажа, - говорит он. - Он обставлен по последнему слову техники и невероятно крут. Он продуман до мелочей и отлично подходит моему герою. Директор консорциума выполняет секретную и опасную миссию, и это становится очевидным при одном взгляде на обстановку его кабинета».

Датская актриса Сидсе Бабетт Кнудсен сыграла роль доктора Элизабет Сински, руководителя Всемирной Организации Здравоохранения, которая делает все для того, чтобы остановить распространение смертоносного вируса. «Она идет по следу вируса и понимает, что у нее остается не так много времени, прежде чем зараза вырвется наружу и начнет косить ни в чем не повинных людей, - объясняет актриса. - Кроме того, какая-то часть прошлого связывает ее с Робертом Лэнгдоном».

Американскому кинозрителю Бабетт Кнудсен знакома по главной роли в датском телевизионном сериале «Правительство». Актриса говорит, что ее в этой роли привлекла некая таинственность ее героини: «Мне очень понравилось то, что Сински на протяжении некоторого времени предстает женщиной-загадкой. Зритель не догадывается о ее мотивах, но очевидно, что она преследует не одну цель, как и остальные персонажи картины. Играть такую неоднозначную личность всегда приятно и интересно».

На съемках ИНФЕРНО Бабетт Кнудсен впервые за всю свою карьеру попробовала сниматься сама в трюковых сценах. «Я сама снималась в подводной сцене в цистерне, - утверждает она. - Мне пришлось с головой уйти под воду, найти сумку и засунуть ее в контейнер. Это была довольно непростая процедура, поскольку под водой я ничего не видела. Но было весело - я понятия не имела, что могу задержать дыхание на такое продолжительное время».

Картина не дает четкого определения, кто из персонажей хороший, а кто - плохой, оставляя это решение на суд зрителей. «Этот фильм отличается от двух предыдущих тем, что наши герои участвуют в гонке на время, это делает картину невероятно динамичной, - говорит Си. - Кроме того, мне показался очень интересным вопрос о целесообразности нашего присутствия на планете. Мне даже интересно, на чью сторону встанут зрители».

О ЛОКАЦИЯХ

На заднем плане мистического триллера зрители увидят красивейшие исторические постройки. Более 70% сцен фильма снимались на реальных локациях в Венеции, Флоренции, Будапеште и Стамбуле.

Венеция

Съемки в городе начались со сцены на площади Святого Марка . Подсказки ведут Лэнгдона и Брукс в Дворец дожей .

Площадь Святого Марка (или Пьяцца Сан Марко) считается символическим сердцем Венеции и иногда называется гостиной Европы. С одной стороны площадь украшена собором Святого Марка, в центре возвышается кампанила, по периметру площади располагаются элегантные альковы со знаменитыми кофейнями. На набережной находится Дворец дожей, здание в венецианском готическом стиле. Как следует из названия, дворец является резиденцией венецианских дожей, верховной власти бывшей республики Венеция. С 1923 года здание было превращено в действующий музей.

Флоренция

Погоня по улицам Флоренции приводит Лэнгдона и Брукс в обширные сады Палаццо Питти , откуда они выбираются через потайную дверь в Садах Боболи. Тайный проход ведет в Коридор Вазари , который приводит героев в Галерею Уффици . Героям не удается схватить беглеца, и они встречаются с Сински и Бушаром во внутреннем дворике палаццо.

Палаццо Питти - огромный дворец, датируемый XV веком нашей эры. Строительство было начато флорентийским банкиром Лукой Питти, главным сторонником и близким другом Козимо Медичи. Впоследствии дворец стал официальной резиденцией семейства Медичи.

За палаццо раскинулись цветущие Сады Боболи . Изначально сады были заложены по указанию Элеоноры Толедской, супруги великого герцога Козимо I, и считаются ярчайшим примером садово-паркового искусства XVI века, вдохновлявшим многих европейских строителей. Сады представляют собой уникальный музей под открытым небом с античными статуями, скульптурами эпохи Ренессанса, гротами и большими фонтанами.

Запоминающейся флорентийской постройкой стал мост Понте-Веккьо (так называемый Старый Мост). Он уникален тем, что по его краям пристроено множество магазинчиков, работающих своеобразными балансерами. Над мостом в свое время был построен коридор Вазари, соединяющий Палаццо Питти с Галереей Уффици, одним из величайших архитектурных памятников в Европе. Первый мост на этом месте был построен еще во времена древнеримской эпохи. Он единственный в городе пережил все бомбежки во время Второй Мировой войны.

Следуя за найденными подсказками, Лэнгдон и Брукс оказываются в завораживающем Зале Пятисот в Палаццо Веккьо .

С 1299 года Палаццо Веккьо было правительственным зданием, в котором заседали приоры, и называлось Новый Дворец. В настоящее время большая часть Палаццо превращена в музей, хотя на фасаде по сей день можно увидеть символику местной власти. С 1872 года в этом здании располагалась мэрия Флоренции и место заседаний Городского Совета. Съемочная группа фильма ИНФЕРНО работала в Палаццо Веккьо на протяжении четырех дней, следя за расследованием Лэнгдона. В частности, было получено разрешение на съемку в Зале Пятисот, в Зале Маппамондо, где находится старинная карта мира, и во внутреннем дворике.

После этого Лэнгдон и Брукс следуют по пути, который оставил им Зобрист, во Флорентийский баптистерий , также известный как Баптистерий Сан-Джованни.

Баптистерий находится на Пьяцца дель Дуомо и является не только одной из самых старых построек в городе (строительство началось в 1059 году), но и одной из самых значимых религиозных зданий во всей Флоренции. Строение известно своими бронзовыми дверьми, содержащими 28 панелей с барельефами на религиозную тематику. Микеланджело Буонарроти называл эти двери «Вратами рая». В этом баптистерии крестились Данте и многие другие значимые фигуры эпохи Ренессанса, в также все флорентийские католики вплоть до конца XIX века.

Восьмиугольное здание выложено плиткой из белого и зеленого мрамора. Изнутри купол покрыт мозаичными изображениями ангельской иерархии, сценами из Бытия и прочими религиозными сценами. Центр мозаики украшает сцена Страшного суда.

Будапешт

Съемочная группа работала в Будапеште, там снимались некоторые натурные и павильонные сцены. Учитывая специфическую архитектуру, в стране нетрудно найти локации, которые можно выдать практически за любую европейскую страну.

Например, сцена, в которой Лэнгдон и Брукс обнаруживают исчезновение посмертной маски Данте в Палаццо Веккьо, на самом деле снималась в Этнографическом музее в Будапеште. Там же снималась сцена, в которой Лэнгдону и Брукс показывают видеоролик CCTV.

Будапештский музей считается одним из крупнейших и самых значимых музеев этнографии в Европе. Музейная коллекция включает в себя почти 200 тысяч экспонатов, среди которых художественные работы, древние свитки, записи национальной музыки, фотографии, одежда, аксессуары и драгоценности разных эпох. Музей посвящен культуре не только венгерского народа, но и других европейских и неевропейских народов от первобытного общества до наших дней.

Сцены, в которых Лэнгдон и Брукс пытаются сбежать от погони в средневековой часовне при соборе Святого Марка в Венеции, на самом деле снимались в подвалах знаменитого Музея Кишцелли в Будапеште.

Музей Кишцелли расположен в живописном уголке Обуды и представляет собой монастырь и церковь в стиле барокко. Некоторое время в стенах Кишцелли размещались казармы, а затем больница. В 1910 году замок, на территории которого находится музей, был выкуплен венским коллекционером и промышленником Максом Шмидтом, который превратил покупку в шикарный особняк. В завещании Шмидт передал этот замок жителям Обуды с одним только условием - чтобы он превратился в общественный музей и парк. Несмотря на жестокие бомбежки во время Второй Мировой войны, здание выстояло и сейчас является музеем и картинной галереей.

Ужасающие сцены, выуженные из воспаленного сознания Лэнгдона, снимались на колоритной улочке, примыкающей к Венгерскому Государственному оперному театру .

Венгерская Государственная опера была спроектирована и построена Миклошем Иблем, одним из ведущих венгерских архитекторов XIX века, и впервые открыла свои двери для публики в 1884 году.

Здание выстроено в стиле неоренессанса с некоторыми элементами барокко, орнаменты включают фрески и скульптуры с изображением знаменитых деятелей венгерского искусства. По своей красоте и акустическим свойствам будапештский оперный театр считается одним из лучших во всем мире.

Венгерский Национальный музей был выдан за Гарвардский Университет в сценах, когда Лэнгдон пытается восстановить свою память.

Венгерский Национальный музей является старейшим общественным музеем в Венгрии. Современное здание музея было выстроено в период с 1837 по 1847 годы и является ярчайшим представителем неоклассического архитектурного стиля. Музей посвящен истории и искусству Венгрии и является своеобразным символом национальной гордости венгров.

Стамбул

Небольшой части съемочной группы довелось поработать в полном тайн и загадок турецком городе Стамбуле. На протяжении одного уикенда снималась сцена, в которой Лэнгдон, Сински и Симс встречаются в Соборе Святой Софии .

Собор некогда был работающим патриаршим православным собором, затем - мечетью, а впоследствии был превращен в музей. Первый собор был построен на рыночной площади Августеон в 324 - 337 годах при византийском императоре Константине I, однако в 404 году сгорел во время народного восстания. Здание неоднократно восстанавливалось и вновь исчезало в огне пожарищ. В том виде, каким его можно видеть сейчас, собор был заложен по воле римского императора Юстиниана I в VI веке н.э. Это единственная постройка в мире, служившая трем религиям: язычеству, православию и исламу.

В основании постройки было заложено три гигантских резервуара. По утверждениям историков, цистерны были настолько большими, что могли вместить корабль. Эти резервуары были воссозданы художниками из съемочной группы ИНФЕРНО для кульминационной сцены картины в павильоне одной из студий Будапешта.

О ДИЗАЙНЕ

Несмотря на то, что многие флорентийские сцены снимались в самой Флоренции, некоторые снимались в Будапеште. Кинематографисты нередко прибегают к такой хитрости - снимают сцены в совершенно другом городе, иногда даже в другой стране, камуфлируя их под те, которые описаны в сценарии. Эта задача была возложена плечи художника-постановщика Питера Венама.

Венам начал свою работу с тщательного планирования перевоплощения одного города в другой. Были и очевидные моменты, такие как замена вывесок и автомобильных номеров с венгерских на итальянские, и некоторые, не настолько явные. «Нам было очень важно сменить уличное освещение, - говорит художник-постановщик. - Во Флоренции улицы освещаются фонарями, которые укреплены на стенах домов на металлических держателях, причем преобладают небольшие плафоны. Кроме того, мы закрепили на стенах ставни, которые так распространены во Флоренции. Такие мелочи были для нас очень важны».

Еще одной иллюзией Венама стало перевоплощение будапештского этнографического музея в интерьер Палаццо Веккьо, в котором хранилась посмертная маска Данте. Съемки на реальной локации были невозможны. Несмотря на это, Венам считает, что съемки в Будапеште пошли только на пользу фильму. «В Палаццо Веккьо настоящая маска хранится в деревянном футляре на фоне красного шелка», - рассказывает Венам.

В Италии руки кинематографистов были бы связаны по вполне объяснимым причинам. Будапештский музей, напротив, предоставлял практически полную свободу действий. «Само пространство музея было словно создано для нас - широкие коридоры, запутанные переходы из одного зала в другой», - вспоминает художник. Единственное, что не вписывалось в общую концепцию, - неоклассическая архитектура города. «В Будапеште вы можете найти практически любой архитектурный стиль за исключением одного - итальянского», - улыбается Венам. Чтобы завершить трансформацию будапештского музея в итальянский, художнику-постановщику и его команде пришлось сделать для всего здания своеобразный костюм. «Мы наложили на мрамор фигуры, заранее изготовленные из пенопласта, фольги и латекса, - рассказывает художник-постановщик. - Мы закрепили и раскрасили их, а после окончания съемок сняли и отмыли места крепления так, что и следа не осталось. Мы словно сделали для здания совершенно новый съемный фасад».

Будапешт успешно подменил и Венецию - во время съемок сцены в подземельях под собором Святого Марка. «Учитывая динамику сцены, мы должны были снимать либо в павильоне, либо в местах, не столь ценных, как сама Базилика, - объясняет он. - Сцену на балконе мы снимали в Венеции. Когда же герои оказываются внутри, работа съемочной группы переносилась в Будапешт. Специально для этого мы выстроили точную копию локации в павильоне. Кроме того, в Будапеште мы нашли музей, некоторые помещения которого отлично нам подошли. Нам нужны были пыльные комнаты, от которых бы буквально пахло древностью. Мы настелили новые полы, нанеся на них точно такой же рисунок, какой был в настоящих подземельях под собором Святого Марка. Затем мы установили ограды и выстроили алтарь, на котором разместили различные религиозные артефакты».

Команда Венама также создала подземные цистерны под Софийским собором. Для того чтобы можно было снимать, воды на съемочной площадке было больше, чем в реальных резервуарах. Кроме того, Венам оценил, что его декорации составляли всего 1 / 5 реального прототипа. Площадку обтянули синим хромакеем, впоследствии специалисты по визуальным эффектам достроили недостающие элементы декораций на компьютерах.

Помимо прочего, Венам участвовал в разработке дизайна Адской Улицы. Сцена описывает ад Данте таким, как его представляет Лэнгдон. «Мы создали очень необычную декорацию, - вспоминает художник-постановщик. - Мы оказываемся и не в Европе, и не в Америке. Мы хотели, чтобы локация была похожа на обычную улицу с обычными людьми, и заметить что-то странное можно, только если хорошенько приглядеться. Все машины черного цвета. Вывески выкрашены под цвет домов. Дорожные рабочие, копошащиеся посреди улицы, используют не ломы, а пики, как на карте ада Боттичелли. Едва уловимые моменты мы вписали в привычный, как может показаться, ландшафт, который становится все более странным по мере того, как сознание Лэнгдона погружается в галлюцинацию».

  • Смертельный вирус Зобриста под названием « » был «разработан» реквизиторами. Он состоял на 40% из воды, на 30% из растительного масла и на 30% из кетчупа.
  • Рон Ховард заручился помощью философа и футуриста Джейсона Силвера, чтобы создать реалистичный видеоролик, который Зобрист выложил на портал YouTube. В нем террорист объясняет, почему проблема перенаселения может привести к вымиранию всего человечества.
  • Реквизиторы изготовили в общей сложности 15 посмертных масок Данте, чтобы не оказаться с пустыми руками в непредвиденном случае.
  • Во время работы во Флоренции съемочная группа внесла пожертвование в копилку Палаццо Веккьо на восстановление зала с маской Данте.
  • В одной из сцен Вайента падает с потолка Зала Пятисот. Чтобы защитить старинный пол, команда по разработке спецэффектов подготовила фальшивый бассейн с кровью, сделанной из красного силикона.
  • Мэр Флоренции Дарио Нарделла сыграл эпизодическую роль одного из чиновников.
  • Костюмы и обувь для Лэнгдона и Брукс были пошиты итальянским дизайнером Сальваторе Феррагамо.
  • Будучи во Флоренции, Рон Ховард был удостоен чести получить от мэра Ключи от Города. В древние времена эта традиция была распространена в европейских городах и выражала доверие и уважение тем путникам, которые стремились войти в город с миром. Сегодня традиция сохранилась, но носит чисто формальный характер.
  • В одной из сцен за Лэгдоном и Брукс наблюдает беспилотный дрон, парящий над Садами Боболи. Съемочной группе пришлось запускать сразу два квадрокоптера - один находился в кадре, а другой снимал сцену.
  • Ана Улару, сыгравшая роль Вайенты, никогда прежде не каталась на мотоцикле… Актрисе настолько понравилось, что она планирует получить права и приобрести собственный байк.
  • Для съемки сцен видений Лэнгдона команда по разработке спецэффектов закупила 9000 литров фальшивой крови на основе сахара.

Кампанила - отдельно стоящая колокольная башня

    Оценил книгу

    Итак, Дэн-не-к-ночи-будь-помянут-Браун возвращается с новой, четвертой по счёту серией бондианы приключений профессора Лэнгдона. Ну а что, не одним же накачанным самцам мир спасать, нужен нам и интеллектуальный герой. Только вот лекала-то всё те же, и на выходе получается опять такая же оторванная от реальности, упорно игнорирующая реалии своих же прошлых частей сериальщина. Меня, честно говоря, уже немного напрягает тот факт, что в каждой новой книге Браун полностью игнорирует события предыдущей. Забегая вперёд, реальность Лэнгдона после событий этой части меняется ну очень сильно, любопытно, как же Браун на это отреагирует. Ибо реагировать-то всяко придётся, сериальный формат обязывает.

    Серийность, на самом деле, ещё не беда. Вот после "Утраченного символа" мой кредит доверия автору был, как бы это помягче сказать, утрачен. Ибо такого чудовищно иллогичного бреда, да ещё и с унылым скомканным финалом, я ну никак не ожидал от писателя, который хоть и не хватает звёзд с неба, но как нельзя лучше умеет сделать эпический вау-финал. Но тут Дэн исправился, осознал и загладил. Видимо, начитавшись гневных рецензий, он и сам понял, что клепает все части по одной и той же схеме. И придумал грандиозный аттракцион в стиле обмани читателя. Начинается всё в полном соответствии с каноном: Лэнгдон спасает мир/убегает от полиции/крутит роман с очередной суперинтеллектуальной тян, у которой коварные негодяи убили близкого человека. Роберт, отметим мимоходом, внезапно воспринимается сильно моложе себя же из прошлой книги, старина Хэнкс такого плейбоя из университетского кампуса уже не потянет. Ну вот, значит, всё идёт по плану, на заднем плане коварный гений Зобрист, вознамерившийся решить проблему перенаселённости раз и навсегда, расставляет подсказки для желающих сорвать его планы, неведомая мегакорпорация посылает толпы оперативников и манипулирует правительствами, не озаботившись узнать, зачем это вообще нужно, человеки гибнут, нити гей-заговора опутывают планету, жизнь бьёт ключом. Бредовость происходящего такова, что хочется забиться в угол и тихо плакать. Но вот примерно к последней трети романа Дэн ВНЕЗАПНО делает финт ушами, и всё оказывается вполне себе логично и мило: оперативники государственные и патентованные, гей-заговор растворяется в лучах рассвета, гений Зобрист оказывается не идиотом, а просто троллем, который заставил Лэнгдона и прочих высуня язык бегать по всей Европе просто потому, что мог, без всякого ущерба для своих планов. Даже знакомый нам всем шаблон с подругой героя и предательством начинает играть новыми красками. Ударная доза приторной сентиментальности в самом финале немного всё портит, но это же формат.

    Кстати, о формате. При всей своей искусствоведческой антуражности роман стал ещё более поверхностен. Невежество Брауна в науке в глаза не просто бросается, но прямо так напрыгивает тигром, составленный вроде как гением квест спокойно проходится за два часа с гуглом и чашкой кофе у компа. Метания по городам сослужили недобрую службу - впечатления рассеиваются и истираются. Я понимаю, что автору нужно попиарить побольше достопримечательностей, за это ему тоже идёт процент. Но не так же топорно. Ещё позабавил грамотный и рассчитанный product placement айфонов и модных брэндов одежды. Браун вообще хорошо представляет себе свою целевую аудиторию: сравнительно молодых и образованных людей, состоятельных, готовых тратиться на дорогие аксессуары и путешествия, но неготовых или физически не успевающих читать качественную глубокую литературу. Им-то автор и предлагает свой поверхностный сериализированный суррогат с коротенькими главками, голливудским сюжетом и зрелищностью. Сделано это всё очень достойно, но слишком уж очевидно ради денег. Да и Зобрист не такой уж гений, каким кажется - пустить побоку весь естественный отбор, устроив его случайным образом, это ж надо! Если уж отбросить сантименты, то нужно было проектировать как раз вирус, поражающий избирательно представителей этносов, сильнее прочих поражённых воинствующими религиями, страдающих низким уровнем интеллекта и прочее и прочее. Теория золотого миллиарда как она есть.

    "Наш выбор!" Это вот на спинке официального русского издания сообщает нам телеканал ТВ3. Не рептилоиды с Нибиру, конечно, но хоть что-нибудь.

    "Дэн Браун - это современный Жюль Верн или Конан Дойл", Олег Рой, русский писатель букв руками. Уважаемый Олег, пожалуйста, пойдите убейте себя об стену.

    Засим откланиваюсь, по-моему, всё нужное уже сказано.

    Оценил книгу

    "Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут и я бегу"
    Слова из песни

    Вот профессор Роберт Лэнгдон, дэнди, в твидовый пиджак одетый,
    Он не ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится,

    А вот Сиена Брукс, девица, семи пядей во лбу,
    И мастерица влезать в переделки в Риме, столице.
    Ещё она не отстаёт от профессора Лэнгдона, дэнди, в твидовый пиджак одетого,

    А, напротив, сильно стремится понять и внедриться
    В книгу, которую написал Данте.

    А вот женщина с серебряными волосами.
    Чего она хочет - спросите у нее сами,



    Который не ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится,
    А, напротив, сильно стремится понять и внедриться,
    В книгу, которую написал Данте.

    А вот статуя Давида без штанов, которая хмурится и злится,



    Которая повязана с Сиеной Брукс, девицей, семи пядей во лбу,
    И мастерицей влезать в переделки в Риме, столице,
    Которая не отстает от профессора Лэнгдона, в твидового пиджак одетого,
    Который не ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится,
    А, напротив, сильно стремится понять и внедриться
    В книгу, которую написал Данте.

    А вот Инферно, страшное и злющеее,
    Которого все боятся, (а что же оно такое - опять читайте сами),
    Которое на статую Давида косится, которая хмурится и злится,
    Что на книге страницах на нее пялятся разные лица,
    И ей плевать на женщину с серебряными волосами,
    А чего она хочет - спросите ее сами,
    Которая повязана с Сиеной Брукс, девицей, семи пядей во лбу,
    И мастерицей влезать в переделки в Риме, столице,
    Которая не отстает от профессора Лэнгдона, в твидовый пиджак одетого,
    Который не ворует пшеницу,которая в темном чулане хранится,
    А, напротив, сильно стремится понять и внедриться
    В книгу, которую написал Данте.

    А вот веселая птица-синица,
    Которая на крышу палаццо садится и думает:
    "Блин, где ты взялся Дэн Браун? Ну какого ты не перенес действие книги в какую-то китайскую провинцию,
    Ведь от беготни твоих героев у меня перед глазами все мельтешит..."

    Если серьезно, роман не очень понравился. Слишком много описаний, беготни и мелькания. Но если учесть, что после "Кода да Винчи" появилось множество литературно-артефактной чепухи, то на фоне этих "произведений" "Инферно" смотрится очень даже ничего.

    Оценил книгу

    Роберт Лэнгдон 04

    И снова здравствуй, мистер Браун. Давненько не виделись.

    За те 4 года, пока Роберт Лэнгдон сидел тихонько в своем университете, учил детишек уму-разуму, истории культуры и символизму, мистер Браун поскучнел. Или я подросла. Не знаю, что ближе к истине, то "Инферно" показалось гораздо более вымученным, чем предыдущие три книги вместе взятые. Но вполне удобоваримым для переключения мозгов на ненапряжное и местами даже познавательное чтиво.

    Как водится, мир в очередной раз в опасности. И спасать его будет не Бэтмен, не Супермен, не Человек-Паук, и даже не Россомаха (а жаль:)), а интеллигентный очкарик с лицом Тома Хэнкса (привет и поклон Голливуду) с очередной смазливой подружкой, которой суждено кануть в Лету до выхода следующего тома с похождениями профессора, как это произошло с ее тремя предшественницами.

    Мир на пороге перенаселения. Лишний миллиард-другой людей на планете - и вода, воздух, полезные ископаемые и природные ресурсы станут на вес золота. Проблему не помогает решить популяция контрацепции (а здесь привет католической церкви и Папе Римскому лично). И - пам-па-ра-рам - на сцене появляется безумно талантливый и немного сумасшедший (в лучших традициях жанра) генетик, который разрабатывает генетический вирус, способный решить эту проблему. Понятное дело, узкий круг посвященных в панике, и человечество нуждается в спасителе. Но мускулистый красавчик здесь не поможет, потому что поведенный на "Божественной комедии" Данте злой гений спрятал творение свою бомбу замедленного действия так, что найти ее под силу только высоколобому специалисту по Средневековью.

    Несмотря на откровенно высосанный из пальца, а местами и наповал сражающий своей неправдоподобностью сюжет, читать большей частью занимательно. Браун приводит массу интересных фактов, которые в путеводителях и справочниках вгоняют в тоску, а вот в качестве элементов квеста на ура проглатываются читателем. Лэнгдон сыпет фактами направо и налево, а его новая помощница с энциклопедической памятью временами тоже блещет познаниями. Баланс между развлекаловкой (пиф-паф-ой-ой-ой, догони-меня-спецназ и пр.) и небольшим экскурсом сначала в творчество Данте, а потом и в историю архитектуры Италии и Турции выдержан вполне достойно, за что автору респект и уважуха.

    В целом - неплохой образчик в своем жанре, заслуживающий пары потраченных вечеров, если мозг нуждается в апгрейде. Подходить к Брауну лучше без завышенных ожиданий - лучшим что он написал (и лучше уже, наверное, и не напишет) были, есть и будут первые две книги - "Ангелы и демоны" и "Код да Винчи", по сути положившие начало шествию по планете голливудско-интеллектуального триллера. Хаять Брауна я не буду (хоть это и является признаком "хорошего литературного вкуса" (с), но и возносить тоже, ибо не за что. Крепкий середнячок в своей нише, без которых было бы скучно, ведь гениев так мало, а откровенных графоманов - так много.

После весьма прибыльных, но не столь объективно успешных проектов "Код Да Винчи" и "Ангелы и Демоны" выходит в свет третья адаптация книг Дэна Брауна (Dan Brown) с теми же самыми лицами "у руля": режиссёром Роном Ховардом (Ron Howard) и весьма постаревшим Томом Хэнксом (Tom Hanks) в главной роли. Тем самым можно отметить очередную попытку нажиться на достаточно слабом исходном материале книг, фильмы по которым снискали почему-то неслыханную популярность у нас в России. Зритель уже мог много раз наблюдать примерно один и тот же сюжет спасения мира от био-угрозы, поэтому замена Джеймса Бонда на профессора истории спасает положение не сильно. На сей раз нас ожидает достаточно динамичный "горячий" триллер под не менее пафосным и символичным названием "Инферно". Уже традиционно Том Хэнкс играет роль профессора истории искусств и криптолога Роберта Лэнгдона (Robert Langdon) . Снова ему предстоит путешествовать по всей Европе в компании молоденькой помощницы (в исполнении Фелисити Джонс (Felicity Jones) ) и решать различные головоломки с целью найти смертельный вирус. На сей раз в качестве основного "оружия" профессора будут подсказки из поэм Данте и прочие произведения искусства.

Пока обзор фильма Инферно начался, рассмотрим основные моменты. Несмотря на то, что многие повороты сюжета уже весьма предсказуемы и не смогут удивить, преподнесены и выполнены они в талантливой манере, чтобы получить-таки свою порцию удовлетворения во время просмотра фильма. Очень помогает в таком нелёгком деле поддержка хороших второстепенных ролей, среди которых: Сидсе Бабетт Кнудсен (Sidse Babett Knudsen), Бэн Фостер (Ben Foster), Ирфан Хан (Irrfan Khan), и Омар Си (Omar Sy). В догонку "Иферно" приправлено бьющим в цель визуальным рядом в сказочной и слегка мечтательной манере и на выходе вновь получается очень хорошее кино, которое с некоторыми огороворками можно было бы считать лучшим в серии, если бы оно не повторяло столь заезженные приёмы прошлых частей.

Пролог фильма очень бодро вводит нас в курс дела при помощи контрастного монтажа, когда мы видим довольно скучную конференцию, которая сменяется погоней за миллиардером-биологом Бертраном Зобристом (Bertrand Zobrist) по улицам Флоренции. Сначала он осуждает проблему мировой перенаселённости (его можно понять!), а потом за ним гонятся спецслужбы в вечерние или утренние часы - это трудно понять... Конкретное время размыто по задумке режиссёра, ведь главное тут магический тёплый эффект освещения, падающего на старинные каменистые постройки и уютные улочки Италии, - прекрасная работа оператора Сальвадора Тотино (Salvatore Totino) , которая будет "вытаскивать" фильм ещё не раз, наполняя его ощущением волшебной, изящной красоты. Напряжённая погоня заканчивается тем, что Зобрист выбрасывается с крыши колокольни, предпочитая не сдаваться в руки Брюдеру (в исполнении Омара Си (Omar Sy)), агенту какой-то там неопределённой спецслужбы.

И тут конечно же невероятное совпадение, что оказывается гарвардский профессор Роберт Лэнгдон также в этот момент находится во Флоренции, правда понятия не имеет как там оказался. Он просыпается с травмой головы в больнице под присмотром миловидной девушки-врача Сиены Брукс (Sienna Brooks) . Она объясняет, как Роберт попал в больницу несколько дней назад и что у него временная амнезия/потеря памяти из-за травмы головы, но беседа прерывается когда внезапно появляется очередной агент в лице женщины по имени Вайента (в исполнении Аны Улару (Ana Ularu)) и открывает огонь по Лэнгдону. Вот такой резкий поворот в фильме, забегая вперёд можно сказать, что таких "всплесков" будет много и заснуть он точно не даст.

Сиена помогает сбежать и пока они направляются в квартиру девушки, Лэнгдона буквально накрывают ужасные видения изуродованных, подвергающихся пыткам людей, загадочной женщины с лицом закрытым вуалью и крепко-сложенного странного человека. А ещё интересная отсылка к наследию фильма "Сияние" представлена в виде крови, хлещущей литрами из разбивающихся окон, - достаточно мощный и красивый визуальный эффект, стоит отметить. Конечно же со временем все эти тайны будут разгаданы и смысл раскрыт зрителю в полной мере.

Перефразируя Данте (в фильме это делают на каждом шагу) на наш манер можно сказать, что Лэнгдон просто следует простой и старой как мир поговорке: "Кто ищет - тот найдёт!". Недолго думая, резкое и насыщенное начало фильма перетекает в такое же сумасшедшее приключение. Используя любой доступный транспорт: самолёты, поезда и автомобили, наши герои (которые теперь работают в паре) узнают, что Зобрист был фанатичным защитником природы, и планировал выпустить смертельный вирус в течении 24 часов, который смог бы убить всё население планеты Земля за бездумное потребление ресурсов родного "голубого шарика". Зобрист оставил многочисленные подсказки для мистических последователей, они в свою очередь приводят профессора с его новой подругой к поискам в самых различных частях света: начиная от репродукции картины Ботичелли "Карта Ада", заканчивая путешествием по Венеции и Станбулу, - список локаций, мест и арт-объектов в фильме огромен.

В кинокартине "Инферно" удаётся талантливо обыграть сразу два момента. Во-первых, создание потрясающего протагониста-злодея с громким именем Зобрист - этот интересный сам по себе человек преследовал весьма прозрачную и понятную зрителю цель создать смертельный вирус и тем самым наказать человечество за все "грехи". Гениальность этого персонажа ещё и в том, что злодеем в конечном счёте выступает не сам Зобрист (ведь он умирает в самом начале), а беспощадное время, которое играет против героев и вынуждает максимально ускорить события, держа в напряжении до самого конца. Во-вторых, сценарий довольно грамотно и неожиданно лишает главного героя профессора Роберта Лэнгдона его главного "оружия" в этой битве - его мозга. Страдая от травмы головы и кошмарных галюцинаций в стиле Иеронима Босха, досаждающий образ "всезнайки" из первых двух фильмов испаряется, уступая место непривычно ранимому и по-сути зависимому от своей напарницы Сиенны Брукс человеку, нуждающемуся в помощи. Девушка подходит в напарницы безупречно, будучи одарённая с рождения, она находит наслаждение в этом безумном марафоне и одержимостью Данте. Последнее хобби Сиенны позволяет ей даже местами предвосхитить трудности решения головоломок по ходу фильма, в особенности во время поисков подсказок в Венеции, но на самом деле её отличитильные способности и вовсе дают повод засомневаться, не смогла ли она всё это сделать быстрее самостоятельно, без помощи профессора?

Помимо всей это заморочки с поисками и загадками, блуждая в потёмках непостоянного очарования Тома Хэнкса в попытке оживить своего угрюмого персонажа профессора, сюжет преподносит отдельные интригующие элементы в форме супер-влиятельной теневой частной фирмы под названием "Консорциум" , а также Всемирной Оздоровительной Организации наполовину состоящей из отряда быстрого реагирования под контролем Элизабет Сински (Elizabeth Sinskey) , которая оказывается бывшим любовным интересом Лэнгдона. В этой выдуманной реальности данная организация наделена неслабыми полномочиями, используя грубую военную силу чтобы "проникать за запертые двери", держа на подхвате частные самолёты... В общем, сплошная фантастика и в реализм подобного верится с большим трудом даже в рамках глобальной угрозы.

Как только прогулки по музеям начинают утомлять, режиссёр своевременно разбавляет действие появлением интересных личностей, которые способны немного встярхнуть образовавшийся застой. Одному из таких сюрпризов кино обязано персонажу Гарри Симсу (в исполнении Ирфан Хана (Irrfan Khan)), который является загодным главарём вышеупомянутой организации "Консорсиум". Всё что он делает по ходу фильма - это пытается "вставлять всем палки в колёса" и путать планы, притом делает он это чертовски хорошо, буквально спасая вторую половину фильма от унылости.
Омару Си и Сидсе Бабетт Кнудсен досталось гораздо меньше экранного времени, но и в рамках их ролей можно наблюдать успешную попытку вдохнуть жизнь и очарование в своих "бумажных прототипов", вызывая однозначный и неподдельный интерес. Сюжет "Инферно" по большей части определяется закрученными хитросплетениями оригинальной истории из книги Дэна Брауна, с соответствующими медленно-текущими интригами и развязками, вводя зрителя в заблуждение, что любой участник этой драмы может быть потенциальным предателем, шпионом или последователем Зобриста. В конце концов, посыл сказочки буквально гласит: не доверять никому моложе 35, особенно подросткам, которые хорошо обращаются с техникой и прочими технически сложными гаджетами.

В остальном, за исключением добавления новенькой миловидной докторши-напарницы Лэнгдона, фильм пребывает в жёстких канонах предыдущих частей и не планирует хвастаться новыми искромётными идеями. На протяжении всего сеанса "Инферно" можно наблюдать примерно следующее: профессор Лэнгдон гоняется на время по туристическим уголкам Италии попутно уничтожая произведения искусства так или иначе связанные с Данте в попытке отыскать подсказки для решения основной головоломки. За ним по пятам неутомимо гонятся наёмные убийцы, каким-то образом также разгадывая те же самые наводки, а также сотрудники интернациональных агенств проявляют во всей это заварушке недвусмысленный интерес. Примерно вокруг этих событий и крутится весь кинофильм от начала до конца. Снято всё невероятно живописно, пафосно и просто на современный манер красиво, у зрителя появляется шанс вместе с главными героями рассказа пробежаться по Флоренции из Садов Боболи до галлереи Уфицци. Более того, фильм так яростно пытается уничтожить "в порыве страсти" всемирно известные произведения искусства, что порой кажется, что в следующем кадре появится скульптура Давида работы Микелланджело с табличкой "Ударьте меня".

"Инферно" можно охарактеризровать как большой бургер, в начинке которого присутствуют теории конспирации, путеводитель по культурным ценностям и путаница с историей. Однако стоит добавить в блюдо всеми любимого Тома Хэнкса в главной роли, привлекательную и манящую как ломтик плавленного сыра молоденькую ассистентку, и сдобрить сверху специальным музыкальным "соусом" от "шеф-повара" Ханса Циммера (Hans Zimmer ) - и получим долгожданный хит-блокбастер, который работает должным/ожидаемым образом. И этот бургер все без исключения хотят попробовать. Этот феномен как слегка эволюционировавший экземпляр фаст-фуда, более культурно питательный чем любой другой "экшн"-фильм, но всё ещё высококалорийный и традиционно вкусный до безумия, если продолжать проводить аналогии с едой.

Финальные мысли, подводящие обзор фильма Инферно к логическому концу: если внимательно проанализировать оригинальную книгу Дэна Брауна и получившийся сюжет фильма, то можно обнаружить существенные расхождения. Чтобы не раскрывать подробности, можно сказать так: те, кто по книге обнаруживаются в конце "плохими парнями", в киноадаптации это будут совсем другие люди, а не те, кого ожидаешь увидеть. Вдобавок, концовка книги странным образом мрачная, предполагая некое презрение к человечеству автора на манер Зобриста. Подобные существенные отличия фильма/книги сами по себе любопытны и непривычны. Возможно это намёк на то, что создатели кино не очень-то заботились о чувствах реальных читателей книги и решили проигнорировать их возможное беззвучное мнение. В конце концов это не какая-то там бессмертная классика, а просто Дэн Браун. На самом деле есть предположение, что подобный контраст был и вовсе задуман в качестве шутливой намеренной подколки читателей, попытка "вырвать ковёр из под ног" внезапно и шокирующе, чтобы создать свежее ощущение напряжённого ожидания. Как бы там ни было - основной материал книги передан элегантно в ощущении течения ритма, с поправками на монтаж и более визуально-направленный стиль пересказа.

К сожалению, большинство открытий и сюжетных завитков легко предугадать даже не сталкиваясь с книгой Брауна, а глобальный и самый важный вопрос в фильме об этике человеческого будущего в свете перенаселённости (реально интересный философский вопрос) - затмевается простым позёрством "плохих парней". Для кино, в котором вроде как большинство героев и персонажей подразумеваются интеллектуально умными и сообразительными сюжет мог бы быть чуть более доработанным и внимательным к деталям. Теперь обзор фильма Инферно подходит к финалу и можно вынести окончательный вердикт: экранизация получилась вполне достойной (по крайней мере точно достойной быть частью трилогии), собранной и сбалансированной, с великолепной тематичной озвучкой и в некотором смысле универсальной, расчитанной на широкую зрительскую аудиторию с различными жанровыми предпочтениями и даже возрастными категориями. Для более молодых в кинофильме припрятан экшн и драйв, старшему поколению однозначно будут интересны исторические культурные отсылки и просто первоклассная синематография в самых популярных туристических городах Европы. Поэтому с небольшой натяжкой "Инферно" можно считать хорошим семейным времяпрепровождением, разве что детям тут делат нечего, и не из-за наличия "взрослого" содержания (ничего такого там нет), а именно из-за некоторой сложности подачи материала, которую точно не оценит маленькая аудитория и сочтёт неимоверно скучной.

Получился ли фильм в итоге и стоит ли его смотреть? Однозначное "ДА"! Ибо в кино есть все составляющие успеха и они не просто собраны вместе в хаотичном порядке, а именно гармонично и правильно сложены в целостный пазл со всеми атрибутами для приятного просмотра. Кино может разве что не понравится поклонникам книги, по которой он снят, из-за некоторых намеренных расхождений. Поэтому, как всегда будет не лишним отбросить всякое предвзятое мнение перед просмотром и наслаждаться действительно хорошим (что редко) кинофильмом, в котором можно найти всего понеможку с непременно качественной реализацией каждой отдельной крупицы. И в самом конце хочется сказать, что лучше и ярче всего фильмом смогут насладиться люди, малознакомые с прошлыми частями теперь уже трилогии. А всё потому, что имено они не испытают во время просмотра ощущения "дежа вю" прошлых экранизаций, ведь от этой проблемы создателям избавиться не удалось и не очень понятно, возможно ли это в принципе...?

Трейлер фильма Инферно:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры