Колесная лира музыкальный инструмент. Колесная лира

Главная / Чувства

Колёсные лиры


Речь сегодня пойдёт про старинный-старинный музыкальный инструмент по фамилии колёсная лира; с пояснением в конце статьи, обо что, собственно, вообще речь.

Некоторые из моих знакомых догадываются, что я вот уже лет 30 с хвостиком занимаюсь народной культурой - пусть не профессионально; и за всё это время я почти не использовал музыкальные инструменты. Есть у меня к ним некоторое предубеждение - как говорит один известный фольклорист; "чтобы нам фольклор сберечь, все баяны надо сжечь". Это отношения я распространяю и на другие инструменты. :))) Но есть один, к которому отношение особое. Ещё в начале 1980-х к нам в Нск приезжал ансамбль Покровского, где кто-то играл на колёсной лире и пел под неё духовные стихи; по-моему, это был Андрей Котов, но могу ошибаться. Лира - инструмент особый, и довольно редкий, так что за все годы "в фольклоре" я толком и не знал, что это такое и откуда, пока не полез специально разбираться.

История данного инструмента уходит вглубь веков. Прообраз его появился в... X-XII веке в Западной Европе, и назывался он тогда , или "органистр". Играли на нём два музыканта - один крутил ручку с приводом на колесо, которое тёрлось об струны и извлекало звуки; а другой, собственно, выводил мелодию поднятием нужных клавиш:



В отличие от большинства инструментов, органиструм появился изначально как инструмент для... богослужений, и на нём играли в церквях и монастырях; это в некотором роде определило всю его дальнейшую судьбу.

В 13-15-м веках инструмент усовершенствовали, уменьшили в размерах, и с тех пор на нём играет один музыкант, а вместо сложного поднятия клавиш используется практически привычная нам клавиатура, где клавиши нажимаются пальцами, и возвращаются обратно под собственным весом. Инструмент по-прежнему использовали в монастырях, но из богослужений его вытеснил орган (речь ведь про Западную Европу); и он пошёл в народ. Уже тогда он перестал называться "органиструм", и в каждой стране, где он имел распространение, имеет своё название; в мировой культуре наибольшее распространение имеет английское название хёрди-гёрди (hurdy-gurdy).

Особенности инструмента - струны натягиваются почти как в обычном струнном инструменте, но звук извлекается не обычным смычком, а деревянным колесом, исполняющим роль бесконечного смычка, так что звук похож на волынку, такой же нудный и противный. Две (и больше) струны не изменяют своей высоты и гудят постоянно - это называется "бурдон"; а одна (и больше) струна под воздействием клавиш изменяет длину, и, сооцно, высоту звучания - это голосовая струна. В самом древнем варианте было 2 бурдона + 1 голос, но потом музыканты начали искать способы увеличить громкость и поражающую силу инструмента, и в современных хёрди-гёрди встречается и более десятка струн, а также всякие примочки типа "жужжащего мостика", позволяющих отбивать ритм с помощью изменения скорости вращения колеса.

В 15-17 веках (данные разнятся) инструмент попал в Россию, через территорию Украины и Белоруссии, где и получил наибольшее распространение. В те годы в Европе инструмент уже вышел из моды, и на нём играли в основном нищие да трубадуры, исполняя под него духовные стихи. Так и у нас в стране, в основном его использовали калики перехожие, исполняющие духовные стихи и (возможно) сказывающие под него былины.

В 18-м веке инструмент пережил новый расцвет, когда европейская элита внезапно заинтересовалась сельским бытом, и для лиры было сочинено несколько классических произведений. Возможно, в эту пору лира (точнее, её европейский аналог, хёрди-гёрди) стала исключительно светским инструментом, и до сих пор используется европейскими музыкантами в этно-музыке - как сольно, так и в ансамблях.


По уверениям автора, кроме хёрди-гёрди из инструментов ничего не применялось


На Украине лира (там она называется "рыля") также пережила расцвет в 18-19 веках, и даже бытовало мнение, что она заборет бандуру, настолько была популярна. Целые артели лирников играли на свадьбах, ярмарках и прочих народных гуляниях - инструмент громкий, позволяет играть долго без устали. Традиция лирничества бытовала у нас в стране до 1930-х годов, когда по некоторым версиям, лирников всех ликвидировали, а по другим, было упразднено нищество как класс, потому и бродячие музыканты все перевелись.

Хотя лиры в основном бытовали на Украине и у донских казаков (там они назывались "донской рылей"), есть они и в русском варианте. Правда, до наших мест не добрались - уже на Урале про них никто не слыхивал (по моим данным), что уж говорить за нашу Сибирь. Так что для наших мест это не совсем традиционный инструмент (или совсем не).

С возрождением народной культуры "сверху", из городов, начала возрождаться и традиция лирничества - многие ансамбли вводят лиры в свой репертуар, по всей стране. Инструмент этот особый, "духовный", и его можно и нужно применять при исполнении духовных стихов - например, известный у нас в Сибири ансамбль "Октай" лиру таки использует. :)

Также появились и мастера по изготовлению лир. Один из самых известных - , из-под Мышкина; у него на сайте выложена целая видео-инструкция по работе с лирами. :) Также лиры делает , Ульяновск-Москва.


Одно из самых популярных в тытрубе видео с русской колёсной лирой - больше миллиона просмотров.


А, собственно, почему я всё это пишу:

Оказывается, у нас в Нске есть мастер по изготовлению колёсных лир (а также арф и прочих средневековых инструментов), - у него была найдена и беспощадно приобретена 4-струнная (2 голоса и 2 бурдона) хроматическая лира - не самый древний вариант, но и не какие-то там хёрди-гёрди о 10 струнах с кучей свистелок. :))) Тем более, что одну струну я уже успел порвать, теперь прямо этнография, осталось ещё половину кнопок отломать. :)))

Из-за особенностей инструмента он не умеет играть тихо - если крутить колесо слишком медленно, то звук просто не извлекается, или хрипит и заикается, так что бедные соседи. :) Одно хорошо - для учёбы можно отключать все струны, кроме одной голосовой, и подбирать и тренироваться на 1/4 громкости. :))) Для музыканта, наверное, играть на лире довольно просто; но мне, как не знающему нотной грамоты в принципе, пока что всё даётся с трудом; это только на видео всё просто, а попробуй подбери что-то путное... Самое сложное, как ни странно - настроить инструмент; в настройке лира сложнее пианины, и это практически не шутка - тут сложности не в натяжке нот, а в куче мелких тонкостей, типа канифоления колеса, регулировки высоты натяжения струн, намотки шерсти и прочая и прочая. Ничего, прорвёмся. :) Вскорости, надеюсь, и мне найдётся что показать.

На коленях. Большая часть её струн (6-8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии - drehleier, во Франции - vielle a roue, в Италии - ghironda или lira tedesca, в Венгрии - tekero. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски - ліра, по-украински - колісна ліра или реля, а по-польски - lira korbowa.

Устройство

Колёсная лира - трехструнный инструмент с глубоким деревянным корпусом восьмеркообразной формы. Обе деки плоские, обечайки гнутые, широкие. В верхней части имеется головка с деревянными колками для настройки струн. К корпусу прикреплена долбленая или собранная из отдельных досок короткая колковая коробка, нередко заканчивающаяся завитком.

Внутри корпуса, в нижней его части, находится деревянное колесо (оно насажено на ось, пропущенную сквозь обечайку и вращаемую рукояткой), которое выполняет роль «бесконечного смычка». Через прорезь в деке обод колеса выступает наружу. Чтобы уберечь его от повреждений, над ним устанавливается дугообразный предохранитель из луба.

В верхней деке вырезаны резонаторные отверстия в виде скобок или «эфов»; на ней же продольно расположен клавишно-порожковый механизм, состоящий из коробки с 12-13 клавишами, представляющими собой узкие деревянные планки с выступами. При нажатии на клавиши выступы, подобно клавикордным тангентам, прикасаются к струне, деля ее на две части: звучащую (колесо - выступ) и незвучащую (выступ - верхний порожек). Выступы укреплены так, что их можно, поворачивая, смещать влево и вправо и таким путем выравнивать звукоряд при его настройке в пределах полутона.

Лира имеет 3 жильные струны: мелодическую, называемую спиваницей (или мелодией), и 2 бурдонные - бас и пидбасок (или тенор и байорок). Мелодическая струна проходит через коробку, бурдонные - вне ее. Все струны плотно соприкасаются с ободом колеса, который натирается смолой (канифолью) и при вращении приводит их в звучание. Для того чтобы звук был ровным, колесо должно иметь гладкую поверхность и точную центровку. Мелодию исполняют, пользуясь клавишами, вставленными в боковые вырезы коробки. На клавишах имеются выступы (тангенты), которые, прижимаясь к струне, изменяют ее длину, а значит, и высоту звука. Количество клавишей у различных лир колеблется от 9 до 12.

Звукоряд диатонический. Бурдонные струны подстраиваются так: пидбасок - октавой ниже мелодической, бас - квинтой ниже пидбаска. По желанию исполнителя одна или обе бурдонные струны могут быть выключены из игры. Для этого их оттягивают от колеса и закрепляют на штифтах.

Игра на лире

Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под собственной тяжестью отпадали от струны. Правой рукой он равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами левой руки нажимает на клавиши. Характер исполнения на лире сходен с игрой на волынке и гудке, у всех трех наличествуют непрерывно звучащие бурдоны. Качество звука в большой степени зависит от фрикционного колеса: оно должно иметь точную центровку, ровную гладкую поверхность и хорошую смазку смолой, иначе звуки станут «плыть» и «подвывать».

Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести порожками отпадают от струн. Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши. Лира звучит сильно, но несколько гнусаво и жужжаще.

При игре сидя инструмент держат на коленях, при игре стоя - подвешивают на ремне через плечо, шейкой влево и с наклоном, чтобы клавиши под действием собственной тяжести выступами отходили от мелодической струны. Вращая правой рукой колесо и нажимая пальцами левой на клавиши, исполняют мелодию; бурдонные струны звучат непрерывно (если они не отключены). Звук лиры жужжащий, гнусавый. Качество его в большой степени зависит от колеса: оно должно иметь точную центровку, совершенно гладкий и хорошо натертый смолой (канифолью) обод. Звукоряд лиры диатонический, объем его около двух октав.

История

В X-XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм ), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

Письменные сведения о существовании в России колесной лиры относятся к XVII в. (Сказания современников о Дм. Самозванце). Возможно, она была занесена сюда с Украины. Вскоре лира получила довольно широкое распространение в народной среде, а также в придворном и боярском музыкальном быту. Лирой пользовались главным образом бродячие музыканты-певцы (чаще всего калики перехожие), распевавшие под ее аккомпанемент народные песни, духовные стихи и исполнявшие танцы. В настоящее время лира встречается редко.

Лира была преимущественно распространена среди бродячих профессиональных музыкантов, распевавших под ее аккомпанемент духовные стихи, бытовые и особенно юмористические песни, а иногда и думы. Среди лирников было много слепцов, ходивших с поводырями от села к селу, из города в город, на базарные площади и свадебные пиры. Для игры на свадьбах лира считалась более подходящим инструментом, чем , благодаря ее громкому звучанию и веселому репертуару.

На Украине существовали специальные школы лирников с довольно большим числом учеников. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в с. Коссы (на Подоле) у лирника М. Колесниченко занимались одновременно до тридцати человек. Старшие из них проходили практику, играя в соседних селах на базарах и свадьбах, а заработанные деньги и продукты они отдавали наставнику в качестве платы за обучение и содержание, так как находились на его полном иждивении. Закончив обучение, молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой на лире. Экзамен происходил при участии «дедов» - старых опытных лирников. Выдержавшему испытание учитель дарил инструмент и так называемую «визвилку» (очевидно, от слова «визвил» - «освобождение») - право играть самостоятельно. Посвящение в лирники сопровождалось особым обрядом: учитель вешал на себя лиру, предназначенную в награду ученику, ученик прикрывал ее своей свиткой, после чего ремень инструмента перекидывался с шеи учителя на шею ученика, а учитель опускал в резонаторную прорезь корпуса монету - на счастье.

Лирники объединялись в группы (корпорации), и каждая из них, возглавляемая цехмистером (цехмейстером), или кочечурником, имела свою строго определенную территорию деятельности; игра в других местах запрещалась. Нарушители порядка подвергались суровому наказанию (вплоть до лишения права играть), и у них отбирался инструмент.

До конца прошлого - начала нынешнего столетия лира была на Украине столь популярна, что Н. В. Лысенко даже высказал предположение, что она со временем вытеснит . Однако это не осуществилось: выдержала «соревнование» и получила дальнейшее развитие, а лира пришла почти к полному забвению. Поводом к тому послужили ограниченность ее музыкально-выразительных и технических средств и тембровая специфика - гнусавость. Но самая главная причина, несомненно, в том, что в советское время исчезла социальная среда, в которой бытовал инструмент.

В советские годы лира была подвергнута различным усовершенствованиям. Весьма оригинальный инструмент сконструирован И. М. Скляром. Он имеет 9 струн, настроенных по малым терциям, и клавишный механизм баянного типа, благодаря чему на нем может легко и быстро научиться играть баянист. Деревянное колесо заменено пластмассовой лентой-трансмиссией, обеспечивающей более ровное звучание. При помощи специального приспособления степень нажима ленты на струну может меняться, чем достигается изменение силы звука инструмента. Лиры усовершенствованных образцов эпизодически находят применение в ансамблях и оркестрах народных инструментов.

Пору необычайного взлета инструмент пережил примерно двести лет назад во Франции, когда им заинтересовались профессиональные музыканты. Было написано немало произведений именно для органиструма.

Колёсная лира в наше время

Сейчас инструмент пратически исчез из народной музыки, однако не все музыканты предали его забвению.

В Беларусии колесная лира входит в состав Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии, используется музыкантами ансамбля «Песняры». В России на нем играют: музыкант и композитор Андрей Виноградов, мультиинструменталист Митя Кузнецов («Этно-Кузня»), группа из Рыбинска «Разнотравие» и др.

За рубежом харди-гарди можно услышать, например, на концертах Р. Блэкмора в проекте «Blackmore’s Night».

Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded». На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (Nigel Eaton). В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов группы In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»).

Видео: Колёсная лира на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Диапазон
(и строй) трёх вариантов настройки Классификация Cтрунный фрикционный музыкальный инструмент, хордофон Родственные инструменты Органистр , Никельхарпа Колёсная лира на Викискладе

Исторический очерк

В Европе известна под разными именами, древнейшее из них - «органистр » (лат. organistrum ) - относится к позднему Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (ок. 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела , 1188).

В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII в. появились облегчённые (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом . В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

В России появилась в XVII веке . На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие и слепые , исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи . Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества , в связи с гонениями со стороны власти и духовенства .

Техника игры

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3-11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette - струна, опирающаяся на неплотно закреплённую подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.

Звучание

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти . Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное .

Иные названия

В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному: в Германии - Leier, Drehleier, Bettlerleier, Bauernleier ; в Англии hurdy-gurdy (хёди-гёди , встречается и по-русски ), во Франции (в том числе в историческом Провансе) - symphonie, chifonie, sambiût, sambuca, vierelète, vielle à roue (также сокращённо - vielle ); в Италии - ghironda, lyra tedesca, rotata, sinfonia ; в Венгрии - tekerő ; в Белоруссии - колавая ліра , на Украине - колісна ліра или реля , в Польше - lira korbowa, в Чехии - niněra .

Использование инструмента в современной музыке

  • Британский певец Донован сочинил песню «Hurdy-gurdy man».
  • Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded».
  • На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (англ. Nigel Eaton ).
  • В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов таких групп, как In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»), Eluveitie , Blackmore"s Night (в частности, в песне «The Clock Ticks On» с альбома «Paris Moon »), Metallica (в песнях Low Man’s Lyric , The Memory Remains), Saltatio Mortis , Subway to Sally , Arcade Fire (в песне Keep The Car Running),Satarial , Faun и других.
  • Hurdy-gurdy использовалась в записях австралийско-ирландской группы Dead Can Dance и швейцарской фолк-метал группы Eluveitie .
  • Хёрди-гёрди использовалась при записи песни Mummer’s Dance Лорины МакКеннитт .
  • Хёрди-гёрди также использовалась при записи альбома «The Christmas Cornucopia» шотландской исполнительницы Энни Леннокс .
  • В России колёсную лиру используют: музыкальный коллектив The Origin Ensemble , ансамбль старинной музыки Insula Magica , исполнитель-солист Виктор Луферов , ансамбль средневековой музыки Laterna Magica , ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» , российская нео-фолк группа Moon Far Away .
  • Испанский фолк-джазовый квартет Kaulakau
  • Использовалась при записи альбома «The Civil War» электронной группы Matmos (2003 год).
  • В саундтреке к фильму «Холодная гора » «You Will Be My Ain True Love» в исполнении Alison Krauss и Стинга .
  • Использовалась белорусским ВИА «Песняры » при исполнении и записи народных песен и песен на белорусском языке .
  • В клипе Rauta финской фолк -метал группы «Korpiklaani » солист держит в руках колёсную лиру.
  • Использовалась при записи альбома «Луна и Грош » московской фолк -металл группы «Калевала ».
  • Начиная с

Колёсная ли́ра - струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6-8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение.

В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (харди-гарди, встречается и по-русски), в Германии - drehleier, во Франции - vielle à roue, в Италии - ghironda или lira tedesca, в Венгрии - tekerő. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски - ліра, по-украински - колісна ліра или реля, а по-польски - lira korbowa.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

В X-XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.

В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие». Чтобы не навлечь на себя гнев царский и божий, они исполняли под звуки своих лир духовные стихи.

Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded». На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (Nigel Eaton). В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов групп In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»), Blackmore"s_Night (в частности, в песне «The Clock Ticks On» с альбома «Paris_Moon») и Eluveitie, Metallica (в песнях Low Man"s Lyric, The Memory Remains)

Живопись:

Жорж де Ла Тур "Шарманщик с собакой"

Willem van Mieris "The Hurdy Gurdy Player Asleep in a Tavern"

David Vinckboons "The Blind Hurdy-Gurdy Player"


Теодор Аксентович "Лирник и девочка", 1900 г

Казимир Похвальский "Лирник", 1885 г.

Василий Навозов "Песнь лирника"

старинная гравюра "Девушка, играющая на лире"

Жорж де ла Тур "Играющий на колесной лире с лентой", 1640 г.

Жорж де ла Тур "Играющий на колесной лире", 1631-36 г.г.

Казимир Похвальский "Лирник перед хатой", 1887 г

Неизвестный французский художник "ТАНЕЦ"

Питер Брейгель-мл., "Шарманщик", 1608

Jan van de Venne "The hurdy-gurdy man"

Jules Richomme "The Hurdy-Gurdy Girl"

Осмеркин Александр Александрович. "Натюрморт с лирой и гитарой", 1920 г.

Фотографии:

венгры,фото 1980г

лирник на московской улице -1900г.

Слепой кобзарь с мальчиком-поводырём. Белорусы. Фотоархив РЭМ

Франция-20-30е годы 20го века

Франция-20-30е годы 20го века

Колёсная лира Колёсная лира

В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII в. появились облегченные (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом . В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

В России колёсная лира получила распространение в XVII веке . Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие », исполнявшие под звуки своих лир исторические песни, баллады, духовные стихи .

Процесс воспроизведения звука

Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (3-11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также т. н. trompette - струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.

Иные названия и варианты исполнения инструмента

В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному: в Германии - Leier, Drehleier, Bettlerleier, Bauernleier ; в Англии hurdy-gurdy (харди-гарди , встречается и по-русски ), во Франции (в т.ч. в историческом Провансе) - symphonie, chifonie, sambiût, sambuca, vierelète, vielle à roue (также сокращённо - vielle ); в Италии - ghironda, lyra tedesca, rotata, sinfonia ; в Венгрии - tekerő ; в Белоруссии - колавая ліра , на Украине - колісна ліра , ріля , риля или роля , в Польше - lira korbowa, в Чехии - niněra .

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

Использование инструмента в современной музыке

  • Британский певец Донован сочинил песню Hurdy-gurdy man
  • Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded».
  • На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (англ. Nigel Eaton ).
  • В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов таких групп, как In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est » с сингла «Nur Ihr Allein »), Eluveitie , Blackmore"s Night (в частности, в песне «The Clock Ticks On » с альбома «Paris Moon »), Metallica (в песнях Low Man’s Lyric , The Memory Remains), Saltatio Mortis , Subway to Sally , Arcade Fire (в песне Keep The Car Running),Satarial , Faun и других.
  • Hurdy-gurdy использовалась в записях австралийско-ирландской группы Dead Can Dance и швейцарской фолк-метал группы Eluveitie .
  • Хёрди-гёрди использовалась при записи песни Mummer’s Dance Лорины МакКеннитт .
  • Хёрди-гёрди также использовалась при записи альбома "The Christmas Cornucopia" шотландской исполнительницы Энни Леннокс .
  • В России колесную лиру используют: музыкальный коллектив The Origin Ensemble , ансамбль старинной музыки Insula Magica , исполнитель-солист Виктор Луферов , ансамбль средневековой музыки Laterna Magica , ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» , российская нео-фолк группа Moon Far Away .
  • Испанский фолк-джазовый квартет Kaulakau
  • Использовалась при записи альбома The Civil War 2003 года электронной группы Matmos .
  • В саундтреке к фильму «Холодная гора » «You Will Be My Ain True Love» в исполнении Alison Krauss и Стинга .
  • Использовалась белорусским ВИА "Песняры" при исполнении и записи народных песен и песен на белорусском языке
  • В клипе Rauta финской фолк-метал группы Korpiklaani, солист держит в руках колёсную лиру.
  • Использовалась при записи альбома Луна и Грош московской фолк-металл группы «Калевала ».
  • Начиная с 2008 года лидер группы «Общежитие » Юрий Высоков играет на нетрадиционном для российской рок-музыки инструменте - колесной лире.
  • Инструмент использовался в записях группы Coil , хёрди-гёрди можно увидеть в записи последнего живого концерта группы в Дублине
  • Нидерландско-бельгийская группа Omnia активно использует инструмент в записях и концертах
  • Использовалась композитором Bear McCreary в главной музыкальной теме сериала "Черные паруса". Так же композитор использовал данный инструмент в написании музыки к сериалу ходячие мертвецы (англ. The Walking Dead ).

Напишите отзыв о статье "Колёсная лира"

Примечания

Литература

  • Bröcker, Marianne . Die Drehleier. 2. Auflage. Bonn - Bad Godesberg: Verlag für systematische Musikwissenschaft, 1977.

Ссылки

  • колёсной лиры (оригиналы статей и иллюстрации)

Отрывок, характеризующий Колёсная лира

– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры