Как появились пословицы. История появления пословиц Когда и как они появились

Главная / Измена мужа

Откуда взялась поговорка «закадычный друг»?

Выражение «залить за кадык» в старину означало «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который в наши дни употребляется для обозначения близкого друга.

Откуда произошла поговорка «дойти до ручки»?

В древние времена на Руси калачи выпекались в форме замкА с полукруглой дужкой.
Русичи покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или «ручку».
По соображениям гигиены саму «ручку» не ели, а отдавали беднякам или бросали собакам.
Про тех, кто не брезговал её есть, говорили: «дошёл до ручки».
И теперь выражение «дойти до ручки» означает «совсем опуститься, потерять человеческий облик».

Откуда взялась поговорка «зарыть талант в землю»?

Изначально «талантом» называлась самая крупная весовая и денежная единица в Древней Греции, Персии и других областях Малой Азии. Из евангельской притчи о человеке, получившем от отца деньги и закопавшем их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение «зарыть талант в землю». В современном русском языке это выражение приобрело переносный смысл в связи с другим значением слова «талант» и употребляется, когда речь идёт о человеке не заботящемся о развитии своих способностей.

Откуда пошло выражение «всыпать по первое число»?

В старину учеников школы часто пороли, иногда даже без какой-либо вины наказуемого. Если наставник проявлял усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце, вплоть до первого числа следующего месяца. Так и возникло выражение «всыпать по первое число».

Откуда пошло выражение «проходить красной нитью»?

В Англии с 1776 года при производстве канатов для военного флота в них должна была вплетаться красная нить, чтобы её нельзя было удалить даже из небольшого куска каната. Очевидно, эта мера была призвана предотвратить воровство канатов. Отсюда происходит выражение «проходить красной нитью» о главной мысли автора на протяжении всего произведения, первым его употребил Гёте в романе «Родственные натуры».

Почему телесериалы иногда называют «мыльными операми»?

В 1930-х годах на американском радио появились программы с незатейливыми любовными сюжетами. Их спонсорами были производители моющих средств, так как основной аудиторией этих программ являлись домохозяйки. Поэтому за радио- и телесериалами закрепилось выражение «мыльная опера».

Откуда взялась поговорка «дать добро»?

В дореволюционной русской азбуке буква Д называлась «добро».
Флаг, соответствующий этой букве, в азбуке сигналов военного-морского флота означает «да, согласен, разрешаю».
Именно отсюда возникло выражение «дать добро».
Производное от этого выражение «Таможня даёт добро» впервые появилось в фильме «Белое солнце пустыни»

Откуда взялась поговорка «втирать очки»?

В XIX веке шулеры-картёжники прибегали к следующей хитрости: при помощи особого клейкого состава они наносили на карты дополнительные очки (красные или чёрные знаки) из порошка, а при необходимости могли стереть эти очки. Отсюда происходит выражение «втирать очки», означающее «представлять чего-нибудь в выгодном свете».

Откуда пошло выражение «мальчик для битья»?

«Мальчиками для битья» в европейских странах XV-XVIII веков называли мальчиков, которые воспитывались вместе с принцами и иногда получали телесное наказание за провинности принца. Эффект от такого метода был не хуже непосредственной порки виновника, так как принц не имел возможности играть с другими детьми, кроме мальчика, с которым у него устанавливалась эмоциональная связь.

Выражение «бальзаковский возраст» возникло после выхода романа «Тридцатилетняя женщина» Бальзака и применимо к женщинам не старше 40 лет.

Откуда взялась поговорка «В здоровом теле - здоровый дух»?

Выражение «В здоровом теле - здоровый дух» первоначально было взято из сатиры римского писателя Ювенала и звучало так: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». В основе этой строчки предположительно лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух - редкое явление».

Как шведы называют шведские стол и стенку?

Слово, обозначающее в шведском языке шведскую стенку, переводится как «рама с перекладинами». Шведский стол сами шведы называют бутербродным или закусочным. Ничего не знают в Швеции и о шведской семье - мнение о том, что шведы гораздо чаще других народов практикуют совместное сожительство нескольких супружеских пар - заблуждение.

Откуда произошло слово «тютелька»?

Тютелька - уменьшительное слово от диалектного «тютя» («удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. В наши дни для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку».

Откуда произошло выражение «семь пятниц на неделе»?

Раньше пятница была базарным, свободным от работы днём. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

Откуда взялись поговорки «зарубить на носу» и «остаться с носом»?

Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу». В другом значении носом называлась взятка или подношение. Выражение «остаться с носом» значило уйти с непринятым подношением, не договорившись.

Откуда произошло выражение «играть на нервах»?

После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом - nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий - «играть на нервах».

Откуда произошло выражение «козёл отпущения»?

По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали. Отсюда произошло выражение «козёл отпущения».

Откуда произошло выражение «типун тебе на язык»?

Небольшой роговой бугорок на кончике языка у птиц, который помогает им склёвывать пищу, называется типун. Разрастание такого бугорка может быть признаком болезни. Твёрдые прыщики на языке человека названы типунами по аналогии с этими птичьими бугорками. По суеверным представлениям, типун обычно появляется у лживых людей. Отсюда и недоброе пожелание «типун тебе на язык».

Откуда взялась поговорка «деньги не пахнут»?

Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные уборные, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: «А ведь они - от мочи». Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».

Кто впервые сказал: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет»?

Выражение «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» не принадлежит Александру Невскому. Его автор - сценарист одноимённого фильма Павленко, переделавший фразу из Евангелия «Взявшие меч - мечом погибнут».

Откуда взялась поговорка «игра не стоит свеч»?

Выражение «игра не стоит свеч» пришло из речи картёжников, говоривших так об очень небольшом выигрыше, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.

Откуда взялась поговорка «Москва слезам не верит»?

Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

Откуда взялась поговорка «дело пахнет керосином»?

В фельетоне Кольцова 1924 года рассказывалось о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные чиновники США. Здесь же было впервые употреблено выражение «дело пахнет керосином».

Откуда взялась поговорка «бить баклуши»?

В старину отколотые от полена чурки - заготовки для деревянной посуды - называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

Откуда взялась поговорка «не мытьём, так катаньем»?

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

Откуда взялась поговорка «дело в шляпе»?

В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

Откуда взялась поговорка «вернёмся к нашим баранам»?

В средневековой французской комедии богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, стянувшего у него овец. Во время заседания суконщик забывает о пастухе и осыпает упрёками его адвоката, который не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прерывает речь словами: «Вернёмся к нашим баранам», ставшими крылатыми.

Откуда взялась поговорка «внести свою лепту»?

В Древней Греции существовала мелкая монета лепта. В евангельской притче бедная вдова жертвует на строительство храма две последние лепты. Из притчи произошло выражение «внести свою лепту».

Откуда взялась поговорка «гнаться за длинным рублём»?

В XIII веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок - «гнаться за длинным рублём

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям.

Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них - непосредственные жизненные наблюдения людей, социально-исторический опыт народа. Часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, восходит к книжным источникам. Дидактические стихотворения из старинных рукописей, стихи поэтов, а так же произведения, вышедшие из классического Востока, в определенной степени пополнили состав восточных пословиц.

Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа - все это нашло в коротких, но мудрых изречениях.

Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и порабощения. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина, противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки господина (убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да поповские глаза - ненасытная яма).

Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки, что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их пользу. Где суд там и неправда.

Жизнь постоянно убеждала народные массы, что ни бог, которому они молились, ни царь, на которого они надеялись, не приносят желаемого облегчения. До бога высоко, до царя далеко - такой вывод неизбежен. Возлагать надежды можно было только на собственные силы. В самые тяжелые времена народ не переставал мечтать о воле (В каменном мешке, а думка вольна), о расправе над своими хозяевами (Есть и на черта гроза; Пустить красного петуха), о счастливой жизни (Будет и на нашей улице праздник). Классовая борьба, явная или скрытая, никогда не прекращалась, и меткое слово было острым оружием в этой борьбе. Недаром среди феодалов возникли такие пословицы: Холопье слово, что рогатина; Смерда взгляд хуже брани.

Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, вес трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел весь свет; Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича. Эти и многие другие изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.

Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Конечно, для сохранения такой например пословицы: Деньга попа купит и бога обманет - у нас нет никаких условий. Но любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы, говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова: Ленивый могилы не стоит.

Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

В начале XII века летописец включил в «Повесть временных лет» древнюю даже для него пословицу: Погибоша, аки обре (погибли как обры). Речь шла об обрах, или аврах, которые нападали на словянские племена и покорили некоторые из них, но в конце VIII века были разбиты. Сходные пословицы создавались и о других врагах русского народа. Нам известна пословица: Погиб как швед над Полтавой, - которая возникла после победы войск Петра I над шведами в 1709 году. Разгром наполеоновской армии в 1812 году дал новый вариант этой пословице: Пропал, как француз в Москве. После свержения царизма в 1917 году возникло изречение: Погиб без славы как орел двуглавый.

В наше время многие пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: Не топор тешет, а плотник; теперь говорят: Не трактор пашет, а тракторист. Раньше всегда говорили: Один в поле не воин. У наших солдат она зазвучала по-новому: Если по-русски скроен, и один в поле воин. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов пословицы: С миру по нитке - голому рубаха; Врет как сивый мерин- записаны в таком виде: С миру по нитке - Гитлеру веревка; Врет как сивый Геббельс.

Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают и его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками. Счастливые часов не наблюдают; Как не порадеть родному человеку; Молчалины блаженствуют на свете; Не поздоровиться от эдаких похвал; Числом поболее, ценою подешевле - вот несколько изречений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви все возрасты; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно - все эти строки из произведений А.С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: Есть еще порох в пороховницах! - может иногда не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

И.А. Крылов, Опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, сам создал не мало пословичных выражений (А Васька слушает, да ест; А воз и ныне там; А слона-то я и не приметил; Услужливый дурак опаснее врага; Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку; Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума оборотиться?). Много пословиц, поговорок, метких выражений вошло в разговорный язык из произведений других русских писателей прошлого и нашего времени.

Собрание начинается еще в XVII веке, когда некоторые любители стали составлять рукописные сборники. С конца XVII века пословицы печатаются уже отдельными книгами. В 30-50-е годы XIX столетия собиранием пословиц русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник «Пословицы русского народа», вошло около 30 000 текстов. С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным.

Пословица - краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социально-бытовой опыт поколений, используемое для яркой и углубленной характеристики разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего мира. Пословица предстает перед читателем или слушателем как общее суждение, выраженное в форме грамматически законченного предложения.

Итак, пословицы и поговорки при известной своей близости имеют и существенные различия, позволяющие четко разграничивать эти примечательные жанры русского народно поэтического творчества. Как отмечается новейших исследовательских работах, учебнике по фольклору для университетов, одной из характерных особенностей является «совмещение в них общего и конкретного, точнее: в конкретной форме передаются общие черты и признаки явлений в природе, общественной жизни, личных отношений людей. Пословицам свойственны определенные формы обобщения. Это прежде всего суждения общего характера…». Присущее пословицам изображение обобщенных фактов и типовых явлений, а также ярко выраженная иносказательность позволяют широко употреблять произведения этого жанра в разных случаях.

Часто первоначальный смысл пословицы забывается, так как породившее её явление уходит из жизни, но в иносказательном смысле она употребляется. Такова пословица: Любить тепло - дым терпеть. Она возникла тогда, когда крестьянские избы не имели трубы и отапливались по-черному, т.е. дым из печи шел в помещение и затем медленно выходил в окно. И, конечно, тепла без дыму нельзя было получить.

Пословицы, которые становятся непонятными, уходят из живой речи. Несколько иное дело с поговорками. Часто мы произносим их, не задумываясь о первоначальном смысле. Говорят, например: «Работать спустя рукава», «узнать подлинную правду», «узнать всю подноготную». Каждая из этих поговорок возникла на основе действительных явлений. Выражение «работать спустя рукава» пошло со времен Московской Руси, когда бояре носили одежду с рукавами, доходившими до колен. Безусловно, с такими рукавами невозможно было что-либо делать. Существовала пословица: Не скажешь всю подлинную, так скажешь всю подноготную. Здесь речь шла о пытках. «Подлинная правда» - те показания обвиняемых, которые были получены от них при пытке длинником (специальные палки для истязаний). Если не удавалось добиться нужных ответов, таким образом, человеку загоняли под ногти гвозди, иглы. Отсюда - подноготная.

Пословицы о пословицах:

Пословица к слову молвится.

Старая пословица век не сломится.

Пословицами на базаре не торгуют.

Поговорка - цветок, пословица - ягодка.

Пословицы о родителях:

Дитя не плачет - мать не разумеет.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Родительское слово на ветер не молвится.

Пословицы о дружбе и любви:

Доброе братство сильнее богатства.

Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.

Старый друг лучше новых двух.

Любовь правдой крепка.

Не по хорошу мил, а по милу хорош.

Пословицы о добре и зле:

Чего хвалить не умеешь, того не хули.

У злой Натальи все люди канальи.

Пословица - один из наиболее древних жанров народного творчества. Они возникли ещё во время первобытного строя, задолго до появления первых литературных памятников. Поскольку они передавались из уст в уста, то главной их особенностью стали точность и лаконичность содержания. Чтобы передать нужную информацию, авторам пословиц приходилось быть предельно осторожными при выборе тех или иных слов. Записывать пословицы стали ещё в глубокой древности.

Ранние сборники пословиц "издавались" ещё в древнем Египте, около 2500 г. до н.э. Ветхий Завет приписывает около 900 пословиц царю Израиля Соломону (10 век до н.э.). Однако, первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель. Его ученик, неоплатонический философ Синезий писал, что Аристотель считал пословицы древней мудростью: "Пословицы - это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности".

Коллекционером пословиц был Аристофан Византийский, который составил шесть книг пословиц. Плутарх, знаменитый биограф и эссеист, написал "Лаконичные изречения", которые, по сути, являются сборником пословиц и поговорок. Во времена Римской Империи, Зиновий, греческий софист составил свод римских пословиц, поговорок и изречений. В Византийский период монах и переводчик Максим Плануд записал 275 пословиц.

Распространение древнегреческих и древнеримских пословиц в различных европейских странах является результатом работы известного голландского гуманиста Эразма Роттердамского. В своем труде "Пословицы", опубликованном в 1500 году, Эразм перевёл около 3000 греческих и римских пословиц и поговорок. Их с удовольствием читали образованные люди Европы на латинском языке, который был международным языком того времени. Позже они были переведены на народные языки европейцев и были включены в корпус этих языков. Это объясняет тот феномен, что греческие и римские пословицы встречаются во многих европейских языках. Например: "Одна ласточка весны не делает". Естественно, римские и греческие пословицы были постепенно добавлены к уже существующим народным и аутентичным. Но они стали как бы своими, родными.

Но перенесемся в Россию. Пословицы в русском языке - пласт языковой культуры. Это тончайшие наблюдения повседневности и философия русской жизни. Они обеспечивают понимание человеческого поведения и характера. Они выжили благодаря своей краткости, а рифма и ритм радуют ухо и помогают памяти. В основном это творчество народа, но есть и заимствования, о чем упоминалось выше. Также русские пословицы "перетекают" в разговорную речь из литературных произведений.

На Руси первые пословицы появились очень давно. Складывались они простым народом. Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. Среди таких произведений "Слово о Полку Игореве", написанное в 12 веке, "Моление Даниила Заточника" от 13 века. Кроме этого, с 12 века уже были известны специальные рукописные сборники пословиц.

В образных и мудрых изречениях народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы, едко и остроумно высмеивал своих врагов, а также пристыжал такие отрицательные черты как злость, зависть, жадность.

Источником более поздних пословиц можно назвать различные произведения русских и зарубежных авторов. Например, в комедии "Горе от ума" Грибоедова есть несколько десятков фраз и выражений, которые впоследствии стали пословицами. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка. Самое известное собрание "Пословицы русского народа", содержащие более 25 000 текстов, составлено В.И. Далем.

Как любой народный жанр пословицы не статичны. В их корпус постоянно прибывают новички, согласованные с наблюдениями уже современной жизни. Вот несколько примеров: "С высшим образованием и лопата в руках лучше держится", "Чем круче джип - тем дальше топать за трактором" и т.д.

Пословицы и поговорки дошли к нам с давних времен. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения.

Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу. В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму разуму.

Вот почему в пословицах заключена мудрость народа, вот почему в них отразились взгляды народа на жизнь.

Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре и в книгах. Пословицы украшают нашу речь, делают ее живой, остроумной. Русские писатели, поэты любили слушать, как говорит народ, и записывали пословицы и поговорки.

Мой день в пословицах и поговорках.

Утром солнышко встает, всех вставать оно зовет.

Умывание.

Купил мыльце помыть рыльце.

Кашу маслом не испортишь.

Иду в школу.

Откладывай безделье, да не откладывай дела. Человек неученый, что топор не точеный.

Большому куску и рот радуется.

Домашняя работа.

Где верхом, где пешком, а где и на карачках. Тяп да ляп - не выйдет корабль.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу.

Утро вечера мудренее.

Сказки по пословицам

Две подруги.

Жили-были две подруги, Саша и Катя. Они записались в лыжную секцию. Саша каталась лучше Кати. Вот пришло время соревнований. Тренер указал девочкам трассу, по которой нужно бежать, и пожелал им удачи. Саша с Катей были в лидерах, но тут у Саши сломалась лыжа. Катя засмеялась и убежала. Бежавшие сзади девочки помогли Саше добраться до финиша. Они опоздали, но не бросили человека в беде. После этого случая Саша не стала дружить с Катей – дружба у них распалась.

Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Как аукнется, так и откликнется.

Жил-был на свете мальчик Петя. Злой был мальчик, не любил он котов, если увидит котёнка, то сразу берёт и бросает в него камень.

Вот увидел это добрый волшебник и решил превратить Петю в котёнка. Так Петя мальчик стал Петей котёнком.

Бредёт Петя голодный, ищет что-нибудь поесть, вдруг выбегает какой-то мальчишка и швыряет Петю ногой. Больно и обидно стало котёнку Пете, и сказал он себе, что никогда больше не будет он обижать котят. Ведь как аукнется, так и откликнется. Услышал это волшебник, обратно превратил котёнка Петю в мальчика.

Теперь Петя никогда не обижает животных и другим не разрешает.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Жили брат с сестрой. Было у них много игрушек. Постоянно они из-за них ссорились. И решили они игрушки поделить. Поделили, и каждый стал играть в своём углу.

Но солдатикам некого было защищать, потому что куклы были в другом углу.

А кормить куклам было некого: солдатиков рядом-то нет!

Брат с сестрой посидели, подумали и решили: «Вместе тесно, а врозь скучно!»

Введение

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился

понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе

и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его

мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах,

поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного творчества называют

фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения «folk lore». Оно

значит «народная мудрость», «народное знание».

Трудно перечислить все художественные определения, которые языковеды дают

пословице. Ее называют народной мудростью, практической философией, устной

школой, сводом правил жизни, исторической памятью народа.

В отличие от других жанров фольклора пословицы бытуют в речи, вводятся как

выражение, удачное сравнение, лаконичная формула, сказанные кем-то однажды,

подхватываются другими, становятся атрибутами народной речи, благодаря

постоянному употреблению в аналогичных по смыслу ситуациях. Пословица – это

«мудрость многих, остроумие каждого».

В условиях древнего общества, когда не существовало средств материального

закрепления мысли – письменности, обобщение и закрепление трудового опыта,

житейских наблюдений в устойчивых словесных формулах было жизненной

необходимостью. Еще на первых стадиях общественного развития вырабатывались

определенные правила человеческого общежития, морально-этические понятия и

нормы общества, которые также оформлялись в виде пословичных суждений,

выполняя роль неписаных законов и правил.

История пословиц и поговорок

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и

выражен в краткой художественной форме свод знаний, наблюдений, примет

трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой,

житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям.

Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные из них –

непосредственные жизненные наблюдения людей, социально-исторический опыт

народа. Часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, восходит к книжным

источникам. Дидактические стихотворения из старинных рукописей, стихи поэтов,

а так же произведения, вышедшие из классического Востока, в определенной

степени пополнили состав восточных пословиц.

Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её

врагам, стойкость, мужество и героизм русского народа – все это нашло в

коротких, но мудрых изречениях.

Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных

захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и

порабощения. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в

боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало

создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина,

противопоставленная сытой и беззаботной жизни выжимающего из него все соки

господина (убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест; Красны

боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими мозолями бары сыто

живут). Особенно много пословиц, едко высмеивающих попов и монахов, их

жадность, корыстолюбие, эгоизм (Попу да вору все впору; Волчья пасть да

поповские глаза – ненасытная яма).

Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же

крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки,

что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их

пользу. Где суд там и неправда.

Жизнь постоянно убеждала народные массы, что ни бог, которому они молились,

ни царь, на которого они надеялись, не приносят желаемого облегчения. До бога

высоко, до царя далеко – такой вывод неизбежен. Возлагать надежды можно было

только на собственные силы. В самые тяжелые времена народ не переставал

мечтать о воле (В каменном мешке, а думка вольна), о расправе над своими

хозяевами (Есть и на черта гроза; Пустить красного петуха), о счастливой

жизни (Будет и на нашей улице праздник). Классовая борьба, явная или скрытая,

никогда не прекращалась, и меткое слово было острым оружием в этой борьбе.

Недаром среди феодалов возникли такие пословицы: Холопье слово, что рогатина;

Смерда взгляд хуже брани.

Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая

перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции.

Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян,

вес трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового

семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной

судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не

могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел

весь свет; Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича. Эти и многие другие

изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.

Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века

нашими предками. Конечно, для сохранения такой например пословицы: Деньга

попа купит и бога обманет – у нас нет никаких условий. Но любовь к труду,

умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие

качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше

время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы,

говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили

своего значения пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм,

лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут

справедливы слова: Ленивый могилы не стоит.

Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается жизнь. Многие

пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями.

Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

В начале XII века летописец включил в «Повесть временных лет» древнюю даже

для него пословицу: Погибоша, аки обре (погибли как обры). Речь шла об обрах,

или аврах, которые нападали на словянские племена и покорили некоторые из

них, но в конце VIII века были разбиты. Сходные пословицы создавались и о

других врагах русского народа. Нам известна пословица: Погиб как швед над

Полтавой, - которая возникла после победы войск Петра I над шведами в 1709

году. Разгром наполеоновской армии в 1812 году дал новый вариант этой

пословице: Пропал, как француз в Москве. После свержения царизма в 1917 году

возникло изречение: Погиб без славы как орел двуглавый.

В наше время многие пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: Не

топор тешет, а плотник; теперь говорят: Не трактор пашет, а тракторист.

Раньше всегда говорили: Один в поле не воин. У наших солдат она зазвучала по-

новому: Если по-русски скроен, и один в поле воин. Во время Великой

Отечественной войны 1941-1945 годов пословицы: С миру по нитке – голому

рубаха; Врет как сивый мерин- записаны в таком виде: С миру по нитке –

Гитлеру веревка; Врет как сивый Геббельс.

Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости.

Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают и его. Многие

удачные выражения из произведений художественной литературы становятся

пословицами и поговорками. Счастливые часов не наблюдают; Как не порадеть

родному человеку; Молчалины блаженствуют на свете; Не поздоровиться от эдаких

похвал; Числом поболее, ценою подешевле – вот несколько изречений из комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви

все возрасты; Мы все глядим в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А

счастье было так возможно - все эти строки из произведений А.С. Пушкина часто

можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: Есть еще порох в

пороховницах! – может иногда не знать, что это слова из повести Н.В. Гоголя

«Тарас Бульба».

И.А. Крылов, Опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто

вводивший народные пословицы и поговорки в свои басни, сам создал не мало

пословичных выражений (А Васька слушает, да ест; А воз и ныне там; А слона-то

я и не приметил; Услужливый дурак опаснее врага; Кукушка хвалит петуха за то,

оборотиться?). Много пословиц, поговорок, метких выражений вошло в

разговорный язык из произведений других русских писателей прошлого и нашего

Собрание начинается еще в XVII веке, когда некоторые любители стали

составлять рукописные сборники. С конца XVII века пословицы печатаются уже

отдельными книгами. В 30-50-е годы XIX столетия собиранием пословиц русский

ученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборник

«Пословицы русского народа», вошло около 30 000 текстов. С тех пор

публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник

В.И. Даля является наиболее полным и ценным.

Русские пословицы и поговорки.

Фольклор дает не только историческую картину духовного развития народа. Из

произведений всех его жанров выступает многогранный и в то же время цельный и

неповторимый характер всего русского народа. Мужественный, сильный, суровый –

по былинам; хитроватый, насмешливый, озорной – по бытовым сказкам; мудрый,

наблюдательный, остроумный – по пословицам и поговоркам – таков русский

человек во всем его величии, простоте и красоте. В богатейшей сокровищнице

русского устного народнопоэтического творчества одно из значительных мест

занимают пословицы и близкие к ним по художественному строю и образной

системе поговорки. Представляя собой лаконичные, выразительные, глубоко

постоянно пользовались и пользуются большой популярностью.

Пословица – краткое, поэтически образное, ритмически организованное

произведение народного творчества, обобщающее исторический и социально-

бытовой опыт поколений, используемое для яркой и углубленной характеристики

разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего

мира. Пословица предстает перед читателем или слушателем как общее суждение,

выраженное в форме грамматически законченного предложения.

Итак, пословицы и поговорки при известной своей близости имеют и существенные

различия, позволяющие четко разграничивать эти примечательные жанры русского

народно поэтического творчества. Как отмечается новейших исследовательских

работах, учебнике по фольклору для университетов, одной из характерных

особенностей является «совмещение в них общего и конкретного, точнее: в

конкретной форме передаются общие черты и признаки явлений в природе,

общественной жизни, личных отношений людей. Пословицам свойственны

определенные формы обобщения. Это прежде всего суждения общего характера. ».

Присущее пословицам изображение обобщенных фактов и типовых явлений, а также

ярко выраженная иносказательность позволяют широко употреблять произведения

этого жанра в разных случаях.

Часто первоначальный смысл пословицы забывается, так как породившее её

явление уходит из жизни, но в иносказательном смысле она употребляется.

Такова пословица: Любить тепло – дым терпеть. Она возникла тогда, когда

крестьянские избы не имели трубы и отапливались по- черному, т.е. дым из печи

шел в помещение и затем медленно выходил в окно. И, конечно, тепла без дыму

нельзя было получить.

Пословицы, которые становятся непонятными, уходят из живой речи. Несколько

иное дело с поговорками. Часто мы произносим их, не задумываясь о

первоначальном смысле. Говорят, например: «Работать спустя рукава», «узнать

подлинную правду», «узнать всю подноготную». Каждая из этих поговорок

возникла на основе действительных явлений. Выражение «работать спустя рукава»

пошло со времен Московской Руси, когда бояре носили одежду с рукавами,

доходившими до колен. Безусловно, с такими рукавами невозможно было что-либо

делать. Существовала пословица: Не скажешь всю подлинную, так скажешь всю

подноготную. Здесь речь шла о пытках. «Подлинная правда» - те показания

обвиняемых, которые были получены от них при пытке длинником (специальные

палки для истязаний). Если не удавалось добиться нужных ответов, таким

образом, человеку загоняли под ногти гвозди, иглы. Отсюда – подноготная.

Пословицы о пословицах :

Пословица к слову молвится.

Старая пословица век не сломится.

Пословицами на базаре не торгуют.

Поговорка – цветок, пословица – ягодка.

Пословицы о родителях:

Дитя не плачет – мать не разумеет.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Родительское слово на ветер не молвится.

Пословицы о дружбе и любви:

Доброе братство сильнее богатства.

Происхождение пословиц и поговорок……………………………………..6 1.1. Проблема дефиниции пословиц и поговорок…………………………….6 1.2. Особенности происхождения пословиц и поговорок и их первоисточники...

  • Пословицы и поговорки (2)

    Реферат >> Литература и русский язык

    Устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с... это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения . Особенно велика заслуга... русских писателей, которые составляли пословицы ...

  • Происхождение государства (8)

    Курсовая работа >> Государство и право

    К месту будет вспомнить эскимосскую пословицу : «Подарки создают рабов, ... экономического детерминизма в рассмотрении проблемы происхождения государства и получив новейшие... работе. 2.9 Иные теории происхождения государства (расовая, патримониальная, спортивная...

  • Происхождение и развитие письменности

    Реферат >> Культура и искусство

    Екатеринбург-2010 Содержание Введение……………………………………………………………3 Происхождение письменности и системы исчисления…..4 ... развития письменности в отдельности. Происхождение письменности и системы исчисления... 0б этом говорят кыпчакские пословицы "писал, писал, пять...

  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры