Краткая биография шаламова самое главное. Основные темы и мотивы творчества В

Главная / Измена мужа

XX век оказался одним из самых страшных столетий за всю историю человечества. Поколеблены или вовсе разрушаются вековые представления о незыблемости вечных истин - добра, нравственности, гуманности. XX век, обнажив скверные стороны человеческой сущности, показал беспомощность человека перед злом, воплощенном в Системе, в государственных структурах. Хрупким оказался нравственный слой человеческой души, треснувший под напором тоталитаризма.

Мартиролог поэтов XX века длиннее, их мучения ужаснее. Расстреляны Гумилев, Пильняк, Бабель, Корнилов, Васильев. Смерть от рака настигла Твардовского, Гроссмана, Трифонова. Лагерь убил Мандельштама. Трагичен уход Маяковского, Есенина, Цветаевой, Фадеева.

Но даже на этом фоне судьба Варлама Тихоновича Шаламова исключительна. Его лагерный опыт уникален и не повторен, к счастью, ни одним другим художником.

При жизни Варлам Шаламов был неудобным человеком и после смерти -- при том, что его произведения включены в школьную программу, -- остается чрезвычайно неудобным писателем, поскольку его взгляды на историю, на эволюцию разума, на моральный прогресс цивилизации идут вразрез с общепринятыми теориями прекраснодушных гуманитариев.

Шаламов и не любил эпитеты. Бесстрастная речь очевидца -- вот его метод. Произведения В.Шаламова, безусловно, имеют значение исторического свидетельства. Он сам прошел те круги ада, о которых рассказал, его проза - воплощение в слове кровоточащей памяти художника. Недаром его рассказы Ф.Сучков назвал "показаниями" автора. Да и сам Шаламов "Колымские рассказы" считал документом. Он ничего не объясняет, не вдается в анализ, не вскрывает подоплеку, не дает панорамы. На первый взгляд, его тексты -- цепь частных эпизодов. Вот кто-то сгнил заживо, вот другого зарезали из-за теплой фуфайки. Вот выясняется, что поговорка «работать, как лошадь» неверна: лошади гораздо менее выносливы, чем люди. Вот сцена раздачи и поедания селедки, которая вся, с головой, шкурой, хвостом и костями, рассасывается в беззубых арестантских ртах. Вот один ест сгущенное молоко, а десять стоят вокруг и смотрят -- не ждут, когда их угостят, а просто смотрят, не в силах отвести глаз. Рассказы короткие, иные на две-три страницы, почти миниатюры. Сюжетов, в общепринятом смысле, нет. Выделить какой-либо один или несколько рассказов -- «лучших», «наиболее характерных» -- невозможно. Шаламова можно начинать читать с любого места, с полуфразы -- мгновенное погружение обеспечено. Холод, голод, цинга, туберкулез, холера, физическое и нервное истощение, деградация и распад личности, равнодушие и жестокость, на каждой странице смерть, в каждом абзаце апокалипсис.

Лагерники Шаламова не трудолюбивы и не умеют жить. Они умирают. Они - полулюди-полузвери. Они сломаны и расплющены. Они пребывают в параллельной вселенной, где элементарные физические законы поставлены с ног на голову. Они озабочены -- буквально -- существованием «от забора до обеда».

Шаламов рассматривает не личность, а пепел, оставшийся при ее сгорании. Шаламова интересует не человеческое достоинство, а его прах.

Лагерь Шаламова -- королевство абсурда, где все наоборот. Черное -- это белое. Жизнь -- это смерть. Болезнь -- это благо, ведь заболевшего отправят в госпиталь, там хорошо кормят, там можно хоть на несколько дней отсрочить свою гибель.

В рассказе «Тишина» начальство в порядке эксперимента досыта накормило бригаду доходяг, -- чтоб работали лучше. Доходяги тут же бросили работу и устроились переваривать и усваивать невиданную двойную пайку, а самый слабый -- покончил с собой. Еда сообщила ему силы, и он потратил эти силы на самое главное и важное: на самоубийство.

В рассказе «Хлеб» герою невероятно повезло: его отправляют работать на хлебозавод. Бригадир ведет его в кочегарку, приносит буханку хлеба -- но истопник, презирая бригадира, за его спиной швыряет старую буханку в топку и приносит гостю свежую, еще теплую. А что герой? Он не ужаснулся расточительности истопника. Он не изумлен благородством жеста: выбросить черствый хлеб, принести голодному свежий. Он ничего не чувствует, он слишком слаб, он лишь равнодушно фиксирует происходящее.

Фамилии и характеры персонажей Шаламова не запоминаются. Нет метафор, афоризмов, никакой лирики, игры ума, никаких остроумных диалогов. Многие ставят это в упрек автору «Колымских рассказов». Утверждают, что Шаламов слаб как художник слова, как «литератор», обвиняют его в репортерстве и клеймят как мемуариста. На самом деле тексты Шаламова, при всем их кажущемся несовершенстве, изощренны и уникальны. Персонажи одинаковы именно потому, что в лагере все одинаковы. Нет личностей, нет ярких людей. Никто не балагурит, не сыплет пословицами. Рассказчик сух, а по временам и косноязычен -- ровно в той же степени, как косноязычны лагерники. Рассказчик краток -- так же, как кратка жизнь лагерника. Фраза Шаламова ломается, гнется, спотыкается -- точно так же, как ломается, гнется и спотыкается лагерник. Но вот рассказ «Шерри-бренди», посвященный смерти Мандельштама, -- здесь Шаламов уже работает практически белым стихом: ритмичным, мелодичным и безжалостным.

Шаламов последовательный и оригинальный художник. Достаточно изучить его эссе «О прозе», где он, например, заявляет, что текст должен создаваться только по принципу «сразу набело» -- любая позднейшая правка недопустима, ибо совершается уже в другом состоянии ума и чувства.

«Чувство» -- определяющая категория Шаламова. Рассуждениями о чувстве, подлинном и мнимом, полны его эссе и записные книжки. Способность и стремление к передаче подлинного чувства выводят Шаламова из шеренги «бытописателей», «этнографов», «репортеров», доказывают его самобытность.

Именно Шаламов подробно и аргументировано заявил: не следует переоценивать человека. Человек велик -- но он и ничтожен. Человек благороден -- но в той же степени подл и низок. Человек способен нравственно совершенствоваться, но это медленный процесс, длиной в столетия, и попытки ускорить его обречены на провал.

Его произведения - абсолютно отдельно стоящий остров в архипелаге "лагерной прозы". Неповторимое писательское видение, постоянное ощущение края жизни, за которым - лишь безумие, особые художественные приемы, отрицание классических реалистических традиций - все вобрала эта проза.

Варлам Шаламов - реалист. Но окружающая его действительность сюрреалистична. Страшные картинки умеют создавать и авторы западных триллеров - но они постянно балансируют на грани черного юмора и самопародии, особенно часто впадая именно в эту последнюю. В.Шаламов ни в малой мере не стремится "пощекотать нервы". В мире, полном зла и насилия, искусство, даже страшное и жестокое, выступает как носитель добра и надежды благодаря своей духовной чистоте.

Глубочайший, может быть, далеко не оцененный смысл творчества В.Шаламова в том, что всей художественной тканью своих произведений он отстаивает самоценность жизни: цель жизни - не в "построении" чего бы то ни было, она - в самой жизни.

  • 5 июня 1907 года (по старому стилю это было 18 июня) - Шаламов Варлам Тихонович появился на свет в Вологде.
  • Отец – Тихон Николаевич Шаламов (от. Тихон), священник, несколько лет прослуживший в Американской православной миссии на Аляске. Мать будущего писателя была учительницей. В семье, кроме Варлама, который был младшим ребенком, росли еще четверо детей.
  • 1914 год – поступление Шаламова в вологодскую гимназию Александра Благословенного.
  • 1923 год – окончание школы второй ступени в Вологде.
  • 1924 год – переезд будущего писателя в Москву.
  • 1924 -1926 года – Варлам Шаламов работал дубильщиком на одном из кожевенных заводов в Подмосковье (Кунцево).
  • 1926 год – поступление в МГУ на недавно созданный факультет советского права, где в скором времени он начал сотрудничать с троцкистской группой МГУ.
  • 1928 год – отчисление из МГУ. Официальная причина - "за сокрытие социального происхождения», а истинная – не указал в анкете, что отец священник.
  • 1927 - 1929 год - участие Шаламова в политических оппозиционных демонстрациях.
  • 19 февраля 1929 год – арест Варлама Шаламова за подпольное распространение дополнения к письму «Завещание Ленина », а также за связь с троцкистской группой.
  • 1929-1932 год – концентрационный лагерь (концлагерь) и ссылка на Урал в Соловки (Вишерское отделение Соловецких лагерей особого назначения).
  • 1932 год – возвращение Шаламова в столицу, где он занялся писательской деятельностью: печатает статьи в ведомственных журналах, пишет очерки, статьи.
  • 29 июня 1934 год - брак Варлама Тихоновича с Галиной Игнатьевной Гудзь.
  • 13 февраля 1935 год – рождение единственной дочери Елены.
  • Январь 1937 год – второй арест Шаламова. В этот раз ему вменялась «контрреволюционная троцкистская деятельность». Писатель был осужден на 5 лет лагерей с использованием на тяжелых физических работах. Отбывал срок Шаламов на Калыме.
  • 22 июня 1943 год – новый, на этот раз 10-летний, срок заключения за антисоветскую агитационную работу. По словам писателя, осудили его за то, что он в разговоре причислил Бунина к русским писателям-классикам.
  • 1946 - 1953 год – Шаламов, освоив профессию фельдшера, трудится в хирургическом отделении больницы, устроенной для заключенных, которая располагалась в поселке Дебин на левом берегу р. Колымы, а также в поселке лесорубов.
  • 1949 год – Варлам Тихонович начинает писать стихи, которые позже войдут в его знаменитые "Колымские тетради".
  • 1951 год – освобождение из лагеря без права покидать Колыму в течение двух лет. Также писателю было запрещено возвращение в Москву.
  • 1953 год – отъезд с Колымы в Калининскую область. В пос. Туркмен Шаламов трудится агентом по снабжению, а также мастером на торфоразработках.
  • 13 ноября 1953 год - Шаламов лично встречается с Б. Пастренаком, с которым до этого был знаком только заочно. Пастернак помогает Шаламову наладить общение с представителями литературных кругов.
  • 1954 год – развод Варлама Шарламова с Г.И. Гудзь.
  • 1956 год – реабилитация Шаламова, его возвращение в Москву. Писатель начал опять печататься в журналах, среди которых «Знамя», Юность», «Москва». Женитьба на О.С.Неклюдовой.
  • 1961 год – выход книги стихов «Огниво».
  • 1964 год - издание «Шелеста листьев».
  • 1966 год – расторжение брака с О.С.Неклюдовой.
  • 1966 - 1967 года - Шаламов работает над созданием «Воскрешения лиственницы» (рассказы).
  • 1967 год - «Дорога и судьба» (книга стихов).
  • 1972 год - выходят в свет «Московские облака» (стихи). В этом же году Варлам Шаламов стал членом Союза писателей СССР.
  • 1972 год – Шаламов публикует в «Литературной газете» письмо, в котором выступает с протестом против издательств, которые самовольно публикуют произведения авторов, нарушая их авторское право и волю. Писательские круги негативно восприняли данное послание, многие из них отворачиваются от Шаламова.
  • 1973 – 1982 года – жизнь в Доме инвалидов и престарелых в Тушино, куда Шаламов был определен в связи с тяжелой болезнью – Варлам Тихонович утратил зрение и слух, тяжело передвигался.
  • 1977 год - издание «Точки кипения» (сборник стихов)
  • 15 января 1982 года – перевод писателя в пансион для психохроников.
  • 17 января 1982 года – смерть Шаламова, вызванная пневмонией, которой Варлам Тихонович заболел во время транспортировки в пансион.

Вопросы

Основные темы лирики

1. Тема «малой родины»

Многие стихи посвящены родным местам Загорье. Твардовский: «Загорье, смоленская деревня, ее природа, цвета ее и запахи, ее незаменимая для художника память - все это мне было дано от рождения - само собой».

2. Пейзажная лирика

Философичность, обладает сильно выраженной изобразительной силой.

Связана с жизнью в родном Загорье. «Оттуда, от земли» все: и взгляд поэта, близкий крестьянскому восприятию жизни, и естественное, гармоничное слияние с миром природы, и усвоенные им народные приметы, которые обозначили движение стихотворной строки в пейзажных этюдах Твардовского.

3. Тема матери (цикл стихов «Памяти матери»)

«Самая драгоценная память человеческая - память матери». Эти слова А. Твардовского раскрывают суть всей темы.

4. Тема поэта и поэзии

Традиционная в русской литературе тема получила в лирике Твардовского неординарное решение. Следует прежде всего отметить исповедальный характер лирики. В стихах на эту тему чаще всего обозначается ситуация: «поэт наедине с самим собой». Она неоднозначна, что сказывается на интонации, выборе слов, на характере авторской исповеди.

5. Военная лирика

В ней постигается судьба фронтового поколения, воссоздается его духовный, нравственный портрет. Тесно связана с темой памяти. Трагизм хода истории был для Твардовского очевиден. И он сумел рассказать об этом по-своему. Военные стихи написаны с полной достоверностью - и чисто внешней, и психологической. Это ощущение человека, который был сам участником событий, когда «было все на кону», когда «решалась судьба Отечества».

6. Тема памяти

В его стихах сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный». Они выносятся в заглавия стихотворений, становятся ключевыми в развитии темы. С них нередко начинаются лирические признания поэта, его размышления. Обращение к прошлому, к памяти позволяет постичь высшие моменты бытия. Память питает лиризм поэта, восстанавливает то, что было подлинным счастьем и радостью.

1. Познакомьтесь с биографией Шолохова. Каков вклад А. Твардовского в отечественную литературу?

2. Каковы основные мотивы и темы лирики А. Твардовского?

3. Как раскрывается в творчестве А. Твардовского тема Великой Отечественной войны?

4. Как раскрывается в творчестве А. Твардовского тема памяти?

Задания

Сделайте анализ стихотворений «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю никакой моей вины…» по плану.

(1907 - 1982)

Родился в Вологде, в семье священника. Отец его был человеком прогрессивных взглядов, поддерживал связи со ссыльными, жившими в Вологде. В своей автобиографической повести о детстве и юности "Четвертая Вологда" Шаламов рассказывает, как формировались его убеждения, как жажда справедливости стала для него чем-то вроде навязчивой идеи.



В 1924 году Шаламов уезжает в Москву и, проработав два года дубильщиком на кожевенном заводе, поступает в МГУ на факультет советского права. Он активно участвует в бурлящей столичной жизни: митинги и литературные диспуты, демонстрации и чтение стихов... В феврале 1929 года Шаламов был арестован за "антисоветскую пропаганду" и был приговорен к трем годам лагерных работ на Северном Урале. В 1932 году вернулся в Москву. Стал работать в журналах, писать. Готовилась книжка рассказов. План был такой: в 1938 году первая книжка прозы. Потом вторая книжка. Сборник стихов.

В 1937 году - новый арест. На этот раз пять лет колымских лагерей. Новый срок - десять лет - в 1943 году, он зачем-то назвал Бунина русским классиком. Через три года Шаламову улыбнулась фортуна - один колымский врач-фельдшер отправляет его на левый берег, в центральную больницу, и это спасло жизнь писателя. А еще спустя три года, на ключе Дусканья, Варлам Тихонович впервые за все годы заключений записывает свои стихи. Он был освобожден в 1951-м, но уехать на "материк" не смог. В 1952 году волею случая завязывается пятилетняя переписка с Борисом Пастернаком. В 1953 году ему разрешили вернуться в Центральную Россию, но без права жить в больших городах. На два дня, тайно, Шаламов приехал в Москву, чтобы после шестнадцатилетней разлуки повидаться с женой и дочерью.

В 1957 году Шаламов был реабилитирован, вернулся в Москву и, работая в журнале "Москва" внештатным корреспондентом, печатал очерки и зарисовки. Другими редакциями рассказы Шаламова возвращаются. Писатель переживает его чрезвычайно тяжело, он чувствует себя ненужным обществу. Но он продолжает серьезно работать - в 1961 году выходит в свет сборник стихов "Огниво", в 1964-м - "Шелест листьев", в 1967-м - "Дорога и судьба". Еще через четыре года дописана повесть "Четвертая Вологда", в 73-м году завершена работа над "Вишерой", "Федором Раскольниковым" и сборником рассказов "Перчатка". Шаламов работал до последних дней - даже в тяжелейшем состоянии здоровья он диктовал стихи и воспоминания. Зиму он не любил, часто болел. В январе 1982 года Шаламов умер.

В 1987 появились первые серьезные публикации его прозы и стихов из колымских тетрадей. Общество внезапно заинтересовалось его работами, и появились издания сборников "Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы", "Перчатка, или КР-2". Над этой эпопеей автором велась с 1954 по 1973 год - к ней примыкают также "Воспоминания" о Колыме и "Антироман", включающий в себя цикл рассказов о лагерях Вишеры.

«Колымские рассказы» (1954-1973)

Варлам Шаламов справедливо считается первооткрывателем лагерной темы в русской литературе XX века. Но получилось так, что его произведения стали известны читателю уже после опубликования произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Потому «Колымские рассказы» чаще всего воспринимаются на фоне прозы Солженицына, в сопоставлении и сравнении с нею. И сразу бросается в глаза: Шаламов жестче, беспощаднее, однозначнее в описании ужасов ГУЛАГа, чем Солженицын.

В “Колымских рассказах” отражена проблема противостояния личности и государственной машины, трагедии человека в тоталитарном государстве. Причем показана последняя стадия этого конфликта - человек, находящийся в лагере. И не просто в лагере, а в самом страшном из лагерей, воздвигнутом самой бесчеловечной из систем.

Названия произведений Шаламова коротки и лаконичны. Но в двух-трех словах автор пытается выразить всю суть момента, его идейную нагрузку. Как и названия, коротки сами рассказы. Они скорее напоминают миниатюры. Писатель старается изображать не динамику событий, а размышления человека, его страдания. Поэтому чаще всего Шаламов обращается к портрету героя. Автор дает описание только одной черты в человеке, которая помогает нам наиболее полно представить себе героя. Это может быть почерк, трудолюбие или набожность.

Все герои Шаламова - люди разные: военные и гражданские, инженеры и рабочие. Они свыклись с лагерной жизнью, впитали в себя ее законы. Порой, глядя на них, мы не знаем, кто они: разумные ли существа или животные, в которых живет один лишь инстинкт - выжить во что бы то ни стало.

В «Колымских рассказах» Шаламов повествует о том, как осужденные быстро теряли свое прежнее «лицо» и часто зверь был милосерднее, справедливее и добрее их. И действительно, персонажи В. Шаламова, как правило, утрачивают веру в добро и справедливость, представляются нравственно и духовно опустошенными. Лагерный же опыт настолько исказил личность, что ее представления о жизненных ценностях становятся далекими от обычных, даются в «перевернутом» виде.

Так, например, один из героев «Колымских рассказов» всерьез не хочет «возвращаться в свою семью», где его уже «не поймут, не смогут понять». Родному дому он предпочитает тюрьму - «единственное место», где люди «говорили все, что они думали», где они отдыхали «душой» и «телом», где есть еще «свобода». Осужденные, «живые мертвецы», понимают, что их «привезли на смерть», поэтому жизнь в их понимании - «не такая уж большая ставка в лагерной игре».

Разумеется, лагерное бытие порождало и характеры иного плана, и их не обошел вниманием писатель. С нескрываемой симпатией рисует он образы тех узников, кому человеческое обаяние и достоинство помогла не потерять ранняя смерть. Таков герой рассказа «Надгробное слово» бывший скрипач Сережа Кливанский. Остроумный, ироничный, веселый и общительный, с непосредственностью ребенка, он не потерял интереса «к жизни, к событиям ее». Он «делился последним куском, вернее, еще делился... Это значит, что он так и не успел дожить до времени, когда ни у кого не было последнего куска, когда никто ничем ни с кем не делился». Не утратившим индивидуального лица предстает и «неплохой парень» бригадир Дюков. Романтик и энтузиаст по складу натуры, он сразу же по прибытии в лагерь выступил на собрании с целью перевоспитания, моральной перековки уголовников - «друзей народа». Однако поиски правды привели героя к конфликту с высоким начальством, а в конечном итоге - к расстрелу.

Трагически складывается также судьба майора Пугачева и одиннадцати его товарищей, пытавшихся совершить побег из лагеря, нашедших «в себе силы поверить в него, Пугачева, и протянуть руки к свободе. И в бою умереть» («Последний бой майора Пугачева»).

В рассказе «Афинские ночи» Шаламов пишет о том, что у заключенных, помимо самых элементарных потребностей, сформировалась еще одна, не предусмотренная никем, потребность читать и слушать стихи.

По убеждению Шаламова, «лагерь был великой пробой нравственных сил человека... и девяносто девять процентов людей этой пробы нс выдержали». «... Ни одному человеку в мире не надо знать лагерей». Человек здесь «становится только хуже. И не может быть иначе. В лагере есть много такого, чего не должен видеть человек»,- в этом своем главном выводе Шаламов, конечно, расходится с Солженицыным.

18.06.1907 – 17.01.1982

Писатель Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны. В 1914 г. поступил в гимназию имени Александра Благословенного г. Вологды. В 1923 г. окончил единую трудовую школу второй ступени №6, располагавшуюся в бывшей гимназии. В 1924 г. уехал из Вологды и поступил на работу дубильщиком на кожевенный завод г. Кунцево Московской области.

В 1926-м поступает по направлению от завода на 1-й курс Московского текстильного института и одновременно по свободному набору на факультет советского права Московского государственного университета. Выбирает МГУ.

19 февраля 1929 г. арестован при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает за это как «социально-опасный элемент» 3 года заключения в лагерях. После содержания в Бутырской тюрьме прибывает с этапом в Вишерский лагерь (Северный Урал). Работает на строительстве Березниковского химкомбината под руководством Э.П.Берзина, будущего начальника колымского Дальстроя. В лагере встречается с Галиной Игнатьевной Гудзь, будущей первой женой (поженились в 1934).

В октябре 1931 г. освобожден из исправительно-трудового лагеря, восстановлен в правах. В 1932 возвращается в Москву и начинает работать в профсоюзных журналах «За ударничество» и «За овладение техникой», с 1934 – в журнале «За промышленные кадры».

В 1936 г. Шаламов публикует первую новеллу «Три смерти доктора Аустино» в журнале «Октябрь» №1.

13 января 1937 г. писатель арестован за контрреволюционную троцкистскую деятельность и вновь помещен в Бутырскую тюрьму. Особым совещанием осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях с использованием на тяжелых работах. 14 августа с большой партией заключенных на пароходе прибывает в бухту Нагаево (Магадан). До декабря 1938 г. работает в золотодобывающих забоях прииска «Партизан». В декабре 1938 г. арестован по лагерному «делу юристов». Находится в следственной тюрьме в Магадане («Дом Васькова»), после чего переведен в тифозный карантин магаданской пересыльной тюрьмы. С апреля 1939 по май 1943 работает в геологоразведочной партии на прииске «Черная речка», в угольных забоях лагерей «Кадыкчан» и «Аркагала», на общих работах на штрафном прииске «Джелгала».

В мае 1943 г. арестован по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес писателя И.А. Бунина. 22 июня 1943 г. на суде в пос. Ягодном осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей. Осенью 1943 г. в состоянии «доходяги» попадает в лагерную больницу «Беличья» близ пос. Ягодное. После выписки работает в шахте на прииске «Спокойный». Летом 1945 тяжело больным находится в больнице «Беличья». С помощью сочувствующих медиков выходит из предсмертного состояния. Остается временно в больнице культоргом и подсобным рабочим.

Осенью 1945 г. работает с лесорубами в тайге на зоне «Ключ Алмазный». Не выдержав нагрузки, решается на побег. В наказание направляется на общие работы на штрафной прииск «Джелгала». Весной 1946 г. находится на общих работах на прииске «Сусуман». С подозрением на дизентерию вновь попадает в больницу «Беличья». После выздоровления с помощью врача А.М. Пантюхова направляется на учебу на курсы фельдшеров в лагерную больницу на 23-й километр от Магадана. После окончания курсов направляется на работу фельдшером хирургического отделения в Центральную больницу для заключенных «Левый берег» (пос. Дебин, 400 км от Магадана). Доработает фельдшером в поселке лесорубов «Ключ Дусканья». Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». В 1950 – 1951 гг. работает фельдшером приемного покоя больницы «Левый берег».

13 октября 1951 г. срок заключения окончен. В последующие два года по направлению треста «Дальстрой» работает фельдшером в поселках Барагон, Кюбюма, Лирюкован (Оймяконский район, Якутия), чтобы заработать деньги для отъезда с Колымы. Продолжает писать стихи и написанное отправляет через знакомого врача Е.А. Мамучашвили в Москву к Б.Л. Пастернаку. Получает ответ. Начинается переписка двух поэтов.

12 ноября 1953 г. возвращается в Москву, встречается с семьей. Сразу же встречается с Б.Л. Пастернаком, который помогает установить контакты с литературными кругами. В 1954 г. Шаламов начинает работу над первым сборником «Колымские рассказы». К этому же времени относится расторжение брака с Г. И. Гудзь.

В 1956 г. переезжает в Москву, заключает брак с О.С. Неклюдовой. Работает внештатным корреспондентом журнала «Москва», Публикует первые стихи из «Колымских тетрадей» в журнале «Знамя», №5. В 1957 - 1958 гг. переносит тяжелое заболевание, приступы болезни Меньера, лечится в Боткинской больнице.

В 1961 г. издает первую книжку стихов «Огниво». Продолжает работать над «Колымскими рассказами» и «Очерками преступного мира». В 1964 г. издает книгу стихов «Шелест листьев». Год спустя завершает сборники рассказов колымского цикла «Левый берег» и «Артист лопаты».

В 1966 г. Шаламов разводится с О.С. Неклюдовой. Знакомится с И.П. Сиротинской, в ту пору сотрудницей Центрального государственного архива литературы и искусства.

В 1966 – 1967 гг. создает сборник рассказов «Воскрешение лиственницы». В 1967 г. издает книгу стихов «Дорога и судьба». В 1968 – 1971 гг. работает над автобиографической повестью «Четвертая Вологда». В 1970 - 1971 гг. – над «Вишерским антироманом».

В 1972 г. на Западе, в издательстве «Посев», были опубликованы «Колымские рассказы». Шаламов пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против самовольных незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с писателем.

В 1972 г. Шаламов издает книгу стихов «Московские облака». Принят в Союз писателей СССР. В 1973 – 1974 гг. работает над циклом «Перчатка, или КР-2» (заключительным циклом «Колымских рассказов»). В 1977 г. издает книгу стихов «Точка кипения». В связи с 70-летием представлен к ордену «Знак почета», но награды не получает.

В 1978 г. в Лондоне, в издательстве «Overseas Publications», выходит книга «Колымские рассказы» на русском языке. Издание осуществлено также вне воли автора. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Начинает терять слух и зрение, учащаются приступы болезни Меньера с потерей координации движений. В 1979 г. с помощью друзей и Союза писателей направляется в пансионат для престарелых и инвалидов.

В 1980 г. получил известие о присвоении ему премии французского Пен-клуба, но премии так и не получил. В 1980 - 1981 гг. - переносит инсульт. В минуты подъема читает стихи навещавшему его любителю поэзии А.А. Морозову. Последний публикует их в Париже, в «Вестнике русского христианского движения».

14 января 1982 г. по заключению медкомиссии переводится в пансионат для психохроников. 17 января 1982 г. умирает от крупозного воспаления легких. Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.

Биография составлена И.П.Сиротинской, уточнения и дополнения – В.В. Есипов.

Плюсануть

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры