Кому на руси жить хорошо мысль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо

Главная / Измена мужа

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" самим Некрасовым с самого начала оценивалась как вершина творческого пути. В этом монументальном произведении звучат практически все мотивы лирики поэта, можно сказать, что оно явилось его завещанием последующим поколениям русских людей. Однако Некрасов не только дает описание всей великой Руси и размышляет о ее будущем. Как и Гоголь в своей поэме "Мертвые души", Некрасов в "Кому на Руси жить хорошо?" уделяет особое внимание настоящему положению народа, замечает и обращает внимание читателей на пороки и недостатки, жалеет многострадальных людей. Главная цель автора – понять жизнь простого человека, заглянуть в его душу. Поэтому "Кому на Руси жить хорошо?" – действительно народная поэма-эпопея. Но в чем же еще это проявляется?

О многом говорит сам замысел произведения, который становится понятным уже из названия. Автор ставит цель найти счастливого человека во всей необъятной Руси, но в этих поисках перед читателем появляется картина будничной жизни всего русского народа. Поэтому замысел произведения можно назвать глобальным.


Некрасов решил, что для воплощения этого замысла больше всего подходит жанр путешествия. Но, в отличие от автора "Мертвых душ", Некрасов сделал главными героями, глазами которых мы видим всю Россию, не чиновника, а целую группу истинно народных героев – крестьян "из временнообязанных", которые живут в "Пустопорожней волости, Терпигоревом уезде". Главным героям нельзя дать однозначную оценку: с одной стороны, это вполне реальные персонажи, что подчеркивается указанием на их социальный статус, действительно существовавший в пореформенной России. С другой стороны, названия волости и уезда, очевидно, являются не только вымышленными, но и обобщающими, то есть перед нами уже полусказочные, полубылинные персонажи. Былинные мотивы особенно заметны в начале поэмы: герои "сошлись на перекрестье дорог и заспорили", потом "положили домой не ворочаться", пока не найдут счастливого человека. Завязка, видимо, взята из фольклора.

Воплотить свой замысел до конца Некрасову не удалось, он умер, не успев закончить поэму. Но, хотя произведение осталось незавершенным, в нем действительно предстала вся Русь, весь ее народ. Конечно, автор хотел показать жизнь буквально всех сословий России, от крестьян до царя. Удалось же осветить, помимо быта крестьян, быт духовенства и помещиков. Казалось бы, эти два сословия всегда угнетали трудовой народ, но автор справедлив; он не идеализирует попа и помещика, однако и не ругает их. Описания жизни этих героев гармонично вписываются в общую структуру произведения, благодаря им читатель видит Россию глазами других представителей ее народа, ведь, например, у помещика своя трагедия: он понимает, что люди мельчают, патриархальная Русь рушится на глазах, погребая под собой и плохое, и хорошее. Вдобавок, с помощью образа помещика автор вводит тему крепостного права, высказывает идею, что "порвалась цепь великая: одним концом по барину, другим – по мужику".

Особое место в произведении занимает обобщенный образ женщины-крестьянки – Матрены Тимофеевны. Некрасова всегда волновала горькая участь русской женщины, и в своей поэме он уделяет много внимания описанию жизни "губернаторши". Матрена умет находить радость в своей нелегкой жизни, но автор не раз подчеркивает ужасы и лишения, которые терпят русские крестьянки. Описание судьбы Матрены заканчивается утверждением, что мужички "не дело затеяли" – искать счастливых среди женщин.

Об отдельных типичных представителях народа идет речь и в рассказе "о Якове верном, холопе примерном", и в описаниях "сельской ярмонки". Снова и снова звучит мотив лишений, которым подвергается простой народ; жестокая месть Якова своему господину, рассказ солдатика о войне – все это вызывает у читателя не просто сочувствие и сострадание, а откровенную боль за ни в чем не повинных людей. Интересны и образы Власа и Клима, хотя они, в общем, противопоставлены друг другу, у них одна беда – произвол, творящийся в России, это беда всего народа.

Наряду с обобщенными образами Некрасов описывает и группы людей. В первую очередь, это, конечно, вахлаки.

Их игра с Последышем на самом деле не что иное, как модель отношений крестьян с помещиком в эпоху крепостного права. С едкой иронией и гневом автор описывает самодурство Утятина. Эта тема получает и продолжение. Автор специально описывает жизнь крестьян до смерти и после не. Сыновья покойного не желают отдавать обещанные луга, подчеркивается, что и после отмены крепостного права помещики обманывают крестьян, и, к сожалению, это тоже соответствовало реалиям жизни народа.

Удручающее впечатление производит описание жизни дворовых без барина в части "Крестьянка". Здесь простой народ критикуется, Некрасов дает понять, что народ все-таки сам кузнец своего счастья и во многих своих бедах виноват сам.

Новое звучание приобретает былинная тема при описании уже не совсем реальных народных характеров. Это, конечно, Савелий и Гриша Добросклонов. Савелий – представитель патриархальной Руси, истинный "богатырь святорусский", что подчеркивается при его портрете. Гриша же – богатырь нового типа. Некрасов неспроста упоминает в связи с Савелием Ивана Сусанина. Время могучих богатырей прошло, теперь черед умных и самоотверженных борцов, готовых спасать народ не только от захватчиков, но и от угнетателей.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша – новый народный герой. В его уста Некрасов вкладывает собственные идеи, он становится носителем правды.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Матушка Русь!

Гриша – один из немногих, кто смотрит в будущее с надеждой, он готов бороться за него, он верит в свою родину.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо?" Некрасов показал всю жизнь русского народа без прикрас. Но это произведение нельзя было бы назвать народной поэмой-эпопеей, если бы в нем не звучал голос самого автора.

Кушай тюрю, Яша,

Молочка-то нет, –

Где ж коровка наша? –

Увели, мой свет.

Барин для приплоду

Взял ее домой.

Славно жить народу

На Руси святой!

Здесь выражена основная идея всего произведения: нет во всей России счастливого человека, везде царит горе.

"Кому на Руси жить хорошо?" – это зеркало души России, Н.А. Некрасов продолжил традиции Радищева и Гоголя в изображении жизни простых людей, вывел несколько интересных образов, ставших символами русского народа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений по поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Для урока литературы в 10 классе

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Образовательная: проверить степень понимания поэмы. Развивающая: продолжить обучение навыкам написания классного сочинения. Воспитательная: воспитывать любовь к классической литературе, патриотические чувства.

3 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Смысл названия поэмы Ирония и сатира в поэме Мотивы времени и пространства в поэме

4 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений 1.Как понимают счастье герои и автор поэмы? 2. Русский национальный характер в изображении Некрасова. 3. Как живётся попу, помещику и царю? 4. Образы борцов за народное дело 5. Изображение народа в поэме 6. Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме

5 слайд

Описание слайда:

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: Н.А. Некрасов – певец народа. 1 «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» 2. а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже). б) Народное понятие счастья: - счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян; - Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»; - сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян; - Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу. в) Две возможные дороги к счастью: - дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям; - другая – тесная, дорога «честная» - это путь славного заступника, борца за народное счастье. 3. «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

6 слайд

Описание слайда:

Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого. Н. А. Некрасов План I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе. II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова. 1. Попытка найти счастливого среди простого люда. 2. Счастье юной Матрены Корчагиной. 3. Ад среди мужниной родни. 4. Трагическая смерть Демушки. 5. «Губернаторша». III. Восхищение Некрасова русской женщиной.

7 слайд

Описание слайда:

3. Кому на Руси жить хорошо? Таким вопросом задаются семь мужиков-странников. Этот вопрос интересовал и самого автора произведения «Кому на Руси жить хорошо», Николая Алексеевича Некрасова. Ответ – его многолетний, но так и незавершённый труд- поэма-эпопея о жизни народа в пореформенный период отмены крепостного права.

«Мысль народная» в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая матери­ал буквально по капле для нее всю жизнь. Он хотел показать в ней все социальные слои современной ему России, и поэтому мы видим такой длинный ряд персонажей - от царя до самого нищего крестьянина.

Тематика произведения, как видно, обозначена уже в самом его названии - это проблема поиска счастья. Но в том и состоит специфи­ка творчества Некрасова - он показывал, что, по сути, ни один соци­альный класс на Руси нельзя назвать полностью безмятежно счастливым.

Тема «народных страданий» развивалась автором во всем его твор­честве, она характерна для произведений разных лет. Вспомнить хотя бы такие классические стихотворения, как «Тройка», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

А кульминацией развития этой темы - как в творчестве Некрасо­ва, так и в русской литературе вообще - считается поэма «Кому на Руси жить хорошо?». К сожалению, Некрасову не удалось ее закончить - он умер, оставив недорисованной картину Руси. Однако, невзирая на это, часто поэму называют эпопеей народной жизни, и недаром: она, не­смотря на незавершенность, все же отражает различные стороны рус­ского национального характера довольно полно. Русский мужик, как заявляется в ней, - богатырь (каменщик Трофим, Савелий - «богатырь святорусский»), но сила его не находит нужного, полезного примене­ния, ведет часто к несчастьям (так, Трофим надорвался, решив поднять слишком большой груз; по вине Савелия погиб ребенок). Жизненно­го кредо любого работяги - терпение и труд. Пример этого - Матрена Тимофеевна, олицетворение тяжелой женской доли; даже сам бог, по выражению Некрасова, потерял «ключи от счастья женского».

Но терпеть русский мужик может только своего, русского. Само­управство какого-нибудь Фогеля («немчуры») или пана Глуховского ведет к преступлению против закона, хотя и оправданному с точки зрения человеческой справедливости.

Несмотря на наличие в поэме таких героев, как богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас, Матрена Тимофеевна, а так­же семеро «правдоискателей» - героев, сохранивших подлинную чело­вечность, душевное благородство, - понятно, что ни один из них не из­менит ничего в положении русской деревни. Никто из них не действует в этом направлении, каждый трудится и терпит, достигает успехов - но изменений к лучшему как лично для них, так и для крестьянства в це­лом не происходит.

Зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозначена до­статочно четко. Некрасовский крестьянин может внятно и толково объяснить, за что же он не любит барина. Зато все другие социальные симпатии и антипатии крестьянина менее определенны. Чем, например, мужикам не угодили попы, за что их зовут «породой жеребячьего»? Бра­тья Губины, Иван и Митродор, смущенно отвечают на этот вопрос: «Не сами…По родителям Мы так-то…». Вот она - правда крестьянская. Дети наследуют ее от родителей, дедов, прадедов и так далее. Так и про­является одна из черт русского народного характера. Это не личный опыт семейства Губиных, а общенациональная черта, исконная, восхо­дящая к глубокой древности. Личность в деревне не должна выделять­ся, а, наоборот, руководствоваться общими правилами, мнением массы. То есть в русском народе сильно общее начало, лучше всего получается то, что делается «всем миром»; так, не зная сути дела, гоняют из дерев­ни в деревню Егорку Шутова. За что бить? Неизвестно, но «так наказа­но». Единодушны они и по вопросу о «холопах примерных» - всеобщее презрение Якову Верному и «страдающему» подагрой «верному рабу» князя Переметьева.

Народный характер нельзя охватить целиком в одном произведении, да и несколько не вместят всей его ширины. Некрасову удалось отразить значительную часть народного сознания, но сумел он это сделать толь­ко за весь период своей литературной деятельности. Русский нацио­нальный характер претерпевает постоянные изменения, рождаются но­вые и умирают старые типы, и поэтому народная жизнь в изображении Некрасова - лишь небольшой (хотя, отдавая должное мастерству поэта, - весьма ярко нарисованный) период развития народного характера.

Гениальность Некрасова в изображении «мысли народной» неред­ко заставляла критиков говорить о народности творчества поэта вообще и конкретно о народности поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». И дей­ствительно, трудно поспорить с тем, что присутствие в произведении «мысли народной» неизбежно гарантирует наличие у него этого каче­ства. Обычно народность того или иного произведения обусловлена со­отношением индивидуального творчества автора и коллективного, сте­пенью творческого заимствования мотивов, образов, поэтики народно­го поэтического творчества - иными словами, фольклора.

Также понятие народного искусства обозначает глубину художественного произведения, важность его идей и образов для развития об­щественного самосознания, для познания жизни всей нации. Как уже не раз было отмечено, Некрасов в своем произведении затронул очень глу­бокие вопросы, социальные и общественные, нравственные и философ­ские. Он как бы суммировал все сказанное предыдущими авторами, а также привнес некоторые свои, новые идеи, рассуждения о настоящей сущности и перспективе будущего для России. Он сумел ярко и нагляд­но обнажить перед читателем язвы современного ему общества, показал правы и дворянские, и крестьянские, и церковные. Ведь понятие «мысль народная», на мой взгляд, включает в себя не только смысл «народного духа», «народной души», так достоверно нарисованной Некрасовым в образах русских богатырей. «Мысль народная» - это еще и размышления автора над будущим России, выражение его «мысли» о судьбе своего на­рода, его сожаление о его неудачах и восхищение его достоинствами.

Перед вами – отличное сочинение-рассуждение для 10 класса на тему «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни». Сочинение рассчитано, прежде всего, для учеников 10 класса, однако может быть использовано и в других классах.

В данном сочинении анализируется основная тема произведения – жизнь простого народа на Руси. Автор сочинения уделяет внимание стилистике поэмы, анализируя те художественные средства, которые помогают Некрасову добиться поэтической точности в создании этой энциклопедии народной жизни.

Сочинение-рассуждение «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни»

Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку «. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена, помешала смерь поэта. Таким образом основной темой произведения осталась жизнь народа, жизнь крестьян .

С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся эта трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, освободившую крестьян, они оказались еще в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу.

Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого «тоска- беда измучила » с особой силой звучит в народных песнях, которых довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветие устного народного творчества.

Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая тут же нищету и грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне- правдоискатели:

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова –

Неурожайка тож…

В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа и «счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями «, и «голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы » — все люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие «.

Перед нами встает целая сеть ярких разнообразных образов: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, семи правдоискателей и других. Эти лучшие из крестьян в поэме сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюба, крестьянского праведника. Яким Нагой способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы

Громом греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

А все вином кончается!

Яков Нагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния, чуть не кончает самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянина.

Однако, непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе «Савелий — богатырь святорусский «. Убийство немца- притеснителя, произошедшее стихийно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков.

Савелий-богатырь является самым положительным образом в поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются и такие человечные качества, как искренняя любовь, сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко сопереживать горю других.

Именно такие герои, а не кроткие и покорные были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, накипает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, порой в «сокрытую искру » могучих внутренних сил:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней кажется несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, основной мотив поэмы-мотив поиска крестьянского счастья. Здесь можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам, самым обездоленным и забитым существам на Руси.

Конечно, в поэме есть еще много интересных образов: «холопа примерного Якова верного «, который сумел-таки отомстить своему барину; работящих крестьян из главы «Последний», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других образов.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то и можно, я считаю, назвать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма, основанная на фольклорном материале, создает впечатление исполняемой на многие голоса.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу "Кому на Руси жить хорошо", коротко рассмотрим историю создания поэмы и общие сведения. Написал поэму "Кому на Руси жить хорошо" Николай Некрасов. Дело в том, что в 1861 году наконец-то было отменено крепостное право - эту реформу многие долго ждали, однако после ее введения в обществе начались непредвиденные проблемы. Одну из них Некрасов выразил так, если немного перефразировать: да, люди стали свободными, но стали ли они счастливыми?

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" рассказывает о том, как пошла жизнь после реформы. Большинство литературоведов соглашаются, что данное произведение - вершина творчества Некрасова. Может показаться, что поэмы местами забавная, несколько сказочная, простая и наивная, но это далеко не так. Поэму следует внимательно прочитать и сделать глубокие выводы. А теперь перейдем к анализу "Кому на Руси жить хорошо".

Тема поэмы и проблематика

В чем заключается сюжет поэмы "Кому на Руси жить хорошо"? "Столбовая дороженька", а на ней встречаются мужики - семь человек. И начали они спорить, кому же слаще всего жить на Руси. Однако ответ найти не так просто, поэтому они решают отправиться в путешествие. Так и определяется основная тема поэмы - Некрасов широко раскрывает жизнь русский крестьян и других людей. Охвачены многие вопросы, ведь мужикам предстоит завести знакомства со всякими - им встречаются: поп, помещик, нищий, пьяница, торговец и многие другие.

Некрасов предлагает читателю узнать и о ярмарке, и об остроге, увидеть, как тяжело трудится бедняк и на широкую ногу живет барин, побывать на веселой свадьбе и отпраздновать праздник. И все это можно осмыслить, сделав выводы. Но не это является главным, когда мы делаем анализ "Кому на Руси жить хорошо". Обсудим коротко момент, почему нельзя однозначно сказать, кто же главный герой этого произведения.

Кто главный герой поэмы

Кажется, что все просто - семь мужиков, которые спорят и странствуют, пытаясь отыскать самого счастливого человека. По сути, они и являются главными героями. Но, например, ярко выделен образ Гриши Добросклонова, ведь именно этот персонаж по замыслу Некрасова отражает того, кто в будущем просветит Россию и спасет народ. Однако еще нельзя не упомянуть об образе самого народа - это тоже главный образ и действующее лицо в произведении.

Например, читая "Пьяную ночь" и "Пир на весь мир" видно единение людей, как народа, когда проходит ярмарка, сенокос или массовые гуляния. Делая анализ "Кому на Руси жить хорошо", можно отметить, что индивидуальные черты личности не присущи семи мужикам, что явно указывает на замысел Некрасова. Их описание очень короткое, не выделить у отдельно взятого персонажа своего характера. К тому же мужики стремятся к одним целям и даже рассуждают чаще всего одновременно.

Счастье в поэме становится главной темой, и каждый персонаж по-своему понимает его. Поп или помещик стремятся разбогатеть и получить почет, у мужика счастье другое... Но важно понимать, что некоторые герои считают, что своего личного счастья иметь не нужно, потому что оно неотдилимо от счастья всего народа. Какие еще проблемы Некрасов поднимает в поэме? Он рассуждает о пьянстве, моральном упадке, грехе, взаимодействии старых и новых порядков, свободолюбии, бунте. Отдельно упомянем проблему женщины на Руси.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры