Арийцы или арии: лженаучный термин или один из древнейших народов. Кто такие арийцы

Главная / Любовь

Термин «арийская раса» происходит от слова «арии», что в переводе с древнеперсидского означает «достойный, уважаемый, благородный». Этот лженаучный термин был выдвинут в 19-м веке авторами, создавшими расовые теории. Впоследствии он нашел широкое применение у немецких национал-социалистов.

Изначально под арийской нацией подразумевался один из подтипов европеоидной расы, который более известен под названием «нордическая раса». Впервые этот термин применил Жозеф Гобино в 1855-м году. В свое книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» он описал подтип как представителей белой расы, светловолосых и голубоглазых. В этой же книге он утверждал, что именно «нордическая раса» является высшей ступенью развития человечества.

Внешние признаки «арийской расы»

Представители нордической, а впоследствии арийской расы должны были отвечать определенным физическим параметрам, то есть обладать строго определенным фенотипом.

Расовый стандарт внешности «истинных арийцев», популяризированный национал-социалистами, был взят от населения северных областей Германии.

Согласно идеологии нацизма, все арийцы высокие, стройные и их рост составляет в среднем от 1,75 до 1,90 м. Поясница находится примерно на высоте 52-53% их общей высоты тела. Мужчины обладают узкими бедрами и широкими плечами. В верхней точке коленной чашечки у них имеется небольшое утолщение. В женской арийской фигуре также преобладают длиннотные параметры. У женщины-арийки должны быть узкие шея, руки, ноги и бедра, а сама она должна быть стройной и худой. И у мужчин, и у женщин размах рук должен составлять 94-97% длины тела.

Что касательно черепа, то у истинных представителей арийской расы он должен быть удлиненным и с выпуклым затылком. Лицо у арийцев узкое, с небольшим лбом, тонким носом, чуть угловатым подбородком и немного изогнутыми бровями. В районе висков оно еще более сужается. Скулы арийцев расположены практически вертикально.

Кожа должна быть тонкой и светлой. Ее розоватый оттенок обусловлен просвечивающей кровью. На тех участках, где проступают вены, кожа имеет чуть голубоватый оттенок. Считается, что коже арийцев не вредит солнечное облучение. Все представители арийской расы обладают густыми волосами светлого цвета, оттенок которых варьируется от абсолютно белых до золотистых. Мужчины обладают пышной бородой.

Общее физическое состояние истинных арийцев оценивается как отличное.

При формировании облика школы существует множество параметров, которые должны учитываться в обязательном порядке, и одним из них является непосредственно ее внешний вид. Разумеется, невозможно учесть все детали, однако есть ряд пунктов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

Инструкция

Пришкольная территория должна быть огорожена. Ограда может носить символический характер, но должна иметь вид. Необходимо наличие нормальной спортивной площадки, пригодной как для проведения уроков физкультуры на открытом воздухе, так и для проведения досуга. В случае же, если это невозможно, рекомендуется устроить отдельно парк и спортплощадку. Пришкольная территория должна содержать большое количество зеленых насаждений – это благоприятно скажется на внешнем облике школы и в целом будет способствовать улучшению экологической обстановки на ее территории. Естественно, данная территория должна находиться в идеальном порядке и периодически убираться.

Внутреннее убранство школы должно быть выполнено в единой цветовой гамме и содержать цвета теплого оттенка. Для классов школы рекомендуется окраска стен в те же теплые цвета, а для старших и средних классов – холодные, к примеру, серо-голубые тона. Это обусловлено тем, что на старшие и средние классы приходится переходный возраст подростков, и необходимо использовать цвета, которые в наименьшей мере способствуют повышению эмоциональной активности. Наилучшим вариантом для пола, несмотря на избитость, является линолеум – он менее травмоопасен нежели досчатый пол, проще чистится и заменяется в случае повреждения.

Энциклопедия заблуждений. Третий рейх Лихачева Лариса Борисовна

Арийская внешность. Можно ли назвать нацистских бонз «белокурыми бестиями»?

В самом сердце доминирующих рас мы не можем не заметить эту хищную птицу, белокурую бестию, жаждущую добычи и победы… Глубинное, ледяное недоверие, которое даже сегодня встречает германца, если он приходит к власти, является эхом той неистребимой ненависти, с которой остальная Европа веками смотрела на ярость белокурых германских бестий.

Фридрих Ницше

Всем хорошо известен эталон внешности «истинного арийца», существовавший в Третьем рейхе. В 1936 году специалисты по евгенике даже составили словесный портрет представителя «высшей нордической расы»: «Такой стройный и длинноногий человек обладает высоким ростом. С первого же взгляда он кажется гибким. У него узкие бедра и широкие плечи. Голова у нордического человека узкая, череп удлиненный, лоб высокий. Особенно характерен для этого лица сильно выдающийся вперед нос. Так называемый орлиный нос относится к нордическим формам. Благодаря его узким крыльям лицо приобретает особое выражение благородства; губы узкие, слегка припухлые, умеренно изогнутые. Нордический человек светловолосый, у него тонкие пушистые волосы. Глаза голубые, иногда серо-голубые или серые».

Логично было бы предположить, что нацистские руководители, прославлявшие с трибун образ красивого и атлетически сложенного «истинного арийца», сами обладали подобной - идеальной или близкой к этому - внешностью. На самом же деле ситуация с «экстерьером» высших чинов Рейха обстояла практически с точностью до наоборот.

По иронии судьбы, едва ли не меньше всех бонз образу «истинного арийца» соответствовал «фюрер всея Германии» Ааольф Гитлер. Естественно, в самом Рейхе его внешность вообще не комментировали и уж тем более не пытались сопоставить с идеалом. Зато иностранные журналисты, имевшие счастье лицезреть немецкого вождя, с оценками не церемонились. Советские историки Д. Мельников и Л. Черная в книге «Преступник № 1» приводят несколько таких словесных портретов. Например, английский журналист Дьюл гак описывает внешний вид фюрера: «Гитлер выглядит, как миллионы различных «маленьких людей», живущих в этом мире и находящихся в плохой физической форме… Его ноги слишком коротки для торса, слегка искривлены. По определению Раушнинга, ноги и руки у него непропорциональные… У него обвисшие плечи, впалая грудь, намечающееся брюшко. Его темные тонкие волосы, когда на них падает свет, имеют рыжеватый оттенок… Он всегда страдал от сильной перхоти, следы которой постоянно заметны на его воротнике и плечах… Кожа на лице Гитлера грубая, шероховатая, лоснящаяся и усеянная прыщами. Нос у Гитлера крупный и мясистый, уши торчком. Зубы плохие, вероятно, главным образом оттого, что он за ними не следил… в уголках рта собирается слюна, что делает его дикцию неясной…» Американский публицист Никербокер дополняет этот и без того не слишком лицеприятный портрет еще и утверждением о том, что Гитлер кажется глуповатым: «Он похож на собственную карикатуру. Временами создается впечатление, что он всегда ходит с открытым ртом и с отвисшей челюстью». Не отличался фюрер и столь почитаемой им «прусской» солдатской выправкой. Вот что пишет по этому поводу историк Перси Шрамм: «Руки у Гитлера висели, как плети. В кругу друзей он засовывал их в карманы. Ноги у него были слабые. Он наступал с пятки на носок и, согнув колени, делал довольно быстрые шажки. Любой пиджак висел на нем, как мешок, брюки и пальто казались бесформенными, шляпу он нахлобучивал на самый лоб…» Даже в партийной форме Гитлер, по словам Шрамма, «не имел импозантного вида: на коленях образовывались «пузыри», высокие сапоги не облегали ногу. Френч он носил без ремня».

Пародию на «истинного арийца» являл собой и один из ближайших соратников немецкого вождя - министр пропаганды Йозеф Геббельс. Он был щуплым и низкорослым, по словам некоторых современников, даже карликом. Кроме того, идеолог фашизма хромал. Многие утверждали, что он родился с изуродованной ступней. На самом деле это не так. В семилетнем возрасте Геббельс перенес остеомиелит - воспаление костного мозга. В результате неудачной операции на левом бедре его нога усохла и стала короче правой. В связи с этим в годы Первой мировой войны будущий министр пропаганды был признан непригодным к армейской службе. Он остро и болезненно переживал свой физический изъян. Товарищи же за глаза потешались над ним, называя «маленьким мышиным доктором».

Кроме того, не отмеченный гренадерской статью Геббельс не мог похвастаться наличием и другой непременной отличительной черты «белокурой бестии»: он не был белокурым. Наоборот, черные волосы в сочетании с карими глазами навыкате и сильно выдающимся, с горбинкой, носом делали рейхсминистра подозрительно похожим на представителя «недочеловеческой» еврейской расы.

Примерно такое же впечатление производил и заместитель Гитлера по партии Рудольф Гесс. Единственное, чем он был похож на «истинного арийца», - так это ростом. Однако наличие весьма ценимой в Германии военной выправки делало его не столько высоким, сколько долговязым. Дополняли этот «истинно неарийский» образ Гесса маленькие, черные, близко посаженные глаза, сросшиеся над переносицей густые черные брови и такого же цвета волосы, на затылке - плешь.

Несмотря на то что настоящий германский воин должен быть стройным и мускулистым, один из главных военных чиновников - командующий люфтваффе (воздушные силы Германии) Герман Геринг - страдал ожирением. Этот недуг рейхсмаршал «заработал» еще в годы юности. Во время Мюнхенского путча он получил две пули в низ живота. Залечивая раны, Геринг пристрастился к морфию, что вместе с вынужденным постельным режимом и привело к образованию лишних килограммов. Любопытно, что будущий глава нацистской авиации своего недостатка явно не стеснялся: он предпочитал носить вычурные белые мундиры с позолоченными пуговицами, аксельбантами и прочими «украшательствами». А такая одежда лишь подчеркивала необъятные телеса носившего ее.

Не лучше с «арийской внешностью» обстояло дело и у руководителей силовых структур Рейха, в частности СС. И это при условии, что эсэсовцы в нацистской Германии считались элитной, «суперчистопородной» кастой. Замечательным образцом «антибестии» являлся глава СС Генрих Гиммлер. Генерал Доренбергер, руководивший созданием ракет «Фау-1» и «Фау-2», так описывает его внешность: «При всем желании я не мог разглядеть в этом человеке в эсэсовском мундире ничего выдающегося или приметного. Из-под не очень высокого лба смотрели серо-голубые глаза, прикрытые блестевшими стеклами пенсне. Немного полноватое лицо, оттопыренные уши. Ухоженные усики выделялись на этом болезненно-бледном лице темной чертой. Губы были бескровные и очень тонкие. Удивлял меня, пожалуй, только почти незаметный подбородок. Кожа на шее была дряблая, морщинистая…»

Не был эталоном арийской красоты и еще один силовик - руководитель Главного управления имперской безопасности (РСХА) Эрнст Кальтенбруннер. Лаконичный, но емкий портрет своего шефа приводит в мемуарах начальник разведывательного отдела СД Вальтер Шелленберг: «У него был квадратный подбородок, бычий загривок, коричневые от табака пальцы и гнилые зубы». Французский исследователь Жак Деларю дополняет это описание: «Массивный корпус его венчался крупной головой с твердым, тяжелым лицом, словно высеченным из плохо отесанного обрубка дерева. Высокий и плоский лоб отнюдь не свидетельствовал о выдающемся интеллекте. Маленькие темно-карие глаза, наполовину прикрытые тяжелыми веками, жестко поблескивали в глубоких орбитах; широкий, прямой, словно вырезанный одним ударом, рот с тонкими губами и огромный, квадратный, массивный, грубо вытесанный подбородок еще больше подчеркивали тяжеловесный и угрюмый характер этого человека…»

Пожалуй, ближе всех к созданному нацистами образу «белокурой бестии» был предшественник Кальтенбруннера на посту главы РСХА Рейнхард Гейдрих. Во всяком случае, в отличие от большинства своих коллег, он действительно был высоким, атлетично сложенным, голубоглазым блондином. Но при этом в его раскосых глазах угадывалось что-то монгольское. как бы доказательство тому, что далекие предки «истинного арийца» тесно общались с «недочеловеками» в лице воинов Аттилы или Чингисхана.

Одним словом, не стоит заблуждаться: нацистские бонзы, идеализирующие образ «белокурых бестий», сами отнюдь не соответствовали этому эталону.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Из книги Античная мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Глава 2 «МОЖНО ЖДАТЬ ЧЕГО УГОДНО, МОЖНО ВЕРОВАТЬ ВСЕМУ»: семейная и государственная мифология античности Стойте в молчанье кругом: освящаем поля мы и жатву, Чинный свершая обряд, древле завещанный нам. Вакх, снизойди, и с рожек твоих да склоняются грозди, Ты же, Церера,

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Поели - можно и поспать. Поспали - можно и поесть Из мультфильма «Дюймовочка» (1964). Режиссер-постановщик Л. Амальрик, сценарий драматурга Николая Робертовича Эрдмана (1902-1970).В мультфильме (слова Лягушки, обращенные к ее сыну Лягушонку, который хотел жениться на

Из книги 100 великих тайн Третьего рейха автора Веденеев Василий Владимирович

Арктические базы нацистских кригсмарине В 1931 году сотрудничество СССР с Германией уже не было столь широким, как ещё два-три года назад, однако ещё весьма активно продолжалось во многих областях науки, техники и промышленного производства. Сотрудничали страны и в

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Можете ли вы назвать хотя бы одну рыбу? Нечего и пытаться: такой нет.Потратив жизнь на изучение существ, ранее известных как «рыбы», великий палеонтолог Стивен Джей Гулд (1941–2002) пришел к выводу, что их никогда не существовало.С точки зрения Гулда, термин «рыба» (англ. fish)

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Можете ли вы назвать три вида британской мыши? По два балла каждому за мышь-малютку, домовую мышь, мышь-полевку и лесную мышь, четыре за желтогорлую мышь, но минус десять за «мышь»-соню (англ. dormouse).Несмотря на «мышь» (mouse) в названии, соня – скорее белка, чем мышь.Хотя надо

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Как назвать лестницу, которая идет витками по кругу? «Спиральной»? А вот и нет. «Винтовой».Спираль – это плоская (двумерная) кривая, исходящая из фиксированной центральной точки. Чем эта кривая длиннее, тем менее криволинейной она становится, как раковина улитки. Винт же –

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Можете ли вы назвать животное, которое ест только бамбук? Знакомьтесь: бамбуковый клещ.Бамбуковые клещи (Schizotetranychus celarius) едят бамбук – и только бамбук. Эти мелкие существа, родня паукам, всего 0,4 мм длиной. Они образуют колонии в густой паутине под листьями бамбука и сосут

Из книги The Question. Самые странные вопросы обо всем автора Коллектив авторов

Можете ли вы назвать хотя бы один наркотик? ЛСД? Кокаин? Спиды?Любой из трех – мимо. Говоря медицинским языком, «наркотик» – это производная опия, например морфин. Чуть более широкое определение включает в себя любое лекарство, вызывающее потерю сознания, что технически

Из книги автора

Можете ли вы назвать хоть один гобелен? Твердая «пятерка» всем, кому на ум пришел зал с гобеленами Апокалипсиса в замке Анжер на северо-западе Франции. Или древнегреческий гобелен II века до н. э„найденный в оазисе Сампул, на западе Китая. Или четыре гобелена «Девонширской

Из книги автора

Можете ли вы назвать хотя бы одно животное с рогами? Строго говоря, далеко не всякий остроконечный вырост на голове того или иного животного можно называть рогом.Истинный рог обладает постоянной костяной сердцевиной, окруженной плотно уложенными нитями белка под

Из книги автора

Любовницы Третьего рейха. Каким был моральный облик нацистских бонз? Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам Рейха. В связях, порочащих его,

Из книги автора

Третий рейх. К какому Риму ведут все дороги нацистских идеологов? Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти. Псковский инок Филофей Одно из заблуждений Третьего рейха - это идея о его вековечности и исторической преемственности. Само порядковое числительное

Из книги автора

Можно ли назвать частушку маленькой песней? Сегодня частушка является одним из самых распространенных жанров русского фольклора. Она отличается большим разнообразием текстов и распространена на территории практически всей России. У других народов частушка почти не

Из книги автора

Из книги автора

Можно ли современного щеголя назвать денди, или это будет некорректно? АННА МАТВЕЕВА-ГЕНДРИКСОНПереводчик, преподаватель, специалист по дендизмуЭтот вопрос не первый век мучает общественность. В своей работе, посвященной русскому литературному дендизму,

Как известно, главари «третьего рейха» всерьёз верили, что истинные арийцы - это немцы. Или, по крайней мере, делали вид, что верят в это. И в 1939 году Гиммлер отправил масштабную научную экспедицию в Тибет.

Что же искали там немцы? Золото? Изумруды? Нет, они измеряли ширину скул тибетцев, лицевой угол, снимали с них гипсовые маски, вычисляли коэффициент цефализации… Надеялись найти в Тибете тех самых мифических «нордических» арийцев, которые, по их представлению, некогда покинули Германию и ушли на Восток. Но не нашли. Большей частью они имели дело с коренными тибетцами - представителями монголоидной группы населения.

Больше повезло французскому исследователю Мишелю Песселю. В 1975 году он всё же отыскал в заснеженных Гималаях небольшой народ мина-ро возможно Арийцы, обладавший всеми чертами европейской антропологической группы. Некоторые его представители даже были похожи на «нордических» арийцев.

Этот загадочный народ и по сей день обитает в Западных Гималаях, в Ладакхе — своеобразном преддверии Тибета. Область расположена там, где соприкасаются границы трёх стран: Индии, Пакистана и Китая. Конечно, Пессель обнаружил в Тибете вовсе не «нордических» арийцев, а потомков индоевропейцев, которые в 1400 году до новой эры пришли в Индию из Средней Азии и стали впоследствии индоариями.

Минаро - отнюдь не единственные европейцы, с незапамятных времён живущие в Гималаях. Людей, имеющих европейскую Арийскую внешность, жители Тибета условно называют дардами.

Европейцы из глубины веков

В провинции Нуристан в Афганистане, а также в горах Пакистана на границе с Афганистаном локально проживает один из удивительных народов дардской группы - калаши. Его численность - около 6 тысяч человек.

Селения расположены на высоте 1900-2200 метров над уровнем моря. Калаши населяют три боковые долины, образованные правыми (западными) притоками реки Читрал (Кунар): Бумборет (по-калашски Мумрет), Румбур (Рукму) и Бирир (Бириу), на расстоянии приблизительно 20 км к югу от города Читрал.

Их деревянные дома громоздятся один над другим вдоль крутых горных склонов и чем-то напоминают грузинские сакли с плоской крышей. Между жилищами проложены мостки и крутые лесенки, по которым с удовольствием скачет ребятня. Рядом развалины древних каменных крепостей - возможно, возведённых предками нынешних жителей.

Соседи считают калашей аборигенами — и учёные это подтверждают. В совместных исследованиях Института общей генетики имени Вавилова, университета Южной Калифорнии и Стэнфордского университета калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к древней европейской арийской группе.

Как на русском Севере

Калашам, несмотря на все притеснения, удалось сберечь свою языческую веру. Интересно, что соседи, имеющие такой же европейский облик, как они, исповедуют ислам. Обряды калашей очень похожи на древне-славянские и балтийские. Они поклоняются священному огню в трёх ипостасях: солнцу, молнии и огню очага.

У них сохранились пережитки близнецового культа, типичного для всех древних индоевропейцев. В храмовых помещениях для ритуальных танцев на деревянных опорах-колоннах можно увидеть вырезанные фигурки обнявшихся близнецов и стилизованное изображение солнца. Посередине храмового помещения, продуваемого всеми ветрами, — священный столб с вырезанными на нём солярными знаками.

Некоторые знаки, символизирующие солнце, похожи нате, что и поныне встречаются в архангельской деревянной резьбе! Неподалёку от ритуального столба жертвенник: две вырезанные из дерева конские головы.

Рогатое божество

По праздникам на специальном жертвеннике перед языческим идолом из цельного ствола большого дерева, установленном на склоне горы под открытым небом, приносят в жертву козу. Их выпасом на горных пастбищах занимаются неженатые пастушки с глазами, как у Арийцев.

Местный фольклор изобилует сказками, связанными с тотемными представлениями об этом животном. По большим праздникам представительницы прекрасного пола облачаются в цветные наряды, напоминающие традиционные костюмы славянских и балтийских женщин, рисуют над бровями сажей силуэт горной козы с завитыми рогами.

Часто во время праздника разыгрывают сценку, где козу рогатую изображает незамужняя девушка, а пастуха - неженатый паренёк. Это действо весьма напоминает обряд скоморошеского ряжения под Новый год. Устраиваются праздники урожая и праздники любви, похожие на Ивана Купалу: тогда водят хороводы, поют песни.

Сохранились и деревянные рогатые идолы -женское божество на троне с резным массивным посохом в левой руке. Поневоле вспомнишь русского чёрта с кочергой.

Как в родном Провансе

Калаши — арийцы возделывают на орошаемых полях пшеницу, просо и ячмень. Жнут урожай серпами. Выращивают грецкий орех и тутовник. Ныне появилась у них экзотическая для этих мест сельскохозяйственная культура - кукуруза.

Песселя в своё время поразило, что представители народа минаро, внешне столь похожие на французов арийцов, точно так же, как тирольцы или жители Прованса, выращивают на горных склонах Западных Гималаев виноград и готовят из него вино. Когда в своей книге «Золото муравьев», вышедшей в 1984 году (на русском языке издана в 1989-м), Пессель опубликовал фотографию улыбающегося мужчины минаро, внешне смахивающего на француза, да ещё с гроздью винограда в одной руке и с чашкой вина в другой, поверили ему далеко не все. Кое-кто даже обвинил учёного в потасовке.

Тем не менее сегодня это уже доказанный факт: в Гималаях обитают люди арийцы, не отличимые от европейцев; и они ведут образ жизни, роднящий их с европейскими крестьянами.

Боевое прошлое

Женщины калашей — арийцев на досуге мастерят украшения из бисера, напоминающие русские и прибалтийские. На нагрудном, например, встречается символика в виде двух конских голов, смотрящих в разные стороны, и солярные знаки. Подобные ещё в XIX веке можно было встретить на русском Севере в резьбе на избах, прялках и воротах. У прибалтов эти сюжеты и поныне сохранились в деревенском быте.

В пакистанском Музее национальных древностей хранятся деревянные статуи конных всадников в шлемах и латах. В своё время они были «экспроприированы» властями Пакистана у калашей. Те, вероятно, в прошлом были весьма воинственным народом: в их фольклоре сохранились легенды о захватнических походах на соседние земли. Во время военных вылазок брались в плен иноплеменники. Из рабов формировалась каста ремесленников, ущемлённая в правах, — впоследствии именно они приняли ислам. В их составе гораздо меньше блондинов и заметна монголоидная и австралоидная примесь.

В первозданной чистоте

На кладбище на могилах калаши устанавливают вертикально деревянные доски с вырезанными на них солярными знаками. Центром родового культа служит резная доска, олицетворяющая богиню Джештак, покровительницу родственных связей, или же «храм» («дом Джештак») - помещение для танцев и собраний.

Символические сюжеты на могильных досках отчасти похожи на южноосетинские могильные камни XVIII века. Напомню, что осетины - потомки кочевников-аланов, укрывшихся в горах Кавказа от гуннского нашествия.

Всё это позволяет предполагать, что у аланов, славян и калашей были общие предки арийцы. Однако калаши, пожалуй, единственные в мире сохранили в первозданной чистоте не только внешний вид типичных европеоидов, но и культуру языческих предков, праиндоевропейцев. Они верят в переселение душ точно так же, как верили в это предки всех индоевропейцев, в том числе славян, не исключая русских. Многие особенности быта и ритуалы объясняются именно этим.

И всё же культурное воздействие со стороны инаковерующих соседей, несомненно, ощущается. Мужчины переняли типичную для мусульман одежду и головной убор. Постепенно забываются имена родовых божеств. Уходит в прошлое Праздник заслуг - чествование уважаемых людей. Но тех, кто ушёл из этой жизни и кому надлежит родиться вновь в новом теле, не забывают.

Осколок античности

В общественном устройстве калаши (арийцы), как и родственные им жители соседнего Нуристана, поделены на ранги. Глава семейного клана, желающий повысить свой престиж, забивает несколько коз и угощает своих соплеменников. На пир имеет право прийти любой желающий.

Благодаря радушному приёму и пиру на весь мир глава клана получает один голос в совете старейшин и право на установку после своей смерти на родовом кладбище персональной резной статуи из дерева. Конечно, это не греческая и не римская статуя, но всё же отдалённое сходство с античными изображениями в этих масках и фигурах усмотреть можно.

Родственники рушников

Высшей святостью у калашей-арийцев обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» — дикие козы. Святы алтари и козьи хлева. Святилища располагаются, как правило, под открытым небом. Это по большей части алтари, сооружаемые из можжевельника или дуба. Обставлены они ритуальными резными досками и идолами высших божеств.

Специально возводятся крытые деревянные залы для религиозных мистерий и плясок.

Ритуальная жизнь калашей — арийцев проходит в коллективных празднествах, пирах и играх, на которые в качестве полноправных участников приглашаются боги. На церемонии сватовства, предваряющей свадьбу, можно увидеть сватов с повязанными свадебными полотенцами, украшенными вышивкой и очень напоминающими рушники!

В ногах у богов

Калаши — арийцы, как все дардские народы, обитают в непосредственной близости от величайшей вершины мира, называемой альпинистами К2, а местным населением — Чогори.

Расположена она в Кашмире, на севере Пакистана, у границы с Китаем и похожа на гигантскую заснеженную пирамиду. Вторая в мире после Эвереста. Её высота — 8611 метров над уровнем моря.

Есть основания полагать, что именно Чогори фигурирует в индуистских Ведах как священная гора Меру, а в главной книге зороастризма Авесте - как Великая Хара. Согласно древним арийским воззрениям, вокруг этой горы вращаются Солнце, Луна, звёзды и планеты.

Быть может, древние арии или их потомки - европеоидные кочевники-скифы - из-за религиозных воззрений забрались так высоко в горы и выбрали себе в качестве местожительства эти высокогорные края? Согласно Ведам, на горе Меру обитают великие боги. А жить у подножия обители богов — не величайшая ли честь?

Александр Белов, палеоантрополог

Как известно, главари «третьего рейха» всерьёз верили, что истинные арийцы - это немцы. Или, по крайней мере, делали вид, что верят в это. И в 1939 году Гиммлер отправил масштабную научную экспедицию в Тибет.

Что же искали там немцы? Золото? Изумруды? Нет, они измеряли ширину скул тибетцев, лицевой угол, снимали с них гипсовые маски, вычисляли коэффициент цефализации... Надеялись найти в Тибете тех самых мифических «нордических» арийцев, которые, по их представлению, некогда покинули Германию и ушли на Восток. Но не нашли. Большей частью они имели дело с коренными тибетцами - представителями монголоидной группы населения.

Кто такие дэрды?

Больше повезло французскому исследователю Мишелю Песселю. В 1975 году он всё же отыскал в заснеженных Гималаях небольшой народ мина-ро, обладавший всеми чертами европейской антропологической группы. Некоторые его представители даже были похожи на «нордических» арийцев.


Этот загадочный народ и по сей день обитает в Западных Гималаях, в Ладакхе - своеобразном преддверии Тибета. Область расположена там, где соприкасаются границы трёх стран: Индии, Пакистана и Китая. Конечно, Пессель обнаружил в Тибете вовсе не «нордических» арийцев, а потомков индоевропейцев, которые в 1400 году до новой эры пришли в Индию из Средней Азии и стали впоследствии индоариями.

Минаро - отнюдь не единственные европейцы, с незапамятных времён живущие в Гималаях. Людей, имеющих европейскую внешность, жители Тибета условно называют дардами.

Европейцы из глубины веков

В провинции Нуристан в Афганистане, а также в горах Пакистана на границе с Афганистаном локально проживает один из удивительных народов дардской группы - калаши. Его численность - около 6 тысяч человек.
Селения расположены на высоте 1900-2200 метров над уровнем моря. Калаши населяют три боковые долины, образованные правыми (западными) притоками реки Читрал (Кунар): Бумборет (по-калашски Мумрет), Румбур (Рукму) и Бирир (Бириу), на расстоянии приблизительно 20 км к югу от города Читрал.



Их деревянные дома громоздятся один над другим вдоль крутых горных склонов и чем-то напоминают грузинские сакли с плоской крышей. Между жилищами проложены мостки и крутые лесенки, по которым с удовольствием скачет ребятня. Рядом развалины древних каменных крепостей - возможно, возведённых предками нынешних жителей.



Соседи считают калашей аборигенами - и учёные это подтверждают. В совместных исследованиях Института общей генетики имени Вавилова, университета Южной Калифорнии и Стэнфордского университета калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к древней европейской группе.

Как на русском Севере

Калашам, несмотря на все притеснения, удалось сберечь свою языческую веру. Интересно, что соседи, имеющие такой же европейский облик, как они, исповедуют ислам. Обряды калашей очень похожи на древне-славянские и балтийские. Они поклоняются священному огню в трёх ипостасях: солнцу, молнии и огню очага.



У них сохранились пережитки близнецового культа, типичного для всех древних индоевропейцев. В храмовых помещениях для ритуальных танцев на деревянных опорах-колоннах можно увидеть вырезанные фигурки обнявшихся близнецов и стилизованное изображение солнца. Посередине храмового помещения, продуваемого всеми ветрами, - священный столб с вырезанными на нём солярными знаками.



Некоторые знаки, символизирующие солнце, похожи нате, что и поныне встречаются в архангельской деревянной резьбе! Неподалёку от ритуального столба жертвенник: две вырезанные из дерева конские головы.

Рогатое божество

По праздникам на специальном жертвеннике перед языческим идолом из цельного ствола большого дерева, установленном на склоне горы под открытым небом, приносят в жертву козу. Их выпасом на горных пастбищах занимаются неженатые пастушки.



Местный фольклор изобилует сказками, связанными с тотемными представлениями об этом животном. По большим праздникам представительницы прекрасного пола облачаются в цветные наряды, напоминающие традиционные костюмы славянских и балтийских женщин, рисуют над бровями сажей силуэт горной козы с завитыми рогами.



Часто во время праздника разыгрывают сценку, где козу рогатую изображает незамужняя девушка, а пастуха - неженатый паренёк. Это действо весьма напоминает обряд скоморошеского ряжения под Новый год. Устраиваются праздники урожая и праздники любви, похожие на Ивана Купалу: тогда водят хороводы, поют песни.

Сохранились и деревянные рогатые идолы -женское божество на троне с резным массивным посохом в левой руке. Поневоле вспомнишь русского чёрта с кочергой.

Как в родном Провансе

Калаши возделывают на орошаемых полях пшеницу, просо и ячмень. Жнут урожай серпами. Выращивают грецкий орех и тутовник. Ныне появилась у них экзотическая для этих мест сельскохозяйственная культура - кукуруза.

Песселя в своё время поразило, что представители народа минаро, внешне столь похожие на французов, точно так же, как тирольцы или жители Прованса, выращивают на горных склонах Западных Гималаев виноград и готовят из него вино. Когда в своей книге «Золото муравьев», вышедшей в 1984 году (на русском языке издана в 1989-м), Пессель опубликовал фотографию улыбающегося мужчины минаро, внешне смахивающего на француза, да ещё с гроздью винограда в одной руке и с чашкой вина в другой, поверили ему далеко не все. Кое-кто даже обвинил учёного в потасовке.



Тем не менее сегодня это уже доказанный факт: в Гималаях обитают люди, не отличимые от европейцев; и они ведут образ жизни, роднящий их с европейскими крестьянами.

Боевое прошлое

Женщины калашей на досуге мастерят украшения из бисера, напоминающие русские и прибалтийские. На нагрудном, например, встречается символика в виде двух конских голов, смотрящих в разные стороны, и солярные знаки. Подобные ещё в XIX веке можно было встретить на русском Севере в резьбе на избах, прялках и воротах. У прибалтов эти сюжеты и поныне сохранились в деревенском быте.

В пакистанском Музее национальных древностей хранятся деревянные статуи конных всадников в шлемах и латах. В своё время они были «экспроприированы» властями Пакистана у калашей. Те, вероятно, в прошлом были весьма воинственным народом: в их фольклоре сохранились легенды о захватнических походах на соседние земли. Во время военных вылазок брались в плен иноплеменники. Из рабов формировалась каста ремесленников, ущемлённая в правах, - впоследствии именно они приняли ислам. В их составе гораздо меньше блондинов и заметна монголоидная и австралоидная примесь.



В первозданной чистоте

На кладбище на могилах калаши устанавливают вертикально деревянные доски с вырезанными на них солярными знаками. Центром родового культа служит резная доска, олицетворяющая богиню Джештак, покровительницу родственных связей, или же «храм» («дом Джештак») - помещение для танцев и собраний.
Символические сюжеты на могильных досках отчасти похожи на южноосетинские могильные камни XVIII века. Напомню, что осетины - потомки кочевников-аланов, укрывшихся в горах Кавказа от гуннского нашествия.



Всё это позволяет предполагать, что у аланов, славян и калашей были общие предки. Однако калаши, пожалуй, единственные в мире сохранили в первозданной чистоте не только внешний вид типичных европеоидов, но и культуру языческих предков, праиндоевропейцев. Они верят в переселение душ точно так же, как верили в это предки всех индоевропейцев, в том числе славян, не исключая русских. Многие особенности быта и ритуалы объясняются именно этим.

И всё же культурное воздействие со стороны инаковерующих соседей, несомненно, ощущается. Мужчины переняли типичную для мусульман одежду и головной убор. Постепенно забываются имена родовых божеств. Уходит в прошлое Праздник заслуг - чествование уважаемых людей. Но тех, кто ушёл из этой жизни и кому надлежит родиться вновь в новом теле, не забывают.

Осколок античности

В общественном устройстве калаши, как и родственные им жители соседнего Нуристана, поделены на ранги. Глава семейного клана, желающий повысить свой престиж, забивает несколько коз и угощает своих соплеменников. На пир имеет право прийти любой желающий.



Благодаря радушному приёму и пиру на весь мир глава клана получает один голос в совете старейшин и право на установку после своей смерти на родовом кладбище персональной резной статуи из дерева. Конечно, это не греческая и не римская статуя, но всё же отдалённое сходство с античными изображениями в этих масках и фигурах усмотреть можно.

Родственники рушников

Высшей святостью у калашей обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» - дикие козы. Святы алтари и козьи хлева. Святилища располагаются, как правило, под открытым небом. Это по большей части алтари, сооружаемые из можжевельника или дуба. Обставлены они ритуальными резными досками и идолами высших божеств.



Специально возводятся крытые деревянные залы для религиозных мистерий и плясок.
Ритуальная жизнь калашей проходит в коллективных празднествах, пирах и играх, на которые в качестве полноправных участников приглашаются боги. На церемонии сватовства, предваряющей свадьбу, можно увидеть сватов с повязанными свадебными полотенцами, украшенными вышивкой и очень напоминающими рушники!



В ногах у богов

Калаши, как все дардские народы, обитают в непосредственной близости от величайшей вершины мира, называемой альпинистами К2, а местным населением - Чогори.

Расположена она в Кашмире, на севере Пакистана, у границы с Китаем и похожа на гигантскую заснеженную пирамиду. Вторая в мире после Эвереста. Её высота - 8611 метров над уровнем моря.



Есть основания полагать, что именно Чогори фигурирует в индуистских Ведах как священная гора Меру, а в главной книге зороастризма Авесте - как Великая Хара. Согласно древним арийским воззрениям, вокруг этой горы вращаются Солнце, Луна, звёзды и планеты.

Быть может, древние арии или их потомки - европеоидные кочевники-скифы - из-за религиозных воззрений забрались так высоко в горы и выбрали себе в качестве местожительства эти высокогорные края? Согласно Ведам, на горе Меру обитают великие боги. А жить у подножия обители богов - не величайшая ли честь?

Александр Белов, палеоантрополог

В его «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1855). Гобино определял этим термином светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества .

В научной литературе термин вышел из употребления в первой половине XX века и более не используется. Лженаучность термина выводится из смешения лингвистической и антропологической характеристик, так как в языкознании арийскими ныне называются индоиранские языки , а во времена возникновения термина - индоевропейские языки вообще; но носители как тех, так и других не обладают общими физическими свойствами и не образуют какой-либо расы. Так, носителями арийских языков являются такие разные в антропологическом отношении народы, как осетины , персы , таджики , цыгане , индийцы и ведды (последние - вообще австралоиды). Антропологическое разнообразие среди носителей всех индоевропейских языков гораздо выше.

Согласно модным на рубеже XIX-XX веков теориям, впоследствии легшим в основу нацистской идеологии, прародиной «арийцев» (индоевропейцев) является Северная Европа, и именно там сохранился наиболее «чистый арийский расовый тип», тогда как жители других стран являются плодом смешения «арийцев» с аборигенами. Отсюда следовал вывод о расовом превосходстве жителей Северной Европы, якобы являющихся наиболее чистыми и совершенными носителями «арийского духа» (которому, в свою очередь, приписывались все достижения европейской культуры). Так, Адольф Гитлер говорил:

«Арийская раса» противопоставлялась «семитской расе» в лице прежде всего евреев, откуда и термин антисемитизм . При этом «семитской расе» приписывались сугубо отрицательные качества, делавшие её, в представлении расистов, прямой противоположностью «арийской расы».

См. также

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Арик Б.
  • Арик Бенадо

Смотреть что такое "Арийская раса" в других словарях:

    АРИЙСКАЯ РАСА - термин, используемый в расистских концепциях для обозначения высшего расового типа белокурых арийцев (ариев), основателей великой цивилизации (см. Расизм) … Большой Энциклопедический словарь

    Арийская раса - термин, используемый в расистских концепциях для обозначения «высшего» расового типа белокурых арийцев (ариев), основателей великой цивилизации (Расизм). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    арийская раса - термин, используемый в расистских концепциях для обозначения «высшего» расового типа арийцев (ариев) (см. Расизм). * * * АРИЙСКАЯ РАСА АРИЙСКАЯ РАСА, термин, используемый в расистских концепциях для обозначения «высшего» расового типа белокурых… … Энциклопедический словарь

    Арийская раса - Псевдонаучный термин, выдвинутый в середине XIX века авторами реакционных расовых теорий. Ложность термина заключается в смешении понятий языковой и расовой классификации. В языкознании арийскими называли индоиранские языки. Но их носители не… … Энциклопедия Третьего рейха

    Арийская раса - лженаучный термин, выдвинутый в середине 19 в. авторами реакционных расовых «теорий». Ложность термина заключается в смешении понятий языковой и расовой классификации. В языкознании арийскими называются Индоиранские языки. Но их носители… … Большая советская энциклопедия

    Коренная раса - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Средиземная раса - принятое в настоящее время обозначение тех племен, которые, по терминологии Блуменбаха, относились к кавказской расе (см.). К С. расе принадлежат все европейцы, насколько они не монголоподобны, все северные африканцы, насколько они не входят в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - (или антропосоциология) одна из влиятельных школ в социологии и антропологии вт.пол. 19 н. 20 в.; осн. идея решающее воздействие расового фактора на истор. и культурное развитие народов. Р. а. ш. сформировалась в условиях роста… … Энциклопедия культурологии

    Общество Врил - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    майн кампф - (Mein Kampf Моя борьба), книга Гитлера, в которой он обстоятельно изложил свою политическую программу. В гитлеровской Германии Майн кампф считали библией национал социализма, она получила известность еще до выхода в свет, и многие немцы верили … Энциклопедия Третьего рейха

Книги

  • Арийская Гиперборея. Колыбель Русского Мира , Павлищева Наталья Павловна. Новая книга от автора бестселлеров "10 тысяч лет Русской истории. Запрещенная Русь" и"Велесова Русь. Летопись Льда и Огня" . Новые доказательства древности и первородства нашего Отечества.…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры