Окружающий мир. «Как жили наши далекие предки

Главная / Измена мужа

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.
Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.
Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.

При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Вспомним, как жили наши предки, чем питались и во что одевались.
Если кто-то думает, что жилось в то время сладко, то сильно ошибается.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.
Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.
Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го...
В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.


Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".


Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.

При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.


Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.


Вот так сделана кровля


А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.


Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.


Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.


Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.


В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.


Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания. Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.


Все мы знаем, что важную роль в становлении государств Восточной Европы сыграли славяне. Эта группа родственных народов, крупнейшая на континенте, имеет близкие языки и похожие обычаи. Численность ее составляет примерно триста миллионов человек.

Восточные славяне в древности: расселение по Европе

Наши предки были ветвью индоевропейской семьи народов, которая во время Великого переселения рассеялась по всей Евразии. Самыми близкими родственниками славян считаются балты, которые поселились на территориях современной Латвии, Литвы, Эстонии. Соседями их являлись германцы на юге и западе, скифы и сарматы на востоке. Восточные славяне в древности прошли Восточную и Центральную Европу, где в междуречье Днепра и Вислы основали первые города Украины и Польши. Потом они преодолели предгорья Карпат, расселившись по берегам Дуная и на Балканском полуострове. Большая территориальная отдаленность праславян вносила свои коррективы в их язык, обычаи и культуру. Поэтому группа разделилась на три ветви: западную, южную и восточную.

Восточные славяне в древности

Эта ветвь наших праотцов занимала огромную территорию. От Ладожского и Онежского озер до Причерноморья, от Оки и Волги до Карпатских гор они вспахивали землю, велю торговлю, строили капища. Всего историки называют пятнадцать племен восточных славян. По соседству с ними мирно уживались угро-финские племена - наши предки не отличались излишней воинственностью, а предпочитали поддерживать хорошие отношения со всеми.

Занятия восточных славян

Наши предки были земледельцами. Они умело орудовали сохой, серпом, мотыгой, плугом с лемехом. Степные жители вспахивали просторы целины, в лесной зоне сначала выкорчевывали деревья, а золу применяли в качестве удобрения. Дары земли были основой рациона славян. Просо, рожь, горох, пшеница, ячмень, гречиха, овес использовали для выпекания хлеба и для варки каш. Также выращивали технические культуры - лен и коноплю, из волокон которых пряли нити и делали ткани. С особой любовью относились люди к домашним животным, поскольку каждая семья разводила крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей, домашнюю птицу. Вместе со славянами в их домах жили кошки и собаки. Охота, рыболовство, бортничество, кузнечное и гончарное дело были развиты на очень высоком уровне.

Религия праславян

До прихода на славянские земли христианства здесь царило язычество. Восточные славяне в древности поклонялись целому пантеону богов, которые олицетворяли силы природы. Сварог, Сварожич, Род, Стрибог, Даждьбог, Велес, Перун имели свои места поклонения - капища, где стояли кумиры и приносились жертвы. Мертвых сжигали на кострах, а над пеплом, помещенным в горшок, насыпались курганы. К сожалению, восточные славяне в древности не оставили письменных свидетельств о себе. Знаменитая Велесова книга вызывает у исследователей сомнения в ее подлинности. Однако археологи находят большое количество предметов быта, оружие, остатки одежды, украшения, культовые вещи. Они могут рассказать о жизни наших предков не меньше, чем летописи и сказания.

Жизнь крестьян состояла не из одних трудов праведных. Деревня умела и отдыхать. К праздникам готовились загодя, его ждали не только взрослые, но и дети. Дети – даже особенно. И не только ради подарков или обильного угощения, хотя здесь, наверное, уместно сказать, что очень уж желанным был для всех любой праздничный стол из-за частых и длительно изнурительных постов. Для крестьянина многие, если не все, народные и церковные обычаи, традиции, обряды естественно и закономерно вписывались в круг его хозяйственной деятельности и духовной жизни, служа своеобразной наградой за нелегкие, порой изнурительные будни.

Как отдыхали наши предки

Девушки на вечеринки приходили с прялками, но делали они это, как говорится, для отвода глаз: много ли напрядешь, если гармошка так заливается, что ноги сами в пляс просятся. Плясали чаще всего четырехколенную кадриль. В перерывах пели песни, частушки, вели беседы, щелкая орешки (позднее появились и семечки). Парни, случалось, на вечеринках баловались винцом, но именно баловались, а не напивались. Отгуляв, таким образом, вечер-другой, переходили в другую деревню, знакомились, приглядывались к соседям и соседкам, задерживаясь там, где находили для себя личный интерес.

Праздничные, да и любые обычные вечеринки затягивались обычно далеко за полночь.

Посетите музей под открытым небом Малые Карелы в выходной и ли праздничный день, и вы воочию увидите, как отдыхали наши предки.

Однако не скучала молодежь и днем. Устраивали ледяные горки и катались с них в специальных санках-чунках. Горки строились на высоком берегу реки, санки улетали с них по льду метров на 300-400. Каждый парень, если он начинал женихаться, должен был обязательно прокатить с такой горки свою девушку. То-то игрище было – с визгом, смехом, если парочка летела в сугроб, что порой и делалось преднамеренно.

Гуляния на Масленицу

А на Масленицу, кроме катаний на чунках, устраивались катания в санях по деревне, да не в одиночку, целыми поездами. Это было прекрасное зрелище. В деревне — был самый настоящий самодеятельный праздник, свое собственное действо, в котором ты и зритель, и артист, сам веселился и других веселил. В гриву каждой лошади их хозяева вплетали яркие ленты, на дугу крепили звонкий валдайский колокольчик, да и сани украшались – кто на что горазд был. Несется по деревне такой поезд – по тридцать-сорок саней сразу – аж дух захватывает! Посмотреть на эту забаву даже немощные старики выходили. А поезд пролетал деревню, задержавшись на какое-то время у ледяной горки, где снова катались в чунках, и мчался к следующей деревне общества. И так — пока всю округу не объедет, не обскачет с шумом, звоном, гамом, с песнями да развеселой музыкой. Незабываемое зрелище…

Престольные праздники

Отмечала старая деревня праздники и летом, даже в дни страды. Это были в основном престольные праздники — в честь того или иного святого, которому была посвящена деревенская церковь. Так что у каждой деревни, если она имела храм божий, был и свой престольный праздник.

На престольные дни в каждом доме варили пиво, готовили закуски и пировали два-три дня. Взрослые люди проводили праздники обычно дома, а молодежь облюбовывала себе место на лугу у реки. Как правило, на такие гулянки собирались парни и девчата из четырех – пяти окрестных деревень. Плясали под разноголосые гармони все ту же кадриль, пели песни, компаниями, в ряд, гуляли по лугу. Гулянье начиналось в полдень и заканчивалось поздно вечером, но нередко продолжалось оно и на другой день. Люди в возрасте тоже приходили вечером на луг, но не петь-плясать, а, прежде всего, присмотреть для своего сына невесту.

Рождественские праздники

Но главные праздники – отрада и украшение деревенской жизни выпадали на зиму. И первым среди них по старшинству и почитаемости шло Рождество. Это был какой-то светлый и радостный праздник, ожидаемый всей семьей. Конечно, необычайно сильную, заглавную, можно сказать, окраску придавало ему религиозное начало: ведь дата рождения Христа – это до сих пор отправная точка и нашего летоисчисления. Но в то же время народное сознание, руководствуясь отголосками каких-то смутных, еще более древних ритуальных обычаев, связывало с этим днем и завершение крестьянином извечного цикла многотрудных работ на земле, и стремление предугадать, окажется ли будущий год благоприятным для земледельца или нет.

В этот день (или канун его) крестьянин брал на заметку многое в природных явленияк: есть ли иней на деревьях, ясный день или метет метель, звездится небо, хорош ли санный путь, полагая, что густой иней сулит обильные хлеба, метель – роенье пчел, а звезды – урожай на горох. Вся эта система примет и поверий наделяла Рождество особым смыслом – таинственным, загадочным, уходящим в несказанно седую древность и полным неясных надежд.

Но зато всеобщее желание наконец-то вкусно поесть и погулять после унылого, надоевшего и изнурительного поста начисто лишало его всякой мистики, делало по земному близким и понятным, да еще каким близким и понятным.

Попробуй, посиди неделю за неделей на киселях да затирухе, не захочешь, да вспомнишь, как строжила тебя бабушка: «Погоди, пост, он подожмет тебе хвост!»

Что верно, то верно, поджимал пост хвосты, хотя и амбар, и клеть не были пусты. Но с наступлением праздника приходил конец и вчерашнему хлебу на столе, и приевшейся картошке в горшке. Мясное заговенье разрешало все: и долгожданные щи с мясом, и обмасленные пышные пироги, шаньги. Но прежде, чем сесть за стол, надо было обязательно сходить в церковь,причаститься.

Свадьбы на селе

Свадьбы на селе чаще всего игрались весной или осенью. В целях обеспечения молодым счастья на протяжении всей свадьбы проявлялось сопротивление ей. До самого свадебного дня противилась происходящему невеста, даже если она шла замуж своей охотой. Отсюда её причитания, которые всегда были импровизацией, не нарушающей строгих традиционных форм. Причитая, просватанная девушка «вопила громко», хлястая руками о лавку и пол». И все воспринимали это как должное, ей говорили: «не наплачешься за столом, дак наплачешься за столбом».

Сопротивление свадьбе исходило не только от невесты, но и от «приходящих» — односельчан, в день свадьбы провожающих невесту из родной деревни. Они загораживали дорогу свадебному поезду, пели так называемые корильные песни, в которых укоряли «жениха, ругали и высмеивали «сватовца» (или «вершника», если он ехал верхом на лошади, возглавляя свадебный поезд»).

Сватовец, сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Да лукавый черт сватовец,
Все ходил да лукавился,
Не путем, не дорогою,

Ой, не путем, не дорогою –
Стороной обоколицей,
Стороной обоколицей,
Да собачьими тропами,

Ой, все собачьими тропами,
Да звериными нормами,
Все звериными норами,
Все ходил да нахваливал,

Все ходил да нахваливал,
Чужую дальнюю сторону,
Чужую дальнюю сторону.
Все зложейку незнакомую,
Ой, зла –чуда сына отецкого

Старую деревню невозможно представить без песен. Песен было великое множество: хороводные, игровые, любовные, свадебные. Под колыбельные качали люльку с младенцем, под поминальные прощались с умершим.

Использованные источники:

(По материалам книг Плотникова Н. «Выставочные давности» и Ариниан Е.И. «Религия Вчера, сегодня, завтра», а также воспоминаниям старожилов).

Открытый урок по окружающему миру

Тема урока: «Как жили наши далекие предки».

Цели:
- создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешности, быте и занятиях;
- способствовать развитию внимания, мышления, речи; воспитывать интерес к истории своего народа.

Планируемый результат обучения
Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
Познавательные УУД:
. формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;
. формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД.
. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
. формулировать собственное мнение и позицию;
. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД.
. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
. формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
. формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.
1 этап.
Оргмомент. Эмоциональный настрой и мотивация

(2 мин.)
- Встали. Подравнялись. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их (кивок головой). Повернитесь ко мне, настройтесь на работу, тихонечко садитесь.
- Сегодня на уроке вы работаете в группах. За слаженную работу группы отвечают руководители, которых вы выбрали заранее.
Встаньте, мы на вас посмотрим. За активную работу на уроке, группа будет получать жетоны. В конце урока руководители оценят работу каждого члена группы, и мы подведем итоги работы каждой группы.
- Начать урок мне хочется словами «Знание - к мудрости ступенька».
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию, и может быть, вы ещё что-то добавите.

Ответы детей: (Когда много знаешь, становишься умнее, мудрее, даешь правильные советы, стараешься обдумывать свои мысли, решения, стараешься не делать ошибки, учиться на них и т.д.)

2 этап.
Актуализация опорных знаний

(4 мин.) А) Проверка домашнего задания (фронтальная работа)
- Что было задано на дом?
(Используя план рассказа о степи, составьте рассказ о зоне смешанных лесов).
(Рассказы детей по каждому пункту плана. Обобщение, вывод)
1. Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идет на запад, расширяясь к северу и югу. Равнина, обилие рек.
2. Лесная зона находится в умеренном климатическом поясе, здесь хорошо выражены все 4 времени года. В разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги. Для лесной зоны характерны обильные осадки. Частые дожди вымывают из почвы питательные вещества, она становится цвета золы и называется подзолистой.
3. Растительный мир разнообразен…
4. Животный мир разнообразен…

1. Географическое положение
2. Климат и почвы.
3. Растительный мир
4. Животный мир.
5. Занятия людей.

3 этап.
Постановка учебной проблемы, планирование

4 минуты - Что знаете о жизни людей в этой природной зоне. Откуда вы об этом узнали?
- Как называют людей, которые живут в одно время с нами? (Современники)
- А кто знает, как называют людей, которые жили до нас, перед нами, на нашей территории? (Предки)
- А, что вы знаете о жизни наших далеких предков?
(Подумайте, так ли хорошо вы знаете о жизни наших предков? Почему? (Жили очень давно?)
Поднимите руку, кто хотел бы узнать о жизни наших далеких предков?
- Может вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего урока?
- Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник стр. 139. Прочитайте название темы урока.
«КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ»
- Совпало ли наше предположение?
- Что бы вы хотели узнать о жизни наших далеких предков?
- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки?
- Вспомните, из каких источников люди черпают информацию? (интернет, книги, журналы, газеты, ученые…).
- Как называется наука, которая изучает жизнь людей в далеком прошлом…
- Сегодня на уроке мы и попробуем найти ответы на вопросы:
КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ?
ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО?
Используя учебник окружающего мира, географические и исторические карты, карточки с дополнительной информацией и рисунки.
Подводящий диалог, обращение к жизненному опыту ребенка
Формулировка темы урока.
Мотивация, побуждение к поиску

4 этап.
Открытие нового знания

(15 минут мин.) Первая группа, будет искать ответ на 1-й вопрос
Вторая группа, будет искать ответ на 2-й вопрос
Третья группа, будет искать ответ на 3-й вопрос
Четвертая группа, будет искать ответ на 4-й вопрос
Перед вами конверт №1, с указанием, на какие вопросы вы должны найти ответы и где найти информацию по вопросу. Ваша задача подготовить сообщение и выступить с ним перед классом. Руководитель группы определит выступающего. Кооперируют усилия по решению учебной задачи.

Практическая деятельность учащихся - работа с текстом учебника, карточками, картинками, картами.

5 этап.
Применение нового знания. Первичное закрепление

КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ? (Ответить на вопросы по плану)
1. Рассказать о значении слова «славяне».
2. Внешний вид славян.
3. Черты характера.
4. Верующие ли были люди (привести пример)
5. Мужественными ли были?

КАРТОЧКА №1. Сведения о славянах:
Есть древнее объяснение происхождения слова «славяне». Славяне - «славящиеся», славные, гордые люди, прославившиеся как своими подвигам, так и славой своих доблестных предков.
По описаниям иностранцев, славяне были рослыми людьми, красивы и статны. Обычно у них были русые волосы, серые или голубые глаза, а на щёках играл румянец.
Славяне были известны своей честностью и верностью слову. Не выполнить обещание было то же самое, что нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ждали всеобщее презрение, позор, а то и унизительное изгнание: люди больше не хотели жить вместе с ним, потому что он забыл о своей чести, запятнал своё имя. Наши предки были глубоко верующими людьми. Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки - рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников, они никогда не нападали первыми, всегда защищали свои земли.

ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
1. В каком климатическом поясе жили славяне.
2. Показать на исторической карте место первого появления древних славян.
3. Рассказать, как выглядел поселок древних славян.
4. Почему селились по берегам рек?

1. Учебник стр.139 (1 и 2 абзацы), историческая карта. Картинка.
2. Карточка:
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. Реки служили дорогами, которые связывали славян с другими народами. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
Учебник стр. 139 (3 абзац), стр.140 (1 абзац)
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО? Учебник стр.140 (2 абзац). Карточка. Картинка.
1. Как жили.
2. Как выглядела изба.
3. Из чего делали посуду.
...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы. Внутри дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели. Посуда была простая и удобная - из дерева. Из него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол. Посуду очень берегли. Если горшочек или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нем хранили припасы. Женщины варили в глиняных горшках мясо, рыбу, кашу, пекли хлеб и лепешки. На стол ставили большой чугунок с похлебкой, у всех были ложки.

Итог урока.
- Вы нашли ответы на все поставленные вопросы. Подвести итог хочется такими словами:
«Славный, мудрый наш народ,
Далеко глядит вперед…»
- Почему? (Почему славный, почему мудрый, как вы понимаете «Далеко глядит вперед»)
(Потому что наши предки были… и завещали нам быть такими же.)
- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, «Знание - к мудрости ступенька» (получая знания на уроках, мы приобретаем опыт предков, становимся мудрее, должны передать потомкам, чтобы сохранить нашу историю…)
- На память о сегодняшнем уроке у вас останутся наказы древних славян - наших далеких предков.
- Руководители, возьмите конверт №2, раздайте. Прочитаем их.

6 этап. Домашнее задание (1 мин)
- Дома, используя другие источники информации, вы попробуете найти дополнительный материал о жизни наших далеких предков. Открываем дневники. Записываем.

7 этап.
Рефлексия
(3 мин)

Руководители групп, оцените работу, каждого члена группы.
- Подсчитайте количество жетонов. Какая группа была наиболее активна.
- Ну, а теперь выразим свое отношение к уроку.
- Если на уроке было интересно работать и вам все понравилось, поставим человечка на верхнюю ступеньку.
- Если на уроке было интересно, но вам было сложно - на вторую ступеньку.
- Если вам было не интересно и очень трудно - на нижнюю.
Вот сегодня, каждый из нас, продвинулись на ступеньку выше, стал немножечко мудрее, приобретя новое знание.
Спасибо за урок.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры