Идеи что можно нарисовать. Что можно нарисовать, когда скучно, превратив рисование в увлекательный процесс? Упражнения для рисования

Главная / Любовь

Тренер по скорочтению, профессиональный коуч, книжный сомелье, блоггер. Верит, что человеческие способности гибкие, и что их можно развивать, в том числе скорость чтения, мышление, креативность, память, интуицию, осознанность. Считает, что книги с описанием опыта, идей, историй людей - бесценный способ познания мира и безграничная возможность самостоятельного образования. За 14 лет изучения российских и зарубежных школ и книг по развитию мозга и скорочтению, создала свою систему по работе с информацией. Проводит корпоративные и индивидуальные тренинги.Увлекается фотографией и бадминтоном.

  • yuliya-skripnik.ru
  • fb.com/skripniky
  • vk.com/skripniky
  • Ты на воздушном шаре пролетаешь под аркой радуги где-нибудь над изумрудными лугами Норвегии. И понимаешь, что когда проснешься, всего этого с тобой уже не будет - ни шара, ни радуги, ни норвежских лугов-долин. Как сохранить все это? Да, вы верно догадались.

    «Согласно тому, как вы видите вещи, какие чувства скрываются за вашими работами, вы меняетесь. Рисунок помогает не только передать и скопировать объекты. С его помощью можно усилить увиденное и придать объекту эмоциональную составляющую. Рисунок от этого станет только лучше! Не стесняйтесь рисовать так, как чувствуете. По рисунку должно быть видно, как вы относитесь к объекту! Компромисс в искусстве означает смерть. Чем ярче эмоции в рисунке, тем он интереснее».

    Группа вконтакте с уроками по рисованию

    Художник Джимми Лиао написал: «Я прислушиваюсь к звучанию цвета, к аромату формы, пробую свет и темноту на вкус». Именно это происходит сейчас со мной. Я продолжаю учиться рисовать.

    «Каждый рождается творцом: каждому дается коробка цветных карандашей в детском саду. Это потом, когда вы становитесь подростком, они отнимают у вас карандаши и подсовывают вместо них сухие, скучные книги по алгебре, истории и прочему. Когда вас внезапно, годы спустя, поражает «креативный жучок», вы просто слышите слабый голосок внутри вас, который говорит: «Отдайте мои карандаши. Пожалуйста…».

    Мой «креативный жучок» все чаще просит: «Давай порисуем акварелькой, пажааалуста?». Очень нравится рисовать акварелью. Она как живая. В следующие пару недель буду изучать техники рисования разными красками, разными кисточками. А пока вот, что получается:

    Гуашью получается ярко и фактурно:

    Анатомия заката

    К вопросу о красоте природы, которую я описывала в начале. Недавно летела на самолете из Москвы в Пермь на закате. Как у природы получается такой красивый градиент от темно-синего до оранжевого?

    Если рисовать акварелью, при смешивании синего и оранжевого на той границе, где происходит переход, получается зеленый. Но в природе такого нет. Есть только оранжевый и только синий. Плавный переход. Понять анатомию рассвета… Вот то, что у меня получилось в первой и во второй попытке:

    Люблю

    Рисование - это мощный переключатель со стресса на расслабление, с проблем на мечты, с трудностей на легкость. Когда рисуешь, нет времени, нет мыслей, нет проблем. Есть только чистое творчество и наслаждение им. Есть ощущение граней карандаша в пальцах. Есть длина и направление штриха. Есть цвет и насыщенность краски, переходящей с кончика кисти на бумагу. До проекта я не знала, люблю ли я рисовать. Теперь ответ очевиден - да, я люблю рисовать.

    Ресурсы для рисования

    Очередная порция ресурсов по рисованию:

    1. Татьяна Задорожная «Рисуем историю» .
    2. Книга итальянского художника Джованни Чиварди «Рисование. Полное руководство» .
    3. Интервью с художниками на сайте 240grid.com .
    4. Ресурс с рисунками художников и иллюстраторов Deviantart .
    5. Полезная группа вконтакте

    Александр Григорьев-Саврасов 2017-04-05 в 02:04

    Начинающего художника больше волнует “как рисовать”, нежели “что рисовать”, но со временем акценты меняются. Вопрос “что” приобретает важность, и вот почему.

    Под понятием “что” я имею в виду образный сюжетный ряд, который может быть как уникальным, так и скопированным.

    На простой вопрос стороннего зрителя “ты сам это придумал?” начинающий художник отвечать не любит, потому что большая часть сюжетов заимствована, скопирована, смоделирована.

    Безусловно, копирование приносит пользу на начальном этапе, но есть опасность никогда не выйти из тени более ярких авторов, сумевших стать самодостаточными.

    Вы скажете, да, мы и так это знаем, что ты можешь нам дать, как нам научиться рисовать свои собственные “сладкие” картинки, а не “дядины”?

    Нам уже как кость в горле все эти цветочки в горшочках и сказочные пейзажи с кучерявой волной, нам бы воздуха, личной свободы и творчества!

    Вы будете сто раз правы. Личная свобода в творчестве дороже иных свобод, будь они академические или подражательные, а попросту чужие.

    Сразу оговорюсь, дабы не быть неверно понятым. Абсолютной свободы не существует, мы все находимся в культурном или бескультурном поле, которое так или иначе на нас влияет.

    Я говорю, прежде всего, о творчестве через личные ценности. Именно через Ваши ценности, а не навязанные извне.

    Вот он ключ к Вашей уникальности, Вашему “я”, Вашей свободе творчества! Вы как личность способны иметь свои приоритеты, свои взгляды на общепринятые нормы.

    Как будто у современного начинающего художника есть цель остаться незамеченным, сделать всё, чтобы его собственное “я” ни в коем случае не просочилось в мир.

    Он убежден, если писать картину, то переписывать уже существующие, “а-ля Брюллов”, например. Вопрос, кому нужен второй Брюллов, как, впрочем, любой другой дубль, клон?

    Думаю, не нужно объяснять, что такое личные ценности? Это Ваши убеждения, индивидуальные приоритеты в тех или иных аспектах жизни, они могут быть как верными, так и ошибочными, но они Ваши.

    Далее нетрудно догадаться. Если у Вас есть ценности, значит, есть что сказать своим творчеством. Именно “сказать своим творчеством”, потому как творчество — это язык, с помощью которого Вы можете выразить себя.

    Как выразить себя? Как стать уникальным? Как стать собой? Творите через призму личных ценностей, создавайте картины, которые резонируют прежде всего с Вашим личным “я”, а не с общественными ожиданиями.

    Сразу отвечу на традиционные возражения подобного толка: а на что жить, как кормить детей, как стать известным, великим и т.д. Никак! Не тратьте своё драгоценное время на творчество, если Вас волнуют вышеназванные темы, выберите более подходящую профессию.

    Опираясь на свои ценности, Вы обретёте гармонию с собой, испытаете подлинную радость творчества и откроете мир бесконечных возможностей. Вас больше никто не сможет ограничить, только Вы сами, Ваш культурный и жизненный опыт, который, в свою очередь, будет накапливаться, расширяя горизонты.

    На вопрос, что рисовать, если нет фантазии, отвечу. Рисуйте свои домашние тапочки, стул, стол, солнечный луч, воровато проникший в Ваш дом. Если при этом в картине будете Вы, Ваш рваный ритм мазка, острая композиция, присущая Вам цветовая гамма, фактура, игра смыслами, возможно, Вы создадите шедевр.

    Пара ботинок - Винсент Ван Гог

    Возможно, но случайность — плохая попутчица. Чтобы быть уверенным в результате, нужен опыт и знания. Сюжеты великих картин лежат у нас под ногами в буквальном смысле, нужно уметь их видеть и создавать.

    Многих пугают такие слова, как “опыт и знания”, на самом деле ничего страшного в них нет, давайте попробуем разобраться. Опыт — это не что иное, как накопленное количество действий. Но самое ценное — это не факт уже пройденного опыта, а процесс накопления. Действуя в нужном направлении, Вы уже в гармонии с собой и испытываете радость от полученных достижений.

    Знания — это подсказка более опытного наставника, которая помогает Вам быстрее и эффективнее достичь поставленных целей.

    Следовательно, если Ваша цель — это не оценка за четверть в школе, а желание выразить себя в творчестве, то опыт и знания — Ваши лучшие союзники, которые приносят радость здесь и сейчас.

    Курс “Арсенал Знаний для начинающего художника” состоит из четырёх частей, а именно: темы творчества, композиции, колористики и правильного ведения работы над картиной.

    Каждая из тем раскрыта мной подробно, в целом они дают понимание, в каком направлении следовать начинающему художнику, как выбрать наиболее короткий путь к самовыражению, какими средствами пользоваться на пути к цели.

    Мы с Вами живём в современном мире, в котором у каждого есть право самовыражаться, каждый может выбрать любое направление в искусстве и тему в творчестве.

    Казалось бы, идеальные условия для самореализации любых творческих идей и направлений. В реальности же нет ничего страшнее свободы выбора, проще, когда тема задана, скопирована, смоделирована.

    У современных начинающих художников кризис идей. Как выбрать тему, если ответственность за выбор лежит на авторе, как реализовать задуманное, если не понимаешь логики изобразительного языка?

    Вопросы можно продолжать, они бесконечны в том случае, если вектор Ваших поисков направлен во вне, а не к себе лично.

    Творчество через личные ценности, через Ваше “я”, а не “дядино” — вот путь к гармонии. Примените полученные знания из области изобразительной грамоты для реализации Ваших идей, и Вы будете интересны не только себе, но и зрителю.

    Ваше личное — это не только слабость, но и сила! Это естественно — скрывать от внешнего мира сокровенное, в то же время ни у кого нет права без спросу войти к Вам в дом и установить свои порядки. Ваш дом — Ваша крепость!

    Ваше творчество неуязвимо, если оно отражает Ваши ценности!

    В курсе “Арсенал Знаний для начинающего художника” я помогу Вам обрести гармонию, передав накопленные знания в области изобразительной грамоты и поиска своего творческого языка.

    Курс пройден многими из участников моих учебных программ. Сначала все четыре части были самостоятельными, впоследствии я объединил их в одно целое.

    Если Вы заинтересовались, приглашаю на бесплатный вебинар 11.04 в 20.00 по московскому времени. Зарегистрируйтесь по ссылке, вся дополнительная информация будет приходить к Вам на почту.

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Давид Ревуа, иллюстратор и концепт-художник, поделился с начинающими художниками списком знаний, которые необходимо приобрести, чтобы работы получались реалистичными. Не важно, чем ты рисуешь - карандашом, кистью, мелками или на планшете, - эти законы остаются незыблемыми.

    сайт припас для вас статью, где четко и понятно излагается план действий для начинающего художника, который решил учиться самостоятельно.

    «Сложно выбрать, что надо изучать тем, кто собирается заняться рисованием... Я получаю много писем на эту тему; новички обычно чувствуют себя потерянными, заблудившимися среди всего этого. Поэтому я решил составить своеобразное оглавление - список того, что надо изучить и в чем надо практиковаться, чтобы создавать качественные работы и научиться рисовать лучше. Каждый пункт снабжен моими простыми комментариями, отвечающими на вопросы «что», «зачем», «как». Таким образом будет проще найти необходимый материал с помощью вашей любимой поисковой системы. Также этот материал может быть полезным для тех, кто хочет повысить качество своих работ. Я буду использовать эти отправные точки в своих упражнениях и при поиске ошибок в своих работах. Если вы только начинаете рисовать - вот вам мой совет: будьте эрудитами, изучите основы и фокусируйтесь на отдельных элементах по очереди.

    1. Перспектива

    Что это : Искусство передавать трехмерное пространство на плоской поверхности.
    Какова цель : Не рисовать плоско, изображать глубину на двухмерной бумаге.
    Что надо об этом узнать : Сетка перспективы, как простые формы (кубики, шары и т. п.) ведут себя в перспективе и как сохранить пропорции.

    Работа на основе двух исчезающих точек (зеленая и красная).

    2. Пропорции

    Что это : Соотношение размеров всех объектов на вашем рисунке.
    Какова цель : Рисовать узнаваемые объекты благодаря стереотипным представлениям о пропорциях.
    Что надо об этом узнать : Учиться запоминать пропорции, найти способ легко запоминать соотношения частей объекта, составить «словарь» пропорций.

    Оранжевые линии показывают основные пропорции и соотношения на рисунке (слева) и наброске (справа).

    3. Анатомия

    Что это : Изучение структуры.
    Какова цель : Рисовать объекты реалистично (людей, животных, растения, технику и т. д.).
    Что надо об этом узнать : Суставы, кости, мышцы, как они работают, как ведут себя, как соединяются части и т. п.

    Упражнение на рисование рук (слева), на рисование скелета (по центру), изучение мышц (справа).

    4. Композиция

    Различные эскизы перед началом работы; поиск композиции.

    5. Освещение

    Что это : Свет и тень, переданные в цвете.
    Какова цель : Создать иллюзию света, отобразить правильные тени, достичь объема и передать настроение.
    Что надо об этом узнать : Значения цветов, отбрасывание теней, влияние материалов поверхности, отражение света, характеристики света (преломление, рассеивающие материалы и т. д.).

    Слева: свет показывает разницу в материале. Справа: использование света, чтобы показать второго персонажа (отбрасываемая тень).

    6. Края

    Что это : Способ выделить силуэты объектов на вашем рисунке.
    Какова цель : Облегчить чтение работы, разделить объекты и фон, усилить эффект глубины.
    Что надо об этом узнать : Стиль краев (четкие / мягкие / теряющиеся) в рисовании, стили линий (вес, скорость, мягкость) для контуров.

    Слева и в центре: края на рисунке, справа: толщина контуров.

    7. Цвета

    Что это : Искусство выбора правильных оттенков (средние тона, тени, свет).
    Какова цель : Добавить больше движения, настроения и эмоций вашей работе.
    Что надо об этом узнать : Цветовые системы (монохроматические, комплементарные и т. п.), особенности влияния цветов на настроение, стереотипы.

    Сверху слева: 3 цветовых круга, отражающих палитры для этой работы; три дополнительных цвета.

    8. Позы

    Что это : Искусство запечатлеть активное движение на статичном листе.
    Какова цель : Добавить жизни, энергии, движения и показать динамику.
    Что надо об этом узнать : Эмоциональные штрихи, наброски, быстрые рисунки, изучение всего движущегося, частые «разогревающие» упражнения.

    Слева: позы пингвина в зоопарке, по центру: изучение поз при движении, справа: разминочные наброски фигуры.

    9. Стиль

    Что это : Эстетика, чувство стиля. Часто зависит от фундаментальных стандартов (этических, исторических, социальных, символических), искусства культурных групп, арт-маркета.
    Какова цель : Проложить работе путь к зрителям.
    Что надо об этом узнать : Ваш собственный вкус, культура, творческий коллектив как публика и творцы одновременно.

    Слева: классический черно-белый портрет, по центру: сильно стилизованный (и странный) стиль персонажа и рисования, справа: мой стиль комикса.

    10. Идея

    Что это : Рисование абстрактных концептов, идейные ассоциации, изобретение и предложение нового дизайна. Это большей частью процесс разработки.
    Какова цель : Предложить новые образы объектов, персонажей и существ, чтобы развлечь или проинформировать публику.
    Что надо об этом узнать : Как работают вещи, как создавать новое, ассоциации идей, веселые ситуации, творческий процесс.

    Новый тип техники (слева), новый вид дракона (по центру) и средневековый дом, который никто не видел до этого рисунка (справа).

    11. Коммуникации

    Что это : Изображение может передать большой объем комплексной информации быстро. Пословица «Картина стоит тысячи слов» хорошо это объясняет.
    Какова цель : Художник может общаться (интернационально или нет) со зрителями.
    Что надо об этом узнать : Чтение изображений (расшифровка отправленных сообщений, невербальные знаки), передача смысла, истории, информации.

    Рисунок листа не несет особой информации (слева), но комплекс деталей и выражение лица уже могут рассказать историю (по центру). Такой символ, как гриф из газет (справа), может заставить глубже задуматься о проблеме неэтичной журналистики.

    Вывод: значимая иллюзия

    Если вы сможете правильно объединить все сказанное выше, то добьетесь чувства объема, глубины, текстуры, света, движения и жизни на статичной поверхности. Это погрузит ваших зрителей в ваш мир, и вы сможете легко передать им свои идеи, сообщения или рассказать историю. И, наконец, как я вижу результат: искусство создавать значимые иллюзии . Вся эта палитра навыков послужит вашему интеллектуальному (память, контроль, решительность), а также эмоциональному развитию (чувства, эмоции, подсознание). Это комплексное упражнение, требующее знаний, наблюдений, воображения , но прежде всего вам нужно ПРАКТИКОВАТЬСЯ, ПРАКТИКОВАТЬСЯ и ПРАКТИКОВАТЬСЯ . Навык рисования похож на мышцу (и вы, конечно, не станете сильнее от того, что прочитаете книгу о поднятии тяжестей или посмотрите видео), поэтому удачи вам в рисунке и живописи, постройте свой уникальный опыт ".


    Кто сказал, что настоящее искусство – это краски и холсты? Мы готовы вам рассказать о направлении в художественном творчестве, которым хорошо владели и владеют такие мэтры, как Врубель или Брайан Duey. Они в совершенстве выполняли рисунки простым карандашом. И эти работы волнуют, радуют и приносят наслаждение. Можно ли перенять их технику и научиться рисовать подобным методом? Конечно, можно! Но, как и что для этого надо?

    1. Для начала, давайте поговорим, почему стоит уделить вниманию этому направлению.
    2. Следующий важный вопрос, на котором мы остановимся, это – секреты рисования.
    3. И завершим этот экскурс в мир, где царствуют черно-белые изображения небольшим, но приятным подарком.

    Монохромные рисунки карандашом

    Говоря о величии и гениальности всего простого, нельзя не вспомнить об обычном карандаше. Кто из нас не знаком с ним и не держал его в руках. Все мы с детства хорошо владеем им. Конечно, для начинающих, для совсем крохотных деток, кажется, что так просто взять карандаш в руки и начать «творить» каляки-маляки.


    Но ребенок растет, и он видит, что спектр применения карандаша огромный, да и пользоваться им можно по-разному. Кто-то города, мосты и дома им строит на бумаге. Другой – прокладывает им на карте маршрут кругосветного путешествия. А третий пишет стихи или рисует портрет любимой.

    Вот так легко и просто карандаш вошел в нашу жизнь и стал нашим помощником и другом. А картинки, нарисованные карандашом – это уже целое направление, стильное и имеющее свой неповторимый шарм.

    Отличительной их особенностью является то, что они абсолютно универсальны. А потому и возможности их безграничны. Нарисованные простым карандашом, они:

    • Подходят для любого возраста. И маленьким деткам интересно рассматривать их, и взрослым нравится их использовать в своих записях в соцсетях.
    • Нет ограничивающих критериев для их использования. Девушкам и парням интересно будет выставить подобные красивые картинки, как статус или же подарить их своему другу.
    • Их можно копировать или же легко научиться самому исполнять (срисовать).
    • Разный характер изображений. Это могут быть милые картинки с няшными пушистиками, могут быть веселыми и забавными, или же, иметь схожесть с фотографиями.


























    А главное, карандашный рисунок невероятно привлекательно и убедительно выглядит. Он может украсить не только ваш профиль на страничке в соцсетях, но и утро, и весь день приятными воспоминаниями.

    Варианты срисовки простых изображений

    Самый основной секрет, почему рисунки карандашом прикольные, оригинальные и обращают на себя внимание, заключается в том, что они выглядят, словно живые. Нарисовано все так реально и точно, что кажется, что люди вот-вот заговорят или, засмеются, заплачут, а предметы можно взять и пользоваться ими.


    Почему они такие классные и все так натурально выглядит? Что их оживляет? Присмотритесь, сквозь легкие штрихи заметно, что мастер продумал не только точность линий, передающих образ и силуэт, он уделил особое внимание одному малюсенькому нюансу, благодаря которому изображения не только красивые, но и почти материальные. Что это? Свет и тень.

    Мастерски работая над светотенью, художник добивается кажущегося объема. Перед нами, как и были, простые чёрно-белые картинки для срисовки. Но, когда появилась тень, например, от ниспадающего на лицо локона, или на столе от вазы, все вдруг ожило.

    Сможете так же сделать? А хотите научиться? Хотите, чтобы ваши приобрели реалистичный вид? Тогда вы правильно к нам заглянули!

    Поэтапные мастер-классы

    Легко сказать: «нарисуйте», а как действительно можно это сделать, если никогда этому не учился и кажется, что и нет таланта? Команда нашего сайта дарит всем своим друзьям удивительную возможность научиться выполнять рисунки карандашом поэтапно. Без учителей вы сами в состоянии стать художником и радовать себя и своих любимых своим творчеством. Как? Если вы примете наши подсказки, по которым можно освоить срисовку, технику повторения. Она абсолютно не сложная. Да и результат порадует.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры