Художник евгений лансере семья. Евгений Лансере — толкователь русской классики

Главная / Психология

Павел Павлинов

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Номер журнала:

ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЛАНСЕРЕ - ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ, НЕ ТОЛЬКО ЗАСТАВШИХ, НО И ЗАПЕЧАТЛЕВШИХ МНОГИЕ СОБЫТИЯ И ПЕРВОЙ, И ВТОРОЙ МИРОВЫХ ВОЙН. ЗИМОЙ 1914-1915 ГОДОВ ОН ЕЗДИЛ НА ТУРЕЦКИЙ ФРОНТ РИСОВАТЬ ТИПЫ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ, КАЗАКОВ, ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ 1 . ТА ВОЙНА НАЗЫВАЛАСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. ПОТОМ БЫЛА РЕВОЛЮЦИЯ 1917-ГО И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. НО МАЛО КТО ПРЕДПОЛАГАЛ НАЧАЛО НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ТАК СКОРО. 4 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА ХУДОЖНИК ЗАПИСАЛ В ДНЕВНИКЕ 2: «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА! ОПЯТЬ ВСЕ ЛЕТИТ К ЧЕРТУ! А ВСЕ ЕЩЕ ПО ИНЕРЦИИ И Я, И ДРУГИЕ ТОЛКУЕМ И ЗАБОТИМСЯ О ТОНКОСТЯХ ПРОПОРЦИЙ, ОБ ОТТЕНКАХ ЦВЕТА!.. ДУМАЮ О ПАРИЖАНАХ, О КОЛЕ 3 ». 9 СЕНТЯБРЯ: «ОЛЁК 4 УДРУЧЕН УГРОЗОЙ ВОЙНЫ. ПУБЛИКА, ПО-ВИДИМОМУ, ЗАПАСАЕТСЯ ПРОВИЗИЕЙ. ПОВСЮДУ ОЧЕРЕДИ. ДАВКА В СБЕРКАССАХ». «МОЛНИЕНОСНО СЛЕДУЮЩИЕ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: 17-ГО ВСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ПОЛЬСКУЮ ТЕРРИТОРИЮ. РАЗГРОМ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЬШИ, ВЧЕРА РАЗДЕЛ ЕЕ; ВСЕ ГАДАЮТ - КОМУ ВАРШАВА, ОКАЗАВШАЯСЯ КАК РАЗ НА РУБЕЖЕ» (ИЗ ДНЕВНИКОВОЙ ЗАПИСИ 24 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА). НО НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ ВОЙНА ПРИШЛА ТОЛЬКО В ИЮНЕ 1941-ГО .

Последние годы перед войной очень активны для Лансере в творческом плане. Были осуществлены его эскизы оформления альбома «"Маскарад" Лермонтова в эскизах Головина» (М.; Л., 1941), книг А.В. Лебедева «Ф.С. Рокотов» (М., 1941), М.В. Нестерова «Давние дни» (М., 1941). Тем не менее многие проекты монументальной живописи по разным причинам не реализовывались: эскизы панно для главного зала и плафонов над лестницей Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (1935-1940); эскизы мозаичного фриза для зала искусств на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1938), росписей плафона зрительного зала Большого театра (1940, Комитет по делам искусств отказался от проекта в апреле 1941 года). Члены комитета часто говорили об отсутствии «глубокой социалистической» идеи, что справедливо, так как Лансере старался использовать общегуманитарные символы и аллегории. Да и построение композиции на основе четкой лепки объемов, а не декоративных пятен казалось устаревшим. Многие проекты были отменены из-за сложностей предвоенного и военного времени - проект оформления интерьеров Большого зала Дворца Советов (1938-1941), театральные проекты. В августе 1942 года книгу про Сванетию с рисунками Лансере Худфонд отказался печатать по политическим соображениям. 13 июня 1941 года Лансере отвез в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского последние эскизы и макеты декораций к опере С.С. Прокофьева «Помолвка в монастыре», но из-за войны постановка осуществлена не была 5 . А всего за два дня до начала войны, 20 июня 1941 года, железнодорожное начальство одобрило эскизы двух панно в вестибюле Казанского вокзала («Взятие Зимнего дворца» и «Праздник на Красной площади по случаю принятия Конституции СССР в 1936 году»). Война отложила реализацию, а уже в 1943-м художник полностью отказался от этих сюжетов.

Начало войны застало Евгения Лансере в Москве за работой над эскизами росписи Казанского вокзала 6 . «Ну вот и война... Около часа звонок от Иды Федоровны, сказала - война, бомбы в Киеве, Кишиневе, Каунасе, Севастополе, Житомире. Не верилось», - записал он вечером 22 июня. 27-28 июня художник работал в комиссии по защите дипломов и принимал экзамены в Академии архитектуры 7 . Только после этого он поехал к семье на дачу в поселок Пески близ Коломны. Сам дом был построен по чертежам сына в 1939-1940 годах. Летом 1941-го дом хотели достраивать, но не успели. Несмотря на бомбежки и предложения об эвакуации 8 , к концу августа решили не уезжать. Во время самых тяжелых бомбежек (в октябре-ноябре 1941 года) соседи предлагали уехать «в леса». Обстановку нагнетали слухи. 18 октября Лансере записал: «Слухи очень неопределенные; ясно, что огромная паника в Москве; поезда - эшелоны с беженцами. Слухи о взятии Каширы... Но не верим». В начале ноября боялись наступления немцев со стороны Каширы, стали копать окопы на опушке леса. Но уже в декабре, когда немцев заставили отступать, начали возвращаться к художественным проектам. 5 декабря сын Женя повез в Москву эскизы к опере «Суворов». Но здоровье Е.Е. Лансере ухудшалось. 28 декабря художник был в поликлинике в Москве: «...общий осмотр меня - констатировали похудание, истощенность - отсюда и грыжа». Однако новый, 1942 год встречали на даче в хорошем настроении: «...елка, канделябры со свечами; очень тепло, несмотря на сильный мороз. Колобовы, Куприн, "Амировы", да нас с Таней = 8».

В Песках Лансере жил с женой, ее племянницей Татьяной Игоревной Арцыбушевой, сыном Евгением и дочерью Натальей, которой приходилось работать в колхозе, чтобы получать хлеб и картошку, с ее мужем архитектором Георгием Ипполитовичем Волошиновым и их детьми Андреем и Марией. Чтобы прокормиться, ездили или ходили пешком 12 километров в Коломну: продавали вещи, меняли на еду. 24 февраля 1942 года «Олёк променял свои золотые часики на 2 пуда черной муки и мешок картошки». Держали коз, в 1943 году удалось купить корову и привезти пчел. 15 февраля 1944-го в письме В.П. и В.А. Белкиным в недавно освобожденный Ленинград Лансере рассказывал о перипетиях 1941-1943 годов: «Первую военную осень и начало зимы мы все были на даче, время было очень страшное: перед дачей рыли окопы, делали завалы, бомбежка линии станции - около 1 километра от дачи; угоняли мимо нас скот, беженцы, и все приближающийся гул орудий; но все же немцы не дошли до наших мест километров 40-50, и их прогнали, а мы благополучно усидели и тем сохранили дачу и имущество. Время, конечно, было трудное и в смысле питания и заработка. Но не сравнимое все же, конечно, с тем, что перенесли Вы». Помогало общение с другими жителями поселка «Советский художник» - с А.В. Куприным, П.П. Кончаловским, Ю.И. Пименовым, Федоровыми, Колобовыми, Фомиными и др. Вместе с тем жизнь на даче способствовала развитию станковой линии в творчестве мастера. Он пишет автопортрет (1942), пейзажи Песков, триптих «Озеро Гек-Гёль» (1943-1944) 9 , натюрморты («Тыквы», 1943; «Охотничий натюрморт», 1944), в которых развивает принципы реализма.

С начала 1942 года военная тематика интересует художника. Все больше времени ему приходится проводить в Москве, работая над графическими заказами. В январе-марте он компоновал эскизы обложки к альбому «Художники Москвы - фронту» и макет сборника «Великая Отечественная война», чуть позже создает автолитографию «В дозоре». 29 января 1942 года Лансере писал, что ему «так хочется поработать с натуры (на фронте)». На фронт он не попал, но и уезжать в тыл не хотел. После известий о смертях в блокадном Ленинграде 10 увеличилось количество предложений об эвакуации (от А.М. Герасимова, С.Д. Меркурова, Б.М. Иофана, предлагавших переехать в Свердловск) 11 .

Лансере стремился быть правдивым в передаче деталей. Для написания картины «Разгром германской тяжелой батареи» в феврале 1942 года он ездил смотреть немецкие пушки в Центральный дом Красной Армии. В июне он зарисовывал выступление народных артисток СССР Н.А. Обуховой и Е.А. Степановой в военном госпитале в Хавско-Шаболовском переулке в Москве для картины «Концерт в госпитале» (картина не завершена). 21-25 сентября вместе с Алексеем Викторовичем Щусевым и своим сыном изучал разрушения в городе Истре. Позже, в 1944-м, он создал обложку, титульный лист, заставки и концовки для книги А.В. Щусева «Проект восстановления города Истры» (М., 1946). Вместе с тем перед Пасхой в апреле 1942-го Лансере по заказу Худфонда начал работу над своей последней станковой серией «Трофеи русского оружия», состоящей из пяти исторических картин: «После битвы на Чудском озере» («После Ледового побоища»), «Бойцы у трофейных орудий» («1941 год под Москвой»), «Вечер после Бородино» («Ночь после Бородинского боя»), «На Куликовом поле», «Петр после Полтавы» («Полтавская победа»). Завершенная уже к октябрю 7 ноября 1942 года серия была экспонирована на большой выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее 12 , размещенной вместо эвакуированных экспонатов. 19 марта 1943 года художник получил за эту серию Государственную премию СССР 2-й степени. Как он писал в автобиографии, «присуждение мне Сталинской премии изменило строй мыслей и настроений - явились и вера в себя, и надежды на будущее» 13 . А после окончания выставки в конце 1943-го серия была передана в собрание галереи.

Евгений Лансере всегда с особым вниманием относился к истории, что отразилось в его творчестве. В феврале 1943 года он встречался с историками Е.В. Тарле и А.И. Яковлевым, рассказывавшими о победе в Сталинграде как о поворотном моменте войны и сравнивавшими ее с битвой при Пуатье 732 года. Через день после капитуляции 6-й армии Третьего рейха Лансере предложил Комитету по делам искусств при СНК СССР написать триптих «Война и мир». Художник разработал только две его части («Мобилизация» и «Артиллерийский бой в лесу»). Правая часть, которую в условиях войны продумать было гораздо сложнее, как и весь триптих, осталась на уровне эскизов. Но тема правой композиции «Мир» все же нашла свое воплощение в монументальной живописи уже после того, как 7 февраля 1945 года Лансере получил письмо от начальника Казанского вокзала А.И. Попова с требованием закончить к ноябрю два панно для башни Сююмбеки Казанского вокзала, заказанные еще в 1939 году. «С обеда мучился выдумыванием, чем заменить прежние эскизы. И сейчас - 11 ч. вечера - придумалось, мне кажется. Беру фигуры "Мира", "Победы" из компонуемого эскиза; как будто из них можно будет сделать то, что давно мечталось»,- записал в тот день мастер. На стенах композиции были созданы уже в 1946 году. Завершенный в мае 1946-го «Мир» изображен в виде женщины в плаще с ребенком и ветвью лавра; «Победа», начатая на стене только 3 августа и дописанная после смерти академика его сыном, вначале задумывалась в виде Афины Паллады, но в мае 1945-го в эскизах превратилась в воина в кольчуге, шлеме и плаще, с мечом и копьем (но без автомата, как требовали). Вокруг фигуры женщины в «Мире» располагаются одноцветные композиции, отражающие мирную жизнь («Наука», «Искусство», «Семья», «Отдых», «Труд у станка» и «Труд в полях»). По сторонам от воина золотыми буквами начертаны названия десяти городов, связанных с победами Советской армии. В письме И. Шарлеманю от 7 ноября 1945 года мастер признался, что «боялся - не испугала бы трактовка сюжетов - не сказали бы - "вот Божья матерь с младенцем Иисусом и св. Георгий с пикой", но все прошло благополучно».

Победе в войне предшествовали два года не менее активной творческой деятельности мастера. 10 мая 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка произведений семи мастеров старшего поколения. Вместе с Е.Е. Лансере выставлялись В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Э. Грабарь, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов и К.ф. Юон. 15 июля все художники, кроме И.Э. Грабаря, были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Это была последняя крупная прижизненная выставка Лансере. В каталоге, опубликованном осенью 1944 года, перечислено более ста произведений живописи, графики, эскизов монументально-декоративных работ, театральных постановок начиная с 1907 года и только семь работ военного времени (1941-1942). Тем не менее подводить итоги было рано. Опыт Лансере был очень важен в различных сферах художественной жизни. В ноябре-декабре 1943-го по поручению комитета по делам искусств и Всероссийского театрального общества он посетил Тбилиси для изучения творчества живописцев и консультаций по вопросам улучшения художественного образования с предложением введения в Тбилисской Академии художеств кафедры прикладного искусства. Очень был полезен талант Лансере-монументалиста. 7 марта 1944 года он читал доклад в МОССХе «Моя работа в области монументальной живописи», а 19 апреля 1945-го в газете «Советское искусство» опубликована его статья «О монументальной живописи». С 1943 года художник работал над проектами восстановления Театра им. Е.Б. Вахтангова, в который в 1941-м попала бомба, в 1944-м по предложению архитектора Д.Н. Чечулина создавал эскизы росписи потолка фойе и центрального плафона Театра Моссовета (не реализованы). О широте его возможностей говорят его консультации по оформлению станций метро («ЗИС»), по разработке новых военных орденов (в том числе для женщин), по возобновлению постановки «Горе от ума» в Малом театре, заседания по этикеткам «Пищепрома». Заслуги Лансере в развитии различных направлений отечественной культуры получили признание в общественных кругах, и 69-летнему мастеру 26 февраля 1945 года было присвоено звание народного художника РСФСР, а 4 сентября 1945-го ему вручили второй орден Трудового Красного Знамени.

После окончания войны, 18 мая 1945 года, Евгений написал своей сестре в Париж, рассказал о смерти еще в 1942 году их брата Николая, но закончил с надеждой: «Теперь, когда завершилась победою эта ужасная война, мы все верим, что установится связь с вами всеми, такими далекими и такими близкими, а может быть, и увидимся». Но увидеться им было не суждено. Еще 19 ноября 1942-го Лансере записал: «Что всех интересует, будут ли после войны перемены; большинство [думает], что нет, будет хуже в случае победы. Я обычно один надеюсь на эволюцию и спуск на тормозах».

  1. См. статью: Павлинов П.С. Евгений Лансере на Кавказском фронте. Рисунки и заметки мастера // Собрание. 2005. № 2. С. 16-23.
  2. Здесь и далее без указания - Архив семьи Лансере.
  3. Сестра Евгения Лансере Зинаида Серебрякова переехала в Париж в 1924 году. В 1925 и 1928 годах, соответственно, к ней приехали ее дети Александр и Екатерина. Во время войны они оставались жить в Париже. Брат Евгения архитектор Николай Лансере вторично был арестован по обвинению в шпионаже в 1938 году. Евгений писал письма Жданову, Кагановичу и прокурорам, но Николай был приговорен к 5 годам лагерей. 18 июля 1939 года его без свидания выслали в Котлас, а осенью - в Республику Коми, в поселок Кочмес Усть-Усинского района. В августе 1940 года его этапировали в Москву, а летом 1941-го перевезли в Саратовскую пересыльную тюрьму, где он и умер в мае 1942-го.
  4. Жена Евгения Лансере - Ольга Константиновна, урожденная Арцыбушева.
  5. Евгений Лансере работал над эскизами «Помолвки в монастыре» вместе со своим сыном живописцем, архитектором, книжным графиком Евгением (1907-1988). Не осуществленными остались также эскизы к драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь» для Малого театра, исполненные в 1941-м, а также эскизы декораций к опере С.Н. Василенко «Суворов» для Музыкального театра имени К.С. Станиславского, разрабатывавшиеся в 1941-1943 годах.
  6. О жизни и творчестве Е.Е. Лансере во второй половине 1941 года см.: В.М. Бялик «Свидетель войны» // Русское искусство. М., 2005. № 4. С. 136-139.
  7. Вскоре Академия архитектуры будет эвакуирована в Чимкент, и преподавательская деятельность Лансере, начавшаяся в 1910-е годы и почти непрерывная с 1922 года, прервется.
  8. Речь идет о предложении эвакуироваться 8 августа 1941 года на поезде в Нальчик. На нем уехали И.Э. Грабарь, В.А. Веснин, М.Н. Яковлев и многие другие.
  9. Триптих «Озеро Гек-Гёль» с 1 августа 1944 года экспонировался на Выставке пейзажа Московского Союза советских художников в зале Московского товарищества художников.
  10. Из дневниковой записи 15 февраля 1942 года: «Ужасные вести из Питера - голод. Гибель Петергофа, Царского, Ораниенбаума, Гатчины». 2 марта: «Ужасные вести: умерли В.А. Фролов, И.Я. Билибин, Петров, Наумов, Карев... говорят, всего 47 художников». Невозможно без содрогания читать и более поздние записи. 16 апреля 1944 года: «У нас Фроловы; рассказы Андрея о Ленинграде. Потеря в феврале 1942 продовольственной карточки сестрами Зарудными, и их смерть от голода».
  11. В Свердловск в январе 1942 года уехала племянница Лансере Татьяна Серебрякова с мужем Валентином Филипповичем Николаевым. Брат Татьяны Евгений Серебряков с женой до лета 1945 года оставались в эвакуации в городе Фрунзе.
  12. Экспонировались 255 художников. Среди выставленных произведений - «Фашист пролетел» А.А. Пластова, триптих «Александр Невский» П.Д. Корина.
  13. Е. Лансере. Автобиографический очерк // В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Э. Грабарь, Е.Е. Лансере, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов, К.Ф. Юон. [Каталог выставки]. М., 1944. С. 46.

Русский художник.
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933).
Народный художник РСФСР (1945).

Родился в Павловске 4 сентября (23 августа) 1875 года в семье скульптора Е.А. Лансере.
Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1892–1895), а также в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895–1898).
1896-1900 годы провёл в Париже, где работал в частных Академиях Жюльена и Коларосси.
До революции жил в Петербурге. Был членом объединения «Мир искусства». Получил известность прежде всего своими книжно-иллюстративными работами (циклы Царская охота на Руси, 1902; Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, 1910), которым присуща изысканная, мажорная по настроению историческая стилизация; те же черты свойственны и его сценографии (спектакли петербургского Старинного театра). Лучший его книжный цикл - иллюстрации к Хаджи-Мурату Л.Н. Толстого (1912–1915).
В 1905–1908 годах Лансере создавал сатирически-революционную графику для журналов «Жупел», «Зритель» и «Адская почта» (последнюю Лансере даже сам издавал).
В 1912 году получил звание академика живописи, а в 1915 году - действительный член Академии художеств.
С 1912 по 1915 годы Е.Е. Лансере состоял заведующим художественной частью Фарфорового завода и Гранильной фабрики.
Революции 1917 года не принял и в 1918–1919 годах сотрудничал как художник в ОСВАГе (Осведомительно-агитационное бюро, информбюро армии А.И. Деникина).
С 1918 по 1934 годы жил на Кавказе. Состоял профессором Тбилисской Академии художеств. В 1922 году ездил по вызову полпреда РСФСР в Ангру, а в 1927 году по командировке Наркомпроса Грузии - в Париж.

В 1933 году росписал плафон ресторана Казанского вокзала в москве. В 1934 году получил от Моссовета жилплощадь и перехал в Москву. С 1934 года - профессор в Академии архитектуры.
Официальное поощрение принципов неоклассики способствовало его успеху. Лансере продолжил и обновил некоторые свои прежние замыслы, завершив работу над иллюстрациями к Казакам Л.Н. Толстого (1937), а также над росписями Казанского вокзала в Москве (1933–1934, 1945–1946), заказанными ему ещё до октябрьского переворота; эти росписи (наряду с плафоном гостиницы «Москва», 1937, и другими монументальными работами Лансере) принадлежат к самым значительным образцам архитектурно-живописного декора тех лет.

Евгений Александрович Лансере — один из самых известных русских скульпторов . Родился в 1848 году в городе Моршанск. Большая часть его работ относится к стилю . Животные занимали в его творчестве особую роль. Самое почётное место среди всех животных он отдавал лошадям. Любовь к этим прекрасным животным у него появилась ещё в детстве. На протяжении всей своей жизни он продолжал создавать великолепные, искусно выполненные, детализированные скульптуры с участием животных и людей.

Многие из тех, кто знакомятся со скульптурами Лансере, замечают, что в его творчестве немалое внимание отдано не только русской, но и другим культурам. Совершив несколько поездок в Центральную Азию, на Кавказ, Северную Африку, а также другие страны и регионы, в своей скульптуре он попытался выразить сам дух тех мест, где побывал и где был вдохновлён.

По большей части Евгений Александрович Лансере был самоучкой и всех своих успехов добился самостоятельно. У него не было высшего художественного образования. Советами и наставлениями ему помогал другой русский скульптор Николай Иванович Либерих, который увидел в молодом даровании необыкновенный талант. Кроме того, Евгений Лансере посещал мастерские скульпторов, где работал с натуры и перенимал опыт других мастеров. Позже изучал бронзовое литьё в Париже.

Этот скульптор сделал немало в становлении русского искусства, как одного из наиглавнейших в мире. Он прославил скульптурную школу России за рубежом, не раз участвовал во Всемирных выставках. Кроме того, его скульптуры отливались на бронзолитейных и чугунолитейных заводах. За свои работы получил звание классного художника 1-й степени Академии художеств, был принят в члены Московского общества любителей художеств, а также стал почетным вольным общником Академии Художеств. За свою жизнь создал около 400 скульптур, которые в настоящее время представлены в Русском музее Петербурга, Третьяковской галерее Москвы и других музеях.

Великий русский скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере умер в 1886 году.

Евгений Александрович Лансере

Араб со львятами

Богатырь

Запорожец после битвы

Киргизский косяк на отдыхе

Киргизский косяк на отдыхе

Отъезжающая тройка

Плугарь-малоросс

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946)

Евгений Евгеньевич Лансере

Лансере, как и его современники А. Бенуа и В. Серов, создал в своем творчестве совершенно новый тип исторической картины. Его небольшие по размерам полотна с неглубоким пространством, правдиво передающие дух определенной эпохи, вызывали в воображении зрителя множество исторических и литературных ассоциаций.

Русский художник и живописец Евгений Евгеньевич Лансере родился в городе Павловске под Петербургом. Мальчик рос в художественной среде (его отец, Е. А. Лансере, был скульптором, дядя, А. Н. Бенуа, живописцем).

Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Я. Ф. Ционглинского и Э. К. Липгардта, позднее, в 1895–1897 годах, учился в академии Коларосси и студии Жюлиана в Париже. Начало творческой деятельности мастера связано прежде всего с графикой. Лансере входил в число главных оформителей журнала «Мир искусства», занимался также другими изданиями, созданными объединением «Мир искусства».

Графику Лансере начала 1900-х годов можно разделить на два направления: декоративные орнаменты с использованием растительных мотивов и исторические композиции.

Е. Е. Лансере. «Ботик Петра I», 1903, Третьяковская галерея, Москва

Как М. Добужинского и А. Бенуа, Лансере интересовал старинный Петербург, его архитектурные памятники, которым он посвятил множество своих рисунков, акварелей, литографий («Никольский рынок. Петербург», 1901, Третьяковская галерея, Москва; «Казанский собор», «Калинкин мост» - обе в 1902).

Большое влияние на формирование Лансере как художника оказали произведения с исторической тематикой В. Серова, с которым молодой мастер работал над изданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси». Для этого издания Серов выполнил композиции «Петр I на псовой охоте» и «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту».

Одной из самых интересных работ Лансере с историческим сюжетом стала картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905, Третьяковская галерея, Москва; вариант - в Художественном музее, Н. Новгород). Мастер выбрал лишенный сложной фабулы сюжет, что свойственно творчеству большинства мирискусников.

В то же время Лансере не только передает общий дух дворцовой церемонии выхода царицы, но и обращает внимание на героев сцены: величественную, тучную императрицу, вельмож и придворных дам с надменными лицами.

В человеческих фигурах нет и намека на гротеск, это не марионетки и не бесплотные сомовские дамы и кавалеры, а живые люди, свободно и естественно расположившиеся в процессии. Они гармонично вписываются в архитектурный пейзаж и как бы составляют единое целое с ансамблем царскосельского дворца с его беломраморными колоннами, статуями, лепными украшениями и декоративными балкончиками. Картина очень тонко передает атмосферу северного города; фигуры людей и здания залиты холодным светом петербургского дня.

Подобно многим художникам «Мира искусства», Лансере интересовался эпохой Петра I. Его работы, посвященные этому времени, отмечены романтическим чувством, в них мало бытовых деталей и элементов жанровости, что характерно для картины «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Высокая пафосность характеризует композиции «Ботик Петра I» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Петербург начала XVIII века» (1906, Русский музей, Санкт-Петербург). Главное для художника - передать облик города начала XVIII столетия, запечатлеть дух времени. Этому служат не только архитектурные постройки, но и люди, чью деятельность автор запечатлел на своем полотне.

Таково и полотно «Корабли времен Петра I» (1909, Русский музей, Санкт-Петербург; вариант - 1911, Третьяковская галерея, Москва).

Лансере стремился запечатлеть мощь и силу русского флота. Все детали картины подчинены этой цели. Клубящиеся темные тучи на небе, бурные волны, надутые паруса, трепещущие от ветра флаги создают впечатление движения, энергии.

В 1900–1910-х годах Лансере принял активное участие в художественном предприятии «Современное искусство», основанном И. Э. Грабарем. «Современное искусство» представляло собой своеобразную выставку, на которой демонстрировались картины, произведения прикладного искусства, художественно оформленные интерьеры.

Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, Третьяковская галерея, Москва

Большое место в творческом наследии мастера занимает монументально-декоративная живопись.

В 1910–1912 годах Лансере создал плафон и фриз для московского особняка Тарасова. Спустя несколько лет вместе с А. Бенуа художник занимался эскизами росписей «Народы России», предназначенных для оформления Казанского вокзала и Правления Казанской железной дороги.

К этому времени относится театрально-оформительская деятельность Лансере, работавшего в Старинном театре.

Е. Е. Лансере. «Петербург начала XVIII века», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург

Значительный интерес представляют графические работы художника для журналов и книг. С помощью Лансере были оформлены журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», книга А. Н. Бенуа «Русская школа живописи», издание «История великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси».

В стиле средневековой готики, барокко времен Петра Великого, русского классицизма выполнены изящные виньетки, концовки, заставки Лансере для журналов и книг. Интерес к русской истории и жизни народа отразился в реалистичных и правдивых рисунках и акварелях мастера к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–1915), по праву принадлежащих к лучшим книжным иллюстрациям начала XX столетия.

Перед началом работы над повестью Лансере побывал в Дагестане и Чечне, где сделал множество зарисовок человеческих типов, пейзажей, архитектурных памятников, предметов быта, оружия.

В период Первой мировой войны Лансере отправился на Турецко-Кавказский фронт, где сделал большое количество зарисовок.

Е. Е. Лансере. «Корабли времен Петра I», 1911, Третьяковская галерея, Москва

К теме Кавказа художник вновь обратился, работая над иллюстрациями к «Казакам» Л. Н. Толстого.

К этому времени он был хорошо знаком с жизнью кавказских народов: три года, с 1917 по 1920, художник провел в Дагестане, затем жил в Тбилиси, где работал рисовальщиком в Музее этнографии и много времени проводил в этнографических экспедициях вместе с сотрудниками Кавказского археологического института.

С 1933 года Лансере жил в Москве. Он занимался монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Лучшей работой последнего периода жизни мастера стала серия «Трофеи русского оружия» (1942), показавшая неразрывную связь истории с современностью.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги История русской семиотики до и после 1917 года автора Почепцов Георгий Георгиевич

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

18 951-ый «Евгений Онегин»* Артист перестроится в новый аппарат восприимчивости, основанной на творческом беспредметном создании новой формы построенных звуко-слов мимики и жеста, которые возникнут от внутреннего движения творческой инициативы.Ныне он имитатор,

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

Федор (Фиделио) Антонович Бруни (1799–1875) Известность Ф. А. Бруни принесла картина «Смерть Камиллы, сестры Горация». Выполненная в традициях классицизма, она в то же время отмечена романтическим пафосом. Романтическая эмоциональность свойственна и другому произведению

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Константин Федорович Юон (1875–1958) Картины Константина Федоровича Юона являются как бы мостом, соединяющим Россию конца XIX века с новым государством, образовавшимся в 1917 году. Он с большой достоверностью изображал изменения, происходящие в стране и, особенно, в Москве в эти

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957) Добужинский любил Петербург, но не современный, а старинный, пушкинский. Он сделал множество рисунков, изображавших поэтическое очарование северной столицы. Но был в его творчестве и другой Петербург - с однообразными и унылыми

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Николай Лансере Лансере Николай Евгеньевич (1879–1942). Окончил Академию художеств (1904 г.). Выдающийся деятель русской культуры XX века, художник универсального дарования. Крупный и разносторонний архитектор, живописец, график, историк архитектуры, деятель в области

Из книги автора

Жан Франсуа Милле (1814–1875) Сборщицы колосьев 1857. Музей д’Орсе, ПарижМилле, будучи выходцем из семьи сельского органиста, с ранних лет приобщился к крестьянскому труду, что сказалось на выборе центральной темы его творчества. Сельская тема была достаточно распространена

Из книги автора

Камиль Коро (1796–1875) Женщина с жемчужиной 1869. Лувр, ПарижДля картины позировала молодая женщина, жившая по соседству, Берта Гольдшмидт. Она облачена в платье итальянки и жилет художника и изображена в позе, близкой леонардовской «Джоконде». Хотя имя модели известно, эта

Из книги автора

Карл Петрович Беггров 1799–1875 Беггров закончил пейзажный класс Петербургской Императорской академии художеств. Он учился у знаменитого пейзажиста М. Н. Воробьева.Беггров занимался литографированием и состоял в должности литографа при Главном управлении путей

Из книги автора

Евгений Петрович Житнев 1809–1860 Житнев – ученик А. Г. Венецианова. Был крепостным, но получил вольную, учился вольноприходящим в Петербургской Императорской академии художеств. В 1835 году получил звание свободного художника, в 1856 году стал академиком

Из книги автора

Александр Алексеевич Агин 1817–1875 Агин был незаконнорожденным сыном дворовой крестьянки и богатого псковского помещика, происходившего из древнего рода Елагиных. Ротмистр привилегированного кавалергардского полка Алексей Петрович Елагин был участником Отечественной

Из книги автора

Юон Константин Федорович (1875–1958) Праздничный день. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре Живописное творчество Юона многогранно. Он писал тематические картины, портреты, но излюбленным жанром художника был пейзаж. Этот жанр позволял ему воспевать красоту русской

Я родился 13 декабря 1953 года в Москве, в семье скульптора и художника Евгения Евгеньевича Лансере и Светланы Дмитриевны Якуниной-Лансере. В нашей семье соблюдается традиция – называть сына Евгением, поэтому немного сложно бывает разобраться, о ком идет речь – о сыне или отце? Поэтому, когда говорится о ком-либо из Лансере, принято указывать: Лансере I – это Евгений Александрович Лансере, знаменитый своими скульптурными композициями с лошадьми; Лансере II или Лансере-сын – Евгений Евгеньевич Лансере, художник и архитектор. Он известен своими иллюстрациями к повести Толстого «Хаджи-Мурат», монументальной росписью Казанского вокзала. Его дело продолжил мой отец, Лансере III. На данный момент я, Лансере IV, также унаследовал и поддерживаю творческую стезю нашей семьи.
Отец не принуждал меня следовать его профессии или призванию, он считал, что я сам должен выбрать, каким путем мне идти и развиваться. Он брал меня с собой на этюды, творческая мастерская находилась прямо у нас дома, но ничему конкретно он меня не учил. Поэтому решение заниматься живописью я принимал самостоятельно.
В 1966 году я поступил сразу во второй класс художественной школы №3, по окончании 3 лет учебы продолжил заниматься в художественной студии Дома архитекторов. С 1972 по 1978 годы был студентом Педагогического университета имени Ленина на художественно-графическом факультете. Среди моих учителей были Ефанов и Строганов. Я начинал как живописец, работая в живописном комбинате Союза художников, долгое время вел частную школу. Я начал уже прилично зарабатывать как художник, но в один момент все поменялось…
В 1987 году в нашем доме произошел потоп и горячая вода, хлынувшая с потолка, залила и мои работы, и многие уникальные полотна, хранившиеся на стенах нашего «домашнего музея». Картины, уцелевшие со времен революции, фамильные ценности, удалось восстановить, но все мои работы пропали. Я был настолько потрясён этим событием, что перестал заниматься живописью.
Но всё-таки я решил попробовать себя в скульптуре и дизайне. В 1991 году состоялась очень продуктивная поездка в США, где я изготовил 20 скульптурных портретов на заказ.
После, продолжая работать со скульптурой, стал заниматься дизайнерскими, оформительскими работами – ковка, витражи, камины и прочее. Я начинал работать вместе с Марком Фёдоровым. Стало появляться все больше частных заказов и частных проектов, появлялось все больше возможности для творчества. В то время потребности заказчиков ограничивались желанием сделать ярче и крупнее, чем у соседа. Сегодня все больше ценятся авторские работы, то, что и я ценю – индивидуальность, проработка деталей.
Я работаю практически с любым материалом – с металлом, стеклом, керамикой; занимаюсь ковкой, литьем, витражами. На сегодняшний день я принимаю заказы и выполняю их с коллективом художников.
Из крупных работ, которые мне довелось делать, был музей Бенуа в Петергофе, оформление здания Авторского телевидения (АТВ) на Полянке в Москве (1995 г.), оформление зданий АФК «Система» на Пречистенке и Спиридоновке, дома приемов АФК «Система» в Серебряном бору.
Одна из моих скульптур представлена во дворе посольства Люксембурга в Москве.
Также являюсь членом московского Союза художников по секции «скульптура» и членом Попечительского совета Государственной Третьяковской галереи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры