Смыслы бессмыслицы. «Новая женщина» Ханна Хёх: Как придумать один коллаж, выйти из тени мужа и прославиться на весь мир

Главная / Ссоры

. "Фотомастерская" и её сотрудники живут насыщенной культурной жизнью, о чем и пишут.:)
Иногда я буду выкладывать кое-что из своих статей здесь. Конечно, это не формат ЖЖ, поэтому тяжеловато. Постараюсь сокращать. Вот, например, из этого текста про Ханну Хёх я убрала кусок, в котором объясняется, что такое дадаизм:)и еще некоторые места. Но пассаж про фотомонтаж решила не убирать. Просто, некоторые темы кажутся мне настолько интересными, что, я надеюсь, читатели проявят снисхождение к занудству изложения и хотя бы картинки посмотрят с удовольствием.:))) Надеюсь, со временем мой стиль станет легче.:))

Фотомонтаж – одна из самых ярких, парадоксальных и впечатляющих форм художественного творчества, идеально выражает породившую его эпоху. Двадцатые годы двадцатого века – время активных экспериментов в искусстве, политике, общественной жизни - наполнены пафосом утверждения нового, конструктивного, революционного. Парадокс состоит в том, что новое искусство не только созидает новые миры, но одновременно разрушает старый, оказавшийся таким лживым, бесчеловечным, циничным и лишенным смысла. Разрушение и созидание, рациональность и абсурд, конструктивизм и дадаизм – в том, что касается фотографии – эти полярные противоположности складываются в общую картину узнаваемых зрительных образов этого яркого периода.

Строго говоря, фотомонтаж - не изобретение 20-х годов. Так называемая композитная фотография, созданная с помощью нескольких негативов с разными изображениями, или склеенная из вырезанных фрагментов готовых отпечатков – активно практиковалась с середины 19 века. Но художники прошлого стремились замаскировать свои манипуляции, так, чтобы их сложносоставное произведение не противоречило реальности. Принципиальное отличие фотомонтажа первых десятилетий 20-века состоит в том, что теперь никто не пытался создать спокойное жизнеподобное изображение. Наоборот – главной целью было вызвать яркий эмоциональный отклик, шокировать зрителя, оглушить его неожиданными контрастами, невероятными сопоставлениями.

Собственно и сам термин «монтаж» появился в 20-е годы (и получил широкое распространение после выхода фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»). Понятие монтажа в это время связано не только с фотографией, но и с кино, живописью и даже литературой. Монтировать – означает брать привычные объекты из самых разных областей – политики, искусства, промышленности, повседневного быта, смешивать, соединять и сопоставлять их самым неожиданным образом и получать совершенно новый объект, наполненный новым смыслом. Фотомонтаж позволял «манипулировать самыми острыми контрастами и достигать равновесия», - по выражению Рауля Хаусманна.
«Все искусства и их техники нуждаются в фундаментальных и революционных изменениях, чтобы соответствовать жизни в нашу эпоху».

Из-за своих ярких форм, способности привлекать внимание, соединять несоединимое в парадоксальные, но гармоничные конструкции, фотомонтаж стал отличным средством пропаганды. Прогрессивные иллюстрированные издания заговорили с массовой аудиторией на языке фотомонтажа. Реклама, политическая пропаганда и политическая сатира, - во всех этих областях этот новый язык применялся с одинаковым успехом. Информационная насыщенность фотомонтажа, его способность ярко и лаконично передавать сложные мысли и ассоциации делала его весьма привлекательным для конструктивистов. Возможность столь же зрелищно транслировать разнообразный абсурд и создавать ироничные гротески идеально подходила дадаистам. Фотомонтаж начался именно с дадаизма, а герой этой статьи – художница Ханна Хёх была одним из мастеров, которые первыми стали применять его в качестве осознанной творческой практики, которая прочно вошла в язык искусства 20 века.

Пример творчества Ханны Хёх показывает, насколько действенными явились новые формы искусства для художника, касающегося глубоко личных вопросов на фоне больших политических и общественных событий.
Ханна Хёх была единственной заметной женщиной-художником в кругу берлинских дадаистов, и единственной женщиной, выставлявшейся на их выставках и участвовавшей в эпатажных дадаистских перформансах-«вечерах». Фотомонтаж для Ханны Хёх, в отличие от ее коллег, постепенно охладевших к нему, остался любимой техникой на всю жизнь.
Конец 1910-х и 1920-е годы стали временем массового развития и распространения популярной иллюстрированной периодики. Три дня в неделю Ханна Хёх работала для издательского концерна Ullstein, который выпускал, в числе прочего, дамские журналы по рукоделию, для которых Хёх составляла узоры для вязания и вышивок.
Благодаря работе в издательстве, она имела доступ и к другим журналам и газетам, из которых брала материал для своих коллажей. Всю жизнь художница собирала коллекции вырезок, тщательно группируя их по темам.

Какие же темы были предметом исследования для Ханны Хех? Некоторые ее работы касаются злободневных политических вопросов, но главными для нее были два больших сюжета, которые органически сливаются в один: Женщина и Медиа. Вопросы веры в «фотографическую правду» также волновали художницу. Читатели газет не знали, что монтаж, ретушь и подобные манипуляции с фотографиями, которые сопровождают любые статьи – о моде или о последних политических новостях – обычная практика. Фотографии изменяют: усиливают контрасты, монтируют, убирают ненужное или вставляют дополнительные детали, чтобы придать большую зрелищность и драматичность. Фотоколлажи Хёх обычно нарочито «небрежны», грубоваты, края вырезок острые, неровные, и соединены друг с другом как-то нервно и порывисто, без малейшей попытки сгладить углы. Из-за этой брутальной манеры конструировать изображение, многие зрители описывают работы Хёх как «жесткие» или даже «жестокие».

Все манипуляции, которые Хёх производит в своих фотомонтажах, демонстративны, выставлены напоказ. Их грубость не дает зрителю забыть о том, что перед ним искусственная конструкция. Демонстрируя и пародируя власть над изображением, которую имеют журналы и газеты, Ханна Хёх одновременно критиковала и эксплуатировала тот мир медиа, частью которого являлась сама, язык которого формировался на ее глазах. В эпоху Веймарской республики правила игры, в которую были вовлечены популярная пресса и массовая аудитория читателей только развивались, но развивались весьма активно. Рождалась новая массовая культура, ориентированная на зрелище, изображение – фотографию. Медиа присваивали контроль над изображением реальности, а значит и над самой реальностью, гламуризируя новые технологии, рекламируя прекрасные товары, подстегивая внедрение потребительского образа жизни в традиционный уклад, закрепляя значение изображения подписью, лозунгом и другими изображениями, помещенными рядом.

Ханна Хёх, выбирая известные и узнаваемые картинки из разных областей, сталкивала и соединяла их, создавая новый контекст, сопоставляя старые и новые смыслы. Политические и социальные ассоциации ее фотомонтажей хорошо считывались и были понятны современникам, отчасти именно из-за узнаваемости конкретных образов.

Одной из тем, которую принесли с собой бурные двадцатые, актуальной для модных журналов того времени, была Новая Женщина – neue Frau. Новая женщина в бурно меняющемся мире имеет право голоса, сексуально эмансипирована, может свободно выбирать почти любую работу и достойно зарабатывать. Она носит короткую стрижку и брюки. Она – активный участник общественной жизни, ответственный работник и потребитель товаров и услуг. Такую женщину прославляли иллюстрированные журналы, новый идеал женственности утверждал кинематограф. В то же время, на ней по-прежнему оставался весь груз домашней работы, а возможности трудоустройства в реальности были ограничены. Она также подвергается глухому общественному порицанию за андрогинность и за то, что своим поведением ставит под сомнение традиционные гендерные роли.

В своем творчестве и личной жизни Ханна Хёх постоянно балансировала между Старым и Новым, традиционализмом и модернизмом. Будучи активным участником эпатажных дадаистских акций, Хёх серьезно интересовалось такой традиционной и «приземленной» формой творчества, как рукоделие. Его выразительные возможности интересовали ее не только как сотрудницу дамских журналов, но и как художника, в студенческие годы изучавшего промышленное и декоративно-прикладное искусство. Можно также предполагать, какой душевной и творческой энергии стоило ей подтверждение своего статуса в кругу берлинских коллег-художников.

Несмотря на активную вовлеченность Хёх в дадаистские игры и роль новатора во многих областях, которая принадлежит ей по праву, мужчины из группы подавляли ее (включая даже Рауля Хаусманна, который некоторое время был ее возлюбленным). Великие деятели немецкого авангарда – Хаусманн, Георг Гросс, Джон Хартфилд, считали, что женщина едва ли может претендовать на статус профессионального художника. Ханна Хёх вспоминала, что на словах многие из них были за социальные преобразования, свободу и права женщин, но на деле непорядочно обращались со своими женами и любовницами.

Противоречие между их пафосной риторикой и шовинистическим поведением, заставляло Хёх переживать и осмысливать эту проблему, как естественное порождение других проблем противоречивого и лицемерного социума в целом.
Считая себя частью женского движения двадцатых годов, Ханна Хёх уже в это раннее время задумывалась о формировании медийного образа красоты и несоответствия его реальности. Эти темы станут привычным предметом для художников второй половины 20 века, так же, как и для социологов, антропологов и т.п. Женщина в обществе, общественные представления о женщине и возлагаемые на нее ожидания, поиски собственной индивидуальности, брак, сексуальность, отношения полов, возможность контролировать свою жизнь – все эти темы интересовали Ханну Хёх уже в самом начале двадцатых, и к ним же она возвращалась в шестидесятые и семидесятые.

Хёх часто соединяет мужчину и женщину в одно целое или сопоставляет идеалы красоты, характерные для разных народов и культур, или конструирует причудливые гибриды из атрибутов повседневной жизни, витающих где-то в общественном бессознательном. Интересно, что многие монтажи Хёх, сделанные в первой половине века выглядят очень современно (например, серия "Из этнографического музея"). Вполне можно предположить, что они принадлежат художнику конца двадцатого века. Возможно, универсальность тем и глубина анализа делает их такими.


Ханна Хёх прожила интересную творческую жизнь, продолжая работать и выставляться до самого ее конца. В пятидесятые она увлеклась абстрактными коллажами, но в семидесятые вернулась к излюбленной женской теме. Кроме десятилетнего периода, между серединой двадцатых и первой половиной тридцатых, проведенного ей между Германией и Голландией, всю жизнь художница провела в Германии. В отличие от многих коллег, которые не эмигрировали и были репрессированы нацистским режимом в качестве дегенеративных художников, Ханне Хёх повезло. Во время войны она жила в небольшом доме в пригороде Берлина, спрятав свои старые работы на дне высохшего колодца.

Взирая на коллаж немецкой художницы-дадаистки Ханны Хёх «вырезано кухонным ножом» (1919-1920), современники крутили пальцем у виска. Сегодня он украшает собрание Национальной галереи Берлина. Фото вверху: AKG/EAST NEWS

Ханна Хёх

1889 — Родилась в городе Гота.
1912 - Поступает в берлинскую Школу прикладного искусства.
1915 - Сходится с одним из основателей дадаизма, Раулем Хаусманом.
1916 - Входит в группу берлинских дадаистов, с 1919 года участвует в выставках дада.
1933–1945 - Хёх запрещены художественная деятельность и участие в выставках, работы художницы нацисты объявляют дегенеративным искусством. Она прячет их (и картины друзей) на дне колодца в своем саду на окраине Берлина.
1965 - Избрана в члены Берлинской художественной академии.
1978 - Умерла в Берлине.

Модернизм был богат на течения, одно из самых ярких - дадаизм. Век его оказался недолог - с 1916 по 1922 год, - однако след в мировой художественной культуре он оставил заметный. «Проявления дадаизма в искусстве, - писал немецкий философ Вальтер Беньямин, - были сильным развлечением, поскольку превращали произведение искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение… Из манящей оптической иллюзии или убедительного звукового образа произведение искусства превратилось у дадаистов в снаряд. Оно поражало зрителя».

Зародился дадаизм в Швейцарии в разгар Первой мировой войны. Его лидер и основатель поэт Тристан Тцара издал манифест, в котором писал: «На языке негритянского племени кру «да-да» означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае - нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». По части бессмысленности лидер течения создал ряд классических образцов. Вот отрывок из его, если можно так выразиться, стихотворения: песенка мотоциклиста / дадаистого душой / потому и дадаиста / что в душе дада большой / змей в перчатках и в белье / закрутил в горячке клапан / и руками в чешуе / римский папа был облапан / и скандал / был большой / проклял дада он душой / мозги не с той ноги / мозги одна вода / дада / дада / чулки туги.

Дадаизм был реакцией творческой интеллигенции на ужасы и бессмыслицу Первой мировой. «Официальная вера в непогрешимость разума, логики и причинности представилась нам абсурдной», - вспоминал в 1960-х годах о том времени один из основателей течения, Ханс Рихтер. Ему же принадлежит яркая характеристика дадаизма: «Это не было художественное течение в общепринятом смысле, это был ураган, разразившийся над миром искусства, как война разразилась над народами». В отличие от футуристов дадаисты не боролись с классикой, они пошли дальше: их задачи были принципиально антихудожественными. Поэтому-то так трудно выделить нечто общее, что характеризует дадаизм именно как художественное направление. Дадаисты вдохновенно разрушали не только традиционную, но и всякую эстетику - коль скоро европейская цивилизация движется к краху, то задача художников, поэтов, артистов помочь свершиться неминуемому. Дадаисты-поэты пытались вернуться к изначальному праязыку, когда коммуникация осуществлялась на уровне отдельных звуков, а художники разлагали создаваемые ими образы на отдельные простейшие элементы.

Одним из любимейших их жанров был коллаж: произвольно скомпонованные вырезки из газет, журналов, плакатов. Но вот парадокс: эти коллажи, несмотря на декларируемый дадаистами отказ от смысла, все равно были смыслом наполнены. Такова природа человека - он не может пребывать вне смыслового пространства, хотя далеко не всегда это осознает.

Классическим образцом дадаистского коллажа считается знаменитое творение немецкой дадаистки Ханны Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920). О том, какую смысловую нагрузку несет большинство рожденных ею метафор, мы можем судить по поздним высказываниям самой художницы.

Полное название коллажа - «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». Материал, из которого сделан коллаж, - фото, в основном из газеты «Берлинер иллюстрирте цайтунг» за 1919–1920 годы. Экспонировавшаяся на Первой международной выставке-ярмарке дада в галерее Бургхарда в Берлине, картина вызвала скандал. Сейчас она кажется провидческой: это не просто хаотичное перечисление реалий Германии 1919– 1920 годов (война, революция, падение кайзеровского режима, нищета, механизация, бюрократия и т. д.), а эпический образ всего ХХ века.

Мастер коллажа.

Жизнь и творчество

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступила в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посетила в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем училась в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика . В это время она познакомилась с Раулем Хаусманом и вступила с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх стала развивать художественное направление фотомонтажа . В 1916-1926 годах художница работала для издательства Ullstein Verlag , преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х. Хёх в 1917 году познакомилась с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке . Начиная с 1920 года Хёх стала постоянной участницей ежегодных выставок художественной группы Ноябрь . В том же 1920 году Хёх и Хаусман поехали в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстались. В 1924 году она совершила поездку в Париж . На обратной дороге на родину художница посетила Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl . В 1924 же году Хёх участвовала в художественной выставке в СССР , в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх познакомилась с писательницей Тил Бругман , с которой она в 1929 году жила и работала в Гааге , и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляла свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству , их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх рассталась с Бругман, в 1938 году она вышла замуж за пианиста Курта Маттиса , с которым жила до 1944 года. В 1965 Х. Хёх приняли в Берлинскую академию художеств .

Художественное наследие Х. Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15 000 евро Премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.

Напишите отзыв о статье "Хёх, Ханна"

Литература

  • Jula Dech: Hannah Höch. Schnitt mit dem Küchenmesser. Dada durch die letzte Weimarer Bierbauchkulturepoche Deutschlands . Fischer, Frankfurt am Main 1989, ISBN 3-596-23970-2 .
  • Ursula Peters, Andrea Legde: Moderne Zeiten. Die Sammlung zum 20. Jahrhundert. (= Kulturgeschichtliche Spaziergänge im Germanischen Nationalmuseum; Bd. 3). Nürnberg 2000, insbesondere S. 112-120 passim
  • Hannah Höch, Gunda Luyken: Album . Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2004, ISBN 3-7757-1427-8 . (Höchs Materialsammlung aus den Jahren 1925/26)
  • Jula Dech: Sieben Blicke auf Hannah Höch. Edition Nautilus, Hamburg 2003, ISBN 3-89401-401-6 .
  • Wolfgang Maier-Preusker: In: Buch- und Mappenwerke mit Grafik des Deutschen Expressionismus. A.-Kat. für Hansestadt Wismar. Wien 2006, ISBN 3-900208-37-9 .
  • Hanna Höch. Aller Anfang ist DADA! Hrsg. v. d. Berlinischen Galerie. Hatje-Cantz, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7757-1919-3 .
  • Hanna Höch: Bilderbuch. mit einem Nachwort von Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2008, ISBN 978-3-908175-35-3 .
  • Alma-Elisa Kittner: Visuelle Autobiographien. Sammeln als Selbstentwurf bei Hannah Höch, Sophie Calle und Annette Messager . Transcript, Berlin 2009, ISBN 978-3-89942-872-8 .
  • Hanna Höch: Picture Book. with an essay by Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2010, ISBN 978-3-941644-13-7 .

Отрывок, характеризующий Хёх, Ханна

И оба приятеля рассказывали друг другу – один о своих гусарских кутежах и боевой жизни, другой о приятности и выгодах службы под командою высокопоставленных лиц и т. п.
– О гвардия! – сказал Ростов. – А вот что, пошли ка за вином.
Борис поморщился.
– Ежели непременно хочешь, – сказал он.
И, подойдя к кровати, из под чистых подушек достал кошелек и велел принести вина.
– Да, и тебе отдать деньги и письмо, – прибавил он.
Ростов взял письмо и, бросив на диван деньги, облокотился обеими руками на стол и стал читать. Он прочел несколько строк и злобно взглянул на Берга. Встретив его взгляд, Ростов закрыл лицо письмом.
– Однако денег вам порядочно прислали, – сказал Берг, глядя на тяжелый, вдавившийся в диван кошелек. – Вот мы так и жалованьем, граф, пробиваемся. Я вам скажу про себя…
– Вот что, Берг милый мой, – сказал Ростов, – когда вы получите из дома письмо и встретитесь с своим человеком, у которого вам захочется расспросить про всё, и я буду тут, я сейчас уйду, чтоб не мешать вам. Послушайте, уйдите, пожалуйста, куда нибудь, куда нибудь… к чорту! – крикнул он и тотчас же, схватив его за плечо и ласково глядя в его лицо, видимо, стараясь смягчить грубость своих слов, прибавил: – вы знаете, не сердитесь; милый, голубчик, я от души говорю, как нашему старому знакомому.
– Ах, помилуйте, граф, я очень понимаю, – сказал Берг, вставая и говоря в себя горловым голосом.
– Вы к хозяевам пойдите: они вас звали, – прибавил Борис.
Берг надел чистейший, без пятнушка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и, убедившись по взгляду Ростова, что его сюртучок был замечен, с приятной улыбкой вышел из комнаты.
– Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо.
– А что?
– Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он…
В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться.
– Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол.
– Зачем ты это бросил? – спросил Борис.
– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.
– Лакейская должность!
– Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис.
– А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов.
– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.
– Зачем?
– Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру.
– Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом.
Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса.
Старик Гаврило принес вино.
– Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.

Ханна Хёх (настоящее имя Иоганна Хёх, нем. Hannah Hch; 1889-1978) - немецкая художница - дадаист, мастер коллажа.

Жизнь и творчество

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступила в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посетила в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем училась в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика. В это время она познакомилась с Раулем Хаусманом и вступила с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх стала развивать художественное направление фотомонтажа. В 1916-1926 годах художница работала для издательства Ullstein Verlag, преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х. Хёх в 1917 году познакомилась с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке. Начиная с 1920 года Хёх стала постоянной участницей ежегодных выставок художественной группы Ноябрь. В том же 1920 году Хёх и Хаусман поехали в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстались. В 1924 году она совершила поездку в Париж. На обратной дороге на родину художница посетила Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl. В 1924 же году Хёх участвовала в художественной выставке в СССР, в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх познакомилась с писательницей Тил Бругман, с которой она в 1929 году жила и работала в Гааге, и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляла свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству, их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх рассталась с Бругман, в 1938 году она вышла замуж за пианиста Курта Маттиса, с которым жила до 1944 года. В 1965 Х. Хёх приняли в Берлинскую академию художеств.

Художественное наследие Х. Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15 000 евро Премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.

Литература

  • Jula Dech: Hannah Hch. Schnitt mit dem Kchenmesser. Dada durch die letzte Weimarer Bierbauchkulturepoche Deutschlands. Fischer, Frankfurt am Main 1989, ISBN 3-596-23970-2.
  • Ursula Peters, Andrea Legde: Moderne Zeiten. Die Sammlung zum 20. Jahrhundert. (= Kulturgeschichtliche Spaziergnge im Germanischen Nationalmuseum; Bd. 3). Nrnberg 2000, insbesondere S. 112-120 passim
  • Hannah Hch, Gunda Luyken: Album. Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2004, ISBN 3-7757-1427-8. (Hchs Materialsammlung aus den Jahren 1925/26)
  • Jula Dech: Sieben Blicke auf Hannah Hch. Edition Nautilus, Hamburg 2003, ISBN 3-89401-401-6.
  • Wolfgang Maier-Preusker: In: Buch- und Mappenwerke mit Grafik des Deutschen Expressionismus. A.-Kat. fr Hansestadt Wismar. Wien 2006, ISBN 3-900208-37-9.
  • Hanna Hch. Aller Anfang ist DADA! Hrsg. v. d. Berlinischen Galerie. Hatje-Cantz, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7757-1919-3.
  • Hanna Hch: Bilderbuch. mit einem Nachwort von Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2008, ISBN 978-3-908175-35-3.
  • Alma-Elisa Kittner: Visuelle Autobiographien. Sammeln als Selbstentwurf bei Hannah Hch, Sophie Calle und Annette Messager. Transcript, Berlin 2009, ISBN 978-3-89942-872-8.
  • Hanna Hch: Picture Book. with an essay by Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2010, ISBN 978-3-941644-13-7.
  1. 1 2 3 4 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118551833 // Общий нормативный контроль - 2012-2016.
  2. 1 2 data.bnf.fr: open data platform, платформа відкритих даних, платформа открытых данных - 2011.

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступает в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посещает в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем учится в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика. В это время она знакомится с Раулем Хаусманом и вступает с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх развивает художественный стиль фотомонтажа. В 1916-1926 годах художница работает для издательства Ullstein Verlag, преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х.Хёх в 1917 году знакомится с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке. Начиная с 1920 года Хёх - постоянная участница ежегодных выставок художественной группы Ноябрь. В том же 1920 году Хёх и Хаусман едут в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстаются. В 1924 она приезжает в Париж. На обратной дороге на родину художница посещает Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl. В 1924 же году Хёх участвует в художественной выставке в СССР, в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх знакомится с писательницей Тил Бругман, с которой она в 1929 году живёт и работает в Гааге, и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляет свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству, их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх расстаётся с Бругман, в 1938 году она выходит замуж за пианиста Курта Маттиса, с которым живёт до 1944 года. В 1965 Х.Хёх принимают в Берлинскую Художественную академию.

Художественное наследие Х.Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15.000 евро премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры