Прощенное воскресение как. Православное Прощеное воскресенье: суть праздника, традиции, приметы

Главная / Измена мужа

– последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения за причиненные обиды - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни. А вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается вечерня с Чином прощения . После вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться.

Традиция просить прощения в последнее воскресенье перед Великим Постом восходит к древним египетским монахам. Жизнь их была непроста, и уходя на все 40 дней поста в пустыню, никто из них не был уверен, что вернется из уединения. Как перед смертью они просили друг у друга прощения накануне.

В дореволюционной России, существовал обычай царю испрашивать прощения у своих подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри.

Для многих это еще один повод обратить внимание на своих родных. Именно самых близких мы больше всего и обижаем. Пусть ненароком, пусть вроде бы не явно, невниманием, например. Думаешь, надо бы попросить прощения, да суета и спешка берут свое… Прощеное воскресенье – это возможность остановиться, оглянуться на череду прожитых дней, ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми.

К сожалению, просить прощения в «Прощеное воскресенье» превращается не только у внешних, но и у вполне воцерковленных людей, в ритуал, типа «купаться в проруби на Крещенье», «жарить блины на Масленицу» или «святить куличи на Пасху».

Полезно просить прощения за что-то конкретное: если я вспоминаю, что с этим человеком когда-то грубо поговорил, когда-то не оказал помощи, мало уделял внимания, будет лучше, если я попрошу у него прощения за эти прегрешения «поименно». Обобщенное «прости за всё» похоже на «во всем грешна» на исповеди; реального покаяния в обоих случаях в равной степени может не оказаться.

Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощения. Легко ли обидеть другого человека? Легко. Легко ли обидеться самому? Легко. Легко ли простить? Трудно. Неудобно. Не хочется. Но прощать все-таки надо. Да, это серьезный шаг – попросить прощения. Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг – это покаяние.

Наше прощение, безусловно, - в руках Божиих. Ему решать. Но мы слышим благовестие Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный ».

В Прощеное воскресенье православные вспоминают Изгнание праотца Адама из рая. Поэтому еще Прощеное воскресение называется «Адамовым изгнанием из Рая ». Считается, что это скорбное событие – источник всех наших мирских бед. Причина изгнания Адама – грех, совершенный прародителями, злоупотребившими даром свободной воли и нарушившими божественную заповедь послушания.

На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф., 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

Вопрос:
В прощеное воскресенье принято у всех просить прощения. Как правильно это делать? Какие слова нужно произносить? Как вообще выглядит обряд или процедура прошения прощения?

Наталья

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37).

Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина.

Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними.

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин ).

Читайте также:

  • Прощеное воскресенье: «Я тебе это прощу, но я тебе этого никогда не забуду»
  • ВОСКРЕСЕНИЕ МЕЛКИХ ОБИД
    или что мешает нам прощать в прощенное воскресенье

Прощеное воскресенье предваряет Великий пост . Красивая и, вроде бы, простая традиция – у всех просить прощения. А ведь она порождает множество вопросов…

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

— Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших » (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

— Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого Поста?

— Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

— А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

— Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит - принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно - но принять.

— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

— Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

— Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

— Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей - как наших братьев и сестер - за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все - члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу - это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей - в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

— А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы …

— Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

— Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

— Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

— Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение - это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» - то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся - он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго - нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее).

Беседовала Валерия Посашко
По материалам сайта http://www.pravmir.ru/



Для православных Прощенное Воскресенье не просто способ выразить свои эмоции и очистить душу от грехов посредством обращения за прощением к близким, но и завершающий этап подготовки перед Великим Постом. Известный с детства обряд – это особое таинство, к которому следует подходить с открытой душой и искренностью, иначе не произойдет полного искупления.

И только примирившись с родными и врагами, которым были нанесены серьезные обиды, возможно найти успокоение и открыть душу к примирению с Богом. Поэтому так важно знать, как отвечать на «Прости» в Прощенное воскресение.

История традиции

Сам праздник пришел к нам после важного для христиан события – восхождения на Голгофу Иисуса Спасителя, его смерти и воскрешения. Апостолы, оставленные на земле Богом, искупившим грехи верующих, ввели этот новый обычай, чтобы привить людям любовь к Всевышнему и научить их правильно общаться с Ним.

В прошлом люди часто собирались на проповеди, службы в небольших церквях после праздных гуляний на общественных мероприятиях. Придя в храм с таким настроем, они не могли воспринимать слова священнослужителей на должном уровне и настраиваться на правильный лад. Их души, наполненные радостью, и желудки познавшие сытость, внушали христианам абсолютно другие чувства и мирские желания.






Факт!
Еще раньше иудейские жрецы в Египте отправлялись в пустыню, чтобы соблюсти пост. Зная, что не все вернуться домой, пережив отшельничество, они собирались вместе, чтобы извиниться за все зло, причиненное за год. Так можно было смело идти в опасный путь, не переживая, что за спиной останутся нерешенные дела.

Именно поэтому последователи учений Иисуса ввели обычай поститься и предаваться молитвам за несколько дней до исповеди и посещения храма Божьего. Затем был введен обычай не только духовного очищения, но и ограничения посещения увеселительных мероприятий. Освобожденное время посвящается молитвам и переосмыслению действий, совершенных в прошлом. Именно в этот момент, максимально отрешенный от мира христианин осознает свои прегрешения перед окружающими.

Пройдя подготовительный этап и смирившись с содеянным, православный должен настроиться на особый лад, который позволит ему простить самого себя и найти примирение с Господом. Именно для этого перед началом Четыредесятницы человек не только гуляет на Масленице. В Прощенное воскресение Каждый мирянин не только извиняется за причиненные в прошлом обиды, но и сам вспоминает, как примиряться с другими и отвечать на «Прости». Так, начав с очищения души от груза, можно приступить и к подготовке тела к празднику Пасхи.

Важные слова

Прося прощение, необходимо не только произносить фразы, но и отправлять человеку эмоциональный посыл, наполненный раскаянием и искренностью. Тогда обряд прощения и начнет действовать так, как должно, а собеседник почувствует, что в просьбе нет лицемерия и фальши, которой слишком много в окружающем мире.

Важно! Лучше всего извиниться простыми словами. Стихи и картинки – формальные, пустые фразы. Только честное признание в конкретных ошибках поможет заслужить искупление.




Христианин, для которого праздник Прощенное воскресение является значимым, должен понимать, как отвечать на «Прости». Ведь произнося ответ необходимо не только озвучивать слова, но и вкладывать в них душевный порыв. В таком случае, прощающему также будут отпущены прегрешения, и он станет ближе к Спасителю.

Произнося заветные слова «Бог простит» или отвечая на свой лад, нужно делать это искренне. Сказав знакомую каждому с детства фразу, нужно постараться отпустить все обиды навсегда и продолжить жить настоящим, а не прошлым. Нет большего греха, чем произнести слова «Прощаю» и затем спустя несколько лет вспомнить прошлые обиды тем, кому приносили извинения и кого отпустили с миром. Такое отношение к обычаю вызовет гнев Божий и привнесет в жизнь множество испытаний для искупления совершенного греха.




Часто служители церкви указывают на эти тонкости в прохождении последнего этапа подготовки к Великому посту. Они неоднократно повторяют, что грехи, которые не может отпустить православный, прощает Бог. Именно поэтому классическая фраза-ответ состоит из двух частей:

«Бог простит» напоминает о том, что только Всевышний способен увидеть, искренне, ли раскаялся человек в совершенных делах. Даже если человек не в состоянии отпустить зло на обидевшего, то Спаситель всегда готов принять того, кто понял, что поступал неправильно и готов искупить свою вину. Признание ошибок и раскаяние – первое, что должен сделать человек перед тем, как начать соблюдать Великий пост.




«И я прощаю» - не менее важная часть фразы. Она несет глубокий смысл. Эти слова должен говорить только тот, кто действительно готов отпустить зло на обидчика, совершив духовный подвиг. Смирение – вот одна из главнейших добродетелей, и тот, кто ее познал, понимает, что все в руках Бога. Не надо загрязнять свою душу ненавистью к ближнему, причинившему зло. Но если на это нет сил, то, хотя бы, не стоит лицемерно врать. Лучше честно ограничиться только пожеланием прощения от Всевышнего.

Людям свойственно ошибаться, а Прощеное воскресенье — шанс каждого получить прощение за все проступки и прегрешения, совершенные невольно или сознательно за прошедший год.

И чтобы с чистой душой встретить светлый праздник Воскресения Христова, нужно в Прощеное воскресение искренне покаяться, и простить, и освободиться от груза обид перед началом Великого поста.

В Прощеное воскресение во всех православных храмах, после вечернего богослужения, принято совершать особый чин прощения, во время которого священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения за все осознанные и неосознанные обиды, возможно причиненные за последний год.

Прощеное воскресение

Одна из самых древних традиций — просить прощения перед началом Великого поста, появилась в Палестине или в Египте.

Монахи, по преданию, перед началом Великого поста уходили по одному в пустыню, где, следуя примеру Иисуса Христа, проводили 40 дней практически без пищи и воды.

За день до расставания они примирялись друг с другом — просили прощения за все, понимая, что они могут умереть от жажды, голода, зноя или диких зверей и пустыня может стать их последним пристанищем. Отсюда и пошло название Прощеное воскресение.

Прощеное воскресение, как поясняют священнослужители, это время, когда мы просим прощения у других людей, но, чтобы получить прощение, в котором мы нуждаемся, нужно научиться прощать самим. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам.

А начало этой древней церковной традиции положил Иисус Христос со словами о необходимости прощать обиды своим ближним, которые произнес во время Нагорной проповеди.

"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших", так учил Иисус Христос.

Смысл слов в том, что прощать обиды своим ближним необходимо, потому что, прощая прегрешения окружающих нас людей, мы проявляем к ним снисходительность, милосердие, сочувствие и любовь, как проявляет Свою любовь к нам Отец Небесный.

Традиции и обычаи

В Прощеное Воскресенье в православных храмах читается Евангелие с разделом о Нагорной Проповеди, в которой говорится о прощении обид.

В этот день вспоминают также изгнание Адама из Рая, показывая тем самым, что человек, отдалившись своевольно от церкви, как Адам, теряет связь с духовным миром.

Особый чин прощения совершается после окончания вечернего богослужения, во время которого настоятель с земным поклоном испрашивает прощения у своего духовенства и прихожан, те кланяются в ответ, а затем просят настоятеля простить их тоже. А потом служители церкви и миряне взаимно просят прощения друг у друга.

По традиции, люди в Прощеное воскресенье посещали могилы родных, приносили дары им и просили прощения, а также молили оберегать живых от бед и напастей.

Перед тем, как начать просить прощения, нужно сначала пойти в храм, исповедаться, покаяться в грехах и причаститься.

По обычаю, люди, прося обоюдно прощения, целовались три раза. Отсюда и второе название Прощеного воскресения — "целовальник".

В этот важный для каждого верующего человека день, согласно традиции, именно старшие просили прощения первыми у тех, кто младше.

На Руси существовал обычай, согласно которому государь испрашивал прощения у своих подданных. Для этого царь объезжал войска, посещал монастыри и просил прощения у всех, в том числе солдат и братии.

После того, как всем родным и знакомым людям будут сказаны слова прощения и покаяния, православные христиане собираются в храме для того, чтобы послушать вечернюю службу, приуроченную к Прощеному воскресению.

По традиции, вся родня собирается за праздничным столом и угощается вкусными блинами. Завершив трапезу, многие по сей день ходят в баньку, чтобы символически смыть с себя грехи и начать Великий пост, предшествующий Пасхе, очищенными духовно и физически.

Приметы

Не простить кого-то или сквернословить в Прощеное воскресение считалось большим грехом и могло принести много бед, поэтому люди должны найти в себе силы, чтобы простить тех, кто их обидел.

Трапезничали в Прощеное воскресение семь раз (столько недель входит в Великий пост), а после последней трапезы остатки еды оставляли на столе до следующего дня. Такой обряд, по мнению людей, обеспечивал весь следующий год достаток и благополучие в доме.

Блины, испеченные в Прощенное воскресенье, нужно было съесть все, что позволяло семье сплотиться и увеличиться в численности.

© photo: Sputnik / Evgenina Novozhenina

По погоде на Прощеное воскресенье могли предсказать какой будет осень — ясная и солнечная погода предвещала теплую осень и богатый урожай.

По Священному Писанию, Господь Бог простит все грехи, если в Прощеное воскресение просить прощения и самому прощать. При этом нужно произносить следующие слова: "Я прощаю Вам, прости, Господь, и меня, грешного".

Материал подготовлен на основе открытых источников



Перед первым днем Великого поста всегда отмечают Прощеное воскресенье. Все знают, что нужно просить прощения у родных и близких. Но, важно и правильно ответить. Далее мы разберем, как отвечать на просьбу о прощении в Прощеное воскресенье, какие слова произнести и что вложить в них. Перед постом нужно быть искренним, конечно хорошо простить обидчиков, но бывает и так, что простить не можешь, стоит ли тогда лукавить? Или можно ответь искренне, не тая злого умысла и не скрывая правды.

  • Психологически момент
  • История Прощеного воскресенья

Какие слова подобрать для ответа на просьбу о прощении с точки зрения православной веры

Традиционно в последнее воскресенье масленичной недели, которая предваряет Великий пост, мы просим друг у друга прощение и в ответ прощаем обидчиков. Но многие теряются и не знают, какие слова подобрать, когда слышат просьбу о прощении. Здесь важно понимать, что некоторые просят простить только лишь потому, что того требует обычай, по привычке, так как день такой. Но отвечать на просьбу нужно. Принято говорить: «Бог простит!». Некоторые еще добавляют: «И я прощаю!».

Важно!
Говорите эти слова искренне, от чистого сердца. Священники советуют подобрать иные слова, если нет прощения в душе или не за что прощать. Лучше ответ будет не по принятой форме, а искренним, от сердца. Если вы не можете простить обид тому, кто просит о прощении, ответьте, что «Бог простит» и пожелайте искренне этого. Можно даже сказать о том, что пока сами простить не можете, но очень надеетесь на то, что Господь подарит прощение. Такой ответ поможет примириться с собой внутри перед Великим постом и возможно сблизит вас с тем человеком, который нанес обиду.




Если обиды нет так и скажите, что не за что прощать, не воспринимайте просьбу формально, отнеситесь к этому обряду с душой и пониманием, не думайте, как ответить правильно на просьбу о прощении в Прошеное воскресенье, отвечайте так, как велит сердце.

Важно!
Шаблонный ответ о том, что Бог простит, иногда не приветствуется церковью. Не нужно так отвечать, если нет прощения в сердце, и вы не желаете обидчику прощения Всевышнего. Если это формальная отговорка, то так же не стоит лишний раз упоминать имя Господа всуе. Этим нарушается третья заповедь. Подберите иные слова, можно даже сказать, что простить не можете. Это будет лучше, чем лицемерие. Ну а если обиды нет, то так и ответьте.




Принятый ответ «Бог простит» подчеркивает то, что мы все грешники на этой земле и не имеем права ни судить, ни таить обид. Они скажут тому, кто обратился с просьбой о прощении, что вы равны, что судить не собираетесь, что обращаетесь к Богу за прощением и милостью. В этом состоит суть христианского прощения. Кроме этого, в Евангелие говорится о важности прощения. Прощая, мы можем претендовать и на то, что сами будем прощены Господом.

Психологически момент

Психологи говорят о том, что отвечать на просьбу о прощении в Прощеное воскресенье нужно, а как, подскажет сердце. С точки зрения психологии, шаблонный ответ не всегда верен. Даже он может послужить источником обиды. Это возможно, если обиды никто друг другу не причинял. Важно выбрать правильные слова и интонацию.

Если к вам обратились с просьбой о прощении, отдавая дань традиции, скажите ласково, что прощать не за что, что обид никаких нет. Тому, кого простили, скажите об этом непременно. Человеку, который раскаивается в том, что причинил обиду, будет важно услышать искренние слова прощения.




Не стоит относиться формально к необходимости прощения перед началом поста. Здесь важно на самом деле простить, а не подбирать слова для ответа. Но не стоит винить себя в том, что простить не можете, лучше будьте искренними перед собой и близкими.

Просить прощения – это один из обычаев, которые заведены издревле, еще во времена язычества, как и сама Масленица. Обычаев на Прощеное воскресенье несколько, все они имеют смысл очищения, отпущения тех моментов, которые тянули за душу.

Другие обычаи на Прощеное воскресенье

Издревле на Руси было принято шумно и весело проводить масленичную неделю, а в Прощеное воскресенье просить прощения, очищать совесть и тело. Вот что было заведено в этот день:

1. Посещать бань. Это символический обряд очищения. Смывали с себя все тягости и грязь телесную.

2. Просить прощения. Снимать с себя все душевные переживания и волнения, все то, что терзает и мучает.

Верующие люди в этот день ходят в храм, исповедуются, совершают обряды примирения и очищения.

Не принято шумно проводить этот день с весельем и застольем. Важно подготовиться к Великому посту телесно и душевно.




История Прощеного воскресенья

Сегодня мы шумно отмечаем именно последний день Масленицы – воскресенье, хотя изначально он служил тому, чтобы покаяться, подготовиться к посту. Языческие традиции лежат в основе праздника Масленицы, а обряд покаяния и прощения – христианский. Он не имеет отношения к Масленице, просто совпадает по календарю.

Перед началом поста, который монахи проводили в странствии и уединении, они просили друг у друга прощения за все обиды вольные и невольные. Это было важно потому, что все дни посла они проводили в строгом ограничении, не заботясь о телесном, уединяясь. Многие не возвращались, погибали. Тот факт, что они перед смертью были прощены, имел огромное значение и для тех, кто уходил из жизни и для тех, кто оставался.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

– Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

– Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

– Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого Поста?

– Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

– А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

– Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит – принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно – но принять.

– Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

– Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

– Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

– Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей – как наших братьев и сестер – за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все – члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу – это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей – в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

– А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы …

– Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

– Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

– Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

– Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение – это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» – то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся – он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго – нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

Беседовала Валерия Посашко

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры