Храбрость аргументы из литературы. Готовим аргументы на тему «Смелость и трусость

Главная / Измена мужа

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» пи­сатель показал нам знатного по происхождению, но бесчестного по своей сути человека, приятеля главного героя - дворянина Швабрина, который был способен не только мстить девушке, отказавшей ему, но и нане­сти подлый удар в спину Гринёву во время дуэли.

Забыв о присяге, данной государю, утратив поня­тия о чести и достоинстве, Швабрин даже совершает измену, предательство, нарушает свой долг офицера.

При захвате Белогорской крепости Пугачёвым Швабрин нарушил присягу дворянина (защищать власть) и перешёл на сторону бунтовщика Пугачёва. Гринёв же готов был пожертвовать своей жизнью.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий был трусом. Он проявил сла­бую волю, сцена его дуэли показывает его слабохарак­терность. Он вызвал на дуэль Печорина и стрелял в него из заряженного пистолета, хотя знал, что у того пули в пистолете нет. Этот ложный романтический па­фос обличает главный герой, давая шанс Грушницко- му раскаяться, но тот отказывается.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» трусом был и адъютант Жерков, уклоняющийся от боёв и прикры­вающийся поисками своей батареи. Когда его направи­ли на батарею Тушина, он, боясь оказаться на передо­вой, искал её в другом месте. Такими видит Толстой большинство штабных офицеров. За внешней холёно- стью и знатным происхождением скрывается трусли­вая душа неумных, недалёких людей.

Им противопоставлен храбрый Андрей Болконский, который поехал на передовую и своей смелостью вдох­новил всех вокруг. Хотя он и испытывал чувства стра­ха, но сам себя убедил: «Я не могу бояться». Князь Ан­дрей передал приказ об отступлении, а также помог солдатам отойти в тыл. До батареи Жерков подменяет храбрость простой бравадой, желанием показать себя. Он струсил доехать до батареи Тушина, однако на офи­церском ужине смеялся над робким капитаном, которо­го Багратион ругал за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашёл в себе смелости сообщить, что ба­тарея Тушина была совершенно без прикрытия. Лишь князь Андрей назвал капитана и его солдат героями, которым все обязаны успехом.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятеж­ник оказывается в одиночестве.

В монологе «А судьи кто?» Чацкий смело и реши­тельно утверждает право заниматься наукой, искус­ством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам твор­ческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обще­ством вскрывает его истинную сущность. Он не согла­сен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать мелким, недостойным людям, терять своё достоинство ради благ и удобств. Фамусов выступает в роли челове­ка, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распростра­нение идей, которые бы подрывали его основу. Его пу­гает ум молодого человека, он кажется ему странным.

Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «на­ставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется. Он отстаивает свою правду и дока­зывает, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много такого, что нужно исследовать и изучать.

Однако людям, не понимающим Пылкость его нату­ры, сложно разгадать его сложные мысли. Они не гото­вы к таким трудностям, им легче признать этого чело­века, который так не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий всё же отстоял своё право думать так, как он этого хочет, право быть самим собой. Целеустрем­лённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к разви­тию и самосовершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротив­ление косности, обывательщины и глупости.

Толпа не готова и не способна услышать крик и от­чаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, исти­не, боятся её услышать, они бесчувственны.

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Сентиментальная повесть Н. М. Карамзина «Бед­ная Лиза» показывает нам пример предательства, со­вершённого по отношению к самому себе. Эраст - на­делённый умом и довольно обеспеченный молодой дворянин, полюбивший бедную девушку не своего круга, предаёт свои чувства, выбрав материальное благополучие и женившись на другой, что приводит к трагедии как для Лизы, так и для самого героя.

Судьба дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь, думающего только о собственном удоволь­ствии, доказывает, что слабость характера, неправиль­ный выбор ценностей, трусость делают человека не­счастным, приводят к ошибкам, трагедии и подлости.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Проблема обывательщины, пустой и никчёмной жизни отражена в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Олицетворением этой пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пес­карь, смыслом жизни которого становится самосохра­нение, уход от столкновений, борьбы.

Да, этот трус дожил до глубокой старости, остался невредимым, но его жизнь была ничтожна, никчём­на и унизительна. Она вся состояла из постоянного, непрерывного дрожания за свою шкуру. Писатель не зря лаконично, но очень чётко охарактеризовал его жизнь: «Он жил и дрожал - только и всего».

А. Н. Островский «Гроза»

Сложна и противоречива натура Катерины. Она об­ладает чувством собственного достоинства, смелостью, силой характера и природным чувством прекрасно­го. Её характер своеобразен. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины в цельности её характера, в способности всегда быть самой собой, ни в чём и ни­когда не изменять себе.

С любимым человеком Катерину навсегда разлуча­ют. В душе у неё нет мира, так как она осознаёт, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выходом оказывается самоубийство. Она избавилась от страданий единственным возмож­ным, по её мнению, способом.

Катерина не захотела мириться с убивающей её достоинство действительностью, не могла жить без любви и гармонии. Это не поражение, а утверждение силы свободного человека, протест против тёмного царства, «страшный вызов самодурной силе». Катери­на не смогла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии. Она проявила смелость и решительность, не уступила и пошла до конца.

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Героем произведения стал реальный человек, само­отверженно и героически сражавшийся с врагом за штурвалом самолёта. Он показал нам, как можно одержать победу над самим собой. Лётчик-истреби­тель Алексей Мересьев, сбитый в бою над оккупиро­ванной территорией, несколько недель пробирался по заснеженным лесам, пока не выбрался к партизанам. Продолжением подвига на войне для него стало жела­ние победить во что бы то ни стало и продолжать бо­роться с врагом.

И он совершил этот подвиг. Потеряв обе ноги, герой проявляет волю к победе, силу характера и мужество, заставив себя подняться, встать на костыли и снова сесть за штурвал самолёта.

Этот человек даже после поражения вновь возвра­щается в строй. Он, как и прежде, опять увеличивает число своих воздушных побед над врагом.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе писатель поднимает проблему трусости и предательства как духовного поражения человека. Великий кесарь Иудеи Понтий Пилат отдаёт распоря­жение о казни Иешуа, хотя и не считает его винова­тым. В душе Пилата борются два противоположных начала - добро и зло. Побеждает зло. Палач предаёт Иешуа страшной казни.

Пилат, струсив, совершает предательство, обрекая Иешуа на мучительную смерть. Таким образом, он предал свои убеждения и человека, который стал для него близким. Пилат признаётся: «Предательство - самый страшный грех человека». Он испытывает не­стерпимые муки от содеянного. Он будет терзаться и мучиться до конца своих дней, потому что предатель­ство никогда не забывается, оно живёт, пока жив чело­век, его совершивший.

А. А. Фадеев «Молодая гвардия»

Массовый героизм во время войны был проявлен не во имя личной славы, а во имя победы. Главным было не допустить покорения страны - молодые юноши и девушки на оккупированной немцами территории, не боясь смерти, вели подрывную деятельность. Герои романа создали подпольную антифашистскую органи­зацию. Олег Кошевой и Сергей Тюленин, Ульяна Гро­мова и Любовь Шевцова, а также Иван Земнухов - реальные юноши и девушки, призывавшие население встать на борьбу с врагом, вселявшие в окружающих веру в непобедимость с помощью листовок и водруже­ния флагов на оккупированной немцами территории, а также спасшие многих своих ровесников от угона на принудительные работы в Германию. Они уничтожили документацию, совершив поджог здания, где храни­лись списки.

Смелые, героические поступки этих людей были обусловлены чувством великой любви к родине, жела­нием победить во что бы то ни стало.

Б. Л. Васильев «В списках не значился»

Герой романа смело отдаёт свою жизнь во имя побе­ды. Подвиг Николая Плужникова, показанный в ро­мане, является примером цельного характера.

Война требует сосредоточиться на главном - на по­беде над врагом. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с нем­цами, сохраняя знамя Брестской крепости. Плужни­ков соглашается выйти из подземелья только после того, как узнаёт о положении советской армии. Вый­дя наверх, он достойно ведёт себя перед врагом. Се­дой, слепой, с отмороженными пальцами, Плужников предстал перед немцами как гордый человек, гордо сказав: «Я - русский солдат».

Немецкий генерал приветствовал этого человека, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали. Он умер свободным, одержал победу в схватке с немецкими захватчиками.

Человек на войне думал прежде всего о победе, для него честь Родины была превыше всего. И во имя этого он шёл в неравный бой, оставался верен своим принци­пам, своему долгу.

В. В. Быков «Сотников»

Писатель затрагивает в повести проблему трусости и предательства как духовного падения человека. По­пав в плен к фашистам и стремясь спасти собственную жизнь, партизан Рыбак предаёт свой отряд, тех, кто помог ему выжить. Он предаёт своего друга Сотнико- ва, соглашается принять участие в его казни. Престу­пив через истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.

Писатель ставит вопрос: что лучше - спасти свою жизнь, предав ближнего, или умереть с достоинством? Сотников делает свой нравственный выбор. Он гибнет, сохранив человеческий облик, одержав нравственную победу.

А. П. Чехов «Месть»

Автор рассказывает о трусливой и мелкой мести заурядного актёра молодой актрисе только за то, что она не захотела дать ему красивый халат для участия в спектакле. Писатель показал низость и ничтожность людей, способных трусливо «прятаться в кустах», мстить и втихомолку радоваться. Однако задуманная месть неудачного комика не достигла своей цели.

Даже понимая, что найденное и вывешенное объяв­ление «На сегодняшний спектакль все билеты прода­ны» сорвёт представление, комик наслаждался тем, что смог отомстить дерзкой девчонке. Разрушающая чело­веческую сущность месть постепенно превращала испор­ченную душу героя в нечто ещё более отвратительное.

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин» подни­мает проблемы самопожертвования, героизма, смело­сти, терпения, глубокой боли за объятую огнём родину.

Описывая картины голода и холода, поэт говорит, что на войне «жить без пищи можно сутки, можно больше», но каждый день нужно иметь мужество быть готовым к смерти. И все эти тяготы солдаты выносят терпеливо и достойно.

Несмотря на оптимистический настрой поэмы, необходимый в то время для поднятия солдатского духа, её трагичность прорывается в типичной карти­не, описанной в главе «Про солдата-сироту», в которой герой, проходя мимо родных мест, не узнал родной де­ревни, не нашёл родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята…

Понимая, что родных уже нет в живых, солдат, сам оставшийся сиротой, горько плакал; и эти слёзы вос­принимаются как плач по жизни, сгоревшей в огне войны. Поэма полна патриотизма, боли, но и веры в народ, вставший на защиту своей земли. Поэт уверен­но говорит:

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

Даже о смерти А. Твардовский говорит как о чём- то не столь важном, ведь это смерть во имя Родины: «страшный бой идёт кровавый, смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле».

Кажется невероятным, что о самой трудной и же­стокой войне в истории человечества можно было на­писать так оптимистично, жизнеутверждающе, с та­кой светлой жизненной философией, как это сделал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин».

Ю. В. Друнина «Запас прочности»

Проблема войны особенно остро поставлена в поэ­тических произведениях Ю. Друниной, известной поэтессы, которая сама прошла всю войну, самоотвер­женно спасая раненых на полях сражений.

Женщину на войне вообще очень трудно предста­вить, ведь она - хранительница очага и мать. Поэто­му роль женщины на войне и воспринимается неодно­значно: это противно всей человеческой природе.

Может быть, именно потому, что женщина и вой­на - понятия несовместимые, смело сражались все вместе - и мужчины, и женщины - за спокойствие материнства, благополучие детей, чтобы сохранить мир для нового человека.

В стихотворении «Запас прочности» поэтесса с гор­достью и болью говорит, что силы и мужество русского народа не иссякают, если они нужны для защиты от­чизны:

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! - Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

Роль женщины на войне, её участие в боях и стой­кость, которую она проявляла, отражена во многих произведениях о войне. Но контраст сочетания жен­ственности и кровавой бойни являет собой неприми­римое противоречие сил добра и зла. Именно эта идея прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

В повести Б. Васильева юная девичья чистота стал­кивается с бесчеловечными и жестокими силами фа­шизма. И в этом столкновении пять девушек, вы­ступивших против матёрых немецких диверсантов, погибают, проявив смелость, мужество и отвагу, при­сущие настоящим бойцам.

Да, враг задержан, но эта маленькая победа до­стаётся ценою пяти юных жизней. Небольшая повесть стала гимном женственности, символом вечности оба­яния, душевного богатства и красоты пятерых девчат, силы их духа. Б. Васильев с горечью описывает, как суровая и жестокая действительность войны вступает в борьбу со всем прекрасным, что есть в героинях.

В. Л. Кондратьев «Сашка»

Тяготы войны, мужество и ежедневный подвиг лю­дей на фронте, в тылу, в больницах и в поле отражены в повести В. Кондратьева «Сашка». Через восприятие главного героя читатель видит солдат, наблюдает за их суровыми буднями, вместе с ним проходит путь ста­новления характера, вместе с ним гордится проявлен­ной смелостью и храбростью при задержании немца и заслуженной Сашкиной наградой.

К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Имя поэта Константина Симонова было хорошо известно уже в годы Великой Отечественной войны.

Прошедший всю войну, хорошо знавший её героев, он просто и искренне писал стихи, дающие надежду, вселяющие веру в победу, исцеляющие боль. Его сти­хотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщи­ны…», «Жди меня…» и другие призывали солдат к мужеству и стойкости, верности и готовности выпол­нить свой долг.

Своими стихами поэт утверждает, что никто из сол­дат, сражавшихся за счастье будущих поколений, не будет забыт, что память о них вечно будет жить в серд­цах, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.

М. А. Шолохов «Судьба человека»

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» под­нимается проблема не только мужества и героизма простого советского солдата на войне, но и проблемы сохранения человеческих чувств, готовности помогать людям, чуткости и милосердия к слабым и беззащит­ным. Андрей Соколов, главный герой рассказа, прошёл всю войну, перенёс тяжелейшие испытания на фронте, потерял родных и друзей. Однако он нашёл в себе силы, волю, чтобы совершить нравственный подвиг, усыно­вив мальчика-сироту. В чудовищных условиях войны, под натиском вражеской силы Соколов остался челове­ком, несломленным, душевным, надёжным.

В этом и заключается его настоящий послевоенный подвиг. Наверное, благодаря таким людям, их вну­тренней силе и стойкости, смелости наша страна одер­жала победу в нелёгкой борьбе с фашистами.

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Герой повести рыбак Сантьяго, одинокий старик, живущий в хижине, думал о море как о живом суще­стве, способном на всё. Люди ведут вечную борьбу со стихией, и эта борьба делает героя сильным и воле­вым человеком. Морская стихия приготовила рыбаку испытание. Старик долго смело и самоотверженно бо­рется с огромной рыбой. Трёхдневный поединок с ней старик «выиграл». Повесть вызывает гордость за чело­века, которого нельзя победить. Человек многое может в этой жизни, даже быть сильнее самой природы, но он всегда должен ощущать связь с ней и осознавать перед ней свою вину.

Тема : «Смелость и трусость»

Введение : Тема смелости и трусости воистину неисчерпаема. Эти качества становятся особенно заметны и важны в наиболее трудные времена для того или иного государства и общества. Это может быть, скажем, засуха. Согласно древнеегипетским мифам, именно в такой трудный момент предательски убивают бога Сета.

Людей спасает только его воскресение. Это с некоторыми оговорками можно считать первой литературной обработкой означенной темы. Впрочем, было ещё шумерское сказание о Гильгамеше. Но более подробно вспомним бессмертную «Илиаду» Гомера. Существует много интерпретаций произведения слепого сказителя. В одной из них троянцы - безрассудные храбрецы, а вот греки таковы только с большими оговорками. Ведь, если подумать, что такое их придумка с деревянным конём?

Можно это назвать военной хитростью, а можно и просто подлостью, необходимость которой вызвана боязнью воинов осаждённого города. Но это дела давно минувших дней. Вспомним о веке XIX, взяв для примера творчество Н.В. Гоголя. Речь пойдёт, конечно, о «Тарасе Бульбе». В противопоставлении двух сыновей старого казака имеется в виду не только предпочтение Андреем любви, а Остапом - верности товарищам.

Брат, ставший предателем, не просто дал волю чувствам. Он захотел комфорта и почёта в более цивилизованном по тем временам обществе. Жизнь в казацком стане не сравнить, конечно, с той, которую он познал в польском замке. Любовь стала в данном случае оправданием трусости. Может быть, и спорная точка зрения, но имеющая право на существование. Ведь Николай Васильевич не был романтиком, чтобы ограничиться описанием любовной истории. Он отражал в зеркале своего творчества реальность, которая сплетена из очень разных сторон жизни.

Аргумент : Трусость и предательство можно считать разными сторонами одной медали. Одно влечёт за собой другое. Сколько угодно примеров даёт совсем недавняя, трагическая и героическая история. Имеется в виду Великая Отечественная война. У тех, кто добровольно сдавался в плен немцам, не было выбора. Их просто вынуждали вступать в полицейские части, а то и в армию генерала Власова, воевавшую на стороне гитлеровцев. Впрочем, выбор был.

Тут можно вспомнить эпизод из романа Константина Симонова «Живые и мёртвые». Это совершенно незаслуженно забытое сейчас произведение было во многом переломным для своего времени. Трилогия охватывает три года войны, но главное там - описание трагического 1941 года. Наверное, только Симонов, учитывая его авторитет, мог осмелиться написать правду об этом времени.

Отступление, неразбериха первых месяцев, глупые приказы генералов. И в то же время - такие люди, как Серпилин. Незаслуженно осуждённый в 1937 году, он не затаил злобу, а стал одним из лучших военачальников, благодаря которым не сбылись мечты немцев о молниеносной победе. В небольшом эпизоде Серпилин противопоставляется другому герою, Баранову. Это именно тот, кто в своё время написал на него донос. Он не трус в традиционном понимании слова. Но приспособленчество и готовность на любую подлость для собственной безопасности и карьеры довели его и до трусости.

А Серпилин даже мстить не стал, просто разжаловал бывшего друга. И он, не выдержав, застрелился. Даже не из-за пострадавшей гордости, а именно струсив. В романе, таким образом, свёл счёты с жизнью ещё один человек. Это Козырев, возглавивший военно-воздушные силы СССР незадолго до войны. Недавний лейтенант наделал на высоком посту столько ошибок, что, осознав это, он не нашёл другого выхода кроме пули в висок. Выбор, казалось бы, одинаковый, а вот причины, которые к этому привели, совершенно разные.

Наиболее очевидно смелость и трусость противопоставляет Василь Быков. Хотя его Сотников в одноимённой повести не выглядит героем. Наоборот, на первых страницах кандидатом в герои кажется его антипод, Рыбак. Он силён, приспособлен к непростой жизни, находчив. Да и товарища своего не бросает, хотя тот может выдать их своим кашлем в любую минуту. Но проза Быкова тем и отличается, что он доводит своих героев до предела. Их суть обнажается тогда, когда остаётся возможность последнего выбора: смерть, или подлость, предательство.

Сотников - командир батареи, сын героя гражданской войны. Но в повести он рядовой боец партизанского отряда. Слабый, больной интеллигент, он только среди партизан перестал бояться смерти. Потому, что уже «перебоялся». А до этого, на фронте, ему приходилось «прятать в себе тихое удовлетворение, что пуля минула его». Ему было стыдно такого, вполне понятного чувства. Также он боялся «тихо и незаметно погибнуть в бою». Ещё один страх вызван нежеланием стать обузой для своих. Потому ему и неловко, когда Рыбак тащит его, нездорового и раненого, к лесу. А вот простого, животного страха смерти он никогда не испытывал.

Причиной предательства Рыбака стал именно такой страх. Стремление во что бы то ни стало сохранить жизнь. Он всё понимал. Когда бежал к кустам, бросая прикрывавшего его Сотникова, стало вдруг не по себе. Но подумал не о долге, а о том, что он скажет в отряде, когда доберётся до лагеря. Однако даже это не помешало бросить товарища. Случайно тот остался жив, и они вновь встретились. Но плена избежать не удалось. Сотников тоже осознаёт его, как самое страшное, что могло случиться. Но он, раненый, даже смешной, совсем непохожий на солдата, несгибаем. Даже осмеливается смеяться в глаза избивающим его полицейским.

Со скорой смертью он уж смирился. Все мысли сосредоточены на том, что умереть надо так, чтобы это было показательно для селян, которых обычно заставляли смотреть на казни. Истинная суть Рыбака выявляется постепенно. Он приспособленец. Возможно, воюя на фронте, в регулярной части, он, если бы не попал в критическую ситуацию, даже был бы на хорошем счету. Но сейчас он, уже пробираясь к своим с раненым Сотниковым, начинает думать о том, удастся «вывернуться», или нет.

Судьба поставила его перед ещё более сложным выбором. После допросов и пыток его товарищ пытается спасти жизнь другого. Он говорит, что Рыбак не виновен, стрелял он. Да и в дом, где прятались, они залезли без ведома хозяев. Крестьян это не спасёт. Рыбака бы, наверное, не спасло тоже. Но когда приходит время выбирать, он сдаётся сразу, без раздумий. Его согласие на предложение стать полицейским уже не вызывает удивления у читателя. Это естественно, учитывая поведение этого человека ранее.

К виселице он ведёт Сотникова, ещё как будто не веря, что придётся это сделать. Но выбивает подставку из-под его ног. Когда тело недавнего друга повисло в петле, он растерян, но вскоре с облегчением слышит приказ встать в строй. «Шагом марш», - и Рыбак бездумно шагнул в такт с другими. «Можно было подумать, что он в отряде, среди своих». Этому человеку неважно, чьи команды выполнять, лишь бы это не заставляло думать его самого.

Василь Быков знал, о чём писал. Он прошёл войну от первых до последних дней. Был трижды ранен. Среди имён захороненных в одной из братских могил значится и его имя. К счастью, это оказалось ошибкой. В любом случае, он понимал переживания и чувства героев своих книг. Наверняка не раз видел проявления и мужества, и трусости. Персонажи его романов и повестей всегда невзрачны, не похожи на былинных богатырей. Преодолеть свою слабость и вполне понятный испуг, остаться до конца человеком, это и есть подвиг для Быкова, а вовсе не пафосность ситуации. В этом на них похож и Сенцов, главный герой «Живых и мёртвых». Он случайный человек на фронте, военный корреспондент, по собственной воле оставшийся в окружённом полку Серпилина.

Заключение : Смелость… Разве можно назвать таким Сотникова? Он, вроде бы, не бросается с гранатой под танк. Но именно люди, способные при всех слабостях в конце концов выполнить свой долг, заслуживают право на положительность у Василя Быкова. Его смерть с мыслями о том, что она обязательно должна что-то означать, выглядит агитационной. Но изображена она сдержанно и реалистично, без всякой героизации. Таких подвигов, на самом деле, совершались тысячи, для той войны они были обыденностью. Иначе бы не было мая 1945 года.

Рассуждения о смелости и трусости могут завести очень далеко. Это понятно, ведь произведений на их тему за всю историю развития литературы написано множество. Можно вспомнить даже забитого и униженного Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели». И этот человек нашёл в себе мужество возмутиться, когда его лишили самого ценного, что у него было. Но такая смелость стоит недорого. Гораздо правильнее вспомнить в заключение ещё раз об Остапе из «Тараса Бульбы».

Его крик к отцу перед смертью разносится, кажется, по многим русским и советским книгам. Но смог бы сын казака умереть, как Сотников? Без зрителей, не напоказ, обречённым на полное забвение, зная только, что иначе невозможно? В этом и величие подвига людей, подобных партизану из повести Василя Быкова. Погиб и Серпилин в трилогии Симонова. Случайно, от осколка снаряда, незаметно. Он сделал своё дело. Как и всякий человек, чьё мужество помогает другим осознать своё предназначение.

Пример итогового сочинения на тему «Смелость и трусость как показатель внутренней силы» с примерами из литературы.

«Смелость и трусость как показатель внутренней силы человека»

Вступление

Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.

Проблема

Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.

Тезис №1

Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.

Аргументация

Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.

Вывод

Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.

Тезис №2

Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.

Аргументация

В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.

Вывод

Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.

Тезис №3

Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.

Аргументация

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.

Вывод

Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость»:
"В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Смелость и трусость"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Смелость и трусость Л. Н. Толстой "Война и мир" Андрей Болконский , капитан Тушин , Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» Гринев , семья капитана Миронова , Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
А. П. Чехов. «О любви» Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
А. П. Чехов. «Человек в футляре» Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
В. В. Быков «Сотников» Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
В. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
М. Шолохов. «Судьба человека» Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
Б. Васильев. «В списках не значился» Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.

Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость - начало победы», - сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.

О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.

Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.

В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.

Другие направления итогового сочинения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры