Постоянные морфологические признаки возвратный или невозвратный. Что такое возвратные и невозвратные глаголы

Главная / Любовь

Возвратными называются глаголы на -ся. Они могут быть непроиз- водными, reflexiva tantum (бояться, смеяться), и образованными как от непереходных, так и переходных глаголов (торговать - торговаться, умывать - умываться).

Некоторые непереходные и образованные от них возвратные глаголы могут обозначать одну и ту же ситуацию (Что-то чернеет вдали и Что-то чернеется вдали). Но в большинстве случаев возвратный и невозвратный глаголы называют разные ситуа- ции, например, торговать означает "продавать что-нибудь", а торговаться - "стремиться купить подешевле", умывать называет си- туацию с двумя участниками (Мать умывает девочку), а умываться - ситуацию с одним участником (Девочка умывается); в предложениях Миша ударил Колю и Миша и Коля ударились о дерево речь идет о двух мальчиках, но ситуации, участниками которых они являются, неодина- ковы. В связи с этим компоненты смысла (кроме значения страдательно- го залога), привносимые в слово постфиксом -ся, считаются словообра- зующими. -Ся - многозначный аффикс (А. А. Шахматов насчитывал у него 12 значений). В грамматиках чаще всего отмечаются следующие:

1) собственно-возвратное значение: умываться, одеваться, обувать- ся, разуваться, причесываться, пудриться, румяниться;

2) взаимно-возвратное значение: обниматься, ругаться, ссориться, целоваться, мириться, переписываться, встречаться;

3) средне-возвратное значение: восхищаться, гневаться, сердиться, веселиться, радоваться, ужасаться, пугаться;

4) косвенно-возвратное значение: укладываться, собираться, упако- вываться, строиться, запасаться;

5) активно-безобъектное значение: бодаться, плеваться, ругаться (произносить нецензурные слова), кусаться;

6) пассивно-качественное значение: гнуться, рваться, нагреваться, охлаждаться, расширяться, сужаться, стираться;

7) пассивно-возвратное значение: вспоминаться, припоминаться, представляться (= казаться).

Возвратный глагол может быть образован при помощи -ся в соче- тании с другими морфемами (набегаться, умаяться, перемигиваться).

Возвратность связана с залогом (когда залог определяется на мор- фемном уровне, возвратные глаголы, образованные от переходных гла- голов, объединяются в так называемый возвратно-средний залог). Аф- фикс -ся является знаком непереходности. Встречающиеся в разговор- ном языке сочетания вроде боюсь мать, слушаюсь бабушку ненорматив- ны и немногочисленны.

Возвратными глаголами называются глаголы, которые имеют постфикс ся (–сь): вернуться, присниться, снестись, завестись . Остальные глаголы называются невозвратными : смотреть, читать, кушать, бегать.

Переходные и непереходные глаголы.

Переходные глаголы – это глаголы, указывающие на действие, которое переходит на другой предмет или лицо. Этот предмет или лицо может быть выражено:

Именем существительным в родительном падеже без предлога: отрезать колбасы, выпить компота.

Именем существительным (или местоимением) в винительном падеже с беспредложной связью: читатькнигу, видеть солнце, считать овец.

Именем существительным или местоимением в родительном падеже с отрицанием, но также без предлога: не иметь права.

Остальные глаголы считаются непереходными: лежатьна кровати, смотреть в темноту, загорать под солнцем.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида указывают на завершенность, результативность, конечность действия или его начало и отвечают на вопрос «что сделать?»: прибежать, убежать, запеть, спеть, прискакать, ускакать . Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? - прискакали ) и будущее простое (что сделают? – прискачут ). Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени .

Глаголы несовершенного вида указывают на протекание действия, но не указывают на его завершенность, результат, начало или конец и отвечают на вопрос «что делать?»: бежать, скакать, петь . Глаголы несовершенного вида имеют три формы времён :

Прошедшее (что делали? – смотрели, слушали );

Настоящее (что делают? – смотрят, слушают );

Будущее сложное (что будут делать? – будут читать, будут смотреть ).

Синтаксическая роль глагола.

Глагол в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого . Но инфинитив глагола может выступать в роли разных членов предложения:

Подлежащее: Жить – значит, дышать;

Составное сказуемое: Я собираюсь поступать на филологический факультет;
Определение: У меня появилось острое желание выйти на воздух;
Дополнение: Мать попросила меня подойти ближе.
Обстоятельство цели: Бабушка присела передохнуть .

Дайте определение приложения.

Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки, например: Бабушка-старушка из окна глядит. В случае, если рядом с приложением - нарицательным существительным стоит определяемое слово, тоже являющееся нарицательным существительным, их обычно объединяют дефисом: ковёр-самолёт, монах-аскет.



Когда за нарицательным существительным следует имя собственное, дефис не ставится (боксёр Иванов), но существуют сочетания, при которых нарицательное идёт за именем собственным, тогда между ними стоит дефис: Волга-матушка, Москва-река, Иван-дурак, Соловей-разбойник. Приложение, как правило, согласовано по падежу с определяемым словом. Существуют исключения, при которых приложение может быть поставлено в падеж, отличный от определяемого слова: это названия - имена собственные и прозвища. Если приложение, стоящее перед главным словом, можно заменить однокоренным прилагательным, то дефис после приложения не ставится. Например: «старик сторож» (приложение - старик, главное слово сторож, старик можно заменить на «старый» - старый сторож), и сторож-старик (дефис ставится, потому что приложение и главное слово нарицательные). Примеры типичных приложений (выделены курсивом): Володя, отличник, первым поднял руку. Иван-пастух гнал коров по полю.

Примеры исключений:

Названия - имена собственные, как правило, выделяемые кавычками. Здесь используется именительный падеж независимо от формы определяемого слова.

Названия органов печати, литературных произведений. В газете «Коммерсант». В романе «Молодая гвардия».

Названия предприятий. На заводе «Красное Сормово». Захват предприятия «ЮКОС».

Прозвища. Обвинение предъявлено Мише Два Процента. У Всеволода Большое Гнездо было восемь сыновей.

Не ставится дефис после слов, являющихся общепринятыми обращениями: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство.

Школьникам и студентам-лингвистам нужно уметь правильно определять возвратность глаголов. Это требуется для выполнения морфологического разбора, грамотного изложения мыслей. Существует ряд нюансов, которые следует учитывать при определении возвратности глагола. Недостаточно просто запомнить, что возвратный глагол оканчивается на –ся или –сь: подобный способ анализа является причиной регулярных ошибок. Важно понять своеобразие данной морфологической категории глагола.


Возвратность как категория глагола
Чтобы правильно определить возвратность глагола, надо точно знать особенности исследуемой категории.

Возвратные глаголы – это специфический вид непереходных глаголов. Они обозначают действие, направленное субъектом на себя, имеют постфикс –ся. Постфикс –ся является частью слова, отражающей исторические изменения русского языка. В старославянском языке постфикс обозначал слово «себя», выполняя функции местоимения.

Обязательно нужно знать, что возвратность глагола напрямую связана с морфологической категорией переходности. Для начала выясняют, является ли глагол переходным. Нужно запомнить: определение возвратности глагола занимает время и должно базироваться на анализе слова. Наличие постфикса –ся не гарантирует, что перед вами находится возвратный глагол.

Алгоритм определения возвратности глагола
Возвратность глагола желательно определять по конкретной схеме, тогда вероятность ошибок заметно снизится. Вам понадобится владеть основными терминами, используемыми в курсе русского языка.

  1. Сначала определите категорию переходности глагола. Вспомните признаки переходности и непереходности глагола:
    • Переходный глагол обозначает действие, направленное на себя (субъект). Он свободно сочетается с существительным, которое находится в винительном падеже, без предлога. Например, делать(что?) задание. Делать– переходный глагол, поскольку он сочетается с существительным без предлога, а существительное находится в винительном падеже. Для определения переходности просто смоделируйте словосочетание, где есть зависимое от анализируемого глагола существительное в винительном падеже.
    • Непереходные глаголы обозначают действия, не переходящие на объект. Существительные не могут сочетаться с такими глаголами в винительном падеже без предлога.
  2. Если глагол переходный – он не является возвратным. Категория возвратности для него на данном этапе уже определена.
  3. Если глагол непереходный, нужно продолжить его анализ.
  4. Обратите внимание на постфикс. Постфикс –ся – обязательный признак возвратного глагола.
  5. Все возвратные глаголы разделяются на 5 видов.
    • Общевозвратные глаголы нужны для выражения изменений эмоционального состояния субъекта, его физических действий. Например, радоваться, торопиться.
    • Глаголы из группы собственно-возвратных обозначают действие, направленное на субъект. Таким образом, одно лицо становится объектом и субъектом. Например, наряжаться– наряжать самого себя.
    • Взаимно-возвратные глаголы обозначают действия, производимые между несколькими субъектами. Каждый субъект одновременно является объектом действия, то есть происходит перенос действия друг на друга. Например, встречаться – встречать друг друга.
    • Глаголы из группы безобъектно-возвратных обозначают действия, которые присущи субъекту постоянно. Например, металл плавится.
    • Косвенно-возвратные глаголы подразумевают действия, совершаемые субъектом в собственных интересах, для себя. Например, запасаться вещами.
    Попробуйте определить, к какому типу относится глагол. Возвратный глагол обязательно должен входить в одну из групп.
  6. Обратите внимание: не всегда постфикс –ся – признак возвратного глагола. Проверьте, не относится ли глагол к одной из групп:
    • Переходные глаголы, отражающие интенсивность действия. Например, стучаться. Постфикс усиливает интенсивность.
    • Глаголы с безличным значением. Например, не спится.
Если глагол вошёл в одну из групп, он не является возвратным.

Если глагол не подошёл ни к одному типу из пункта 6, но явно принадлежит к одной из групп пункта 5 – он обладает категорией возвратности.

Возвратные глаголы

Глаголы с постфиксом ся (-сь), которые выражают обратное действие, называются обратными: гордиться, влюбиться, встречаться.

Суффикс ся (-сь) может использоваться с большинством глаголов во всех формах, кроме причастий. Стоит он после инфинитивного суффикса - ти (ть) или окончания в личных формах глагола. Например: умывать - умываться, умываются, умываюсь.

Современный глагольный суффикс ся (-сь) - это древняя короткая форма обратной местоимения себя в винительном падеже единственного числа.

С помощью суффикса ся (-сь) образуются глаголы:

Внимание! Пишется -сь пишется ся

Купаемся в море - купаемся в озере; Брился вчера - бриться дважды.

Категория глагольного состояния

Категория состояния выражает отношение действия к субъекту и объекту. Субъектно-объектные отношения оказываются в предложении. Глагол является основным звеном в реализации грамматических отношений между субъектом и объектом действия. Так, в предложении Бригада выполняет план субъектом действия (или носителем динамической признаки) выступает слово бригада; действие, выполняемое субъектом как активным деятелем, направленная на объект (план), что в предложении выступает прямым дополнением.

Логические отношения субъекта и объекта в этом предложении совпадают с грамматическими; глагол выражает значение активного действия, направленной на самостоятельный объект.

Однако эти логические отношения можно передать в другом грамматическом оформлении, например План выполняется бригадой. В такой структуре предложения глагол выступает со значением пассивной действия. Глагол выполняется, образованное от переходного глагола выполнять с помощью постфикса -ся, потеряло значение переходности. Логический субъект при этом выражается зависимой форме существительного - творительным субъекта, логический объект выступает в форме именительного падежа.

Сравните еще: Все приветствуют друга и Друзья приветствуются. В первом случае глагол выражает активное действие, направленное на самостоятельный объект, во втором - действие распределяется между субъектами, является одновременно и объектами.

Значение глагольного состояния тесно связано с семантикой глагола и оказывается в синтаксических связях его с другими словами.

Категория состояния находит свое выражение в способах глагольного управления, тесно связываясь с категорией переходности / непереходности. Так, все переходные глаголы могут выражать значение активного действия, а непереходные не выражают ее никогда. Глаголы переходные и непереходные, образованные от переходных с помощью постфикса -ся, выражают двойные субъектно-объектные отношения, а непреходящие, не соотносятся с переходными глаголами (например, идти, расти, цвести), выражают односторонние, субъектные отношение. Сравните, например:

Субъектно-объектные отношения Субъектные отношение

Ученик выполняет задание. - Вокруг все спит.

Задание выполняется учеником. Василько идет в школу.

Аленка одевает сестру. - Лена смеется.

Лена одевается (Аленушка одевает себя).

Морфологически-словообразовательным средством выражения отдельных значений состояния выступает постфикс ся. С помощью этого словообразовательного аффикса выражаются значение обратной и пассивного действия.

Соотносятся глаголы переходные и непереходные с постфиксами ся различаются не только значением состояния, но и семантическими оттенками, сравните, например бороться ~ бороться, любить - любить, драть - карабкаться, нести-нестись. Только при создании глаголов со значением пассивного состояния семантические оттенки сопоставимых глаголов почти незаметны, например завод строит цеха, цеха строятся заводом; хор исполняет кантату, кантата выполняется хором.

В современном украинском литературном языке различают следующие состояния глаголов: активный (или действительный), пассивный и обратно средний.

Кроме того, выделяют группу непереходных глаголов, которые не выражают двойных, субъектно-объектных отношений, это глаголы нулевого по объекту состояния.

Внимание! В лингвистической науке еще со времен М. В. Ломоносова определялась традиционная система состояний глаголов. М. В. Ломоносов в "Российской грамматике" назвал шесть состояний: действительный (или переходный), обратный, взаимный, средний, пассивный (или страдальческое) и общий.

В работах А. А. Шахматова названы три состояния: действительный, пассивный и обратный, а в пределах обратного состояния рассмотрены различные значения его: собственно обратные, косвенно-возвратные, взаимно обратные и др.

В академической грамматике украинского языка рассматриваются только два состояния: активный и пассивный, подчеркивается, что категория состояния присуща только переходным глаголам; она основывается на двух взаимосвязанных коррелятивных грамматических значениях - активном и пассивном. Активное значение выражается морфологическими формами, пассивное - морфологическими и синтаксическими. В рассмотрении глагольного состояния наблюдается разный подход ученых к этой категории: одни принимают во внимание семантико-грамматические оттенки субъектно-объектных отношений, выражающихся в глаголах; другие отождествляют состояние с категорией переходности / непереходности; некоторые ученые опираются только на грамматически проявленную корреляцию субъектно-объектных отношений, оставляя без внимания субъектные отношения с нулевым объектом.

1. Активное состояние. Глаголы активного (или действительного) состояния выражают активное действие субъекта, направленную на самостоятельный объект. Это значение имеют только переходные глаголы, управляющие формой винительного падежа без предлога.

Например: Косарь на лугу косу звонко клепле (М. Рыльский) Девушки вглядилы на лугу куст калины (И. Нечуй-Левицкий).

Формальное выражение прямого объекта зависимым существительным (или местоимением или иным Субстантивированные словом) и является грамматическим показателем активного состояния глагола. В структуре предложения с глаголом активного состояния грамматические субьскт-но-объектные отношения соответствуют логическим субъектно-объектной отношением.

2. Пассивный состояние. Глагола пассивного состояния противопоставляются глаголам активного состояния по отношениями субъекта к объекту и по направлению действия. Логический субъект при глаголе пассивного состояния имеет форму творительного падежа без предлога и выступает в роли косвенного дополнения, выражая тем самым отношение пассивного субъекта и пассивного действия. Объект действия при глаголе пассивного состояния выражается формой именительного падежа (местоимения или субстантивированного слова), который выступает в роли подлежащего, например: Песня исполняется всеми участниками концерта.

Глагола пассивного состояния возникают от глаголов активного состояния с помощью постфикса -ся. Соотносительные по значению состояния глагола выступают соответственно в активных или пассивных оборотах речи, например: Певец исполняет арию. - Ария выполняется певцом.

Формы словоизменения глаголов пассивного состояния несколько ограничены употреблением: при творительном субъекта чаще ставится глагол в 3-м лице, реже в 1-й или 2-й лицу или в прошедшем времени. Значение пассивного состояния может также выражаться формой пассивного причастия, например: Ты думала - тобой весь зьидаюсь? - И, подавившись, падаешь в траву... Я утверждаюсь, я утверждаюсь, я живу (П. Тычина) Енесм брошенная я бедная (И. Котляревский).

Отсутствие творительного субъекта при глаголе нивелирует значение пассивности действия, и глагол приобретает значение возвратно-среднего состояния. Для сравнения: Фильм смотрится комиссией и Фильм смотрится во второй раз.

3. Обратно средний состояние. Глагола возвратно-среднего состояния выражают действие субъекта, не переходит в самостоятельный объект, а обратно направляется на самого деятеля или дополнительно характеризует его через неназванный объект, например: ребенок обувается (обувает себя) цеха соревнуются (соревнуются друг с одним) собака кусается (может укусить кого-то).

Возвратные глаголы могут иметь различные оттенки возвратно-среднего состояния, по-разному характеризовать отношение между субъектом и объектом действия

а) собственно возвратные глаголы выражают действие, субъектом и объектом которой выступает и то же лицо. Сюда относятся глаголы: умываться, одеваться, обуваться, разуваться, купаться, мыться, пудриться, бриться, наряжаться. Например: По матерной помощью мальчик не замедлил умыться, прибраться (Панас Мирный)

б) взаимно-возвратные глаголы выражают действие, выполняемое несколькими субъектами, каждый из которых выступает одновременно и объектом действия. Сюда относятся глаголы: встречаться, соревноваться, здороваться, обниматься, целоваться, переписываться, общаться, советоваться. Например: Это же тогда... в селе, вечером, когда с Гавриилом познакомились, тебя видел. А теперь видишь, где встретились, - вспомнил Жердяга (С. Скляренко)

в) косвенно-возвратные глаголы выражают действие, осуществляемую для самого субъекта. При глаголах со значением косвенно-обратной состояния может стоять косвенное дополнение или обстоятельство, например готовиться к экзаменам, собираться к поездке, собираться в дорогу. Эти глаголы отличаются от собственно обратных тем, что логический прямой объект при них не выражается. Для сравнения: Девушка умывается (девушка умывает себя) и девушка собирается в дорогу (девушка собирает вещи в дорогу) Отец взялся за фуражку: - Собирайся, сынок, пойдем (Панас Мирный) (означает "собирай вещи")

г) в-возвратные глаголы выражают действие, сосредоточивается в самой действующему лицу, или выражают внутреннее состояние субъекта. Сюда относятся глаголы со значением отношения исполнителя действия до объекта любоваться, беспокоиться, удивляться, злиться, сердиться, успокаиваться, сокрушаться, трястись, мучиться и под. Например: Там три ивы склонились, как сокрушаются они (Л. Глебов)

г) активно-безобъектные глагола выражают свойство субъекта вне связи его с объектом. Сюда относятся глаголы со значением динамической признаки существ: кусаться, драться, царапаться, хвицатися (собака кусается, корова бьется, кошка царапается, конь хвицаеться) или неодушевленных предметов: жалитися, колоться (крапива жалиться, чертополох колется) ",

д) пассивно-качественные глаголы выражают статическую признак предмета, подпадает влиятельные действия другого предмета. Сюда относятся глаголы типа рваться, гнуться, биться, ломаться, крошиться, колоться, г. смеяться, топиться (таять, переходить в состояние жидкости), плавиться и т. Д. Сравните в словосочетаниях: железо гнется, ситец мнется, воск тает, олово плавится, лед колется, хлеб крошится, стекло бьется ",

е) возвратно-пассивные глаголы выражают действие, приписываемое пассивном субъекту. Возвратно-пассивные глаголы управляют формой дательного падежа (дательный субъекта), который выступает косвенным приложением. Логический объект при глаголах возвратно-пассивного состояния выражается формой именительного падежа и выступает в предложении подлежащим. Например: И вспоминается Улянци деда сказка (А. Донченко).

Если прямой объект не выражается в форме именительного падежа, то глагол превращается в безличное с нулевым значением состояния по объекту, например есть не должно хлеб -мне есть не должно.

Глагола возвратно-пассивного состояния возникают от переходных глаголов с помощью постфикса -ся, в котором в определенной степени сохранилось значение обратной местоимения, особенно в группе собственно возвратных глаголов.

Нулевое состояние по выражению объекта имеют все непереходные глаголы без постфикса -ся (лететь, звенеть, плакаты, стать, бежать и под.), А также безличные глаголы с постфиксом ся (не спится, не сидится, а не лежится).

Непереходные глаголы без постфикса ся означают действие, замкнутую в самом субъекте, то есть ими выражается только субъектное отношение (отношение действия к субъекту), например: Лето прошло как день, и с невлежаного тумана вышел синеглазый, золоточубий сентября (М. Стельмах).

Безличные глаголы с постфиксом ся также выражают односторонние отношения действия до логического субъекта в форме дательного падежа (дательного субъекта). Действие, выраженное безличным глаголом с постфиксами ся, приписывается субъекту как независимый от него внутреннее состояние (мне не спалось; девушке не сидится в доме; ему не лежалось).

  • Шахматов А. Я. Синтаксис русского языка. - Л., 1041. - С. 476-481. Современный украинский литературный язык: Морфология / Под общ. ред. И. К. Биполида. - М., 1969.

Рабочий лист.

Ф.И. _________________________________________

Возвратные и невозвратные глагол.

Помните: в русском языке в возвратных глаголах после гласного употребляется -сь, а после согласного -ся: нестись, учиться. Суффикс –ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.

1. Прочитав стихотворение, подчеркните возвратные глаголы.

Муха в гости собиралась
Ехать очень далеко.
Умывалась,
Одевалась,
Волновалась, Завивалась, Перед зеркалом металась, Зазевалась... И упала в молоко.

2. Выпишите глаголы с суффиксом -ся (-съ) и обозначьте его. Как называются такие глаголы?

Стучаться, опускаться, чернеть, удивлять, сооружать, руководствоваться.

_________________________________________________________________________________

3. Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы.
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Исправьте ошибки нерадивых учеников.


1. Я учуся в седьмом классе. 2. Моя тетрадка уже нашлася. 3. Женя отправилася на вокзал трамваем. 4. Через некоторое время она уселася за письмо. 5. Таня долго приглядывалася к нему, а потом познакомилася. Я утром умылася, причесалася, позавтракала и оделася.

Большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных: мыть - мыться, бранить - браниться. Некоторые из возвратных глаголов без -ся (-сь) не употребляются: смеяться, бороться.

5. Образуйте возвратные глаголы.


Сердить- __________________, греть- _____________________, увлекать- _________________, успокоить- _________________, обрадовать- _______________, обнять- _____________________, плакать- ________________, причёсывать- ___________________, застёгивать- ____________________.

6. Замените одним словом.


Приветствовать друг друга при встрече().

Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение().

Давать согласие().

Собирать перед поездкой вещи().

Допускать ошибку().

Проявлять интерес к чему-либо().

Чувствовать обиду().

Уплатить полностью, сколько следует().

7. Устраните недочёты словоупотребления нерадивых учеников.


Девочка играется с куклой. В эту игру играются втроём. На ветру колышет выстиранное бельё. Пассажир стал дожидать следующей остановки. Сестра подружила с соседкой.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры