Методика преподавания чтения для дошкольников. Методики обучения чтению можно разделить на три группы

Главная / Измена мужа

Специалисты детского центра «Малка» при Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» - о том, что такое методика обучения чтению Натальи Пятибратовой и почему именно её стоит выбрать для своего малыша.

Кто такая Наталья Пятибратова

Наталья Пятибратова – прославленный логопед-дефектолог. Она разработала методику, которую уже больше 7 лет применяют в коррекционной педагогике для обучения речи, чтению, письму и математике. Эта методика используется в обычных и коррекционных детских садах и школах. Она эффективна даже в решении сложных проблем: задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, дисграфия, дислексия, нарушения зрения.

Обучение чтению по методике Натальи Пятибратовой

Занятия по методике Пятибратовой – это увлекательная подвижная игра, которая позволяет обучить ребенка чтению без вреда для здоровья и утомительного сидения за партой. Начинать можно уже с двух лет, когда малыш немного говорит и впервые проявляет интерес к буквам.

В основе методики - принцип чтения по складам. Склад - единица чтения, которая представляет комбинацию из согласной и гласной или же любая одиночная буква. Например, слово «прут» состоит из 3 складов («п», «ру», «т»), слово «крошка» - из 4 («к», «ро», «ш», «ка»).

Горячим сторонником чтения по складам в раннем возрасте был Лев Толстой, который с помощью них учил читать крестьянских детей и с гордостью демонстрировал впечатляющие результаты представителям Московского комитета грамотности. Его школьное пособие «Азбука» разошлось огромным тиражом и во многом поспособствовало искоренению безграмотности в первой половине XX века.

iconmonstr-quote-5 (1)

В качестве основного инструмента на занятиях используются кубики педагога Николая Зайцева.

Кубики служат прекрасным материалом для того, чтобы включить все каналы восприятия: через цвет, размер, форму, звук. Ведь они отличаются друг от друга объемом, цветом и наполнителями (металлические и деревянные) - в зависимости от характеристик тех или иных звуков (глухой/звонкий, твёрдый/ мягкий и т.д.).

В процессе обучения дети пропевают склады, делают ритмические движения, придумывают понятные ассоциации. Всё это способствует быстрому прогрессу в запоминании слов.

Этапы обучения чтению и примеры заданий

Весь период обучения по методике Пятибратовой можно условно разделить на три этапа.

Первый этап. Во время подготовительного этапа дети привыкают к кубикам, учатся выполнять самые простые задания.

Игра «Волшебный мешочек»

Педагог демонстрирует детям мешочек. Внутри - несколько кубиков с буквами наиболее простыми для пропевания (У-О-А-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М и т.д). Малыш достаёт из мешка кубик, поворачивает его в руке и вместе с педагогом пропевает те склады, которые написаны на нём. Затем ребёнок берёт указку и показывает те склады, которые пропел, в специальной таблице.

На последующих занятиях педагог добавляет в мешочек те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие или мягкие слияния и т.д.

Второй этап. На занятиях основного этапа дети уже могут самостоятельно выкладывать слова из кубиков, читать их, понимать, что такое «большая буква», ударение и длина слова.

Игра «Смешные слова»

Каждому ребёнку педагог предлагает сложить из кубиков смешное слово. Малыши могут взять любое количество кубиков и поставить их в ряд. Педагог объясняет детям, что чем короче слово, тем оно смешнее. После «написания» слов дети их читают по складам, а затем пробуют выбрать среди всех самое смешное.

iconmonstr-quote-5 (1)

Эта игра - подготовительный этап к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Она поможет ребёнку в будущем составлять настоящие слова, обладающие смыслом.

Третий этап заключается в развитии навыков письма и составления простых фраз с такими знаками препинания, как запятая, точка.

Игра «Живое слово»

Перед детьми в произвольном порядке разложены несколько кубиков (по количеству ребят в подгруппе). Из кубиков нужно составить конкретное слово, которое задумал педагог. Каждый ребенок берет по одному из этих кубиков, и педагог предлагает составить настоящее слово.

Затем просит подойти того ребенка, у которого есть кубик с первым складом задуманного слова, например МО (для слова МОЛОКО). Задание звучит так: «МО, подойди сюда»: ребенок становится возле педагога. Затем педагог по очереди приглашает каждого ребёнка так, чтобы малыши выстроились в шеренгу в правильном порядке. Кубики малыши держат перед собой.

После того, как все склады слова названы, дети самостоятельно пробуют прочитать получившееся слово. Им легче составлять слово, соединяя по слуху в одно слово называемые склады. Если слово прочитать не получается, ребята по порядку ставят кубики на полку и читают слово обычным способом.

iconmonstr-quote-5 (1)

Благодаря методике Пятибратовой дети довольно скоро начинают читать.

) - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. В современную жизнь повсеместно внедряются компьютерные обучающие программы. Нами разработан хорошо иллюстрированный онлайн вариант Букваря для детей. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин.

Обратимся к истории. Первым русский Букварь напечатал первопечатник Иван Федоров во Львове в 1574 году. Букварь содержал алфавит, раздел обучения буквослагательному методу, правила грамматики, орфографию, материал для чтения. Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова. Издан Московским печатным двором в 1634 году. Этот букварь отличался особым изяществом и простотой. Книга имела небольшой удобный формат. В отличие от Ивана Федорова Бурцов красным цветом выделял буквы, слоги и названия разделов букваря. В букваре использовались красивые шрифты и графическое оформление, построение каждой страницы четкое, хорошо продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук. Дополнительно, рекомендуем НОВЫЙ БУКВАРЬ (работает на всех типах компьютеров, адаптирован к мобильным устройствам).


Новый видео - букварь на youtube. Уважаемые родители и педагоги! Представляем вам новинку - уникальный ВИДЕО-БУКВАРЬ. Что это такое? Это увлекательные видео-уроки, которые позволят вашему ребенку в игровой форме изучить буквы, научиться читать слоги и простые слова. Большое внимание в видео-букваре уделяется развитию фонематического слуха. Последовательность прохождения букв полностью совпадает с подачей материала в букваре Н.С.Жуковой. Ваш ребенок запомнит все буквы и легко научится читать простые слова и предложения.


Буквы. Игры с буквами. Упражнения для повторения и запоминания букв. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки в словах и подбирать слова на заданную букву. Упражнения и игры для повторения и запоминания букв имеют разный уровень сложности. Некоторые дети не могут с первого раза выполнить все задания. Задание, вызвавшее затруднение, можно пропустить и вернуться к...


Слоги. Уроки по чтению слогов. На страницах нашего сайта вы найдете большое количество материалов для обучения детей чтению слогов и послоговому чтению слов. К сожалению, в большинстве азбук и букварей, которые продаются в магазинах, отсутствуют методические указания по способам обучения чтению слогов. Первые страницы таких изданий знакомят детей с буквами, а затем даются упражнения для чтения слогов и послогового чтения слов. Часто упражнения на чтение слогов и послоговое чтение не имеют никаких пояснений. Но как ребенку прочитать слог? В нашем Букваре имеется видео с методическими указаниями по составлению и чтению слогов. В уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих упражнениях раздела "Обучение чтению" большое внимание уделялось звуковому анализу слов и слогов, развитию фонематического слуха. Задания подраздела "Учимся читать слова" построены на шести типах разных методик: привязка слова к зрительному образу; привязка зрительного образа к слову; соотнесение отдельных слов с группами зрительных образов, объединенных вместе по смыслу; изучение понятий часть и целое; поиск спрятанных слов в таблице букв; замена буквы в слове с целью изменения смысла слова.


Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным? Какую игру по чтению придумать, чтобы ребенок сам был заинтересован учиться читать. Предлагаем вам изготовить для него специальную игру для обучения чтению. Смастерить книжку - игрушку для чтения совсем несложно. Вам понадобится блокнот на пружине, либо обычный альбом для рисования. Страницы блокнота (альбома) при помощи...


Обучение чтению дошкольников Учимся читать онлайн вместе с занимательными играми из раздела "Обучение чтению дошкольников" нашего сайта. Здесь вы найдете 120 игр обучающих чтению онлайн, разбитых для удобства на 20 уроков. Игры онлайн для обучения чтению представлены в порядке возрастания их сложности: сначала игры с буквами, потом игры со слогами, после этого игры со словами и игры с предложениями. Также в уроки по обучению чтению включены упражнения, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия. Все обучение проводится в увлекательной игровой форме.

Самое популярное в разделе чтение


Букварь - первая книга, с которой начинают обучение грамоте. Предлагаем вашему вниманию лучший в Рунете вариант онлайн Букваря. При разработке Букваря использовались проверенные временем разработки психологического центра Адалин. Букварь содержит мультимедийные интерактивные...


Материалы для занятий по букварю Не все дошкольники с желанием занимаются по Букварю. Предлагаемые материалы содержит 750 карточек и бланков с интересными и разнообразными заданиями. Они обязательно помогут превратить изучение букваря в увлекательное занятие. ...


Развитие фонематического слуха В этой статье мы расскажем вам об играх, которые подготавливают ребенка к обучению грамоте. Речь пойдет о специальных упражнениях на развитие фонематического слуха у дошкольников. Дошкольнику с хорошо развитым фонематическим слухом будет гораздо проще овладеть чтением и письмом...


Буквы. Упражнения и игры. Повторить и закрепить пройденный в Букваре материал вам помогут упражнения и развивающие игры из этого раздела. Наши развивающие игры позволят дошкольнику запомнить образ (написание) печатных букв русского алфавита, научат на слух идентифицировать звуки и...


Слоги. Уроки по чтению слогов В наших уроках по чтению слогов несколько типов заданий и упражнений. В заданиях и упражнениях к урокам используются хорошо известные ребенку слова, состоящие из 2-3 слогов. Слоги состоят из двух букв, гласной и согласной. Как правило, у ребенка не...


Учимся читать слова Переходить к урокам по обучению чтению слов рекомендуется после занятий по нашему Букварю и по заданиям подразделов "Игры с буквами", "Уроки чтения слогов". Одного умения правильно читать слова ребенку недостаточно. Он должен понимать смысл прочитанного. В предыдущих...


Игры учимся читать. Книжка-игрушка Если ваш маленький ученик уже более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, то можно переходить с ним к чтению простых предложений. Но, согласитесь, что это очень скучно читать банальные фразы типа "Мама моет раму". Как же сделать процесс обучения чтению более увлекательным?...


Уроки чтения Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по чтению. Каждый урок включает в себя 6 игр на чтение. Часть игр направлена на развитие общих способностей, необходимых ребенку для обучения чтению. Другие игры по обучают звукам, буквам и слогам, помогают...


На протяжении десятков лет сложились и развиваются и поныне различные методики обучения детей чтению . Сейчас существует несколько наиболее распространенных методик обучения чтению. И перед родителями встает вопрос: какую методику выбрать? Как лучше и легче учить ребенка читать ?

Давайте подробнее рассмотрим методики обучения чтению, чтобы легче было определиться с выбором нужной.

Самой распространенной, официально признанной является звукобуквенная методика обучения чтению Эльконина (аналитико-синтетический подход). Этот используется в школе. Практически все Буквари построены именно на этом способе обучения чтению.

Выбирая эту методику обучения чтению, следует обратить внимание, что основана она на аналитико-синтетических операциях. А как Вы считаете, в 3-4 года ребенок способен анализировать и синтезировать материал? В этом возрасте только закладывается умение анализировать и то не у всех детей. Часто, даже придя в школу, дети испытывают затруднения в анализе, а что говорить о малышах 3-4 лет.

Изначально эта методика обучения была рассчитана на детей 6-7 лет. Сейчас начинают учить читать гораздо раньше, но совершенно не обращают внимания на возможности ребенка. Конечно, обучать чтению по традиционной методике намного легче, ведь все это знакомо нам с детских лет, есть множество различных букварей, книг и пособий. Бери и учи.

И здесь совершается множество ошибок, которые значительно затрудняют ребенку процесс обучения чтению. Одна из самых распространенных ошибок – . Наверняка, каждый из Вас сталкивался с ситуацией, когда ребенок буквы знает, а читать не умеет. Знание букв не обеспечивает умение читать! И этот способ обучения подходит старшим дошкольникам, но не подходит малышам.

Следующей по распространенности является Этот метод предполагает обучение чтению на основе складов. Обучение по кубикам Зайцева проходит в виде веселой, подвижной и увлекательной игры. При обучении чтению по этой методике ребенок сидеть на одном месте просто не сможет. Сейчас методика Зайцева получила широкое распространение, но большей частью в негосударственных учреждениях. Есть клубы, курсы, частные детские сады, где учат читать детей по методике Зайцева, но в школах она не применяется.

Хорошо это или плохо – сказать однозначно нельзя. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. Надо просто их учесть.

Еще одна известная методика обучения чтению Г. Домана . Много лет назад, обучая чтению умственно отсталых детей, Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. И дети научились читать.

Сейчас этот метод используется как для обучения особых детей, так и для обучения здоровых детей.

Как говорится, и на солнце есть пятна. У каждой методики обучения чтению есть свои достоинства и недостатки, есть какие-то нюансы, которые надо обязательно учитывать.

А что, если объединить лучшее из всех этих методик? Что получится? И как это практически сделать?

А в комментариях напишите, пожалуйста, какие методики вы использовали и какие результаты получили.

А здесь Вы можете посмотреть фрагмент занятия по методике Зайцева.

Множество. И выбор оптимальной из них будет зависеть от множества факторов, в частности возраста малыша и его готовности воспринимать ту или иную информацию.

Все подходы к обучению чтению могут быть разделены на 4 вида:

  • аналитико-синтаксический;
  • буквосослагательный;
  • чтение целыми словами;
  • складовый.

В современных российских школах применяется первый из перечисленных методов. Исходя из методики обучения, единицей чтения в нем являются звуки, которые в последующем складываются в слоги.

Аналитико-синтаксические слоговые методики

Аналитико-синтаксические методики выделяет четкая структурированность единиц речи и четкая последовательность порядка обучения:
«звук → буква → слог → слово → фраза → предложение».

Их существенное отличие заключается в том, что малышу не предлагается сразу же изучить алфавит . Прежде он знакомится со звуками, учится слышать их в слове, анализирует состав слова.

Ярким примером аналитико-синтексической методики обучения может выступать система Эльконина-Давыдова.

Развивающая аналитико-синтексическая система Эльконина — Давыдова

Согласно данной методике процесс обучения делится на следующие этапы :

  1. Добуквенный или звуковой. Игры данного периода направленные на научение ребенка слышать определенные доминирующие звуки, а также произносить их. Примерами таких игр является звукоподражание (как гудит поезд, как дует ветер), выделение основного звука в стихах нахождение заданного звука.
  2. Научение ребенка определять звуковой состав слова (из каких звуков состоит слово, твердые и мягкие согласные).
  3. Звуковой анализ слова, когда ребёнок учится считать количество звуков в словах, находить ударный звук.
  4. Буквенный этап. На котором ребёнок переходит к изучению алфавита.
  5. Составление слогов с изученными буквами.
  6. Чтение слов.

Достоинства аналитико-синтексических методик:

  • Родителям в целом понятна и знакома данная система.
  • Дети получают развернутое представление о фонетике.
  • Легче происходит усвоение грамматики и орфографии.
  • У детей воспитывается особая чувствительность к звучанию и написанию слов, вследствие чего они избавлены от ошибок первоклассников (пропуск букв, перестановка букв).
  • Методики не противоречат школьной программе, ребенку не приходиться «переучиваться».
  • Прекрасно подходят детям с задержкой речевого развития, могут применяться параллельно с работой логопеда.

Недостатки методик:

  • Данные методики лучше подходят для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и тяжело применимы для раннего обучения чтению, поскольку требуют регулярных занятий и упражнений, мало похожих на игру.

Буквосослагательные методики

Буквосослагательный метод предлагают в основном зарубежные авторы. Он предполагает изучение букв, в качестве единиц чтения и последующее составление из них слов (побуквенное чтение). При этом уделяется особое внимание всестороннему изучению букв и их запоминанию. Этап же составления слогов при «чистом» буквосослагательном подходе опускается. В качестве примера можно привести систему раннего развития, предложенную Монтессори.

Обучение чтению по методу Монтессори

Обучение начинается со всестороннего знакомства с буквами, как элементом языка.

Процесс условно делится на три этапа:

  1. Знакомство с буквой как символом. Ребенок учится писать буквы с помощью специальных рамок, раскрашивает их, изучает и рассматривает различные варианты исполнения букв (из ткани, бумаги, пластмассы, разнообразных текстур и цветов).
  2. Изучение звуков и соотнесение их со знакомым символами. Ребенок на слух воспринимает звуки и обводит контур названной буквы пальцем.
  3. Собственно обучение чтению и письму. Дети учатся складывать из знакомых букв и соответствующих им звуков слова, фразы и предложения.

Достоинства методики:

  • Разнообразие игровых заданий с игрушками, шаблонами и пособиями.
  • Дети быстро учатся читать без разделения слов на слоги.
  • Поскольку система рассчитана на самостоятельное знакомство ребенка с окружающей его средой, малыш быстро приобретает навык самостоятельного чтения про себя.
  • Материалы, используемые в процессе, не только «учат» читать, но и направлены на развитие мелкой моторики, логики и аналитического и творческого мышления.

Недостатки методики:

  • Огромная трудоемкость и дороговизна в домашних условиях. Требуется множество элементов развивающей среды: карточки, шаблоны, игрушки, книжечки, рамочки и тд.
  • Большинство занятий методики рассчитаны на группу детей.
  • На этапе составления целых слов из изученных букв у малыша могут возникнуть сложности.

Методика Ольги Соболевой

Из отечественных авторов подобных методик можно отметить Ольгу Соболеву. Она также использовала творческий подход к запоминанию букв и звуков с использованием доминирующего вида памяти, а сам процесс обучения предложила делить на три потока информации (для аудиалов, кинестетиков и визуалов).

  • Многие занятия и игры выполняются совместно с родителями.
  • Процесс обучения легко организовать с одним ребенком.
  • Есть значительное количество учебных материалов, рассчитанных не только на изучение букв, но и чтение слов, разработан специальный «Букварь».

Все занятия происходят в игровой форме, но предполагается плавный переход от игровых заданий к работе непосредственно с книгой. Основной же целью обучения Ольга Соболева считает необходимость привить ребенку любовь к печатному слову.

Обе отмеченные методики также имеют возрастные ограничения. Их целесообразно применять, когда малыш уже будет готов воспринимать слово не глобально, как в совсем раннем возрасте, а проявит интерес к отдельным составляющим изучаемых объектов. Как правило, это происходит около 3-4-х лет.

Смешанные слоговые методики

Довольно много смешанных методик. В них не делается такого акцента на фонетику, как при аналитико-синтексическом подходе, при этом после изучения букв кроха переходит к чтению по слогам (слоговое чтение).

Отличие методик, приближенных к бувосослагательному методу заключается в том, что фонемы воспринимаются на слух и запоминаются как бы «сами собой». Звуковому анализу не уделяется столь пристального внимания, но схема: «буква (звук) — слог — слово — фраза — предложение» остается прежней.

Те, кто придерживаются данного направления, рекомендуют начать изучение букв не с их полного названия, а с соответствующего звука (не «бэ», а «б», не «вэ», а «в»). Так крохе в последующем будет легче освоиться с составлением слогов. Автором первой отечественной смешанной методики можно назвать профессора Ушакова, который предложил таким образом преобразовать собственно буквосослагательный метод, принятый еще до революции.

Складовое чтение с использованием кубиков Зайцева

В основе методики, предложенной Зайцевым, лежат склады. От привычных нам слогов их отличает то, что склад состоит всегда из одной или двух букв (звуков) — согласной и гласной, согласной и мягкого или твердого знака. Они проще для восприятия, нежели слоги.

Поэтому и к обучению ребенка можно приступать раньше — в возрасте около 2-х лет. Кроме того, методика не предусматривает скучных занятий с азбукой или букварем. Склады располагаются на учебном материале (кубики).

Кубики отличаются между собой по размерам (большие — твердые склады, маленькие — мягкие) и окраске, кроме того, внутрь часто вкладывается различный наполнитель (для звонких и глухих звуков, гласных). Также используется специальная таблица, в которой содержатся все изучаемые склады.

Достоинства методики:

  • Ребенок без труда осваивает слияние звуков.
  • Учиться можно уже начиная с 1 года. При этом и в более старшем возрасте будет не поздно начать занятия. При этом сам автор отмечает, что даже в школьном возрасте методика может стать «волшебной палочкой», позволяющей наверстать сверстников.
  • На кубиках нет сочетаний букв, отсутствующие в русском языке. Малыш впоследствии никогда не напишет, например «жы» или «шы».
  • Кубики развивают цветовое и пространственное восприятие, музыкальный слух и память, чувство ритма, мелкую моторику.
  • Занятия не отнимают много времени, проходят в форме интересных игр.

Недостатки методики:

  • Ребенку, выучившемуся читать по кубикам Зайцева, сложнее дается фонетика, как основной элемент учебной программы в первом классе. Он не понимает, как делить слово на составные части иначе, нежели по складам.
  • Пособия стоят довольно дорого и быстро приходят в негодность.

Складовый метод используется и менее известными авторами. В продаже при желании можно найти карточки со складами, пазлы и иные игрушки.

Методики раннего развития и чтение целыми словами

Это относительно молодой подход к обучению грамоте. Тем не менее, он приобретает все больше приверженцев, в первую очередь потому, что кажется многим специалистам наиболее «естественным» способом.

Оговоримся сразу — это не просто методики обучения малыша чтению. Это иной подход ко всему образовательному процессу, применяемому по отношению к ребенку.

Чем младше чадо, тем лучше у него развито восприятие образов, а мозг самостоятельно по мере развития на основе полученных образов «выстраивает» закономерности. Именно на этом основано большинство методик раннего развития.

Ярчайшим примером данного направления является методика глобального чтения Глена Домана . Она основывается на том, что ребенка с самого раннего возраста (сам автор рекомендует начинать в 3-6 месяцев) учат воспринимать образы слов, изображенных на карточках. Таким образом, изучение самих слов происходит параллельно с запоминанием их написания.

Прекрасно адаптировал и развил зарубежную методику Андрей Маниченко. Под его авторством вышло несколько книг, касающихся раннего развития детей. Кроме того, у родителей есть возможность приобрести готовые карточки Домана-Маниченко, разделенные на несколько наборов и снабженные описанием конкретных игр с ними.

Достоинствами данного метода являются:

  • Малыш учится читать практически с самого рождения.
  • Дети, обучаемые с помощью карточек, не только вскоре начинают читать, но и быстрее накапливают значительный словарный запас.
  • Ребенок практически сразу начитает понимать смысл прочитанного, его чтение бегло и выразительно.
  • В процессе игры тренируется зрительная и слуховая память ребенка, что будет заметно и в старшем возрасте.

Недостатки методики:

  • Чем старше ребенок, тем менее применима методика. Многие родители, опробовавшие ее, пришли к мнению, что после 2 лет она уже не оправдывает приложенные усилия, поскольку ребенку уже сложно дается запоминание необходимого объема информации.
  • Трудоемкость. Родителям необходимо подготовить огромное число карточек и регулярно многократно показывать их ребенку.
  • Трудности с освоением школьной программы. Недостаточно обучить малыша читать «по Доману», позже потребуются дополнительные занятия по фонетике.
  • Дети, научившиеся бегло читать целыми словами, делают ошибки чаще сверстников, обучаемых по иным методикам.
  • Кроха может привыкнуть к определенному шрифту и иметь сложности с прочтением знакомых слов, написанных иначе.

Несколько слов в заключение

Как видите, методик обучения малыша чтению существует множество. В данной статье мы рассмотрели наиболее известные из них и разбили в соответствии с предлагаемым подходом. Среди них нет «хороших» и «плохих». И методика, которая прекрасно подошла одному малышу может показать не самые лучшие результаты у другого.

Нормально корректировать образовательный процесс в соответствии с особенностями малыша. Будьте готовы к тому, что от избранного подхода придется отказаться или позаимствовать какое-то решение у другого автора.

Допустимо сочетать различные подходы и элементы близких по содержанию методик или «позаимствовать» один из этапов. Например, при изучении букв обратиться к методике Ольги Соболевой, основанной на ассоциативном восприятии детей. А далее, по мере взросления крохи, можно будет плавно переключиться на методику Эльконина-Давыдова.

Другое дело, если избранный подход в целом не оправдал себя. Например, малыш попросту не хочет играть в кубики, и каждое занятие превращается в пытку. В этом случае, прежде чем сменить методологию следует сделать перерыв в занятиях (2-4 недели в зависимости от возраста малыша) и лишь затем предлагать ему новые игры, основанные на ином принципе обучения.

Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать (можно играть уже с 1,5-2 лет ), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.

Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает . Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.

Что нужно для игр?

Итак, мы будем играть:

  1. со складами (не путать со слогами)

Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева ). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.

  1. со словами, написанными по складовому принципу.

Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.

Какие слова писать на карточках?

Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.

Основные принципы игр

Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!

Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.

Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.

Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).

Игры для обучения чтению

1. Открывающиеся окошки

Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы книжки с открывающимися створками. Дети обожают сюрпризы, обожают что-нибудь вскрывать и находить, поэтому к этой игре они с удовольствием возвращаются снова и снова.

Пособие для игры легко сделать в домашних условиях. Для этого понадобятся два листа, на одном из них нарисуйте или наклейте картинки, на другом (желательно картонном) в соответствующих местах прорежьте окошки и подпишите слова. Склейте листы. Вот здесь можно СКАЧАТЬ наш шаблон с картинками.

Для первого пособия достаточно написать самые простые слова вроде БЕ-БЕ и МУ-МУ, ну а позже можно сделать пособие со словами потруднее.

Как играть? Сначала вместе с малышом прочитываем надпись, потом малыш заглядывает под створку и, глядя на картинку, убеждается, что он прочитал слово верно.

2. «Большая стирка»

Предварительно нужно подготовить «бельевую веревку», закрепив ее, например, между ножками двух стульев, а также небольшую коробочку или корзиночку для «грязного белья».

Когда все будет готово, сообщаем малышу, что Мишка / Чебурашка / Зайка решил постирать слова. Теперь нужно помочь ему их высушить, закрепив слова на веревке с помощью прищепок. После этого начинаем доставать из нашей «корзины для грязного белья» слова по одному, вместе прочитывать, проводя пальчиком по складам, и закреплять слова на веревке.

Увлеченный прищепками и процессом сушки белья, малыш незаметно для себя будет знакомиться с буквами и складами. У Таси эта игра долгое время была в числе любимых.

3. Кто как говорит?

Наверняка у вас дома уже скопилось уйма мягких и немягких игрушек, среди которых обязательно наберется по одному представителю фауны. Они и понадобятся для этой игры.

Напишите на карточках «КРЯ», «МУ» и другие звукоподражательные слова, соответствующие имеющимся у вас животным. Затем предложите малышу вместе прочитать слова на карточках и раздать их животным, чтобы они смогли спеть свою песенку. У нас каждая игрушка, получая свою карточку, весело напевала что-то вроде «ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ, я в деревне живу»

Другой вариант: вы можете предложить малышу на выбор 2-3 карточки и попросить его показать, где написано, например, слово «ГАВ». Обычно после некоторого времени регулярных занятий дети быстро начинают узнавать карточки со словами.

4. Почтальоны

Представив себя почтальонами, слова можно разносить в корзинке, в коробке, в сумочке или развозить на машине. Вручайте ваши слова-письма игрушкам, проживающим в разных углах комнаты: «Тебе, мишка, «ДОМ», а тебе, Маша, – «ЮЛА»». И, естественно, прежде чем раздать письма адресатам, не забывайте внимательно читать их вместе с малышом.

5. Попевки Зайцева

Попевки можно петь по таблицам Зайцева или вращая кубик вот таким образом:

Прежде чем петь попевку с малышом, лучше заранее потренироваться с вращением этого хитроумного кубика. Ведь крутить его надо быстро и к тому же в определенном направлении: НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н или ДЮ-ДЁ-ДЯ-ДЕ-ДИ-ДЬ (гласные всегда идут в таком порядке).

Секрет попевок заключается в том, что все они похожи друг на друга и видом и на слух. Если ребенок узнает хотя бы один согласный на кубике или хотя бы один склад, он может быстро по памяти восстановить всю попевку, а соответственно и пропеть весь кубик.

В качестве альтернативы пособиям Зайцева можно использовать видео попевок от Мизяки Дизяки. Последовательность складов в попевке у них несколько иная, чем у Зайцева, но, думаю, принципиально на результат это не влияет.

6. Разные игры со складами

С кубиками Зайцева или с написанными от руки складами также можно придумать массу игр. Например:

  • Расселяем животных по кубикам-домикам, при этом обращая внимание на название домика. «Мишка у нас будет жить в домике СО»…и т.д. После расселения можно устроить небольшую сюжетно-ролевую игру с походами друг к другу в гости.

  • Та же игра, только в плоском варианте, без кубиков Зайцева:

  • Прячем кубик или карточку со складом под одеяло / под стол / за углом и искренне любопытствуем «Кто же сейчас к нам придет?», «Кубик СО к нам пришел!»
  • Перекладываем кубики / карточки из одной тары в другую, при этом называем написанный склад. Игра подходит для самых маленьких.

  • Пишем склады крупными буквами и раскладываем их по комнате. Затем даем задания вроде таких «А теперь бежим в домик ДО!», «Кто быстрее найдет КА, Тася или мишка?»

7. Щекотушки

Складываем из кубиков Зайцева или пишем на карточке какое-нибудь простое двусложное слово – МАМА, КОЗА, ДЕДА – и, приговаривая «Кто-то тут пришел тебя пощекотать, кажется, это КОЗА!» щекочим малыша. Прежде, чем малыш будет защекочен постарайтесь позаботиться о том, чтобы он все-таки увидел слово.

Если вы с малышом любите клеить, можно попробовать изготовить вместе с ним из обычной тетрадки самодельную азбуку. В такую азбуку необязательно включать все буквы алфавита, можно сделать только самые используемые буквы или наоборот те, которые малыш никак не может запомнить. Хорошо, если для каждой буквы будет отведен отдельный разворот, но это не принципиально.

В нашей азбуке рядом с каждой буквой мы наклеивали по 3-4 картинки, которые обязательно подписывали. Естественно, делать такую азбуку лучше тогда, когда ребенок уже будет узнавать склады. Тогда прежде, чем наклеить склад, он сможет сам выбрать нужный из нескольких предложенных. Надо сказать, что узнавать нужные склады Тася научилась очень скоро после начала занятий, а вот самостоятельно прочитывать их существенно позже.

9. Слова в мешочке

Пишем несколько слов на карточках и складываем их в непрозрачный мешочек (также можно использовать наволочку от подушки, шапку или даже кухонную рукавичку). Затем вместе с малышом достаем по одному слову, и, проводя по нему пальчиком, читаем его. Затем, также по одному, складываем слова обратно. Ребенку, как правило, очень интересно посмотреть, что же там в мешочке, поэтому он с удовольствием приступает к поиску новых слов.

10. Слова в коробочках

Аналогично предыдущей игре можно поиграть и с коробочками. На глазах у малыша, кладем слово в коробочку, закрываем, трясем, стучим по ней, приговаривая «Тук-тук! Кто там?», а затем открываем коробку и читаем слово. Слова также можно прятать под подушку, ведерко, платок. Очень интересно прятать слова вместе с малышом, например, от мишки, который потом будет с интересом смотреть, что же там.

Садимся в кружок, пригласив с собой парочку игрушек или членов семьи. Раздаем всем по одному слову, читаем, кому что досталось. «У меня «КОТ», а у тебя?» и, если малыш еще не умеет читать, сами отвечаем за него: «А у Таси «КАША». Позаботьтесь о том, чтобы ребенок увидел все слова. Затем предлагаем поменяться карточками «Вот тебе, Мишка, «КОТ»! А ты мне дай слово «МАМА».

Таким образом, в вашей игре будет участвовать всего несколько слов, они постоянно будут перед глазами у ребенка, и он быстро научится их узнавать.

12. Игра с держателями для фото

Интересный вариант игры можно придумать с держателями для фотографий , сделанных в виде животных или других интересных фигурок. Сзади или сверху у таких подставок есть небольшие прищепки, в которые удобно помещать слова.

Фигурка-держатель (будь то медвежонок или лягушонок) может носить слова, показывая его своим друзьям-игрушкам, а если у вас несколько таких держателей, то очень интересно устроить обмен словами между ними. Мы частенько устраивали что-то вроде обеда: прикрепляли нашим держателям карточки со «съедобными» словами, они их «читали», а затем, меняясь, угощали друга друга и Тасю в том числе.

Ну что ж, это только небольшая часть игр, которая может помочь малышу начать читать. Попозже я постараюсь продолжить тему и опубликовать и другие игры-читалочки, в том числе и для детей постарше. Не пропустите: Вконтакте , Facebook , Инстаграм , Email .

Играйте с удовольствием!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры