Назвать 5 скульптур на тему образы борьбы. Презентация по музыке на тему "образы борьбы и победы в искусстве"

Главная / Измена мужа

Тема урока «Образы борьбы и победы в искусстве»

Класс: 5 класс

Цель:

Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой

народ. Познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой

классической музыки, определить его историческую роль.

Задачи:

Воспитывающая:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

воспитывать гордость за свой народ, его решимость и стойкость в борьбе с силами зла.

Развивающая:

развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие памяти, мышления, умение высказывать свои мысли и суждения;

развивать слушательскую культуру обучающихся, образное восприятие через произведения живописи, графики, музыку и слово;

развивать исполнительские навыки.

Обучающая:

познакомить обучающихся с музыкальными произведениями, созданными в блокадном Ленинграде;

расширить знания обучающихся по истории Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить детей о героическом прошлом нашей страны; о композиторе писавшего во время войны.

Метапредметные: формировать умение выделить важную информацию, сделать вывод и дать обратную связь.

Личностные: формировать уважение к Родине, гордость за нее;жизненное самоопределение личности;нравственно-этическая ориентация.

Интеграция образовательных предметов: история,музыка, литература,изобразительное искусство.

Методы и формы работы: коллективная, индивидуальная, проблемно-поисковая, диалог.

Использование ТКМ (технология критического мышления: вызов осмысление - рефлексия).

Музыкальный материал:

«Эпизод нашествия» из первой ч. Симфонии №7, Д.Д.Шостаковича, «Катюша» М.Блантер, «Священная война» А.Алексанлров, песня «Маки» Н.Мей.

Дополнительный материал: позмао блокаде поэт Лев Болеславский , стихотворение «Мы верим, мы помним» О.Забусова, песни ВОВ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, баян, информационный справочник.

Ход урока.

Слайд 1.

Организационный момент.

Слайд 2.

Музыкальное приветствие.

Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Давайте познакомимся с эпиграфом нашего урока:

(под музыку «Священная война» читается эпиграф)

Актуализация знаний.

Слайд 3.

«Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти».

М. Матусовский

Учитель. Опираясь на эпиграф и музыку которая сейчас прозвучала, подумайте, в какое время мы отправимся?

Дети: Прозвучала песня «Священная война», которая написана в годы ВОВ.

Учитель. Правильно, «Священная война» была написана 25, а исполнена 26 июня 1941 года. На третий день войны. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? Какие ваши предположения?

Дети: Наверное, мы будем говорить о музыке во время Великой Отечественной войны, о военной песне.

Изучение и закрепление нового материала.

Информационный этап .

Учитель: И сегодня мы поговорим с вами на тему «Образы …………… и.................. в искусстве».

Вас ничего не удивляет в формулировке темы?

Дети: Пропущенные слова.

Учитель: Мы постараемся в течение урока найти эти потерявшиеся слова. Да, действительно. Мы отправимся с вами в XX век, в годы Великой Отечественной войны, а конкретно - в 9 августа 1942 года в блокадный Ленинград, в большой зал Ленинградской филармонии.

Слайд 4.

Учитель.

Вот этот год, вот этот зал, вот люди, которые присутствуют на этом концерте. Давайте представим, что и мы оказались в этом зале. Давайте вглядимся внимательно в лица людей, которые пришли на концерт и попытаемся понять, какая музыка звучит в этом зале.

Учитель. В композиционном центре картины расположен мужчина с грозным лицом . Какие чувства вызвала музыка в его душе?

Дети: Чувство ярости, ненависти к врагу: его скулы сжаты, брови сдвинуты, рука на сумке напряжена, кажется он вот-вот встанет и кинется в бой.

Учитель. Слева от него мужчина, закрывший лицо руками . Какое чувство вызвала музыка в его душе?

Дети: Горькие воспоминания о гибели близких людей, друзей, возможно, он плачет.

Учитель. У колонны сидит молодая девушка . Композиционно она расположена в самом светлом месте картины. О чем это говорит?

Дети: О том, что душа ее светла, чиста, что она юная и романтичная. Учитель. Какие чувства вызвала музыка в ее душе?

Дети: Чувство боли, скорби, светлые мечты о счастье разбились о страшную реальность войны..

Учитель. Девушка, стоящая у столба. Что вы можно сказать о ней?

Дети: Она одета в военную форму, значит, принимает участие в боевых действиях, она замкнута в себе.

Учитель. Какие чувства вызывает музыка в ее душе?

Дети: В ее глазах печаль, смешанная с болью и горечью, она вспоминает все, что ей пришлось пережить на войне.

Учитель. Посмотрите, ребята, все герои картины находятся в одном месте, сидят рядом, слушают одну и ту же музыку, но одинаковые ли чувства вызывает эта музыка у каждого из них?

Дети: Нет, у каждого из них музыка вызывает разные чувства.

Учитель. Давайте теперь и мы с вами послушаем эту музыку. Какие чувства вызовет она в вашей душе?

Слайд 5.

Слушание «Ленинградская симфония Д.Шоставковича» 4 часть.

После прослушивания дети

высказывают свои впечатления от услышанного.

Учитель. Спасибо, ребята, вы очень внимательно и эмоционально слушали музыку и очень образно изложили свои мысли. А теперь я открою вам правду. 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в большом зале Ленинградской консерватории прозвучала 7-я симфония выдающегося русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Слайд 6.

Практический этап.

Учитель: Знакомство с творчеством композитора и его удивительной музыкой мы начнем с поиска информации. «Окейгугл» у нас на уроке отсутствует и нет «Алисы», но есть на ваших столах информационно-поисковый справочник , с которым у вас есть возможность поработать. Содержание справочника у всех участников урока одинаково, но круг вопросов у каждой группы будет свой. (Фоном звучит 2 часть симфонии )

1 группа - группа историков. Ваша задача в источнике информации найти ответы на вопросы, связанные с обстановкой в Ленинграде в то время, когда жил Д.Шостакович.

2 группа - группа биографов. Выберите самые важные и любопытные факты о жизни композитора.

3группа - группа музыковедов. Ваша задача - выбрать и назвать музыкальные произведения Д.Шостаковича. Возьмите, пожалуйста, карандаши и подчеркните нужную информацию в тексте. Приступайте к работе.

Регламент 3 минут. Р азбор ответов на вопросы.

Учитель: Спасибо группам за работу.

Слайд 7.

Симфония воплощается в 4 частях. Особое значение имеет I часть. О ней Шостакович писал: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила - война».А теперь давайте послушаем тему в исполнении симфонического оркестра и ответим на вопросы: Что изображает музыка? Каков её характер?

Дети слушают 1 часть симфонии до эпизода фашистского нашествия.

Учитель. Ребята, как вы думаете, ч то изображает музыка? Каков её характер? Дети : Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Я думаю, что это тема фашистского нашествия, которая повторяется много раз под несмолкающий бой малого барабана, но в изменённом виде .

Учитель. Сколько образов мы услышали в теме нашествия?

Дети: Один.

Учитель. Какой образ?

Дети: Образ борьбы, образ развивающегося нашествия диких варварских сил.

Учитель: Итак, мы нашли первое пропущенное слово темы урока. Образ борьбы!

Учитель: Как вы думаете, ребята, какую идею вложил в эту симфонию Шостакович? Что он хотел сказать людям?

Дети: Идея симфонии - борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу.

Слайд 9.

Учитель. Да, на самом деле, идея симфонии - борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор: «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе».

Учитель: Ребята, ответьте: смирился ли народ с ударами судьбы?

Дети: Нет.

Учитель: Образ чего ещё присутствует в произведении Д.Шостаковича?

Дети: Образ Победы.

Слайд 10.

Учитель:

Поэт Лев Болеславскийнаписал п поэме «Шостакович» такие строки:

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать, нельзя!-

Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.

Учитель: Почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”. О чём он говорит?
Дети: Каждый творческий человек откликается на происходящие события через свои произведения. Композитор же передаёт свои мысли и чувства, своё отношение к происходящему через музыку.

Обобщающий этап.

Учитель: На мой взгляд, это была замечательная идея - показать врагам, что город живёт и борется, что жители Ленинграда не пали духом, а надеются на победу. А какое бы вы дали название симфонии? Дети: Можно дать название «Симфония Победы», «Симфония мужества», «Посвящение Ленинграду», «Блокадный Ленинград».

Учитель: Все вы были почти правы, Шостакович назвал Симфонию №7 «Ленинградская». А на титульном листе партитуры Дмитрий Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию».

Учитель: Скажите, а слушают ли симфонию в наши дни, ведь война давно закончилась. Актуальна ли эта музыка сегодня?
Дети: Я думаю, что симфония сегодня звучит в филармонии , в консерватории , может быть, по телевидению. Это напоминание о великой войне, о стойкости советского народа.

Учитель: Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Динамическая пауза.

Учитель: Немецкий композитор Л . Бетховен писал: “Наше время нуждается в людях, мощных духом!” А я считаю, что любое время нуждается в них. Почему? Да потому, что только сильные духом могут подняться над обстоятельствами, и в трудной ситуации сделать больше, чем в их силах.

Слайд 11.

Учитель: Мы родились и выросли в мирное время, нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история и память. А символ памяти погибшим на войне - красный мак. О красных маках написано много песен, сейчас мы познакомимся с песней «Маки», слова и музыку к которой написала Наталья Май.

Ребята, я попрошу вас встать, взять в руки маки и повторять движения за мной.

«Хор рук» под песню «Маки»

Вокальная работа.

Слайд 12.

Учитель: Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война.С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Музыка и война. Казалось, бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.Она помогала преодолевать трудности, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Песни Великой Отечественной войны: они и теперь, по прошествии более чем 74года, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
Какие песни военных лет вы знаете?

Дети: (ответы учащихся)

Учитель:

Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского говорят о том, что в песнях военных лет люди черпали душевные силы. Воевал весь наш народ, воевала и песня.Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен - песню «Катюша», Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Это песня укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала народу выстоять и победить. И помогла, и победила! И сегодня мы её с вами разучим.

Слайд 13.

Разучивание песни «Катюша»

Рефлексия.

Слайд 14.

Учитель: Наш урок подходит к концу и, подводя его итог, я хочу сказать, что мне очень понравилось с вами сегодня работать. Вы были активны, сообразительны, оригинальны в своих ответах. Быстро справились с заданиями, полученными на уроке. Очень эмоционально и выразительно исполнили песню «Катюша». Давайте поблагодарим, друг друга аплодисментами, вы их сегодня заслужили! Большое спасибо! Но я бы хотела ещё от вас услышать ответы на несколько вопросов:

Что вам запомнилось на уроке?

Какое музыкальное произведение хотели бы вы услышать (исполнить) еще раз? Почему?

Как вы думаете можно ли сказать, что музыка приблизила день Победы?

Домашнее задание .

Нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на урок.

Слайд 15.

Учитель: А я хочу закончить свой урок словами местного поэта Олега Забусова, из стихотворения «Мы верим, мы помним»

Пусть звуки бомбежек и запах пожарищ,

Останутся в прошлом для всех навсегда!

И пусть ни один погибший товарищ

Не будет забыт ни за что, никогда!

Слайд 16.

Спасибо за урок!

Образы БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ

Гений Бетховена, Баха, Моцарта... Есть в музыке каждого из этих композиторов то возвышенное благородство и человечность, которые отличали их на протяжении всей жизни.

Памятник Бетховену.

Австрия город Вена

Во всём мире известна Симфония №5 Людвига ван Бетховена (1770-1827). Она посвящена судьбе Земли, судьбе человечества. В годы написания симфонии частичная потеря слуха композитора завершилась полной глухотой. Однако Бетховен преодолевает удары судьбы, он не сломлен. В ответ на её вызов композитор бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению "судьбу за глотку", создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

"Почему я пишу?" То, что у меня на сердце, должно найти в себе выход. Вот поэтому -то я и пишу",_ говорил Л.Бетховен.
Послушай главную тему 1 части Симфонии №5. Четырёхзвучный мотив, который открывает 1-ю часть симфонии воспринимается слушателями "как огненная надпись". Сам Бетховен сказал об этом мотиве: "Так судьба стучится в дверь".
Героические образы музыки Л.Бетховена часто сравнивают со скульптурными и живописными образами итальянского художника Микеланджело эпохи Возрождения (конец 15в. начало 16в.)

Восставший раб







с греческой скульптурой Ники Самофракийской - богини победы.

Послушай финал Симфонии №5 Л.Бетховена.

Сопоставив две части Симфонии №5 - 1-ю и 4-ю можно убедиться в развитии творческого замысла композитора: через борьбу - к победе", "через тернии - к звёздам".

Единство формы и содержания в музыке, живописи и литературе

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка - с этими словами ты встречаешься во всех видах искусства. Создание произведения всегда связано с поиском единства формы и содержания.
А.С.Пушкин говорил, что "следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная". В рукописях Л.Бетховена можно наблюдать своего рода работу скульптора, обтёсывающего материал, из которого рождается образ - тема симфонии.
Рассмотри наброски рукописей Бетховена


Страницы рукописей Л.Бетховена выглядят как "кровоточащий рассказ о грандиозном внутреннем сражении... Прежде чем писать эту страшного вида партитуру, Бетховен в течении трёх лет заполнял блокноты эскизами. Представьте себе целую жизнь, полную борьбы, часть за частью, симфония за симфонией, концерт за концертом. Всё новые попытки стремления к совершенству... Где-то здесь ключ к тайне большого художника, который отдаёт всю свою энергию и жизнь, чтобы прийти к убеждению, что одна нота следует за другой неизбежно. Создавая своё произведение Бетховен заставляет нас поверить в такое чувство, что оно есть настоящее в этом мире, следующее своим, твёрдо установленным законам, чему мы можем твёрдо верить, что никогда не подведёт нас" . Так писал современный американский композитор, дирижёр и пианист Л.Бернстайн о работе Бетховена над Симфонией №5.
Рассмотри наброски Пушкина к своим литературным произведениям.


Многие поэты писали стихи о гениальной музыке Л.Бетховена.
Прочитай стихотворение Александра Ченина " Бетховен. Симфония №5"

Почти у каждого, я думаю, случалось,
Когда беда упорно в дверь стучалась.
И кто как мог, справлялся с той бедою.
Бетховен музыкой предстал перед Судьбою.

Та-та-та-та, - удары прозвучали; -
Потеря слуха к Гению стучала.
Представить трудно нам его волненье.
Он в разных звуках черпал вдохновенье.

В борьбе с недугом музыка рождалась.
В ней было всё. С угрозы начиналась.
Та-та-та-та, Судьба стоит у двери
И Гений музыкой упрямо ей ответит.

Она взывает, собирает силы
Но у Судьбы есть мощь, - мрачны Её мотивы.
Идёт борьба, - звучащие аккорды
Переплетаются в миноре и мажоре.

То наступают мрачно силы рока,
Но вот призывно, тихо, издалёка
И, нарастая силой, радостью, свободой,
Звучит оркестр мощно с небосвода.

И у Судьбы растаяла угроза!
Прорвалось Солнце и ликует тоже!
А музыка меняет ритмы марша
Веселье, радость, торжествует, пляшет.

Судьба бормочет тихо про угрозы.
Уже нет мрака, отгремели грозы.
Победный гимн сильнее нарастает!
Аккорд! Аккорд! Аккорд! Симфонию венчает.

Бетховен многое потом ещё напишет
И палочкой в зубах мелодию он слышит.
Могучий дух и Гений всех народов
Нам посвятил свой дар, полученный от Бога.

Когда ко мне беда стучится в двери
Или душа уже почти не верит,
Я пятую симфонию включаю
И с музыкой спокойно побеждаю.

Какую музыку оставил нам Бетховен!
Владел он тайною и Гения достоин.
И через сотни лет, - борьба его с Судьбою,
Что в музыку легла, - всегда готова к бою!

Задание1

Вспомни Симфонию №3 Л.Бетховена ("Героическую").

Изначально симфония №3 была написана Бетховеном в честь Наполеона , его судьбы и героической деятельности, который была кумиром многих того поколения. Но в дальнейшем, из-за разочарования Бетховена в политике Наполеона, Бетховен вычеркнул имя Наполеона из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты. Написана в 1803- 1804 годах в Вене, премьера

Чем отличаются художественные образы от эскиза и картины?

Конспект урока музыки учителя ГБОУ « Гимназия № 1 им. А. С. Пушкина « Пыловой Ирины Владимировны.

Тема: Образы борьбы и победы в искусстве.

Тип урока: интегрированный,изучение нового материала.

Класс: 5

Цель урока: раскрыть художественный образ одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена. На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе»,

Образовательная задача: проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

Развивающая задача: развивать умения раскрывать образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

Воспитательная задача: воспитывать трепетное, уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции.

Методы обучения: беседа, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеофильма.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, компакт – диск, пианино, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока.

    Организационный момент.

Сегодня перед вами будут стоять философские вопросы «Что есть человек?», «Что есть жизнь?»

У.: Я прочитаю сейчас стихотворение поэта В. Урина. Определите, какова главная мысль этого стихотворения? Может ли оно прозвучать эпиграфом к какому-либо художественному произведению?

Стихотворение В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепа затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

Д.: Речь пойдёт о произведениях искусства, герои которых – люди мужественные и стойкие, которые выдерживают удары судьбы, смело смотрят «ветру в лицо».

У.: Эти поэтические строки и станут эпиграфом к нашему уроку. В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для иных стала просто « судьбой ». Самым главным, самым значимым в жизни. Такова и жизнь и любовь и огромное призвание к музыке композитора Людвига Бетховена.

Дети, что означает слово судьба?

Д.: Жизненный путь человека, его трудности, радости и горести., преодоление невзгод. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

У.: Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы . Послушаем небольшой фрагмент. Подумайте, о чём с нами говорит автор? Каков его герой ? Вслушайтесь в образный строй: какими интонациями композитор определил его характер?

Поисковый метод.

СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА III ЧАСТИ ПЯТОЙ СИМФОНИИ Л.БЕТХОВЕНА.

3. Способ – «Я СЛУШАЮ»

4. Способы, которыми владеет ученик:

Определение:

а) характера

б) интонация

в) тембр (окраска музыки)

г) регистр

д) динамика

У.: Сколько тем вы услышали? Охарактеризуйте их.

Д.: 1 –я – песенная, скорбно – лирическая, сумрачная, тревожная, бессильная, слышатся жалобные интонации, исполняли виолончели и контрабасы, pianissimo ,в низком регистре. Звучала как вопрос, раздумье, сомнение.

2 –я – повелительная, резкая, властная, слышится маршевая интонация, звучит у труб и деревянных духовых инструментов, призывает к действию.

У.: Действительно, в первой теме сумрачная, глухая окраска мелодии, её медленное движение создают впечатление мрачного предчувствия, душевной тяжести. Во второй теме медный тембр валторн и деревянных духовых инструментов призывают к действию. Она звучит властно, обрывает речь первой темы, но в тоже время есть непреодолимое напористое движение мелодии.

А если представить, что это портрет, то можем ли мы сказать, что у человека две линии, два «жизненных голоса « ? Какие это голоса?

Д.: В человеке две сути – он и слаб и мужественнен одновременно В музыке слышна нежность, робость, беззащитность героя с одной стороны,и с другой - это мрачная воля судьбы, может быть жестокая и неотвратимая, беспощадная и несправедливая.

У.: Кто же побеждает в этом поединке?

Д.: Воля и мужество.

Выводим таблицу: « В человеке борются два начала: слабость и мужество»

У.: Вспомните, какому из композиторов была особенна, свойственна тема борьбы и преодоления, сила духа, воли: такой музыкальный язык, стиль высказывания?

Д.: Это музыка Бетховена.

У.: Задумываемся ли мы порой, какой ценой добыта победа и самоутверждение человека? О терниях на пути человека к звёздным вершинам духа и рассказывает Пятая симфония. Как вы понимаете музыку симфонии? Может ли прослушанная музыка быть средством общения композитора и слушателя? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс и т. д. А в чём особенность симфонии? Если сравнить симфонию с литературой, то с каким литературным жанром ее можно сопоставить?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У.: Действительно, в структуре симфонии есть моменты, близкие к композиционному строению литературных произведений: главы повествования, т.е. части, в симфонии обычно четыре; завязка действия, пролог, развитие, кульминация и эпилог. Иногда симфония открывается вступлением, своего рода эпиграфом. Как, например, эта симфония, Пятая. Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Но что было до этого? О чём поведал Бетховен в первой части симфонии? Открывает её тема-эпиграф, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь!»

ПОИСКОВЫЙ МЕТОД. (КАКАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ МУЗЫКА, РИСУЮЩАЯ ОБРАЗ СУДЬБЫ)

Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Д.: Грозной, мрачной, сильной, страшной… (характер)

У.: Какие интонации точнее передадут суть этой темы – песенные, маршевые, танцевальные? (интонации)

Д.: Скорее всего маршевые.

У.: Вслушайтесь ещё раз в слова Бетховена: «Так судьба стучится в дверь!» Какое слово ключевое? Оно подскажет основные выразительные средства.

Д.: Слово стучится. В мотиве судьбы главным должен быть ритм.

У.: А какую роль вы относите оркестровым тембрам? Какие инструменты могли бы, на ваш взгляд, соответствовать характеру мотива судьбы?

Д.: Её могли бы исполнить медные духовые; или мрачно и тревожно – виолончели и контрабасы. (тембр)

У.: А теперь, сравните своё представление темы и как она звучит у Бетховена.

СЛУШАНИЕ I ЧАСТИ СИМФОНИИ №5 (мотив судьбы)

У.: Мы можем предположить, что герой симфонии – сам Бетховен, что это его личностная, авторская позиция, его откровение?

Д.: Да, конечно.

У.: Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Понимание того, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало ещё с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она – Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он – всего лишь музыкант, пусть овеян европейской славой, но на жизнь то он зарабатывает своим трудом…

Людвиг едет в своё небольшое имение в Гейлигенштадт, где пишет завещание… Он решается покончить счёты с жизнью, которая, как ему казалось, никому не нужна; с музыкой, которую он никогда не услышит. Но вот однажды…

СТИХОТВОРЕНИЕ. Вс. Рождественский

Где брал он эти сумрачные звуки

Сквозь плотную завесу глухоты?

Соединенье нежности и муки,

Ложащееся в нотные листы!

Касаясь верхних клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой,

Играл, не слыша ноты не единой,

Глухою ночью в комнате пустой.

Текли часы и оплывали свечи,

Шло мужество наперекор судьбе…

А он всю совесть муки человечьей

Рассказывал лишь самому себе!

И убеждал себя, и верил властно,

Что и для тех, кто в мире одинок,

Есть некий свет, рождённый не напрасно,

А музыка – бессмертия залог!

Большого сада шорохи и скрипы

Вели свой разговор сквозь полусон,

И слышали в окне раскрытом липы

Всё то, чего не слышал он.

Луна над городком встаёт всё выше,

Глух не он, а этот мир вокруг,

Который вещей музыки не слышит,

Рождённой в счастье и в горниле мук.

О чём говорит нам стихотворение?

Д.: Музыка заговорила, зазвучала в нём самом!

У.: Она рвалась из недр души, она рождалась! Сегодня мы будем слушать первую часть Пятой симфонии , которой Бетховен предпослал темповое обозначение Allegroconbrio , т.е. Скоро с огнём.

Задание.

Проследите за интонационным движением мотива судьбы; какие способы развития использует Бетховен?

СЛУШАНИЕ I ЧАСТИ СИМФОНИИ №5 (- развитие. Слушание – конец 1-й части –

5. Ситуация успеха.

Ученики высказывают свои впечатления о замысле и развитии образа.

Для образа Человека характерно своего рода эмоциональное диминуэндо. Интонации тревоги, волнения, мольбы. Можно услышать усталый голос одиночества (гобой). Мир вокруг как будто оглох, всё остановилось, замерло, но есть надежда «А вдруг услышат?»

Для образа Судьбы характерно развитие по нарастающей. Музыка звучит как лавинный ком, собирая силы, как твердь зла (унисон tutti оркестра).

Слушание – конец 1-й части

Д.: Столкновение двух тем – судьбы и человека, сильного и слабого. Накал борьбы разрастается с особой силой к концу первой части, а в кульминации достигает невероятной мощи.

У.: Каков же итог этой схватки?

Ученики осмысливают: Судьба одолела Человека.

У.: Это было психологическим барьером, который пришлось одолеть и Бетховену – человеку, и Бетховену – композитору? (что бы, не умереть, и продолжить писать музыку).

Смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать её как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы. Титан духа рождался не сразу.

Если человек хочет победить, что он должен сделать?

Д.: через борьбу сомнений, страданий собрать волю в кулак, чтобы одержать победу.

Слушание 2-й части симфонии.

У.: Что мы слышим в этой музыке?

Д.: Портрет человека, собирающего волю в кулак, борьбу сомнений, страданий и мужества (солирующие альты и виолончели), но и вера в победу, так как слышна героическая, маршевая музыка – это тот порог, за которым слышится поступь не сломленной воли.

У.: Как вы думаете, какой музыкой должна заканчиваться симфония, если человек не покорился судьбе, а вышел с достоинством в схватке с ней?

СЛУШАНИЕ: ФИНАЛ 5-Й СИМФОНИИ

У.: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Д.: Победу, праздник, ликование, свет.

У.: Но эта музыка не теряет мужественной окраски, строгой волевой решимости. Это не вихрь беззаботного веселья карнавала; это сплав гордости, величия и радости.

«Силы жаждут вновь обрести крылья для полёта…», «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его» (А.Н. Скрябин).

Попробуйте найти этому интонационное подтверждение.

Какая мелодия и куда она движется?

Д.: Мелодия победного песенно – маршевого склада поэтапно движется вверх. И то, что вершина покорена, утверждается повторением мотива.

У.: Тембр, каких инструментов созвучен окраске победных фанфар?

Д.: Тембр медных духовых инструментов.

У.: Представьте себе, ведь уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в неё люди?

Д.: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

У.: Как вы думаете, чем стала в судьбе Бетховена его Пятая симфония?

Его спасением, возвращением к жизни, преодолением. Он осознал, что может писать музыку, и, главное должен создавать музыку, что она нужна людям!

Итог: Мы проникли в творческую лабораторию великого композитора Л. Бетховена и убедились в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе»,

Как же Бетховен интонационно доказал, дал слушателям мелодическое, слуховое «подтверждение» победы человека с силами мрака, унылой обречённости, безволия?

Через всю симфонию проходит тема «судьбы».

1-я часть. Показ героя и судьбы.

2-я часть. Портрет человека, собирающего волю в кулак.

3-я часть. В герое борются два человека – сильный и слабый.

4-я часть. Победное торжество.

Образы борьбы и победы в искусстве


«…то, что у меня на сердце, должно найти себе выход…» Л.Бетховен Памятник Бетховену в Вене. (1770-1827) Людвиг ван Бетховен


Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году, в Германии, в Бонне. Его семья была очень музыка льной, отец и дед композитора пели в хоре.


РОДИТЕЛИ БЕТХОВЕНА


Тридцатилетний Бетховен «...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность». Р.Ролан


К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии. Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим. Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор. «Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой.» - писал Бетховен в 1801 году.


Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества 1801 год…Частичная потеря слуха… Создаёт одно произведение за другим, полные волевого порыва… «…Я схвачу судьбу за глотку!»


"Ни одного дня без строчки..." "Почему я пишу?То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому я и пишу."


«…следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». А.С. Пушкин В рукописях Бетховена можно наблюдать работу скульптора, обтёсывающего материал, из которого рождается образ-тема симфонии.


Скульптура Микеланджело Буонарроти - "Восставший раб"... Образ прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы. Греческая скульптура Ника Самофракийская -богиня победы


Сравни образ преодоления, победы, торжества, выраженный в скульптурах и в симфонической музыке Бетховена. Что в них общего?


А вот так вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените… Масару Эмото «Послания воды…»


Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников? Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?


Что может связывать искусства разных исторических периодов? Какое отношение имеет работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?


Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее» «…Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.К завтраку мы уже в полном параде…»

Класс: 5

Задачи урока:

  • Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.
  • Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

ХОД УРОКА

Музыкальное приветствие

У.: Какова тема раздела прошлой четверти?
Д.: Музыка и изобразительное искусство.
У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У.: Большое значение имеет исполнение музыки. Не только работа создателя, но и исполнителя. Давайте вспомним музыку Джорджа Гершвина «Хлопай в такт».

Исполнение песни Дж. Гершвина «Хлопай в такт».

У.: В каком стиле написано произведение, которое мы исполняли?
Д.: Джаз.
У.: А как вы думаете, у нас получилось правильно его понять, распознать, и, главное, исполнить? Аргументируйте, почему?
Д.: Мне кажется, что у нас все получилось, потому что мы были эмоциональны, и нам даже захотелось пританцовывать!
У.: Пожалуй, я с вами соглашусь. Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

  • Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?
  • Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее:
– Кто это здесь, что за герой?
– Кто это здесь, кто ты такой?
Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только белее богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

– Настало время продолжить и закончить наше повествование к симфонии №5. Мы слушаем 2 и 4 части симфонии и продолжаем своё сочинение.

Слушание 2 и 4 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена (фрагменты)

Слушание (выборочно) детских сочинений. Их оценка. Если необходимо, дискуссия по поводу содержания работ.

У.: Молодцы, ребята, вы пришли к общему мнению – ведь в ваших работах я увидела настоящего Героя, который борется, сражается и старается победить в схватке с чем-то или кем-то.
Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

Обсуждение

У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

  • Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?
  • Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?
  • Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?
  • Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?
  • Что вам понравилось сегодня на уроке?
  • Что из выполненного получилось хорошо?
  • Что нужно было бы доделать?
  • Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

– И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

…Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры