Какие портреты нарисовал. Как научиться рисовать портреты карандашом

Главная / Измена мужа

Портрет — обычно это изображение лица, или лица и верхней части туловища до плеч или до талии.Иногда портрет рисуют во весь рост. Часто бывает, что ребенок хочет нарисовать чей-то портрет. Своего родственника или друга, например. Но необходимо иметь какие-то навыки рисования портрета, иначе выйдет коряво и неправильно. Мы уже учили вас, как рисовать портрет вашей мамы в общих чертах. Сейчас здесь мы поучимся рисовать портрет девушки поэтапно карандашом. Точно также, следуя нашим подсказкам можно рисовать чей угодно портрет. Принципы рисования одинаковы. Итак, за дело!

Этап 1. Расчертим лист бумаги на четыре одинаковых квадрата. Для этого лист бумаги делим на одинаковые отрезки сверху, снизу и с боков и соединяем точки между собой двумя пересекающимися под прямым углом прямыми. Получилось четыре квадрата. В них мы и будем рисовать части портрета.

Этап 2. Затем левый верхний квадрат делим еще одним отрезком на два одинаковых прямоугольника. В двух нижних квадратах проводим на одинаковом расстоянии друг от друга три прямые линии: одна идет во всю ширину квадратов, две других черты есть только в левом нижнем квадрате.

Этап 3. В двух нижних квадратах отталкиваясь от нижней срединной точки рисуем вверх контуры лица: влево и вправо. Эти линии должны быть совершенно симметричны друг другу. Они идут по нижнему левому и нижнему правому квадратам и пересекают срединную линию. Получается овал — нижняя часть лица — подбородок и щеки.

Этап 4. Теперь обозначим двумя прямыми чертами линию носа. А также начинаем оформлять прическу. Рисуем волосы в верхней части головы. Справа делаем пробор, от которого аккуратными волнами волосы ложатся на виски и спадают на щеки почти до линии шеи. Волосы рисуем волнистыми линиями.

Этап 6. Под бровями покажем миндалевидные вытянутые глаза. Рисуем верхнее и нижнее веки. Внизу между ноздрями показываем кончик носа. Он в виде небольших черточек.

Этап 7. На верхнем и нижнем веках рисуем частые, загнутые вверх и вниз реснички. Между веками показываем сами глазные яблоки со зрачками. В зрачках обязательно сделайте отблески света.

Этап 8. Под носом двумя маленькими черточками покажем небольшую выемку, которая доходит до рта. Рот рисуем между вспомогательными прямыми. Вначале верхнюю губу, затем нижнюю губу. Между ними проводим линию. Ротик довольно пухленький, красивый. Обратите внимание, что здесь же мы еще отметили под прядями волос с боков лица выглядывают кончики ушей.

Этап 9. Так в целом должен выглядеть черно-белый вариант портрета. В данном случае, портрета молодой девушки. Еще раз внимательно посмотрите, все ли вспомогательные линии вы стерли и оставили лишь необходимые линии самого портрета. Должно получиться симметричное лицо относительно этих самых вспомогательных линий.

В этом уроки показаны этапы рисования быстрого портрета-зарисовки. Чтоб нарисовать этот портрет, необходимо знание хотя бы самых азов штриховки.

Шаг 1. Сначала необходимо нарисовать эскиз, для этого рисуем контур головы шею, проводим вспомогательные линии, указывающие направление лица, расположение глаз, носа и губ у девушки. Размер изображения очень большой, так что нажимайте на картинку и рассматривайте детали.

Шаг 2. Примерно разбираемся с перспективой. В этом этапе рисуем глаза, брови, нос, губы и подбородок. Потом стираем все вспомогательные элементы.

Шаг 3. Я начинаю работать в объемах, поправляя конструктив по ходу. Прорисовываем глаза, наносим тени.

Шаг 4. Начинаем делать штриховку с темных мест плавно двигаясь к освещенным.

Шаг 5. Нанося штрих пытаюсь его не тушевать, потому что тушевка часто выглядит грязными пятнами. Добавляем темные тени и переходим к рисованию шеи.

Шаг 6. Объемами исправляю анатомию, делая ее более человечной. Дорисовываем шею, начинаем растушевывать плечо и кофту, потом переходим к волосам.

Шаг 7. В конце ставятся блики, проверяется еще раз перспектива, добавляются детали.

Данный урок от профессионального художника и вы узнаете, как нарисовать женский портрет. Урок разбит на несколько частей, в которых вы посмотрите инструменты для рисования портрета и шаги рисования лица, в деталях посмотрите рисование волос. Большинство художников начинают с рисования эскиза лица, но у данного автора другой подход, он сначала начинает рисовать глаз и постепенно переходит к другим частям лица у девушки. Жмите на изображения, все они имеют большое расширение.

Инструменты.

Бумага .

Я использую бумагу Daler Rowney’s Bristol Board 250g/m2 — именно ту, что на изображении, только размеры варьируются. Она достаточно плотная и гладкая, чтобы штриховка на ней выглядела мягче.

Карандаши .

Мне попался карандаш Rotring, незнаю, хорош он или плох по сравнению с другими, но меня устраивает. Использую карандаши с грифелями толщиной 0.35мм (основная работа над портретом выполнена им), 0.5мм (обычно использую для прорисовки волос, недетальной, потому что с этим справляется 0.35мм карандаш) и 0.7мм карандаш.

Электрический ластик .

Гораздо чище стирает, нежели обычный ластик, да и более аккуратно смотрится. Мой выбор пал на Derwent Electric Eraser .

Клячка.

Пользуюсь клячкой от Faber-Castell . Очень полезный инструмент, благодаря тому, что принимает любую нужную вам форму. Обычно использую для выделения бликов в глазах, высветления некоторых прядей волос и прочей тонкой работы.

Растушевка .

Представляет собой заострённую с обоих концов палочку из бумаги разной толщины, обычно используется в тех местах, где нужно смягчить тон.

Как нарисовать глаза.

Рисовать портрет обычно я начинаю с глаз, потому что относительно него и его размера я выстраиваю портрет и другие части лица, не могу сказать что это у меня идеально получается, но я стараюсь с каждым портретом делать это более точно, тренируя глазомер. Отмечаю зрачок, намечаю радужку и намечаю форму и размер глаза.

Вторым шагом я ищу самое светлое место на радужке, чтобы затонировать всю радужку, не давите на карандаш, старайтесь делать однотонные штрихи, словно рисуете кольцо, которое постепенно расширяется.

Третьим шагом я начина делать затенения, добавлять прожилки и т.п. Главное не увлечься и не сделать глаз слишком тёмным.

Вот так примерно выглядит законченный глаз. Не забывайте, что у века есть объём, поэтому никогда не рисуйте ресницы, словно они идут прямо из глаза.

Таким же способом рисуем и второй глаз, попутно отмечая линии где буду лежать волосы. Не забывайте нажать на картинку, чтоб ее увеличить.

Как нарисовать портрет.Рисуем лицо и кожу.

Когда нарисованы оба глаза, уже проще рисовать форму лица и замечать, если где-то будут перекосы. Попутно намечаю волосы и линии прядей на правой стороне рисунка.

На этом шаге я рисую нос и рот. Старайтесь штриховать аккуратно, а не абы как. Следите за направлением штрихов. Можно понемногу добавлять тени и полутона

На этом шаге я завершаю рот, дорисовываю мелкие детали, вроде бликов на губах (если используется косметика). После этой стадии я обычно стараюсь завершить линии лица, чтобы не было перекосов. И на следующем этапе я окончательно дорисовываю линии лица, намечаю волосы, отмечаю места, где будут лежать пряди и растрепавшиеся волосы (а без них обычно не бывает).

Затем я начинаю прорисовывать тени и полутона на лице, чтобы придать ему некоторую объёмность.

И наконец я рисую всё остальное, что находится рядом с лицом (волосы, элементы одежды, кожу шеи и плеч, украшения), чтобы больше к нему не возвращаться.

Как нарисовать волосы карандашом.

Рисование волосы я начинаю с того, что намечаю, как ложатся пряди, где у них тёмные места, где светлые, где волосы отражают свет. Как правило здесь подключается 0.5мм карандаш, потому что сильной деталировки я в волосах не делаю. Исключение составляют выбившиеся из прядей единичные волосы и растрепавшиеся прядки.

Затем я штрихую, периодически меняю силу нажима и угол наклона, чтобы волосы выглядели разнообразней. При рисовании волос не делайте движений карандашом «взад-вперёд», штрихуйте только в одном направлении, допустим сверху-вниз, так меньше шансов что волосы будут сильно разниться в тоне и сильно выделяться на фоне остальных. Иногда меняйте угол наклона, потому что волосы не лежать настолько ровно.

Когда со светлыми частями волос покончено, можете добавлять более тёмные волосы, но не забывайте иногда оставлять между ними небольшие пространства, так волосы не будут выглядеть однотонной массой и вы сможете выделять отдельные пряди, которые лежат под другими прядями, или же наоборот, над ними. И так продолжая, у вас скорее всего получится рисовать волосы, не тратя при этом слишком много усилий и времени. Для того чтобы высветлить некоторые волосы используйте клячку, сомнув её, чтобы она была достаточно плоской,тонкой для выделения волос.

, .

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. Совсем недавно, я начал увлекаться рисованием карандашом. Мой приятель, так хорошо владеет им, что я попросил у него пару занятий. А еще я попросил его, написать статью, именно для новичков в рисовании, таких как я, где подробно описаны все этапы рисования. Сегодня, в этой статье, он делится своими советами и секретами.

Прежде чем начать, хочу раскрыть секрет, как научился рисовать мой приятель. Он прошел видеокурс "Рисуем портрет по фотографии " и результат на лицо. Тем более автор курса, обещает полный возврат средств, если не научитесь рисовать. Но как говорит мой друг, это просто не возможно! Курс очень понятный и все показано на примерах.

Что-то нарисовать, это непросто, но процесс освоения техники создания портрета пойдет намного быстрее, если взять на вооружение несколько советов из этой статьи.

Ведь как бывает, вроде бы рисуешь, стираешь, снова рисуешь, изводишь «тонны» бумаги, а результатов нет. В чем же причина таких неудач?


Все дело в том, что, пытаясь нарисовать глаза, нос или другие части модели, начинающие упускают из виду то, что картина должна писаться от целого к частному.

Как рисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих? Двигаясь от простого к сложному. Приведу пример. Помните, как возникает человек из тумана? Сначала появляются неясные очертания. С исчезновением дымки становятся отчётливее черты лица. Также должно быть на бумаге.

Существуют три ракурса: профиль, анфас и полуоборот - так называемые три-четверти.

Начинающим можно посоветовать попробовать написать портрет человека, сидящего в три четверти или сбоку. Затем, когда техника создания лица в полуобороте будет отточена, можно будет заняться более сложными техниками, писать лицо анфас.

Впрочем, если вы верите в свои силы, можно попробовать нарисовать и прямо сидящего человека с натуры.

С чего начинать?

Каркас или основа портрета - это овал головы и точки расположения глаз, ушей, подбородка, носа, бровей. Чтобы вам было понятнее, покажу как размечать контуры лица. Возьмём, к примеру, портрет девушки.

Какую форму головы она имеет? Яйцевидную? Круглую? Овальную с квадратным подбородком?


Карандаш вытяните в руке, направляя его в сторону модели. Отметьте расстояние между верхушкой головы и подбородком на бумаге. Ширину отмечаем также. Теперь поставьте все эти величины на бумаге с помощью точек, не забывая о пропорциях, масштабе.

Для рисования с фото измеряйте параметры линейкой, наметьте предполагаемую ширину и высоту головы. Напишите форму головы.

Помните, что ширина головы составляет ¾ высоты. В реальности могут быть отклонения в 1-2 см. Так что, тщательно измерьте высоту и ширину, проверьте их соотношение.

Очертания должны быть лёгкими и нежными, еле заметными. Для этого подойдёт карандаш HB. Теперь вы готовы к следующему этапу.

Многие пытаются овладеть искусством рисования портрета, но у них не выходит. То нос бывает раздувшимся, как у свиньи, то глаза - чересчур маленькими. Важно на этом этапе сверять эталон с оригиналом (моделью или фото).

Каждый человек имеет свои особенности. Это могут быть широкие скулы, крупный нос картошкой, глубоко сидящие глаза. Присматривайтесь и замечайте. А как обычно рисуете вы? С чего начинаете свою работу?


Эталон

Золотое правило портретистов - это так называемый эталон. С него впоследствии лепят уникальный шедевр, то есть лицо.

Он вобрал в себя следующие составляющие:

  1. Отрезок ровно посередине между макушкой головы и подбородком обозначает линию глаз.
  2. Следующая черта проходит посередке между линией бровей и концом подбородка. Это линия носа.
  3. Поделите отрезок между носом и подбородком на три части. Нижняя граница верхней трети и есть место расположения губ. Оно может быть немного выше или ниже, все зависит от особенностей человека.
  4. Чтобы найти линию бровей, поделите высоту головы на три с половиной. Половина от трех частей обозначает линию роста волос. Вторая за ней черта - линия бровей. Третья черта - линия носа.

После того, как наметили овал, отметьте выступающие элементы:

  • скулы;
  • подбородок.

Поделите лицо на пополам по вертикали. В случае с полуоборотом посмотрите пример.

Линия проходит и делит «яйцо» пополам. Одна половина должна быть меньше, чем вторая, так как находится дальше.

Обрубочная голова

В профессиональных художественных школах начинающие портретисты изучают так называемую «обрубку». Это голова человека, представленная в упрощённом варианте.

Мы с вами попробуем нарисовать своеобразный обрубок нашей модели в простом исполнении.

Это второй этап.

Отметьте особенности человека:

  • толщину скулы, впадающие и выпирающие части лица, своего рода рельеф;
  • толщину переносицы, основания носа;
  • ширину и высоту глаз, их расположение;
  • толщину и ширину губ;
  • брови, их изгиб, направление, толщину;
  • форму подбородка: треугольный, квадратный и т. д.

Теперь, позвольте показать вам, как рисовать глаза.

Сферические зеркала

Глаза представляют собой круглую сферу. Эту округлость и необходимо передать на листе. При этом белок глаза никогда не оставляют белым, а оттеняют, добавляя объела. Чтобы было видно, что глаз имеет шаровидную форму.

Найти глаз довольно легко. Поделите ширину головы на пять частей. 2-ая и 4-ая части представляют глаза. Но это пропорции для анфаса. Как рисовать глаза в полуобороте?

В этом случае вы просто отмечаете ту самую глазную впадину, выемку или височную часть головы и уже от неё пляшете. Отмеряете самый дальний глаз, он по величине меньше, чем второй. Измеряете расстояние между глазами и намечаете на бумаге. Также повторяете для другого глаза.

Наметьте глаз четырёхугольником, отметив ширину и высоту насечками.

Внимательно присмотритесь к модели или фото. Какой разрез глаз имеет оригинал? Как относятся ширина к высоте глаза?

Набросайте отрезки, показывающие положение век.

При этом нижнее веко никогда не делают тёмным. Присмотритесь, как изобразить толщину нижнего века. Оно на тон темнее белка глаз.

Нос

Теперь приступаем к созданию плоскости носа. Для этого необходимо знать несколько соотношений:

  1. Проведите от уголков внутреннего века вниз линии, параллельные друг другу. Наметьте расположение крыльев носа.
  2. При создании лица в полуобороте вторая линия, идущая от дальнего глаза, скроется за переносицей.

Постройте трапецию в основании носа, предварительно начертив линии спинки носа. Для этого поставьте карандаш параллельно вертикальной оси и запомните угол между спинкой носа и осью, перенесите на бумагу.

Губы

Расположение губ можно найти так. Если поделить высоту головы на 8 частей, то пятая линия вниз от макушки головы составит линию губ.

Рот пишите так, как будто он нарисован на цилиндре.

Верхняя губа должна равняться 1/3 от высоты губ. Ширина губ равна расстоянию между центром зрачков. В полуобороте измеряйте на фото и подгоняйте к своему масштабу.

Есть еще одна мерка ширины губ: она равна отрезку в полторы глаза.

Уши

Как рисовать уши посмотрите на картинках. Ухо располагается между бровными и носовыми линиями.

На портрете в ¾ мужчина изображён с одним ухом, второе ухо «спряталось». Запомните, ухо должно располагаться под наклоном к голове.

Его можно определить, если провести прямую, соединяющую яремную впадину и ухо. Или просто приложив карандаш к фото, на глаз измерив угол наклона.

Памятка

И ещё некоторые правила:

  1. Если вы пишете портрет человека по пояс, определите ось, которая делит лицо пополам, чтобы можно было определить местоположение глаз, носа и ушей, бровей и т. д. Она проходит через яремную впадину или между ключицами в центре;
  2. Ширина головы по линии глаз есть 2/3 от её высоты;
  3. Самая широкая часть головы является основой для нахождения ширины нижней челюсти (¾ от большей величины).

Детализация

Третий этап создания портрета включает в себя детальную прорисовку. Удалите лишние линии, начните добиваться сходства с фото. При этом замеряйте ширину глаз, носа и других частей и сравнивайте их с шириной лица. Рисуйте плавные линии, округлости.

Последний заключительный этап - штриховка.

Штрихуйте с тёмных участков постепенно переходя на самые светлые. В последнюю очередь высветлите, добавьте бликов зрачкам, кончику носа и другим частям.

Картина готова.

Напоследок хочу сказать вам, что портреты могут быть без штриховки. Например, линейный портрет использует в качестве изобразительного средства линию.

Посмотрите, как рисовать девушку.

7. Урок рисования портрета.

Познание техник на уроках рисования.

Основой правильного рисования портрета человека является познание базовых техник на уроках рисования головы.

Рисование карандашом головы требует и более глубоких знаний, и большего опыта, так как работа здесь заключается не только в правильном изображении головы, но и в передаче индивидуального характера и выразительности, которые особенно свойственны человеческому лицу.

Поэтому, решая задачи учебного рисунка, обучающиеся в художественной школе New Art Intention , одновременно развивают в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, его характер. То есть, перед начинающими художниками появляется важная, трудная задача - запечатление образа человека на бумаге. В художественной литературе есть примеры замечательного умения двумя-тремя штрихами определять индивидуальные особенности образа, например, у Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» хорошенькое личико девушки сравнивается со «свежеснесенным яичком», грубое широкое лицо с «молдаванской тыквой». Очень важно путем наблюдения, набросков с натуры, рисунков по памяти развивать в себе, помимо конструктивного, и образное восприятие окружающего нас предметного мира; это помогает художнику избегать излишней сухости и протокольности в работе.

Для рисования карандашом портрета на уроках мы рекомендуем выбирать натуру с наиболее выразительными формами и стараемся подчеркнуть их соответствующим освещением.

Начиная рисунок, не принимайтесь за работу, если вы не рассмотрели голову человека со всех сторон, не отметили ее характерных черт, ее поворота и наклона. Заранее составьте себе определенное представление о модели и имейте его в виду в продолжении всей работы.

Независимо от точки зрения на натуру рекомендуется чувствовать ее «в целом». Как при рисовании куба (), видимые его стороны рисуем с учетом сторон, скрытых от нашего взгляда. Так и при обучении рисунку головы, повернутой в профиль, необходимо чувствовать связь всех ее частей. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте. Для того чтобы, рисуя голову в повороте, близком к профилю, правильно воссоздать чуть намечающееся крыло носа, едва видимый из-за носа глаз или сократившуюся и почти незаметную часть губы, необходимо представлять эти формы в целом. И только при таком условии они, даже чуть намеченные, будут убедительны и смогут участвовать в построении всей головы. Чтобы при профильном повороте правильно, на месте, нарисовать ухо, глаз, скулу, надо представить местонахождение невидимых, но соответствующих им парных форм и мысленно увязать с ними изображаемые видимые формы.

Таким образом, вопреки мнению начинающих, мы можем сделать очень важный вывод, что построение головы в профиль не является наиболее легким, а, наоборот, требует большого внимания и опыта.

Без всестороннего чувства формы и освоения ее законов, без совершенствования своего умения на уроках весь процесс рисования сведется к механическому копированию натуры.

Урок рисования карандашом живой модели.

Благодаря свойствам нашего зрения всякий предмет воспринимается нами «сразу». Мы одновременно видим все его пластические и световые качества, а поэтому целостность зрительного восприятия и передача его играют решающую роль в правдивом изображении предметов.

На уроках мы объясняем, что нельзя рисовать натуру, приставляя одну часть к другой, так как в натуре все существует вместе и нужно все создавать едино.

Но так как изобразить «все сразу», «все вместе» физически невозможно, а рисование головы по частям, как правило, приводит к отрицательным результатам, то начинающий рисовальщик должен найти такой способ, чтобы сохранить и целостность зрительного восприятия натуры и проработать ее детали. Для этого ему следует, прежде всего, построить обобщенную, но характерную массу всей головы, как это делает скульптор. Затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, но не срисовывать их в упор по отдельности, а сопоставлять их друг с другом и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке. Такая работа «отношениями» (в форме, в тоне, пропорциях) является в своем роде цементом, скрепляющим все части головы в одно проработанное целое.

Итак, подчеркиваем, что на уроках рисования головы нужно, прежде всего, руководствоваться формой, работать «отношениями», усвоив последовательность работы от общего к частному, от простого к сложному.

На наших курсах мы придерживаемся определенного порядка: работа должна иметь свое начало, середину и окончание. Нарушение этой последовательности ведет к неорганизованному, случайному срисовыванию натуры.

В начале курса, когда начинающий художник быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения.

В середине работы в обобщенной форме выявляются ее мелкие формы. Здесь начинающий рисовальщик идет путем анализа, детализации.

В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, начинающий художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.

Таким образом, строгая последовательность в работе на этом уроке рисования является главным условием успешного выполнения рисунка.

Чтобы правильно научиться рисовать голову, еще раз предупреждаем о необходимости начинать работу легким касанием карандаша к бумаге. Резкие, черные линии, к которым любят прибегать начинающие, мешают видеть ошибки, а тем более исправлять их. Злоупотребление резинкой (ластиком) разрушает поверхностную фактуру бумаги, делая ее почти непригодной для дальнейшей работы. Нажим карандаша и сила тона должны увеличиваться по мере правильного продвижения рисунка.

Для начала выбрав точку зрения на натуру, определите размер рисунка (немного меньше натуры, в зависимости от степени ее удаления от рисующего). Этого намеченного масштаба придерживайтесь в продолжение всей работы, так как в противном случае можно нарушить пропорции изображаемой головы.

Также нужно позаботиться о расположении рисунка на листе: оно зависит от поворота и наклона головы, и от сопровождающего ее окружения (фона, части одежды, падающей тени).

Первая ошибка в рисунке у начинающих - расположение головы в центре листа, вне зависимости от ее положения в пространстве. Для примера возьмем рисунок головы, изображенной в профиль, и поместим его в середине квадратного листа таким образом, чтобы наружные контуры головы находились на одинаковых расстояниях от краев бумаги и центр рисунка совпадал бы с геометрическим центром квадрата (рисунок 1).

В этом случае рисунок головы кажется несколько сдвинутым в сторону профиля и заниженным, так как лицевая часть «перевешивает» затылок: являясь выразителем сходства и экспрессии, она сосредотачивает на себе внимание зрителя. Подобное явление происходит при сравнении верхней и нижней частей головы — последняя, богатая деталями, кажется более весомой, чем верхняя.

Сделанные рисунки (1 и 2) сравним, и вы убедитесь, что небольшое перемещение головы на листе направо и вверх (рисунок 2) улучшает его композиционное расположение, делает его более жизненным и убедительным. Этот принцип размещения применим для всех положений головы в пространстве.

При первоначальном наброске головы и шеи начинающий художник должнен обратить внимание на их положение по отношению к вертикали и к горизонтали, о чем мы уже говорили на уроках при построении гипсовых голов . На уроках рисования постановка головы может быть выполнена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении, взаимно дополняя друг друга.

Парная симметрия в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную (профильную) линию. При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта вспомогательная линия примет более или менее вогнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень поворота.

Серединная (профильная) линия помогает в процессе работы ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение.

Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до переносицы, и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная (вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы (прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На рисунках 3 и 4 можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление.

Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная), перекрещиваясь в точке на переносице, образуют так называемую «крестовину». Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы на уроках рисования (рисунок 5).

Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. На уроках рисования одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой (рисунок 6).

Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. На уроках всегда надо обращать внимание на то, что одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе).

Разместив на листе общую форму головы, уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к рисованию основных поверхностей, составляющих объем головы (рисунок 7).

Как и на уроке рисования гипсовой головы , нужно легкой светотенью отделить всю лицевую поверхность от боковых, идущих к затылку. Граница лицевой поверхности пройдет по вискам, скуловым частям и подбородку. При помощи той же светотени, не забывая о необходимости обобщения, намечайте более мелкие формы, лежащие на передней поверхности лица. Так, например, на рисунке 7 показана обобщенная форма носа в повороте и размещенные на поверхностях его детали: на боковых поверхностях — крылья носа, на нижней — ноздри.

Разбирая форму лба, как и в гипсе, нельзя не отметить, что в нижней своей части он образуется пятью поверхностями: средней — фронтальной, двумя боковыми, к ней прилегающими, и двумя височными. При рисовании живой формы все эти плоскости необходимо обосновывать анатомически. Следует также найти место для обобщенных форм глаз, скул, подбородка, ушей, носа и т. д. (рисунок 8).

Обобщенная форма облегчает перспективное построение поверхностей, образующих голову, подсказывая расположение на них более мелких деталей. Но даже на такой начальной стадии обобщения нельзя рисовать условную, грубо намеченную схему; для избежания этого рекомендуется намечать общий «обруб» головы и ее частей, руководствуясь отбором поверхностей, обоснованных анатомией, а не случайной игрой светотени. Например, хрящи и костное основание носа образуют его четыре поверхности; лобные бугры и надбровные дуги — фронтальную поверхность лба.

Полностью прием «обрубовки» применим только как показательный при перспективном построении плоскостей, образующих объем головы. В рисунке живой натуры условная схема должна быть лишь руководством в работе как отдельный чертеж, как средство для сознательного рисования модели; она должна помочь понять сущность живой формы.

Парные формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности; глаза надо намечать сразу, находя им место в глазных впадинах. Скулы, надбровные дуги, лобные бугры тоже увязываются друг с другом.

Рисование головы «парными формами» предполагает их сопоставление и сравнение во время работы. Этот принцип, положенный в обучение рисованию живой натуры имеет особо важное значение. Здесь сравнение парных форм помогает не только их перспективному построению и размещению, но и передаче их «видимости», так как, будучи одинаковыми по существу, в различных поворотах они воспринимаются различно и по своему виду и по размерам.

Мы уже говорили какое огромное значение имеет такой метод при изображении головы в профиль.

При трехчетвертном повороте головы сравнение парных форм друг с другом дает возможность более точно расположить глаза по отношению к боковым поверхностям носа, определить соотношение между боковыми стенками носа, его крыльями, ноздрями, губами, выявляет различия между ближайшим и удаленным («сокращенным») глазами.

Начинающий художник, сравнивая парные части лица, без труда отмечает их характерные особенности: может быть, асимметрию в глазах или нависающее на один глаз веко, или приподнятую бровь, опущенный угол рта, слегка сдвинутый в сторону нос и т. д.

Таким образом, обучение рисованию «парными формами» способствует объемному восприятию натуры, перспективному построению ее форм и выявлению характерных особенностей изображаемой головы.

Для всестороннего изучения объема головы нельзя ограничиваться рисованием ее в одном или двух положениях. Вначале рекомендуется на одном листе строить голову в самых различных ракурсах, поворотах и наклонах, одновременно наблюдая и сравнивая перспективное сокращение их поверхностей (рис. 10).

Чтобы работать над формой более сознательно, мы прибегаем к приему воображаемого «разреза» этой формы. На гипсовой голове этот воображаемый «разрез» можно заменить специально проведенной линией. На рисунке (рис. 1) урока рисования гипсовой головы показан этот прием.

Рисунок головы с плечевым поясом и шеей будет выделен в отдельный урок рисования нашей художественной школы New Art Intention .

Лучше всего строение шеи видно, когда голова при небольшом повороте несколько закинута назад. Соответствующим освещением мы подчеркиваем конструктивную связь между изображаемыми формами. Так, можно представить себе, что плечевой пояс, ограничиваемый спереди ключицами, а сзади видимыми верхними краями капюшонной (трапециевидной) мышцы, образует площадку, в которую как бы вставлена цилиндрическая форма шеи.

Прежде всего, следует определить расположение головы, увязав ее с ключицами. Для этого от яремной ямки, находящейся между ключицами (намеченными как основание рисунка), по направлению грудино-ключично-сосцевидной мышцы определяется положение уха. Проведенная от него к глазницам поперечная вспомогательная линия и профильная (идущая от яремной ямки через щитовидный хрящ, подъязычную кость и через середину нижней челюсти вверх по профилю), пересекаясь, образуют крестовину, при помощи которой голова строится обычным способом.

При данном положении головы другая грудино-ключично-сосцевидная мышца сокращена и, начинаясь также от яремной ямки, идет по направлению скрытого от нашего взгляда второго уха.

Итак, размещение рисунка на листе, выбор движения (поворота и наклона) головы, набросок ее первоначальной характерной формы определение пропорций ее главных частей, их объемное обозначение условной светотенью (рис.9) — все это можно отнести к началу рисунка, подготовляющего переход к обучению рисования деталей.

Обучение на уроках по рисованию деталей головы человека мы продолжим на следующих занятиях по рисунку для начинающих в художественной школе New Art Intention .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры