Дмитрий Крымов, театральный режиссёр: биография, личная жизнь, творчество. Убивать, конечно, не надо Крымов театральный режиссер

Главная / Измена мужа

Дмитрий Крымов, биография которого описана в данной статье, - российский художник, театральный педагог, режиссер и сценограф. Его спектакли популярны не только в России, но и за границей. В качестве сценографа Крымов работал не только со столичными, но и со многими провинциальными театрами. Дмитрий Анатольевич привнес в искусство новую эстетику, необычный жанровый микс.

Детство

Дмитрий Крымов родился 10.10.1954 в Москве в творческой семье. Его отец, Анатолий Эфрос, был известным режиссером. Мать, Наталья Крымова, - театральным критиком и литератором. При рождении Дмитрий был записан на фамилию матери по совету дедушки. Дело в том, что отец, Анатолий Эфрос, имел еврейские корни. В те времена это могло отрицательно сказаться на судьбе Дмитрия.

Он рос в атмосфере родительской любви. Отец и мать придавали большое значение творческому воспитанию сына, поэтому Анатолий никак не мог смириться, что Дмитрий иногда долго решал какую-либо творческую задачу. В результате мать выступала примирителем между мужем и сыном. Но все это только помогло Дмитрию стать выдающейся и самодостаточной личностью.

Образование

После окончания средней школы Крымов решил связать свою судьбу с театром. Поэтому поступил в школу-студию МХАТ и начал постигать основы сценографического искусства. Учился на постановочном факультете. Окончил вуз в 1976 г.

Работа сценографом

Устроился работать по специальности в театр, находившийся на Малой Бронной. Там Анатолием Эфросом была поставлена целая серия постановок, оформлением которых занялся Дмитрий Крымов. Спектакли, которые он обслуживал, были показаны во многих театрах столицы и во многих городах Советского Союза.

Трагический перерыв

Талант Крымова был замечен многими деятелями искусства, карьера молодого сценографа складывалась очень успешно. Но жизнь внесла свои коррективы - скончались родители: сначала отец, а потом и мать. Дмитрию Анатольевичу пришлось временно уйти из театра. Тогда Крымову казалось, что насовсем, так как все напоминало о родителях, било по живому, а выполненная работа казалась никому не нужной.

Дмитрий решил сменить профессию и серьезно изучить станковое искусство. Крымов окунулся в живопись, графику и инсталляцию. Оказалось, что здесь раскрылся еще один талант Дмитрия. Его работы начали выставляться во многих музеях, в том числе и заграничных. Некоторые картины попали в частные коллекции.

Возвращение в театральный мир

Через некоторое время боль от потери притупилась, и Дмитрий Крымов вновь вернулся в театр. Для многих стало неожиданностью, когда он поставил в театре Станиславского «Гамлета». После этого устроился работать в ГИТИС. Дмитрий оказался прекрасным учителем и воспитал много молодых актеров. В 2002 г. Крымов начал вести свой курс в театральной Российской академии. В 2008 г. набрал экспериментальную группу, в которой одновременно обучались начинающие режиссеры, актеры и сценаристы. Такой смешанный курс сотворчества оказался уникальным, так как организован был впервые.

Собственная творческая лаборатория

В 2004 г. постановка на основе русских народных сказок покорила режиссера А. Васильева. Он включил ее в репертуар «Театра Европы» и предложил Крымову создать творческую лабораторию. Она стала отдельным подразделением с неповторимой художественной эстетикой.

В 2006 г. Васильев ушел из театра, и это стало переломным моментом в жизни Дмитрия Анатольевича. Сначала он хотел последовать за режиссером, но после раздумий все же остался работать на прежнем месте. Творческая лаборатория Дмитрия Крымова продолжила свою работу.

Все постановки были награждены театральными критиками яркими эпитетами. Отмечалась выразительность постановок, их уникальная художественная структура и ассоциативные ряды. Спектакли в лаборатории создаются в два этапа: активное обсуждение пьес, а уже потом отработка образов. Немаловажную роль в постановках имеет музыка. Для спектакля редко берутся готовые произведения, в большинстве случаев пишутся новые, оригинальные. Дмитрий Крымов уже долгое время сотрудничает с композитором Бодровым, который пишет музыку для постановок.

Для Дмитрия Анатольевича не существует первооснов, он может «кроить» музыку в соответствии со своими представлениями, убирая ненужные фрагменты либо добавляя новые. Поэтому лаборатория приобрела статус авторской. За время ее существования уже поставлены десятки спектаклей. Постановка «Сон в летнюю ночь» стала лауреатом Эдинбургского фестиваля.

Все спектакли в исполнении Крымова являются настоящими шедеврами искусства. Произведения заставляют задуматься о насущных проблемах, меняя восприятие и сложившиеся мнения. Дмитрий Анатольевич опытный специалист и в оперном жанре. Он поставил несколько одноактовых произведений.

В 2007 г. Дмитрий Анатольевич получил знаменитую премию «Хрустальная Турандот». В 2010 г. сценаристом создан незабываемый спектакль «В Париже». Это была совместная работа Крымова с Барышниковым. Многим запомнился спектакль «Смешанная техника», поставленный в 2011 г.

Дмитрий Крымов - режиссер от бога. Он очень ответственно относится к своей работе и считает, что несет ответственность за происходящее на сцене. Поэтому бывает удовлетворен своей работой только тогда, когда поставленный им спектакль полностью отвечает его требованиям.

Впереди в планах Крымова - новые творческие работы. В 2016 г. Дмитрий Анатольевич задумался о снятии художественного фильма. Сюжет пока обрисовывается в общих чертах. Режиссер объявил, что в съемках будут принимать участие студенты и ученики Крымова. Образная канва картины идентична одному из фильмов Анатолия Эфроса, который был отснят в 1961 г.

Личная жизнь

Дмитрий Крымов женат. Его супругу зовут Инна. У Крымовых есть взрослый сын. Инна работала в сфере социальной психологии и экономики. В последнее время во многом помогает мужу в режиссуре. В 2009 г. еврейскими общинами РФ Дмитрий Анатольевич был назван «Человеком года». Свой день рождения Крымов не празднует уже очень давно. В этот день он ежегодно ездит на могилки к своим родителям. Дмитрий Анатольевич до сих пор благодарит отца с матерью за свое появление на свет и творческое воспитание.

Лаборатория Дмитрия Крымова – одного из важнейших эстетических революционеров современного русского театра — существует с октября 2004 года. За это время было создано более десяти спектаклей, каждый из которых открывал новую тему в исследовании «театра художника». Уровни восприятия пространства, природа возникновения образа, визуальная выразительность и точность вместе с парадоксальностью, неожиданные ассоциативные ряды и пронзительная искренность, природа существования актера в условиях необычной художественной структуры - все это лишь небольшой и довольно условный перечень тем, на которые очень любят рассуждать театральные критики в связи с творчеством участников Лаборатории.
В августе 2012 года спектакль Дмитрия Крымова «Сон в летнюю ночь» (совместная постановка Международного театрального фестиваля имени Чехова и театра «Школа драматического искусства») получил награду 66-м международном Эдинбургском фестивале искусств.

Дмитрий Крымов родился в 1954 года в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой – наверное, самых известных режиссера и театрального критика советской эпохи. В 1976 году окончил Школу-студию МХАТ как театральный художник, сценограф. В 1976 году начал работать в Театре на Малой Бронной. Среди оформленных им спектаклей в постановке Анатолия Эфроса «Отелло» У. Шекспира (1976), «Месяц в деревне» И. Тургенева (1977), «Лето и дым» Т. Уильямса (1980), «Воспоминание» А. Арбузова (1981), «Наполеон Первый» Ф. Брукнера, «Директор театра» И. Дворецкого (1983) и др.. В МХАТ им. А. Чехова оформил спектакли «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «Живой труп» Л. Толстого, «Попытка полета» Й. Радичкова (1984). В Театре драмы и комедии на Таганке работал над спектаклями: «У войны не женское лицо» по С. Алексиевич (1985), «Полтора квадратных метра» по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Ж. -Б. Мольера (1986). Оформлял спектакли в других театрах Москвы, России и мира. В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал во многих групповых и персональных выставках, как в России, так и за рубежом. С 2004 руководит творческой Лабораторией в театре «Школа драматического искусства» в Москве и ставит спектакли с участием своих студентов–художников и молодых актеров, недавних выпускников РУТИ-ГИТИС и Щукинского училища. В Лаборатории Дмитрием Крымовым были поставлены следующие спектакли: «Недосказки», «Три сестры», «Сэр Вантес. Донкий хот», «Торги», «Демон. Вид сверху», «Корова», «Opus № 7», «Сны Катерины», «Смерть Жирафа», «Тарарабумбия», «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня», “In Paris”, «Х. М. Смешанная техника».

Ирина Сироткина отзывы: 53 оценок: 53 рейтинг: 38

Я пытаюсь понять, почему жанр ("театр художника"), в котором делает свои спектакли Дм.Крымов, так трогает. Возможно, потому, что похож не на традиционный театр, а на детскую игру. Это магия игрушки: ребенок скачет на палочке, называя ее лошадкой. По словам Выготского, ребенок силою одной вещи отнимает имя у другой вещи, приобретая над ней магическую власть. В студенческом (!) спектакле "A story: Dido and Aeneas" одна актриса тащит на веревочке бумажный кораблик по полу, устланныму старыми газетами, а другая начинает эти газеты шевелить и вздымать, и ты вдруг видишь девятый вал. И боишься этого шторма, и господствуешь над ним, и смиряешься перед трагедией, которую он с собой несет для корабелов - да и для тебя. Это - детская игра, а не "театральность", а потому гораздо среьезнее, мощней и глубже. Спектакль - очередное чудо Лаборатории Крымова - из старых газет, бумажных корабликов, теней от волшебного фонаря, и босоногих актрисок-тинейджеров. Хрупко и пронзительно, как прощальная ария Дидоны "Remember me".

Лукавая отзывы: 15 оценок: 17 рейтинг: 26

Помню выпуск передачи "Школа Злословия", где Анатолий Васильев - основатель "Школы драматического искусства"- говорил об идеале своего Театра, представляя его (Театр) как некий шатер, где действие идет вне зависимости от присутствия зрителя: зритель может прийти в Театр в любое время, также он может и уйти из него, но действие останется не прерываемым, оно как происходило, так и будет происходить, т.е. Театр, в понимании Васильева, есть не что иное, как обособленный, автономный мир, внутри которого действуют свои законы и принципы.
Вкладывая подобную концепцию понимания жизнедеятельности Театра, Дмитрий Крымов, ставит еще один опыт в своей Лаборатории, результатом которого становится спектакль под странным название упорядоченных женских имен "Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня" по циклу бунинских рассказов из книги "Темные аллеи". Этот спектакль (в отличие от книги, где читателем овладевает нечто трагическое, темное и сладко щемящее душу) - сплошная шутка. С искривленной ухмылкой. Перевертыш. Или, если еще точнее выразиться, фокус.
Вы заходите в зал и и в легком замешательстве думаете, а не рано ли Вы зашли? Но проходите дальше по рядам, потому что, вроде, все тоже проходят, и вот садитесь на свое место. А по сцене, не обращая на Вас никакого внимания, уже расхаживают актеры: кто переодевается, кто гримируется. Складывается ощущение, что Вам просто дали возможность подглядеть в дверной глазок за подготовкой к спектаклю.
И вот дальше Вы видите, как загорается проводка, как вспыхивает пожар, происходит взрыв (наверное, как метафора любовных переживаний) и актеры в панике сбегают со сцены, а Вы, зритель. все равно сидите (Вам же разрешили подглядывать, вот Вы и подглядываете). Потом перед Вашими глазами в ящике безжалостно распиливают женщину, и она остается без ног, плачет немного, тщетно примеряет себе ноги манекена, но потом появляется.другая женщина (тоже, кстати из ящика), и мы видим ее историю любви, она смеется и тоже немного плачет, а потом она сменяется третьей женщиной, а третья - четвертой, четвертая-пятой, пятая-шестой, шестая-седьмой. И у каждой своя история. На несколько минут. В нескольких фрагментных словах-воспоминаниях. И все они (героини) почему-то появляются на сцену из ящиков. Как куклы. Как живые скульптуры, застывшие во времени, в памяти воспоминающего.
На протяжении всего спектакля режиссер и актеры не перестают удивлять зрителя, показывая фокус за фокусом (в спектакле задействован известный иллюзионист Рафаэль Циталашвили, чья работа выглядит особенно эффектно). Кроме того, что у первой героини, которую вначале распилили и которая весь спектакль пролежала не шелохнувшись (!), появляются ноги, и она страстно оттанцовывает свой любовный танец с мужчиной, все сценическое действие спектакля перевертывается режиссером, ставится совершенно в другое время-пространство. Оказывается, все эти женщины со своими изголенными нервами - это просто засушенные гербарии любви (получается, мы смотрели на сцене то, как режиссер брал и таинственно раскрывал перед нами книгу бунинских "Темных аллей", перелистывая перед нами страницы, между которыми сохранились засушенные цветы прошлых жизней). И еще оказывается, что все эти женщины - это всего лишь экспонаты в музее, куда школьная учительница привела на урок литературы нерадивых учеников-одиннадцатиклассников, непрестанно жующих что-то и смеющихся о каких-то гадостях. Все превращается в какую-то иронию с горьким привкусом. Была живая любовь. А теперь остались только пыльные хрестоматийные издания в школьных библиотеках. Время не убивает, но искажает. И глядя на этот фокус, Вам остается только удивляться такой особо быстрой и непредсказуемой развязке событий. Вот только героини-женщины плакали и мужчины передавали друг другу по рукам женское белье, витая в мыслях о наслаждениях. А теперь толпа одиннадцатиклассников, не проявляя ни малейшего интереса, уходит из зала, задорно смеясь и подталкивая друг друга, за прилежной молоденькой учительницей, наверное, еще неопытной в любви.
А Вы остаетесь. И вам тоже, вроде, как-то надо уходить.Вы встаете с кресла и недоумеваете от такой странной действительности с упорядоченными событиями под названием - жизнь.

Марфа Некрасова отзывы: 47 оценок: 45 рейтинг: 91

Дьявольски переворашивая сюжеты произведений и способы их привычных постановок, Дмитрий Крымов вырисовывает спектакль за спектаклем в странном театре Школа Драматического Искусства. Поначалу без слов ("Недосказки", "Донкий Хот", "Демон. Вид сверху"), а после с некоторыми их вкраплениями; поначалу рассказывая истории только с помощью кисти, человеческого тела и предметов сценографии, а после уже с помощью всего возможного; поначалу со своими студентами-сценографами, а теперь с набранными в труппу актерами. Его сотворцы превращают все, что угодно в театральные образы не заклинаниями, а красками, околдовывая обомлевших зрителей. В "Недосказках" Вера рисует на худой спине Лёни несколькими линиями лицо Жениха черной гуашью, Леня садится Этель (Невеста) на коленки, они целуются, а лицо Жениха на спине извивается и радуется. В "Демоне" сценографы разбрасывают по сцене старые пластинки, и с каждой секундой ко всеобщему гулу добавляется мелодия с брошенной пластинки, а потом вокруг раскидываются желтые хозяйственные перчатки, и на сцене вырастает поле подсохнухов. В "Opus №7" Аня, играющая Шостаковича, сидит в деревянном рояле и разлетает повсюду мазки разных ярких красок под музыку композитора. Все просто, и можно упрекать в иллюстративности, а можно заключить с ним договор, подписав красной краской с черной кисти, что вы согласны быть обсыпанны деревянными стружками, искусственным снегом или рваными газетами (смотря какой спектакль), и спекталь будет лишь по мотивам произведения(й), и все равно о своем, и мыслей в нем столько, сколько успеете передумать за его непродолжительную продолжиткльность, а не успели, так, может, в нем больше красоты, чем смысла, а разве в красоте трудно найти смысл, скажет вам художник, живущий в вас. Потоки образов, метаморфозирующихся из одного в другой, легко угадываемых за счет выбора удивительно точных частиц изображаемого – вот что это за театр. Леромонтовский Демон видит мир сверху, Дон Кихот Сервантеса сумасшедший, Корова Платонова – это привлекательная женщина, а спектакль – это полотно, на котором появляются наброски, мазки и картины, сменяя, допоняя и все больше раскрывая друг друга. Смеша и развлекая наш ум, он смешивает народные сказки, Сервантеса и Гоголя, Лермонтова и избранные события в России, все чеховские пьесы вместе, Платонова и джаз, Библию и судьбу Шостаковича. Как смешивается у нас в головах, как внутри нас бегают ассоциации. Потому что он со своими сотворцами пропускают ставлемое через себя, очеловечивая героев, оживляя, и пусть спектакль уже не о том, а о них (нас) самих. Чехов у него в «Торгах» очаровательно задорен, да, так не должно быть, я знаю, мы все знаем, но выходит это так правдиво и по-настоящему, что, как во многих его спектаклях, нет слов.

Режиссер, художник, сценограф. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации.

В 1976 г. закончил Школу-Студию МХАТ СССР им. Горького. В том же году начал работать в Театре на Малой Бронной. Среди оформленных им спектаклей постановки А. В. Эфроса: «Отелло» У. Шекспира (1976), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1977), «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского (1979), «Лето и дым» Т. Уильямса (1980), «Воспоминание» А. Арбузова (1981), «Наполеон Первый» Ф. Брукнера, «Директор театра» И. Дворецкого (1983). В МХАТ им. А. П. Чехова оформил спектакли «Тартюф» Ж. -Б. Мольера, «Живой труп» Л. Толстого, «Попытка полета» Й. Радичкова (1984). В Театре драмы и комедии на Таганке работал над спектаклями «У войны не женское лицо» по С. Алексиевич (1985), «Полтора квадратных метра» по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Ж. -Б. Мольера (1986).

Оформлял спектакли в таких московских театрах, как ЦДТ, Театр им. К. С. Станиславского, Театр им. Н. В. Гоголя, Театр им. М. Н. Ермоловой, Театр им. Моссовета, Театр им. В. Маяковского и других. Работал в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Таллинна, Нижнего Новгорода, Вятки, Волгограда и других городов СССР, а также за рубежом (Болгария, Япония).

Как художник оформил около 100 спектаклей. Работал с режиссерами В. Портновым, А. Товстоноговым, В. Саркисовым, М. Киселовым, Е. Арье, А. Шапиро, М. Розовским, С. Арцибашевым и другими.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал во многих групповых и персональных выставках как в России, так и за рубежом.

С 2002 года Дмитрий Крымов преподает в ГИТИСе, где ведет курс театральных художников.

С 2004 по 2018 г. – художественный руководитель Лаборатории в театре «Школа драматического искусства». Поставил в ШДИ спектакли «Недосказки» по мотивам русских народных сказок (2004), «Три сестры» по пьесам В. Шекспира «Король Лир» и «Бесплодные усилия любви» (2005), «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса (2005), «Торги» по мотивам пьес А. П. Чехова (2006), «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова (2006), «Корова» по рассказу А. Платонова (2007), «Opus № 7» (2008), «Смерть жирафа» (2009), «Тарарабумбия» (2010), «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…» по И. Бунину (2011), «Горки-10» (2012), «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь» (2012), «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» по пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (2013), «О-й. Поздняя любовь» по А. Н. Островскому (2014), «Русский блюз. Поход за грибами» (2015), «Своими словами. А. Пушкин „Евгений Онегин“» (2015), «Последнее свидание в Венеции» по роману Э. Хемингуэя «За рекой в тени деревьев» (2016), «Своими словами. Н. Гоголь „Мёртвые души“. (История подарка)» (2016), «Безприданница» по А. Н. Островскому (2017), «Ромео и Джульетта (киндерсюрприз)» по В. Шекспиру (2017).

В рамках проекта «Открытая сцена» поставил спектакль «Сны Екатерины» (2010), в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко – «Х. М. Смешанная техника» (2011), в театре Корьямо (Финляндия) – «В Париже» (2011), в Iseman Theater (США) – «Квадратный корень из Трех сестер» (2016), в Театре наций – «Му-му» (2018).

Спектакли Дмитрия Крымова участвуют в престижных международных фестивалях Австрии, Великобритании, Германии, Грузии, Польши. Лаборатория Дмитрия Крымова активно гастролирует по миру, спектакли с успехом были приняты зрителями в Бразилии, США, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Эстонии и других странах.

Награды:

Международная театральная премия имени К. С. Станиславского, 2006 г.
В номинации «Новация», спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот».

«Гран При» VII Международного фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге, 2006 г.
В номинации «Лучший спектакль», а также - специальный приз критиков, спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот».

Театральная премия газеты «Московский комсомолец», 2007 г.
В номинации «Лучший эксперимент», спектакль «Демон. Вид сверху».

Первая театральная премия «Хрустальная Турандот», 2007 г.
В номинации «Лучшая режиссерская работа», спектакль «Демон. Вид сверху».

«Золотая Трига», главная премия международной выставки сценографии и сценического пространства Пражское Квадриеннале 2007.
За создание национального павильона России «Наш Чехов. Двадцать лет спустя», Мастерская Д. Крымова, ГИТИС.

Национальная театральная премия «Золотая маска», 2008 г.
В номинации «Эксперимент», спектакль «Демон. Вид сверху».

Премия Федерации еврейских общин России «Человек года», 2009 г.
В номинации «Культурное событие года».

Первая театральная премия «Хрустальная Турандот», 2009 г.
В номинации «Лучшая режиссерская работа», спектакль «Opus № 7».

Национальная театральная премия «Золотая маска», 2010 г.
В номинации «Эксперимент», спектакль «Opus № 7».

Главная награда Эдинбургского международного фестиваля Bank of Scotland Herald Angel, 2012 г.
За спектакль «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь»

Премия г.Москвы в области литературы и искусства, 2013 г.
В номинации «Театральное искусство» за постановки «Opus № 7», «Горки-10» и «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь».

Избрание почетным членом Российской Академии Художеств, 2014г.

Премия международной выставки сценографии и сценического пространства Пражское Квадриеннале, 2015.
Специальная награда за “лучший общий процесс” за студенческий павильон России «Хотите поговорить с нами на плохом английском об искусстве?» (студенты-сценографы ГИТИС, Мастерская Е. Каменьковича – Д. Крымова).

Национальная театральная премия «Золотая маска», 2016 г.
В номинации «Драма / Спектакль малой формы», спектакль «О-й. Поздняя любовь».

Театральная премия газеты «Московский комсомолец», 2016 г.
В номинации «Лучший спектакль для детей и подростков», спектакль «Своими словами. А. Пушкин „Евгений Онегин“».

Присуждение звания «Почетный профессор ГИТИСа», 2017 г.

Российский художник, сценограф, режиссёр и театральный педагог.

Дмитрий Крымов родился в семье Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой. В 1976 году он окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ. С 1976 года он начал работать в . Создал сценографию к постановкам Эфроса «Отелло» Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» Тургенева, «Лето и дым» Уильямса, «Воспоминание» Арбузова, «Наполеон Первый» Брукнера, «Директор театра» Дворецкого. Оформил также спектакли Эфроса «Тартюф» Мольера и «Живой труп» Толстого на сцене .
С 1985 Крымов — художник-постановщик , где выпустил спектакли «У войны не женское лицо» Алексиевич, «Полтора квадратных метра» по повести Можаева и «Мизантроп» Мольера.

В начале 90-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией.

С 2002 года он преподает в Российской академии театрального искусства, где ведет курс театральных художников и руководит творческой Лабораторией в театре « ».

Самые громкие постановки Крымова: «Недосказки» по сказкам Афанасьева, «Три сестры» по мотивам трагедии «Король Лир» Шекспира, « » по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса, « » пьеса Дмитрия Крымова по мотивам драматических произведений Чехова, « » по мотивам поэмы Михаила Лермонтова, « » по рассказу Платонова, « » (идея, композиция и постановка — Дмитрий Крымов), « » — спектакль к 150-летнему юбилею Чехова.

Дмитрий Крымов: «Режиссура же очень трудная профессия, потому что она не в руках. Художник пишет красками, плохо или хорошо, но это стоит и можно показать. А тут... Она не в руках, в чем-то другом. Азарт состоит в том, чтобы понять. Своеобразный, но целенаправленный азарт. Хотя бывают разные режиссеры. Ну конечно, мы же люди. Я пишу коллективное сочинение, мы вместе его придумываем. Но мнение мнению рознь. Бывают такие, что мешают работе и портят настроение в процессе. Стараюсь с такими людьми меньше работать».

«Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер. Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы».

«Режиссер отвечает за спектакль. Ну какой я тиран, я просто несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры