Объявлены лауреаты премии «Золотая маска. Названы лауреаты премии «Золотая маска Данила козловский золотая маска

Главная / Ссоры

Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии «Золотая маска», которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

В списке номинантов театральной премии представлены все виды и жанры сценического искусства: балет, мюзикл, драма, кукольный театр. Чтобы выбрать лучших, эксперты в этом сезоне отсмотрели почти тысячу спектаклей, поставленных более чем в ста российских городах.

Это был самый масштабный театральный марафон за всю историю «Золотой маски». За два с половиной месяца зрители увидели 74 постановки. Создатели лучших из них стали участниками последнего и самого непредсказуемого представления этого фестиваля - вручения премии. По традиции, оно проходит на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Заранее были известны только имена лауреатов в номинации «За вклад в развитие театрального искусства». В этом году среди победителей - Владимир Этуш, Резо Габриадзе и Олег Табаков. Зал встречал их стоя.

Лучшей драматической артисткой была признана Евгения Смирнова за роль в спектакле «Русский роман» театра имени Маяковского. Данила Козловский стал лауреатом в номинации “Лучшая мужская роль в драме большой формы” за роль Гамлета в одноимённом спектакле МДТ – Театра Европы.

Также лауреатами Национальной театральной премии “Золотая Маска” – 2017 стал дирижер Теодор Курентзис за работу над оперой «Травиата». В номинации «Современный танец» лучшим был признан спектакль «Все пути ведут на север».

Полный список лауреатов:

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ

БИНДЮЖНИК И КОРОЛЬ, Театр юного зрителя, Красноярск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Андрей АЛЕКСЕЕВ, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Роман ФЕОДОРИ, «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Мария БИОРК, Соня, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Виктор КРИВОНОС, Аполлон Аполлонович Аблеухов, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

ОПЕРЕТТА-МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Владимир ГАЛЬЧЕНКО, Князь Серпуховской, «История лошади», Театр драмы им. М. Горького, Самара

БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА, Театр оперы и балета, Екатеринбург

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ

ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ НА СЕВЕР, Театр «Балет Москва», Москва

БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Павел КЛИНИЧЕВ, «Ундина», Большой театр, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА

Антон ПИМОНОВ, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Виктория ТЕРЕШКИНА, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Игорь БУЛЫЦЫН, Меркуцио, «Ромео и Джульетта», Театр оперы и балета, Екатеринбург

ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ

РОДЕЛИНДА, Большой театр, Москва

ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА

Теодор КУРЕНТЗИС, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА

Ричард ДЖОНС, «Роделинда», Большой театр, Москва

ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Надежда ПАВЛОВА, Виолетта Валери, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Липарит АВЕТИСЯН, Шевалье де Грие, «Манон», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва

РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Эдуард АРТЕМЬЕВ, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Спектакль «the_Marusya», Компания «Диалог Данс», Кострома

Спектакль «Геракл», Башкирский театр оперы и балета, Уфа

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Этель ИОШПА, «Саломея», театр «Новая опера», Москва

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Елена ТУРЧАНИНОВА, «Снегурочка», театр «Старый дом», Новосибирск

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

Роберт УИЛСОН, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Николай РОЩИН, «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ

Елена СОЛОВЬЕВА, «Корабль дураков», Театр «Грань», Новокуйбышевск

ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ

Александр МУСТОНЕН, «Плешивый Амур», Московский театр юного зрителя

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»

СНЕГУРОЧКА, Театр «Старый дом», Новосибирск

КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ

КОЛИНО СОЧИНЕНИЕ, Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург

КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Наталья ПАХОМОВА, «Сказка с закрытыми глазами “Ёжик в тумане”», Московский театр кукол

КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА

Виктор АНТОНОВ, «Железо», Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск

КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА

Анна СОМКИНА, Александр БАЛСАНОВ, «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ

РУССКИЙ РОМАН, Театр им. Вл. Маяковского, Москва

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ

МАГАДАН/КАБАРЕ, Театр «Около дома Станиславского», Москва

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Андрей МОГУЧИЙ, «Гроза», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Евгения СИМОНОВА, Софья Толстая, «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Данила КОЗЛОВСКИЙ, Гамлет, «Гамлет», Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Елена НЕМЗЕР, Панталона, «Ворон», Александринский театр, Санкт-Петербург

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Хольгер МЮНЦЕНМАЙЕР, Дьякон, «Жили-были», Драматический театр, Шарыпово

ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА

Марюс ИВАШКЯВИЧЮС, «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского, Москва

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

Актерский ансамбль актеров в спектакле «Три сестры», театр «Красный факел», Новосибирск

Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина – актеры в спектакле «По ту сторону занавеса», Александринский театр, Санкт-Петербург

ПРЕМИИ «ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Айгум АЙГУМОВ, художественный руководитель Дагестанского музыкально-драматического театра им. А.П. Салаватова, народный артист РФ, лауреат Государственной премии Правительства Республики Дагестан.

Ирина БОГАЧЕВА, солистка Мариинского театра, народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» «За выдающийся вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

Андрей БОРИСОВ, артист театра и кино, режиссер, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ и Республики Саха (Якутия), лауреат Государственных премий СССР и РФ, заслуженный деятель искусств Республики Алтай.

Резо ГАБРИАДЗЕ, грузинский кинорежиссер и сценарист, драматург, художник, скульптор, художественный руководитель Тбилисского театра марионеток.

Георгий КОТОВ, актер и режиссер Омского Музыкального театра, народный артист РСФСР. Николай МАРТОН, актер Александринского театра, народный артист РФ.

Олег ТАБАКОВ, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова, народный артист СССР, Лауреат Государственных премий СССР и РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Владимир ЭТУШ, актер Театра им. Евг. Вахтангова, народный артист СССР, художественный руководитель Театрального училища им. Б. Щукина.

ПРЕМИЯ «ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ»

Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»

Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии “Золотая маска”, которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Без наград не ушли дирижёр Теодор Курентзис, актёр Данила Козловский и режиссёр Андрей Могучий - лучший режиссёр уже второй год подряд.

В фестивале “Золотая маска 2017” были показаны 74 спектакля из 25 городов России. Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов.

В числе получивших наибольшее число номинаций - столичный Большой театр, Театр оперы и балета Екатеринбурга, Малый драматический и Большой драматический театры Петербурга, Театр Моссовета и “Красный факел” (Новосибирск).

На торжественной церемонии присутствовали директор Большого театра Владимир Урин, известный театральный режиссёр Роберт Стуруа, главный режиссёр РАМТ Алексей Бородин, Марина и Дмитрий Брусникины, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, актриса Театра Моссовета народная артистка России Нина Дробышева.

Перед началом вручения наград директор “Золотой маски” Мария Ревякина попросила зал помянуть минутой молчания Георгия Тараторкина, который более 20 лет возглавлял премию и скончался в 2017 году.

Драма

Главный приз премии за лучший драматический спектакль большой формы получил “Русский роман” Театра имени Маяковского. А лучшим режиссёром жюри второй год подряд признает Андрея Могучего, поставившего спектакль “Гроза” в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Также жюри премии наградило “Магадан/Кабаре” театра “Около дома Станиславского” - как лучший драматический спектакль малой формы.

“Я хотел бы воспользоваться возможностью отблагодарить дорогих моих людей. Прежде всего, это мой учитель, режиссёр Малого драматического театра Лев Додин, который обладает какой то мощью, силой, внутренней драмой не ставить “Гамлет” в комфортной форме, а задать в нем вопросы, которые сегодня нельзя не задать…

Я хочу сказать спасибо семье, родителям и маме, которая меня часто спрашивала, где её маска, и вот теперь она у неё есть”,

Сказал Козловский на вручении премии.

Лучшей драматической актрисой стала Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле “Русский роман” Театра имени Маяковского. Награда за лучшую женскую роль второго плана в драме ушла Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке “Ворон”, а мужскую - Хольгену Мюнценмайеру, исполнившему роль Дьякона в спектакле “Жили-были” Драматического театра Шарыпово.

Опера

“Я счастливый человек, потому что музыкант, и я стремлюсь быть лучшим и музыкантом, и человеком… Цель творчества - нести счастье людям”,

Сказал Курентзис на церемонии вручения.

Лучшим режиссером в опере, по мнению жюри, стал Ричард Джонс, поставивший оперу “Роделинда” в Большом театре. Лучшим спектаклем в опере также признали “Роделинду”.

Приз за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова, сыгравшая Виолетту Валери в “Травиате” Театра оперы и балета имени Чайковского в Перми, а за лучшую мужскую роль в опере - Липарит Аветисян за Шевалье де Грие в оперетте “Манон” Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Оперетта и мюзикл

Лауреатом премии в номинации “Лучший спектакль в оперетте/мюзикле” стал “Биндюжник и король” Театра юного зрителя в Красноярске. В номинации “Лучшая женская роль в оперетте-мюзикле” победительницей стала Мария Биорк за роль Сони в спектакле “Преступление и наказание” Театра мюзикла, режиссером которого выступил Андрей Кончаловский. Также за работу в этом спектакле присудили приз композитору Эдуарду Артемьеву.

“Золотую маску” за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле “Белый. Петербург” Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Награда за лучшую роль второго плана в оперетте/мюзикле ушла Владимиру Гальченко из Театра драмы имени Горького в Самаре. Лучшим режиссером в оперетте/мюзикле стал Роман Феодори из Театра юного зрителя в Красноярске, а дирижером - Андрей Алексеев из Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Балет

Приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце получила Виктория Терешкина за роль в спектакле “Скрипичный концерт #2” Мариинского театра, а за лучшую мужскую роль в балете - Игорь Булицын, сыгравший Меркуцио в “Ромео и Джельетте” в Театре оперы и балета в Екатеринбурге.

Лучшим дирижером в балете стал Павел Клиничев за спектакль “Ундина” Большого театра, что, впрочем, не было интригой, так как он был единственным претендентом на награду в этой номинации за три разных спектакля.

Лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце жюри признало спектакль “Скрипичный концерт #2” Антона Пимонова в Мариинском театре.

Лучшим спектаклем в современном танце была названа постановка “Все пути ведут на север” Театра “Балет Москва”. При этом приз за лучший спектакль в балете присудили Театру оперы и балета в Екатеринбурге за “Ромео и Джульетту”.

Спецпризы

Премией “За выдающийся вклад в развитие театрального искусства” были награждены худрук Дагестанского кумыкского музыкально-драматического театра Айгум Айгумов, солистка Мариинского театра Ирина Богачева, народный артист России и Якутии Андрей Борисов, грузинский режиссер, сценарист, драматург, художник, худрук Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, актер и режиссер Омского музыкального театра Георгий Котов, актер Александринского театра Николай Мартон, худрук МХТ им. Чехова и “Табакерки” Олег Табаков и актер Вахтанговского театра Владимир Этуш.

Почетной премией в “За поддержку театрального искусства России” был награжден благотворительный фонд “Искусство, наука и спорт”, основанный в 2006 году российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым.

Если бы фестиваль не отменил в этом году Приз прессы, я бы высказал своё мнение в анкете для голосования. Теперь придется сделать то же самое в более пространной форме. Разбив текст для удобства восприятия на пять глав. С предисловием.

За подробной декорацией Сергея Бархина, построившего ностальгический барачный район, я как-то не заметил особого светового рисунка.

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»

«СНЕГУРОЧКА» , театр «Старый дом» , Новосибирск

Красивый спектакль о русском язычестве. Но жаль, что сериал Дмитрия Волкострелова «Как мы не получили «Золотую маску» продолжился. Видимо, активно выступило музыкальное жюри – в номинации «Эксперимент» решение драматическое и музыкальное жюри принимают совместно.

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Андрей МОГУЧИЙ, «Гроза» , БДТ им. Г.А. Товстоногова , Санкт-Петербург

Могучий – могуч; понимаю, что каламбур той еще свежести, но так оно и есть. Режиссер-перфекционист, работающий с ницшеанским размахом. И добро пожаловать в кинотеатры !

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Евгения СИМОНОВА , Софья Толстая, «Русский роман» , Театр им. Вл. Маяковского , Москва

Спектакля не видел. Надо посмотреть. То, что Симонова – артистка превосходная, никому объяснять не нужно. Может, только самым молодым зрителям, которые про советское кино знают только понаслышке.

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Данила КОЗЛОВСКИЙ , Гамлет, «Гамлет» , Малый драматический театр – Театр Европы , Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Елена НЕМЗЕР , Панталона, «Ворон»

Ведущая актриса Александринского театра, только что азартно сыгравшая мамашу Кураж у Терзопулоса, органична и в уникальном мире Рощина.

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Хольгер МЮНЦЕНМАЙЕР , Дьякон, «Жили-были» , Драматический театр, Шарыпово

Артист колоритный. Возможно, так жюри решило выделить очень короткий и совсем не характерный для провинциального театра эскизный спектакль о смерти. Впрочем, логику экспертов, определяющих номинантов в актерской «второплановой» номинации, я никогда не мог понять.

ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА

Марюс ИВАШКЯВИЧЮС, «Русский роман» , Театр им. Вл. Маяковского, Москва

Новая номинация «Маски» принесла победу маститому литовскому драматургу. Своих не нашлось, о чем, собственно, мне уже пришлось сказать выше.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

Ансамбль актеров в спектакле «Три сестры» , театр «Красный факел» , Новосибирск

Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина – актеры в спектакле «По ту сторону занавеса» , Александринский театр, Санкт-Петербург

Вот так жюри отметило две выдающиеся версии «Трёх сестер». Значит ли это, что главные награды достанутся другим спектаклям? Да, именно это и значит. И почему у Кулябина отметили всех актеров, а у Жолдака – только троих? Вот уж вопиющая несправедливость.

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ

«РУССКИЙ РОМАН» , Театр им. Вл. Маяковского, Москва

Занятно, что, кажется, никто из критиков не прочил победы «Русскому роману». Теперь точно надо посмотреть. Почему не сделал этого раньше? Из-за, скажем так, кардинального несовпадения с режиссерским темпераментом Миндаугаса Карбаускиса. После «Канта» решил, что можно, наверное, и завязать с его спектаклями. Но «Маска» не позволяет.

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ

«МАГАДАН/КАБАРЕ» , театр «Около дома Станиславского» , Москва

Все остальные победители – но уже без комментариев.
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ БИНДЮЖНИК И КОРОЛЬ, Театр юного зрителя, Красноярск
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Андрей АЛЕКСЕЕВ, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Роман ФЕОДОРИ, «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Мария БИОРК, Соня, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Виктор КРИВОНОС, Аполлон Аполлонович Аблеухов, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург
ОПЕРЕТТА-МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Владимир ГАЛЬЧЕНКО, Князь Серпуховской, «История лошади», Театр драмы им. М. Горького, Самара
БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ НА СЕВЕР, Театр «Балет Москва», Москва
БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ундина», Большой театр, Москва
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Антон ПИМОНОВ, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Виктория ТЕРЕШКИНА, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь БУЛЫЦЫН, Меркуцио, «Ромео и Джульетта» , Театр оперы и балета, Екатеринбург
ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ РОДЕЛИНДА, Большой театр, Москва
ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА Теодор КУРЕНТЗИС, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА Ричард ДЖОНС, «Роделинда», Большой театр, Москва
ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Надежда ПАВЛОВА, Виолетта Валери, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ Липарит АВЕТИСЯН, Шевалье де Грие, «Манон», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Эдуард АРТЕМЬЕВ, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА Спектакль «the_Marusya», Компания «Диалог Данс», Кострома
Спектакль «Геракл», Башкирский театр оперы и балета, Уфа
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Этель ИОШПА, «Саломея», театр «Новая опера», Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Елена ТУРЧАНИНОВА, «Снегурочка», театр «Старый дом», Новосибирск
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Роберт УИЛСОН, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ КОЛИНО СОЧИНЕНИЕ, Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург
КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Наталья ПАХОМОВА, «Сказка с закрытыми глазами “Ёжик в тумане”», Московский театр кукол
КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА Виктор АНТОНОВ, «Железо», Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск
КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА Анна СОМКИНА, Александр БАЛСАНОВ, «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург

Среди только что объявленных лауреатов «Золотой маски» в разных номинациях так много петербуржцев, что город можно поздравить: балет, куклы, мюзикл, драма — всё у нас, как выясняется, лучшее. Но нюансы предпочтений высокого жюри заставляют насторожиться и думать о перспективе с некоторой тревогой. Результаты так предсказуемы и понятны по раскладам, что очевидно: победителей выбирало не жюри как таковое, а его «внутренний цензор», не допустивший прежде всего стратегических просчетов.

Для начала назовем (и поздравим) тех, кто везет в город «Золотые маски». Фактически гран-при в разделе «Театра кукол» получил спектакль «Колино сочинение» петербургского режиссера Яны Туминой, появившийся как проект независимой продюсерской компании «КонтАрт» (за которую стоит отдельно порадоваться) при поддержке театра «Кукольные формат» (которому — отдельный респект). Это спектакль не просто отличный по качеству постановки, по уровню театрального текста, он еще и, как говорится, социально-ответственный: он поставлен по книге художника Сергей Голышева «Мой сын — даун», но без единой сентиментальной ноты, без дурного пафоса и конъюнктурного педалирования темы «особых людей/детей». Это высокая лирика для семейного просмотра. Отдельно награждены как лучшие актеры участники спектакля Анна Сомкина и Александр Балсанов.

Не задалось нынче с оперой — призы поделили Москва и Пермь. Но вот в области балета мы по- по-прежнему лучшие и по-прежнему усилиями Мариинки: лучшим хореографом назван постановщик балета «Скрипичный концерт №2» по Прокофьеву Антон Пимонов, а лучшей актрисой балета — безукоризненная Виктория Терешкина.

Что касается номинации мюзик/музыкальный спектакль, то тут у петербуржцев два приза: Андрей Алексеев назван лучшим дирижером, а Виктор Кривонос — лучшим актером. Оба — за работы в спектакле Геннадия Тростянецкого «Белый. Петербург» петербургского Театра музкомедии.

Что касается драматических номинаций, самых, как водится, интригующих и многонаселенных. Тут в числе победителей — художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова Андрей Могучий, второй год подучающий награду как лучший драматический режиссер: нынче — за «Грозу» по Островскому, очищенную от вульгарно-социальных «школьных» трактовок персонажей, превращенную в страшную сказку, рассказанную средствами фольклорно-ярмарочного театра — оммаж через век новатору Мейерхольду отметили все без исключения критики.

Также среди лауреатов в разделе «Драма» Николай Рощин — художник и режиссер-постановщик спектакля «Ворон» в Александринке. Награжден как художник и по заслугам. В этой еще одной страшной сказке (на сей раз итальянской, в обработке Гоцци) Рощин прорисовал всё — и даже новые лица актеров: гуттаперчевые сходные маски меняют исполнителей до неузнаваемости, фактически лишая индивидуальной мимики (тоталитарный мир того требует). Но ни под какой личиной не спрячешь Елену Немзер, чей острый, гротесковый дар (она сыграла женский вариант Панталоне — синьору Панталону) тут проявился едва ли не сильнее, чем в других спектаклях — так что «Маска» как лучшей драматической актрисе второго плана оказалась ей куда как к лицу.

В Александринку отправились и еще две «Маски». Одна — спецприз жюри «любовному треугольнику» Вершинин — Маша — Кулыгин из спектакля «По ту сторону занавеса» (экстремальной фантазии Андрия Жолдака по мотивам «Трех сестер», требующей от актеров отваги и самоотверженности): соответственно Игорь Волков — Алена Вожакина — Виталий Коваленко. Вторая — внеконкурсная — Николаю Мартону «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (напомним, что год назад этот феноменальный актер поднимался на сцену за «Маской» в номинации «Лучший драматический актер второго плана» - за роль Неизвестного, сыгранную ювелирно и масштабно и, даст бог, поднимется еще не раз).

Третий федеральный драматический театр тоже не остался без награды: единственную «Маску» получил спектакль «Гамлет», и получил ее не режиссер Лев Додин, а исполнитель заглавной роли Данила Козловский. И это как раз — пример хитрости судей, коим выпало озвучивать вердикт в смутные времена. Вообще обойти вниманием спектакль Додина для жюри, очевидно, было невозможно, и, вроде бы, наградить главного артиста — неплохая идея. Но проблема в том, что застроен спектакль Додиным так дерзко и по таким радикальным законам, что его можно либо целиком принять, либо начисто отвергнуть. Это мир, до последнего гвоздя придуманный Додиным в контрапункте с Шекспиром, это жесткий антигуманизм — такая система ценностей, в которой артист Козловский, как и все остальные актеры, выполняют выверенные до миллиметра задачи мастера на грани фола. Возможно, это не лучший спектакль Додина в плане цельности, совершенства формы, но это в полной мере «езда в незнаемое», поиск нового, без которого никакое творчество не может таковым называться. Но в том-то и дело, что новое, радикальное, экстремальное, провокационное (а «Гамлет» от начала и до конца — отчаянная провокация, удары поддых и по другим болевым центрам обезумевшему миру) — нынче не в тренде. Награждать сегодня во избежание неприятностей от тех или иных «смотрящих за культурой» нужно понятное, прозрачное, благопристойное хотя бы чисто внешне (считывать потаенные смыслы культурные министры-администраторы не горазды, так что фронда в эстетической упаковке пока проходит).

По большому счету, соревноваться за главный приз в драме - «Лучший спектакль» - по масштабу и уровню осмысления экзистенциальных проблем современности могли три спектакля: «Гроза» Могучего, «Гамлет» Додина и «Три сестры» Тимофея Кулябина. При этом было понятно, что Кулябин с «Тангейзером» в анамнезе для главной «Маски» сезона заведомо непроходной. Мне даже мерещилась прекрасная картинка — как Могучий или Додин, получив гран-при (а у каждого из этих мастеров «Масок» уже точно более пяти), торжественно передает свою награду младшему товарищу, а зал при этом аплодирует стоя. Собственно, после того, как «Три сестры» Кулябина, где сестры общаются на языке глухонемых (образованных и культурных людей сегодняшнее общество не слышит, не поспоришь), были отобраны в программу Венских театральных недель и пережили у тамошней искушенной публики подлинный триумф, «Маску» этому молодому театральному автору можно было давать не глядя. Но единственное, что смогли сделать для Кулябина жюристы, - это предложить спецприз, да и то не ему, а актерскому ансамблю спектакля (фамилии Кулябина в формулировке спецприза нет, можете проверить на сайте "Маски"). И это еще одно решение, за которым — железный расчет. А гран-при получил спектакль не столько выдающийся, сколько правильный: «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса — история о Льве Толстом с главной героиней Софьей Андреевной Толстой в исполнении Евгении Симоновой. Тут надо признать, что литовский драматург Мариус Ивашкявичус написал изящную умную пьесу об особенностях национальной семьи (разумеется, российской), и персональная «Маска» ему — единственная в данном случае награда, которая не вызывает никаких вопросов.

Однако не везде получилось сохранить, что называется, «хорошую мину». Подлинным конфузом выглядит «Золотая маска» Бобу Уилсону — режиссеру из США, который имел репутацию одного из лучших постановщиков мира, когда далеко не все члены жюри даже на свет родились. Так вот Уилсона (внимание) умудрились наградить как «Лучшего художника по свету в музыкальном театре». Для тех, кто не в курсе: именно работа со светом, который для каждой новой постановки выставляется Уилсоном более 300 часов, - одно из ключевых содержательных открытий его режиссуры, но сделал он его несколько десятков лет назад. В прошлом году, напомню, Уилсон поставил «Сказки Пушкина» в Театре Наций с Евгением Мироновым в роли Пушкина. И как же прав был театр, который принципиально отказался номинироваться на «Маску».

Впрочем, список режиссеров-номинантов в этом году достиг без малого тридцати человек. И это, с одной стороны, сильно увеличивает рейтинг победителя, Андрея Могучего, а с другой — неслабо отдает абсурдом. Тут нашлось место практически всем мало-мальски достойным, но не нашлось - Кириллу Серебренникову и Константину Богомолову. Ну и если уж вы, господа, номинировали столько молодых, так дайте вы публике выучить хоть одно новое имя. Ну да, положим, с «Грозой» мало какой спектакль сравнится — и фурор спектакля во время столичных показов это подтвердил. Но спецпризами-то жюри могло распорядиться иначе. Могло, но проторенными тропами ходить, конечно, спокойнее. Безопасней.

Ну и, конечно, эта «Маска» выявила не только общенациональные болезни, но и проблемы «наших Васюков». При всем, что называется, уважении, факты — вещь упрямая. Федеральные театры, работающие в Петербурге, каждый год привозят урожай «Масок», а за все городские который сезон отдувается Музкомедия (иные стационары не только не стали лауреатами, а не были даже номинированы). Видимо, без ощутимых перемен ситуацию к лучшему в театральном Петербурге не изменить.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

МОСКВА, 19 апр — РИА Новости. Около 50 наград вручили на торжественной церемонии театральной премии "Золотая маска", которая прошла в среду в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Без наград не ушли дирижёр Теодор Курентзис, актёр Данила Козловский и режиссёр Андрей Могучий — лучший режиссёр уже второй год подряд.

В фестивале "Золотая маска 2017" были показаны 74 спектакля из 25 городов России. Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным — 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов.

В числе получивших наибольшее число номинаций — столичный Большой театр, Театр оперы и балета Екатеринбурга, Малый драматический и Большой драматический театры Петербурга, Театр Моссовета и "Красный факел" (Новосибирск).

На торжественной церемонии присутствовали директор Большого театра Владимир Урин, известный театральный режиссёр Роберт Стуруа, главный режиссёр РАМТ Алексей Бородин, Марина и Дмитрий Брусникины, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, актриса Театра Моссовета народная артистка России Нина Дробышева.

Перед началом вручения наград директор "Золотой маски" Мария Ревякина попросила зал помянуть минутой молчания Георгия Тараторкина, который более 20 лет возглавлял премию и скончался в 2017 году.

Драма

Главный приз премии за лучший драматический спектакль большой формы получил "Русский роман" Театра имени Маяковского. А лучшим режиссёром жюри второй год подряд признает Андрея Могучего, поставившего спектакль "Гроза" в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Также жюри премии наградило "Магадан/Кабаре" театра "Около дома Станиславского" — как лучший драматический спектакль малой формы.

Козловский был признан лучшим драматическим актёром за роль Гамлета в Малом драматическом театре Петербурга.

"Я хотел бы воспользоваться возможностью отблагодарить дорогих моих людей. Прежде всего, это мой учитель, режиссёр Малого драматического театра Лев Додин, который обладает какой то мощью, силой, внутренней драмой не ставить "Гамлет" в комфортной форме, а задать в нем вопросы, которые сегодня нельзя не задать… Я хочу сказать спасибо семье, родителям и маме, которая меня часто спрашивала, где её маска, и вот теперь она у неё есть", — сказал Козловский на вручении премии.

Лучшей драматической актрисой стала Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле "Русский роман" Театра имени Маяковского. Награда за лучшую женскую роль второго плана в драме ушла Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке "Ворон", а мужскую — Хольгену Мюнценмайеру, исполнившему роль Дьякона в спектакле "Жили-были" Драматического театра Шарыпово.

Опера

"Я счастливый человек, потому что музыкант, и я стремлюсь быть лучшим и музыкантом, и человеком… Цель творчества — нести счастье людям", — сказал Курентзис на церемонии вручения.

Лучшим режиссером в опере, по мнению жюри, стал Ричард Джонс, поставивший оперу "Роделинда" в Большом театре. Лучшим спектаклем в опере также признали "Роделинду".

Приз за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова, исполнившая Виолетту Валери в "Травиате" Театра оперы и балета имени Чайковского в Перми, а за лучшую мужскую роль в опере — Липарит Аветисян за Шевалье де Грие в оперетте "Манон" Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Оперетта и мюзикл

Лауреатом премии в номинации "Лучший спектакль в оперетте/мюзикле" стал "Биндюжник и король" Театра юного зрителя в Красноярске. В номинации "Лучшая женская роль в оперетте-мюзикле" победительницей стала Мария Биорк за роль Сони в спектакле "Преступление и наказание" Театра мюзикла, режиссером которого выступил Андрей Кончаловский. Также за работу в этом спектакле присудили приз композитору Эдуарду Артемьеву.

"Золотую маску" за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле "Белый. Петербург" Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Награда за лучшую роль второго плана в оперетте/мюзикле ушла Владимиру Гальченко из Театра драмы имени Горького в Самаре. Лучшим режиссером в оперетте/мюзикле стал Роман Феодори из Театра юного зрителя в Красноярске, а дирижером — Андрей Алексеев Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Балет

Приз за лучшую женскую роль в балете и современном танце получила Виктория Терешкина за роль в спектакле "Скрипичный концерт #2" Мариинского театра, а за лучшую мужскую роль в балете — Игорь Булицын, сыгравший Меркуцио в "Ромео и Джельетте" в Театре оперы и балета в Екатеринбурге.

Лучшим дирижером в балете стал Павел Клиничев за спектакль "Ундина" Большого театра, что, впрочем, не было интригой, так как он был единственным претендентом на награду в этой номинации за три разных спектакля.

Лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце жюри признало спектакль "Скрипичный концерт #2" Антона Пимонова в Мариинском театре.

Лучшим спектаклем в современном танце была названа постановка "Все пути ведут на север" Театра "Балет Москва". При этом приз за лучший спектакль в балете присудили Театру оперы и балета в Екатеринбурге за "Ромео и Джульетту".

Спецпризы

Премией "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" были награждены худрук Дагестанского кумыкского музыкально-драматического театра Айгум Айгумов, солистка Мариинского театра Ирина Богачева, народный артист России и Якутии Андрей Борисов, грузинский режиссер, сценарист, драматург, художник, худрук Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, актер и режиссер Омского музыкального театра Георгий Котов, актер Александринского театра Николай Мартон, худрук МХТ им. Чехова и "Табакерки" Олег Табаков и актер Вахтанговского театра Владимир Этуш.

Почетной премией в "За поддержку театрального искусства России" был награжден благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт", основанный в 2006 году российским предпринимателем и меценатом Алишером Усмановым.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры