Художник карл павлович брюллов - биография и картины. Карл Брюллов, картины «Всадница», «Итальянский полдень» и другие

Главная / Измена мужа

Брюллов родился в Петербурге в 1799 году и оставил мир неподалеку от города Лацио и Рима в коммуне Манциана в 1852 году. Он был третьим сыном в семье преподавателя Академии художеств. Карл практически не знал матери, которая рано оставила этот мир, был болезненным мальчиком, который практически до 8 лет не вставал с постели, к слову, Брюллов и завершил свой земной путь весьма болезненным.

Строгое отцовское воспитание позволило Брюллову в 10 лет поступить в Академию художеств и стать там признанным мастером. Его обожали и соученики и профессора, он создавал узнаваемые произведения искусства, которые отличались талантом.

В 1822 году он оканчивает Академию с огромным количеством медалей и благодаря гранту отправляется в Италию, где пребывает до 1834 года. Этот период отмечен интереснейшими работами, многие из которых стали классикой искусства. Брюллов наполнен настроениями романтизма, он пишет многое вне рамок канона Академии художеств, но при этом создает нечто невероятно ценное и самобытное.

В 1833 году он создает Последний день Помпеи – картину, которая создала настоящий фурор в мире искусства. В 1836 году он возвращается в Петербург, где проживает до 1849 года.

Петербург стал пространством для продолжения славы художника, которая только упрочилась. Талант Брюллова стал более разнообразным и интересным, он прославился как портретист, много общался с творческой элитой города. При этом Карл Павлович сам, когда-то сказал: «вторые Помпеи мне не написать» и предсказание во многом действительно сбылось.

Карл Великий – как его называли друзья и почитатели, действительно хотел создавать исторические полотна, как подобает выпускникам Академии художеств, но писал портреты и другие «салонные» работы. Он создавал по большей части картины на тему счастья и радости, ведь он сам был весьма больным, согласно печальному диагнозу докторов.

С 1850 года он полностью переезжает на территорию Италии, где пишет собственный автопортрет, ставший наиболее знаменитым. Он проживает в доме А.Титтони, где пишет интересные акварели, оставшиеся в коллекции этой семьи. Заключительной работой Брюллова стал портрет Микеланджело Ланчи его приятеля, археолога.

Подробная биография и творчество

Небольшая статья расскажет о творческом пути великого живописца Карла Брюллова.

Годы юности

Брюллов Карл Павлович родился в Петербурге в 12 февраля 1799 года. Его отец был немцем, в городе и его знали как искусного скульптора. Особенно красиво ему удавалась создавать небольшие миниатюры из дерева. Мальчик с раннего детства стал увлекаться рисованием. У Карлуши, как называли его близкие родственники и друзья семьи, карандаш - это продолжение его рук. В возрасте 10 лет его приняли в Петербургскую Академию искусств, где он и прожил около 12 лет.

Начало творчества

Никто и не сомневался, что юноша закончит Академию на «отлично». В 1819 году он покинул ее территорию и стал развивать в себе свой индивидуальный стиль написания картин. Старший брат Брюллова в тот период занимался возведением Исаакиевского собора и принял его под свою «крышу».

Первое время Карл предпочитал писать портреты. К нему часто обращались первые лица Петербурга – П. Кикин и А. Дмитриев-Мамонов. По просьбе мужчин Карл написал такие известные картины как «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона». Благодаря популярности этих картин, Брюллов получил высокую награду по тем временам - путешествие в Италию на 4 года. Там он прожил не отведенный ему период, а намного больше – 12 лет, в период с 1822 года по 1834 год.

Жизнь и творчество в Италии

Брюллов часто наведывался в музеи Италии, где тщательно изучал творчество, и картины самых известных художников прошлого времени. Особое внимание его привлекла картина Рафаэля под названием «Афинская школа». Карл решается создать ее точную копию и затрачивает на это около 4 лет. В итоге картина произвела настоящий фурор не только на его коллег-художников, но и на тех, кто изначально скептически к нему относился. Во время его нахождения в Италии Брюллов написал такие выдающиеся картины как «Итальянский полдень» (1827 год) и Вирсавия (1832 год).

Карл Брюллов стал известным живописцем. Еще одна картина, давшая ему еще большую популярность и признание – это светский портрет «всадница». В конце концов, художник вновь вернулся к себе на родину, но уже известным и признанным при жизни великим классиком.

Последний период жизни

1843 год стал так же знаменательным в его жизни. Брюллов создал роспись для Исаакиевского собора. Но от написания портретов он не отказывался и активно занимался любимым творчеством. Для семьи Титтони он так же написал несколько портретов.

С юного возраста Карл Брюллов часто болел и был слабым ребенком. В 1847 году он перенес простуду, которая дала осложнение на сердце. Ревматизм вынудил художника провести в кровати почти семь долгих лет.

Врачи настоятельно рекомендовали Брюллову сменить климат России на более теплый тропический. Он поселился на острове Мадейра. Но даже изменение окружающей атмосферы не улучшило его состояние. Он покинул остров и переехал в Манциану в мае 1852 года. Там он и провел остаток своих дней и умер через месяц в июне этого же года (1852).

Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Стив Джобс

    Стив Джобс родился в 1955 году в городе Сан-Франциско. Его отцом был Джон Джандали, который в свою очередь был сирийского происхождения. Его мама была родом из Германии, её звали Джоан Шибле.

  • Сегодня, 23 декабря, исполняется 215 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова. Его картину «Последний день Помпеи» знают даже те, кто бесконечно далек от искусства, а иметь в своих фондах хотя бы один его рисунок - честь для любого музея. Петербургу повезло - в одном только Государственном Русском музее хранятся порядка 50 произведений Карла Брюллова. Еще несколько можно увидеть в Эрмитаже.

    В день рождения художника сайт рассказывает истории создания пяти самых известных его картин.

    «Итальянский полдень»

    Будущий живописец рос в творческой семье - его отец Павел Брюлло был академиком орнаментальной скульптуры, и все семеро детей в семье так или иначе занимались искусством. Но именно слабому и болезненному Карлу выпала самая счастливая судьба. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств, в стенах которой он провел 12 лет. В 1822 году он заслужил пенсионерскую стипендию на четыре года для себя и брата Александра. Перед отъездом в Италию они добавили к родовой фамилии букву «В» и стали Брюлловыми.

    Италия пленила молодого художника, он увлекся жанровыми сценами из быта местных жителей. В 1827 году он попросил невысокую плотную молодую итальянку быть его моделью для небольшого этюда. Из него впоследствии родилась картина «Итальянский полдень», ставшая парной написанному четырьмя годами ранее «Итальянскому утру». Тогда же были написаны сходные по колориту «Праздник сбора винограда» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя».

    Картину "Итальянский полдень" в России приняли холодно и враждебно. Фото: Commons.wikimedia.org

    «Полдень» стал причиной разрыва Брюллова с Императорским обществом поощрения художеств - на выставке в Петербурге картина вызвала скандал, а критики назвали модель несоразмерной. «Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй», - отвечал критикам автор.

    «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини»

    (Государственный Русский музей)

    Графиню Юлию Павловну Самойлову Брюллов повстречал в 1827 году на званом вечере. Дочь генерала Палена и Марии Скавронской, она в тот год разошлась с мужем, флигель-адъютантом императора графом Николаем Самойловым, с которым прожила вместе всего два года. После разрыва Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане вошла в местное высшее общество, окружила себя художниками и покровительствовала искусствам.

    Графиня Самойлова навсегда покорила сердце художника. Фото: Commons.wikimedia.org

    Брюллов был покорен ее средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца.

    За несколько десятилетий он написал не один ее портрет. На полотне 1842 года ее красота предстает во всем великолепии на фоне пышных карнавальных интерьеров. А ее пестрый наряд словно напоминает о милой сердцу художника Италии, откуда родом, кстати, были дальние предки графини.

    «Последний день Помпеи»

    (Государственный Русский музей)

    Очарованный Самойловой, Брюллов в 1830 году предложил ей отправиться вместе осматривать развалины Помпеи и Геркуланума. Археология была тогда в моде, потому что в 1828 году произошло очередное извержение Везувия. Работу над новой картиной Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова и даже не подозревал, что картина станет пиком его карьеры. Создание шедевра заняло три года. За это время Брюллов изучил массу литературы о древней катастрофе и побывал на раскопках, где сделал ряд эскизов пейзажа.

    "Последний день Помпеи" стал вершиной творчества Карла Брюллова. Фото: Commons.wikimedia.org Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник писал стоя спиной к городским воротам. Остались десятки, если не сотни эскизов с фигурами людей, которых он старался изобразить максимально эмоционально. В левом углу он написал себя - художника, спасающего рисовальные принадлежности. Также на картине трижды «упоминается» графиня Юлия Самойлова: женщина с кувшином на голове в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина на мостовой в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу.

    Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, после чего было переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. В 1834 году картина «Последний день Помпеи» получила золотую медаль в Париже и была отправлена в Петербург. Александр Тургенев говорил, что она составила славу России и Италии. А Александр Пушкин написал строки «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…» Николай I удостоил художника личной аудиенции и наградил Карла лавровым венком, после этого его называли «Карл Великий». После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда.

    «Всадница»

    (Третьяковская галерея)

    В 1832 году графиня Юлия Самойлова попросила своего сердечного друга написать портрет ее воспитанницы Джованины Пачини. В качестве сюжета художник выбрал конную прогулку: Джованина подъезжает на коне к дому приемной матери, у подъезда которого ее восторженно встречает одетая в розовое платье и зеленые туфельки ее младшая сестра Амалиция. Известно, что Амалицию Самойлова взяла на воспитание от ее отца итальянского композитора Джованни Пачини. Джованина, кажется, не была ее родной сестрой - четкой версии ее происхождения нет.

    На картине "Всадница" Брюллов изобразил двух воспитанниц Самойловой. Фото: Commons.wikimedia.org

    Художник назвал свою работу «Джованин на лошади». В углу изображена мохнатая собака, на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы полотна — «Samoylova». В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера, после чего оставалась в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой. В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова.

    «Вирсавия»

    (Третьяковская галерея)

    «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина», - написано в Библии.

    До Брюллова русские живописцы почти не обращались к обнаженной натуре, а женские модели даже не ставились в стенах Академии искусств. Испытать новый жанр его вдохновили помпеянские росписи, увиденные им во время поездок по Италии. «Вирсавия» посвящена библейской истории, в которой царь Давид отправил мужа красавицы на гибель, чтобы завладеть ею.

    "Вирсавия" стала одной из первых работ с обнаженной натурой в русской живописи. Фото: Commons.wikimedia.org

    Александр Бенуа назвал «Вирсавию», написанную в 1832 году, «сладострастной и блестящей по краскам». Брюллов работал над ней несколько лет и едва не отчаялся, поняв, что библейская история не получилась - однажды он даже запустил в картину сапогом. В незавершенном виде картину купил меценат, который позже передал ее в Третьяковскую галерею. Так она и осталась с непрописанными полупрозрачными кистями рук.

    В 1835 году Карл Брюллов вернулся в Россию, чтобы занять должность профессора в Академии художеств. Его ждали несчастливый и короткий брак с ученицей Шопена Эмилией Тимм, новая встреча с графиней Самойловой и новые полотна. В 1847 году он пережил тяжелую простуду и слег, а в 1849 по настоянию врачей уехал на остров Мадейра. Лечение не помогло, и в 1852 году художник скончался в небольшом городе недалеко от Рима. Он похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов.

    Биография и эпизоды жизни Карла Брюллова. Когда родился и умер Карл Брюллов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, изображения и видео.

    Годы жизни Карла Брюллова:

    родился 12 декабря 1799, умер 11 июня 1852

    Эпитафия

    «Искусства мирные трофеи
    Ты внес в отеческую сень,
    И был последний день Помпеи
    Для кисти русской первый день».
    Из стихотворения Евгения Баратынского о Брюллове

    Биография

    Великий русский художник Карл Брюллов прославил себя и свою родину на всю Европу одной-единственной картиной. Хотя он создал множество прекрасных полотен, именно она считается вершиной его творчества. Работа «Последний день Помпеи» была удостоена золотой медали на Парижском салоне в 1834 г. и принесла художнику заслуженную популярность.

    Брюллов родился в семье преподавателя скульптуры Академии художеств, и с самого детства ему было суждено пойти по стезе живописца. Сперва с мальчиком занимался отец, затем он сам поступил в Академию и закончил её так блестяще, что получил стипендию для поездки за границу. Именно там, в Италии, Брюллов увидел своими глазами то, что легло впоследствии в основу его шедевра.

    Карл Брюллов вообще много путешествовал и знакомился с великими мастерами мировой живописи. Он объездил Италию, был в Германии, Испании, Греции, Турции. Самого же его называли «русским Тицианом». Его работы считались образцами «итальянского жанра».

    Брюллов был и замечательным портретистом. Современники восхищались им, а после триумфа в Париже император Николай II рассчитывал на художника как на потенциального придворного живописца. Но этому не суждено было сбыться: Брюллову с его трудным, порывистым характером не удавалось писать то, что было ему не интересно. Только этим и можно объяснить то, что настолько талантливый и известный художник не получил звания академика.


    Личная жизнь Брюллова складывалась не настолько хорошо, как его карьера живописца. Музой и вдохновением художника стала графиня Юлия Самойлова; великолепный портрет её, уходящей с бала, считается одной из наиболее выразительных и значимых работ Брюллова. В возрасте 40 лет художник женился на 18-летней дочери бургомистра Риги, но этот брак продлился всего месяц и завершился громким скандалом.

    В последний период творчества Брюллов создал несколько изумительных работ на религиозную тему. Во-первых, это замечательное «Распятие», которое украсило лютеранскую церковь Петра и Павла в Петербурге. Над этой работой художник работал так напряжённо, что по завершении фигуры Христа, выполненной за день, упал в обморок. Затем последовали росписи Казанского и Исаакиевского собора: последние Брюллов успел, правда, только начать, а доделывать их довелось уже другим художникам.

    В последние годы жизни живописец был нездоров: по настоянию врачей он ездил на Мадейру, затем лечился на водах в итальянском местечке Манциана. Здесь Брюллов и скончался от сердечного приступа.

    Линия жизни

    12 декабря 1799 г. Дата рождения Карла Павловича Брюллова.
    1809-1822 гг. Обучение в Академии художеств.
    1817 г. Первая серьёзная картина Брюллова «Гений искусства».
    1822-1834 гг. Жизнь в Италии.
    1827 г. Создание картины «Итальянский полдень».
    1830-1833 гг. Работа над картиной «Последний день Помпеи».
    1835 г. Путешествие по Греции и Турции.
    1836 г. Переезд из Москвы в Петербург.
    1836-1849 гг. Преподавательская работа в Академии художеств.
    1839 г. Портрет И. Крылова.
    1842 г. Портрет графинии Самойловой («Маскарад»).
    1843-1847 гг. Работа над внутренними росписями Исаакиевского собора.
    1850 г. Поездка в Испанию.
    11 июня 1852 г. Дата смерти Карла Брюллова.

    Памятные места

    1. Дом № 17 по Среднему пр. в Санкт-Петербурге (Дом Брюллова), где художник жил с рождения до 10 лет.
    2. Академия художеств, где Брюллов учился с 1809 г. до 1821 г. и где жил с 1836 г. по 1849 г.
    3. Рим, где жил художник с 1823-1835 гг.
    4. Остров Мадейра, куда Брюллов уехал в 1849 г.
    5. Манциана, Италия, где скончался Брюллов.
    6. Кладбище Монте Тестаччо в Риме, где похоронен К. Брюллов.

    Эпизоды жизни

    В настоящей фамилии Брюллова не было конечной буквы «в»: её было позволено добавить разрешением императора, только когда Карлу было уже 23 года.

    Больше всего Брюллов любил писать, когда кто-то читал ему вслух.

    Фигура Карла Брюллова увековечена в памятнике «Тысячелетие России», установленном в Новгороде в 1862 г., наряду с 15 другими фигурами главных деятелей искусства страны.

    Именно Брюллов сделал так, чтобы будущий знаменитый поэт Тарас Шевченко был освобождён из крепостных. Художник специально создал портрет Жуковского, который затем был разыгран в лотерею, чтобы получить необходимые для выкупа крепостного деньги.


    Подборка картин Карла Брюллова

    Заветы

    «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».

    «Мне тесно здесь! я расписал бы теперь целое небо!.. Я изобразил бы все религии народов, а над всеми ими - торжествующее христианство».

    Соболезнования

    «Видимое отличие, или манера Брюллова, уже представляет тоже совершенно оригинальный, совершенно особенный шаг… Его кисть остается навеки в памяти».
    Николай Гоголь, писатель

    «Брюллов, усыпляя нарочно свою творческую силу, с пламенным и благородным подобострастием списывал Афинскую школу Рафаэля. А между тем в голове его уже шаталась поколебленная Помпея, кумиры падали…»
    Александр Пушкин, поэт

    «С самого детства Брюллова в Академии все ожидали от него чего-то необыкновенного… Один он со своими сочинениями совершенно дотрагивается до сердца, без чего что такое историческая живопись».
    Александр Иванов, художник

    12(23) декабря 1799 года в Петербурге родился Карл Павлович Брюллов. Семья Брюлловых была потомственной художественной. Прадед Карла - Георг Брюллов, орнаментальный скульптор (из французских гугенотов) в 1773 году приехал в Санкт-Петербург У старшего сына Ивана, тоже скульптора, был сын Павел Иванович Брюллов. Он, в свою очередь, являлся академиком орнаментальной скульптуры, живописцем, который и стал впоследствии отцом знаменитейшего художника.

    Маленький Карл рос слабым ребенком, около семи лет он проболел золотухой, которая приковала его в это время к постели. Отец его воспитывал, не смотря на это в строгости. Павел Иванович мог лишить сына завтрака, если тот не выполнил домашнего задания по рисованию. Карл хотел быть похожим на своего отца, видя какой он трудолюбивый, но боялся его, особенно после случая, когда Карл ослушался и получил за это физическое наказание. После него он оглох на левое ухо.

    У Карла Брюллова были старшие и младшие братья. Все они учились в Петербургской Академии художеств. Карл поступил в эту академию в 1809 году. Уже там он отличался среди сверстников своей одаренностью и усердной домашней подготовкой. Брюллов, благодаря своим способностям, пользовался популярностью среди сверстников: те обращались к нему за помощью. Брюллову единственному было позволено заниматься вразрез строгой программы обучения (изначально нужно было пройти копирование, рисование гипсовых фигур и голов, рисование с манекенов и после этого рисование с живой натуры). Карл получил разрешение гораздо раньше рисовать собственные композиции. Первая из них - "Гений искусства" , выполнена пастелью.
    На творчество Брюллова повлияли события, происходившие в стране. А это зарождение декабристского движения, акты террора. Начал подрываться авторитет Александра I.

    В 1819 году Брюллов пишет картину "Нарцисс, смотрящий в воду" . Она показывает его пристрастие рисование с натуры. В этом же году он поселяется в мастерской своего брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана.

    В 1821 году Карл Брюллов заканчивает Академию с первой золотой медалью. Теперь он хочет работать самостоятельно. В это время в искусстве начинают зарождаться новые направления и стили. С 1821 по 1823 годы Брюллов приобщается к идеям классицизма. Особый интерес у него к портретному жанру, хотя в Академии он считался низким родом живописи. Рисует он с натуры своих близких и родственников: чета актеров Рамазановых, своего покровителя статс-секретаря П.А. Кикина, своей старой бабушки.

    В 1821 году в Санкт-Петербурге открывается Общество поощрения художников, для помощи художникам и пропаганде различных направлений искусств. Карл Брюллов и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества в Италии. 16 августа 1822 года они отправились в Рим путешествием Петербург-Рига. Именно перед поездкой их исконной фамилии "Брюллов" было придано русское окончание - "Брюлловы". Путешествие длилось год. В путешествии Брюллов работает по заказам, пишет портреты. Там он открывает для себя творчество Тициана.

    2 мая 1823 года братья прибыли в Рим. В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков. Покоренный грандиозной "Афинской школой" Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.

    В 1827 году он впервые встречается с Юлией Самойловой. Графиня стала для него художественным идеалом, вдохновителем и единственной любовью. С ней он позже отправится в Помпею.

    После 1829 он перестанет обращаться к мифологическим сюжетам в своих картинах, а начинает работать уже полностью в портретном жанре.
    За годы пребывания в Италии Брюллов создал около ста двадцати портретов. Брюллов писал так, что все портреты его были привлекательны. А все потому, что он писал личности, к которым испытывает эмоциональную симпатию. Высшими достижениями Брюллова в области камерного портрета можно назвать портрет князя Г.И. Гагарина, его сына Г.Г. Гагарина, портреты А.Н. Львова, брата Александра. К вершинам этой разновидности портретного жанра должно отнести и цикл автопортретов художника. За проведенные в Италии годы Брюллов создал их несколько.

    Брюллов так же обращался в своих работах к жизни детской и юношеской души. Брюллов пишет свою знаменитую "Всадницу" . Эта блестящая картина сразу поставила его в ряд с крупнейшими живописцами Европы. Она вызвала сенсацию в Риме.

    Идея слияния человека и природы, их сопоставления была весьма характерна для романтического направления: сопряжения периодов человеческой жизни с течением дня или с временами года привлекала многих современников Брюллова. Затем появляется "Итальянское утро" , которое принесло ему широкую известность.Картина покорила всех. Она была вручена Александру I в качестве дара. За "Итальянское утром" следует "Итальянский полдень" , который стала итогом многолетних исканий художника. На ней была изображена уже зрелая женщина, которая отличалась небывалой жизненной силой.

    Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор. Все выражали порицание новой работе Брюллова: Общество поощрения художников и старший брат Федор.

    Однако Брюллову приходится оправдываться, ведь он не собирался сдаваться: "Правильные формы всех между собой сходствуют", то есть подчинение единому канону ведет к похожести героев самых различных по содержанию произведений.

    28 мая 1829 года Брюллов отсылает в Петербург письмо, в котором вежливо отказывается от дальнейшего пенсиона Общества. Наконец то он свободен в своих творениях. Он достаточно зарабатывает и ощущает себя уверенно. Но главная причина, заставившая его порвать с обществом, скорее всего крылась в том, что уже два года, с лета 1827, когда он впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет грандиозный замысел монументальной исторической картины. История катастрофы захватила все его мысли. Сначала он создает несколько эскизов, а затем приступает к холсту.

    Для написания полотна он использует археологические раскопки, письма очевидцев, свои наблюдения по месту. Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел.

    Брюллов потратил много сил и энергии на эту работу. Всего на работу над "Последним днем Помпеи" ушло долгих 6 лет. Размер его достигал 30 метров.
    После размещения картины наступил настоящий триумф Брюллова. Множество людей приходило посмотреть на шедевр. Потом полотно привезли в Милан. И снова толпы народы, слава, признание. Брюллова стали узнавать неа улице. Художник продолжает плотно работать, писать на заказ. В это время Брюллов получает предложение В.П. Давыдова принять участие в научно-познавательной экспедиции в Малую Азию и на Ионические острова. Во время этого путешествия в 1835 году Брюллов создает серию образов греческих повстанцев - портрет их вождя, инсургента Теодора Колокотрони, композиции "Раненый грек" , "Грек на скале" , "Греческий Инсургент" .

    Природа Греции поразила Брюллова. Раньше он не был увлечен ее, а теперь ее пейзажи появляются в работах художника. Самые яркие из них: "Долина Дельфийская" , "Истомская долина перед грозой" и "Дорога в Синано после грозы" . В экспедиции Брюллов внезапно заболел и ему пришлось отстать от основного движения. Осенью 1835 он 25 декабря впервые в жизни оказывается в Москве. Ну и на родной земле его так же ждал триумф и всенародное признание. Картина Брюллова произвела переворот в русской художественной жизни.

    В это время произошли две встречи, которые оказали большое влияние на творчество и на жизнь Брюллова. Это встречи с С.Пушкиным и Тропининым В.А. Теперь он полностью отдается портретному жанру и именно русского портрета. В этом его посвящал Тропинин.

    С Пушкиным они сразу сошлись и полюбились друг другу. Дружба их продолжалась вплоть до смерти поэта.

    По возвращении в Петербург Брюллов начинает работать в качестве профессора исторического класса в Академии. Императорская Академия художеств возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора ему нужно было написать большую картину на тему, утвержденную Академией. Видимо, Брюллов был озадачен таким оборотом дела. Видимо, "Последний день Помпеи" был недостаточно весомым для получения звания старшего профессора. Таково было высочайшее уважение государя Николая I.

    С 1836 года Брюллов начинает работать по заказу Николая I над огромной картиной "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" , которая никак не соответствует реальным историческим событиям. Все эти нажимы, опека были ненавистно Брюллову.В 1843 году он больше никогда не прикоснется к картине, оставив ее незавершенной.

    Это положил начало тягостным отношениям, наступившим между царем и Карлом Брюлловым. Брюллов стремился к монументальной живописи, к фреске. В 1837 году он изъявил желание расписать фресками стены дворца на темы истории России и обратился с просьбой к царю. Но получил отказ. Все поражались той манере, с какой он относился к самым высокопоставленным особам, а был он достаточно дерзок. Брюллов шел к независимости и искал любой путь к этому.
    Брюллов все продолжает работать в портретном направлении.

    Любовь пришла к художнику в 40 лет. Он познакомился с о одаренной пианисткой Эмилией Тимм, которая была ученицей самого Шопена и дочерью рижского бургомистра. На портрете Брюллова она изображена как утонченно красивая девушка, от которой веет юной свежестью. Но у Эмилии было горькое прошлое. На самом деле под это красотой пряталась грязная связь с родным отцом, и в этом грехе она честно призналась Карлу. Но Брюллов, ослепленный любовью к ней, смог простить. Они обвенчались(1839г.)

    В 1839 году Карл Павлович берется за работу над новым портретом Юлии Самойловой. Она приезжает в Петербург в самый тяжелый период для Брюллова: после его развода с женой. Пройдя все скандалы в обществе, множество оскорблений от отца Эмилии, 21 декабря 1839 г. их брак был расторгнут, как говорят, из-за разницы в возрасте и "нервной возбудимости" художника. Эмилия оставила Брюллову только боль и страдания. Брюллов чувствует себя потерянным и одиноким. Самойлова поддерживает его, оказывает заботу и нежность.

    Второе название портрета - "Маскарад" . Содержание этого портрета - мир лжи и образ честной, достойной Самойловой, которая выше всего этого.
    Вскоре Самойлова покидает Россию. Брюллов больше не увидеться с нею.

    В 1847 г. тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали художника к постели. Он разочаровался в своем творчестве, увидев, сколько всего не успел сделать. Четыре года он работал над росписями Исаакиевского собора, но из-за болезни по его картинам работу закончит другой художник. Но больше всего он разочаровался в том, что будучи великим русским живописцем, не создал ни одного масштабного полотна на материале русской истории. В этот период он пишет самый свой лучший автопортрет, написанный в 1848 году. Болезнь вынуждала к уединению. Уединение вело к сосредоточенному размышлению. Автопортрет - итог без малого полувековой жизни. Итог творческих исканий. Итог раздумий. Под внешней недвижностью кроется напряженная работа мысли. Лихорадочно горят глаза. Брови, напряженно сведенные в глубокие складки, тоже выражают работу ума страстную, мучительную. Мышление находит здесь настолько обостренные формы выражения, что оно само воспринимается как активное действие.

    27 апреля 1849 года Брюллов отправляется за границу, чтобы восстановиться после болезни. В путешествии он не перестает работать, пишет портреты - зятя Николая I герцога М. Лейхтенбергского и тех русских, что составляли свиту герцога. Но удовлетворения от работы не получает.

    23 мая 1850 года Брюллов отправился в Испанию. Он побывал в Барселоне, Мадриде, Кадиксе, Севилье. Во время путешествия почти совсем не рисовал. Только смотрел. Смотрел жадно, как в молодости. Лишь в Риме он написал несколько произведений. Два последних года жизни, проведенных в Италии, оказались необычайно плодотворными в творчестве Брюллова. В Риме, как известно, у Брюллова была студия на Via Corso. Он начинает работать в новой манере, по его произведениям видно, что это уже другой Брюллов. Брюллов знакомится с Анжело Титтони, соратником Гарибальди, участником революции 1848 года. Почти два года перед смертью он находится в тесном кругу общения с его семьей.

    Он пишет портреты Анжело Титтони, его братьев-карбонариев, его дочери Джульетты и других его родственников. "Портрет аббата" - в этой галерее образов Брюллов запечатлевает лицо страдающей, угнетенной, но непокоренной борющейся Италии. Новшество в творчестве Брюллова тех лет - обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни. Картина "Процессия слепых в Барселоне" находится в Милане. Видно целый ряд новых свойств, которые делают ее совершенно непохожей на прежние жанровые сцены художника. Последние работы Карла Павловича Брюллова - портреты, композиции на политические и драматические современные темы.

    23 июня 1852 года Брюллова не стало в местечке Марчиано близ Рима. Он так и не сумел вернуться на родину. Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов Тестаччо.


    Карл Павлович Брюллов - известный художник, акварелист, портретист, живописец. За свою недолгую жизнь он создал множество полотен, которыми мы любуемся и поныне. Видно, что писал их с удовольствием Карл Брюллов. Картины великого художника можно увидеть в Третьяковской галерее.

    Портреты современников

    Брюллов К. П. жил в интересное время - в эпоху расцвета искусства: живописи, музыки, литературы. Он родился в один год (1799) с А. С. Пушкиным, познакомился с поэтом, когда жил в Москве, а родился художник в Санкт-Петербурге.

    Своих знаменитых и менее известных современников живописец запечатлел на полотнах на века. Одни из первых портретных работ художника были посвящены семейству Кикиных. Образ дочери Петра Андреевича Кикина был перенесен Брюлловым на полотно в 1819 году. Главу семейства - мецената, который поддерживал художников, живописец написал в 1821-1822 годах. В это же время он создал портрет взрослой Марии Ардалионовны Кикиной, а годом раньше - в 1821-м - нарисовал Марию в детстве.

    Благодаря тому, что писал Карл Брюллов картины такого плана, мы можем увидеть, каким был его брат, С. Ф. Щедрин, Е. П. князя и дипломата Е. П. Гагарина), ее сыновья и дочь в детстве, чета Олениных и многие люди - современники художника, в том числе и он сам.

    Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»: история создания, отзывы критиков

    В 1827 году великий живописец закончил картину «Итальянский полдень». Это была вторая работа, посвященная красавицам этой страны. Первая была создана в 1823 году и называлась «Итальянское утро».

    Предыстория создания второго шедевра такова. Первое полотно из этой серии Общество поощрения художников подарило жене Николая 1. Государь захотел, чтобы живописец создал парную работу к первому полотну. Тогда, в 1827 году, так и сделал Карл Брюллов. Картины были встречены общественностью неоднозначно. Если о первой отзывались довольно лестно, то в адрес полотна «Итальянский полдень» было сказано много нелицеприятного.

    Критиковали модель, которая, по мнению искусствоведов того времени, не была изящной. На что автор ответил, что такая чистота форм необходима статуям, которым положено быть стройными. В своей же работе он нарисовал реальную, натуральную девушку, которые часто нравятся даже сильнее, чем статуи, со своей строгой красотой.

    Описание полотна

    И это правда. Очаровательная полнотелая, пышущая здоровьем девушка привлекает взоры. Видно, что она очень ловкая, без труда взобралась на лестницу, чтобы собрать виноград. Одной рукой итальянка держит гроздь ягод, второй опирается о лестницу. На локте левой руки у нее корзина, куда она складывает спелые изумрудные грозди. Взгляд девушки живой, он полон радости, восхищения не только оттого, что такими прекрасными уродились ягоды. Девушку переполняют чувства любви к природе, людям, она радуется прекрасной погоде, смотрит через прозрачные ягоды на ласковое солнце.

    Большие глаза, аккуратный носик, лучезарная улыбка делают лицо девушки неотразимым. С такой внешностью она могла быть стать женой знатного человека, жить в полном достатке. Но видно, что ей и так хорошо и всё устраивает. Это смог передать при помощи красок, отблесков солнца, сюжета Карл Брюллов, картины которого приводят зрителя в благодушное настроение или заставляют думать, переживать трагические события минувших дней, главное - не оставляют равнодушными.

    «Последний день Помпеи»

    Это еще один знаменитый шедевр, который художник создал в 1833 году, а работал над ним с 1830 года. Но начинал делать наброски Карл Павлович Брюллов картины «Последний день Помпеи» еще в 1827 году, когда посетил Помпеи.

    Посредством красок, он отразил извержение Везувия, которое произошло в 79 году, что стало причиной гибели множества людей и разрушения города. Эта картина знаменательна тем, что стала первой, которой зарубежные искусствоведы дали высокую оценку.

    «Джованин на лошади»

    Картина Карла Брюллова «Всадница» была написана им в 1832 году. Художник создал это полотно по просьбе Ю. П. Самойловой. Сначала были предположения, что он изобразил именно ее - графиню, но искусствоведами было доказано - в образе наездницы ее воспитанница Джованин, именно поэтому сам Карл Павлович назвал полотно «Джованин на лошади». По основной версии, девушка была племянницей второго мужа Самойловой.

    Видно, как Джованин хорошо держится в седле в своих красивых одеждах и управляется с черным рысаком, который не хочет стоять на месте.

    На девушку восхищенно смотрит девочка, которой тоже не терпится поскорее вырасти, чтобы научиться так же лихо скакать на лошади. Художник писал девочку с приемной дочери Самойловой, которую звали Амацилия.

    Вот такие создавал Карл Павлович Брюллов картины. Конечно, это лишь малая толика полотен, численность которых насчитывается многими десятками работ. Но и по представленным можно судить, каким мастером своего дела, вдохновенным человеком и творцом был великий художник.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры