Этюды клетка забытая земля премьера. Танец жизни на краю земли

Главная / Измена мужа

«Забытая земля», по утверждению хореографа, «целиком и полностью вышла из музыки». Три части «Симфонии-Реквиема» Бенджамина Бриттена («Медленное, скорбное шествие», «Пляска смерти» и «Решительное завершение») рождают душевные страдания, отчаянный гнев и великую скорбь утраты.

Килиан, как никто другой, умеет раскрывать музыку средствами танца, запечатлевая услышанные музыкальные мысли и чувства в пластике.

Но оказалось, что музыка бриттеновского реквиема созвучна эмоциональному настрою картин норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка, в частности, его полотну «Танец жизни», которое, собственно, и вдохновило Килиана на создание поэтического балета «Забытая земля».

Чувственная архитектоника «Земли», как всё талантливое, предельно проста: шесть пар танцовщиков «осваивают» наполненное звуками пространство в мрачных серых декорациях. Сначала «птичьей стаей» все вместе, а потом разбившись на отдельные пары: три главных пары и три пары, становящиеся то их тенями, то их alter ego.

Причудливые движения тел танцовщиков завораживают графикой пластических линий – то геометрически точных, будто клинки шпаг, пронзающих пространство, то намеренно «изломанных», как всполохи пламени ритуальных костров.

Особо следует сказать о «говорящих руках» исполнителей. Они то молят, то негодуют, то крыльями птиц взмывают к небу, то плетьми повисают вдоль тела.

Танец темпераментной, стильной Екатерины Шипулиной и виртуозного Владислава Лантратова – это гимн страстей человеческих. Только «классические» балетные танцовщики, обладающие скульптурными, но податливыми ко всему новому телами и блестящей техникой, могут достигать столь образного художественного эффекта. Вместе с Яниной Париенко и безупречным в «классике» Вячеславом Лопатиным, с утонченной Ольгой Смирновой и элегантным Семёном Чудиным, а также с тремя другими парами, они создали неподражаемое зрелище «живых полотен».

Пара в красном: Янина Париенко, Вячеслав Лопатин

Ты будто смотришь на вдохновенную работу художника-экспрессиониста, на твоих глазах превращающего телами-«мазками» серый холст в бессюжетную, но такую волнующую игру поз, линий, разнообразных движений, изобретательных поддержек и чувственных фигур.

Незабываемо адажио Ольги Смирновой и Семёна Чудина. Их танец-объяснение в любви – это атака и отступление, победа и поражение, боль и страдание, свобода и рабство, умиротворение и тревога… Такова изысканная хореография Иржи Килиана, который превращает природную сексуальность человеческих дуэтов в эротику высокого искусства дуэтов балетных.

Замечательно сделан финал спектакля. Оставшиеся на сцене три танцовщицы, будто три птицы с надломленными крыльями, готовы принять вызов судьбы. При этом Килиан дает зрителям возможность самим пережить чувственные минуты эстетического катарсиса.


Пара в белом: Ольга Смирнова, Семен Чудин

«Встреча» трех знаменитых художников (Бриттена, Мунка и Килиана) на московской сцене дала возможность не только получить чисто зрительское удовольствие, восхищаясь изяществом и изобретательностью хореографа, виртуозной техникой исполнителей, но и оценить масштаб пластических решений философа и поэта Килиана, который ставит во главу угла духовность личности, стремящейся, несмотря на все трудности жизненного пути, «к любви и свету».

Премьерные показы «Забытой земли» проходили в рамках Вечеров одноактных балетов в обрамлении двух других спектаклей: «Клетки» Джерома Роббинса и «Этюдов» Харальда Ландера, о которых «Вечерняя Москва» в свое время писала.

В «Клетке», впервые увидевшей свет в 50-е годы прошлого века, в преддверии грядущих сексуальных революций Роббинс угадал не только побочные эффекты этих революций, но и истоки человеческого самоуничтожения как платы за удовольствия. Ныне в эпоху гендерной лихорадки «история из жизни пауков» Роббинса выглядит не просто жестокосердной, но и, как говорится, на злобу дня.

Трое в финале спектакля (слева направо): Ольга Смирнова, Екатерина Шипулина, Янина Париенко

Балет «Этюды» – своеобразный гимн датчанина Харальда Ландера балетному классу, в котором отрабатывается виртуозная техника исполнительского мастерства. Артисты Большого театра достойно представили «Этюды», завораживая зрителей не только хорошей выучкой, но и присущей им эмоциональной энергетикой, поверяя алгебру движений гармонией души.

Эффектная пара в черном – Екатерина Шипулина и Вячеслав Лантратов. Фото Дамира Юсупова с официального сайта Большого театра

Иржи Килиан поставил «Забытую землю» на музыку Бенджамина Бриттена. Английский композитор написал Sinfonia da Requiem по заказу правительства Японии к 2600-летию основания японского государства в 1940 году. Обиженное тем, что в основу лег латинский текст католической литургии, милитаристское правительство работу не приняло, и Бриттен посвятил произведение памяти своих родителей. Хореографию на эту музыку Килиан сочинял по просьбе бывшей примы, а затем худрука Штутгартского балета Марсии Хайде. Мировая премьера балета состоялась 4 апреля 1981 года. На сцену Большого театра «Забытую землю» перенесли ассистенты Килиана Стефан Жеромски и Лоррен Блуан. Вместе с премьерами прошлого сезона «Клеткой» Джерома Роббинса и «Этюдами» Харальда Ландера она составляет теперь программу вечера одноактных балетов.

Не помешает, конечно, помнить, что родившийся на туманных берегах холодного океана Бриттен писал Sinfonia da Requiem, когда мир сотрясала страшная война. Полезно прочитать о том, что Килиана (в 1980-е возглавлявшего Нидерландский театр танца) вдохновляли мысли об океане как силе, отнимающей и дарующей жизнь, а также картина Эдварда Мунка «Танец жизни». Но, честно говоря, знать все это необязательно. Настолько сценический результат тематически шире, эмоционально богаче и во всех отношениях глубже любых пояснений и программ.

Шесть танцующих пар в костюмах разных цветов на черно-буро-сизом фоне. Как стая чаек. Хотя ни в красках, ни в пластике никакой имитации. «Хореография здесь, - утверждает Килиан, – проистекает из музыки напрямую». Музыка и хореография действительно составляют единое целое, вместе со сценографией и даже с динамикой специфически скроенных длинных юбок (сценограф и художник по костюмам Джон Макфарлейн) создавая некую «дополненную реальность», отворяя окно в суровую Северную Европу, к угрюмым варяжским водам, где вытесываются характер и эстетическое чувство. А у зрителя задействованы, кажется, даже осязание и обоняние. Едва ли не реально ощущаешь колючий, но укрепляющий воздух и запахи здорового холода, йода, чистоты. А еще – внутреннюю, какую-то «почвенную» силу. Далеко уже не только физическую.

Написанная почти 80 лет назад музыка и сочиненная почти 40 лет назад хореография воспринимаются как остроактуальные. С одной стороны, созвучные сегодняшней душевной смуте. С другой – не позволяющие в этой смуте потонуть.

В отличие от некоторых его именитых коллег Иржи Килиан не накладывает вето на исполнение своих балетов по всему миру. Он из тех, чьи творения показаны танцевальным труппам не просто из соображений цеховой респектабельности, но и как путь к раскрытию новых душевных, чувственных, интеллектуальных, а с тем и выразительных возможностей. К освобождению от шор. К раскрепощению. В конечном счете – к расширению мировоззрения.

Конечно, если в труппе найдутся «отзывчивые» исполнители.

В Большом театре нашлись. Это прежде всего три ведущие пары. Екатерина Шипулина – Владислав Лантратов (пара в черном), Ольга Смирнова – Семен Чудин (пара в белом), Янина Париенко – Вячеслав Лопатин (пара в красном) с известной долей пафоса, но не погрешив против вкуса, рассказали зрителю, точнее, поговорили с ним о любви и красоте, о трагедии и преодолении, о страсти и несвободе, о беззащитном и всесильном человеке, о частном и универсальном – поговорили на языке, для которого в такого рода «разговорах» нет границ.

Поставил в эпоху своего расцвета, когда молодой и талантливый уроженец Праги отправился завоевывать мир. Премьера прошла в 1981 голу в Штутгарте. В тамошнем балете Килиан начинал — как танцовщик и как хореограф. А эту постановку сделал уже как именитый гость, будучи главой всемирно известного Нидерландского театра танца. В этом году Килиану, живому классику, чьи балеты вечно молоды, исполнилось семьдесят. И постановка Большого театра удачно вписалась в юбилейные торжества.

В «Забытой земле» Килиан вдохновился «Симфонией-реквиемом» Бенджамена Бриттена (на премьере в Большом дирижировал ). Для композитора это был заказ, отвергнутый заказчиками:

«Симфония» предназначалась для Японии, пожелавшей отметить национальный праздник таким способом — заказать музыку разным иностранным композиторам.

В 1940-м году партитура показалась заказчику слишком европейской: приметы католической мессы, использованные Бриттеном, не нашли понимания в стране восходящего солнца, которая открыла границы для иностранцев менее ста лет назад. Да и непраздничная мрачность предвоенной музыки тоже не пришлась по душе. Зато на Западе мироощущение Бриттена совпало с интеллектуальным мейнстримом.

Когда европеец Килиан взялся за Бриттена, он хотел исследовать «крайние точки наших душ».

И подверстал к «пляске смерти» (так Бриттен описывал свою музыку) мотивы картин Мунка. Что дало возможность сопоставить разные пути, идущие к одной художественной цели.

Это балет о тревоге. О том, как это чувство переживает европейское сознание ХХ века и как художники работают с тревогой. Она во всем: в черно-малиновом или ярко-красном платье танцовщицы, в дуэтах, похожих на взрыв напряжения, когда лексика модерн-данса взрывается диссонансами. В черно-серых мрачных декорациях: океан на заднике черный, тучи над ним серые, цвета в диффузии, и струящийся туманный мрак будто вот-вот проглотит мироздание.

Тревога и в том, как в начале балета танцовщики бредут от авансцены к заднику, то есть к океану, пригибаясь под вой урагана, а главное тут — что они идут против ветра.

Потом общая группа разобьется на пары, и это повернет балет к частному, к вечной любовной теме, но беспокойство никуда не уйдет. Наоборот, оно усилится: полыхнет огнем противостояния силы и слабости (у обоих полов), обернется россыпью объятий и отторжений, уйдет в пластические пароксизмы борьбы и тяги.

Пресс-служба

Если представить себе, что Песнь Песней и Экклезиаст — это один текст, вы получите представление о балете Килиана.

Хореограф смотрел на картину Мунка «Танец жизни» — она сходна с балетом идеей названия, цветами женских платьев и водой на заднем плане. Можно сделать мысленные отсылки и к другим полотнам: хоть «Одинокие», хоть «Старые деревья», да они подходят почти все.

Но первым делом, конечно, вспоминается знаменитый мунковский «Крик».

Криком в «Забытой земле» пронизано все. От великой партитуры Бриттена, в которой три части по очереди вызывают слезы, потом гнев, а затем дают надежду на покой, и до хореографии, построенной на эмоциональной экспансии пространства, но визуально разной, в зависимости от характера музыки.

Умение пластически «кричать» здесь так разнообразно, что отсутствие балетного шепота или «разговора вполголоса» абсолютно не ощущается как однообразие приема.

А дело в том, что Иржи Килиан феноменально умеет слышать музыку. В «Симфонии» всего двенадцать танцовщиков (и шесть пар), без кордебалета — только солисты. Три части балета пластически совсем разные. Если первая пара ( — ) вопрошает судьбу в вихре извилистых высоких поддержек, обитая наполовину в воздухе, то второй дуэт ( и ) топчет грешную землю ногами, лихорадочно, в темпе кавалерийской атаки — чтобы уступить место третьей паре ( и ) В ее танце небо и земля соединяются, как две половины одного целого.

И мы так и не узнаем наверняка, что на самом деле думает Килиан: самое главное в жизни — это воспрянуть, несмотря ни на что, или неизбежно упасть — но хоть с каким-то достоинством?

Мы не узнаем. Но мы почувствуем, что этот небольшой балетный шедевр весит больше, чем многие многоактные громады. И один только жест, когда танцовщица зябко обхватывает себя руками за плечи, стоит кучи величественных академических конструкций. Килиан так умеет построить балетную комбинацию, что стандартный взмах женской ноги, без пуантов, но вытянутой в струнку, выглядит линией судьбы. А когда в финале три женщины остаются одни, без своих мужчин, и горечь потери сгибает их спины — кажется, что стайка печальных чаек парит над морем.

На Новой сцене Большого театра состоялась российская премьера одноактного балета Иржи Килиана на музыку Бриттена «Забытая земля». Рассказывает Татьяна Кузнецова.


«Забытая земля», поставленная Иржи Килианом в 1981-м для Штутгартского балета, заменила в программе разнородных одноактных балетов «Симфонию псалмов» Стравинского, тоже килиановскую постановку 1978 года рождения. Худрук балета Большого Махар Вазиев не исключил появления со временем и третьего балета современного классика, чтобы составить трехчастный вечер Иржи Килиана. Идея прекрасная, но не свежая, даже в рамках отдельно взятой Москвы: килиановские одноактные балеты совсем недавно украшали афишу Музтеатра Станиславского. То были спектакли контрастные, разных периодов творчества хореографа. В Большом же предпочитают раннего Килиана - мятущегося, пафосного и более классичного.

Сам-то Килиан признавался, что, глядя на свои «ископаемые», чувствует себя «как в чистилище», обреченный бесконечно пребывать среди старых работ. Однако публике они не надоедают: красивые и гармоничные, даже когда живописуют разлад и хаос, в меру чувственные, в меру чувствительные, вроде бы бессюжетные, однако понятные (читаемых метафор в них предостаточно), эти балеты ласкают глаз и возвышают душу.

Духоподъемна и «Забытая земля», поставленная на музыку «Симфонии-реквиема». Той самой, которую Бенджамин Бриттен написал в 1940-м, по заказу японцев, к 2600-летию империи, и которую нежданно для заказчиков сочинил в форме католической заупокойной мессы, после чего заказ был предсказуемо аннулирован. Иржи Килиан выбрал эту музыку, когда был приглашен на постановку в Штутгартский балет: после смерти своего лидера Джона Крэнко труппа годами искала равноценный репертуар. Надо добавить, что покойный хореограф сыграл главную роль в судьбе Килиана: именно он в 1968 году пригласил на работу в Штутгарт талантливого чеха - тот уехал из родной Праги в разгар подавления Пражской весны, навсегда возненавидев СССР и его танки. Так что килиановский выбор реквиема и названия балета более чем закономерен.

Сам Килиан, впрочем, упоминает другие источники вдохновения: суровое море, на берегах которого вырос Бриттен, и картину Эдварда Мунка «Танец жизни», живописующую трех женщин разного возраста и жизненного опыта. Следуя за хореографом, художник Джон Макфарлейн изобразил на заднике свинцовый океан, заканчивающийся у сцены сугубо материальными железными трубами волн, а трех главных солисток и сопровождающих их партнеров одел в «мунковские» цвета: черный, красный и бело-сливочный. В балете действуют еще три, «переходные» пары - серая, розоватая и бежевая, играющие роль неких пластических полутонов. Вторые партии построены на смягченных вариантах комбинаций главных пар либо синхронно дублируют их движения. В Штутгарте премьеру танцевали ведущие солисты и премьеры труппы. В Большом ассистенты Килиана Стефан Жеромски и Лоррен Блуан для первого состава тоже выбрали лучших, наиболее приспособленных к изучению «иностранных» пластических языков: Ольгу Смирнову и Семена Чудина (пара в белом), Екатерину Шипулину и Владислава Лантратова (пара в черном), Янину Париенко и Вячеслава Лопатина (пара в красном).

Танцевали все хорошо: вдохновенно, эмоционально, красиво по линиям, широко по амплитуде, ровно по рисунку. Однако это был «русский перевод». Знаменитую килиановскую кантилену - безостановочный поток импульсивных движений - российские солисты трансформировали в классическом стиле: с яркими акцентами поз в адажио, эффектной фиксацией верхних поддержек и невольным подчеркиванием технических виртуозностей. Горизонталь «океанских» волн исходной хореографии обернулась вертикалью контрастных всплесков и падений; привнесенный Килианом из танца модерн выдох-contraction превратился в нарочитое округление спины. И хотя работавшая с артистами Лоррен Блуан - всемирно признанный специалист по снятию телесных зажимов, разбить за полтора месяца стальной корсет мышц классических солистов, не перестающих при этом танцевать академический репертуар, не под силу и ей. Да и надо ли? Все равно для России любой Килиан - не забытая, а все еще заново открываемая земля.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры