Джонатан свифт, краткая биография.

Главная / Измена мужа

Джонатан Свифт родился в Ирландии в 1667. Его родители принадлежали к числу английских колонизаторов, которых ненавидело коренное население. Поэтому будущий писатель чувствовал себя на родине, как на чужбине.

С детства он был лишен родительской ласки и заботы. Отец умер еще до рождения сына, а мать, доверив годовалого малыша заботе кормилицы, уехала в Англию, где и прожила до конца своих дней. Воспитанием Джонатана занимался его дядя Годвин.

Образование и начало творчества

Образование Свифт получил в Дублинском университете, который славился своими традициями преподавания литературы, древних языков и богословских наук. Здесь Джонатан увлекся литературным творчеством. По окончании университета талантливый, образованный, но бедный молодой человек мог выбирать разве что между профессиями юриста и церковного служителя. Свифт решил стать священником.

Политические беспорядки в Ирландии вскоре вынудили писателя уехать в Англию. Там он устроился секретарем к лорду Уильяму Темплу, богатому аристократу. Общение с политиками и литераторами давало Свифту возможность быть в курсе последних новостей общественной и культурной жизни Англии, а роскошная библиотека помогала ему восполнить пробелы в образовании. За неполных десять лет пребывания на службе у лорда Темпла Свифт стал профессиональным литератором, что и ознаменовали первые его зрелые сатирические произведения - «Битва книг» и «Сказка бочки».

Свифт указал свое имя на обложке книги, хоть критика могла повредить карьере автора. Несмотря на опасность, Свифт последовательно выступал с сатирическими стихами, статьями и памфлетами, в которых высмеивал пороки светской и церковной жизни.

Политическая карьера

Джонатан Свифт находился в центре лондонской политической жизни: посещал многочисленные приемы во дворцах, встречался с министрами и общественными деятелями, погружался в борьбу двух главных политических партий Англии - тори и виги. Политическая деятельность и художественное творчество укрепляли его популярность. И власти нашли способ от него избавиться: Свифт был назначен деканом (настоятелем) собора Святого Патрика в Дублине.

Писатель воспринял это назначение как политическое изгнание и крах всех своих надежд. Но и вдали от английской столицы Свифт продолжал обличать безумие существующих законов, мошенничество дельцов, лицемерие политиков. В новых памфлетах он отстаивал права ирландского народа, страдавшего под гнетом английской короны. В одном из самых знаменитых своих памфлетов, «Письма суконщика», писатель откровенно призвал ирландцев к борьбе за свободу. Дж.Свифт стал национальным героем Ирландии.

Последние годы жизни Свифта были омрачены тяжелой болезнью, умер писатель в 1745. Смысл жизни Джонатана Свифта точно передает эпитафия, составленная им самим: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы».

«Путешествия Гулливера»

Это главное произведение Свифта. Сегодня «Путешествия Гулливера» в основном воспринимаются как литературная сказка. Но Дж.Свифт писал свою книгу совсем не для детей и менее всего хотел порадовать публику легкомысленными выдумками. Под видом простодушных рассказов корабельного врача Лемюэля Гулливера писатель изложил собственные соображения относительно общественно-политической жизни Англии и развития человечества вообще. Аллегорическим содержанием сюжета «Путешествий Гулливера» было сатирическое изображение современной автору действительности.

Книга состоит из четырех частей. В каждой из них писатель выбирает новый предмет для критики. Схематически сюжет можно представить так:

  1. Страна лилипутов. Низость и бессмысленность общественных порядков.
  2. Страна великанов. Страшная сила власти, обратная кровавая сторона человеческой истории.
  3. Лапута, Бальнибарбы, Лагнегу и др. страны. Бесплодие науки, оторванной от жизни.
  4. Страна гуингнмов (разумных лошадей) и еху (одичавших людей). Неразумное и аморальное поведение человеческого сообщества.

Каждая часть книги содержит критику определенной сферы человеческой жизни, и в конце повествования создается впечатление, будто писатель не оставляет камня на камне от обычных представлений об обществе, политике, государстве, власти, науке, морали. Осмеяние писатель считал лекарством от моральных и общественных болезней человечества.

(оценок: 2 , среднее: 5,00 из 5)

Имя: Джонатан Свифт (Jonathan Swift)
День рождения: 30 ноября 1667
Место рождения: Дублин, Ирландия
Дата смерти: 19 октября 1745
Место смерти: Дублин, Ирландия

Биография Джонатана Свифта

Джонатан Свифт родился в 1667 году в Дублине в простой несостоятельной английской семье. Его отец умер, так и не увидев своего новорожденного сына. Семья, а у Джонатана была еще и сестра, осталась в печальном положении из-за практически полного отсутствия средств для существования. Вскоре после этих событий мать будущего писателя навсегда уезжает в Англию.

Джонатана воспитывает его дядя, который на то время был успешным и весьма известным адвокатом в Дублине. Именно он сделал все возможное, чтобы Свифт получил наилучшее обучение. Он учился в школе графства Килкени, которую окончил в 1681 году. После этого он поступает в дублинский Тринити-колледж, где в 1686 году получает степень бакалавра искусств.

Свифту пришлось уехать в Англию из-за начала гражданской войны в Дублине. Он работал секретарем у дипломата и литератора Уильяма Темпла до тех пор, пока последний не погиб в 1699 году.

Это были самые лучшие годы Свифта. Он мог целыми днями находиться в огромной библиотеке Темпла, и именно здесь он впервые пробует свои силы в литературной сфере и пишет стихи. В 1692 году Свифт получает степень магистра искусств в Оксфордском университете. И, наконец, он влюбляется в свою ученицу Эстер Джонсон, которая в итоге становится его женой.

В 1695 году Свифт принял духовный сан англиканской церкви и уехал в ирландский поселок Килрут. Но, как говорил сам писатель, он устал от службы всего лишь через несколько месяцев, и вернулся работать к Темплу.

На службе в церкви он оказался в центре духовных скандалов. Там он начинает работать над саркастичным произведением «Сказка бочки». Работа была закончена через несколько лет и вышла в 1704 году, произведя вокруг себя много шумихи. Автор не был указан, но когда стало известно, что это Свифт, его прозвали остряком. В произведении автор подверг жесткой критике три отрасли христианства — католическую, англиканскую и пуританскую, которые в повести были представлены как три брата.

Когда в 1699 году Темпл скончался, Свифт возвращается в Ирландию, где принимает духовный чин в Ларакоре. В Тринити колледже он получает степень доктора богословия.

Джонатан Свифт становится еще более популярным после того, как выходят в мир его очерки «Бумаги Бикерстафа» в 1708-1709 году. Образ главного героя настолько понравился читателям, что от его имени стал выходить поучительно-саркастический журнал «Болтун».

В 1707 году он знакомится с Эстер Ванхомри, однако Свифт ее в своих письмах называет Ванессой. Письма сохранились лишь частично. Они были пропитаны нежностью, любовью, грустью и восхищением. Именно эти любовные отношения вдохновили его на создание легендарной поэмы «Cadenus and Vanessa».

В это же время Свифт практически каждый день пишет Эстер Джонсон, которую называет Стеллой. Именно из его писем и будет составлена книга «Дневник для Стеллы». Есть некоторые сведения, что они тайно обвенчались около 1716 года. Однако этому нет никаких доказательств.

В 1710-1713 году Свифт находится в Лондоне, и именно в это время он известен, как торийский публицист. Он написал свои резкие памфлеты на политическую тематику, как «Поведение союзников» и «Атака на вигов».

Когда Свифт понял, что тори скоро не будут править Англией, он вернулся в Ирландию и стал служить в церкви Святого Патрика, где и начинает писать свое самое знаменитое произведение «Путешествия Гулливера». Книга была очень успешной и популярной. Стоит отметить, что многие события в книге имели место быть в реальной жизни. Их Свифт переживал во время разных политических инцидентов того времени.

В 1728 году умирает Эстер Джонсон. Он пишет произведение «Смерть миссис Джонсон». Также, в этот период Свифт теряет многих близких людей, и это его сильно подкашивает.

В 1742 году у Свифта случается инсульт, он перестает разговаривать. В 1745 году Джонатан Свифт покидает этот мир. Его похоронили рядом с другом его жизни — Эстер Джонсон.

Библиография Джонатана Свифта

Все книги Джонатана Свифта:

  • 1697 — Битва книг
  • 1704 —
  • 1726 —
  • 1708 — Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии
  • 1712 — Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка
  • 1729 — Скромное предложение
  • 1710-1714 — Дневник для Стеллы
  • 1724-1725 — Письма суконщика
  • Памфлеты

Статья посвящена краткой биографии Джонатана Свифта - английского сатирика и политического деятеля.

Краткая биография Свифта: общий обзор

  • Свифт родился в 1667 г. в Дублине в семье английского чиновника. Отец рано скончался, а мать переехала в Англию. Джонатан воспитывался своим дядей. Он получил богословское образование и долгое время работал секретарем у писателя У. Темпла. Темпл оценил талант молодого человека и предоставил в его распоряжение свою обширную библиотеку, оказывал ему покровительство в различных делах. Темпла часто посещали различные влиятельные гости, включая короля, что тоже шло на пользу будущему писателю. В это время Свифт начал писать свои первые сатирические произведения.
  • В 1694 г. Свифт получил должность священника в небольшой деревне Килрут. Глухая местность не заглушила в будущем писателе стремления в знаниям. Он активно изучал античные произведения, читал последние новинки английской литературы.
  • Свифт часто посещал Лондон, участвовал в политической борьбе, издавая острые памфлеты и статьи. Писатель заводит многочисленные знакомства в высших кругах. В это время складывается основной писательский стиль Свифта: острая критика с отсутствием моральных наставлений. Писатель предоставляет читателю право самому делать выводы на основании изложенных сведений. Практически все произведения Свифта выходили под разными псевдонимами, но авторство его авторство не составляло большого секрета.
  • В 1704 г. Свифт издал "Сказку о бочке", в которой резко критиковал религиозные институты. В следующем году Свифт переехал в Дублин, где и прожил остаток жизни. Являясь по происхождению англичанином, Свифт активно защищал ирландское население, издавал сочинения, направленные против его притеснения. За это заслужил искренне признание и любовь среди ирландцев.
  • В 1710 г. в Англии к власти пришла партия консерваторов (тори). Свифт поддержал их и получил возможность печататься в консервативном еженедельнике. Несколько лет на его страницах появлялись памфлеты писателя.
  • В 1713 г. Свифт при поддержке консервативного правительства становится деканом собора Святого Патрика. Это позволяет ему получить финансовую независимость, но ограничивает политическую деятельность. Большую часть времени теперь писатель проводит в Дублине, где участвует в политике, издавая свои сочинения. Вскоре Свифт становится горячим сторонником ирландской автономии.
  • В 1724 г. Свифт анонимно издает "Письма суконщика", в которых резко критикует английскую экономическую политику в отношении Ирландии. Авторство было установлено, и Свифт предан суду. Однако присяжные оправдали писателя. Власть, опасаясь открытых выступлений, пошла на ряд уступок. Англичанин Свифт становится национальным героем ирландского народа (уникальный случай в истории).

Краткая биография Свифта: "Путешествия Гулливера"

  • В Дублине Свифт написал свое основное произведение - "Путешествия Гулливера" (1726 г.), в котором в фантастической форме критиковал различные государственные и общественные пороки. В упрощенном варианте книга стала увлекательным романом для детей. В полном варианте она представляет собой сатирический роман-памфлет.
  • Фантазия и сатира Свифта в полной мере проявились в этом произведении. Он придумал несуществующие языки и названия на них. Слово "лилипут", например, было введено в оборот писателем и впоследствии вошло во многие языки. В скрытой форме, которая все же не могла скрыть явных намеков, писатель пародирует современные ему королевские дворы и политическую борьбу в них. В заморских государственных и научных учреждениях он выводит в форме гротеска недостатки английских аналогичных обществ.
  • Стоит отметить точность, с которой Свифт писал похождения Гулливера. Все размеры, которые встречаются в странах великанов и лилипутов, математически верны. И в том, и в другом случае писатель соблюдает 12-кратное соотношение между Гулливером и окружающим его миром. А все предметы, включая мельчайшие детали, описаны Свифтом с практически документальной точностью.
  • Свифт скончался в Дублине в 1745 г. Его политическая и сатирическая деятельность имела значение главным образом для Англии и Ирландии. Но "Путешествия Гулливера" стали произведением мирового масштаба. Детский вариант книги стал одним из самых читаемых. "Путешествия" неоднократно экранизировались. Вариант для взрослых - серьезный философский трактат, образец политической сатиры.

Джонатан Свифт - англо-ирландский писатель, публицист, общественный деятель, поэт, философ - родился в ирландском Дублине 30 ноября 1667 г. После смерти отца, скромного судейского чиновника, мать, переехав в Англию, оставила Джонатана на попечение его дяди. Тот обеспечил ему достойное образование: после хорошей школы племянник стал в 1682 г. студентом Тринити-колледжа Дублинского университета, где получал образование по 1688 г.

В том же году в Ирландии началась гражданская война. Свифт переехал в Англию, где работал литературным секретарем у Вильяма Темпла - зажиточного отставного дипломата, который был или сыном знакомого его матери, или ее дальним родственником. Спустя два года Свифт вернулся в Ирландию, в 1692 г. в Оксфорде получил магистерское звание. В 1694 г. Свифт становится священником англиканской Церкви и получает назначение в поселок Килрут. Однако спустя несколько месяцев тяготясь, по собственному признанию, обязанностями, он снова приезжает к Темплу и работает в прежней должности. Связанную с пребыванием в поместье отставного дипломата пору биографии Свифт считал самой счастливой.

В 1700 г. Джонатану Свифту дают приход в Ирландии, назначают служителем Дублинского собора св. Патрика. Однако за предшествующий период Свифт пристрастился благодаря Темплу к политической деятельности, а также мечтал о большой литературе. В это время из-под его пера выходит целый ряд анонимных памфлетов. В 1702 г. Свифт становится доктором богословия, происходит его сближение с вигами - оппозиционной партией. Свифт уже известен как писатель и мыслитель, его влияние усиливается. Частенько наведываясь в Англию, он налаживает контакты в литературном сообществе.

В 1704 г. выходят написанные в 1696-1699 гг. две сатирические повести - «Сказка бочки» и «Битва книг» - в виде единого издания, сразу же ставшего популярным. О его «Сказке» очень лестно отзывался Вольтер, эта же повесть оказалась в списке книг, запрещенных Ватиканом. Несколько лет после победы вигов в 1805 г. Свифт прожил в Англии, однако впоследствии возвратился на родину, где в деревне Ларакор ему дали приход.

В 1713 г. влиятельные друзья помогли ему стать настоятелем Дублинского собора св. Патрика. Пребывание на этой должности помогло не только приобрести материальную независимость, но и получить высокую трибуну для озвучивания политических взглядов, хотя большая лондонская политика оказывается отдаленной. Находясь в Ирландии, Свифт принимает в общественной жизни государства живейшее участие, постоянно издавая статьи и памфлеты, посвященные актуальным вопросам. Именно памфлеты являются самой значительной частью его деятельности на поприще сатиры; даже церковные проповеди содержали в себе элементы этого жанра. Свифт резко обрушивался против социальной несправедливости, сословных предрассудков, религиозной нетерпимости.

В Дублине Свифт пользовался чрезвычайным авторитетом, с ним считался даже наместник Англии. В этом городе Свифтом был написан роман, ставший единственным в его литературном наследии, но сделавший его всемирно известным - опубликованные в 1726 г. «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера». Они переиздавались три раза буквально за несколько месяцев, были быстро переведены на другие языки. В 1729 г. Свифт становится почетным гражданином Дублина, в 1727 и 1735 г. выходят собрания его сочинений.

Последний десяток лет жизни Свифт немало страдал - и физически, и морально - из-за серьезного психического расстройства. Инсульт, случившийся в 1742 г., лишил писателя речи и в какой-то степени умственных способностей; его признали недееспособным. 19 октября 1745 г. он умер; похоронили литератора в его же соборе, в центральном нефе. Творческое наследие Свифта стало во многом определяющим для деятельности английских сатириков; заложенные им сатирические традиции оставили заметный след не только в национальной, но и в мировой литературе.

Биография из Википедии

Джо́натан Свифт (англ. Jonathan Swift; 30 ноября 1667 года - 19 октября 1745 года) - англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель, англиканский священник.

Наиболее известен как автор сатирико-фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.

Ранние годы (1667-1700)

Основным источником сведений о семье Свифта и его ранних годах является «Автобиографический фрагмент», который был написан Свифтом в 1731 году и охватывает события до 1700 года. Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта, священника в посёлке Гудрич (Херефордшир, западная Англия), переселилась в Ирландию.

Будущий писатель родился в ирландском городе Дублин в небогатой протестантской семье. Его отец (также по имени Джонатан Свифт, 1640-1667), мелкий судейский чиновник, умер незадолго до рождения сына, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался состоятельный дядя по отцу Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы 14-летний мальчик поступил в Тринити-колледж Дублинского университета (1682), который закончил в 1686 году. В результате обучения Свифт получил степень бакалавра и пожизненное скептическое отношение к научным премудростям.

В связи с гражданской войной, начавшейся в Ирландии после свержения короля Якова II (1688), Свифт уехал в Англию, где пробыл 2 года. Дядя Годвин к тому времени разорился и не мог поддерживать племянника. В Англии Свифт служил секретарём у сына знакомого матери (по другим сведениям, её дальнего родственника) - состоятельного отставного дипломата Уильяма Темпла. В имении Темпла Свифт впервые встретил Эстер Джонсон (1681-1728), дочь служанки, рано потерявшую отца. Эстер тогда было всего 8 лет; Свифт стал её другом и учителем.

В 1690 году он вернулся в Ирландию, хотя позже неоднократно посещал Темпла. Для поиска должности Темпл вручил ему характеристику-рекомендацию, в которой отмечались хорошее знание латинского и греческого языков, знакомство с французским и отменные литературные способности. Темпл, сам известный эссеист, сумел оценить незаурядный литературный талант своего секретаря, предоставил ему свою библиотеку и дружескую помощь в житейских делах; взамен Свифт помогал Темплу в подготовке его обширных мемуаров. Именно в эти годы Свифт начинает литературное творчество, сначала как поэт. Влиятельного Темпла посещали многочисленные именитые гости, включая короля Вильгельма, и наблюдение за их беседами дало неоценимый материал будущему сатирику.

В 1692 году Свифт получил звание магистра в Оксфорде, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский посёлок Килрут (англ. Kilroot). Однако вскоре Свифт, по его собственным словам «утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к Темплу. В 1696-1699 годах пишет сатирические повести-притчи «Сказка бочки» и «Битва книг» (опубликованы в 1704 году), а также несколько поэм.

В январе 1699 года умер покровитель, Уильям Темпл. Темпл был одним из тех немногих знакомых Свифта, о ком он написал лишь добрые слова. Свифт занимается поисками новой должности, обращается к лондонским вельможам. Долгое время эти поиски успеха не имели, но зато Свифт близко познакомился с придворными нравами. Наконец, в 1700 году он назначен служителем (пребендарием) собора Святого Патрика в Дублине. В этот период он публикует несколько анонимных памфлетов. Современники сразу отметили особенности сатирического стиля Свифта: яркость, бескомпромиссность, отсутствие прямой проповеди - автор иронически описывает события, оставляя выводы на усмотрение читателя.

Мастер сатиры (1700-1713)

В 1702 году Свифт получил степень доктора богословия в Тринити-колледже. Сближается с оппозиционной партией вигов. Авторитет Свифта как писателя и мыслителя растёт. В эти годы Свифт часто посещает Англию, заводит знакомства в литературных кругах. Издаёт (анонимно, под одной обложкой) «Сказку бочки» и «Битву книг» (1704); первая из них снабжена многозначительным подзаголовком, который можно отнести ко всему творчеству Свифта: «Написано ради общего совершенствования рода человеческого». Книга сразу становится популярной и в первый же год выходит тремя изданиями. Отметим, что почти все произведения Свифта выходили под разными псевдонимами или вообще анонимно, хотя его авторство обычно не составляло секрета.

В 1705 году виги на несколько лет завоевали большинство в парламенте, однако улучшения нравов не произошло. Свифт вернулся в Ирландию, где ему предоставили приход (в деревне Ларакор) и проживал там до конца 1707 года. В одном из писем он сравнил распри вигов и тори с кошачьими концертами на крышах.

Около 1707 года Свифт познакомился с другой девушкой, 19-летней Эстер Ваномри (англ. Esther Vanhomrigh, 1688-1723), которую Свифт в своих письмах называл Ванессой. Она, как и Эстер Джонсон, росла без отца (торговца-голландца). Сохранилась часть писем Ванессы к Свифту - «грустные, нежные и восхищённые»: «Если Вы находите, что я пишу слишком часто к Вам, то Вы должны сообщить мне об этом или вообще написать мне снова, чтобы я знала, что Вы не совершенно позабыли обо мне…».

В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу «Дневник для Стеллы», изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года, хотя документальных подтверждений этому не обнаружено.

В 1710 году тори во главе с Генри Сент-Джоном, впоследствии виконтом Болингброком, пришли к власти в Англии, и Свифт, разочаровавшийся в политике вигов, выступил в поддержку правительства. В некоторых областях их интересы действительно совпадали: тори свернули войну с Людовиком XIV (Утрехтский мир), осудили коррупцию и пуританский фанатизм. Именно к этому и призывал ранее Свифт. Кроме того, они с Болингброком, талантливым и остроумным писателем, подружились. В знак благодарности Свифту предоставили страницы консервативного еженедельника «The Examiner », где в течение нескольких лет публиковались памфлеты Свифта.

Декан (1713-1727)

В 1713 году с помощью друзей из лагеря тори Свифт назначен деканом собора Святого Патрика. Это место, помимо финансовой независимости, даёт ему прочную политическую трибуну для открытой борьбы, однако отдаляет от большой лондонской политики. Тем не менее Свифт из Ирландии продолжает активное участие в общественной жизни страны, публикуя статьи и памфлеты по насущным проблемам. Гневно выступает против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма и др.

В 1714 году виги вновь вернулись к власти. Болингброк, обвинённый в сношениях с якобитами, эмигрировал во Францию. Свифт направил письмо изгнаннику, где просил располагать им, Свифтом, по своему усмотрению. Он добавил, что это первый случай, когда он обращается к Болингброку с личной просьбой. В этом же году умерла мать Ванессы. Оставшись сиротой, она переезжает в Ирландию, поближе к Свифту.

В 1720 году палата лордов ирландского парламента, сформированная из английских ставленников, передала британской короне все законодательные функции в отношении Ирландии. Лондон немедленно использовал новые права для создания привилегий английским товарам. С этого момента Свифт включился в борьбу за автономию Ирландии, разоряемой в интересах английской метрополии. Он провозгласил по существу декларацию прав угнетённого народа.

Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии.

В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».

1723 год: смерть Ванессы. Она заразилась туберкулёзом, ухаживая за младшей сестрой. Переписка её со Свифтом за последний год была по какой-то причине уничтожена. Бо́льшая часть состояния Ванессы, согласно её завещанию, отошла Джорджу Беркли, другу Свифта, в будущем известному философу. Свифт высоко ценил Беркли, который тогда был деканом в ирландском городе Дерри.

1724 год: анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом мятежные «Письма суконщика», призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Резонанс от «Писем» был оглушительным и повсеместным, так что Лондону пришлось срочно назначать нового наместника, Картерета, для успокоения ирландцев. Премия, назначенная Картеретом тому, кто укажет имя автора, осталась невручённой. Удалось найти и отдать под суд печатника «Писем», однако присяжные единодушно его оправдали. Премьер-министр лорд Уолпол предложил арест «подстрекателя», но Картерет пояснил, что для этого понадобится целая армия.

В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (1725 год), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии. Современник отмечает: «Его портреты были выставлены на всех улицах Дублина… Приветствия и благословения сопровождали его всюду, где бы он ни проходил». Однажды на площади перед собором собралась и подняла шум многочисленная толпа. Свифту доложили, что это горожане готовятся наблюдать солнечное затмение. Раздражённый Свифт велел передать собравшимся, что декан отменяет затмение. Толпа затихла и почтительно разошлась. По воспоминаниям друзей, Свифт говорил: «Что касается Ирландии, то здесь меня любят только мои старые друзья - чернь, и я отвечаю на их любовь взаимностью, ибо не знаю никого другого, кто бы этого заслуживал».

В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение», в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.

Заметив, что многие могилы в соборе святого Патрика запущены и памятники разрушаются, Свифт разослал родственникам покойных письма, в которых требовал немедленно прислать деньги для ремонта памятников; в случае отказа он пообещал привести могилы в порядок за счёт прихода, но в новой надписи на памятниках увековечить скупость и неблагодарность адресата. Одно из писем было направлено королю Георгу II. Его величество оставил письмо без ответа, и в соответствии с обещанием на надгробной плите его родственника были отмечены скупость и неблагодарность короля.

Последние годы (1727-1745)

В 1726 году выходят первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользуется невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки.

В 1728 году умерла Стелла. Физическое и душевное состояние Свифта ухудшаются. Популярность его продолжает расти: в 1729 году Свифту присваивается звание почётного гражданина Дублина, выходят его собрания сочинений: первое в 1727 году, второе - в 1735 году.

В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя (1745) Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году, в тексте завещания:

Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.

Оригинальный текст (лат.)

Hic depositum est corpus
JONATHAN SWIFT S.T.D.
Hujus Ecclesiae Cathedralis
Decani
Ubi saeva indignatio
Ulterius
Cor lacerare nequit
Abi Viator
Et imitare, si poteris
Strenuum pro virili
Libertatis Vindicatorem
Obiit 19 Die Mensis Octobris
A. D. 1745 Anno Ætatis 78

Ещё ранее, в 1731 году, Свифт написал поэму «Стихи на смерть доктора Свифта», содержащую своеобразный автопортрет:

Поставил автор цель благую -
Лечить испорченность людскую.
Мошенников и плутов всех
Хлестал его жестокий смех…
Сдержи перо он и язык,
Он в жизни многого б достиг.
Но он не помышлял о власти,
Богатство не считал за счастье…
Согласен я, декана ум
Сатиры полон и угрюм;
Но не искал он нежной лиры:
Наш век достоин лишь сатиры.
Всем людям мнил он дать урок
Казня не имя, но порок.
И одного кого-то высечь
Не думал он, касаясь тысяч.

Перевод Ю. Д. Левина

Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Творчество

Все свои произведения, кроме «Предложения об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» Свифт публиковал без указания имени автора или под вымышленными именами. Среди них основное место занимают сатирические памфлеты и поэмы. В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги ещё при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.

В первую очередь это относится к тетралогии «Путешествия Гулливера», которая стала одной из классических и наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась. Правда, при адаптации для детей и в кино сатирический заряд этой книги выхолащивается. Первый русский перевод «Путешествий Гулливера» вышел в 1772-1773 годах под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям ». Перевод выполнил с французского издания Ерофей Каржавин.

Философская и политическая позиция

Мировоззрение Свифта, по его собственным словам, окончательно сложилось ещё в 1690-е годы. Позднее, в письме от 26 ноября 1725 года своему другу, поэту Александру Поупу. Свифт пишет, что мизантропы получаются из людей, которые считали людей лучше, чем они есть, а затем поняли, что обманулись. Свифт же «не питает ненависти к человечеству», потому что никогда не имел никаких иллюзий на его счёт. «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным». Свифт не разделял либеральной идеи о высшей ценности прав отдельного человека; он считал, что, предоставленный самому себе, человек неизбежно скатится к скотскому аморализму еху. Для самого же Свифта мораль всегда стояла в начале списка человеческих ценностей. Нравственного прогресса человечества он не видел - скорее наоборот, отмечал деградацию, а к научному прогрессу он относился скептически и ясно показал это в «Путешествиях Гулливера» .

Важную роль в поддержании общественной морали Свифт отводил англиканской церкви, которая, по его мнению, относительно меньше испорчена пороками, фанатизмом и произвольными извращениями христианской идеи - по сравнению с католицизмом и радикальным пуританизмом. В «Сказке бочки» Свифт высмеивал теологические споры, а в «Путешествиях Гулливера» описал знаменитую аллегорию непримиримой борьбы тупоконечников против остроконечников . В этом, как ни странно, причина его неизменных выступлений против религиозной свободы в британском королевстве - он считал, что религиозный разброд подрывает общественную мораль и человеческое братство. Никакие богословские разногласия, по мнению Свифта, не являются серьёзной причиной для церковных расколов, и тем более - для конфликтов. В памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708) Свифт протестует против либерализации религиозного законодательства в стране. По его мнению, это приведёт к размыву, а в перспективе - к «отмене» в Англии и христианства, и всех связанных с ним моральных ценностей.

В таком же духе выдержаны и другие саркастические памфлеты Свифта, а также - с поправкой на стиль - его письма. В целом творчество Свифта можно рассматривать как призыв найти пути улучшить человеческую природу, отыскать способ возвысить её духовную и разумную составляющие. Свою Утопию Свифт предложил в виде идеального общества благородных гуигнгнмов.

Политические взгляды Свифта, как и религиозные, отражают его консервативное стремление к «золотой середине». Свифт решительно выступал против всех видов тирании, однако столь же решительно требовал, чтобы недовольное политическое меньшинство подчинялось большинству, воздерживаясь от насилия и беззакония. Биографы отмечают, что несмотря на переменчивость партийной позиции Свифта, его взгляды оставались неизменными на протяжении всей его жизни. Отношение Свифта к профессиональным политикам лучше всего передают известные слова мудрого короля великанов: «всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо́льшую услугу, чем все политики, взятые вместе».

Свифта иногда изображают мизантропом, ссылаясь на то, что в своих произведениях, особенно в IV путешествии Гулливера, он беспощадно бичует человечество. Однако такой взгляд трудно совместить со всенародной любовью, которой он пользовался в Ирландии. Трудно также поверить, что Свифт изобразил нравственное несовершенство человеческой природы с целью поиздеваться над ней. Критики отмечают, что в обличениях Свифта чувствуется искренняя боль за человека, за его неумение достичь лучшей участи. Больше всего Свифта выводило из себя излишнее человеческое самомнение: он писал в «Путешествиях Гулливера», что готов снисходительно отнестись к любому набору человеческих пороков, но когда к ним прибавляется ещё и гордость, «терпение моё истощается». Проницательный Болингброк как-то заметил Свифту: если бы он действительно ненавидел мир так, как изображает, он бы так на этот мир не злобствовал.

В другом письме Александру Поупу (от 19 сентября 1725 года) Свифт так определил свои взгляды:

Я всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям: я ненавижу, например, породу законников, но люблю адвоката имярек и судью имярек ; то же самое относится и к врачам (о собственной профессии говорить не стану), солдатам, англичанам, шотландцам, французам и прочим. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя от всего сердца люблю Джона, Питера, Томаса и т. д. Таковы воззрения, коими я руководствовался на протяжении многих лет, хотя и не высказывал их, и буду продолжать в том же духе, пока буду иметь дело с людьми.

Книги

  • «Битва книг», (англ. The Battle of the Books, 1697).
  • «Сказка бочки», (англ. A Tale of a Tub, 1704).
  • «Дневник для Стеллы» (англ. The Journal to Stella, 1710-1714).
  • «Путешествия Гулливера» (англ. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of Seve ral Ships) (1726).

Свифт впервые обратил на себя внимание читателей в 1704 году, издав «Битву книг» - нечто среднее между притчей, пародией и памфлетом, основная идея которой состоит в том, что произведения античных авторов стоя́т выше, нежели современные сочинения - как в художественном, так и нравственном отношении.

«Сказка бочки» - тоже притча, повествующая о приключениях троих братьев - Мартина, Петра и Джека, которые олицетворяют три ветви христианства - англиканство, католицизм и кальвинизм. Книга аллегорически доказывает превосходство благоразумного англиканства над двумя другими конфессиями, извратившими, по мнению автора, первоначальное христианское учение. Надо отметить характерную для Свифта особенность - в критике чужих конфессий он не опирается ни на цитаты из Библии, ни на церковные авторитеты - он апеллирует только к разуму и здравому смыслу. Озорной стиль автора вызвал негодование противников; книга была названа «самой богохульной» из всех книг на английском языке, а католическая церковь внесла её в Индекс запрещённых книг. Вольтер заметил, что «розги Свифта настолько длинны, что задевают не только сыновей, но и самого отца».

Часть произведений Свифта носит лирический характер: сборник писем «Дневник для Стеллы», поэма «Каденус и Ванесса» (Cadenus - анаграмма от decanus , то есть «декан») и ряд других поэм. Биографы спорят о том, каковы были отношения Свифта с двумя его воспитанницами - одни считают их платоническими, другие любовными, но в любом случае они были тёплыми и дружескими, и мы видим в этой части творчества «другого Свифта» - верного и заботливого друга.

«Путешествия Гулливера» - программный манифест Свифта-сатирика. В первой части читатель смеётся над нелепым самомнением лилипутов. Во второй, в стране великанов, меняется точка зрения, и выясняется, что наша цивилизация заслуживает такого же осмеяния. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Наконец, в четвёртой появляются мерзкие еху как концентрат исконной человеческой природы, не облагороженной духовностью. Свифт, как обычно, не прибегает к морализаторским наставлениям, предоставляя читателю сделать собственные выводы - выбрать между еху и их моральным антиподом, причудливо облечённым в лошадиную форму.

Стихотворения и поэмы

Стихотворные произведения Свифт писал, с перерывами, всю свою жизнь. Их жанры варьируют от чистой лирики до язвительной пародии.

Список поэм и стихотворений Свифта

  • «Ode to the Athenian Society», 1692 (первое опубликованное произведение Свифта).
  • «Филемон и Бавкида» («Baucis and Philemon»), 1706-1709.
  • «A Description of the Morning», 1709.
    • Univ. of Toronto
    • Univ. of Virginia
  • «A Description of a City Shower», 1710.
  • «Каденус и Ванесса» («Cadenus and Vanessa»), 1713.
  • «Phillis, or, the Progress of Love», 1719.
  • Поэмы, написанные ко дням рождения Стеллы:
    • 1719. Univ. of Toronto
    • 1720. Univ of Virginia
    • 1727. Univ of Toronto
  • «The Progress of Beauty», 1719-1720.
  • Progress of Poetry", 1720.
  • «A Satirical Elegy on the Death of a Late Famous General», 1722.
  • «To Quilca, a Country House not in Good Repair», 1725.
  • «Advice to the Grub Street Verse-writers», 1726.
  • «The Furniture of a Woman’s Mind», 1727.
  • «On a Very Old Glass», 1728.
  • «A Pastoral Dialogue», 1729.
  • «The Grand Question debated Whether Hamilton’s Bawn should be turned into a Barrack or a Malt House», 1729.
  • «On Stephen Duck, the Thresher and Favourite Poet», 1730.
  • OurCivilisation.com «Death and Daphne», 1730.
  • «The Place of the Damn’d», 1731.
  • «A Beautiful Young Nymph Going to Bed», 1731
    • Jack Lynch
    • Univ of Virginia
  • «Strephon and Chloe», 1731
    • Jack Lynch
    • Univ of Virginia
  • «Helter Skelter», 1731.
  • «Cassinus and Peter: A Tragical Elegy», 1731.
  • «The Day of Judgment», 1731.
  • «Стихи на смерть доктора Свифта» («Verses on the Death of Dr. Swift, D.S.P.D.»), 1731-1732.
    • Jack Lynch
    • Univ of Toronto
    • Univ of Virginia
  • «An Epistle To A Lady», 1732.
  • «The Beasts" Confession to the Priest», 1732.
  • «The Lady’s Dressing Room», 1732.
  • «On Poetry: A Rhapsody», 1733.
  • «The Puppet Show»
  • «The Logicians Refuted».

Публицистика

Из многих десятков свифтовских памфлетов и писем наибольшую известность получили:

  • «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708).
  • «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» (англ. A Proposal for Correcting, Improving and Ascertaining the English Tongue, 1712).
  • Письма суконщика (1724-1725).
  • Скромное предложение (1729).

Жанр памфлета существовал ещё в античные времена, но Свифт придал ему виртуозную художественность и, в определённом смысле, театральность. Каждый его памфлет написан с позиций некоторого персонажа-маски; язык, стиль и содержание текста тщательно отобраны именно для этого персонажа. При этом в разных памфлетах маски совершенно разные.

В издевательском памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708, опубликован в 1711 году) Свифт отвергает попытки вигов расширить религиозную свободу в Англии и отменить некоторые ограничения для диссидентов. Для него отказ от привилегий англиканства означает попытку занять чисто светскую позицию, стать выше всех конфессий, что в конечном счёте означает отказ от опоры на традиционные христианские ценности. Выступая под маской либерала, он соглашается с тем, что христианские ценности мешают проведению партийной политики, и поэтому закономерно встаёт вопрос об отказе от них:

Большую выгоду для общества усматривают ещё и в том, что, если мы откажемся от евангельского учения, всякая религия, конечно, будет изгнана навеки, и вместе с нею - все те печальные следствия воспитания, которые, под названием добродетели, совести, чести, справедливости и т. п., столь губительно действуют на спокойствие человеческого ума и представление о которых так трудно искоренить здравым смыслом и свободомыслием иногда даже на протяжении всей жизни.

К борьбе против грабительской политики английского правительства в отношении Ирландии Свифт призывал под маской «суконщика М. Б.» (возможно, намёк на Марка Брута, которым Свифт всегда восхищался). Предельно гротескна и цинична маска в «Скромном предложении», однако весь стиль этого памфлета, по замыслу автора, убедительно подводит к заключению: уровень бессовестности авторской маски вполне соответствует морали тех, кто обрекает ирландских детей на безнадёжно-нищенское существование.

В некоторых публичных материалах Свифт излагает свои взгляды прямо, обходясь (или почти совсем обходясь) без иронии. Например, в письме «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» он искренне протестует против порчи литературного языка жаргонизмами, диалектными и просто неграмотными выражениями.

Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» (англ. Isaac Bickerstaff), альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть.

Память

Почтовая марка Румынии, посвящённая Дж. Свифту

Скоростной ирландский паром «Джонатан Свифт»

В честь Свифта названы:

  • кратер на одном из угаданных им спутников Марса (кратер Свифт на Луне назван в честь астронома Льюиса Свифта);
  • скоростной ирландский паром (HSC Jonathan Swift);
  • площадь (англ. Dean Swift Square) и улица в Дублине, а также улицы в нескольких других городах.

В Дублине установлены два бюста Свифта:

  • в Тринити-колледже, мраморный,
  • в соборе св. Патрика,

Художественные произведения о Джонатане Свифте

  • Дом, который построил Свифт - телевизионный художественный фильм 1982 года режиссёра Марка Захарова по одноимённой пьесе Григория Горина.
  • Владимир Карев. На секретной службе Джонатана Свифта (киносценарий, 1989).

Библиография

  • Джонатан Свифт. Дневник для Стеллы / Академия наук СССР; Издание подготовили А. Г. Ингер, В. Б. Микушевич; Отв. ред. Н. П. Михальская; Художник Е. М. Дробязин. - М.: Наука, 1981. - 624, с. - (Литературные памятники).
  • Джонатан Свифт. Избранное. - Л.: Художественная литература, 1987.
  • Джонатан Свифт. Памфлеты. - М.: ГИХЛ, 1955. - 334 с. - 30 000 экз.
  • Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. Сказка бочки. Дневник для Стеллы. Письма. Памфлеты. Стихи на смерть доктора Свифта. - М.: НФ «Пушкинская библиотека», 2003. - 848 с. - (Золотой фонд мировой классики).
  • Джонатан Свифт. Собрание сочинений в 3-х тт., М., Терра-Литература, 2000. 480 с., 480 с., 496 с.,: 5-273-00101-3. Переиздание: 2008,: 978-5-275-01761-8.

Свифт Джонатан (1667-1745 гг.)

Английский сатирик, церковный деятель, публицист. Родился в Дублине в английской семье. Отец Свифта не дожил до рождения сына, и воспитанием Джонатана занимался его дядя, Годуин Свифт. Свифт получил лучшее из доступных в Ирландии того времени образование -сначала в школе графства Килкенни, затем в дублинском Тринити-колледже, где был удостоен степени бакалавра искусств в 1686 г.

Взрыв насилия, захлестнувшего Ирландию в 1689 г., вынудил Свифта искать убежища в Англии. К концу того же года Свифт стал секретарем сэра Уильяма Темпла, отставного дипломата и литератора, жившего в Мур-Парке, в графстве Суррей. Свифт оставался на этой должности до смерти сэра Уильяма в январе 1699 г Во время одной из своих отлучек из Мур-Парка, в 1695 г., Свифт был рукоположен в священники англиканской церкви и весь следующий год служил в Килруте, на севере Ирландии. К концу этого периода жизни Свифт практически закончил одно из своих знаменитых сатирических произведений - «Сказку бочки».

В 1710 г к власти пришли тори, и Свифт примкнул к их лагерю. Правительство тори обращалось с таким мощным орудием, как дар политического писателя, более умело, чем вожди вигов, и доверило ему свой журнал «Экзаминер».

В статьях, опубликованных в «Экзаминере», и в таких памфлетах, как «Поведение союзников» Свифт защищает тори и оказывает мощную поддержку шагам правительства, направленным к окончанию войны с Францией. Наградой за это стало назначение его в 1713 г настоятелем (деканом) собора Св. Патрика в Дублине. После кончины королевы Анны и возвращения вигов к власти Свифт уехал в Ирландию, где, не считая двух кратких приездов в Англию, оставался до конца жизни.

Какое-то время он уединенно жил в Дублине, однако в 1720 г вновь начал интересоваться общественными делами. В1720-1736 гг. написаны многие лучшие его стихи, замысел же книги «Путешествия Гулливера» был воплощен в годы, непосредственно предшествовавшие ее публикации в 1726 г. Умер Свифт 19 октября 1745 г

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры