Художественно стилистические особенности импрессионизма. Импрессионизм в живописи франции

Главная / Психология

ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressio-n-nisme, от impression - впе-чат-ле-ние) - на-прав-ле-ние в ис-кус-ст-ве (пре-ж-де все-го в жи-во-пи-си) по-след-ней тре-ти XIX - 1-й четверти XX веков.

Воз-ник-но-ве-ние тер-ми-на свя-за-но с пер-вой вы-став-кой французских ху-дож-ни-ков-еди-но-мыш-лен-ни-ков (под названием «Ано-ним-ное коо-пе-ра-тив-ное об-ще-ст-во ху-дож-ни-ков…»), про-шед-шей в па-риж-ском ате-лье Г. На-да-ра в 1874 году. Од-на из пред-став-лен-ных на ней кар-тин К. Мо-не («Впе-чат-ле-ние. Вос-ход солн-ца»; на-пи-са-на в Гав-ре вес-ной 1873 года; ны-не - в Му-зее Мар-мот-тан, Па-риж) да-ла по-вод кри-ти-ку Л. Ле-руа из журнала «Le Charivari» на-звать свою об-зор-ную ста-тью «Вы-став-ка им-прес-сио-ни-стов». Са-мо сло-во «впе-чат-ле-ние» в зна-че-нии спо-со-ба ху-дожественного по-зна-ния дей-ст-ви-тель-но-сти встре-ча-ет-ся и рань-ше: этим по-ня-ти-ем поль-зо-ва-лись по-эты Ш. Бод-лер и П. Вер-лен, ху-дож-ни-ки К. Ко-ро, Т. Рус-со, Ш.Ф. До-би-ньи (уже в 1860-е годы кри-ти-ка на-зы-ва-ла его «гла-вой шко-лы впе-чат-ле-ний»), Э. Ма-не. Уча-ст-ни-ка-ми вы-ста-вок им-прес-сио-ни-стов (по-след-няя, 8-я со-стоя-лась в 1886 году), по-ми-мо Мо-не, бы-ли Л.Э. Бу-ден, А. Гий-о-мен, Э. Де-га, Г. Кай-ботт, М. Кэс-сетт, Б. Мо-ри-зо, К. Пис-сар-ро , О. Ре-ну-ар, А. Сис-лей, а так-же П. Се-занн, П. Го-ген и другие

Ус-лов-но ис-то-рию импрессионизма в жи-во-пи-си мож-но раз-де-лить на пе-рио-ды: под-го-товки (со-зре-ва-ния но-во-го ме-то-да) - 1860-е годы.; рас-цве-та и борь-бы за но-вое искусство - 1870-е годы (пе-ри-од «клас-си-че-ско-го импрессионизма»); на-чи-наю-ще-го-ся кри-зи-са (1880-е годы); позд-ний - с 1890-х годов до 1920-х годов. Но-ва-ции импрессионизма бы-ли под-го-тов-ле-ны от-кры-тия-ми в об-лас-ти оп-ти-ки и фи-зио-ло-гии зре-ния, тео-ри-ей цве-то-вых кон-тра-стов М. Шев-рё-ля, изы-ска-ния-ми Э. Де-лак-руа в об-лас-ти до-пол-нительных то-нов, пей-заж-ной жи-во-пи-сью К. Ко-ро и мас-те-ров бар-би-зон-ской шко-лы, ус-пе-ха-ми в об-лас-ти фо-то-гра-фии. Зна-чительную роль сыг-ра-ли так-же сбли-же-ние бу-ду-щих им-прес-сио-ни-стов с Э. Ма-не (с конца 1860-х годов), ока-зав-шим боль-шое воз-дей-ст-вие на мо-ло-дых ху-дож-ни-ков (не уча-ст-вуя в вы-став-ках импрессионистов, Ма-не сам от-дал дань им-прес-сио-ни-стической ма-не-ре пись-ма), зна-ком-ст-во с английским искусством (У. Тёр-нер, Р. Бо-нинг-тон, Дж. Кон-стебл) в 1870-1871 годах (во вре-мя пре-бы-ва-ния в Лон-до-не К. Мо-не и К. Пис-сар-ро) и «от-кры-тие» ев-ро-пей-ца-ми японского искусства в середине XIX века. Стрем-ле-ние уло-вить «мгно-вен-ность» со-стоя-ний ат-мо-сфе-ры и ес-тественного ос-ве-ще-ния мож-но за-ме-тить уже в пей-заж-ном твор-че-ст-ве мас-те-ров так называемого пре-дим-прес-сио-низ-ма (Э. Бу-ден, Я. Йон-гкинд, Ф. Ба-зиль), но лишь в рам-ках импрессионизма эти уст-рем-ле-ния пре-об-ра-зо-ва-лись в це-ло-ст-ную ху-дожественную сис-те-му. Наи-бо-лее по-сле-до-ва-тель-но при-дер-жи-вал-ся этой сис-те-мы в сво-ём твор-че-ст-ве К. Мо-не; в ра-бо-тах дру-гих ев-ропейских (в том числе рус-ских) и американских ху-дож-ни-ков-им-прес-сио-ни-стов различные приё-мы импрессионизма на-хо-ди-ли в ка-ж-дом слу-чае не-по-вто-ри-мо-ин-ди-ви-ду-аль-ную ин-тер-пре-та-цию.

Им-прес-сио-ни-сты бы-ли прин-ци-пи-аль-ны-ми про-тив-ни-ка-ми вся-ко-го тео-ре-ти-зи-ро-ва-ния; тео-рия импрессионизма воз-ник-ла лишь в начале XX века, она ба-зи-ро-ва-лась на ху-дожественных от-кры-ти-ях мас-те-ров это-го на-прав-ле-ния, на при-су-щем импрессионизму об-раз-ном, не-по-ня-тий-ном мыш-ле-нии. В ос-но-ве импрессионизма ле-жа-ло не-тра-диционное ви-де-ние ми-ра как не-кой «дви-жу-щей-ся ма-те-ри-аль-ной суб-стан-ции» (Б.А. Зер-нов), стрем-ле-ние за-пе-чат-леть ок-ру-жаю-щий мир в его под-виж-но-сти и из-мен-чи-во-сти, «мгно-вен-но-сти» слу-чай-ных си-туа-ций, дви-же-ний, со-стоя-ний при-ро-ды. Им-прес-сио-ни-стам бы-ло близ-ко сфор-му-ли-ро-ван-ное Э. Зо-ля по-ни-ма-ние про-из-ве-де-ния исскуства как «угол-ка ми-ро-зда-ния, уви-ден-но-го че-рез тем-пе-ра-мент» (то есть в субъ-ек-тив-ном пре-лом-ле-нии ху-дож-ни-ка); они стре-ми-лись от-ра-зить в «мик-ро-кос-ме» еди-нич-но-го про-из-ве-де-ния не-рас-тор-жи-мую связь при-ро-ды и че-ло-ве-ка, ин-ди-ви-дуу-ма и ок-ру-жаю-щей сре-ды.

Импрессионизм в живописи

Раз-ру-ше-ние ака-де-мических ка-но-нов в жи-во-пи-си французскими импрессионистами со-вер-ша-лось в не-сколь-ких на-прав-ле-ни-ях: от-каз от вся-ко-го ро-да ли-те-ра-тур-но-сти, «сю-жет-но-сти», мо-ра-ли-зи-ро-ва-ния, свой-ст-вен-ных са-лон-но-му ис-кус-ст-ву то-го вре-ме-ни, от по-ис-ков от-вле-чён-ной «ра-фа-элев-ской» кра-со-ты позд-не-го французского клас-си-циз-ма (Ж.О.Д. Энгр и его по-сле-до-ва-те-ли), не-при-ятие как про-грамм-но-сти и па-фо-са ро-ман-тического искусства, так и за-ост-рён-но-го со-ци-аль-но-го реа-лиз-ма Г. Кур-бе. За ред-ким ис-клю-че-ни-ем, искусство импрессиоизма об-ра-ще-но к со-вре-мен-но-сти: в нём пре-об-ла-да-ют те-мы го-ро-да, «ча-ст-ной» жиз-ни (быт, от-дых, раз-вле-че-ния), кра-со-ты сель-ских пей-за-жей. Импрессионизм раз-ру-шил все тра-диционные пред-став-ле-ния об ие-рар-хии жан-ров и их спе-ци-фи-ке (сме-ше-ние бы-то-во-го жан-ра с порт-ре-том, порт-ре-та с пей-за-жем или ин-терь-е-ром и тому подобное), о ком-по-зи-ции как замк-ну-той це-ло-ст-ной струк-ту-ре об-ра-зов. По-след-няя в жи-во-пи-си импрессионизма за-ме-не-на по-ни-ма-ни-ем кар-ти-ны как фраг-мен-та на-ту-ры, слов-но уви-ден-но-го в ок-но (или да-же «под-смот-рен-но-го че-рез за-моч-ную сква-жи-ну», по оп-ре-де-ле-нию Э. Де-га). Для кар-тин им-прес-сио-ни-стов ха-рак-тер-ны «не-за-дан-ность» кад-ра, де-цен-тра-ли-за-ция изо-бра-же-ния (от-сут-ст-вие цен-траль-ной сис-те-мы об-ра-зов и ста-тич-ной, един-ст-вен-ной точ-ки зре-ния), не-обыч-ность из-би-рае-мых ра-кур-сов, сме-ще-ние ком-по-зиционных осей, «про-из-воль-ные» сре-зы час-тей ком-по-зи-ции, пред-ме-тов и фи-гур ра-мой кар-ти-ны.

Стрем-ле-ние за-пе-чат-леть в жи-во-пи-си по-сто-ян-но ме-няю-щее-ся (в за-ви-си-мо-сти от ос-ве-ще-ния) кра-соч-ное раз-но-об-ра-зие ви-ди-мо-го ми-ра при-ве-ло им-прес-сио-ни-стов (за ис-клю-че-ни-ем Э. Де-га) к сво-его ро-да ко-ло-ри-стической ре-фор-ме - от-ка-зу от слож-ных (сме-шан-ных) то-нов, раз-ло-же-нию их на чис-тые спек-траль-ные цве-та, на-кла-ды-вае-мые на холст отдельными маз-ка-ми, ко-то-рые долж-ны оп-ти-че-ски сме-ши-вать-ся в гла-зах у зри-те-ля. Цвет в жи-во-пи-си импрессионизма при-об-ре-та-ет не-свой-ст-вен-ную ему ра-нее ав-то-но-мию, вплоть до от-де-ле-ния от пред-ме-та, и яв-ля-ет-ся но-си-те-лем све-то-вых за-ря-дов, про-ни-зы-ваю-щих всё по-ле изо-бра-же-ния. Пле-нэр пред-по-ла-га-ет боль-шую тон-кость гра-да-ций све-то-те-ни, цве-то-вых от-но-ше-ний и пе-ре-хо-дов, тща-тель-ную раз-ра-бот-ку сис-те-мы ва-лё-ров.

Ос-лаб-ле-ние пла-стического на-ча-ла в жи-во-пи-си импрессионизма свя-за-но и с от-ка-зом от про-ти-во-по-став-ле-ния све-та и те-ней как фор-мо-об-ра-зую-ще-го фак-то-ра. Свет ста-но-вит-ся ед-ва ли не глав-ным «ге-ро-ем» жи-во-пи-си импрессионистов, важ-ней-шим ком-по-нен-том всей об-раз-ной струк-ту-ры, суб-стан-ци-ей фор-мы; яр-кий сол-неч-ный свет не уси-ли-ва-ет зву-ча-ние цве-та, а вы-свет-ля-ет его, рас-тво-ряя от-тен-ки. Те-ни ут-ра-чи-ва-ют не-про-ни-цае-мость и чер-но-ту, ста-но-вясь цвет-ны-ми и про-зрач-ны-ми; в те-нях цвет лишь те-ря-ет свою све-то-си-лу и обо-га-щён до-пол-нительными то-на-ми хо-лод-ной час-ти спек-тра. На-чи-ная с 1870-х годов из жи-во-пи-си им-прес-сио-ни-стов поч-ти окон-ча-тель-но из-гна-ны ах-ро-ма-ти-че-ские цве-та (чёр-ный, се-рый и от-кры-тый бе-лый), ко-ло-рит пле-нэр-ных кар-тин ос-но-ван на со-пос-тав-ле-ни-ях тё-п-лых и хо-лод-ных спек-траль-ных цве-тов, в них ис-поль-зу-ют-ся воз-мож-но-сти «про-стран-ст-вен-но-го» цве-та - изо-бра-же-ние сти-хии во-ды, не-ба, об-ла-ков, ту-ма-на, воз-ду-ха, по-лу-чаю-щих ок-ра-ску за счёт рас-се-ян-но-го и от-ра-жён-но-го сол-неч-но-го све-та. Ус-лож-не-ние жи-во-пис-но-го язы-ка, вни-ма-ние к пе-ре-да-че эф-фек-тов ос-ве-ще-ния и цве-то-вых реф-лек-сов при-во-дят к сво-его ро-да де-ма-те-риа-ли-за-ции пред-мет-но-го ми-ра, ут-ра-те им плот-но-сти, взаи-мо-про-ник-но-ве-нию эле-мен-тов изо-бра-же-ния. Най-ден-ные в про-цес-се ра-бо-ты на при-ро-де, эти приё-мы вско-ре ста-ли ис-поль-зо-вать-ся не толь-ко в пей-заж-ной жи-во-пи-си; сход-ную сис-те-му раз-ра-ба-ты-вал Э. Де-га, от-ри-цав-ший во-об-ще не-об-хо-ди-мость ра-бо-ты на пле-нэ-ре.

Ещё од-на но-ва-ция импрессионизма - по-сле-до-ва-тель-ная «ре-ви-зия» тра-диционной пер-спек-ти-вы, от-каз от не-под-виж-но-го и уни-каль-но-го цен-тра про-ек-ции, про-ти-во-ре-ча-ще-го ес-те-ст-вен-но-му (би-фо-каль-но-му и от-час-ти сфе-ри-че-ско-му) вос-при-ятию про-стран-ст-ва; тен-ден-ция к за-ту-шё-вы-ва-нию глу-би-ны, уси-ле-нию двух-мер-но-сти; в отдельных слу-ча-ях ис-поль-зо-ва-ние ак-со-но-мет-рии, эф-фек-тов рез-ко уси-лен-ной пря-мой ли-бо кри-во-ли-ней-ной пер-спек-ти-вы, позд-нее пре-вра-тив-шей-ся у П. Се-зан-на в за-кон-чен-ную сис-те-му «пер-цеп-тив-ной» пер-спек-ти-вы. По-сле-до-вательный от-каз импрессионизма от ан-тро-по-цен-трической кон-цеп-ции ев-ропейского искусства (че-ло-век - не центр ми-ро-зда-ния, но его час-ти-ца) про-изо-шёл в зна-чительной сте-пе-ни под влия-ни-ем японского искусства и про-явил-ся в рав-но-пра-вии всех эле-мен-тов ком-по-зи-ции, рав-но-знач-но-сти главного об-раза и вто-ро-сте-пен-ной де-та-ли, вплоть до поч-ти пол-но-го «по-гло-ще-ния» основного об-раза пей-за-жем ли-бо рас-тво-ре-ния пей-за-жа в дым-ке сколь-зя-ще-го ту-ма-на; во-об-ще в по-эти-ке не-дос-ка-зан-но-сти и «умол-ча-ний».

Стрем-ле-ние за-пе-чат-леть «еди-ную дви-жу-щую-ся ма-те-рию» ес-те-ст-вен-но при-ве-ло им-прес-сио-ни-стов (так-же не без влия-ния японской гра-вю-ры) к соз-да-нию се-рий и цик-лов ра-бот, по-свя-щён-ных од-но-му пред-ме-ту изо-бра-же-ния и фик-си-рую-щих ли-бо ди-на-ми-ку об-раза (изо-бра-же-ния «то-по-лей», «во-кза-лов» у К. Мо-не, «тан-цов-щиц» у Э. Де-га, мно-го-люд-ных па-риж-ских буль-ва-ров и т. п.), ли-бо ме-няю-щие-ся эф-фек-ты ос-ве-ще-ния и цвет-но-сти в их взаи-мо-свя-зи, дви-же-ние им-ма-те-ри-аль-ной сти-хии све-та («сто-га се-на», «со-бо-ры» Мо-не). Ка-ж-дая из ра-бот та-кой се-рии (или цик-ла) рас-кры-ва-ет ка-кой-то ас-пект изо-бра-жае-мо-го, а их со-во-куп-ность соз-да-ёт це-ло-ст-ный, син-те-тический об-раз в пре-де-лах об-ще-го за-мыс-ла ху-дож-ни-ка.

По-на-ча-лу импрессионизм вы-звал ожес-то-чён-ное не-при-ятие боль-шей час-ти кри-ти-ки и пуб-ли-ки; под-держ-ку но-вым ис-ка-ни-ям в искусстве ока-за-ли Э. Зо-ля, С. Мал-лар-ме , Ж.К. Гю-ис-манс, кри-ти-ки Т. Дю-ре, Э. Дю-ран-ти, Г. Жеф-фруа, кол-лек-цио-не-ры П. Дю-ран-Рю-эль, Г. Кай-ботт, Ж.Б. Фор и В. Шо-ке. Ши-ро-ко-го при-зна-ния им-прес-сио-ни-сты дос-тиг-ли лишь в 1890-е годы, ко-гда импрессионизм всту-пил в свою по-след-нюю фа-зу. Позд-ний импрессионизм от-ме-чен на-рас-та-ни-ем де-ко-ра-тив-ных тен-ден-ций (об-щих для искусства эпо-хи мо-дер-на), всё боль-шей изо-щрён-но-стью ко-ло-ри-стической иг-ры от-тен-ков и до-пол-нительных то-нов, по-рой не-обыч-ным цве-то-ви-де-ни-ем (пей-за-жи Э. Де-га конца 1890-х годов, се-рия «пла-ку-чих ив» К. Мо-не, позд-няя жи-во-пись О. Ре-нуа-ра и другие), ак-цен-ти-ро-ва-ни-ем са-мо-цен-но-сти ин-ди-ви-ду-аль-ной ху-дожественной ма-не-ры, «лич-но-ст-но-го» сти-ля.

В эти го-ды в искусстве уже ут-вер-жда-лись но-вые на-прав-ле-ния, од-на-ко воз-дей-ст-вие но-ва-ций импрессионизма в той или иной ме-ре ис-пы-та-ли многие ху-дож-ни-ки французского са-лон-но-го искусства, пост-им-прес-сио-низ-ма и ран-не-го ев-ропейского аван-гар-диз-ма. Так, прин-цип оп-тического сме-ше-ния цве-тов лёг в ос-нову тео-рии нео-им-прес-сио-низ-ма (ди-ви-зио-низ-ма); жи-во-пись «чис-тым цве-том», суг-ге-стив-ная функ-ция цве-та (при-су-щая ему эмо-тив-ность и си-ла вну-ше-ния) в со-че-та-нии со сво-бод-ной экс-прес-си-ей маз-ка бы-ли унас-ле-до-ва-ны В. Ван Го-гом, П. Го-ге-ном, мас-те-ра-ми фо-виз-ма и груп-пы «на-би», а так-же аб-ст-рак-цио-низ-ма.

Вме-сте с тем за пре-де-ла-ми Фран-ции влия-ние импрессионизма про-яви-лось в за-им-ст-во-ва-нии отдельных приё-мов (эф-фек-ты пле-нэ-риз-ма, вы-свет-ле-ние па-лит-ры, эс-киз-ность и сво-бо-да жи-во-пис-ной ма-не-ры), в об-ра-ще-нии к современной те-ма-ти-ке - в твор-че-ст-ве ху-дож-ни-ков Ве-ли-ко-бри-та-нии (У. Сик-керт, У. Стир), Гер-ма-нии (М. Ли-бер-ман, Л. Ко-ринт, М. Сле-фогт), Ита-лии (Дж. Де Нит-тис), Нор-ве-гии (Ф. Тау-лов), Поль-ши (Л. Вы-чул-ков-ский), США (М. Кэс-сетт, М. Пре-ндер-гаст, Т. Ро-бин-сон, Дж.С. Сард-жент, Дж.Г. Ту-ок-т-мен) и других. В Рос-сии влия-ние импрессионизма ощу-ти-мо с конца 1880-х годов - в пле-нэр-ной жи-во-пи-си И.Е. Ре-пи-на, В.А. Се-ро-ва, И.И. Ле-ви-та-на, В.Д. По-ле-но-ва, Н.Н. Ду-бов-ско-го; поч-ти це-ли-ком при-над-ле-жит это-му на-прав-ле-нию искусство К.А. Ко-ро-ви-на, И.Э. Гра-ба-ря​ ; «им-прес-сио-ни-ст-ский» пе-ри-од мож-но вы-де-лить так-же у бу-ду-щих мас-те-ров русского аван-гар-да (К.С. Ма-ле-ви-ча, М.Ф. Ла-рио-но-ва, А.Д. Дре-ви-на).

Тер-мин «импрессионизм» при-ме-ня-ет-ся так-же к скульп-ту-ре 1880-1910-х годов. (стрем-ле-ние к пе-ре-да-че мгно-вен-но-го дви-же-ния, те-ку-честь форм, на-ро-чи-тая пла-стическая не-за-вер-шён-ность, взаи-мо-дей-ст-вие скульп-ту-ры со све-том); наи-бо-лее за-мет-ны чер-ты импрессионизма в скульп-тур-ном твор-че-ст-ве О. Ро-де-на и Э. Де-га (Фран-ция), М. Рос-со (Ита-лия), П.П. Тру-бец-ко-го и А.С. Го-луб-ки-ной (Рос-сия).

Про-грамм-ные прин-ци-пы жи-во-пис-но-го импрессионизма впо-след-ст-вии ста-ли пе-ре-но-сить на другие ис-кус-ст-ва: му-зы-ку, ли-те-ра-ту-ру, те-атр, хо-рео-гра-фию, ки-но, фо-то-ис-кус-ст-во. При-ме-не-ние тер-ми-на «импрессионизм» по от-но-ше-нию к ним яв-ля-ет-ся дос-та-точ-но ус-лов-ным и ос-па-ри-ва-ет-ся ча-стью ис-сле-до-ва-те-лей.

Импрессионизм в музыке

С импрессионизма в му-зы-ке, ко-то-рый не пред-став-ля-ет со-бой пря-мую ана-ло-гию импрессионизма в жи-во-пи-си и не сов-па-да-ет с ним хро-но-ло-ги-че-ски (вре-мя рас-цве-та музыкального импрессионизма - 1890-1900-е годы), обыч-но свя-зы-ва-ют пе-ре-да-чу из-мен-чи-вых на-строе-ний, тон-ких пси-хо-ло-гических ню-ан-сов, тя-го-те-ние к по-этической пей-заж-ной про-грамм-но-сти (в том числе к ото-бра-же-нию в зву-ках иг-ры волн, бли-ков све-та на во-де, вет-ра, об-ла-ков и тому подобное), по-вы-шен-ный ин-те-рес композитора к тем-бро-вой и гар-мо-ничной красоч-но-сти. Но-виз-на ху-дожественных средств не-ред-ко со-че-та-лась с пре-тво-ре-ни-ем изы-скан-ных об-ра-зов ста-рин-но-го искусства (жи-во-пи-си сти-ля ро-ко-ко, му-зы-ки французских кла-ве-си-ни-стов).

Пред-фор-мы музыкального импрессионизма - в зву-ко-пи-си по-зд-не-го Ф. Лис-та, ко-ло-ри-стических на-ход-ках А.П. Бо-ро-ди-на, Э. Гри-га, Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва, сво-бо-де го-ло-со-ве-де-ния и сти-хий-ной им-про-ви-за-ци-он-но-сти М.П. Му-сорг-ско-го . Клас-сическое вы-ра-же-ние импрессионизм на-шёл во французской му-зы-ке, пре-ж-де все-го в твор-че-ст-ве К. Де-бюс-си; чер-ты его про-яви-лись и в му-зы-ке М. Ра-ве-ля, П. Дю-ка, Ф. Шмит-та, Ж. Ж. Ро-же-Дю-ка-са. Музыкальный импрессионизм унас-ле-до-вал многие осо-бен-но-сти позд-не-го ро-ман-тиз-ма и национальных музыкальных школ XIX века. Вме-сте с тем бур-ной па-те-тике, рель-еф-но-му те-ма-тиз-му, на-пря-жён-ным тя-го-те-ни-ям хро-ма-ти-че-ски ус-лож-нён-ной то-наль-ной гар-мо-нии позд-них ро-ман-ти-ков (осо-бен-но Р. Ваг-не-ра) им-прес-сио-ни-сты про-ти-во-пос-та-ви-ли эмо-цио-наль-ную сдер-жан-ность, крат-кость и не-уло-ви-мую из-мен-чи-вость по-сто-ян-но варь-и-руе-мых мо-ти-вов, диа-то-ни-ку, мо-даль-ность сим-мет-рич-ных ла-дов (в том числе це-ло-то-но-во-го), про-зрач-ную фак-ту-ру. Твор-че-ст-во ком-по-зи-то-ров импрессионизма во мно-гом обо-га-ти-ло вы-ра-зительные сред-ст-ва му-зы-ки, осо-бен-но сфе-ру гар-мо-нии, дос-тиг-шей боль-шой утон-чён-но-сти. Ус-лож-не-ние ак-кор-до-вых ком-плек-сов со-че-та-ет-ся в гар-мо-нии импрессионизма с ар-хаи-за-ци-ей ла-до-во-го мыш-ле-ния; рит-мы зыб-ки, под-час ост-ро-ха-рак-тер-ны. Уси-ли-ва-ет-ся фо-ническая вы-ра-зи-тель-ность ка-ж-до-го ак-кор-да (смотри Фо-низм), за счёт прив-не-се-ния на но-вой ос-но-ве эле-мен-тов мо-даль-ной гар-мо-нии рас-ши-ря-ет-ся ла-до-вая сфе-ра, в ор-ке-ст-ров-ке пре-об-ла-да-ют чис-тые тем-бры. Осо-бую све-жесть му-зы-ке французских импрессионистов при-да-ва-ли об-ра-ще-ние к пе-сен-но-тан-це-валь-ным жан-рам, к эле-мен-там музыкального язы-ка на-ро-дов Вос-то-ка, Ис-па-нии, сти-ли-за-ция ран-них форм джа-за. За пре-де-ла-ми Фран-ции прин-ци-пы музыкального импрессионизма ори-ги-наль-но раз-ви-ва-ли М. де Фа-лья в Ис-па-нии, О. Рес-пи-ги, от-час-ти А. Ка-зел-ла и Дж.Ф. Ма-липь-е-ро в Ита-лии, Ф. Ди-ли-ус и С. Скотт в Ве-ли-ко-бри-та-нии, К. Ши-ма-нов-ский в Поль-ше, А.К. Ля-дов, Н.Н. Че-реп-нин (смотри Че-реп-нины), от-час-ти И.Ф. Стра-вин-ский в Рос-сии.

Импрессионизм в литературе

Су-ще-ст-во-ва-ние импрессионизма как ав-то-ном-но-го на-прав-ле-ния в ли-те-ра-ту-ре - пред-мет дол-гих дис-кус-сий. Литературный импрессионизм не-ред-ко ли-бо ото-жде-ст-в-ля-ет-ся с на-ту-ра-лиз-мом , ли-бо счи-та-ет-ся про-ме-жу-точ-ным яв-ле-ни-ем ме-ж-ду на-ту-ра-лиз-мом и сим-во-лиз-мом, ли-бо сбли-жа-ет-ся с сим-во-лиз-мом. Как са-мо-стоя-тель-ное литературное на-прав-ле-ние импрессионизм ча-ще все-го вы-де-ля-ет-ся во французской, а так-же австрийской (так называемый вен-ский мо-дерн) литературе эпо-хи де-ка-дан-са. Го-во-рят так-же об им-прес-сио-ни-стич-но-сти как сти-ле-вой осо-бен-но-сти, при-су-щей многим пи-са-те-лям 2-й половины XIX - начала XX веков. Литературный импрессионизм не соз-дал тео-ре-тической про-грам-мы, но ис-пы-тал влия-ние, по-ми-мо жи-во-пи-си французских им-прес-сио-ни-стов, мюн-хен-ско-го и вен-ско-го се-цес-сио-нов, фи-ло-со-фии вре-ме-ни А. Берг-со-на, пси-хо-ло-гии У. Джейм-са (идея по-то-ка соз-на-ния), эм-пи-ри-ок-ри-ти-циз-ма Э. Ма-ха, пси-хо-ана-ли-за З. Фрей-да. С импрессионизма в литературе обыч-но со-от-но-сят ак-цент на суг-ге-стив-но-сти, по-строе-ние об-раз-но-го ря-да по прин-ци-пу сво-бод-ных ас-со-циа-ций, при-зван-ных вну-шить чи-та-те-лю не-оп-ре-де-лён-ное «му-зы-каль-ное» на-строе-ние, втя-ги-ваю-щее его в мир ли-рических пе-ре-жи-ва-ний ав-то-ра - эс-те-та-ге-до-ни-ста, со-зер-ца-те-ля ми-ра в его по-сто-ян-ной из-мен-чи-во-сти.

В по-эзии им-прес-сио-ни-стич-ность про-яв-ля-ет-ся в ос-лаб-ле-нии мет-рического и смы-сло-во-го един-ст-ва стро-ки (так называемое вы-сво-бо-ж-де-ние сти-ха), пре-неб-ре-же-нии ре-гу-ляр-но-стью рит-ма и точ-ной риф-мой (вплоть до пол-но-го от-ка-за от риф-мы в вер-либ-ре), при-хот-ли-вых ан-жамб-ма-нах (П. Вер-лен, А. Рем-бо во Фран-ции; Д. фон Ли-ли-ен-крон в Гер-ма-нии; Г. фон Гоф-ман-сталь, Р.М. Риль-ке в Ав-ст-рии; К.Д. Баль-монт, И.Ф. Ан-нен-ский в Рос-сии, и другие); в про-зе - в об-ра-ще-нии к ма-лым фор-мам (фраг-мент, цикл сла-бо свя-зан-ных ме-ж-ду со-бой но-велл, днев-ни-ко-вые за-пи-си, эс-сеи-стический на-бро-сок), бес-сю-жет-но-сти, ис-поль-зо-ва-нии сло-вес-но-об-раз-ных лейт-мо-ти-вов, де-ко-ра-тив-но-сти сти-ля (Ж.К. Гю-ис-манс, М. Пруст, А. Жид во Фран-ции; П. Аль-тен-берг в Ав-ст-рии; О. Уайльд в Ве-ли-ко-бри-та-нии; Г. Д’Аннунцио в Ита-лии; К. Гам-сун в Нор-ве-гии; А. Бе-лый в Рос-сии, и другие). Им-прес-сио-ни-стич-ность в кри-ти-ке свя-за-на с жан-ра-ми «этю-да», «си-лу-эта», «про-фи-ля» с их афо-ри-стическими, субъ-ек-тив-но-вку-со-вы-ми ха-рак-те-ри-сти-ка-ми (А. Франс, Р. де Гур-мон, А. де Ре-нье во Фран-ции; Д.С. Ме-реж-ков-ский, Ю.И. Ай-хен-вальд, М.А. Куз-мин в Рос-сии).

Импрессионизм в драматургии

Европейское искусство конца 19-го века было обогащено возникновением модернистского Позже его влияние распространилось на музыку и литературу. Оно получило название "импрессионизм", поскольку основывалось на тончайших впечатлениях художника, образах и настроениях.

Истоки и история возникновения

Несколько молодых художников во второй половине 19-го века объединились в группу. У них была общая цель и совпадали интересы. Главным для этой компании стала работа на природе, без стен мастерской и различных сдерживающих факторов. В своих картинах они стремились передать всю чувственность, впечатление от игры света и тени. Пейзажи и портреты отражали единение души с Вселенной, с окружающим миром. Их картины — подлинная поэзия красок.

В 1874 году проходила выставка этой группы художников. Пейзаж Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» остановил взгляд критика, который в своем отзыве впервые назвал этих творцов импрессионистами (от французского impression — «впечатление»).

Предпосылками рождения стиля импрессионизм, картины представителей которого вскоре обретут невероятный успех, стали работы эпохи Возрождения. Творчество испанцев Веласкеса, Эль Греко, англичан Тернера, Констебла безоговорочно повлияло на французов, которые были родоначальниками импрессионизма.

Яркими представителями стиля во Франции стали Писсарро, Мане, Дега, Сислей, Сезан, Моне, Ренуар и другие.

Философия импрессионизма в живописи

Художники, писавшие в этом стиле, не ставили перед собой задачи привлечь внимание общественности к и бедам. В их работах не найти сюжетов на злобу дня, нельзя получить нравоучение или заметить людские противоречия.

Картины в стиле импрессионизм направлены на передачу сиюминутного настроения, разработку цветовых решений загадочной природы. В произведениях есть место только позитивному началу, мрачность обходила импрессионистов стороной.

По сути, импрессионисты не утруждали себя продумыванием сюжета и деталей. Главнейшим фактором было не что нарисовать, а каким образом изобразить и передать свое настроение.

Техника написания картин

Колоссальна разница между академической манерой рисования и техникой импрессионистов. От многих методов они просто отказались, некоторые изменили до неузнаваемости. Вот какие новшества они внесли:

  1. Отказались от контура. Произошла замена его на мазки — мелкие и контрастные.
  2. Перестали использовать палитры для Были подобраны цвета, дополняющие друг друга и не требующие слияния для получения определенного эффекта. Например, желтый — фиолетовый.
  3. Прекратили рисовать черным цветом.
  4. Полностью отказались от работы в мастерских. Писали исключительно на натуре, дабы легче было запечатлеть миг, образ, чувство.
  5. Использовали только краски, имеющие хорошую кроющую способность.
  6. Не дожидались, когда высохнет новый слой. Свежие мазки наносили сразу же.
  7. Создавали циклы произведений, чтобы проследить за изменениями света и тени. Например, «Стога сена» кисти Клода Моне.

Разумеется, не все художники выполняли в точности особенности стиля импрессионизм. Картины Эдуара Мане, например, никогда не участвовали в совместных выставках, а сам он позиционировал себя как отдельно стоящий художник. Эдгар Дега работал только в мастерских, однако качеству его произведений это не вредило.

Представители французского импрессионизма

Первая выставка работ импрессионистов датирована 1874 годом. Спустя 12 лет прошла их последняя экспозиция. Первым произведением в этом стиле можно назвать «Завтрак на траве» кисти Э. Мане. Эта картина была представлена в «Салоне отверженных». Она была встречена недружелюбно, поскольку сильно отличалась от академических канонов. Именно поэтому Мане становится фигурой, вокруг которой собирается кружок последователей этого стилистического направления.

К сожалению, современниками не был по достоинству оценен такой стиль, как импрессионизм. Картины и художники существовали в несогласии с официальным искусством.

Постепенно на первый план в коллективе живописцев выходит Клод Моне, который впоследствии станет их предводителем и главным идеологом импрессионизма.

Клод Моне (1840—1926)

Творчество этого художника можно охарактеризовать как гимн импрессионизма. Именно он первым отказался от использования черного цвета в своих картинах, мотивируя это тем, что даже тени и ночь имеют другие тона.

Мир в картинах Моне — это неясные очертания, пространные штрихи, глядя на которые можно прочувствовать весь спектр игры цвета дня и ночи, времен года, гармонии подлунного мира. Лишь мгновение, которое было выхвачено из жизненного потока, в понимании Моне и есть импрессионизм. Картины его будто не обладают материальностью, все они пропитаны лучами света и потоками воздуха.

Клодом Моне были созданы удивительные работы: «Вокзал Сен-Лазар», «Руанский собор», цикл «Мост Чаринг-Кросс» и многие другие.

Огюст Ренуар (1841—1919)

Творения Ренуара создают впечатление необыкновенной легкости, воздушности, эфирности. Сюжет рожден как будто случайно, однако известно, что художник тщательно продумывал все этапы своей работы и трудился с утра до ночи.

Отличительной особенностью творчества О. Ренуара является применение лессировки, которое возможно только при написании Импрессионизм в работах художника проявляется в каждом штрихе. Человек воспринимается им как частица самой природы, поэтому так многочисленны картины с обнаженной натурой.

Любимым занятием Ренуара было изображение женщины во всей ее привлекательной и притягательной красоте. Портреты занимают особое место в творческой жизни художника. «Зонтики», «Девушка с веером», «Завтрак гребцов» — только малая часть удивительной коллекции картин Огюста Ренуара.

Жорж Сера (1859—1891)

Процесс создания картин Сера связывал с научным обоснованием теории цвета. Световоздушная среда рисовалась на основе зависимости основных и добавочных тонов.

Несмотря на то что Ж. Сера является представителем завершающего этапа импрессионизма, и его техника во многом отлична от основоположников, он точно так же создает с помощью мазков иллюзорное представление предметной формы, рассмотреть и увидеть которое можно лишь на расстоянии.

Шедеврами творчества можно назвать картины «Воскресный день», «Канкан», «Натурщицы».

Представители русского импрессионизма

Русский импрессионизм возник практически спонтанно, смешал в себе многие явления и методы. Однако основой, как и у французов, было натурное видение процесса.

В русском импрессионизме хоть и были сохранены черты французского, но особенности национальной природы и состояния души внесли значительные изменения. Например, видение снега или северных пейзажей выражалось с помощью необычной техники.

В России немногие художники работали в стиле импрессионизм, картины их притягивают взгляды и по сей день.

Импрессионистический период можно выделить в творчестве Валентина Серова. Его «Девочка с персиками» — ярчайший пример и эталон этого стиля в России.

Картины покоряют своей свежестью и созвучием чистых красок. Главной темой творчества этого художника является изображение человека на природе. «Северная идиллия», «В лодке», «Федор Шаляпин» — яркие вехи деятельности К. Коровина.

Импрессионизм в современности

В настоящее время это направление в искусстве получило новую жизнь. В данном стиле несколько художников пишут свои картины. Современный импрессионизмсуществует в России (Андре Кон), во Франции (Лоран Парселье), в Америке (Диана Леонард).

Андре Кон является самым ярким представителем нового импрессионизма. Его картины, написанные маслом, поражают своей простотой. Художник видит прекрасное в обыденных вещах. Творец трактует многие предметы через призму движения.

Акварельные произведения Лорана Парселье знает весь мир. Его серию работ «Странный мир» выпустили в виде открыток. Великолепные, яркие и чувственные, они захватывают дух.

Как и в веке 19-м, в настоящий момент художников остается пленэрная живопись. Благодаря ей будет вечно жить импрессионизм. художников по-прежнему вдохновляют, впечатляют и воодушевляют.

контрольная работа

1. Зарождение импрессионизма и его основоположники

Формирование импрессионизма началось с картины Э. Мане (1832--1893) "Завтрак на траве" (1863). Новая манера живописи не сразу была принята публикой, обвинявшей художников в том, что они не умеют рисовать, бросают на холст краски, соскобленные с палитры. Так, неправдоподобными показались и зрителям, и коллегам-художникам розовые Руанские соборы Моне -- лучшая из живописных серий художника ("Утро", "С первыми лучами солнца", "Полдень"). Художник не стремился представить на холсте собор в разное время дня -- он состязался с мастерами готики поглотить зрителя созерцанием волшебных светоцветовых эффектов. Фасад Руанского собора, как и большинство готических соборов, скрывает мистическое зрелище оживающих от солнечного света ярких цветных витражей интерьера. Освещение внутри соборов меняется в зависимости от того, с какой стороны светит солнце, пасмурная или ясная погода. Одному из полотен Моне своим появлением обязано слово "импрессионизм". Это полотно действительно было крайним выражением новаторства появившегося живописного метода и называлось "Восход солнца в Гавре". Составитель каталога картин для одной из выставок предложил художнику назвать её как-нибудь иначе, и Моне, вычеркнув "в Гавре", поставил "впечатление". И несколько лет спустя после появления его работ, писали, что Моне "вскрывает жизнь, которую до него никто не сумел уловить, о которой никто даже не догадывался". В картинах Моне стали замечать тревожный дух рождения новой эпохи. Так, в его творчестве появилась "серийность" как новый феномен живописи. И она заострила внимание на проблеме времени. Картина художника, как отмечалось, выхватывает из жизни один "кадр", со всей его неполнотой и незаконченностью. И это дало толчок к развитию серии как последовательно сменяющих друг друга кадров. Помимо "Руанских соборов" Моне создает серию "Вокзал Сен-Лазар", в которой картины взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако соединить "кадры" жизни в единую ленту впечатлений в живописи было невозможно. Это стало задачей кинематографа. Историки кинематографа полагают, что причиной его возникновения и широкого распространения были не только технические открытия, но и назревшая художественная потребность в движущемся изображении, И картины импрессионистов, в частности Моне, стали симптомом этой потребности. Известно, что одним из сюжетов первого сеанса кино в истории, устроенного братьями Люмьер в 1895 г., было "Прибытие поезда". Паровозы, вокзал, рельсы и были сюжетом серии из семи картин "Вокзал Сен-Лазар" Моне, выставленных в 1877 г.

Пьер Огюст Ренуар (1841--1919) вместе с К. Моне и А. Сислеем создали ядро импрессионистского движения. В этот период Ренуар работает над развитием живого, красочного художественного стиля с перистым мазком (известным как радужный стиль Ренуара); создает множество чувственных ню ("Купальщицы"). В 80-е годы все более тяготеет к классической ясности образов в своем творчестве. Более всего Ренуар любил писать детские и юношеские образы и мирные сцены парижской жизни ("Цветы", "Молодой человек на прогулке с собаками в лесу Фонтенбло", "Ваза с цветами", "Купание на Сене", "Лиза с зонтиком", "Дама в лодке", "Всадники в Булонском лесу", "Бал в Ле Мулен де ла Галетт", "Портрет Жанны Самари" и многие другие). Для его творчества характерны светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, воспевающие чувственную красоту и радость бытия. Но Ренуару принадлежит следующая мысль: "В течение сорока лет я шел к открытию того, что королевой всех цветов является черная краска". Имя Ренуара синоним красоты и молодости, той поры человеческой жизни, когда душевная свежесть и расцвет физических сил пребывают в полной гармонии.

Американский дизайн для организации досуга и развлечений на примере музеев современного искусства

Импрессионизм

На гребне идей Французской революции во французском искусстве происходят серьезные изменения. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и в принципе отрицается само реалистическое видение мира...

Импрессионизм

Картины и полотна великих художников эпохи импрессионизма в настоящее время оцениваются очень высоко и цены на них на мировых аукционах доходят до нескольких сотен тысяч долларов (евро)...

Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков

По словам В. Филиппова для русского импрессионизма характерны следующие особенности: он проявился в условиях "ускоренного развития", отчего образовалась смесь, сплав и симбиоз различных стилистических направлений и его растянутое...

Импрессионизм во французской культуре XIX века

Импрессионизм составил целую эпоху во французском искусстве второй половины 19 века. Но импрессионисты не мнили себя ни создателями чего-то совершенно нового, ни тем более разрушителями старого...

Дальнейшее развитие европейской живописи связано с импрессионизмом. Сейчас, когда горячие споры об импрессионизме ушли в прошлое, вряд ли кто решится оспаривать...

Импрессионизм и постимпрессионизм в изобразительном искусстве

Совершенно особенное положение с импрессионизмом сложилось в России. Попутно, не углубляясь в русский материал, наметим эту перспективу оценок, крайне полезную в общей панораме. Можно сказать...

Импрессионизм и постимпрессионизм в изобразительном искусстве

В пору зрелости импрессионизма (70-е - 1-я пол. 80-х гг.) его представляли Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также примыкавшие к ним Эдуард Мане, Эдгар Дегаи некоторые другие художники...

Импрессионизм и постимпрессионизм в изобразительном искусстве

В противовес академистам" импрессионисты отказались от тематической заданности (философской, нравственной, религиозной, социально-политической и т.п.) искусства, от продуманных, заранее осмысленных и четко прорисованных сюжетных композиций, т...

Импрессионизм и постимпрессионизм в изобразительном искусстве

В силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, занял в искусстве импрессионистов очень важное место. Не следует, однако, полагать...

Когда 15 апреля 1874 г. в Париже в фотоателье Надара на бульваре Капуцинок открылась выставка работ группы молодых художников, назвавших себя «Анонимным кооперативным обществом живописцев, скульпторов, граверов и литографов»...

Импрессионизм, его национальные особенности

Ядро группы импрессионистов, участвовавших в совместных выставках с 1874 по 1886 гг. составляли Клод Моне, Пьер Огюст, Ренуар, Камиль Писсарро, Ольфред Сислей, к ним примыкали мастера старшего поколения Эдгар Дега и Эдуард Моне...

Нравственное и эстетическое значение живописи французских импрессионистов

Природа - вечная тема изобразительного искусства вообще и живописи в частности. Однако реализуется эта тема во множестве вариантов, импрессионисты избрали свой, совершенно особый путь...

Русский авангард как течение в искусстве: Малевич, Филонов, Кандинский

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866г...

Творчество выдающихся мастеров импрессионизма

История импрессионизма как художественного течения укладывается всего в два десятилетия. Однако общеизвестно, что художники нашли друг друга задолго до выставки 1874 г. Их объединяли отрицание застывших принципов, насаждавшихся Академией...

“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его”

Анри Канвейлер

XIX век. Франция. В живописи произошло невиданное. Группа молодых художников решила пошатнуть 500-летние традиции. Вместо четкого рисунка, они использовали широкий “небрежный” мазок.

А от привычных образов и вовсе отказались, изображая всех подряд. И дам лёгкого поведения, и господ сомнительной репутации.

Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали. А самое главное, ничего у них не покупали.

Но сопротивление было сломлено. И некоторые импрессионисты дожили до своего триумфа. Правда им было уже за 40. Как Клоду Моне или Огюсту Ренуару. Другие дождались признания лишь в конце жизни, как Камиль Писсарро. Кто-то до него не дожил, как Альфред Сислей.

Что же революционного совершил каждый из них? Почему публика так долго их не принимала? Вот 7 самых прославленных французских импрессионистов, которых знает весь мир.

1. Эдуард Мане (1832-1883 гг.)

Эдуард Мане. Автопортрет с палитрой. 1878 г. Частная коллекция

Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.

Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.

Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.

В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. , Париж

Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.

“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.


Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847 г. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru

На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.

“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.

Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.

Эдуард Мане. Ангелина. 1860 г. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia.commons.org

Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.

Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.


Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org

Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.

Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.

2. Клод Моне (1840-1926 гг.)


Клод Моне. Автопортрет в берете. 1886 г. Частная коллекция

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.

Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.


Клод Моне. Лягушатник. 1869 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных - .

В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.

Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке.


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г. (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” - главная черта импрессионизма.

К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика - это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.

Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.

Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.

Так появились бесчисленные стога сена.

Картины Клода Моне в Музее изящных искусств в Бостоне. Слева: Стога сена на закате в Живерни, 1891 г. Справа: Стог сена (эффект снега), 1891 г.

Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов. Это ещё одно их изобретение.

Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.

О самой знаковой картине мастера читайте в статье

3. Огюст Ренуар (1841-1919 гг.)

Пьер-Огюст Ренуар. Автопортрет. 1875 г. Институт искусства Стерлинга и Франсин Кларк, Массачусетс, США. Pinterest.ru

Импрессионизм - это самая позитивная живопись. А самым позитивным среди импрессионистов был Ренуар.

В его картинах вы не найдёте драмы. Даже чёрной краской он не пользовался. Только радость бытия. Даже самое банальное у Ренуара выглядит прекрасным.

В отличие от Моне, Ренуар чаще писал людей. Пейзажи для него были менее значимы. На картинах отдыхают и наслаждаются жизнью его друзья и знакомые.


Пьер-Огюст Ренуар. Завтрак гребцов. 1880-1881 гг. Собрание Филлипса, Вашингтон, США. Wikimedia.commons.org

Не найдёте вы у Ренуара и глубокомыслия. Он был очень рад примкнуть к импрессионистам, которые поголовно отказывались от сюжетов.

Как он сам говорил, наконец у него есть возможность писать цветы и назвать их просто “Цветы”. И не выдумывать никаких историй про них.


Пьер-Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875 г. Музей Тиссена-Бормениса, Мадрид. arteuam.com

Лучше всего Ренуар чувствовал себя в обществе женщин. Он просил своих служанок петь и шутить. Чем глупее и наивнее была песенка, тем лучше для него. А мужская болтовня его утомляла. Неудивительно, что Ренуар известен полотнами в стиле ню.

Модель на картине “Обнаженная в солнечном свете” словно проявляется на красочном абстрактном фоне. Потому что для Ренуара нет ничего второстепенного. Глаз модели или участок заднего фона равнозначны.

Пьер-Огюст Ренуар. Обнаженная в солнечном свете. 1876 г. Музей д’Орсе, Париж. wikimedia.commons.org

Ренуар прожил долгую жизнь. И никогда не откладывал кисть и палитру. Даже когда его руки совсем сковал ревматизм, он привязывал кисточку к руке веревкой. И рисовал.

Как и Моне, он дождался признания после 40 лет. И увидел свои картины в Лувре, рядом с работами знаменитых мастеров.

Об одном из самых обворожительных портретов Ренуара читайте в статье

4. Эдгар Дега (1834-1917 гг.)


Эдгар Дега. Автопортрет. 1863 г. Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия. Cultured.com

Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (на открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры.

Наоборот, он любил чёткую линию. Черного цвета у него предостаточно. И работал он исключительно в студии.

Но все же его всегда ставят в ряд с другими великими импрессионистами. Потому что он был импрессионистом жеста.

Неожиданные ракурсы. Асимметрия в расположении объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Вот главные атрибуты его картин.

Он останавливал мгновения жизни, не давая персонажам опомниться. Посмотрите хотя бы на его “Оркестр оперы”.


Эдгар Дега. Оркестр оперы. 1870 г. Музей д’Орсе, Париж. commons.wikimedia.org

На переднем плане спинка стула. Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины.

Так любимые им танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.

Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.


Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США

Эдгар Дега любил писать женщин. Но болезнь или особенности организма не позволяли ему иметь с ними физический контакт. Он никогда не был женат. Никто никогда не видел его с дамой.

Отсутствие реальных сюжетов в его личной жизни добавляло тонкую и напряженную эротичность его образам.

Эдгар Дега. Звезда балета. 1876-1878 гг. Музей д’Орсе, Париж. wikimedia.comons.org

Обратите внимание, что на картине “Звезда балета” прорисована только сама балерина. Ее коллеги за кулисами еле различимы. Разве что несколько ног.

Это не значит, что Дега не закончил картину. Таков приём. Оставить в фокусе лишь самое главное. Остальное сделать исчезающим, неразборчивым.

О других картинах мастера читайте в статье

5. Берта Моризо (1841-1895 гг.)


Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо. 1873 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.

Берту Моризо редко ставят в первый ряд великих импрессионистов. Уверена, что незаслуженно. Как раз у неё вы встретите все главные черты и приёмы импрессионизма. И если вам этот стиль нравится, вы полюбите ее работы всей душой.

Моризо работала быстро и порывисто, перекладывая на холст своё впечатление. Фигуры словно вот-вот растворятся в пространстве.


Берта Моризо. Лето. 1880 г. Музей Фабре, Монпелье, Франция.

Как и Дега, она часто не дорисовала некоторые детали. И даже части тела модели. Мы не можем различить рук у девушки на картине “Лето”.

Путь к самовыражению у Моризо был трудным. Мало того, что она занималась “небрежной” живописью. Она ещё была женщиной. В те времена даме полагалось мечтать о замужестве. После чего любое хобби забывалось.

Поэтому Берта долго отказывалась от брака. Пока не нашла мужчину, который уважительно отнёсся к ее занятию. Эжен Мане был родным братом художника Эдуарда Мане. Он покорно носил за женой мольберт и краски.


Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в Буживале. 1881 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.

Но все же дело было в XIX веке. Нет, брюки Моризо не надела. Но полной свободы передвижения она себе позволить не могла.

Она не могла пойти в парк работать в одиночестве, без сопровождения кого-то из близких. Не могла посидеть одна в кафе. Поэтому ее картины - это люди из семейного круга. Муж, дочь, родственники, няни.


Берта Моризо. Женщина с ребёнком в саду в Буживале. 1881 г. Национальный музей Уэльса, Кардифф.

Моризо признания не дождалась. Она умерла она в 54 года от воспаления лёгких, не продав при жизни почти ни одной своей работы. В ее свидетельстве о смерти в графе “род занятий” стоял прочерк. Немыслимо было женщине зваться художником. Даже если она им на самом деле была.

О картинах мастера читайте в статье

6. Камиль Писсарро (1830 – 1903 гг.)


Камиль Писсарро. Автопортрет. 1873 г. Музей д’Орсе, Париж. Wikipedia.org

Камиль Писсарро. Неконфликтный, рассудительный. Многие его воспринимали, как учителя. Даже самые темпераментные коллеги о Писсарро плохо не говорили.

Он был верным последователем импрессионизма. Сильно нуждаясь, имея жену и пятерых детей, он все равно упорно работал в своем любимом стиле. И ни разу не переключился на салонную живопись, чтобы стать более популярным. Не известно, откуда он брал силы до конца верить в себя.

Чтобы совсем не умереть с голоду, Писсарро расписывал веера, которые охотно раскупали. А настоящее признание к нему пришло уже после 60 лет! Тогда наконец он смог забыть о нужде.


Камиль Писсарро. Дилижанс в Лувесьенне. 1869 г. Музей д’Орсе, Париж

Воздух на картинах Писсарро густой и плотный. Необыкновенный сплав цвета и объёма.

Художник не боялся писать самые переменчивые явления природы, которые показываются на мгновение и исчезают. Первый снег, морозное солнце, длинные тени.


Камиль Писсарро. Иней. 1873 г. Музей д’Орсе, Париж

Самые известные его работы - виды Парижа. С широкими бульварами, суетной пестрой толпой. Ночью, днём, в разную погоду. В чем-то они перекликаются с сериями картин Клода Моне.

Межрегиональная академия управления персоналом

Северодонецкий институт

Кафедра общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

Контрольная работа по культурологии

Импрессионизм как направление в искусстве

Выполнил:

студент группы

ІН23-9-06 БУБ (4. Од)

Шешенко Сергей

Проверил:

к. иск., доц.

Смолина О.О.

Северодонецк 2007


Введение

4. Постимпрессионизм

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Важным явлением европейской культуры второй половины 19 в. был художественный стиль импрессионизм, получивший распространение не только в живописи, но в музыке и художественной литературе. И все-таки возник он в живописи. Импрессионизм (франц. impressionism, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начала 20 века. Сложилось во французской живописи конца 1860 - начала 1870-х гг. (название возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце").

Признаки импрессионистического стиля - отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого свое скрытое единство и связь. В качестве особого стиля импрессионизм с его принципом ценности "первого впечатления" давал возможность вести повествование через такие, как бы схваченные наугад детали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей "боковой правдой" сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть.

Во временных искусствах действие разворачивается во времени. Живопись как бы способна запечатлеть лишь один-единственный момент времени. В отличие от кино у нее всегда один "кадр". Как же в нем передать движение? Одной из таких попыток запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости была попытка создателей направления в живописи, получившего название импрессионизм (от франц. впечатление). Это направление объединило различных художников, каждого из которых можно охарактеризовать следующим образом. Импрессионист - это художник, который передает свое непосредственное впечатление от природы, видит в ней красоту изменчивости и непостоянства, воссоздает зрительное ощущение яркого солнечного света, игры цветных теней, пользуясь палитрой из чистых несмешанных красок, с которой изгнаны черное и серое. Струится солнечный свет, от влажной земли поднимаются испарения. Вода, тающий снег, вспаханная земля, колышущаяся трава на лугах не имеют четких, застывших очертаний. Движение, которое раньше вводилось в пейзаж как изображение перемещающихся фигур, как следствие действия природных сил - ветра, гонящего облака, колышущего деревья, теперь сменяется покоем. Но этот покой неживой материи - одна из форм ее движения, которая передается самой фактурой живописи - динамичными мазками разных цветов, не скованными жесткими линиями рисунка.


1. Зарождение импрессионизма и его основоположники

Формирование импрессионизма началось с картины Э. Мане (1832-1893) "Завтрак на траве" (1863). Новая манера живописи не сразу была принята публикой, обвинявшей художников в том, что они не умеют рисовать, бросают на холст краски, соскобленные с палитры. Так, неправдоподобными показались и зрителям, и коллегам-художникам розовые Руанские соборы Моне - лучшая из живописных серий художника ("Утро", "С первыми лучами солнца", "Полдень"). Художник не стремился представить на холсте собор в разное время дня - он состязался с мастерами готики поглотить зрителя созерцанием волшебных светоцветовых эффектов. Фасад Руанского собора, как и большинство готических соборов, скрывает мистическое зрелище оживающих от солнечного света ярких цветных витражей интерьера. Освещение внутри соборов меняется в зависимости от того, с какой стороны светит солнце, пасмурная или ясная погода. Одному из полотен Моне своим появлением обязано слово "импрессионизм". Это полотно действительно было крайним выражением новаторства появившегося живописного метода и называлось "Восход солнца в Гавре". Составитель каталога картин для одной из выставок предложил художнику назвать её как-нибудь иначе, и Моне, вычеркнув "в Гавре", поставил "впечатление". И несколько лет спустя после появления его работ, писали, что Моне "вскрывает жизнь, которую до него никто не сумел уловить, о которой никто даже не догадывался". В картинах Моне стали замечать тревожный дух рождения новой эпохи. Так, в его творчестве появилась "серийность" как новый феномен живописи. И она заострила внимание на проблеме времени. Картина художника, как отмечалось, выхватывает из жизни один "кадр", со всей его неполнотой и незаконченностью. И это дало толчок к развитию серии как последовательно сменяющих друг друга кадров. Помимо "Руанских соборов" Моне создает серию "Вокзал Сен-Лазар", в которой картины взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако соединить "кадры" жизни в единую ленту впечатлений в живописи было невозможно. Это стало задачей кинематографа. Историки кинематографа полагают, что причиной его возникновения и широкого распространения были не только технические открытия, но и назревшая художественная потребность в движущемся изображении, И картины импрессионистов, в частности Моне, стали симптомом этой потребности. Известно, что одним из сюжетов первого сеанса кино в истории, устроенного братьями Люмьер в 1895 г., было "Прибытие поезда". Паровозы, вокзал, рельсы и были сюжетом серии из семи картин "Вокзал Сен-Лазар" Моне, выставленных в 1877 г.

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) вместе с К. Моне и А. Сислеем создали ядро импрессионистского движения. В этот период Ренуар работает над развитием живого, красочного художественного стиля с перистым мазком (известным как радужный стиль Ренуара); создает множество чувственных ню ("Купальщицы"). В 80-е годы все более тяготеет к классической ясности образов в своем творчестве. Более всего Ренуар любил писать детские и юношеские образы и мирные сцены парижской жизни ("Цветы", "Молодой человек на прогулке с собаками в лесу Фонтенбло", "Ваза с цветами", "Купание на Сене", "Лиза с зонтиком", "Дама в лодке", "Всадники в Булонском лесу", "Бал в Ле Мулен де ла Галетт", "Портрет Жанны Самари" и многие другие). Для его творчества характерны светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, воспевающие чувственную красоту и радость бытия. Но Ренуару принадлежит следующая мысль: "В течение сорока лет я шел к открытию того, что королевой всех цветов является черная краска". Имя Ренуара синоним красоты и молодости, той поры человеческой жизни, когда душевная свежесть и расцвет физических сил пребывают в полной гармонии.


2. Импрессионизм в работах К. Писсарро, К. Моне, Э. Дега, А. Тулуз-Лотрека

Камиль Писсарро (1830-1903) - представитель импрессионизма, автор светлых, чистых по цвету пейзажей ("Вспаханная земля"). Для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. В поздний период творчества обратился к изображению города - Руана, Парижа (Бульвар Монмартр, Оперный проезд в Париже). Во второй половине 80-х гг. испытал влияние неоимпрессионизма. Работал и как график.

Клод Моне (1840-1926) - ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии полотен "Стога сена", "Руанский собор" он стремился запечатлеть мимолетные, мгновенные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне Впечатление. Восходящее солнце произошло и название направления - импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Моне появились черты декоративизма.

Творческому почерку Эдгара Дега (1834-1917) свойственны безупречно точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободно асимметричной угловатой композицией, знанием мимики, поз и жестов людей разных профессий, точными психологическими характеристиками: "Голубые танцовщицы", "Звезда", "Туалет", "Гладильщицы", "Отдых танцовщиц". Дега - прекрасный мастер портрета. Под влиянием Э. Мане перешел к бытовому жанру, изображая парижскую уличную толпу, рестораны, скачки, балетных танцовщиц, прачек, грубость самодовольных буржуа. Если произведения Мане светлы и жизнерадостны, то у Дега они окрашены грустью и пессимизмом.

Тесно связано с импрессионизмом и творчество Анри Тулуз-Лотрека (1864- 1901). Он работал в Париже, где рисовал танцовщиц и певиц из кабаре и проституток в своей особой манере, отличающейся яркими красками, смелостью композиции и блестящей техникой. Большим успехом пользовались его литографические плакаты.

3. Импрессионизм в скульптуре и музыке

Современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840-1917). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляет красоту и благородство человека, оно пронизано эмоциональным порывом (группа "Поцелуй", "Мыслитель" и др.) для него свойственна смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергическая живописная лепка. Скульптура имеет текучую форму, приобретает как бы незаконченный характер, что роднит его творчество с импрессионизмом и в то же время позволяет создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной аморфной материи. Эти качества ваятель сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским размышлениям ("Бронзовый век", "Граждане Кале"). Художник Клод Моне назвал его великим из великих. Родену принадлежат слова: "Скульптура это искусство углублений и выпуклостей".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры