Ричи блэкмор - биография, информация, личная жизнь. Ritchie Blackmore

Главная / Измена мужа

14 апреля 1945 года родился Ричард Хью "Ричи" Блэкмор - английский гитарист, участник групп Deep Purple, Rainbow и основатель проекта Blacmore"s Night

  1. В школе Ричи Блэкмор занимался спортом: он добился больших успехов в плавании, метании копья и дисков. Увлечение копьеметанием не прошло и после того, как Ричи начал карьеру в музыке. Даже во времена группы Rainbow Ричи возил копье с собой на гастроли и практиковался между концертами. Иногда жертвами этих тренировок едва не становились его коллеги по группе.
  2. Однажды еще никому не известный Ричи со своей группой The Outlaws выступал на сопровождении у Джерри Ли Льюиса, известного своим бурным характером. Знаменитый рок-н-ролльщик по достоинству оценил игру юного гитариста. После первого совместного концерта он пожал ему руку и даже хотел пригласить с собой в Мемфис.
  3. Ричи Блэкмор стал участником Deep Purple по приглашению барабанщика и вокалиста Криса Кёртиса, который на тот момент более всего был известен своим участием в бит-группе The Searchers. Кертис был другом Джона Лорда и изначальным автором «концепции» Deep Purple. Правда, Кертис покинул группу еще до того, как ее состав полностью сформировался.
  4. Одним из решающих факторов, повлиявших на радикальную смену состава и звучания Deep Purple в 1970 году, стал первый альбом King Crimson “In The Court Of The Crimson King”, который, по словам Ричи Блэкмора, его совершенно «убил».
  5. В середине 70-х Ричи Блэкмор брал уроки игры на виолончели у Хью Макдауэлла из Electric Light Orchestra. Игра на виолончели помогла ему в сочинительстве – в частности, именно так родился рифф к песне Rainbow “Gates Of Babylon”, который Ричи, по его словам, никогда не смог бы сочинить на гитаре.
  6. Ричи Блэкмор – давний поклонник творчества Иена Андерсона и группы Jethro Tull. Поэтому Ричи был очень рад, когда Иен согласился записать партию флейты для одной из песен с первого альбома Blackmore’s Night. В качестве благодарности Блэкмор отправил по почте в подарок Андерсону редкий крупнокалиберный револьвер. Револьвер вызвал очень много вопросов у таможенной службы аэропорта Хитроу, и несчастному Андерсону пришлось самому ехать в аэропорт и заполнять кучу деклараций.
  7. В качестве предусилителя Ричи Блэкмор еще с 70-х годов использовал старый катушечный магнитофон Aiwa. По словам Ричи, он делал звук «более жирным». «Он – маленькая душа на сцене – мой маленький друг» , - однажды сказал о нём гитарист. «Маленького друга» и сейчас иногда можно заметить на концертах Blackmore’s Night.
  8. Несколько любимых гитарных соло Ричи Блэкмора: Джеймс Бёртон (гитарист Рики Нельсона) – “Believe What You Say”; Скотти Мур (гитарист Элвиса Пресли) – “Too Much”; Джефф Бек (в составе The Yardbirds) “Shapes Of Things”; Джими Хендрикс – “Stone Free”; Эрик Клэптон (в составе группы Cream) – “I’m So Glad” и “I Feel Free”; Тревор Рэбин (в составе Yes) – “Owner Of A Lonely Heart”.
  9. О своем владении музыкальными инструментами Блэкмор однажды сказал: «Я не играю на скрипке, лишь немного на виолончели, немного на шарманке и немного на гитаре» . Тем не менее, на последних альбомах Blackmore’s Night Ричи использует такие инструменты, как мандолина, домра, никельхарпа, колёсная лира и старинный барабан.
  10. Если вы не знаете, что подарить Ричи на день рожденья, подарите ему компакт-диск с музыкой Ренессанса. Правда, перед этим неплохо бы убедиться, что такого диска у него еще нет, ведь в коллекции Ричи – более 2000 компакт-дисков с такой музыкой.

Ричард Хью Блэкмор - один из наиболее влиятельных и известных гитаристов XX века, участник групп Deep Purple и Rainbow, «король хард-роковой электрогитары». Ричи - один из тех, за кем в роке закрепилось прозвище «человек в чёрном», поскольку он очень любил использовать этот цвет в одежде для поддержания своего загадочного и сурового образа. В середине 1990-х Ричи решил отойти от тяжёлой музыки в сторону окрашенного средневековыми и староанглийскими мотивами фолка, организовав проект Blackmore’s Night. Не все прежние фанаты приняли этот шаг Ричарда, но он завоевал при этом немало новых поклонников и продемонстрировал многогранность своего таланта.

Свою первую гитару Блэкмор получил в 11 лет в подарок от отца с условием, что он отнесётся к ней серьёзно и научится правильно играть. Поэтому в течение последующего года Ричи посещал занятия по классу классической гитары. Одним из главных плюсов, которые юный музыкант из них вынес, была наработка умения эффективно задействовать мизинец в своей игре. Впоследствии Блэкмор возьмёт ещё и уроки электрогитары у жившего по соседству Биг Джима Салливана (обучавшего, к примеру, также Стива Хау).


Ричи Блэкмор в составе группы The Outlaws

В школьные годы Ричи активно занимался таким видом спорта, как метание копья, но саму учёбу и учителей ненавидел за формализм и пресечение нестандартного мышления у учеников, что и привело к расставанию с образовательным учреждением в 15 лет.

Помимо метания копья, юный Блэкмор также показывал неплохие результаты в плавании. Кроме того, широко известно его пристрастие к футболу, которое он, уже будучи известным и состоявшимся музыкантом, прививал коллегам по группе Rainbow. Не разделявшие увлечений лидера участники не имели шансов надолго задержаться в коллективе, даже при всех своих талантах (вспоминаем историю увольнения Тони Кэйри).


Ричи Блэкмор в группе "Дикари" Лорда Сатча

Одной из первых групп Блэкмора в 1960-е была The Roman Empire, участники которой наряжались в костюмы римских солдат. А руководил тем ансамблем известный возмутитель общественного спокойствия Скриминг Лорд Сатч.


Ричи Блэкмор времен первого состава Deep Purple

В какой-то момент молодому и тогда ещё довольно застенчивому Ричи довелось попасть в аккомпанирующую группу к знаменитому Джерри Ли Льюису по прозвищу «Киллер». Про него ходили легенды, что Джерри любит физически наказывать музыкантов, чей уровень игры и самоотдача его не устраивают. Вначале менеджеры сообщали о пяти днях предварительных репетиций. На деле же «Киллер» появился на базе в полдень перед первым выступлением. Знакомство прошло на удивление гладко, хотя Ричи никак не мог отделаться от боязни и ожидания, что Льюис его ударит. Однако тот оценил мастерство гитариста и предложил записаться вместе. Блэкмор поблагодарил мэтра и отказался.


Рэнди Калифорния

В Deep Purple Ричи очень быстро заслужил репутацию харизматичного и незаменимого гитариста. Как-то раз (в эпоху альбома “Fireball”) он угодил в больницу из-за мононуклеоза. Менеджер группы, обливаясь слезами из-за ускользающей из рук прибыли от миллионного гастрольного тура, попробовал осуществить временную замену и пригласил другого своего клиента, Эла Купера, только что восстановившегося от пищевого отравления. Купер, больше клавишник, нежели гитарист, отнёсся к затее настороженно, приняв всё за шутку. Впоследствии он вроде как появился на прослушивании и согласился устранить свои недостатки в гитарной игре, но, в конце концов, дал задний ход и посоветовал обратить внимание на Рэнди Калифорнию из группы Spirit. Рэнди первоначально решил играть, но перед первым выступлением на Гавайах запаниковал, забаррикадировался в номере отеля и выходить на сцену отказался. Тур всё-таки пришлось отменить. Заменить Ричи - не самая простая задача на свете. Хотя Рэнди Калифорния, по сохранившимся сведениям, отыграл-таки концерт в Квебеке. Но этого ему оказалось более чем достаточно.

Ричи не испытывал энтузиазма по поводу проекта Джона Лорда по совместной работе Deep Purple и симфонического оркестра. При всей своей любви к классической музыке гитарист полагал, что её с роком приемлемо совместить не получится никогда. Да, конечно же, потом в карьере Ричи будет “Stargazer”, но и здесь он окажется разочарован «кислыми» и «безразличными» лицами участников оркестра.


Ричи Блэкмор и Кэндис Найт

Интерес Блэкмора к Средневековью и старинной английской музыке зародился, по его словам, в 1971 году, когда он посмотрел телепередачу канала BBC о жёнах короля Генриха VIII. Несмотря на то, что самым ярким выражением этого интереса стал проект Blackmore’s Night, отдельные элементы мелодики старой Англии Ричи пытался привнести уже в творчество Deep Purple. Ярким примером является “Soldier of Fortune” с альбома “Stormbringer” - одна из любимых вещей коллектива, по признанию Ричи. Коллеги по группе не разделяли этого мнения, но Блэкмор продолжил играть её, даже когда создал ансамбль с Кэндис Найт.

В бытность участником Deep Purple Ричи отвергал сравнения его коллектива с группами типа Black Sabbath: “Мы [в отличие от них] не просто нагружаем песни тяжёлыми риффами и оставляем их в таком состоянии” - говорил он.


Ричи Блэкмор во время записи альбома "Machine Head", Монтрё, Гран Отель.

Своим любимым альбомом Deep Purple Блэкмор считает “Machine Head”, немного остают от него в его личных рейтингах “In Rock” и “Burn”. А вот “Fireball” Ричи не жалует, да и “Who Do We Think We Are” ему не нравился ещё в момент создания.


Ричи Блэкмор и Иен Пэйс во время сессий записи альбома "Who Do We Think We Are?"

В 1973 году во время кризиса в Deep Purple история могла пойти по другим рельсам. Ричи и Иэн Пэйс задумывали уйти из группы и создать новый проект с Филом Линоттом из Thin Lizzy. Тем не менее, ценой увольнения Иэна Гиллана и Роджера Гловера всё-таки был сохранён основной коллектив.

Оригинальный рифф, лёгший в основу знаменитой композиции “Stargazer” с альбома Rainbow “Rising”, был сочинён Блэкмором для виолончели (на этом инструменте Ричи научился играть в первой половине 1970-х, в роли наставника выступил Хью МакДауэлл из Electric Light Orchestra). Идея так захватила музыканта, что он решил - будет ещё лучше, если он переделает изначальную задумку в гитарную партию.


Ричи Блэкмор и Ронни Джеймс Дио с продюсером Rainbow Мартином Бёрчем

А песню “Starstruck” с той же пластинки Ричи и Ронни Джеймс Дио сочинили о сумасшедшей французской фанатке, преследовавшей гитариста.


Ричи Блэкмор и Джон Лорд с подругами

Блэкмор известен своими сложными взаимоотношениями с музыкальной прессой, а также публичной критикой некоторых своих коллег. К примеру, в ответ на похвалу со стороны Мика Джаггера он «припечатал» The Rolling Stones, «после чего дружба между ними закончилась». Доставалось от Ричи также The Hollies, Карлосу Сантане и много кому ещё.

Ричи ещё в молодости сменил несколько автомобилей, хотя научился водить машину и получил права только около 40 лет. До этого же момента в качестве водителей выступали подруги, знакомые, коллеги, что нередко становилось предметом шуток. Впрочем, и после получения заветных документов, удостоверяющих квалификацию, Блэкмор не стал ездить за рулём чаще. В последние два с лишним десятилетия роль водителя исполняет Кэндис.

Ричи Блэкмор – один из наиболее ярких и заметных музыкантов второй половины двадцатого века. Сегодня трудно не заметить тот вклад, который внес этот выдающийся гитарист в развитие тяжелого рока и музыки вообще. До сих пор на слуху великолепные гитарные партии Deep Purple, изумительные импровизации Rainbow и неописуемые по красоте мелодии Blackmore"s Night.

Ричард Хью Блэкмор родился 14 апреля 1945 года в английском городке Уэстон-Супер-Мэре. Первый инструмент – обыкновенная акустическая гитара – был подарен Ричи в десятилетнем возрасте его отцом, и именно отец настоял на том, чтобы Ричи брал уроки классической гитары. В это время семья Блэкморов жила уже в городе Хестоне, где в доме своей бабушки Ричи впервые услышал музыку И.С.Баха, на всю жизнь запавшую в душу будущего виртуоза.

Родители обеспечили своему отпрыску "высокий старт": уже в 13-летнем возрасте Ричи приступил к усиленным занятиям на инструменте под чутким руководством лучшего на тот момент британского гитариста Джима Салливана. Но к этому времени Ричи уже имел опыт работы в неких составах, исполнявших на любительском уровне популярный тогда на Британских островах скиффл, – первая группа Блэкмора, в которой он начал выступать аж в 1956 -м, носила юмористическое название Dogbox. За ней последовали аналогичные составы 21"s Coffee Bar Junior Skiffle Group, The Dominators и The Condors.

В самом начале 1962 года Ричи необычайно повезло: не кто-нибудь, а сам мрачный герой заокеанского рок-н-ролла Джин Винсент пригласил юного гитариста в свой аккомпанирующий состав, с которого и началась профессиональная карьера Ричи Блэкмора. После европейского тура и моментальной остановки в группе Mike Dee And The Jaywalkers Ричи в мае 1962 очутился в составе группы одной из самых причудливых поп-фигур Британии 60-х Дэвида Сатча Screaming Lord Sutch & His Savages. Однако Ричи вскорости убедился, что его работодатель куда более озабочен проблемой нахождения своего имени в заголовках британских таблоидов – Дэвид Сатч владел собственной пиратской радиостанцией, пытался баллотироваться в Палату Общин с некоей "избирательной платформой 18-летних" и задолго до Элиса Купера устраивал концерты со сценической бутафорией в виде гробов и гильотин.

Музыкальная сторона творчества первого "короля ужасов" рок-сцены мигом перестала удовлетворять Блэкмора, и уже через несколько месяцев он оказался в рядах принципиально инструментального состава The Outlaws, работавшего также в качестве собственной студийной группы у известного в те годы продюсера Джо Мика. В составе The Outlaws Ритчи успел записать нашумевшие синглы "Keep A-Knockin"" и "Snake With Me", а также поработать с такими популярными на тот момент британскими певцами, как Майк Берри и Хейнц, и даже в течение короткого времени входил в группу последнего – Hainz" Wild Boys.

В 1964 году Блэкмор записал свой первый сольный сигл с композициями "Little Brown Jug" и "Getaway", а вскоре вошел в состав группы Нила Крисчена "The Crusaders. Следующие три года стали для гитариста настоящей каруселью: помимо The Crusaders, откуда Ритчи то уходил, то возвращался, он успел вволю наиграться в составах The Lancasters (где впервые в жизни исполнил обработку Эдварда Грига "В пещере горного короля"), во вновь обновленном составе The Savages, на сей раз работавших в качестве аккомпанирующего состава в европейском турне Джерри Ли Льюиса, в театрализованной рок-группе Roman Empire и в полумифическом составе Mandrake Root, развалившемся в октябре.

Играя с таким количеством музыкальных коллективов, Блэкмор успевал еще и работать радиомехаником в аэропорту Хитроу, зарабатывая на свой первый настоящий инструмент - Gibson 335, с которым Блэкмор не расставался последующие десять лет.

В 1967 году Ричи Блэкмор вместе с группой The Savages поехал в Гамбург на гастроли. Отыграв концерты, группа уехала домой в Англию, но Ричи решил остаться, и поселился в квартире вместе со своей невестой Бэбз. В эти дни Блэкмор беспрестанно тренировался, оттачивая свое мастерство и виртуозность игры, подрабатывая на студиях Гамбурга. Там его умение и мастерство оценил Крис Кертис, о чем несколько позднее рассказал Джону Лорду, вместе с которым решил собрать новую концептуальную группу Roundabout. Первая встреча, однако, прошла неудачно. У Кертиса появлялись все новые и новые идеи, однако до практического их осуществления дело не доходило, вскоре Джон Лорд уехал в Мюнхен на гастроли с группой The Fluopotmen, Кертис тем временем тоже куда-то делся, и Блэкмору пришлось вернуться в Гамбург.

К концу 1967 года у Блэкмора сложилось нелегкое положение: не было реальных перспектив, стабильного заработка, и тем более славы. Правда, Блэкмор входил в десятку лучших английских гитаристов, среди которых были Джэв Этт, Пит Тауншед, Джордж Хариссон, Джимми Пэйдж, Эрик Клэптон, Кейт Ричард. Но Блэкмор считал себя выше их всех, авторитетами для него в то время были Альберт Ли, Джим Саливэн и несколько позднее Джими Хендрикс.

Тем временем в Лондоне менеджеры начатого Кертисом проекта Roundabout Тони Эдвардс и Джон Колетта решили взять в свои руки организацию ансамбля. В заброшенной деревушке Саралнз Милнс, в сорока километрах от Лондона, был снят огромный амбар и дом, где участники группы могли жить и репетировать. Туда приехал Джон Лорд, а вскоре и Ричи Блэкмор. К марту 1968 года определился и остальной состав группы: на бас-гитпре играл Ник Симпер, вокалистом стал Род Эванс, а ударником Иан Пейс, сменивший Вудмана Кларка, так и не успевшего толком поиграть в новообразованном коллективе. Всю весну группа репетировала. В это время родилось название Deep Purple, ставшее потом легендарным.

Дом, в котором репетировали музыканты, имел дурную репутацию, и по мнению местных жителей был населен приведениями. С этими слухами связан один курьезный случай, произошедший с музыкантами. По ночам из коридора частенько доносились какие-то завывания и всхлипы, закрытые окна сами открывались, а однажды ночью Джон Лорд проснулся от того, что по его комнате ползло полено из камина. Полено доползло до двери и скрылось во тьме, а через несколько секунд за стеной упало с потолка старое лепное украшение. На следующее утро за завтраком музыканты с ужасом рассказывали друг другу о пережитой ночи. Только один Ричи Блэкмор улыбался...

В мае 1968 года всего за два дня была записана первая пластинка Deep Purple - "Shades of Deep Purple", которая попала в Top 25. Был подписан контракт с британской компанией EMI и американским Tettragrommoton. В сентябре вышел сингл "Hush", поднявшийся до 4 места в хит-парадах, что было невероятным успехом для новой группы. В декабре значительный успех сопутствовал синглу "Kentucky Woman".

В 1969 году в группу Deep Purple приходят Ян Гиллан и Роджер Гловер, выходят альбомы "The Book of Taliesyn" и "Concerto For Group And Orchestra". Ко всем этим альбомам Блэкмор имел непосредсвенное отношение: нетрудно заметить как группа все более и более склонялась в сторону того, что позднее станет классикой хард рока. Далеко не последняя роль в выборе именно такого творческого пути принадлежала Блэкмору.

Август 1970 года навсегда остался в истории музыки - вышел альбом "In Rock". Больше года эта пластинка оставалась в четверке лучших в британских чартах. Игра Блэкмора на этом альбоме, по словам всех критиков, потрясает, а песни "Child In Time" и "Speed King" стали классическими. После выхода пластинки группа до ноября отправилась на гастроли.

В 1971 году музыканты начали запись альбома "Fireball", который записывали, с гастрольными перерывами, до июня. Любимым увлечением Блэкмора в те годы стала... стрельба из рогатки. Он стрелял по невинным гражданам спелым крыжовником, причем ему даже удавалось выбивать из их рук стаканы и сигареты. Правда, после того как он чуть не попался дорожным рабочим, одному из которых он имел неосторожость стрельнуть в голову, Ричи забросил это занятие.

В том же году у группы появился собственный лейбл - Purple (EMI). В тот год перпловцы направлялись в Монтро для записи. 3 декабря, когда группа записывалась в швейцарском концертном зале "Казино", во время выступления Фрэнка Заппы и его группы случился пожар и концертный зал сгорел. Ричи Блэкмор и группа увековечили этот инцидент в знаменитой песне "Smoke On The Water", которая была включена в следующий альбом. Этот альбом вышел уже в 1972 году и назывался "Machine Head". Он оказался на верхушке британских чартов и стал номером 7 в Америке. Альбом включал в себя такие классические для тяжелого рока вещи, как "Smoke on the Water", "Space Truckin"","Lazy" и "Highway Star". Даже тридцать лет спустя, "Machine Head" остается одним из лучших рок-альбомов, количество проданных копий которого достигло трех миллионов.

В 1973 году в ходе летнего тура группа записала "живой" альбом "Made In Japan", который вышел в январе и достиг отметки №6 в Соединенных Штатах. Другой альбом, "Who Do You Think We Are", вышел фактически одновременно с ним и встал в чартах на 15 место. В середине года из-за разногласий с Ричи Блэкмором Гиллан и Гловер покинули группу, как раз перед тем, как песня "Дым над водой" стала номером 4 среди лучших синглов и было продано более миллиона её копий. В сентябре Дэвид Кавердейл, до этого певший в группе "The Fabuloser Brothers", и басист Гленн Хьюз (экс-"Trapeze") утвердились в Deep Purple.

В марте 1974 года вышел альбом "Burn", в котором четко проявлялось присутствие Кавердейла и Хьюза. Изменения в составе не повлияли на успех и альбом занял верхушку в десятке лучших. В течение года дипперпловцы выдали еще один альбом, попавший в двадцатку сильнейших - "Stormbringer".

3 марта выступлением в Детройте Deep Purple открыли американский тур. За сто двадцать семь тысяч долларов в месяц был снят самый шикарный самолет в мире под названием "Звездный корабль". Гастроли прошли великолепно и окончились в Калифорнии на огромном рок-фестивале, где также выступали такие легенды рок- музыки, как Yes, Emerson, Lake and Palmer, Eagles и многие другие. Выступление Deep Purple должно было быть последним, но случился скандал: ударник одной группы отказался выйти на сцену, и вместо этого коллектива стали играть Deep Purple. Но Блэкмор не собирался просто так отдавать место хэдлайнера. На том концерте он разбил видеокамеру, оператора которой пришлось уносить в медпункт. По указанию Блэкмора один из рабочих облил сцену бензином, который Ричи поджег в конце выступления. Раздался взрыв, сцена загорелась, но публика была доведена до экстаза. Естественно, такие безобразия не остались без внимания полиции, и группе пришлось поспешно бежать на своем роскошном самолете в соседний штат. Весь этот концерт был заснят на видео компанией ABC и сегодня легко доступен. Но приключения группы на этом не закончились: в ноябре в Америке объявился некий молодой человек, выдававший себя за Ричи Блэкмора, который украл в городе Айова автомобиль "Порше" и разбил его, хотя Блэкмор с группой находился в это время в Сан-Франциско. Правда, хулигана вскоре арестовали и предъявили обвинение в обмане.

Несмотря на удачные гастроли и баснословные гонорары, в апреле 1975 Ричи Блэкмор покинул Deep Purple, чтобы создать новую группу Rainbow. В нее вошли музыканты из малоизвестной американской группы Elf. Когда Elf выступала с DP в качестве разогревающей группы, Блэкмор записал с ними на Purple Records песню "Black Sheep Of The Family". Группа имела следующий состав: Ронни Джеймс Дио (вокал) - в дальнейшем являлся автором большинства песен, Микки Ли Соул (клавишные), Крэйг Грубер (бас) и Гэри Дрисколл (ударные). В мае появился альбом "Ritchie Blackmore"s Rainbow", записанный в Мюнхенской студии Musicland Studios. Когда же альбом стал подниматься в чартах (достигнув тридцадки лучших в Америке), из группы испарились Соул, Грубер и Дрисколл, а на их место Блэкмор взял басиста Джимми Бэйна (экс-Hariot), клавишника Тони Кэри (Blessings) и барабанщика Кози Пауэлла (Jeff Beck Group). В июле 1976 года группа выпустила первый альбом в новом составе - "Rainbow Rising". С начала августа и до конца года музыканты гастролировали по Америке, Японии, Европе и Канаде.

1977 год ознаменовался новыми перестановками в Rainbow: басист Марк Кларк, ранее игравший в Uriah Heep, заменил Джимми Бэйна. В мае, сразу же после начала записи нового альбома, ушли Тони Кэри и Марк Кларк. Ричи Блэкмор перенацелил усилия на запись "живого" альбома. Ушедших заменили Дэвид Стоун и Боб Дейсли. В результате на свет появился концертный альбом "On Stage", а песня с этой пластинки "Kill The King" стала первым произведением Rainbow, попавшим в чарты. В этом же году, музыканты занялись записью третьего студийного альбома в "Paris Studios". "Long Live Rock"n"Roll" был готов в мае и тут же вошел в Top 100. В ноябре, после десятимесячных гастролей, Блэкмор опять разочаровался в составе группы, и из старых музыкантов остался один Кози Пауэлл (Дио стал членом Black Sabbath). Месяцем позже Ричи сыграл в Лондонском клубе с бывшим коллегой по Deep Purple Яном Гилланом и пригласил в Rainbow клавишника Дона Элри.

В 1979 году Ричи Блэкмор завершает формирование нового состава Rainbow - появился певец Грэхем Боннет, ранее записывавшийся с The Marbles, и бывший коллега по Deep Purple Роджер Гловер. Продюсируемый Гловером альбом "Down To Earth" вышел в сентябре, и первый сингл альбома - "Since You"ve Been Gone", автором текста которого являлся Расс Баллард (экс-Argent), получил заслуженный успех в самом конце года.

В марте 1980 года вышел сингл Блэкмора и Гловера - "All Night Long", оказавшийся на 5 месте в Великобритании. В августе группа Rainbow выступает на первом фестивале "Монстры рока" в Доннингтоне. Пауэлл и Боннет сразу же после этого уходят из-за желания заняться сольной карьерой. Блэкмор берет на их место вокалиста Джо Линн Тернера и барабанщика Боба Рондинелли. Примерно в то же время первый вокалист DP Род Эванс собрал свою группу и начал выступать под именем Deep Purple. Блэкмор и Гловер предприняли действия для защиты имени группы и удержали Эванса от его использования. Эти действи выразились в выходе альбома "Deepest Purple / The Very Best of Deep Purple". И появлении в конце года концертного диска "In Concert", который включал песни, записанные в 1970 -1972 годах.

В феврале 1981 Rainbow записывает альбом "Difficult To Cure", из которого песня "I Surrender", написанная Баллардом, быстро разошлась по чартам Великобритании. Фирма Polydor быстро среагировала и переиздала первый хит группы - "Kill The King", а также альбом - "Ritchie"s Blackmore Rainbow". В декабре группа записывает сборник "The Best Of Rainbow".

В апреле 1982 появляется альбом "Strong Between The Eyes". Первый сингл с этой пластинки - "Stone Cold", попадает в 40 сильнейших, а альбом в лучшую тридцатку. Группа гастролирует по всему миру. В Великобритании выходит концерт "Deep Purple Live in London" - впервые записанный в 1974 г. на радиостудии BBC.

В 1983 году Rainbow, в состав которой теперь входят Блэкмор, Гловер, Тернер и новые участники - клавишник Дэйв Розенталь и барабанщик Чак Берги, выпускает "Bent Out of Shape". А на MTV тем временем запретили показывать видеоклип к песне "Улица Сновидений", как демонстрирующий гипноз. В октябре группа гастролирует по Великобритании первый раз за все время с 1981 года. Месяцем позже, "Bent Out of Shape" вызывает интерес в Штатах, впоследствии занимая 34 место в списке лучших альбомов, невзирая на то, что MTV проигнорировало сингл.

В 1984 году Ричи Блэкмор решает приостановить работу Rainbow, так как он и Гловер решили возродить "золотой" состав Deep Purple (Гиллан, Лорд, Пейс, Блэкмор, Гловер). Каждому из участников было обещано по 2 миллиона долларов, и гастроли начались. Перед этим путешествием, Rainbow проводит свой последний тур в Японии. На последнем шоу при сопровождении японского симфонического оркестра звучит Блэкморовская обработка 9-й симфонии Бетховена. В ноябре Deep Purple подписывают контракт с американской студией "Меркьюри Рекордс" и выпускают альбом "Perfect Strangers", занявший 17 место. В январе 1985 выходит первый сингл из альбома "Perfect Strangers" - "Knocking At Your Back Door", повторяющий успех заглавной песни альбома - "Perfect Strangers" . В июле выходит двойной сборник Deep Purple - "Антология".

В 1986 появляется двойной сборник ремиксов "Finyl Vinyl", в который входят никем не слышанные ранее "живые" записи Rainbow, а также некоторые песни, выходившие перед этим только в качестве синглов.

1987 год ознаменовался новым альбомом Deep Purple - "A House of Blue Light", который был выпущен в феврале и попал в десятки сильнейших Америки и Великобритании. Группа отправляется в гастроли по всей Европе. В июле 1988 года выходит концерт "Nobody"s Perfect", записанный вживую в течение гастролей группы в 1987 . Deep Purple снова погружаются в концертный тур, теперь уже по США.

Однако, несмотря на видимый успех группы, в 1989 Ян Гиллан покидает группу из-за "музыкальных разногласий". В 1990 году Deep Purple, в состав которой теперь входят Блэкмор, Гловер, Лорд, Пейс и вокалист ранней Rainbow Джо Линн Тернер подписали контракт со студией RCA Records. В ноябре вышел альбом "Slaves & Masters". В новом составе DP гастролирует в 1991 году с Slaves & Masters по США, Северной Америке, Европе, Англии, Японии, Греции, Израилю, Венгрии и побережью Тихого Океана. Но в 1992 , по предложению студии RCA, Ян Гиллан заменяет Джо Линн Тернера, и группа начинает студийную работу. В результате на свет появляется альбом "The Battle Rages On", спродюсированный Роджером Гловером и Томом Панунцио.

В 1993 году Deep Purple с Яном Гилланом начинает гастроли по Европе. Но в середине тура Блэкмор дает всем понять, что до сих пор не удовлетворен работой Гиллана и собирается уйти в конце гастролей. Дело дошло до того, что группа завершила тур в Японии с гитаристом Джо Сатриани. Блэкмор же, вернувшись в Штаты, начинает искать музыкантов для воссоздания группы Ritchie Blackmore"s Rainbow. К концу 1994 года Ричи блэкмор собирает новый состав Rainbow. В новую группу теперь входят: шотландский певец Дугл Уайт (экс-Praying Mantis), клавишник Пол Моррис, ранее игравший в Doro Pesch, басист Грег Смит, работавший с Элисом Купером, Blue Oyster Cult и Джо Линн Тернером, барабанщик Джон О"Рейли, игравший в Blue Oyster Cult, и бэк-вокалистка Кэндис Найт, с участием которой был записан сингл "Ариэль". С начала 1995 года группа делает записи и в сентябре завершает альбом "Stranger In Us All". Фирма BMG International выпускает альбом и в первую же неделю в Японии продается более 100 тысяч его копий. Этот замечательный факт был использован журналом "Burrn!", возвестившим, что Ричи Блэкмор получил не менее семи наград по опросу читателей, включая такие награды, как "Лучший Гитарист", "Лучший поэт-песенник", "Лучшее "живое шоу"", и "Песня года" - за хит "Черный Маскарад". Подобные почести были оказаны Ричи и в Германии, где он был назван "Лучшим гитаристом" по опросу читателей. Вскоре после выхода альбома "Stranger In Us All", видеоклип к песне "Ариэль" часто прокручивался по Европейскому MTV. Ближе к концу года группа начала гастроли по Европе. Чак Берги, игравший с Rainbow в 1983 , заменил Джона О"Рейли, который как раз после завершения записи альбома получил травму во время игры в футбол.

В 1996 году Rainbow с громким успехом сыграли в таких местах, как Чили, Куриттиба, Аргентина и Бразилия. После таких успешных гастролей по Южной Америке, группа выступила перед сотнями тысяч людей в течение Европейского тура вместе с ZZ Top, Little Feat и Deep Blue Something. Самая многочисленная аудитория насчитывала 40 тысяч зрителей. После одного из концертов Rainbow в Германии, Ричи Блэкмору позвонил Пэт Бун и предложил поучаствовать в своем новом альбоме звезд рока - "Пэт Бун: Металлические Мысли". Польщенному Ричи это показалось забавным, и он сыграл гитарную партию в Буновской обработке "Дыма Над Водой". Вдобавок к этой работе Ричи записал песню "Apache" для альбома Хэнка Марвина и "The Shadows". В октябре Блэкмор начал запись своего альбома в стиле Ренессанс, как он сам выражался, - "Shadow Of The Moon", который не будет входить в проект Rainbow. Новая группа будет названа Blackmore"s Night и реализует замыслы двух главных организаторов проекта - Ричи Блэкмора и Кэндис Найт. В альбом войдут четыре средневековых мелодии, положенных на стихи Кэндис Найт и исполненных в современной манере. Ян Андерсон из "Jethro Tull" сделает свой вклад в одну из песен - "Play, Minstrel, Play". Студия BMG Japan документально запечатлит процесс создания песен и выпустит три клипа.

Начиная с 20 февраля 1997 года Ritchie Blackmore"s Rainbow гастролирует по Соединенным Штатам с программой "Stranger In Us All". Американский тур совпал по времени с выходом дебютного альбома Blackmore"s Night - "Shadow Of The Moon", жемчужиной которого стала Кэндис Найт - автор текстов и исполнительница большинства песен. Альбом вышел в конце августа. В Японии в первую же неделю было продано более 100 тысяч копий, а сам альбом попал в "Биллбоард албум чартс" на 14 место. 31 мая, на Эсбергском рок-фестивале в Швеции Ritchie Blackmore"s Rainbow собрала 30 тысяч зрителей. В начале июня альбом "Shadow Of The Moon" вышел в Европе и на протяжении 17 недель оставался в чартах. В июле того же года альбом "Deepest Purple" становится в Штатах золотым и серебряным одновременно. В Японии и Европе проходит акустический тур "Shadow Of The Moon".

17 февраля 1998 года в США вышел альбом "Shadow Of The Moon", а в марте в Бразилии выпущен радио-сингл "No Second Chance", который удерживал пятое место в течение трех недель на бразильском радио. 8 мая вышел первый радио-сингл "Wish You Were Here", а в мае хит "Shadow Of The Moon" получил статус "Золотой Трек". В июне - Кэндис Найт и Ричи Блэкмор возвращаются в студию, чтобы записать следующий альбом Blackmore"s Night, который был окончен весной 1999 . Все это время Blackmore"s Night активно гастролировала, давая концерты в храмах, замках и театрах.

Ричи трижды был разведён. Его первую жену (в 1964 -1969 годах), немку, звали Маргрит, от этого брака у Ричи есть сын Юрген Блэкмор, который также занимается музыкой.

Разведясь в 1969 году, он женился на Барбель Харди, тоже немке. Третий брак Блэкмора в 1981 -1987 был с Эми Ротман.

После одного из футбольных матчей, которые так обожал Ричи, среди желающих получить автограф была 18-летняя девушка, журналист радиостанции WBAB, Кэндис Найт. Блэкмор сделал ей комплимент, и затем они встретились в местном баре. Ричи полюбил её с первого взгляда. Когда пришло время уехать на гастроли, он со всего света отправлял ей открытки. Когда Блэкмор вернулся в США, они опять увиделись и с этого момента стали встречаться.

Трудно оценить тот вклад, который внес Ричи Блэкмор в развитие гитарной музыки. Этот музыкант вызвал тысячи подражаний, для многих сотен он являлся негласным учителем. Фактически, весь тяжелый рок, начиная с семидесятых годов, подвергался титаническому влиянию Блэкмора. И сегодня, будучи уже в весьма солидном возрасте, Блэкмор продолжает удивлять своих поклонников. Новые альбомы Blackmore"s Night выходят регулярно, а значит и творческая биография гитариста еще очень далека от завершения.

Ричард Хью «Ричи» Блэкмор (Richard Hugh "Ritchie" Blackmore; род. 14 апреля 1945, Уэстон-сьюпер-Мэр, Англия) - выдающийся английский рок-музыкант, известный как один из первых гитаристов, соединивший элементы классической музыки с роком. Один из основателей группы Deep Purple, после ухода из которой создал группу . Один из наиболее уважаемых и влиятельных гитаристов в мире. В 1997 году создал проект Blackmore’s Night, в котором участвует по настоящее время.

FIN COSTELLO/GETTY IMAGES

Ричи Блэкмор (полное имя Ричард Хью Блэкмор) родился 15 апреля 1945 года в небольшом английском городке Уэстон - Супер-Мэре. В возрасте 10 лет Ричи серьезно увлекся игрой на гитаре. Отец купил ему его первую гитару, пообещав при этом "разбить инструмент о его голову, если он не научится играть на этой штуковине".

Ричи настолько увлекся гитарой, что уже к 16 годам владел инструментом на очень высоком уровне. На первое прослушивание в профессиональную группу его привел отец. Несмотря на то, что ни один из кандидатов не смог показать такого мастерства, как Ричи, молодой Блэкмор не спешил принимать приглашения от разных групп - он продолжал оттачивать свое мастерство. Его первой электрической гитарой стал «Хофнер клуб-50» за 22 фунта, после покупки новой гитары Блэкмор начал вечерами работать с разными музыкальными группами. Его целью была новая гитара, но денег на её покупку не было, поэтому Ричи работал радиомехаником в аэропорту.

А вечером после работы он продолжал рвать струны и повышать свое мастерство. 2 года изнурительного труда дало свои результаты - Блэкмор стал обладателем новенького «GIBSON ES-335». Эта гитара становится его ближайшим спутником на последующие 10 лет.

В середине 60-х годов Блэкмор, будучи довольно популярным гитаристом, работал в различных группах - таких как The Outlaws, The Crusaders, The Lancasters, Roman Empire, Mandrake Root и других. Волею случая оказавшись в Гамбурге, он встречается там с Крисом Кертисом - человеком, изменившим его судьбу. Крис Кертис был дружен с Джоном Лордом, молодым органистом-виртуозом, именно ему он и рассказал о некоем гитаристе, закручивающем залихватские соло на своей гитаре. Джон пригласил Ричи в Лондон, где он собирался основать профессиональную группу с выделенными клавишными. Идея показалась Ричи интересной, и он отправился в Лондон. Порепетировав несколько дней, он остался доволен и дал свое согласие на участие в группе.

Проблема была в том, что Крис Кертис оказался болтуном. Его ежеминутно посещали различные идеи, он много говорил, но ничего не делал. Перспектива работы в новой группе таяла на глазах, и расстроенный Ричи покидает Лондон. Через несколько месяцев его находит будущий менеджер Дип Перпл Колетта, и приглашает на работу. Ричи снова вылетает в Лондон. Как оказалось, он вылетел навстречу Дип Перпл....

Помимо Ричи и Лорда, в состав новой группы входили басист Ник Симпер, певец Род Эванс и барабанщик Бобби Кларк. Однажды, когда барабанщик ушел за любимыми сигаретами, музыканты пригласили нового кандидата в барабанщики - Яна Пейса. Тот привез свою установку и начал выбивать невероятные дроби. Когда Кларк вернулся, стало ясно - место за барабанами достанется Пейсу.

Изначально группа должна была называться "Карусель", но каждый музыкант мог предложить свое название. Однажды Ричи предложил свой вариант - Дип Перпл (Темно-лиловые) - это была фраза из любимой песни его бабушки. Название было принято единогласно... Так родилась одна из величайших рок-групп современности.

1968 год стал годом рождения одной из самых лучших рок-групп мира, давшей начало целой эпохе и совершенно новому стилю. Но это будет позже, а пока что музыканты новоиспеченной группы арендовали небольшой амбар на околицах Лондона, и стали репетировать новые песни. Ричи Блэкмор проявил недюжинную фантазию в плане запугивания новых приятелей - по ночам ставни и двери скрипели, не давая никому спать, по комнатам ползало полено, а звуки Ричиного усилителя были просто душераздирающими - создавалось впечатление, что дом населен призраками. Тем не менее, несмотря на подобную атмосферу, дебютный альбом группы состоялся. Он получил название "Shades of Deep Purple" и быстро попал в топ-25 лучших.

В 1969 году группа выпускает новый альбом "The Book to Taliesyn", а полгода спустя - третий, с названием "Deep Purple", также известный под названием "Aprile". Блэкмор недоволен саундом группы, считая, что они должны играть более жесткую музыку, Лорд настаивает на своем. В конечном итоге побеждает Блэкмор, на общем совете было решено сменить певца и басиста. На их замену приходят Роджер Гловер и Ян Гиллан из группы "Шестой эпизод". Лорд мечтает написать сюиту для группы с оркестром, эта идея находит поддержку в рядах коллектива. Через полгода Дип Перпл выступает в Королевском Альберт-Холле вместе с Лондонским Филармоническим Оркестром. Концерт принес группе неслыханный успех и желанный промоушн, но совершенно не изменил Блэкморовских планов по "утяжелению" звучания.

В 1970 году выходит новый альбом "Deep Purple In Rock", который произвел впечатление разорвавшейся бомбы. именно он стал примером для многих рок-групп, и до сих пор считается самым тяжелым альбомом за всю историю "Дип перпл". В том же 1970 году Ян Гиллан был приглашен для исполнения вокальной партии Иисуса Христа в культовой рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда". Осенью 1970 года группа провела активное гастрольное турне по Скандинавии, по итогам которого была выпущена концертная пластинка "Scandinavian Nights".

В 1971 году группа садится за запись нового альбома "The Fireball". Альбом писался в перерывах между многочисленными гастролями, которые прошли очень удачно, если не считать загадочной болезни Роджера Гловера - во время концерта его беспокоили колики в желудке. Ни один врач не мог установить причину, пока Роджер не обратился к гипнотизеру. Оказывается, все было от волнения перед выходом на сцену. Осенние гастроли были скомканы - Гиллан заболел желтухой, и гастроли перенесли на начало 1972 года.

Воспользовавшись неожиданной паузой, группа собралась в Швейцарии, где на передвижной студии начала записывать новый альбом. Запись предполагалась в концертном зале "Казино", но неожиданно во время концерта Фрэнка Заппы какой-то фанат выстрелил в потолок из ракетницы, в результате чего возник пожар, зал сгорел дотла. Это событие музыканты увековечили в песне "Дым над водой", которая и по сей день считается самой хитовой рок-вещью. Запись продолжили в пустой гостинице, несмотря на все эти трудность, альбом "Machine Head" получился великолепен. В июле группа отправилась в Италию для записи очередного альбома. Уставшие, измученные тяжелым гастрольным графиком, музыканты не могли настроиться на вдохновение. Именно в этот период начинаются трения между Блэкмором и Гилланом. Немного отдохнув, группа выезжает в Японию, где дает серию концертов. По итогам этих гастролей выходит пластинка "Made In Japan"- лучшая концертная пластинка группы.

1973 год. Выходит пластинка "Who Do You Think We Are?" Обстановка в группе оставляла желать лучшего - Гиллан принял решение уйти из группы, Блэкмор и Пэйс тоже поговаривали об уходе и создании собственных коллективов. После переговоров с менеджерами Блэкмор согласился остаться, при условии, что басист тоже уйдет. Гловер обиделся и тут же написал заявление. Таким образом, в июне 1973 года в Японии был сыгран последний совместный концерт "золотого состава". Новым басистом был приглашен Гленн Хьюз, участник группы "Trapeze". Требовался вокалист, способный заменить Гиллана. Группа объявила конкурс и была буквально завалена записями потенциальных певцов. После долгого отбора, в группу был приглашен никому не известный продавец одежды Дэвид Кавердейл. В результате долгих репетиций на свет появился новый альбом "Burn", датированный уже новым 1974 годом.

Начало 1974 года прошло в гастрольных поездках. Американское турне началось в марте, Дип Перпл были на высоте - персональный самолет, невероятные гонорары... В апреле 1974 группа заканчивала американские гастроли на грандиозном рок-фестивале с участием таких звезд, как ELP, The Eagles, и других. По договоренности, группа должна была выходить на сцену на закате солнца, усилив тем самым сценический эффект. Но по каким-то причинам организаторы изменили свои планы, и попросили команду выступить раньше. Блэкмор категорически отказался. Назревал скандал, организаторы пригрозили, что группа вообще не будет выступать. Путем различных уловок музыканты смогли затянуть время, и вышли на сцену в тот момент, когда живописное калифорнийское солнце закатывалось за горизонт. Эффект был потрясающим! Тем не менее, Блэкмор затаил обиду на организаторов шоу, в особенности на постоянно "достававшего" его представителя телекомпании АВС. Во время исполнения последней композиции Ричи со всего маху врезал гитарным грифом по телекамере. Испуганного оператора увели со сцены, а Блэкмор продолжал бушевать: разбив гитару, он облил аппаратуру бензином и приказал все это поджечь. Шоу закончилось красивым пожаром, а виновникам пришлось спасаться на вертолете. Концерт впоследствии вышел на видео, и по сей день является самым скандальным концертом группы. Ближе к концу 1974 года группа выпустила очередную пластинку "Stormbringer". Огромное влияние на саунд этой пластинки оказали новички Кавердейл и Хьюз. Блэкмор снова задумался об уходе из Дип Перпл - по его мнению, группа потеряла свое "металлическое" звучание. В начале 1975 года он отправляется в Германию записывать сольный альбом, вместе с друзьями-музыкантами из группы "Elf" - именно эта группа сопровождала Дип Перпл на американских гастролях. Официально о своем уходе Блэкмор объявил в июне 1975. Эпоха Дип Перпл для Блэкмора была закончена, начиналась эпоха Рэйнбоу...

Ritchie Blackmore`s Rainbow - именно так была названа первая пластинка новой группы Блэкмора. Музыка на новом диске не очень отличалась от той, которую великий гитарист играл с Дип Перпл, но для самого Блэкмора это был огромный шаг вперед. "Мне надоело играть с группой, из которой качали хиты. Наконец-то я могу играть то, что мне по душе" - заявлял он. Уходу Блэкмора из Дип Перпл предшествовал телефонный разговор двух лидеров - Блэкмора и Лорда. "Джон, неужели ты считаешь нашу музыку хорошей? - Нет, Ричи, я тоже насквозь пропитался патокой двух последних альбомов. - Джон, вспомни, как мы начинали! Давай, пока не поздно, уйдем вместе! - Если я не верю в наши совместные опусы - это не значит, что я не верю в Дип Перпл" - ответил Лорд и бросил трубку. На место Блэкмора был приглашен американский гитарист Томми Болин. Его работа в студии всем понравилась, и в том же 1975 году был выпущен альбом "Come Taste The Band". Альбом был логическим продолжением двух предыдущих альбомов Дип Перпл - элементов фанк и соул-музыки в нем было хоть отбавляй, а настоящего "перпловского" звучания уже не было.

В 1976 году Рэйнбоу садится за запись нового альбома "Rainbow Rising". Состав группы был кардинально обновлен - из основателей группы остались только Блэкмор и Дио. Для записи песни "Старгейзер" был приглашен симфонический оркестр Мюнхенской филармонии. Альбом получился интересным, можно сказать, одним из лучших в истории Рэйнбоу. Группа успешно гастролирует по всему миру, обкатывая новый материал. В это же время у Дип Перпл дела идут из рук вон плохо. Гитарист Томми Болин из-за пристрастия к наркотикам не может взять даже самые простые аккорды. На концертах фанаты требуют Блэкмора, чем выводят из равновесия участников группы. В конечном итоге группа распадается, а в декабре Томми Болин умирает от передозировки наркотиков.

Неутомимый Ричи Блэкмор продолжает успешно гастролировать, так же успешно меняя состав своего детища. Весь 1977 год проходит в гастрольных поездках, с небольшим перерывом на запись студийного альбома. По итогам концертных туров выходит заловый альбом "On Stage". Альбом получился очень интересным, в который раз доказав, что концертному звучанию Блэкмора просто нет равных. Ну и наконец, сингл "Kill The King" стал первым синглом группы, попавшим в чарты.

1978 год полностью прошел в гастрольных поездках. Увидел свет и очередной студийный альбом "Long Live Rock"n"Roll", моментально попавший в Топ 100. Но чем дальше, тем больше Блэкмор недоволен составом группы. По его мнению, группа остановилась в своем развитии. Одним из камней преткновения стали тексты песен, которые в основном писал Дио. Продюссеры группы настаивали на более коммерческом звучании, а средневековые истории о ведьмах, чертях, рыцарях и принцессах их все больше раздражали. В конечном итоге Блэкмор и барабанщик Кози Пауэлл остаются вдвоем. К концу года в состав группы вливается клавишник Дон Эйри.

В 1979 году Блэкмор приглашает бывшего басиста Дип Перпл Роджера Гловера, также известного своими продюсерскими способностями. И наконец, на место вокалиста приходит Грэм Боннет - певец с довольно мощными голосовыми данными. Новый альбом "Down To Earth", продюссируемый Гловером, имел невероятный коммерческий успех, хотя его звучание намного мягче предыдущих работ группы. Несмотря на успех, Ричи остается недоволен, и чаша его терпения продолжает наполняться.

1980 год продолжил приносить успех группе - в первую очередь, благодаря коммерческому звучанию нового альбома и синглу "All Night Long". Летом группа успешно выступает на фестивале "Монстры рока", после чего Блэкмор снова остается без вокалиста и барабанщика - неуживчивый характер лидера и недовольство качеством материала в очередной раз дали о себе знать. На место барабанщика приходит талантливейший Боб Рондинелли. Блэкмор встречается с Гилланом и приглашает его в Рэйнбоу, но получает отказ. Идея реинкарнировать Дип Перпл, не разрушая Рэйнбоу, проваливается. В итоге вокалистом был взят Джо Линн Тернер из группы "Фанданго", которому впоследствии предстоит сыграть много важных ролей в жизни Блэкмора.

В начале 1981 года выходит новый альбом "Difficult To Cure", определивший "фирменное" звучание группы. Успех альбома был настолько высок, что фирма "Polydor" на волне этого успеха переиздает первый альбом группы 1975 года, а заодно - и сингл "Kill The King". Начинается по-настоящему звездное время для Рэйнбоу, что, впрочем, не спасает команду от кадровых перестановок. В частности, клавишника Дона Эйри меняет молодой американский пианист Дэвид Розенталь.

1982 год проходит в напряженном графике - гастроли чередуются со студийной работой. Особенно теплый прием группе оказывают в Японии - Блэкмор здесь практически культовый персонаж. Новый альбом "Strong Between The Eyes" выходит в апреле, и сразу занимает место в 30-ке лучших.

1983 год ознаменовался корректировкой состава - вместо Боба Рондинелли место за барабанами занимает Чак Берги. Выходит очередной альбом "Bent Out of Shape". Звучание группы все больше скатывается к коммерческому - на радость поклонникам, но старина Блэкмор по-прежнему недоволен. То, от чего он бежал, уходя из Дип Перпл, повторилось - бешенная популярность, хиты на заказ, отсутствие взаимопонимания с коллективом... В конце года Блэкмор с Гловером встречаются с бывшими участниками Дип Перпл и после переговоров решают восстановить группу в "золотом" составе 1970-1973 годов. Не последнюю роль в восстановлении группы сыграли и двухмиллионные гонорары, обещанные участникам. Так или иначе, но участь Рэйнбоу была предрешена.

В 1984 году Рэйнбоу проводит свой последний тур по Японии. На последний концерт Блэкмор, стремящийся "уйти красиво", приглашает симфонический оркестр, с которым играет 9-ю симфонию Бетховена. Концерт был записан на видео, впоследствии фрагменты с него вошли в видео историю группы, а аудиозаписи вошли в сборник 1986 года "Finyl Vinyl". Несмотря на фактический роспуск группы, официально было объявлено только о "приостановке работы группы", что говорит о том, что Блэкмор не был уверен в успехе затеи с восстановление Дип Перпл, и оставлял "запасной" вариант. К сожалению, а может быть и к счастью, к "запасному" варианту гитарист вернулся только через долгих 10 лет...

Итак, 1984 год порадовал всех фанатов Дип Перпл воссоединением группы. Да ещё и в "золотом" составе, создавшем "Короля скорости", "Дитя во времени" и "Дым над водой"... После того, как Блэкмор отработал последние концерты с Рэйнбоу, музыканты засели в небольшой студии близ Лондона для записи нового альбома. Этому альбому предстояло произвести фурор в мире рок-музыки. Поэтому Блэкмор был пристрастен к себе как никогда. Лорд взял на себя обязанности аранжировщика, Гловер - продюсера. Многие мелодии в альбоме предназначались для Рэйнбоу, поэтому альбом близок по звучанию с последними опусами этой группы, да и в работе Гиллана тоже заметна некоторая несовместимость. Но опыт профессионалов перекрыл мелкие недоработки, и в ноябре новый альбом "Темно-лиловых" под названием "Perfect Strangers" (Совершенно чужие) попадает на прилавки музыкальных магазинов. Изначально альбом планировали назвать "Кто бы мог подумать!", но Гловер посчитал, что лучше перестраховаться на случай провала. Тем не менее, опасения эти были напрасны - альбом получил ошеломляющий успех.

В 1985 году Дип Перпл активно гастролируют, обкатывая новый материал, но в основном исполняют старые вещи, без которых Дип Перпл представить невозможно. Несмотря на полные залы и внешне стабильную ситуацию в коллективе, Блэкмор уже не получает удовольствия от работы. Гиллан уже не тот, что был раньше, часто его голоса не слышно из-за музыки, верхние ноты ему брать трудно (последствия перенесенной операции на связках). Ностальгия по Рэйнбоу прослеживается даже в репертуаре Дип Перпл - в сольных проигрышах Ричи часто вставляет Рэйнбовские мелодии, а обработка 9-й симфонии Бетховена и вовсе идет отдельным номером, без неё не обходится ни один концерт. Теперь Ричи одержим новой идеей: как возродить Рэйнбоу, не уходя из Дип Перпл.

В 1986 году Дип Перпл по-прежнему гастролирует, плотность графика не позволяет музыкантам заняться студийной работой. В это время ещё одно событие подогревает интерес публики к Рэйнбоу: выходит двойная пластинка "Finyl Vinyl", в которую вошли ранее не издававшиеся записи и синглы группы. Также выходит видео сборник "The Final Cut" - это своеобразная видео история группы в период с 1979 по 1984 годы. Особенно нужно отметить наличие в сборнике видеоклипа на песню "Street of dreams" - в свое время клип был запрещен к показу на МТВ из-за демонстрации гипноза. Что и говорить, великолепный подарок всем фанатам Рэйнбоу. В конце года Дип Перпл наконец-то выкраивает время и садится за запись нового альбома.

В начале 1987 года новый альбом "A House of Blue Light" готов. Для раскрутки альбома группа выпускает одноименный сборник видеоклипов, в который вошли два клипа на песни с предыдущего альбома, и два - из нового. Особо нужно отметить, что альбом "Дом голубого света" - первый полноценный альбом группы, официально выпущенный в СССР. До этого был только сборник лучших песен Дип Перпл до 1973 года, и сборник лучших песен Рэйнбоу. Весь 1987 год группа обкатывает новый материал, не забывая, впрочем, и про старые песни.

1988 год - гастроли, гастроли, гастроли... Однажды, прослушивая в студии концертные записи, музыканты подумали: а почему бы не выпустить концертную пластинку? Тщательно выбрав и смикшировав некоторые записи, был выпущен заловый альбом "Nobody"s Perfect". В качестве бонуса, к нему была добавлена песня "Hush", ранее исполнявшаяся старым составом Дип Перпл. Как рассказывают сами участники группы, они просто репетировали в студии, звукорежиссеры настраивали звук, и песня появилась на пленке совершенно случайно. Позже на эту песню был снят видеоклип.

В 1989 году Блэкмор публично заявил о своем недовольстве работой Гиллана. Ричи ещё помнил свою идею воссоздания Рэйнбоу, поэтому единственным компромиссом существования Дип Перпл стал уход Гиллана. Пришлось срочно искать вокалиста, предлагалось много известных певцов, но Блэкмор заартачился и сказал, что в Дип Перпл должен петь Тернер. Бывший вокалист Рэйнбоу в это время работал в группе Ингви Мальмстина, провел успешные гастроли с этой группой, прокатившись по всему миру и даже выступивший в Ленинграде. Тернер с радостью принял предложение группы, и музыканты сели за новый альбом.

Альбом "Slaves & Masters" стал для Блэкмора воплощением идеи о возрождении Рэйнбоу. Ведь в нынешнем составе Дип Перпл играло сразу три музыканта Рэйнбоу - сам Блэкмор, Гловер и Тернер, на клавишах был великий Лорд, а на барабанах - Пейс! Этот состав был для Блэкмора самым желанным - ведь он столько раз менял состав Рэйнбоу, стремясь к идеальному звучанию. Теперь, с приходом Тернера, в репертуаре Дип Перпл появились и Рэйнбовские песни, что тоже не могло не навеять ностальгию по былым успехам. Группа успешно гастролирует в новом составе, обкатывая новый альбом.

В 1992 году группа продолжает гастролировать и готовится к записи нового альбома. Но звукозаписывающая компания недовольна продажами последнего альбома, звучащего точь-в-точь как последние альбомы Рэйнбоу. На кону стоят немалые деньги, и Тернеру приходится покинуть группу. Снова за микрофоном появляется Гиллан, и группа садится за запись очередного альбома.

1993 год ознаменован новым альбомом "The Battle Rages On", вокал - Гиллан. Третье возрождение группы в "золотом" составе, произошедшее против воли Блэкмора, оказывается решающим - очередная чаша терпения великого гитариста переполняется. Снова поднимается вопрос о несовместимости вокала и музыки - большинство вещей написано под голос Тернера, и Гиллан просто не вытягивает их. Блэкмор и Гиллан не разговаривают, не путешествуют вместе. На гастролях во время "обкатки" нового альбома Блэкмор отказывается выходить на сцену. Один из последних совместных концертов был снят на пленку. Концерт начинается без Блэкмора - он выходит только во второй половине начальной песни, во время гитарного соло. Возмущенный Гиллан пытается что-то объяснить гитаристу, в ответ ему в голову летит стакан с водой... Блэкмор покидает группу прямо посреди гастрольного тура, тем самым заканчивая историю с Дип Перпл.

Блэкмор покинул Дип Перпл в самый разгар гастрольного тура, совершенно не беспокоясь о дальнейшей судьбе группы. Для окончания гастролей музыкантам срочно пришлось искать подмену. Она пришла в образе Джо Сатриани, который и доиграл партии Блэкмора. Остаться в составе Дип Перпл музыкант отказался, сославшись на большую загруженность в собственных проектах, и через некоторое время гитаристом Дип Перпл стал Стив Морс. Заканчивая разговор о Дип Перпл, скажем, что состав группы в дальнейшем потерпел лишь одно изменение, и оно также косвенно связано с именем Блэкмора - вместо постаревшего Джона Лорда новым клавишником группы стал Дон Эйри, экс-Рэйнбоу. В этом составе Дип Перпл работает и поныне - успешно гастролирует, выпускает новые альбомы. Но для многих поклонников великого гитариста, Дип Перпл перестал существовать с момента ухода из него Блэкмора. Слушая новые записи Дип Перпл, просматривая концертные выступления, мы невольно сравниваем игру Морса с игрой Блэкмора и признаем - гитарист он замечательный, но - далеко не Блэкмор...

Ну а тем временем на дворе 1994 год, Ричи Блэкмор подыскивает музыкантов для возрождения Рэйнбоу - мы помним, что группа не была официально распущена. Через какое-то время команда была собрана: в неё, помимо Блэкмора и его новой пассии, бэк-вокалистки Кендис Найт, вошли вокалист Дуги уайт, клавишник Пол Моррис, басист Грэг Смит и барабанщик Джон ОРейли.

В 1995 году выходит долгожданный альбом возрожденной Рэйнбоу "Stranger In Us All" - работа над альбомом длилась более полугода. Выход альбома с особенным нетерпением ждут в Японии, где только за первую неделю было продано более 100 тысяч копий. Сразу после выхода альбома в составе Рэйнбоу произошли некоторые изменения - вместо барабанщика ОРейли в группе появился старый знакомый Чак Берги, участник Рэйнбоу 83-84 годов. В таком составе группа активно гастролирует, многие концерты были сняты на видео.

1996 год стал переломным в судьбе Блэкмора. Он упивается успехом возрожденной группы Рэйнбоу, активно гастролирует, принимает участие в различных фестивалях, принимает различные награды, помогает другим музыкантам в их собственных проектах...и начинает работу над новым сольным проектом. Точнее, это не просто сольный проект, это совместный проект с его молодой женой Кендис Найт, которая ни на шаг не отходит от знаменитого супруга, принимая участие в записи его последних альбомов и гастролируя вместе с ним в качестве бэк-вокалистки. В записи этого альбома "отметился" и старый друг Блэкмора Ян Андерсон из "Джетро Талл". Казалось, Блэкмор счастлив. Счастлив ли?

В 1997 году вышел сольный альбом Блэкмора, о котором было столько разговоров. Вышел под названием "Blackmore"s Night", что можно перевести как "Ночи Блэкмора", хотя на самом деле это всего лишь комбинация из фамилий самого Блэкмора и его жены Кендис Найт. Блэкмор активно гастролирует с Рэйнбоу, но все его мысли уже далеко от группы, он полностью отдается новому детищу. В самый пик популярность Рэйнбоу Блэкмор объявляет о "временном приостановлении работы" Рэйнбоу. На этом история Рэйнбоу заканчивается, но если учесть, что официально группа не распущена, остается только надеяться, что мы увидим и третье возрождение одной из лучших групп мира.

Дальнейшие вехи биографии великого Маэстро гитары связаны только с Блэкморс Найт. События, произошедшие в жизни Ричи в этот период, достойны отдельного сайта, поэтому мы ограничимся только кратким перечислением основных эпизодов:

В 1997 году выходит первый альбом проекта Shadow of the Moon;
В 1998 году выходит видео Shadow Of The Moon Live In Germany;
В 1999 году выходит второй альбом Under a Violet Moon;
В 2000 году выходит видео Under A Violet Moon Tour Live In Germany;
В 2001 году выходит альбом Fires at Midnight;
В 2002 году выходит сингл Home Again;
В 2003 году выходит студийный альбом Ghost of a Rose и концертник Past Times with Good Company;
В 2004 году выходит сборник баллад Beyond the Sunset: The Romantic Collection;
В 2005 году выходит первый официальный DVD Castles and Dreams;
В 2006 году выходит сразу два альбома: The Village Lanterne и Winter Carols;
В 2007 году выходит второй официальный DVD Paris Moon, в комплекте идет одноименный аудиодиск;
В 2008 году выходит альбом Secret Voyage.

Все время группа активно гастролирует - их выступления всегда интересны и неожиданные. Декорации выполнены в стиле средневековой площади. Блэкмор использует огромное количество народных инструментов - здесь и флейты, и ситары, и лютни, и волынки, и даже некое подобие шарманки. Но тем не менее тысячи зрителей с нетерпением ждут того момента, когда мэтр возьмет в руки старый Стратокастер и сделает "Black Night" или " "...


Сегодня,14 апреля, Величайшему, Виртуознейшему, Гениальному Человеку в Черном, Ричи Блэкмору исполняется... СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ!!! Поздравляем Ричи с этой знаменательной датой, желаем ему крепкого здоровья, большого счастья ему и его семье, удачи во всех начинаниях, вдохновения на новые шедевры! И самое главное - желаем ему всегда оставаться самим собой, удивительным и неповторимым художником, следующим за своим сердцем!
Спасибо за все эти годы музыки! Для нас ты всегда был, есть и будешь лучшим!, с Днем Рождения, Ричи!! ... долгие лета!!

Ричард Хью Блэкмор (Richard Hugh «Ritchie» Blackmore), известный также как Ричи Блэкмор – британский гитарист и автор песен. Блэкмор был одним из первых гитаристов, привнесших элементы классической музыки в блюз-рок. Родился Ричи Блэкмор 14 апреля 1945 года в Уэстон-сьюпер-Мэр, графство Сомерсет, Англия. Он начал свою карьеру как сессионный студийный музыкант. Позднее Блэкмор вошёл в состав британской рок-группы Deep Purple. После ухода из её состава Блэкмор основал свой проект - группу Rainbow, достигшую успеха во всем мире. Наиболее поздним его начинанием стал фолк-роковый проектBlackmore"s Night, в котором он участвовал со своей женой.
Когда Ричи было 2 года, его семья переехала в город Херстон в графстве Мидлсекс и поселилась в районе Эш Гроув. Несмотря на то, что фамилия Блэкмор считается английской, отец Ричи был валлийцем, а мать – англичанкой. Мальчику было 11 лет, когда отец впервые купил ему гитару. Отец поставил Ричи условие – что тот должен старательно учиться играть на инструменте, а не валять дурака. Мальчик брал уроки классической гитары в течение года. В школе Ричи занимался спортом, в частности метанием копья. Вскоре, однако, он бросил школу и стал работать помощником радиомеханика в аэропорту Хитроу. Уроки гитары ему давал английский сессионный музыкант, музыкальный продюсер Биг Джим Салливан (Big Jim Sullivan).
В 1960 и 1961 гг. Ричи играл в небольших местных группах, включая Jaywalkers. Спустя два года он стал профессиональным сессионным музыкантом и параллельно играл в нескольких группах. Он был членом инструментального ансамбля The Outlaws, пока в 1968 году присоединился к Deep Purple.

Приглашение он получил от клавишника Джона Лорда (Jon Lord). Звучание ранних Deep Purple – психоделический и прогрессивный рок. Этот состав группы с вокалистом Родом Эвансом (Rod Evans) продержался вместе до середины 1969 г., записав три студийных альбома.
Первый студийник второго состава, названный In Rock (1970 г.), обозначил эволюцию звучания группы – она перешла от прогрессивного рока к хард-року. В этот состав входил вокалист Иэн Гиллан (Ian Gillan); сам же состав существовал до середины 1973-го, записав четыре студийных и один концертный альбом - Made in Japan. Дебютником третьего состава стал альбом Burn, увидевший свет в 1974 г. К группе присоединился блюзовый вокалист Дэвид Ковердэйл (David Coverdale). До очередной смены состава в 1975 году, группа записала ещё два студийных альбома. Блэкмор публично высказался против фанк- и соул-влияний, которые Ковердэйл и басист-вокалист Гленн Хьюз (Glenn Hughes) оказывали на звучание группы. После выпуска альбома Stormbringer, Блэкмор, разочарованный творческим путём, на который встала группа, вышел из состава Deep Purple.
К этому времени Блэкмор потерял интерес к гитаре и стал брать уроки виолончели у Хью Макдауэла (Hugh McDowell).

Блэкмор сначала планировал записать сольный альбом, однако вместо этого в 1975 г. сформировал собственную группу – «Ritchie Blackmore"s Rainbow», позже ставшую просто «Rainbow». Дебютный одноименный альбом группы - Ritchie Blackmore"s Rainbow вышел в том же году. Вскоре после выпуска альбома Блэкмор нанял дополнительных сессионных музыкантов для записи последующих альбомов - Rising (1976 г.) и концертника On Stage(1977 г.). Спустя два года вышел альбом Down To Earth, на котором исполнил британский R&B Грэхэм Боннет (Graham Bonnet). Альбом обозначил коммерциализацию творчества группы. Сингл «Since You Been Gone» стал крупным хитом. После тура в поддержку альбома Боннет покинул группу.
Группа выпустила ещё четыре альбома: Difficult to Cure (1981), Straight Between the Eyes (1982), Bent Out of Shape (1983) и Finyl Vinyl (1983). C инструментальной балладой «Anybody There» Блэкмор был номинирован на Грэмми в 1983 году. В 1984 группа распалась, и в том же году Блэкмор воссоединился сDeep Purple. Совместное творчество продлилось до 1989 г., музыканты выпустили три студийных альбома и двойной альбом концертных записей. В 1994 году Блэкмор воссоединилRainbow, взяв в состав шотландского вокалиста Дуги Уайта (Doogie White). В новом составе группа просуществовала до 1997 года, записав всего один альбом под названием Stranger in Us All (1995).
Этот альбом считается последним хард-роковым альбомом Блэкмора. После прощального концерта группа была распущена.

В том же году Блэкмор и Кэндис Найт (Candice Night) в качестве вокалистки создали фолк-дуэт Blackmore"s Night. Ещё в 1995 году они начали работу над материалом для первого альбома Shadow of the Moon (1997). Блэкмор, в основном, исполнял на акустической гитаре. В альбом вошли как оригинальные песни, так и каверы на другие проекты. Второй релиз, названный Under a Violet Moon (1999) был выполнен в том же жанре. Вокал Найт стал «визитной карточкой» проекта.
В последующих записях, например в Fires at Midnight (2001), возросло роковое влияние, однако смены стиля не произошло. Концертник Past Times with Good Company вышел в 2002 году. Компиляция Beyond the Sunset: The Romantic Collection, включившая в себя материал из четырёх альбомов, вышла в 2004 году. Два года спустя, под Рождество вышел альбом Winter Carols. Музыка Blackmore"s Night часто описывается как нью-эйдж.

Личная жизнь. 18 мая 1964 года Ричи Блэкмор женился на немке Маргрит Волькмар (Margit Volkmar). До конца шестидесятых они жили в Гамбурге. Их сын Юрген (род. 1964 г.), был гитаристом трибьют-группы Over the Rainbow. После развода с Маргрет, Блэкмор женился вновь – на бывшей танцовщице, немке Барбель Харди (Bärbel Hardi) в сентябре 1969 года. Брак не стал долгим, зато Блэкмор свободно овладел немецким. В 1974 году Блэкмор переехал в г. Окснард, штат Калифорния, США. Вскоре он встретил Эми Ротман (Amy Rothman). Она стала его третьей супругой, брак с ней продлился до 1983 года. В конце восьмидесятых Ричи познакомился с вокалисткой и поэтессой Кэндис Найт, попросившей у него автограф после концерта. С Кэндис, которой на момент встречи было 18 лет, Ричи вскоре обручился. Свадьбу, однако, пара сыграла лишь пятнадцать лет спустя, в октябре 2008 года. В мае 2010 у них родилась дочь Отом Эсмеральда (Autumn Esmerelda). Рори Дартаньян – второй ребенок пары, родился 7 февраля 2012 года.

Ричи Блэкмор был назван 16-ым в списке 100 лучших метал-гитаристов в истории. А в списке 100 лучших гитаристов всех времён, опубликованном в 2011 году журналом Rolling Stone, Блэкмор стал 50-ым.

Летом 2015 года выходит новый альбом Blackmore"s Night под названием "All Our Yesterdays". История продолжается...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры