О люстрах в новом здании большого театра. Театральные хрустальные люстры

Главная / Измена мужа

Когда вы приходите в театр, вы даже не задумываетесь о его жизни, быте, каких-либо составляющих. Пришли, посмотрели спектакль, восхитились интерьерами театрами. А о том, как всё это работает - практически никто не думает. Вот, к примеру, все посетители саратовского театра оперы и балета восхищаются люстрой в зрительном зале - она просто завораживает. Но кто-нибудь задумывался о том, сколько в ней лампочек, какие они, как часто их меняют? Уверен, что нет.


И вот перед открытием нового театрального сезона руководство театра оперы и балеты решило раскрыть тайны обслуживания люстр. А процесс этот технологический очень трудный и длительный - не менее суток на это уходит. И совершается такой обряд ежегодно, как раз перед открытием театрального сезона.
Сначала было решено показать обслуживания люстр в Голубой гостинной театра. Это то место, где проходят различные официальные мероприятия театра (пресс-конференции, презентации и т.п.).
На фото, кстати, можно разглядеть мусор, накопившейся за год на люстре.

Чтобы люстры почистить, заменить перегоревшие лампочки - для этого их нужно опустить ближе к полу. И опускают люстры с помощью специальных механизмов, которые лебедками спускают люстру до пола. В Голубой гостиной 2 люстры. Каждая из них весит около полутоны, а лампочек в них - по 60 в каждой.
Вот тут видно, как люстра опускается

Лампочки в люстрах, между прочим, самые обычные, 40-ка ваттовые. Но используются две формы. а вот энергосберегающие лампочки в люстры ставить нельзя - это нарушит весь процесс освещения.

Ходит легенда, что эти люстры должны были висеть на станции «Театральная» московского метрополитена, но по какой-то причине попали в саратовский театр.

Люстру специально включили - так все перегоревшие лампочки можно обнаружить.

Включенная люстра вблизи выглядит еще краше

А вот и главная люстра театра - в зрительном зале. Весит она почти тонну. И лампочек тут гораздо больше - 256 штук. Люстра очень тяжелая, поэтому и опускают её очень долго - минут 30-40 занимает это процесс, по 1 см/секунду.

При спуске люстра немного покачивается, и при длительной выдержке фотоаппарата можно получить вот такой эффект

Люстра спущена и её также включают после этого

Выглядит очень эффектно

Люстры в Саратовском академическом театре оперы и балета красивые, хрустальные, висят высоко, светят ярко и радуют глаз. Но вот что делать, если перегорела лампочка, как её поменять там наверху? Это я узнал на очередном "дне блогера", который театр устроил в прошедший вторник.

Оказывается, люстры висят не просто закреплённые там наверху, а каждая снабжена специальным устройством, позволяющим опустить люстру вниз и провести обслуживание, что обычно происходит раз в год, перед началом нового театрального сезона. В этот раз посмотреть на это действо позвали журналистов и блогеров, за что театру огромное спасибо! Процесс начался в голубой гостиной театра, где висят две люсты.

Спукаются они медленно, но в итоге оказываются почти над полом, и можно увидеть эти немаленькие люстры вот так вот близко перед собой:

Как видно, в них используются обычные лампочки. Мне подумалось, что пора бы их заменять светодиодными, какая была бы экономия на электричестве, да и менять реже надо. Правда, замена обойдется недешево.

Люстру опустили, теперь можно и включить. Становится видно, что не все лампы светятся

Теперь перегоревшие будут менять, очищать люстру от пыли, проверять прочность конструкции.

А вблизи очень так тепло

Две люстры, висящие в голубой гостинной, теперь внизу.

А мы отправляемся в зрительный зал, где уже начали опускать большую люстру

Вес её около тонны, и спуск происходит медленно, чтобы не допустить тряски и раскачивания. Весь процесс занимает 30-40 минут, глазу почти не заметно, но на ускоренной записи это выглядит так:

В итоге, люстра внизу и теперь её можно включить.

Вид на зрительный зал с опущенной люстрой

Вокруг делается такой помост поверх кресел по которому и можно добраться до люстры

Конечно, рассмотреть её вблизи

И даже обнять =)

Всё, теперь люстрой займутся специалисты. Она большая, ламп много и полностью её обслуживание занимает несколько дней.

А это вид на зрительный зал со сцены

Кстати, смотреть фотографии лучше одним глазом, так как увидела и запечатлела фотографию камера. Вот попробуйте, закройте один глаз, лучше рукой. Появился объём?)

А люстра скоро вернётся на место и будет светить зрителям в новом театральном сезоне.

Ничто не украсит просторное помещение лучше, чем большая хрустальная люстра. С ее помощью свет проникнет даже в самый отдаленный участок комнаты.

В интернет-магазине «Люстравик» представлен большой ассортимент больших люстр, среди которого каждый покупатель выберет подходящий вариант. Изделия в классическом стиле обладают фигурным металлическим каркасом золотистого цвета и стеклянными плафонами в форме чаши. Именно такие большие люстры в Москве пользуются особой популярностью. Они украшают залы музеев, театров и ресторанов или обеспечивают доступ к свету в гостиной или столовой роскошной виллы.

Преимущества больших люстр:

  • торжественная атмосфера;
  • создание особых световых эффектов;
  • качественное освещение просторного помещения;
  • украшение интерьера в стиле классик или ампир.

Чтобы наполнить дома или ресторанные залы атмосферой тепла и света, достаточно . Качественное освещение станет лучшим украшением интерьера.

Преимущества сотрудничества с магазином «Люстравик»:

  • партнерство с проверенными поставщиками;
  • оперативная и бесплатная доставка;
  • сертификат качества гарантия производителя;
  • внимательное отношение к каждому заказу;
  • проверка на предмет заводского брака до отправки товара.

Нужно в другой регион? Обращайтесь в интернет-магазин «Люстравик», обсуждайте с менеджером детали покупки и ожидайте доставки товара транспортной компанией. Роскошь ближе, чем вы думаете.

Большие многоярусные люстры для зала и гостиной. Театральные люстры с большим количеством лампочек. Большие подвесные люстры из хрусталя. Массивные люстры из бронзы с применением художественного литья. Купить большую многоярусную люстру с доставкой по Москве и России, а так же заказать сборку и установку можно в нашем интернет-магазине


Началось золочение самого весомого украшения зрительного зала Большого театра - старинной люстры, (вес более двух тонн).
В первые годы после открытия восстановленного Альбертом Кавосом здания Большого, помещения театра освещались свечами и масляными светильниками. Чтобы зажечь масляные светильники люстры зрительного зала, ее поднимали наверх в специальное помещение. Но уже в 1863 г. эта люстра была заменена на новую с газовыми рожками (их было 408 штук!). По свидетельствам современников, стекла ламп газовых светильников раскалялись до такой степени, что порою лопались, осыпая свои осколки на головы зрителей.

Спустя тридцать лет в Большом театре появляется электричество. Причем, для освещения Большого и Малого театров в здании Малого театра в начале 1890-х гг. была построена отдельная электростанция. Газовые рожки главной люстры Большого были переделаны в электрические светильники - и в таком виде люстра дожила и до наших дней.

Диаметр трехъярусной люстры зрительного зала составляет 6,5 метра, высота - 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами превышает 1860 кг. Для украшения люстры в 1863 г. было изготовлено 15 тысяч хрустальных подвесок весом более 260 кг. Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена и утрачена. Из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать заново более 13 с половиной тысяч деталей.

В 2006 г. лучшие мастера страны приступили к реставрации люстры. В процессе комплексных исследований выявлялись утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни. В дальнейшем они воссоздавались по аналогам сохранившихся исторических деталей. Хрустальные старинные подвески, имеющие сколы, не заменялись, а аккуратно прошлифовывались и отполировывались с максимальной осторожностью, чтобы не нарушить подлинных граней. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. Новые детали создавались в точном соответствии с сохранившимися историческими элементами.

Мастерам пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту. Предшествующий анализ состояния люстры показал, что слои позолоты были выполнены в разных техниках и отличались использованными материалами. Если первый слой был выполнен масляным золочением «на мордан», то последующее время применялось твореное золото или порошок на основе медного сплава. Детали из латуни во время предшествующих реставраций не золотили, а полировали. Во многом это было связано с тем, что реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. Нынешнее состояние позолоты реставраторами, работающими сейчас в Большом, было признано неудовлетворительным. Грунтовочные слои со временем стали хрупкими и легко отслаивались вместе с позолотой. На железных деталях были обнаружены следы коррозии.

«Теперь главной люстре вновь возвращается ее историческое великолепие. После того, как мастера-позолотчики завершат свою работу, главную люстру театра начнут украшать обновленными хрустальными подвесками», - заметил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Михаил Сидоров.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры