Речевая характеристика кабанихи в пьесе. Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»» план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Главная / Измена мужа

Федеральное агентство по образованию РФ

Гимназии № 123

по Литературе

Речевая характеристика героев в драме А.Н.Островского

Работу выполнила:

ученица 10 класса «А»

Хоменко Евгения Сергеевна

………………………………

Преподаватель:

Орехова Ольга Васильевна

……………………………..

Оценка…………………….

Барнаул-2005

Введение………………………………………………………

Глава 1. Биография А. Н.Островского……………………..

Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»…………………

Глава 3. Речеваяхарактеристика Катерины………………..

Глава 4. Сравнительнаяречевая характеристика Дикого и Кабанихи………………………………………………………

Заключение……………………………………………………

Список использованнойлитературы……………………….

Введение

Драма Островского «Гроза» - самоезначительное произведение известногодраматурга. Она была написана в период общественного подъёма, когда трещалиустои крепостничества, и в душной атмосфере действительно собиралась гроза.Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядкиподдерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой ичуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, вневежестве и равнодушии.

К этой драме мы обращаемся и сейчас.Очень важны для нас те проблемы, которые автор затрагивает в ней. Островскийподнимает проблему перелома общественной жизни, произошедшую в 50-х годах,смену общественных устоев.

Прочитав роман, я поставила перед собой цель, увидеть особенностиречевой характеристики героев и выяснить, как речь героев помогает понять иххарактер. Ведь образ героя создаётся с помощью портрета, с помощьюхудожественных средств, с помощью характеристики поступков, речевойхарактеристики. Впервые видя человека, по его речи, интонации, поведению, мыможем понять его внутренний мир, какие- то жизненные интересы и, самое главное,его характер. Речевая характеристика очень важна для драматическогопроизведения, ведь именно через неё можно увидеть сущность того или иногогероя.

Для того чтобы лучше понять характерКатерины, Кабанихи и Дикого необходимо решить следующие задачи.

Начать я решила с биографииОстровского и истории создания «Грозы», чтобы понять, как оттачивался талантбудущего мастера речевой характеристики персонажей, ведь автор очень чёткопоказывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героямисвоего произведения. Затем я рассмотрю речевую характеристику Катерины и сделаютакую же характеристику Дикого и Кабанихи. После всего этого я постараюсьсделать определённый вывод о речевой характеристики героев и её роли в драме«Гроза»

Работая над темой, я познакомиласьсо статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и Н. А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Более того, я изучила статью А.И.Ревякина «Особенности речи Катерины», где хорошо показаны основные источники языкаКатерины. Разнообразный материал о биографии Островского и об истории созданиядрамы я нашла в учебнике Русская литература ХIХ века В. Ю. Лебедева.

Разобраться с теоретическимипонятиями (герой, характеристика, речь, автор), мне помог энциклопедическийсловарь терминов, изданный под руководством Ю. Бореев.

Несмотря на то, что драме Островского «Гроза» посвящено многокритических статей, откликов литературоведов, речевая характеристика героев неизучена полностью, поэтому представляет интерес для исследования.

Глава 1. Биография А. Н. Островского

Александр Николаевич Островскийродился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбелиславной российской истории, о которой вокруг говорили все, даже названиязамоскворецких улиц.

Островский окончил Первую московскую гимназиюи в 1840 году, по желанию отца, поступает на юридический факультет Московскогоуниверситета. Но учёба в университете не пришлась ему по душе, возник конфликтс одним из профессоров, и в конце второго курса Островский уволился «подомашним обстоятельствам».

В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Длябудущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривалисьжалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры. Судьяглубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писецОстровский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривалитакое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящаяшкола познания драматических сторонкупеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий судканцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь онсталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами,купцами, мелким дворянством. Судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих онаследстве, несостоятельных должников. Перед нами раскрывался целый мирдраматических конфликтов, звучало всё разноголосое богатство живого великорусскогоязыка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, поособенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего«реалиста-слуховика», как называл себя Островский – драматург, мастер речевойхарактеристики персонажей в своих пьесах.

Проработав для русской сцены безмалого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес.Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста летне трудно увидеть рядом героев его пьес.

Умер Островский в 1886 году в своёмлюбимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: нахолмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части ипротекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные,ещё мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы,слышать коренную русскую речь.

Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»

Созданию «Грозы» предшествовалаэкспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Московскогоминистерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношескиевпечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами вувлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, вприобретённую отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки явился дневникОстровского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжскойРоссии.

В течении довольно длительного временисчиталось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромскогокупечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 годадело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место убийстваКатерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквальнонависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковьюУспения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артистыгримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельнообследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли кзаключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над«Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет вугрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына инезамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своимдеспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую чернуюработу, оказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет.В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней, не чаявшей бабушкой,была весёлой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй ичужой. Молодой муж её, Клыков, беззаботный человек, не мог защитить жену отпритеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. Итут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовойконторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс,получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто изкостромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого делав «Грозе».

Прошло много десятилетий,прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того,как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работая над «Грозой»Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервыепьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 годав Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в ролиКатерины. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной. Однакосам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует опрозорливости национального драматурга, уловившего нарастающий в купеческойжизни конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспростаувидел «что освежающее и ободряющее», а известный театральный деятель С. А.Юрьев сказал: «Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».

Глава 3. Речевая характеристикаКатерины

Основные источники языка Катерины - народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература.

Глубокая связь её языка с народнымпросторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия:«Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты моюдушу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти иподобные им фразеологизмы – общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в видеисключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «незнаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».

Образность ее языка проявляется вобилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речиболее двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместевзятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкийраспространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубьворкует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».

В речи Катерины часто звучат слова иобороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Обращаясь к Варваре, Катеринаговорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» - и т.д.

Тоскуя о Борисе, Катерина впредпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничегомне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».

Здесь налицо фразеологическиеобороты народно-просторечного и народно-песенного характера. Так, например, всобрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:

Никак, никак невозможно без милого дружка жить…

Вспомню, вспомню про любезного, не мил девкебелый свет,

Не мил, не мил белый свет… Пойду с горы в тёмный лес…

Выйдя на свидание к Борису, Катеринавосклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном обряденевеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

В заключительном монологе Катеринаговорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет,дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицыприлетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие,красненькие, голубенькие…».

Здесь всё от народной поэзии:уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.

Для этой части монолога в устной поэзиинаходятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:

…Дубовой доской накроют

Да в могилушку опустят

И сырой землёй засыплют.

Зарастай, моя могила,

Ты травою муравой,

Ещё алыми цветами!

Наряду с народным просторечием и устройнародной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено, большое влияние оказывалацерковно-житийная литература.

«У нас, - рассказывает она, - полондом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудьработу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, житияразные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).

Владея сравнительно богатымсловарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и психологическивесьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова иобороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это водну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.

В первом монологе Катеринарассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Илихрамы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, икипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как наобразах пишутся»

Эти сны и по содержанию, и по формесловесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.

Речь Катерины своеобразна не тольколексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом изпростых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы:«Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю…Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).

Чаще всего, как это характерно длясинтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения посредством союзов а ида. «А придём из церкви… а странницы станут рассказывать… А то будто я летаю… Акакие сны мне снились».

Плавучая речь Катерины иногдаприобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет) Кудамне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».

Речь Катерины глубоко эмоциональна,лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтическойвыразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи(ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы(«Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мнепо нем скучно!»).

Лирическую задушевность, поэтичностьречи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые,сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устнойпоэзии народа.

Островский раскрывает в речиКатерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу.Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциямирезко утверждающего или отрицательного характера.

Глава4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и

Кабанихи

В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха – представители «Тёмногоцарства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остальногомира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью.Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикостьнравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит напривычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темноецарство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одномместе. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми,имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать егоречь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данномугерою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидетьчеловека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных иблизких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикойвсячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Разтебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе всенаймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый!Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает,что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всехокружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругаетвсех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он несможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всюсвою злость.

Дикой – «значительное лицо» в городе,купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас СавелПрокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!»-восклицает Кулигин, но на фоне этогопрекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает переднами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравови обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабанихаотличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жителигорода Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможностьполучить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого«ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называетДикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера.Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» иговорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризуеткупчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие поотношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами прирасчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, овеликом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дровавозил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношениямежду людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому онаявляется единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен бытьвежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебедорога!».

Ещё одна черта, которая ихобъединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, ктопрощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всюприверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, какнадо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытаетсяказаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдатьсвои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, недолжны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи наиронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, онане может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха жедо абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашнихплясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своейженой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

С одной стороны, кажется, что Дикойгрубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, чтоДикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех,держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей,что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, иэто делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляетсяханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает слюдьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой,искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказать, что Дикой совершеннобезграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу сезуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Такон ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает егобескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим своюречь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показываетего человеком крайне грубым и невоспитанным.

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки,порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдаваятому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, встрахе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том,что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческогосословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаютсяэгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные детив какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей,именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

Заключение

Говоря об Островском, на мой взгляд, мы можем с полным правом назватьего непревзойденным мастером слова, художником. Персонажи в пьесе «Гроза»предстают перед нами как живые, с яркими рельефными характерами. Каждое слово,сказанное героем, раскрывает какую-нибудь новую грань его характера, показываетего с другой стороны. Характер человека, его настроение, отношение кокружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский,настоящий мастер речевой характеристики, подмечает эти чёрточки. Склад речи, помнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом,каждое действующие лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимыйколорит. Особенно это важно для драмы.

В «Грозе» Островского мы можем чётко выделитьположительного героя Катерину и два отрицательных героя Дикого и Кабаниху.Безусловно, они являются представителями «тёмного царства». А Катерина – этоединственный человек, который пытается с ними бороться. Образ Катеринынарисован ярко и живо. Главная героиня говорит красиво, образным народнымязыком. Её речь изобилует тонкими смысловыми оттенками. В монологах Катерины,как в капле воды, отражается весь её богатый внутренний мир. В речи персонажадаже появляется отношение автора к нему. С какой любовью, сочувствиемОстровский относится к Катерине, и как резко он осуждает самодурство Кабанихи иДикого.

Он рисует Кабаниху как убеждённуюзащитницу устоев «тёмного царства». Она строго соблюдает все порядкипатриархальной старины, не терпит ни в ком проявления личной воли, обладаетвеликой властью над окружающими.

Что касается Дикого, Островский смогпередать всю злость и гнев, который кипит в его душе. Дикого боятся вседомочадцы, в том числе и племянник Борис. Он открыто, груб и бесцеремонен. Нооба обладающее властью героя несчастны: не знают, что делать со своимбезудержным характером.

В драме Островского «Гроза» с помощьюхудожественных средств писатель сумел охарактеризовать героев и создать яркуюкартину того времени. «Гроза» очень сильна по воздействию на читателя, зрителя.Драмы героев не оставляют равнодушными сердца и умы людей, что удаётся некаждому писателю. Только истинный художник может создать такие великолепные,красноречивые образы, только такой мастер речевой характеристики способенсказать читателю о героях лишь с помощью их же собственных слов, интонаций, неприбегая к какой-либо иной дополнительной характеристики.

Список использованнойлитературы

1.

А. Н. Островский«Гроза». Москва «Московский рабочий»,1974.

2.

Ю. В. Лебедев«Русская литература ХIХ века», часть2. Просвещение», 2000.

3.

И. Е. Каплин, М.Т. Пинаев «Русская литература». Москва «Просвещение», 1993.

4.

Ю. Борев.Эстетика. Теория. Литература. Энциклопедический словарь терминов, 2003.

Основные источники языка Катерины - народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература.

Глубокая связь её языка с народным просторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.

Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия: «Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты мою душу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти и подобные им фразеологизмы - общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в виде исключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «не знаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».

Образность ее языка проявляется в обилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речи более двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместе взятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкий распространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубь воркует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».

В речи Катерины часто звучат слова и обороты, мотивы и отголоски народной поэзии.

Обращаясь к Варваре, Катерина говорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» - и т.д.

Тоскуя о Борисе, Катерина в предпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».

Здесь налицо фразеологические обороты народно-просторечного и народно-песенного характера. Так, например, в собрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:

Никак, никак невозможно без милого дружка жить…

Вспомню, вспомню про любезного, не мил девке белый свет,

Не мил, не мил белый свет… Пойду с горы в тёмный лес…

речевой фразеологический гроза островский

Выйдя на свидание к Борису, Катерина восклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном обряде невеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».

В заключительном монологе Катерина говорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…».

Здесь всё от народной поэзии: уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.

Для этой части монолога в устной поэзии находятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:

…Дубовой доской накроют

Да в могилушку опустят

И сырой землёй засыплют.

Зарастай, моя могила,

Ты травою муравой,

Ещё алыми цветами!

Наряду с народным просторечием и устрой народной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено, большое влияние оказывала церковно-житийная литература.

«У нас, - рассказывает она, - полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).

Владея сравнительно богатым словарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и психологически весьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова и обороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это в одну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.

В первом монологе Катерина рассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся»

Эти сны и по содержанию, и по форме словесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.

Речь Катерины своеобразна не только лексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом из простых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы: «Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю… Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).

Чаще всего, как это характерно для синтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения посредством союзов а и да. «А придём из церкви… а странницы станут рассказывать… А то будто я летаю… А какие сны мне снились».

Плавучая речь Катерины иногда приобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».

Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтической выразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи (ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы («Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мне по нем скучно!»).

Лирическую задушевность, поэтичность речи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые, сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устной поэзии народа.

Островский раскрывает в речи Катерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу. Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Обучающие: учащиеся разбираются с теоретическими понятиями (герой, персонаж, характеристика, речь, автор, авторская оценка), определяют и объясняют литературные понятия, овладевают такими важнейшими понятиями и навыками, как речевая характеристика персонажей, выяснение авторской позиции, стараются увидеть особенности речевой характеристики героев драмы Островского «Гроза» и выяснить, как речь героев помогает понять их характер
  • Развивающие: из наблюдений над особенностями стиля Островского делают первоначальные выводы и обобщения, касающиеся отдельных компонентов стиля, овладевают теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста, в процессе работы над текстом пьесы учатся вдумчивому чтению, чуткому отношению к слову, эстетическому восприятию образов и событий драматического произведения.
  • Воспитательные: учатся разбираться в людях, делать выводы и обобщения, основываясь на речи собеседника, строят собственные высказывания

Оборудование: компьютер, экран, флеш-презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Образ авантюриста Остапа Бендера неотделим от его афористичной, изобилующей остротами речи. Лексикон Эллочки-людоедочки давно стал хрестоматийным. Парадоксальность высказываний лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» – отражение его ума, неординарности, образованности и цинизма. Из современных писателей к мастерам речевых характеристик можно отнести Бориса Акунина. Первая глава романа «Ф.М.», написанная от лица уголовника, резко контрастирует с тем утонченным литературным стилем, к которому привык читатель фандоринского цикла:

Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.

Такого не встретишь у Островского. И сегодня на уроке мы понаблюдаем за речевыми характеристиками его героев.

Слайд 1-4. (Записываем тему урока)

Что необходимо для того, чтобы разобраться в данной теме? Слайд 5

2. Вопрос: В чем особенность литературной основы драмы? Каковы причины этих особенностей?

? Слайд 6

  • Идейно-тематическое содержание;
  • композиция;
  • характеры;
  • язык персонажей и др.

При этом необходимо учитывать особенности драматургии:

  • отсутствие описательной речи автора;
  • большая острота проявления конфликтных ситуаций;
  • речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей

3. Информация учителя.

Слайд 7

Какую роль играет речевая характеристика в художественном произведении?

Слайд 8

4. Давайте посмотрим, как появляются герои драмы на сцене?

Слайд 9

Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях?

Вывод: Пять реплик - пять характеров.

Слайд 10

5. Герои драмы условно делятся на два лагеря. Можно ли по их высказываниям определить, кто из какого лагеря.

Слайд 11

Вывод: Островский в драме "Гроза" очень четко показывает всю глобальную разницу между положительными и

отрицательными героями своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их реакции на развивающиеся события. Слайд 12

6. Анализ речи персонажа на примере Дикого.

Слайд 13-14

Особенности речи Что узнаём о герое

«Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно.

Дикой – «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил».

Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!»,

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого, хотя Дикой и сознает, что он нелеп. В разговоре с Кулигиным он отказывается дать денег на “громовые отводы”, при этом называя его “разбойником”, “фальшивым мужичонко”.

Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник… Экой

фальшивый мужичонко…

Весь разговор Дикой подчеркивает свою важность, независимость от кого-либо, а тем более от Кулигина.

Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и Поважней тебя никому отчета не даю.

Хоть Кулигин и говорит, что “расход пустой”, но Дикой все равно стоит на своем, отрицая даже возможность исполнения просьбы.

Он ходил к Кабанихе и рассказывал ей о своих неправедных делах.

О посту как-то великом я говел, а тут Нелегкая и подсунь мужиченка: за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал…

Дикой отличается других персонажей драмы своим неуправляемым характером, но когда он успокоится, он готов признать, что он не прав.

Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся.

Дикой и Кабаниха очень похожи. Только один может признать что он неправ, ссылаясь на свое доброе “сердце”, а другая уверена, что она всегда права.

Купечество в своей массе полностью отрицает прогресс. В мире могут строиться новые государства, открываться новые земли, меняться лицо планеты, а в городе Калинове на берегу Волги время будет течь медленно и размеренно, как будто этого и не было. Все новости до них доходят с большим опозданием, да и то сильно искаженные. В неведомых странах люди ходят с “песьими головами”. Купечество добилось многого: они богаты, у них привилегии, зависимые крестьяне. Из-за этого они и не хотят переходить в новую эпоху, боясь быть обделенными. Поэтому они хотели ее отодвинуть хоть на несколько лет. При этом понимая, что прогресс все-таки неизбежен, он всегда присутствует в человеческом обществе.

Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником.

Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен, что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной.

Важно не только то, о чём говорит герой и как его это характеризует, но и сама манера выражать свои мысли, словарь, построение фразы.

Ведь слово – живая реакция на мысль собеседника, живая реакция на то, что происходит на сцене, выражение его раздумий и душевных переживаний

Слайд 15

7. Групповая работа. Речевая характеристика Кулигина, Варвары, Кудряша и Бориса.

8. Подведение итогов.

Слайд 16

«Произведение Островского – филигранно отшлифованные самоцветы русского слова» . Сквозь язык его действующих лиц русская речь просвечивает самыми существенными своими признаками: лексическим богатством, сочностью, образностью, меткостью, гибкостью. Речь персонажей Островского – проявление присущего им облика, мировосприятие, общественно – бытовых связей и влияний. Вот почему действующие лица одной и той же социальной категории отличаются не поступками, но и в особенности языком, манерой говорить.

9. Домашнее задание.

Слайд 17

Составить речевую характеристику Катерины или Кабанихи (с цитатами)

Подготовить на основе речевой характеристики анализ образа персонажа драматического произведения.

Доп. задание: презентация –викторина «Узнай героя по реплике».

9. Рефлексия.

Рефлексия на уроке литературы (самоанализ уч-ся)

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • Мне удалось…
  • Не удалось..
  • Я понял…
  • Я не понял.

Другие рефераты по предмету Литература

»евая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.

Глава 4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и

Кабанихи

В драме Островского Гроза Дикой и Кабаниха представители Тёмного царства. Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. Темное царство цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: Раз тебе сказал, два тебе сказал; Не смей мне на встречу попадаться; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?. Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой значительное лицо в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт.

Вид необычный! Красота! Душа радуется!- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в Грозе. Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого ругателем, Кудряш же называет его пронзительным мужиком. Кабаниха называет Дикого воином. Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её ханжой и говорит, что она нищих оделяет, а домашних заела совсем. Это характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!.

Ещё одна черта, которая их объединяет это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха - представители «Тёмного царства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темное царство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Раз тебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой - «значительное лицо» в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».

«Вид необычный! Красота! Душа радуется!»- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!».

Ещё одна черта, которая их объединяет - это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляется ханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает с людьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой, искренней, а главное несчастной женщиной.

Мы можем сказать, что Дикой совершенно безграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу с езуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Так он ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим свою речь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Поэтому можно сделать вывод о том, что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого сословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаются эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей, именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры