Европейские государства XVI-XVIII веков. Презентация на тему "Европейские государства в XVI—XVIII вв" Европейские государства в 16 18 веках презентация

Главная / Чувства

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Предварительный просмотр:

Класс: 7

Тема урока: Международные отношения в 16-18вв.

Тип урока: комбинированный урок

Форма проведения урока: рассказ учителя, беседа, работа по учебнику

Цель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны;

2) Охарактеризовать систему международных отношений в Европе в 18 в.

Задачи урока: 1)Показать учащимся как происходили международные отношения в Европе в эпоху Нового времени, раскрыть суть и причины международных конфликтов;

2)Умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное;

3)Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому Эпохи Нового времени и любовь к истории.

Оборудование: учебник, § 18. Карты «Европа в XVII в.», «Европа в XVIII в.».

Ход урока:

На доске: план урока: 1.Начало Тридцатилетней войны

2.Война периода Валленштейна

3.Вступление Швеции в войну.

4.Вестфальский мир.Европа в 18 веке.

Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку и запись в журнал отсутствующих.

Проверка д.з.: в конце урока сдают тетради на проверку

(часть учащихся)

фронтальный опрос класса:

1.Расскажите о движениях протеста в годы английской революции. Назовите общее во взглядах левеллеров и диггеров?

2. Почему Англия стала называться парламентской монархией?

3.Почему Англию назвали «владычицей морей»?

За д.з. выставляются оценки.

Актуализация полученных знаний: Перед тем перейти к изучению новой теме нам необходимо вместе вспомнить и ответить на некоторые вопросы, которые находятся на стр. 160

1.Кто такие протестанты?

2.На какие уступки борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл 5?

Все то, что вы сейчас ответили, это относится к одной из причин международных конфликтов, но сегодня мы так же рассмотрим и остальные не маловажные проблемы и причины, которые вызывали противоречия между европейскими государствами, помимо всего прочего рассмотрим, ход Тридцатилетней войны, ее причины, участников, какие методы были использованы в ведение войны, а также итоги Вестфальского мира.

Стоит отметить, что в международной жизни Европы в 16-18 вв. существовали 2 точки зрения, на то как должно быть устроено политическое устройство.

Первая точка зрения принадлежала правителям Священной Римской империи-Габсбургам, смысл этот заключался в том, что должна существовать лишь одна единая империя, которая бы объединяла европейские страны, в главе, которой бы стоял- католический император, поддерживаемый Папой Римским, а все остальные должны являться ее вассалами.

Вспомните, существовало ли ранее такое государство или это всего лишь утопия?

Правильно, молодцы!

А в чем же суть второй точки зрения, она принадлежала Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные абсолютистские государства.

Как вы думаете, все-таки как же были устроены европейские государства, правильно, потому, что большинство стран стремилось к абсолютизму.

А теперь давайте откроем ваши тетрадки и запищем дату урока, а также тему: Международные отношения в 16-18 вв. и запишем

Причины международных конфликтов:

1. Религиозное столкновение католиков и протестантов;

2.Экономические противоречия (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях)

3.Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.))

1.Начало 30-ей войны.

Объяснение и заполнение таблицы по 30-ей войне:

Предварительно начертив ее на доске:


Подписи к слайдам:

международные отношения 16-18 вв. Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №71 г.Санкт-Петербурга Комиссарова А.П.

Цели и задачи урока: Цель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны; 2) Охарактеризовать систему международных отношений в Европе в 18 в.Нового времени

План урока: 1) Начало Тридцатилетней войны 2)Война периода Валленштейна 3) Вступление Швеции в войну. 4.Вестфальский мир.Европа в 18 веке.

Проверка Д.З. 1.Расскажите о движениях протеста в годы английской революции. Назовите общее во взглядах левеллеров и диггеров? 2. Почему Англия стала называться парламентской монархией? 3.Почему Англию назвали «владычицей морей»?

Актуализация ранее изученного материала Ответить на вопросы, которые находятся на стр. 160 1.Кто такие протестанты? 2.На какие уступки борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл 5?

Причины международных конфликтов: 1. Религиозное столкновение католиков и протестантов; 2.Экономические противоречия (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях) 3.Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.))

Тридцатилетняя Война 1618-1648 гг. (общеевропейская война) заполнение таблицы: Причины Религиозные противоречия между католиками и протестантами Состав участников На стороне католиков и Габсбургов: Австрия, Германия и Испания Протестанты: Дания, Швеция, Франция и Россия Театр военный действий Территория Германии, переходили на земли Франции, Испании, Италии, Польши, Нидерландов Итоги и значение Был заключен Вестфальский мир

выпишите какие нижеперечисленные факты относятся к Валленштейну: 1.Родился в семье чешского дворянина; 2.Герцог Мекленбургский и Померанский, 3.Был королем Богемии; 4 Являлся генералиссимусом; 5. В 1630 г. стал императором; 6. Разгромил шведов у Лютцена; 7.Захватил Балтийское побережье, 8.Генералиссимус Балтийского и Океанского морей;

Густав 2 адольф.

Почему Швеция вступила в Войну? она боялась усиления позиций императора Священно-Римской империи и стремилась к господству на Балтике. Для этого Густав 2 Адольф провел ряд реформ, благодаря чему его полки стали боеспособными, армия состояла из рекрутов, а не наемников, это был шаг к регулярной армии, которая могла в течение долгого времени готовится к предстоящим военным действиям. Была реформирована техника пехотной атаки, при этом он регулярно проводил маневры в ходе, которых комбинировались действия различных соединений. Новая армия приносит ряд побед, но после гибели Густава 2 Адольфа шведские войска, которые пополнились наемниками и пленными, стали негативно влиять на армию, что не могло сказаться на ходе войны, но благодаря французской армии, которая принесла ряд значительных побед, что вынудило Фердинанда 2 подписать мир.

Вестфальский мир 1648 г. 1) Франция получила Эльзас; 2)Швеция контрибуции и господство над Балтикой, контроль р.Одер; 3)получила независимость Голландия от Испании; 4)Политическая раздробленность Германии; 5)решились религиозные вопросы, которая уравняла католическую и протестанскую церковь; 6) Священная Римская империя распалась.

Закрепление изученной темы: 1.Как были устроены международные отношения европейских государств? 2.Что было сделано шведским королем для усиления армии? 3.Каков был итог Тридцатилетней войны?


Уроки 43-44

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII в.

Европейские государства в XVI-XVIII вв.

Слайд 2

План урока:

  • Формирование абсолютизма.
  • Голландия - первая европейская республика Нового времени.
  • Английская революция XVII в.: к парламентаризму и гражданскому обществу.
  • Просвещенный абсолютизм.
  • Слайд 3

    сформировать обобщённые представления о предпосылках, сущности и значении формирования абсолютистских государств в Европе, признаках абсолютизма, основных направлениях эволюции политической системы в раннее Новое время.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся узнают о:

    • современных научных представлениях о причинах формирования и сущности абсолютизма;
    • роли Английской революции XVII в. в европейской и мировой истории;
    • сущности просвещённого абсолютизма и научных спорах о его исторической миссии.
  • Слайд 4

    Развитие умений:

    • выявлять периоды в развитии исторических процессов и явлений;
    • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
    • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
    • искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках;
    • характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
    • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия;
    • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
    • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
    • сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывать суждения о подходах (критериях), лежащих в основе отдельных оценок, определять и объяснять своё отношение к данным подходам.
  • Слайд 5

    Опорные знания:

    • Людовик XIV
    • Карл I
    • О. Кромвель
    • Фридрих II
    • Иосиф II
    • Петр I
    • Екатерина II
    • Абсолютизм
    • Абсолютистские формы правления
    • Бюрократия
    • Республика
    • Парламентаризм
    • Просвещенный абсолютизм.
    • деятели:
    • понятия:
  • Слайд 6

    • 1566-1609 гг. - революция в Нидерландах, создание Республики Соединенных Провинций;
    • середина XVII в. - Английская революция;
    • 1643-1715 гг. - правление Людовика XIV во Франции, расцвет французского абсолютизма;
    • середина и вторая половина XVIII в. - просвещенный абсолютизм в ряде государств Европы. даты и события:
  • Слайд 7

    1. Формирование абсолютизма.

    XVI – XVII вв.– Становление АБСОЛЮТИЗМА

    Тюдоры:Генрих VII,Генрих VIII, Елизавета I.

    Генрих IV, Людовик XIV.

    Елизавета I

    АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17-18 века.

    В России абсолютизм существовал в 18 - начале 20 веков.

    Слайд 8

    Что означает утверждение о сосредоточении законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха?

    Почему особо оговаривается, что неограниченной власть монарха становится и по отношению к старой, наследственной аристократии?

    Какие особенности присущи бюрократии как системе, сложившейся именно при абсолютизме?

    Объясните значение слов «централизация», «унификация» и «регламентирование» в данном контексте.

    Что такое регулярное войско?

    Людовик XIV

    (1643-1715) – «Государство – это я!».

    Прочитайте в &28 (п.1) ключевые признаки абсолютной монархии и ответьте на??

    БЮРОКРАТИЯ

    (букв. - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия), первоначально - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства;

    в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества.

    Слайд 9

    Выполните познавательное задание в &28 (п.1)

    Выпишите в тетрадь все значения термина «абсолютизм», указанные французским историком Ф.Блюшем.

    Используя материалы задания №1 после параграфа аргументируйте то понимание термина «абсолютизм», которое вам представляется наиболее точным с точки зрения современной исторической науки.

    Слайд 10

    Заполните таблицу «ПРЕДПОСЫЛКИ АБСОЛЮТИЗМА» см &28 (п.1)

    АБСОЛЮТИЗМ (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

    Слайд 11

    2. Голландия - первая европейская республика Нового времени.3. Английская революция XVII в.:

    к парламентаризму и гражданскому обществу.

    Составьте тезисный план « ЗНАЧЕНИЕ НИДЕРЛАНДСКОЙ 1566 – 1609 гг. и АНГЛИЙСКОЙ 1640 – 1660 гг. РЕВОЛЮЦИЙ ДЛЯ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ». см.&28 (п.2,3)

    Карл I - английский король (1625-1646)

    Оливер Кромвель – лорд-протектор (1653 – 1660) периода английской республики

    Казнь Карла I Январь1649 г.

    • РЕСПУБЛИКА (лат. respublica, букв. - общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту).
    • ПАРЛАМЕНТАРИЗМ, система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента.
  • Слайд 12

    4. просвещённый абсолютизм.

    • Фридрих II Великий – король Пруссии 1712 – 1786 гг.
    • Екатерина II Великая – императрица России 1762 – 1796 гг.
    • Мария-Терезакоролева Венгрии 1740 – 1780 гг. и Чехии с 1743, императрица Священной Римской империи с 1745 года.
    • Иосиф II в 1765-1780 соправитель Марии Терезии (своей матери), император Священной Римской империи с 1765 года. и др.

    Что характерно для их политики? см &28 (п.4 обзац 3)

    Слайд 13

    4. Просвещённый абсолютизм.

    Заполните таблицу

    «Мнения историков о сущности просвещённого абсолютизма» см &28 (п.4)

    ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ,

    обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й пол. 18 в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.). Представители просвещенного абсолютизма (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России - до нач. 70-х гг. 18 в., и др.), используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как «союз философов и государей».Просвещенный абсолютизм был направлен главным образом на укрепление дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада.

    ЗНАЧЕНИЕ

    Слайд 14

    Домашнее задание:

    И задание №2 с.247-248

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    2 слайд

    План урока: 1. Причины международных конфликтов 2.Тридцатилетняя война. 3.Вестфальский мир. 4.Крупнейшие войны 18 в.в Европе.

    3 слайд

    Задание на урок: Как вы считаете,была ли Тридцатилетняя война войной за «чистоту веры» или ее цели выходили за рамки чисто религиозных задач?

    4 слайд

    Задание на урок: Историки говорят Тридцатилетняя война «завершила собой целую эпоху». Как вы думаете,о какой эпохе идет речь?

    5 слайд

    1.Причины международных конфликтов С начала 16 века в международной жизни Европы существует 2 разные точки зрения, каким должно быть ее политическое устройство. 1. Должна существовать единая империя, объединяющая большинство европейских стран, а в будущем всю Европу. Правившим в Священной Римской империи австрийским Габсбургам 2.В Европе должны существовать самостоятельные гос-ва. Англия, Франция

    6 слайд

    2.Тридцатилетняя война. В 1618 г.в Европе началась Тридцатилетняя война.Она началась как противоборство католиков и протестан-тов в рамках Священной римской империи.Затем к ней присоединились Дания,Швеция,Франция,Голландия, Испания. В 1618 г. Чешкие дворяне, возмущенные религиозными гонения выбросили из окна королевского наместника. Тридцатилетняя война в Европе.

    7 слайд

    2.Тридцатилетняя война. В ответ вспыхнуло восстание. Королем был провозглашен Фридрих Пфальцский -ставленник Протестантской лиги. В 1620г.Чехию заняли войска Католической лиги. Протестантов поддержали Швеция, Дания,Франция,Англия мечтавшие ослабить Габсбургов и присоединить их земли. Фридрих Пфальцский

    8 слайд

    2.Тридцатилетняя война. Во главе католиков встал Альбрехт Валленштейн. Набрав наемников он разгромил Данию, но был смещен в результате интриг. «Альбрехт фон Валленштейн- наиболее знаменитый из военачальников, превративший войну в погоню за добычей» Альбрехт Валленштейн

    9 слайд

    2.Тридцатилетняя война. Вскоре в Германию вторглись шведы и в 1632 г. Густав Адольф II разбил католиков, но сам погиб. В 1634 г.Валленштейн был убит заговорщиками. Вскоре в войну вмешалась Франция. Густав Адольф II

    10 слайд

    2.Тридцатилетняя война. Ришелье оказал немецким князьям финансовую помощь. В 1642-46гг.союзники одержали ряд побед над австрийцами и испанцами и 24 октября 1648 г.В Мюнстере был подписан Вестфальский мир. Он завершил Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи и Восьмидесятилетнюю войну между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов. Кардинал Ришелье

    11 слайд

    Он заложил основы международных отношений в Европе. Католики и протестанты были уравнены в правах и был установлен принцип: «Чья власть-того и вера». Голландия и Швейцария признавались независимыми государствами. Произошел передел границ. 3.Вестфальский мир. Вестфальская система.

    12 слайд

    По окончании войны самыми могущественными государствами стали Швеция и Франция. Французскому королю подражали все европейские монархи. Версаль стал образцом дворцово-паркового зодчества. Франция постоянно учас-твовала в войнах, но они истощили ее.В войне за испанское наследство(1701-1740), австрийцы дошли до Версаля и Людовика XIV спасло чудо. Людовик XIV осматривает Версаль 4.Франция и Швеция после войны.

    13 слайд

    Поражение в войне означа-ло окончание французс-кой гегемонии в Европе. Швеция во 2-й пол.17 в.кон-тролировала Балтийский бассейн.Ее союзниками выступали Франция и Турция. В к. 17 в. Возник Северный союз-Россия,Дания,Поль-ша,Саксония.В ходе Северной войны(1700-21) Швеция потерпела пораже-ние,лишилась части сво-их владений на Балтике и утратила свое влияние на европейские дела. Густав Адольф II и Карл XII. Мощь Швеции. 4.Франция и Швеция после войны.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Задание 1. Исторический портрет Фридриха II

    Фридрих родился в Берлине 24 января 1712 года, при крещении получил имя Карл-Фридрих. Его отец -- король Пруссии Фридрих Вильгельм I из династии Гогенцоллернов, мать -- София Доротея Ганноверская, дочь короля Англии Георга I. Фридрих был третьим и самым старшим (два его старших брата умерли в младенчестве) ребёнком в этой многодетной королевской семье, где всего родилось 14 детей. Наибольшим расположением и дружбой маленького принца пользовалась его старшая сестра Вильгельмина, будущая маркграфиня Байрейтская.

    Первой его воспитательницей оказалась французская эмигрантка мадемуазель де Рокуль, которая зародила в нём любовь к французской литературе. На седьмом году Фридриха отдали под надзор учителя Дюгана, который ещё более укрепил его расположенность ко всему французскому. Отец стремился воспитать из Фридриха воина, однако принц интересовался музыкой, философией и танцами. В результате, Фридрих Вильгельм счёл его никчёмным наследником и долгое время стремился передать престол своему младшему сыну Августу-Вильгельму, более удовлетворявшему его вкусам.

    Конфликт с деспотичным отцом вылился в попытку побега в Англию в восемнадцатилетнем возрасте, на которую он решился совместно с лейтенантом Гансом Германом фон Катте. Попытка не удалась, Фридрих и Катте были заключены в крепость (Фридрих -- в Кюстрине), после чего Фридрих Вильгельм выразил намерение судить обоих за дезертирство и казнить. Впрочем, Фридриху было обещано прощение на условиях отказа от прав на престол, чего он однако не принял. Катте был действительно судим и обезглавлен, однако в отношении Фридриха его отец столкнулся с резкой оппозицией своему намерению сначала в лице суда (который отказался судить кронпринца), а затем и Военного совета; к этому прибавилось и дипломатическое давление со стороны других европейских дворов. В конце концов Фридрих был освобождён, но некоторое время пробыл в ссылке в Кюстрине, будучи назначен членом военно-судного совета Неймаркского округа (но с правом только совещательного голоса). Заключение и ссылка продлились более двух лет (август 1730 - ноябрь 1732), после чего Фридрих был окончательно прощён и назначен шефом пехотного полка.

    В 21 год он по родительской воле женится на Елизавете Кристине Брауншвейгской и получает боевое крещение в войне за польское наследство (1733--1735), служа под командованием знаменитого полководца Евгения Савойского, похвалы которого он удостоился.

    В молодости Фридрих пишет политический трактат «Антимакиавелли», в котором с позиции просвещённого абсолютизма критикует цинизм известного произведения Н. Макиавелли «Государь». Трактат был отредактирован и издан (анонимно) Вольтером, с которым Фридрих тогда уже состоял в оживлённой переписке.

    После смерти короля-отца 31 мая 1740 года 28-летний Фридрих получает не просто корону Пруссии, но сильную армию и не растраченную на пустые придворные развлечения казну.

    Первым делом Фридрих начал переустраивать Пруссию на началах Просвещения, пригласив философов: сначала Христиана Вольфа (1740), а затем Вольтера (1750). Впоследствии он так обозначил программу преобразований: «Хорошо работающее правительство должно представлять столь же прочно связанную систему, как и система понятий в философии. Все его решения следует хорошо обосновывать; хозяйственная, внешняя и военная политика должны способствовать единой цели -- консолидации власти государства и увеличению его мощи». За такой рациональный подход Фридрих получил прозвище короля-философа, в противовес прозвищу его отца как короля-солдата.

    Одним из знаменательных его нововведений была отмена цензуры. Он дал понять своим министрам, что «берлинским газетным писателям должна быть предоставлена неограниченная свобода писать без предварительной цензуры обо всех столичных новостях». Фридрих требовал, чтобы «интересным газетам не чинились препятствия». Умершие цензоры, как правило, не замещались новыми -- эти должности оставались вакантными во время его правления. При нём впервые стало возможно законодательное обоснование свободы прессы на немецкой земле.

    Фридрих проявил себя как покровитель наук и искусств. Он учредил в 1742 году Королевскую оперу, для которой архитектор Кнобельсдорф строит здание. Открытие (премьерная постановка оперы «Клеопатра и Цезарь» К. Г. Грауна) Королевской оперы состоялось ещё в недостроенном здании 7 декабря 1742. Кроме того, король был сам одарён музыкально, играл на флейте и сочинял музыку (ок. 100 сонат и 4 симфонии, концерты для флейты сочинения Фридриха II до сих пор входят в репертуар исполнителей на этом инструменте). В области музыки Фридрих II прославился также тем, что в 1747 году пригласил к себе в Потсдам Иоганна Себастьяна Баха. Результатом этой встречи стало Музыкальное приношение Баха -- цикл из нескольких пьес, написанных на одну и ту же тему, сочинённую и предложенную Баху королём. При дворе короля жил и сын Иоганна Себастьяна Баха Карл Филипп Эммануил. капитализм фридрих посполитый

    В 1744 году Фридрих на основе Берлинского научного общества создаёт Берлинскую академию наук, куда приглашает со всей Европы лучших учёных, в том числе Мопертюи (президент) и Леонарда Эйлера (директор математического класса). В 1775 Фридрих открывает в Берлине первую публичную библиотеку.

    В 1747 Фридрих закладывает основу дворцово-паркового комплекса Сан-Суси в Потсдаме, который стал его летней резиденцией и получил неофициальное название «прусского Версаля». В 1763 году во время передышки между войнами он заложил в Сан-Суси Новый дворец.

    Придя к власти, Фридрих первым делом отменил пытки (ордонанс от 3 июля 1740). Затем он гарантировал имущественные права своих подданных, централизовал судопроизводство и отделил его от исполнительной власти в духе идей Монтескьё. В 1749 году Самуэлем фон Кокцеи был окончен и вступил в законную силу новый свод законов «Corpus juris Fridericianum». В этом кодифицированном нормативно-правовом акте были собраны все действующие законы Пруссии, которые были дополнены и новыми актуальными нормами. В 1781 году Фридрих совместно с ведущими юристами Пруссии, в частности, с фон Кармером, разрабатывает новые законы: «Всеобщее гражданское право» и «Общий порядок судопроизводства».

    Пруссия была создана как лютеранское государство, однако уже предшественники Фридриха стояли на общепротестантских позициях, давая убежище гугенотам, меннонитам и вальденсам (впоследствии это заложило основы Прусской унии). Свободно себя чувствовали и евреи. Однако веротерпимость Фридриха превзошла всех. Взойдя на престол он заявил:

    Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми. И если бы турки и язычники прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети и молельни

    Неслыханным для протестантской страны, пережившей кровопролитные религиозные войны, стала закладка в Берлине католического собора святой Ядвиги в 1747 году.

    За годы правления Фридриха Великого территория Пруссии увеличилась вдвое. Первое и самое главное приобретение он сделал уже на первом году своего царствования. При известии о смерти императора Карлa VI, не оставившего мужских потомков, Фридрих отказался признать Прагматическую санкцию, допускавшую передачу императорского престола по женской линии, и, под предлогом старых прав Гогенцоллернов на несколько силезских графств, в декабре 1740 года вторгся в Силезию и оккупировал её всю, дав таким образом сигнал к началу Войны за австрийское наследство (конкретно войны Фридриха с Австрией за Силезию известны в германской историографии как Силезские войны). Захват Силезии был закреплён победой при Мольвице, первой победой Фридриха, которой он был обязан, впрочем, целиком фельдмаршалу Шверину: после того как в начале битвы слабая прусская кавалерия была разгромлена, а правый фланг пруссаков смят, Шверин, предвидя возможную гибель и пленение армии, уговорил Фридриха спасаться, чтобы самому не попасть в плен. Однако в отсутствие Фридриха он сумел выправить положение и в конце концов перейти в контратаку. В результате, Фридрих втайне от союзников заключил с австрийским главнокомандующим Нейпергом устное соглашение в Клейн-Шеллендорфе, согласно которому ему отходила Нижняя и Средняя Силезия. Однако новые успехи антиавстрийской коалиции (прежде всего, занятие французами Праги) заставили его в 1742 году нарушить и это перемирие и вновь вмешаться. Битва при Шотузице 17 мая 1742 года окончилась победой Фридриха, несмотря на то, что австрийцам удалось занять и сжечь город Шотузиц и разграбить обоз пруссаков. Вслед за тем Фридрих подписал с Австрией сепаратный мир в Бреславле (11 июня), которым ему отдавалась уже вся Силезия (включая Верхнюю) и графство Глац. Успехи Австрии в последующие два года обеспокоили Фридриха, и в 1744 году он нарушил и этот договор и вновь вступил в антиавстрийскую коалицию, на этот раз попытавшись захватить Богемию. Однако поход в Богемию, после первых успехов, окончился полным провалом; в результате Фридриху пришлось в 1745 году вновь защищать Силезию и даже Берлин (на который двигались австро-саксонские войска), что он с блеском и исполнил, одержав над австрийцами победы при Гогенфридберге и Сооре, а над саксонцами победу при Кессельдорфе, после которой он оккупировал Саксонию. В результате, 25 декабря 1745 г. в Дрездене был подписан новый мир, который подтвердил статьи Бреславльского договора о присоединении к Пруссии провинции Силезия и графства Глац, тогда как Фридрих со своей стороны признал императором мужа Марии-Терезии Франца I. Приобретение густонаселённой и промышленно развитой Силезии резко усилило Пруссию, придав ей статус великой европейской державы.

    Вторым приобретением Фридриха стала Западная Пруссия -- территория Польши, разделявшая Бранденбург с Восточной Пруссией. Её удалось получить мирным путём в 1772 году в результате первого раздела Польши, воспользовавшись дипломатическим союзом с Россией.

    В 1756 году Фридрих напал на принадлежащую Австрии Саксонию и завоевал Дрезден. Он обосновывал свои действия «превентивным ударом», утверждая, что против Пруссии сложилась русско-австрийская коалиция, которая была готова к агрессии. Затем следовала кровопролитная Лобозицкая битва, в которой Фридрих одержал победу. В мае 1757 Фридрих взял Прагу, однако затем 18 июня 1757 года он потерпел поражение в Колинском сражении. С этого момента начинается «чёрная полоса» в жизни Фридриха. Его генералы проигрывают сражения на всех фронтах. В октябре 1757 года австрийцы на короткое время захватывают столицу Пруссии город Берлин. Однако Фридрих нашёл в себе силы для контрудара: 5 ноября в битве при Росбахе он громит французов, а 5 декабря при Лейтене -- австрийцев.

    Цорндорфское сражение 25 августа 1758 закончилось победой русских (по неписаным законам того времени победителем считался тот, за кем оставалось поле битвы; поле битвы при Цорндорфе осталось за русскими, Кунерсдорфское сражение 1759 нанесло моральный удар по Фридриху. Австрийцы заняли Дрезден, а русские Берлин. Некоторую передышку обеспечила победа в Сражении при Лигнице, однако Фридрих окончательно выбился из сил. Лишь противоречия между австрийскими и русскими генералами удерживали его от окончательного краха.

    Внезапная смерть русской императрицы Елизаветы в 1761 году принесла неожиданное избавление. Новый русский царь Пётр III оказался большим почитателем таланта Фридриха, с которым он заключил перемирие. Получившая власть в результате дворцового переворота императрица Екатерина II не решилась снова вовлечь Россию в войну и вывела все российские войска с оккупированных территорий. На протяжении последующих десятилетий она поддерживала с Фридрихом дружественные отношения в русле политики так называемого северного аккорда.

    По инициативе австрийской императрицы Марии-Терезии в саксонском замке Губертусбург в 1763 году состоялись мирные переговоры, результатом которых стал «нулевой вариант».

    В конце 70-х гг. в Европе снова назревал конфликт. Со смертью курфюрста Максимилиана пресекался баварский правящий род, и соправитель Марии-Терезии, её сын Иосиф II решил воспользоваться случаем: он заставил нового курфюрста Карла Теодора уступить ему Нижнюю Баварию в обмен на Австрийские Нидерланды. Кроме того, Иосиф мечтал возвратить Австрии Силезию. Европейская общественность была возмущена этим поступком Вены.

    Фридрих был очень нездоровым и уставшим человеком, однако решил также поучаствовать в обуздании «агрессора». Одними манёврами, без генеральных сражений, он поставил Австрию на грань поражения.

    В 1779 г. австрийский кабинет попросил мира. Сначала было заключено перемирие с Пруссией, а потом, на конгрессе в Тешене, австрийцы отказались от Баварии в обмен на территории по правому берегу Инна. Пруссия не получила никаких выгод от этой войны, но Фридрих всегда утверждал, что действовал «из принципа», ради защиты мирного сосуществования германских государств.

    В последние годы жизни Фридрих много писал. В это время были написаны: «Письма о любви к отечеству», «Рассуждения о различных образах правления и о обязанностях государей», «История раздела Польши».

    Похоронив всех своих друзей и боевых генералов, король стал замкнут и печален. Ему приписывают следующую фразу: «Я уже давно стал историей самого себя».

    Постепенно силы стали оставлять короля. Он страдал бессонницей, геморроем и астмой. Подагра одолевала его уже давно. Умер король Пруссии в Потсдаме в своей постели в ночь с 16 на 17 августа 1786 г. В момент его смерти часы в спальне остановились. Впоследствии эти часы оказались у Наполеона Бонапарта. Именно их он увёз с собой на остров Святой Елены.

    Фридрих Великий завещал похоронить себя в своём любимом Сан-Суси. Однако его племянник и преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил завещания и повелел похоронить в Потсдамской гарнизонной церкви, рядом с его отцом, Королём-солдатом Фридрихом Вильгельмом I. Спустя почти 160 лет во время Второй мировой войны солдаты вермахта вывезли гробы, спасая их от возможного разрушения (Потсдамская гарнизонная церковь была разрушена в 1945 году). Сначала в марте 1943 года они были помещены в подземный бункер в потсдамском районе Айхе, в марте 1945 года перевезены в соляную шахту в тюрингском Бернтероде, откуда по окончании войны были отправлены американскими солдатами в гессенский Марбург. Там останки прусских королей находились в местной церкви св. Елизаветы, а в августе 1952 года перевезены в замок Гогенцоллерн близ Хехингена в Баден-Вюртемберге. Завещание Фридриха Великого было выполнено 17 августа 1991 года, ровно через 205 лет после его смерти. Останки Фридриха в сопровождении почётного караула бундесвера были установлены для торжественного прощания на парадном дворе Сан-Суси, а само погребение состоялось ночью, как и указывал в своём завещании прусский король.

    Правление Фридриха II отличается крайней агрессивностью и стремлением к территориальным захватам. Главным инструментом своей политики король считал армию, укрепление которой было главной его заботой на всем протяжении его царствования. Он создал сильнейшую и считавшуюся лучшей в Западной Европе армию, постоянный состав которой достигал 200 тысяч человек, на содержание которой расходовалось около две трети государственного бюджета.

    При Фридрихе II Пруссия фактически была превращена в военный лагерь, где большинство населения работало на армию. Комплектование войск осуществлялось путем насильственной вербовки в сочетании с принудительной поставкой крестьянами рекрутов. Свыше трети армии составляли иностранные наемники, в том числе из военнопленных. Офицерами были исключительно дворяне. Обучение и воспитание армии Фридриха II основывалось на принципах слепого повиновения и механического исполнения приказов, жесточайшей дисциплины и муштры.

    Во внутренней политике Фридрих II, афишировавший свою близость с французскими просветителями (Вольтером), провел ряд реформ в духе просвещенного абсолютизма. Были отменены пытки, упрощено судопроизводство, расширено начальное образование. Заинтересованный в привлечении переселенцев, прусский король Фридрих II проводил политику религиозной веротерпимости. Однако многие мероприятия носили показной характер.

    Выдавая себя за сторонника свободомыслия, Фридрих II в 1740 году декларировал свободу печати, на деле же ввел строжайшую цензуру. Король предпринимал попытки остановить сгон крестьян с земли, так как из-за этого сокращались поступления налогов и уменьшались призывные контингенты. Фридрих II проводил меркантилистскую и протекционистскую экономическую политику, которая способствовала развитию мануфактурного производства, но в то же время сковывала инициативу предпринимателей мелочной государственной опекой.

    Боеспособная армия позволила Пруссии в итоге Первой Силезской войны 1740-1742 годов и Второй Силезской войны 1744-1745 годов (в рамках Войны за австрийское наследство) захватить у Австрии большую часть Силезии, имевшей важное экономическое и стратегическое значение. Вступив в союз с Англией и напав на Саксонию, Фридрих II развязал Семилетнюю войну 1756-1763 годов, в ходе которой нанес ряд поражений австрийским и французским войскам. Но эти успехи были сведены на нет победами русских войск -- только вследствие благоприятных для Пруссии политических обстоятельств она избежала полного разгрома.

    Фридрих II упорно добивался раздела Речи Посполитой, и в результате первого раздела 1772 года Пруссия присоединила земли по нижнему течению Вислы.

    При Фридрихе II Пруссия утвердилась в качестве основного соперника Австрии в борьбе за господство в Германии, выдвинулась в число великих держав, ее территория значительно расширилась. Однако административно-бюрократический режим Фридриха II основывавшийся на незыблемости дворянских привилегий, был отсталым и непрочным. Это обнаружилось уже вскоре после смерти Фридриха II Великого, в ходе войн Пруссии с революционной, а затем наполеоновской Францией.

    Фридрих Великий почитается одним из трёх общегерманских национальных героев, наряду с Бисмарком и Аденауэром. Добрая память согласуется с мнением историков, которые отмечают, что именно Фридрих Великий всего за 20 лет превратил Пруссию из маленького княжества в одну из сильнейших держав Европы.

    Задание 2. Имена в политической истории Речи Посполитой XVII века

    1. Кто был организатором похода Лжедмитрия в Россию?

    Варианты ответов: а) сенатор Юрий Мнишак, б) К. Астрожский, в) Л. Сапега.

    2. Кто среди наиболее знаменитых польских иезуитов XVII века был замучен казаками в Полесье в 1657 году?

    Варианты ответов: а) Андрей Боболя, б) Михал Бойм, в) Богдан Хмельницкий.

    3. Речь Посполитая переломила неудачный ход войны в свою пользу и завершила её умеренно выгодным Ям-Запольским миром благодаря военной реформе, проведённой каким королем?

    Варианты ответов: а) Яном II Казимиром, б) Стефаном Баторием,

    в) Сигизмундом III.

    4. Сейм 1633 года при полном согласии какого монарха сделал ряд шагов в сторону возвращения веротерпимости, приняв законы, обеспечивавшие права протестантов, православных и униатов?

    Варианты ответов: а) Яна III Собеского б) Владислава IV, в) Станислава Августа.

    5. В какой период проходило вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой под руководством Б.Хмельницкого?

    Варианты ответов: а) с 1649 по 1655, б) с 1649 по 1654, в) с 1648 по 1654

    Задание 3. Викторина «Что? Где? Когда?» по теме «Ремесло и торговля в белорусских городах в XVI- XVIII вв

    1. Все города Белоруссии в XVI- XVIII вв. можно разделить на две группы по принадлежности. Какие, назовите некоторые из них?

    Ответ: Королевские и частновладельческие, принадлежавшие магнатам и составлявшие свыше 40% белорусских городов. Из них: Слуцк, Быхов, Горки, Несвиж, Давид-Городок, Клецк, Туров, Шклов, Молодечно, Копыль и др

    2. Сколько городов было на территории Белоруссии к середине XVII в.?

    Ответ: 39 городов

    3. Сколько ремесленных профессий значилось в Слуцке в XVI в., в первой половине XVII в?

    Ответ: 20 ремесленных профессий, 46.

    4. В документе какого года впервые упоминается об аптеке в Слуцке?

    Ответ: 1621 г.

    5. В каком документе того времени можно найти сведения о количестве ремесленных профессий и ремесленников в Слуцке в XVI в. ? Назовите некоторые из них.

    Ответ: в налоговом реестре 1648 г. значатся 79 пекарей и перекупщиков, 182 «всяких ремесленников», 19 мясников и 14 скоморохов и дударей.

    6. Ремесленные профессии горожан в XVI -- первой половине XVII вв. можно разделить на 7 больших групп, каких?

    Ответ: 1. Кожевенное и меховое производство.. Всего 15 профессий.

    2. Изготовление пряжи, одежды, ткачество, обработка волокнистого сырья. Всего 13 профессий.

    3. Обработка металла и оружейное производство. Всего 20 профессий.

    4. Деревообработка, обработка минерального и животного сырья, строительство. Всего 30 профессий.

    5. Изготовление и обработка пищевых продуктов и напитков. Всего 17 профессий.

    6. Транспортные профессии. Всего 5 профессий.

    7. Прочие профессии: иконописцы, художники, доктора, цирюльники, валмистры, скоморохи, дудари, музыканты, аптекари, землекопы, кровопуски, органисты, охотники, банщики, учителя, чертежники, архитекторы, пастухи, трубачи, коновалы, сторожа, наемные работники, певцы. Всего 23 профессии.

    7. Сколько профессий было в частновладельческих городах, сколько в городах Белоруссии было в XVI--первой половине XVII в?

    Ответ: Общее количество профессий в частновладельческих городах 123, их было значительно меньше, чем в целом по городам Белоруссии в этот период - около 200.

    8. По структуре ремесленного производства частновладельческие города Белоруссии отличались друг от друга, но имели и общее в распределении ремесленников по видам ремесла. В каких видах ремесла было представлено больше профессий?

    Ответ: в таких видах ремесла, как деревообработка, обработка минерального сырья (гончары, колесники, ситочники, бондари, дегтяри), строительное дело (до 13 разных профессий в Шклове и Копыси), обработка металла и оружейный промысел (до 10--12 профессий в Слуцке, Несвиже и Клецке), изготовление пищевых продуктов (7--9 профессий во всех 5 больших городах), кожевенное и меховое производство (до 7--8 в Слуцке, Копыси и Клецке). Прочие ремесла были широко представлены в Несвиже, Слуцке.

    9. Все ремесленники объединялись в цеха. Каждый цех имел свои правила, свой устав, в который вносились поправки, разъяснения, уточнения в постановления цеховых правил и уставов. Кто делал такие поправки?

    Ответ: такие уточнения и поправки делали владелец города или его наместники, городской магистрат.

    10. Мастера обязаны были выпускать хорошую продукцию, «чтобы работа правильная и хорошая была». Мастер, производивший недоброкачественные изделия, лишался права заниматься своим ремеслом и о нем рассылались письма в цехи других городов. В небольших городах (Клецк) такой мастер карался штрафом в четыре фунта воска и должен был исправить за свой счет испорченное изделие. В связи с этим в уставах отражалось требование. Какое?

    Ответ: в связи с этим в уставах отражались требования о найме мастерами наиболее квалифицированны подмастерьев.

    Задание 4. Библиография

  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры