Балет руслан и людмила прокофьев. Балет «Руслан и Людмила» (рецензия Е

Главная / Измена мужа

Попадаем на Троицкую площадь и идем вдоль здания Арсенала.

Его начали возводить в начале XVIII века. Строительство шло более 30 лет, т.к. большая доля государственных ассигнований направлялась на строительство новой столицы, града Петрова. В 1819-м году к Арсеналу были свезены пушечки, захваченные у войск Наполеона. Позднее, сюда же были перевезены и старинные русские орудия.

Справа от Троицкой площади, на месте бывшего Царе-Двора Бориса Годунова, находится Государственный Кремлевский дворец. Так сказать, новейшая история Кремля. Воздвигнут в 1961г. Впереди от него расположено интересное розовое здание с необычными золотыми маковками.

Потешный Дворец

Палаты Милославского

Боярин Милославский Илья Дмитриевич являлся тестем царя Алексея Михайловича. Палаты были построены в середине 17-го века и носили название Потешного дворца, потому что обустраивались для "потех", т.е. театральных действ, проводимых для царской семьи. А "игрушечные" купола высятся на домовой церкви при Потешных Палатах, названной Храмом Похвалы Пресвятой Богородицы.

Ныне здесь находится Комендатура Кремля.

Вдали виднеется Никольская башня Кремля.

Напротив нас - здание Сената.

Четырехугольное здание, более похожее на треугольник, самым коротким фасадом выходит на Троицкую площадь. Построен во второй половине XVIII века по указу Екатерины Великой, как резиденция Правительствующего Сената.

При советской власти здесь находился рабочий кабинет В.И. Ленина, потом - Совет министров СССР. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией президента РФ. Справа стоит затянутое монтажной тканью здание, похожее по стилю на Сенат, но построенное в 1930г. Здесь находились государственные учреждения. Ныне ведутся дебаты на тему переезда Администрации Президента из Кремля и освобождения всех его зданий для туризма Возможно, на месте укрытого "строительным покрывалом" установят что-то, напоминающее об уничтоженных на этом месте Чудова и Воскресенского монастырей...

А это вид из окон Кремлевского Дворца. Слева- здание Арсенала. Впереди - та же Никольская башня.

Проходим на Ивановскую площадь. При Борисе Годунове на этой площади глашатаи громко выкрикивали ь царские приказы. Потому и у площади появилось другое название - Царская, а в народе прижилось выражение "кричать во всю Ивановскую".

Отлита в 16-ом веке,во времена правления Федора Иоановича, оружейным мастером Андрем Чоховым. В энциклопедиях ее называют "классической бомбардой", стреляющей "дробом"- каменными ядрами. Была ли она создана для того, чтобы "утереть нос" иностранным дипломатам и несла в себе предназначение, как символ русского могущества, решать историкам. А вот Лев Николаевич Гумилев, создатель теории русской пассионарности, утверждал, что однажды из нее пальнули... прахом Лжедмитрия. Возможно это историческая метафора. Нет желания подискутировать на эту тему?

Царь-колокол

В 1701-м году, во время пожара, с кремлевской звонницы упал и разбился колокол, являвшийся на тот момент самым крупным в мире, его вес составлял 196 тонн.

В 1730-м году императрица Анна Иоанновна издает указ, повелевающий отлить колокол, используя обломки разбитого и новые материалы. Во время троицкого пожара в яму с колоколом полетели горящие бревна - и народ заливал их водой. От перепада температур произошли внутренние деформации металла и при дальнейших работах кусок отвалился. ...А в яме Царь Всем Колоколам пролежал 100 лет, пока его не вытащили и не водрузили на трон на бронзовый постамент.

Патриаршие палаты и примыкающая к ним Церковь Двенадцати Апостолов. Была воздвигнута при патриархе Никоне. 17-й век..

Колокольня Иван Великий

Возведена в 1329-м году при Иване Калите. Древнее нее на несколько лет лишь Успенский собор, находящийся рядом.
Иван Великий (церковь св. Иоанна Лествичника) стал первой, самой высокой колокольней города, его звонница была общей для всех кремлевских соборов.

Тем временем, мы выходим на красивейшую площадь Московского Кремля, Соборную. Соборная площадь (площадь Трех Соборов) объединила в себе русские школы зодчества и иконописные традиции и веяния средиземноморского Ренессанса.

Успенский собор или Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы возведен в 1326-м году.

Собор служил усыпальницей высочайших церковных санов - митрополитов и патриархов. В 1547-м году здесь венчали на царство Ивана IV. С тех пор все коронации, вплоть до последней, когда на трон взошел Николай II, проходили в Успенском соборе.

"Легенда о создании первого Успенского собора гласит, что митрополит Петр перед смертью предрек Ивану Калите, что если тот возведет на самой вершине московского холма храм во имя Богородицы, и сделает его гробницей митрополита, то Москва станет центром всех русских земель."(с)

В конце 15-го века храм реставрировал Аристотель Фиораванти. А расписывал фасад и внутренние стены храма Дионисий, продолжатель школы Андрея Рублева.

Даже в зыбком мареве видно, как он великолепен...

Церковь Ризорасположения - домовая церковь митрополитов и патриархов.

За нею видны игрушечно-затейливые купола Теремной церкви при Теремном дворце, служившем покоями царской семье.

А вот Красное крыльцо знаменитой Грановитой палаты.

По Красному крыльцу торжественно шествовали в Успенский собор в дни венчания на царство, а также при бракосочетаниях русские князья и цари.

Здесь принимали особенно уважаемых иноземцев. Архитектор итальянец Марко Фрязин сотворил сей шедевр по указанию царя Ивана III в 1487г. Палата называется Грановитой, потому что облицовочный камень клали гранями наружу.

В Палате заседала боярская Дума, и тут «закатывали пир на весь мир» по великим случаям. Здесь Иван Грозный праздновал победу над Казанским ханством, а Петр I - разгром шведов под Полтавой.

Внутри побывать не получилось, потому два нижних фото из интернета.

Система крестовых сводов опирается на единый столб.

Друзья, кому посчастливилось побывать внутри и запечатлеть сие великолепие, поделитесь фоточками!

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Во второй половине 14 века на его месте была небольшая придворная каменная церковь Благовещения. Ее расписывали Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца.

Во время пожара 1547 г. здание сильно пострадало, но было восстановлено и расширено.

Между церковью Благовещения и Грановитой палатой видим желтую стену Большого Кремлевского Дворца. Построен он был при Николае I. Ныне - парадная резиденция ВВП.

Рядом с Благовещенским собором находится неземной красоты Собор Архангела Михаила. Построен был он в 15 в. при Иване Калите. Именно ему было суждено стать усыпальницей князей и царей русских со времен царствования Ивана Калиты, и, вплоть, до переноса столицы из Москвы в Петербург.

Архангельский собор.

Великий князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, победитель Мамаевой орды на поле Куликовом, также покоится здесь.

Во второй половине XIV века великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской объединил и подчинил русские земли своей власти. Именно он начал укреплять и строить Москву в белом камне.

Апполинарий Васнецов: «Московский Кремль при Дмитрии Донском»

Совершив экскурс в историю Руси Царской и Православной, мы вышли с Соборной площади на Боровицкую улицу и направились к набережной Москвы-реки. И открылась перед нами чудеснейшая смотровая площадка.

Впереди -Тайницкая башня Кремля. Через нее открывался потайной выход к Москве-реке. А напротив, на противоположном берегу - Софийская набережная.

Дозорное место. Тайницкая башня.

По правую руку - Оружейная палата. Впереди - Боровицкая башня.

Часики нам подсказывали скорое начало спектакля. И мы поспешили в Потешные палаты Кремлевский дворец. Я ведь была когда-то здесь, но в другой жизни, при другом царе президенте.

Мы поднялись на балкон, попутно любуясь роскошными видами из окон Дворца.

Дважды прозвучала с детства знакомая мелодия из «Руслана и Людмилы»- второй звонок. Мы выбрали места поудобнее, поближе к сцене. Действительно, была такая возможность, благодаря эпидемии инфлюэнцы.

Итак, трам-па-пам! Балет начинается!

Дирижер Юрий Башмет взмахнул волшебной дирижерской палочкой, занавес устремился ввысь... под чудесную, уносящую в пушкинскую сказку музыку Михаила Ивановича Глинки.

Мы видим могучий дуб, в сени которого сказитель Баян, под переборы струн на гуслях, поведал историю любви Руслана и нежной, как лепесток утренней лилии, Людмилы.

(Фото из интернета).

"Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал"...

Появляются воздыхатели и претенденты на руку княжны: хвастливый варяжский витязь Фарлаф и пылкий хазарский князь Ратмир. (Ратмира сопровождает влюбленная Горислава, постоянно доказывая ему свою бесконечную преданность.)

Людмила выбрала Руслана уже давно. Молодую чету под обрядовые танцы ведут в опочивальню.

Но... злые силы не дремлют - и горбатый колдун Черномор с длиннющей бородой, кружась в хищном танце, похищает заколдованную Людмилу под громы небесные.

Сломленный горем князь Светозар, обещает в жены свою дочь тому, кто ее спасет. Соперники отправляются на поиски украденной Людмилы.

Как водится в сказках, храброму главному герою всегда помогают добрые силы. Руслану помогает старый Финн. Ритуальный костер друидов показывает Людмилу в чертогах Черномора. И Руслан отправляется в путь, попутно сражаясь с огромной головой и отвоевывая волшебный меч.

Финна преследует своей навязчивой любовью старуха Наина. Как и положено страшным сказочным колдуньям, она питается пылкостью и силушкой молодых мужей, играя на их пороках. И ездит на них верхом! То обжору Фарлафа околдует, соблазнив его яствами и напитками. То гордого восточного князя Ратмира увлечет в шатер сонмом прекрасных дев, в которых обратились безобразные старухи. О несчастная Горислава! Как вернуть любимого околдованного князя?!

Друзья, не буду вам пересказывать содержание. Лучше один раз увидеть: http://kremlinpalace.org/ru/events/ruslan-i-lyudmila

Хочу лишь отметить, что артисты исполняли свои партии великолепно! Людмила была хрупка, прелестна и необычайно пластична. Карлик Черномор- отвратителен! Смешны и омерзительны его попытки колдовством вернуть былую молодость! Наина - трясущаяся развалина в лохмотьях, перевоплощающаяся в прекрасную деву и, вновь, в шмыгающую, словно тень, старушенцию, была неподражаема. Храбрый Фарлаф- самодовольный и хвастливый, Ратмир- любвеобильный, не замечающий родную и преданную женщину, рядом с собой... Как этот сказочный, кружащийся под музыку Глинки хоровод напоминает маленький мирок, жители которого - мы с вами.

Как водится, добро восторжествовало. Занавес. Овации не смолкали очень долго...

“Руслан и Людмила”, финал спектакля. Фото Александра Самородова

Под занавес 2016 года Воронежский театр оперы и балета представил премьеру балета в версии В. Агафонникова «Руслан и Людмила» (постановка худрука «Кремлёвского балета» Андрея Петрова). Красочный, русский по духу спектакль по мотивам поэмы А. Пушкина и оперы оказался под стать артистам труппы и приглянулся зрителям, живо реагировавшим на его двухактное действие.

Впервые «Руслана и Людмилу» А. Петров поставил ещё в 1992 году. Тогда возглавляемому им театру шёл всего третий год. Перед хореографом стояла важная задача – не просто сочинить хороший спектакль, а сделать серьезную заявку на большой полнометражный, оригинальный балет. На деле же вышло так, что новый спектакль стал и визитной карточкой театра, и одним из самых востребованных произведений в репертуаре «Кремлёвского балета». Именно эти аргументы и послужили поводом для приглашения А. Петрова в Воронеж на постановку.

Подготавливая новую версию балета специально для воронежского театра, постановщик учёл специфику балетной труппы и индивидуальные особенности (количество артистов и направленность репертуара). В отличии от большого пространства кремлёвской концертной площадки, воронежская театральная сцена оживила и конкретизировала действие, дала возможность А. Петрову найти иные драматургические ходы. В результате чего отдельные эпизоды спектакля подверглись небольшим сокращениям, а насыщенная актёрская составляющая действия сыграла на пользу многим талантливым артистам балетного коллектива.

Как и почему оперная музыка могла стать основой балета «Руслана и Людмилы»? Ответ на этот вопрос несложный: А. Петров увлекся богатой образами оперой выдающегося русского композитора . Её лирическая напевность и популярный сюжет спровоцировали хореографа на творческий эксперимент: взять пусть не балетную, но известную классическую музыку на слуху и вдохнуть в неё танцевальное содержание. В этом деле хореографу и помог композитор Владислав Агафонников, сделавший оркестровую версию произведения для балета и создавший в нём некоторые тематические связки.

“Руслан и Людмила”. Горислава – Екатерина Любых, Ратмир – Михаил Ветров. Фото Александра Самородова

В «Руслане и Людмиле» ощущается явное воздействие многофигурных композиций из гранд-балетов («Сады Наины»), гармоничное сочетание танца и пантомимы можно отнести на счёт практического опыта, взятого Петровым буквально из рук мэтра драмбалета Ростислава Захарова, а пластически содержательные, глубокие по смыслу монологи (монолог Руслана, плач Светозара) убедили в прямом влиянии на хореографа творчества . Однако, несмотря на различные влияния, спектакль смотрится как целостное танцевальное полотно, в котором чувствуется преемственность различных традиций. И в этом главная удача А. Петрова, сумевшего сохранить и приумножить эти традиции.

Значительную роль в восприятии зрителями пушкинского балета сыграло художественное оформление Марины Соколовой (1939˗1992), чьи декорации и костюмы были бережно восстановлены под руководством главного художника Воронежского театра оперы и балета Валерия Кочиашвили. Создавая визуальные образы спектакля, Соколова решила обратиться к истокам русского народного творчества. Её сценические картины напрямую связаны с фольклорными, сказочными персонажами (русалками, жар-птицами, совами, котом Баюном). Очевидно, что художник черпала своё вдохновение из разных форм народного творчества: из хохломской и городецкой росписи, из рисунков вологодского кружева и павловопосадских платков, из пластических форм дымковской игрушки.

“Руслан и Людмила”. Людмила – Светлана Носкова, Руслан – Иван Негробов. Фото Александра Самородова

Одно из важных достоинств спектакля – это наличие в нём разных по характеру и масштабу ролей, где смогли проявить себя артисты небольшой, но даровитой труппы. Так, главная партия Людмилы была отдана опытной, лирического склада танцовщице Светлане Носковой. Вдохновенно и темпераментно исполнил партию Руслана Иван Негробов, в чьём арсенале – и свободная техника, и артистизм, и премьерская подача. Яркие актёрские краски для создания образа трусливого и норовистого варяжского витязя Фарлафа подобрал Дмитрий Трухачёв. Стройный, пластически одарённый Михаил Ветров смело показался в партии хазарского хана Ратмира. Хазарская княжна Горислава Екатерины Любых увлекла мягкой, завораживающей пластикой восточной девушки, верной своему возлюбленному Ратмиру. Коварную колдунью Наину исполнила артистичная, обладающая лёгким прыжком Яна Черкашина. Драматичная танцевальная партия Светозара досталась Денису Каганеру, создавшему колоритный образ русского князя – отца Людмилы. Волшебник-карлик Черномор в интерпретации Вадима Мануковского выглядел не страшным злодеем, а наивно злобствующим, напыщенным царьком, могущество которого кончалось после того, как Руслан лишал его длиннющей бороды. Старательно и чисто по рисунку справились со всеми своими партиями артисты кордебалета (артисты в гриднице, воины Головы, девы Наины, свита Черномора).

“Руслан и Людмила”. Сады Черномора. Фото Александра Самородова

Большую и трудоёмкую репетиторскую работу с артистами провели педагоги воронежского театра Людмила Масленникова и Пётр Попов. Серьёзную поддержку им оказала педагог-репетитор из «Кремлёвского балета» Жанна Богородицкая – одна из первых и самых ярких исполнительниц партии Людмилы. Энергия же главного балетмейстера театра Александра Литягина позволила мобилизовать балетную труппу, в результате чего артисты смогли проявить свои лучшие исполнительские качества.

Оркестр под управлением дирижёра, художественного руководителя театра Андрея Огиевского продемонстрировал внимательное отношение к драматургии музыкального произведения, а также к танцевальным темпам.

Появление балета «Руслан и Людмила» в репертуаре Воронежского театра оперы и балета – знаковое событие, связанное с восстановлением лучших традиций классического балета. Этот спектакль имеет значительную перспективу роста популярности у зрителей по многим параметрам (сюжет, музыка, хореография, художественное оформление), но, прежде всего, из-за верности вечным ценностям – дружбе и любви. Развитие репертуарной политики в подобном ключе, несомненно, принесёт театру и успех и стабильное существование.

Все права защищены. Копирование запрещено

    Задание 1 из 10

    1 .

    Прогулка по Астраханскому кремлю может растянуться на несколько часов удовольствия. А вы задумывались когда-нибудь, какова длина кремлевских стен по периметру? Сейчас и узнаем!

    Правильно

    Верно! Если быть совсем точными, протяженность кремлевских стен в Астрахани составляет 1487 метров.

    Неправильно

    Немного ошиблись! На самом деле, протяженность кремлевских стен в Астрахани без малого 1,5 км – а если быть совсем точными, 1487 м.

    А вот еще несколько фактов о кремле:

  1. Задание 2 из 10

    2 .

    Что раньше располагалось в крупнейшем музейно-выставочном комплексе «Цейхгауз»?

  2. Задание 3 из 10

    3 .

    Площадь Ленина буквально усеяна необычными памятниками. Среди них есть несколько фигур молодых людей – вернее, «мальчиков». Выберите прилагательное, которого в их названиях нет.

    Правильно

    Действительно, “Лежащего мальчика” в природе площади Ленина не существует. На самом деле, эта скульптура называется «Отдыхающий мальчик». А вот и она…

    Неправильно

    Правильный ответ: лежащий – на самом деле, эта скульптура называется «Отдыхающий мальчик». А вот и она…

  3. Задание 4 из 10

    4 .
  4. Задание 5 из 10

    5 .

    А вот этот чудесный фонтан венчает набережную в районе Дворца бракосочетаний. И название его тесно связано с этим местом. Выберите единственно верное.

    Правильно

    Да-да, это “Свадебный вальс”. И действительно, золотые кольца кружатся, словно в танце…

    Неправильно

    На самом деле, правильное название фонтана – “Свадебный вальс”. И действительно, золотые кольца кружатся, словно в танце, переливаясь в брызгах воды…

  5. Задание 6 из 10

    6 .

    Кстати, всем известный ЗАГС далеко не всегда принимал молодоженов в своих стенах. А что изначально располагалось в этом здании?

    Правильно

    Да, все верно! В XIX веке Астрахань была одним из крупнейших торгово-промышленных центров России: здесь было сосредоточено огромное количество заводов и предприятий, в портах останавливались корабли, нагруженные различными товарами. В связи с таким быстрым развитием торговли в городе было решено выделить здание возле Кутумовского моста для строительства торгово-промышленной биржи. Каменное здание биржи (нынешний ЗАГС) появилось в 1910 году – его построили в стиле модерн и стилизовали под палубу парохода. До этого момента на том же месте находилось деревянное здание того же назначения.

    Неправильно

    В XIX веке Астрахань была одним из крупнейших торгово-промышленных центров России: здесь было сосредоточено огромное количество заводов и предприятий, в портах останавливались корабли, нагруженные различными товарами. В связи с таким быстрым развитием торговли в городе было решено выделить здание возле Кутумовского моста для строительства торгово-промышленной биржи. Каменное здание биржи (нынешний ЗАГС) появилось в 1910 году – его построили в стиле модерн и стилизовали под палубу парохода. До этого момента на том же месте находилось деревянное здание того же назначения.

  6. Задание 7 из 10

    7 .

    Правильно

    Конечно же, это Мост дружбы – красивейшее сооружение нашего города, которое можно смело приравнять и к фонтанам тоже. Вы только посмотрите…

    Неправильно

    Правильный ответ – Мост дружбы, красивейшее сооружение нашего города, которое можно смело приравнять и к фонтанам тоже. Вы только посмотрите…

  7. Задание 8 из 10

    8 .

    Триумфальная арка стала новой достопримечательностью региона совсем недавно – однако ее история уходит в далекое прошлое. К приезду какого императора в нашем городе возвели подобное сооружение – которое до наших дней, к сожалению, не дошло?

    Правильно

    Верно! Деревянная предшественница нынешней арки украшала набережную Волги почти 150 лет назад. Первая арка на астраханской набережной Волги появилась еще в 1871 году, в районе так называемого Порта (сейчас это место называют еще 17-й пристанью). Соорудили ее к приезду российского императора Александра II – вместо старых портовых ворот.

    Неправильно

    Деревянная предшественница нынешней арки украшала набережную Волги почти 150 лет назад. Первая арка на астраханской набережной Волги появилась еще в 1871 году, в районе так называемого Порта (сейчас это место называют еще 17-й пристанью). Соорудили ее к приезду российского императора Александра II – вместо старых портовых ворот.

  8. Задание 9 из 10

Балет «Руслан и Людмила» создан на основе произведений двух великих творцов земли русской - поэта А.С.Пушкина и композитора М.И.Глинки. Этот спектакль - не просто очаровательная волшебная сказка, а философская притча о вечных, как мир, человеческих чувствах: верной любви, побеждающей предательство и коварство. Пушкинские строки наполнены любовью к героям, чьи чувства не выдуманы, а реальны. Юная, беззаботная Людмила, неустрашимый Руслан, влюбленный в наслаждения Ратмир, Горислава, сохранившая свою любовь к юноше, отвергшему ее.

Волшебные персонажи поэмы, с которыми сталкиваются главные герои, вовлекая их в мир чудес, как бы проверяют истинность чувств влюбленных, заставляют их сделать свой выбор… Великий русский композитор М.Глинка задумал свою оперу через несколько месяцев после трагической гибели Пушкина на дуэли, посвятив свое произведение его памяти. В балетной версии оперы, созданной известным композитором, профессором Московской консерватории Владиславом Агафонниковым, проведен ряд музыкальных сокращений, переработаны для оркестра вокальные и хоровые разделы, сделаны необходимые музыкальные связки.

14 января 2016 г. зрителям Театра оперы и балета был показан балет «Руслан и Людмила» (премьера которого состоялась совсем недавно, в конце декабря), поставленный художественным руководителем театра «Кремлевский балет» Андреем Борисовичем Петровым. Спектакль получился замечательный – зрителям была продемонстрирована не просто классика в лучшем смысле этого слова, а классика высшей пробы: сюжет Пушкина, музыка Глинки и постановка Петрова. Отдельную радость и гордость вызывает и тот факт, что Воронежский театр оперы и балета стал второй и единственной (кроме Москвы) площадкой, где идёт этот балет.

История этого балета интересна сама по себе. Впервые балет с таким названием был поставлен в Москве 16 декабря 1821 г. (через полтора года после издания самой поэмы Пушкина) и стал первой постановкой на сцене как «Руслана и Людмилы», так и вообще пушкинских произведений. Уже тогда на сцене были воплощены многие фантастические эпизоды (например, голова великана превращалась в отряд воинов и т.п.). В год смерти Пушкина величайший русский композитор того времени Михаил Иванович Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила», не имея даже готового либретто, и опера была поставлена в 1842 г. А уже в наше время А.Б. Петров вернулся к истокам и поставил в 1992 г. балет на музыку Глинки – и результат могут увидеть воронежские зрители.

Балет «Руслан и Людмила» – один из тех нечастых случаев, когда трудно провести грань между исполнителями главных партий и массовкой: настолько хорошо и с энтузиазмом исполняют свои роли те и другие! Свита Черномора, помощницы Наины, шутихи князя, мудрые старцы Финна – все исполняли свои роли с такой же самоотдачей как и главные герои балета, а Черномор (Вадим Мануковский) умело передаёт свои чувства не только танцем, но и пантомимой.

Однако, спектакль это не только музыка и актёры, но ещё и костюмы и декорации, и здесь у постановщиков есть много поводов для гордости, а у зрителей – для радости. Художественное оформление балета было создано великим мастером своего дела – Мариной Алексеевной Соколовой (1939-1992). Идеи для костюмов и декораций к «Руслану и Людмиле» она черпала из русского народного творчества – поэтому и занавес с русалками, жар-птицами и котом Баюном, и костюмы князя и его подданных, и дворец князя получились яркими, запоминающимися, неповторимыми и удивительно точно соответствуют атмосфере спектакля. Костюмы и декорации в восточном стиле также удались на славу и продемонстрировали много оригинальных решений – живой трон Черномора, его прислужницы с головными уборами в виде ваз с фруктами и церемония расчёсывания бороды злого волшебника отдельно радуют зрителей, хотя, собственно, весь спектакль – это поток непрерывной радости.

На воронежской сцене романтическая поэма вчерашнего лицеиста Пушкина превратилась в произведение о вечных ценностях – любви, дружбе, взаимовыручке, а в сочетании с увлекательным сюжетом, великой музыкой, великолепным оформлением и профессиональным мастерством актёров и получился новый выдающийся спектакль, который будет радовать не одно поколение зрителей!

Текст - Евгений Киселев

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры