Большой цирк в риме. Большой цирк в риме - самый обширный античный ипподром италии

Главная / Измена мужа

Адрес: Италия, Рим
Длина: 600 м
Ширина: около 150 м
Координаты: 41°53"10.9"N 12°29"07.2"E

Для большинства жителей современных мегаполисов слово «цирк» подразумевает под собой массу представлений: на арене показывают свое мастерство акробаты, клоуны веселят публику, а дрессированные хищники вызывают восторг талантом их укротителя.

В Древнем Риме Большой цирк был предназначен для несколько иных целей. Его было бы правильнее назвать огромным ипподромом, на котором проводились скачки. Развалины Большого цирка, название которого на латинском языке звучало, как Circus Maximus - достопримечательность столицы Италии , которая вызывает огромный интерес среди туристов, приехавших посмотреть на «вечный город», на его памятники истории и архитектуры.

Большой цирк с высоты птичьего полёта

Большой цирк в Риме располагается в живописной долине между двумя из семи холмов, на которых построен город, Палатином и Авентином. На этом огромном ипподроме могли состязаться за право называться лучшими сразу двенадцать колесниц. Сама долина отличается огромными размерами: ее длина составляет 600 метров, а ширина, практически, 150 метров. Благодаря такой огромной площади и удобному месторасположению, древние римляне, которые любили зрелища ничуть не меньше вкусной еды, решили построить здесь гигантский, даже по современным меркам, цирк.

История создания Большого цирка в Риме

Естественно, документов и свидетельств, найденных в результате археологических раскопок, которые могли бы пролить свет на точную дату постройки Большого цирка, увы, слишком мало. Поэтому мнения историков и археологов на сей счет немного расходятся. По официальной версии первые скачки на роскошных колесницах в долине были проведены во время правления царя Тарквиния Приска. Он находился у власти еще в 500 году до нашей эры. Приблизительно до 330 года до нашей эры колесницы мчались по открытому пространству долины, а зрители, собравшиеся посмотреть на это зрелище, стояли на возвышенностях. Никаких построек в те времена между Авентином и Палатином тогда не было.

Вид Большого цирка с северо-запада

Лишь в 330 году до н.э. в долине был построен, так называемый, старт для колесниц. Именно с этой точки лошади, везущие колесницу, и начинали свой забег. Долина давала возможность проводить скачки лишь по прямой линии. Человек, сидевший в колеснице, доезжал от «старта» до конца долины, затем разворачивал лошадей и, стараясь обогнать соперников, мчался назад.

Существуют предположения, что в 330 году до нашей эры состязания на территории Большого цирка в Риме проводились исключительно после окончания жатвы . Такое мнение может говорить о том, что скачки были своеобразным праздником после сбора урожая, а на месте их проведения крестьяне обрабатывали почву. В последнее время археологам удалось в долине найти остатки временных построек, которые служили ложей для особо знатных гостей, пришедших посмотреть на состязания колесниц.

Вид Большого цирка с юго-востока

Первые статуи и ворота, клети, где содержались животные, появились в Большом цирке только после окончания последней пунической войны - приблизительно в 146 году до нашей эры. Удивительно, но именно в те времена были заложены первые правила и схема проведения скачек, которые сохранились и до наших дней. Связано это было с тем, что посредине долины был прорыт канализационный тоннель, высота которого составляла более 4,5 метров, а ширина - 2,5 метра. Конечно же, в долине образовался холм, сравнивать который древние римляне не захотели. Привычная схема скачек «вперед-назад» уже не могла существовать, и колесницам пришлось ездить по кругу. Огромное строение Circus Maximus стал самым первым в мире кольцевым ипподромом.

Расцвет и упадок Большого цирка

Гай Юлий Цезарь, который прославился не только своими победами на полях кровопролитных битв, но и талантом политика, по-настоящему любил Рим и свято верил в то, что он действительно станет «вечным городом», впрочем, как и вся Римская империя. Именно поэтому во время его правления строительство различных зданий и арен, руины которых сохранились и до настоящего времени, велось поистине бешеными темпами и, конечно же, с особым размахом. Не остался без его пристального внимания и Circus Maximus, который по его приказу был расстроен до невероятных размеров. Если сравнивать современные цирки и стадионы, к примеру, легендарный Уэмбли , то их площади просто меркнут перед площадью Большого цирка в Риме.

Невероятно, но кроме постоянных лож для знати за скачками могли сидя наблюдать 250 тысяч плебсов, ровно столько же (!) было и стоячих мест. Отсюда можно сделать вывод, зрелища привлекали полмиллиона жителей Древнего Рима. Три огромные башни, ворота, через которые покидали цирк победители на своих колесницах, и узкая площадка посередине арены были возведены в рекордно короткие сроки. Эту возвышенность было решено украсить потрясающими обелисками, которые были специально доставлены в Рим из Египта . К слову, эти обелиски чудом сохранились и продолжают удивлять современных туристов. Правда, уже не на территории Большого цирка: одну из них перенесли на Пьяцца дель Пополо, а вторую водрузили почти у входа в Латеранский дворец.

Свою лепту в строительство Большого цирка внес не только Гай Юлий Цезарь . Во времена правления Августа на нижних ярусах были построены каменные места, на них могли располагаться только те римляне, которые могли позволить приобрести себе специальные, изготовленные из бронзы, билеты. Верхние ярусы были выполнены из крепких пород древесины. Клавдий не остановился на достигнутом и решил выполнить некоторые меты из дорогого мрамора, которые были отделаны золотом. Правитель Нерон, прославившийся как злобный тиран, уничтоживший «вечный город», решил, что Цезарь слишком мало отвел места для всадников, и задумал увеличить число колесниц, участвующих в забегах. Для этого он попросту засыпал канал, который был вырыт задолго до его рождения.

Вид Палатин с Большого цирка

64 год нашей эры стал для Рима катастрофой. Пожар, уничтоживший практически весь город, не обошел стороной и Большой цирк: все верхние ярусы, которые были построены из дерева и в которых находились различные лавки и трактиры, были полностью сожжены. Несмотря на разруху, в эпоху властвования Марка Ульпия Нерва Траяна, уже в 81 году были построены роскошные ворота и воссозданы верхние деревянные ложи. Однако архитекторы того времени допустили массу ошибок в своих расчетах, и современным археологам удалось выяснить, что многочисленные обвалы унесли тысячи жизней римлян.

Последнее массовый конный забег состоялся в 549 году. После этого Большой цирк Рима начал приходить в упадок . Ярусы обрушивались, состязания всадников на колесницах более не стали интересовать римлян. В Средние века Рим постоянно расстраивался: строители недолго думали, где брать материал для постройки новых жилых домов. Они попросту разбирали Большой цирк и другие сооружения, возведенные еще во времена расцвета Великой Римской Империи.

Общий вид арены Большого цирка

С местом, где сейчас турист может увидеть немногочисленные развалины Большого цирка, связана одна очень интересная легенда. Справедливости ради стоит отметить, что она не подтверждена никакими научными фактами. Некоторые древние римляне в своих письменах говорят о том, что в Риме было сложно встретить хотя бы одну женщину: все население города состояло практически из мужчин. Римляне пошли на хитрость: точнее, небезызвестный Ромул. Он организовал грандиозный праздник между двумя холмами и пригласил на него семейства из близлежащих городов. В разгар представления, римские мужчины с оружием в руках бросились на приглашенных, и похитили всех девушек и женщин. Эта легенда даже носит свое название: «похищение сабиянок». Вслед за этим разразилась война, но эта история уже не имеет никакого отношения к долине, расположенной между Палатином и Авентином. Это, скорее всего, просто легенда, о ней можно узнать из рассказов, передававшихся из поколения в поколение. Также во Флоренции сейчас можно увидеть статую, датирующуюся 1583 годом, и названную скульптором - похищение сабиянок.


Цирк в Древнем Риме

Цирк. Это слово, означающее для нас веселые и красочные зрелища, восходит ко временам еще Древнего Рима. Однако ни по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не был похож на цирк наших дней.

Что же представляли собой цирк и публичные игры у древних римлян?

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,- Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год - после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 тысяч зрителей.

По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в плане арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены повышающиеся рядами места для публики. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Кстати сказать, чрезвычайное скопление людей на «галерке» приводило не раз к пожарам и обвалам, сопровождавшимся большим числом жертв (например, за двадцатилетнее правление императора Диоклетиана из-за этого погибло около 13 тысяч человек).

Любопытной особенностью цирковой арены была спина - широкая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, которая, подобно хребту, разделяла арену на две половины. Тем самым спина препятствовала произвольному переходу состязавшихся лошадей с одной части арены на другую. Стену украшали памятники - обелиски, статуи и небольшие храмы римских богов. Здесь же находилось и остроумное приспособление, благодаря которому зрители всегда знали, сколько заездов совершили уже колесницы. Об этом приспособлении следует рассказать несколько подробнее

На поверхности спины, около каждого ее конца, было сооружено по четырехколонной постройке. На плоской крыше одной из них покоилось семь металлических позолоченных яиц, а на другой - столько же позолоченных дельфинов. Всякий раз, как передняя колесница завершала очередной заезд (а их обычно полагалось семь), снималось по одному яйцу и по одному дельфину. Такие «счетные единицы» были связаны, по понятиям римлян, с божествами, покровительствовавшими цирку, - Нептуном и братьями Диоскурами.

Первому посвящались конные состязания вообще, так как полагали, что грозный бог морей владел самыми лучшими лошадьми, стремительно носившими его по водной глади; кроме того, прямое отношение к Нептуну имели дельфины, которых считали олицетворением самого божества. Что же касается Диоскуров, то, согласно легенде, оба они родились из лебединого яйца, причем один из братьев, Кастор, прославился впоследствии как смелый укротитель диких коней, а другой, Поллукс,- как отважный кулачный боец.

Оконечности спины представляли полукруглые поворотные столбы-меты. Именно здесь от каждого возницы требовалось более всего ловкости и выдержки: при приближении к метам надо было убавить скорость ровно настолько, чтобы не промчаться мимо столбов, не зацепиться за них и не опрокинуться при резком повороте, а в случае падения - не быть растоптанным лошадьми соперников (последнее случалось довольно часто). Разумеется, у каждой меты можно было описать и большую дугу, но безопасность эту, освистываемую зрителями, приходилось оплачивать потерей нескольких секунд, воспользовавшись которыми вперед вырывался более смелый и ловкий противник. Чтобы возницы уже издали имели в виду опасную цель, к которой они направлялись, каждую мету украшали три высокие позолоченные колонны конических форм.

Постараемся представить себе (хотя бы в самых общих чертах) одно из состязаний в цирке.

Сразу же после помпы (торжественного шествия по цирку жрецов и устроителей игр) распорядитель бегов бросал на посыпанную песком арену белый платок: тем самым подавался знак к началу игр. Под громкие звуки труб и ободряющие вопли публики из карцеров (так назывались мраморные цирковые конюшни) вылетали стремглав четыре легкие двухколесные, колесницы, запряженные четверками лошадей. Один заезд... Третий... Седьмой! Победитель на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку, воздвигнутую в конце арены, а затем медленно направлялся к ложе устроителей игр, где и получал награды. Все это время зрители находились в полной власти своих эмоций: они неистово хлопали в ладоши, кричали изо всех сил, грозили, кривлялись, сквернословили (особенно в тех случаях, когда возницы опрокидывались на поворотах). И так в течение целого дня игр, от восхода и до захода солнца, когда число состязаний доходило иной раз до тридцати!

Такое «попечение» правительства о своих гражданах лучше всего объясняют слова императора Аврелиана: «Предавайтесь забавам, занимайтесь зрелищами. Нас пусть занимают общественные нужды, вас пусть интересуют развлечения!» Публичные игры и сопровождавшие их угощения представляли собой своеобразную зрелищную политику, рассчитанную на приобретение народного благорасположения (которое было крайне важно в условиях жесточайшей эксплуатации рабов и частых гражданских войн).

Известный сатирик древности Ювенал метко назвал внутригосударственную политику римских властей политикой «хлеба и зрелищ». Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе иных зрелищ амфитеатры и, прежде всего - Колизей.

Туристы, приезжающие в Рим из разных стран, и поныне восхищаются руинами Колизея, который некогда был громадным амфитеатром - окружностью более 500 метров и вместимостью около 50 тысяч человек.

Хотя название Колизей и является теперь общепринятым, но к амфитеатру оно не имеет почти никакого отношения: оно происходит от искаженного в средние века латинского слова «колоссеум» (колосс), которым древние римляне именовали грандиозную статую императора Нерона, воздвигнутую около амфитеатра. Сам же Колизей назывался в древности Амфитеатром Флавиев - по фамильному имени императоров Веспасиана, Тита и Домициана, при которых создавалось это монументальное зрелищное сооружение.

По своему устройству Колизей в какой-то степени походил на теперешние цирки. Его огромную арену окружали пять ярусов зрительных мест (причем мраморные сиденья предназначались - как и в цирках-ипподромах - для богачей, а деревянные скамьи «галерки» - для простого народа). Колизей не имел крыши, но для защиты публики от дождей и палящей жары над зданием натягивался полотняный тент, укреплявшийся на специальных кронштейнах в наружной стене. Фасад Колизея привлекал всеобщее внимание необычайной пышностью: в нишах второго и третьего этажей, которые зияют сейчас пустотой, раньше стояли многочисленные беломраморные статуи...

Небезынтересно отметить, что в римском цирке удостаивались наград не только победители-возницы, но и победители-лошади. Люди получали деньги и дорогие одежды, а пальмовые ветви и венки (также являвшиеся наградами) получали и люди и кони. Возницам и лошадям, которые отличились много раз, воздвигались в городе статуи, а после смерти - великолепные надгробия с восхваляющими надписями и подробнейшим перечислением одержанных побед.

Разумеется, цирковые кони были самых лучших пород. Не считаясь ни с какими затратами, лошадей доставляли в Рим из Испании и из Северной Африки, а в Сицилии почти все плодородные хлебные поля превратили в пастбища. Фактом, кажущимся просто невероятным, было то, что любимый конь императора Калигулы, Инцитат, ел и пил из золотой и серебряной посуды, а накануне состязаний, где он участвовал, солдаты наблюдали за тем, чтобы ни малейший шум в окрестности не потревожил покой лошади!

Проведение игр было сосредоточено в руках специальных обществ, состоявших из римских богачей. Отнюдь не без выгоды для себя они поставляли устроителям игр лошадей, колесницы, а также и возниц (так как последние являлись, как правило, бывшими рабами и были связаны со своими прежними хозяевами различными денежными отношениями). Конкуренция между этими обществами превратила их в обособившиеся четыре партии (по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании), которые носили названия Белых, Красных, Зеленых и Голубых (по цвету одежды каждого из четырех возниц). Поскольку зрители в цирке постоянно держали азартные пари о победах возниц и лошадей, а сами победители составляли предмет усерднейших разговоров по всему Риму, все городское население было разделено на четыре враждующих между собой лагеря - приверженцев той или другой партии. Такое положение дел привело к тому, что цирковые партии стали со временем партиями политическими, которые активно вмешивались в государственные дела.

Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Шестьдесят четыре дня в году было отведено для состязаний на колесницах, и огромные массы людей, стекавшиеся на эти бега со всей Италии, надо было не только бесплатно развлекать, но и бесплатно кормить. Поэтому на аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов, на которых красовались зажаренные целиком быки, свиньи, козы, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Всеми этими яствами насыщалась в первую очередь знать, а затем подавался знак «галёрке», которая лавиной устремлялась вниз и в давке и драке расхватывала остатки...

Бои гладиаторов (а название последних в переводе с латинского языка означает приблизительно - меченосцы) вышли из тех поминок, которые устраивались этрусками - древнейшими жителями Италии. Последние заставляли рабов или пленных сражаться на могилах своих близких, души которых будто бы радовались картине битвы. В дальнейшем, со 105 года до н. э. и до 404 года н. э. (на протяжении 500 лет!) гладиаторские поединки являлись общественными зрелищами, достигшими необыкновенного размаха при римских императорах (например, Август устраивал бои гладиаторов восемь раз, причем участвовало в них 10 тысяч человек).

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы - схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы (отсюда и название гладиатора - мирмиллон); второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью (ретиарий в переводе с латыни означает - носящий сеть). Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом...

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Вслед за тем служители прижигали павшего каленым железом и, удостоверившись таким образом в его смерти, крючьями утаскивали через «ворота мертвых»...

Само собой разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя. Этому обучались они в гладиаторских школах-казармах (как частных, так и императорских), где царила жестокая палочная дисциплина - вплоть до забивания насмерть.

Кто же были эти несчастные, обрекавшиеся на такие страдания?

Прежде всего, гладиаторами являлись военнопленные («варвары», как презрительно называли их римляне), которые, попав в плен, становились рабами. Не все они мирились со своей участью: бывали случаи, что в школах гладиаторы умирали, передушив руками друг друга. Но бывали и другие случаи - люди пытались завоевать себе свободу в вооруженных восстаниях (как, например, крупнейшее восстание знаменитого Спартака, который также был гладиатором).

В гладиаторские школы поступали и свободные люди - бедняки. Здесь им были обеспечены кров и пища, а, кроме того, была и надежда обогатиться, поскольку победитель получал от устроителей игр чашу с золотыми монетами. Однако положение таких «свободных» гладиаторов мало, чем отличалось от положения рабов: поступая в школу, новичок давал клятву в том, что он не будет щадить свою жизнь на арене, что за совершенные провинности он разрешает сечь себя, жечь каленым железом и даже убивать!

Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными - вепрями, медведями, пантерами, львами. В Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными - с коротким мечом или с легким копьем. Случалось, что ловкость человека одерживала верх над ловкостью зверя, но чаще изуродованные люди, как о милости, умоляли о быстрейшей смерти, и под вой опьяненной от крови публики их добивали...
и т.д.................

является самым большим ипподромом в древнем городе. Найти его можно между холмами в Риме Авентин и Палатин, которые, в свою очередь, расположены на левом берегу . Иными словами, Большой цирк в Риме расположен практически в центре современного города.

Название

Больший цирк в Риме, или Circo Massimo стал называться так от латинского названия, которое звучит как Circus Maximus. Слово Circus в одном из своих значений переводится как ристалище, то есть место для проведения конных соревнований. Прежде в долине, расположенной между холмами проводились скачки. По мнению историков, данное событие могло обозначать собой сезонное празднование, организуемое в честь Нептуна Конного.

Проведение первых таких соревнований датировано 500 г. н. э., во времена правления в Риме царя Тарквиния Приска. В этом действии колесницы запрягались квадригами, то есть, четверкой лошадей, они по прямой мчались со старта. Далее, достигнув края долины, они совершали разворот, после чего во всю прыть мчались в обратном направлении, стремясь первыми достигнуть финиша.

Постепенно, во II в. до н.э., правила подлежали изменениям, что обусловлено было строительством в Риме водопровода, начатом ориентировочно в 146 г. до н.э. Он был проложен вдоль дна долины с предварительной раскопкой тоннеля, достигавшего в высоту 4,5 метра, и в ширину составлявшего 2,5 метра. Через все ристалище протянулся холм. Разравнивать его не стали, потому лошади в соревнованиях были пущены по кругу. Из-за этого в полной мере было оправдано второе значение, которое имеет латинское слово Circus – это круг. В дальнейшем уже от него производным стало слово цирк. И действительно, цирк оказался «массимо», потому как он был большим, по размерам растянувшимся на всю долину. Если говорить о цифрах, то ширина его составила 150 м, в то время как в длину он составил свыше 600.

Если рассматривать исторические описания Большого цирка в Риме по различным периодам времени, то можно заметить, что они отличаются. Сначала желающие посмотреть на проводимые конные соревнования зрители находили себе место непосредственно на холме. Позднее на нем были организованы первые постройки. Это были скамейки, устанавливаемые для богатых и уважаемых граждан Рима. Также был установлен деревянный старт и стойла, предназначенные для коней.

Самый расцвет Большого цирка пришелся на времена правления первых императоров Рима. Тогда Большой цирк в Риме был одним из наиболее внушительных сооружений в городе. В I в. до н.э. Цезарь внес определенные изменения в его особенности. Так, под его указом была проведена перестройка. При ней арена, которой располагал Большой цирк в Риме, была расширена и удлинена. Вокруг нее был вырыт канал. С этого времени новые размеры Большого цирка позволили вмещать здесь сразу 12 квадриг. В ширину арена составляла 118 м, тогда как в длину ее размеры составили 621 м.

В окружении стадиона была возведена ограда, возведены были и деревянные трибуны, предназначенные для патрициев, а также ярусы, ориентированные на публику «попроще». В общей сложности в Большом цирке насчитывалось 150 000 мест, причем в следующие несколько веков их количество было увеличено и вовсе вдвое. Помимо этого, практически такое же количество зрителей наблюдали за исходом состязаний на арене Большого цирка стоя.

Со стороны одного из концов арены Большого цирка были обустроены три башни. Из них центральная была оснащена воротами, обеспечивающими возможность въезда внутрь. К остальным двум башням пристроились карцеры для лошадей, то есть специальные стойла. Проходя через ворота, возведенные с противоположной стороны, Большой цирк в Риме покидали победители соревнований.

Сохранившиеся отголоски прошлого

По центру вдоль арены Большого цирка проходила узенькая платформа, ее украшали древнеегипетские обелиски. Оба обелиска в таком украшении уцелели и по сей день. Увидеть их сегодня можно на Народной , или на Piazza del Popolo, а также на площади Рима, расположенной напротив Латеранского дворца, это Palazzo del Laterano.


Платформа по обеим сторонам завершалась метами, которые представляли собой закругления, оснащенные столбами и устроенные в форме конусов. Одна из мет служила местом для начала бега колесниц, завершение бега приходилось на противоположный конец арены Большого цирка, после преодоления семи кругов. Круги нужно было считать, для чего использовалась пара специальных подставок, установленных на платформе, каждая из них рассчитана на 7 шаров. Спустя некоторое время возле них были обустроены компактные фонтаны, имеющие вид дельфинов. У них было свое значение, ведь дельфины служили морскими конями для Нептуна – покровителя ристалищ.

Большой Цирк привлекал жителей Рима в течение следующих 500 лет после правления Цезаря. Создавалось впечатление, что закат славы его не коснется еще на протяжении долгого времени. Надежды на лучшее подкреплялись и тем, что правящие императоры зачастую вносили определенные перемены, украшая, тем самым, Большой цирк в Риме.

В 31 г. до н.э. случился пожар, после которого правящий император Рима Август поспособствовал восстановлению Большого цирка, придав ему такую форму, в которой он известен сейчас. В качестве основы для нее служили каменные трибуны, это ступени, рассчитанные на привилегированных зрителей. Ими были, например, всадники и сенаторы. Деревянными остались верхние ярусы, с наружной стороны были обустроены аркады, в которых размещались трактиры и магазинчики. После Августа Большой Цирк в Риме все также продолжали украшать. Так, во время правления Клавдия карцеры стали мраморными, меты – и вовсе золотыми. Правление Нерона в Риме было отмечено расширением арены, при котором канал был закопан.

Скачки были проведены в последний раз в Риме в 549 г. Тогда правящим императором был Тотил. Это же время стало точкой отсчета, которую для Большого цирка в Риме можно обозначить как эпоху разрушения.

Использованный в древних постройках камень жители Рима разобрали, используя его для дальнейшего строительства новых зданий. Остатки Большого цирка постепенно стали заноситься грунтом. При раскопках, проводимых археологами в XIX в. перед строительством на месте Большого цирка газового завода, были найдены нижние ряды. Их глубина «ушла» вниз на 6 метров.

Что касается современного положения, в котором оказался Большой Цирк в Риме, то сейчас там, где он прежде находился, расположена большая овальная поляна. Руины, оставшиеся от былого Большого цирка в виде каменных трибун, мраморных карцеров и частей дорожек, не оставляют равнодушными никого, потрясая собственными размерами.

Сейчас здесь также расположена весьма важная зона отдыха в Риме. Нередко она используется для парадов военной техники и для проведения концертов и других торжественных мероприятий. День Рождения Рима, кстати, также традиционно празднуется на территории Большого цирка. В 2014 году, кстати, здесь прошел концерт Rolling Stones. Легендарная группа выступила именно в Риме как в единственном месте на территории Италии. Стоит ли говорить, что к проведению этого события сюда собралось свыше 65 тысяч поклонников группы.

Большой цирк в Риме: как добраться

До Большого цирка можно добраться за пять минут, следуя пешком от Колизея и Римского Форума. Непосредственно к Большому цирку также ведет лестница Кака, следующая от холма Палатин в Риме. Считается, что как раз здесь в свое время Как, трехглавый пастух, сын Медузы и Гефеста, известный еще и тем, что он изрыгал пламя, припрятал украденных у Геракла лучших из коров Гериона. Сам Геракл на момент кражи мирно спал на берегу Тибра. Здесь же он вступил в бой с Каком, вернув впоследствии украденное у него.

Итак, возвращаясь к современным условиям в решении, как увидеть Большой цирк в Риме, отметим, что можно для этого воспользоваться метрополитеном. Здесь нужна линия В, на которой потребуется доехать до одноименной станции Circo Massimo.

Если есть желание воспользоваться другими видами городского транспорта Риме из определенной точки отправления, то автобусы 75, 60 81, 175 и 160, а также трамвай под номером 3 довезут к Большому цирку без особых сложностей для вас.

Чтобы свободно перемещаться по Риму на любом виде общественного транспорта, не забудьте приобрести заранее дисконтную карту Рома Пасс. Сделать это можно онлайн по ссылке .

По мнению историков, события, актуальные для известной легенды о сабинянках, прижившиеся в качестве излюбленного сюжета в мировой культуре, произошли именно в Риме, в долине Большого цирка.

Времена Ромула характеризуются тем, что Рим, во всем его тогдашнем размере, помещался на холме Палатин, однако он был настолько силен, что способен был подчинить всех вокруг себе. Между тем, в городе отсутствовали женщины, а потому даже такое место рисковало уйти в небытие из-за неспособности продолжать род. Воины обратились за помощью в этом вопросе к своим соседям, однако их ожидал отказ. Ромул не сдался, а поступил хитрее. Он организовал празднество, пригласив соседей отпраздновать его у самого подножия Палатина, в большой долине.

Празднеством стал день Нептуна, как нам известно, в данном случае речь идет о боге лошадей. На него, в числе других прибывших гостей, пожаловали и сабиняне, причем не в одиночку, а с женами и с детьми. В самом разгаре празднования римские юноши начали похищать сабинянок.

Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.

Воинственные жители

Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.

Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.

В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.

Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.

Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.

Награждение

Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.

Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!

Гладиаторские бои

Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.

Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.

«Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.

Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.

Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. - 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.

Бестиарии и бои диких зверей

Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.

Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было - он заглушался восторженным ревом толпы.

Откуда брали животных?

Во времена римских нападений новозахваченные территории обязаны были присылать в Италию диких животных. Вереницы клеток с ними постоянно прибывали в Рим, после чего зверей содержали в зоопарке, пока не наступал их черед для выступления. Иногда зверей и обучали, а потом показывали публике. Однако мирные цирковые номера не прижились в Риме, зрители не могли просто так отказаться от сцен кровопролития.

Каким он был?

Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.

Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места - только для важных персон: самого императора, консула и другой знати - были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.

Великий римский цирк

Самые захватывающие поединки проходили в Главном цирке Рима, расположенном между холмами Палатин и Авентин. Длина арены достигала 590 метров, а ширина - 80 метров. В его строительстве поочередно принимали участие выдающиеся императоры: Луций Тарквиний, Гай Юлий Цезарь, Нерон, Константин. Однако самым известным на сегодня цирковым сооружением считается . Всего только в Риме насчитывалось около семи цирков, были они и в других крупных городах - Карфагене, Коринфе, Лионе - и вмещали по разным данным от 50 до 150 тысяч человек.

Тайный смысл, или требование «хлеба и зрелищ»

Цирковые развлечения проводились довольно часто и требовали массивных финансовых вложений. Вход на зрительское место был бесплатным, кроме того, организаторы обязаны были хорошо покормить публику. И пока те наслаждались зрелищем, внизу их ждали горы мяса, вино, фрукты. Однако пока знать не наелась, простолюдинов к столам не подпускали.

Государство не терпело бы подобные растраты, если бы имело другую возможность создавать иллюзию процветающего государства. Таким способом пытались задобрить людей и предотвратить бунты, то и дело вспыхивающие на территории Италии. Девиз правящей верхушки гласил, что обычным горожанам нет смысла лезть в политику, лучше пусть они развлекаются просмотром поединков, которые император устраивает в их честь!

Вот откуда и пошло выражение «хлеба и зрелищ». Оно отображает культурный уровень римлян того времени, которые предпочитали не знать, что творится за пределами их страны, но не пропускали ни единого гладиаторского или бестиарийского поединка.

Большой цирк (Circo Massimo, Чирко Массимо) – это самый большой ипподром в Древнем Риме , расположенный на левом берегу реки Тибр, между холмами Палатином и Авентином, практически в центре современного города.

Название Circo Massimo – Большой цирк – произошло от латинского Circus Maximus. Одно из значений слова Circus – ристалище, место для конных соревнований . В долине между холмами веками происходили скачки – историки предполагают, что это могло быть сезонное празднование в честь Нептуна Конного.

Первые соревнования были устроены в Риме в 500 году до нашей эры, при царе Тарквинии Приске (лат. Lucius Tarquinius Priscus). Колесницы, запряженные четверками лошадей – квадригами – мчались со старта по прямой. Добравшись до конца долины, они разворачивались и во весь опор скакали обратно, стараясь прийти на финиш первыми.

Во II веке до н.э. правила изменились в связи со строительством в Риме примерно в 146 году до н.э. водопровода. Его проложили по дну долины, выкопав тоннель высотой 4,5 и шириной 2, 5 метра. Вдоль всего ристалища протянулся холм, который не стали разравнивать, а пустили квадриги по кругу. Так полностью оправдалось второе значение латинского Circus –круг, а затем появилось итальянское слово Circo (чирко) – цирк. Цирк и в самом деле был «массимо» – большой, размером с целую долину, шириной 150 метров и длиной более шестисот.

Описание

Описания цирка в разные периоды развития отличаются. Вначале зрители, желающие посмотреть на конные соревнования, размещались прямо на склонах холма. Постепенно появились первые постройки: скамьи для самых уважаемых и богатых горожан, деревянный старт и стойла для коней.


В период своего расцвета, который пришелся на правление первых римских императоров, Большой цирк представлял из себя одно из самых внушительных сооружений в Риме. в I веке до н.э. перестроил его, расширив и удлинив арену и выкопав вокруг нее канал.

Теперь благодаря новым размерам (118 м в ширину и 621 в длину!) она одновременно вмещала 12 квадриг.

Вокруг стадиона возвели ограду, построили деревянные трибуны для патрициев и ярусы для публики попроще. Сидячих мест насчитывалось 150 тысяч , в последующие века их число увеличилось более чем в два раза. Как минимум столько же болельщиков переживали за исход состязаний стоя.

На одном конце арены располагались три башни, центральная с воротами для въезда внутрь, к двум другим полукругом были пристроены стойла для лошадей — карцеры. Через ворота с противоположной стороны покидали цирк победители.

Вдоль арены, по центру, шла узкая платформа, украшенная двумя древнеегипетскими обелисками. Оба обелиска уцелели и украшают в Риме (Piazza del Popolo) и площадь перед Латеранским дворцом (Palazzo del Laterano).

С обеих сторон платформу завершали закругления со столбами в виде конусов – метами. От одной из мет начинался бег колесниц, чтобы закончиться на противоположном конце арены через семь кругов. Круги приходилось считать, для этого на платформе были установлены две подставки, каждая на семь шаров. Со временем рядом появились небольшие фонтаны в виде дельфинов – морских коней покровителя ристалищ Нептуна.

Закат

После Цезаря Circo Massimo привлекал к себе жителей Древнего Рима еще полтысячелетия. Казалось, закат его славы еще не скоро. Многие императоры, правившие в Риме, вносили свою лепту в украшение цирка.

Так, после пожара, случившегося в Риме в 31 г. до н.э., восстановил цирк и придал ему окончательную форму . Ее основой стали каменные трибуны в виде ступеней для привилегированных зрителей – сенаторов и всадников. Два верхних яруса остались деревянными, снаружи появились аркады с магазинчиками и трактирами. Украшение продолжалось и после Августа: при Клавдии карцеры-стойла стали мраморными, а меты – золотыми, при Нероне во имя расширения арены закопали канал .

В последний раз скачки прошли в Большом цирке в 549 году, во время правления императора Тотилы. После этого началась эпоха разрушения.

Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом. Археологи, проводившие раскопки в XIX веке перед строительством на этом месте газового завода, обнаружили нижние ряды цирка на глубине 6 метров.

Сегодня в Риме на месте Большого цирка раскинулась обширная поляна овальной формы. Оставшиеся руины – части дорожки, мраморных карцеров и каменных трибун – потрясают своими размерами наших современников.

Здесь расположена очень важная для города зона отдыха. Часто ее используют для проведения массовых торжеств, парадов военной техники, концертов и празднования .

Как добраться

Добраться до Массимо пешком за 5 минут можно от (Foro Romano) и (Colosseo), а с холма Палатина прямо к цирку ведет лестница Кака (Scalae Caci). Она хранит память о десятом подвиге Геракла. Говорят, именно здесь изрыгающий пламя трехглавый пастух Как, сын Гефеста и Медузы, спрятал двух лучших коров Гериона, украденных им у Геракла, спящего на . Здесь же Геракл вступил с Каком в единоборство и вернул украденное.

Если усталость берет свое, самое удобное – воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В). Сюда также подвезут:

  • автобусы № 60, 81, 75, 160 и 175;
  • трамвай № 3.

Легенда о сабинянках

Историки предполагают, что события легенды о сабинянках, ставшей излюбленным сюжетом мировой культуры, развернулись именно здесь, в долине Большого цирка.

Во времена Ромула весь Рим умещался на Палатине и был настолько силен, что мог подчинить себе всех вокруг. Но в городе воинов не было женщин, некому было продолжать род. Обратились к соседям за помощью, но получили отказ, и тогда хитрый Ромул пригласил их отпраздновать в большой долине у подножия Палатина праздник Нептуна, бога лошадей. Среди прочих пришли и сабиняне, взяв с собой жен и детей. В разгар праздника римские юноши кинулись похищать сабинских женщин – сабинянок.

Их мужья и братья не стерпели оскорбления и вскоре осадили Рим, но те же женщины, из-за которых все началось, смогли помирить мужчин. Так было положено начало объединению разрозненных укрепленных поселений на семи холмах в древний и вечный город.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры