Сочинение на тему современное звучание комедии горе от ума. Современность звучания комедии грибоедова горе от ума

Главная / Развод

В комедии Грибоедова “Горе от ума” мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.

“Век минувший” представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества - Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины. Вот что говорит о нем сам Фамусов:

Он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Тогда не то, что ныне...

Однако, для того чтобы достичь такой жизни, он “сгибался вперегиб”, прислуживался, играл роль шута. Фамусов боготворит тот век, но чув- . ствует, что он уходит в прошлое. Недаром он сетует: “Тогда не то, что ныне...”

Ярким представителем “века нынешнего” является Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он - носитель новых взглядов, что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои “века минувшего”, к которому он относится явно пренебрежительно. Об этом свидетельствуют такие его слова:

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея.

Чацкий считает тот век веком “покорности и страха”. Он убежден, что те нравы ушли в прошлое и нынче охотников поподличать “смех страшит и держит стыд в узде”.

Однако не так все просто. Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему. При первой же встрече с ним Фамусов называет его “карбонарием”. Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он “малый с головой”, “славно пишет, переводит”, при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Пока же, видимо, в России это невозможно.

На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким - это конфликт разных поколений, конфликт “отцов” и “детей”, но это не так. Ведь Софья и Молчалин - молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат “веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник - Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, “потому что деловой”, а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума...

Но для нее ум не главное. Главное же, что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает батюшку молчанием, никого не обидит. В общем, идеальный муж. Можно сказать, качества чудесные, но они лживы. Это лишь маска, за которой скрывается его сущность. Ведь его девиз - умеренность и аккуратность”, и он готов “угождать всем людям без изъятья”, как учил его батюшка. Он идет настойчиво к своей цели - теплому и денежному местечку. Он играет роль влюбленного лишь потому, что это угодно самой Софье, дочери его хозяина. А Софья видит в нем идеал мужа и смело движется к своей цели, не боясь того, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия, вначале настроен очень доброжелательно. Он стремится сюда, ведь “дым Отечества” ему “сладок и приятен”, но этот дым оказывается для него угарным газом. Он встречает стену непонимания, отторжения. Его трагедия заключается в том, что на сцене он один противостоит фамусовскому обществу.

Но в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба, который тоже “чудит” - “службу вдруг оставил”, заперся в деревне и книги стал читать, а ведь ему “следовал чин”. Есть и племянник княгини Тугоуховской “химик и ботаник” князь Федор. Но есть и Репетилов, который гордится своей причастностью с некоему тайному обществу, вся деятельность которого сводится к “шумим, братец, шумим”. Но Чацкий не может стать членом такого секретнейшего союза.

Чацкий, видимо, является не только носителем новых взглядов и идей, но и выступает за новые нормы жизни. Ведь он путешествовал по Европе, которая переживала революционные брожения. В комедии прямо не говорится о том, что Чацкий - революционер, но это можно предположить. Ведь и фамилия его “говорящая”, она созвучна фамилии Чаадаева.

Помимо общественной трагедии, Чацкий переживает и трагедию личную. Его отвергает любимая Софья, к которой он “летел, дрожал”. Более того, с ее легкой руки его объявляют сумасшедшим.

Итак, Чацкий, не приемлющий идеи и нравы “века минувшего”, становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. На первый взгляд, поделом, ведь Чацкий - насмешник, острослов, возмутитель спокойствия и даже оскорбитель. Так, Софья говорит ему: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?

Но понять Чацкого можно. Он переживает трагедию личную, он не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.

“Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. "“Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы.

Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького.

Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего создателя. Несмотря на то, что рукопись была подвергнута царской цензуре, народ России оценил ее по достоинству – комедией восхищались как простые люди, так и представители знати.

Комедия вскрывает все язвы и пороки, которыми страдала Российская империя, в первую очередь крепостное право.

Главным героем является Александр Чацкий – личность сколь яркая, столь же и трагичная.

Что позволило небольшому произведению войти в число бессмертных творений пера? Во-первых, живой стиль написания, острая критика всего дурного и уродливого, что было в те времена. Почти каждая фраза книги стала крылатой и прочно вошла в современный язык.

Живой язык — всего лишь одно из многочисленных достоинств книги, которых у нее много.

Борьба сердца и разума и ее влияние на протекание идейных баталий является центральным моментом в комедии. Ведь главный герой пронзен стрелой Амура, что мешает ему трезво оценивать ситуацию. Его эрудиция и блестящий интеллект оказались не в силах заметить изменений, произошедших в его возлюбленной Софье. Эмоции ослепили Чацкого, заставив его выглядеть умалишенным в глазах общества.

Прочитав комедию, читатель сочувствует Чацкому, разделяя его душевные муки.

Прошло почти два века, а воз и не двинулся. Современные Молчалины, Скалозубы и иже подобные по прежнему на вершине власти. А достойные люди вынуждены упорно бороться за место под солнцем.

Златой телец правит балом сегодня – власть и наличие миллионов в банке ценятся выше, чем духовое развитие. Быть сегодня интеллигентом означает обречь себя на трудности.

Последний крик души героя пронзает читателя до глубины сердца и можно лишь восхищаться пророческим даром Грибоедова, предвидевшего будущее. Больно видеть, что за 174 года общество не поменяло своих приоритетов.

В чем причина такой инерции, сохраняющейся веками? Один из героев – Фамусов видит ответ в том, безумцев стало больше, чем когда либо. Безумны и они сами, и дела что они творят, и убеждения, которым следуют.

Эта комедия будет актуальной всегда, пока в России не поменяется отношение к культуре и образованию – двум столпам морального развития.

Скрытый смысл «Горя от ума» призывает людей бороться с тьмою – невежеством, равнодушием к проблемам и косностью мышления.

Для нынешней молодежи важней всего следовать принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу.

    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
  • А. С. Грибоедов вошел в литературу как автор единственной комедии «Горе от ума», однако актуальность этого произведения в момент его создания и на сегодняшний день, яркие образы, в которых отразился «век минувший» и «век нынешний» России начала XIX века, острая проблематика обеспечили автору комедии славу гениального писателя и широкую известность в литературных кругах.
    Несомненно, комедия А. С. Грибоедова является новаторским произведением, как по своему содержанию, так и по форме. Так, например, автору «Горя от ума» удалось соединить воедино комедийные, драматические и даже трагические черты. Однако комедия вписывается в контекст литературной традиции. В частности тема ума была известна русской литературе и до Грибоедова, она разрабатывалась в произведениях М. М. Хераскова и Д. И. Фонвизина.
    После создания комедии, она сразу же была запрещена цензурой для печати и постановки на театральной сцене. Такая реакция была вызвана тем, что в «Горе от ума» Грибоедов выставляет на суд читателей пороки «века минувшего» и сам беспощадно их клеймит.
    В комедии А. С. Грибоедова поставлены самые острые и актуальные проблемы времени создания «Горя от ума»: вопрос о крепостном праве, образовании и воспитании дворянской молодежи, о цензуре, военной и государственной службе. В произведении представлены две противоположные точки зрения на эти вопросы, их выразителями являются представители «века минувшего» (Фамусов. Скалозуб, Хле-стова, графиня Хрюмина, Молчалин и другие) и «века нынешнего» (в первую очередь главный герой комедии Чацкий и ряд внесценических персонажей - брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской). Конфликт комедии заключается именно в этом противопоставлении представителей двух лагерей.
    Если представители «века минувшего» являются приверженцами служения лицам во имя наград и чинов, а также приобретения личной власти над окружающими людьми, приемлют подхалимство и лицемерие, представляют собой врагов просвещения и каких бы то ни было перемен в устоявшемся жизненном укладе, то Чацкий и его сторонники выступают с резкой критикой подобной жизненной философии, которая губит в людях лучшие душевные качества.
    Александр Андреевич Чацкий существенно отличается от тех людей, среди которых прошло его детство и юность. Поэтому, повзрослев, он покидает родной дом, не приемля для себя тот жизненный путь, который был уготован ему, как и многим молодым людям фамусовского общества. За время отсутствия в Москве у Чацкого окончательно формируется мировоззрение: для него характерно презрение к тем, кто выслуживается перед носителями более высоких чинов, любыми способами стремится к власти, которая позволила бы удовлетворять малейшие прихоти, жаждет иметь богатство, которое опять же обеспечило бы его владельцу неограниченную власть над окружающими.
    Уместно вспомнить слова о Чацком И. А. Гончарова, который приписывал ему «роль страдательную», но в то же время она является и «победительной». Чацкие, то Гончарову, только сеют, а пожинают другие, в этом заключается «безнадежность их успеха». Гончаров писал о том, что грибоедовский Чацкий - «вечный обличитель зла, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва».
    Чацкий не приемлет для себя служение ради личной выгоды, он мечтает служить своей родине и своему народу, однако понимает, что существующий порядок не позволит реализоваться его стремлению, а потому его нужно в корне менять.
    Дочь Павла Афанасьевича Фамусова Софья занимает особое место в комедии. Ее сложно однозначно причислить к представителям как «века минувшего», так и «века нынешнего», она находится как бы между двух огней. Софья склонна разделять мнение Чацкого, находясь под его непосредственным влиянием, однако после его отъезда она оказывается под влиянием Молчалина и, будучи влюбленной, встает на его сторону как в любовном конфликте, так и в идейном споре.
    Однако было бы несправедливо не отметить в Софье такую характерную черту, как нежелание подчиняться отцу и выбирать себе супруга исходя из размера его состояния и количества полученных за выслуживание наград. В качестве объекта своей любви Софья выбирает секретаря своего отца и раскаивается в своем выборе только после того, как убеждается в аморальном поведении мнимого возлюбленного по отношению к себе.

    Современна ли комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума".

    Как посравнить да посмотреть

    А.С.Грибоедов

    Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные назва-

    ния гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова

    как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заг-

    лавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких назва-

    ний, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли

    более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

    Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из нео-

    кончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и

    вот - Отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы,

    Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин

    России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи

    Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так

    есть, так будет.

    Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", соп-

    ротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был

    кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декаб-

    ризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осозна-

    ем некоторые трагические особенности российской общественной жизни,

    особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в

    отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе

    от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй, как учили

    в школе. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная пси-

    хология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий

    зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные

    французы!..." - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный,

    бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев." Оба они бе-

    зусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разде-

    ляет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и

    "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться,

    но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

    Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Са-

    харов. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же:

    Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая,

    что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий -

    добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий

    ми? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Пе-

    ред теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание.

    Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Саха-

    ров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они

    русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего вре-

    Неисчерпаемость "Горе от ума" открывается в недопонятом Чацком и

    неразгаданном Репетилове...

    Как посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший...

    Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется,

    и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на

    время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокруша-

    лись бы так единодушно: "Ужасный век! Не знаешь, что начать..," - го-

    ворит Фамусов. И Герцог вторит ему: "Ужасный век, ужасные сердца!"

    Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по

    принадлежности: наше оно или не наше.

    Сюжетную основу "Горе от ума" составляет конфликт молодого дворя-

    нина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События

    разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение

    дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки,

    дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав

    то новое, что зарождалось в его пределах.

    Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спо-

    рах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво

    мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с

    ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, проти-

    вопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у

    которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать

    всем людям без изъятья." Молчалин - "низкопоклонник и делец", как ха-

    рактеризует его Чацкий.

    Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга кос-

    тей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий.

    Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополу-

    чии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он

    уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодни-

    чество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно."

    Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

    Где, укажите нам, отечества отцы,

    Которых мы должны принять за образцы?

    Не эти ли, грабительством богаты?

    Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

    Великолепные соорудя палаты,

    Где разливаются в пирах и мотовстве...

    Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли

    комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в от-

    дельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой,

    он заслуживал свободы и счастья.

    Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет

    своей комедией "Горе от ума" в нас. Он возвращается к нам, как свет

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры