Сложные слова. Соединительные гласные Е и О

Главная / Измена мужа

«Медвежанская ООШ»

Соединительные о,е в сложных словах

6 класс

Учитель 1 категории: Жаркова Ирина Александровна

2016г.

Русский язык 6 класс дата: 21.11.2016

Урок № 53

Тема урока «Соединительные о и е в сложных словах»

Цель урока: Формирование грамотности, создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании соединительных О и Е в сложных словах
Задачи: обучающие: анализировать случаи правописания соединительных о - е в сложных словах;
развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
воспитательные: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
Планируемые результаты Предметные:
- знать условие выбора букв о – е в сложных словах;
- уметь находить изучаемую орфограмму; уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор; уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные: Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Базовый учебник : Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.

Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, презентация
Основные понятия темы: сложные слова, способ словообразования, морфема, корень, основа, твердый согласный, мягкий согласный

Ход урока

    Организационный момент. Мотивация.

Проверка готовности к уроку

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий)

Сегодня у нас урок не простой, мы сегодня будем исследователями. Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие. Чтобы ваши исследования прошли успешно, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики? (активными, внимательными, помогать друг другу)

Результаты своей работы будем заносить в лист контроля. Подпишите его.

____________________________(Ф.И.)

- Ребята, сегодня мы продолжаем работать по разделу «Словообразование».

Выявление восприятия. И начнем мы нашу работу исследователей с загадок. Я читаю загадки, вы отгадываете, ответы записываем у доски. (картинки вывешиваются на доску)

Хоть заманчив он на вид,

но однако ядовит.

Знают люди с давних пор:

Несъедобен (МУХОМОР)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)

Есть у нас квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает.

НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)

И на земле, и на снегу

Я зверя выследить могу

По следу лапок и копыт.

На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)

2. Актуализация знаний.

Но сначала вспомним изученное.

Ребята какие слова мы с вами записали? (сложные

Какие слова называются сложными?

Сложными называются слова, состоящие из 2-х(реже 3-х) корней.

Работа с сигнальными карточками.

Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я права – поднимите правую руку.

Хлебница, хлеборезка. Пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, варенье, сталевар, жизнелюб, огородник.

3. Открытие новых знаний.

1. Постановка проблемы.

Какие слова вызвали затруднения? Почему? Какую гласную нужно вставить?

Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной?

2. Определение темы.

Сформулируйте тему урока.

Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока « Соединительные о-е в сложных словах»

3. Постановка цели урока.

Исходя из проблемы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего исследования.

Научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной.

4. Поиск решения проблемы

Продолжим наше исследование. Обратимся к словам на доске.

Внимательно рассмотрите слова. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.

Если у обучающихся возникли трудности, можно обратить их внимание на согласную перед соединительной гласной.

Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной.

В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.

Откройте учебники и сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 112. Верно ли мы сформулировали вывод исследования?

Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.

5. Переработка и преобразование полученной информации.

Составление схемы (работа в парах)

На следующем этапе исследования, работая в парах, попробуйте схематически (без слов) записать данное правило.

Когда работа будет закончена, несколько пар могут продемонстрировать полученные схемы на доске.

Пример схемы

[ц]

Сильный ученик. Составление алгоритма

Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм.

1. Определить, что это сложное слово, как образовано.

2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным.

3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.

Читает правило в стихотворной форме:

Этих гласных только две:

Буква О и буква Е.

Коли тверд согласный звук,

Буква О подходит тут.

Если мягок этот звук,

Букву Е пишите тут.

6. Закрепление. Работа у доски

Работа с учебником. Упражнение 215. Работают по цепочке, образовывают сложные слова. Проговаривают условия выбора изучаемой орфограммы, обозначают графически. Составляют сложные предложения.
Рефлексия.
- Сложно было выполнить задание?
- О чем нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

7. Физминутка.

«Найди себе пару»

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит карточку, на котором написано слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной. Объяснить правописание.

Книга любовь

Пыль сосать

Земля мерить

Вода падать

Лёд колоть

Лес рубить

Рыба ловить

Составить предложения со сложными словами.

8. Выполнение заданий дифференцированного характера.

1 уровень

Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы

Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.

Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые.

В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

2 уровень

Замените словосочетания одним сложным словом

Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.

3 уровень

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Исключите слова по одному из цепочки по самостоятельно найденному признаку так, чтобы осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте

Мяс…рубка, птиц…фабрика, выпускник, пар…возы, земл…делие, сад…вод.

9. Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.

Мясорубка, путешествие, общепринятый, теплолюбивый, слабовольный, картофелечистка, птицефабрика, широкоплечий, грушевидный, паровозы, единодушие, земледелие.

10. Итог. Самостоятельная работа по перфокарте в парах. Взаимопроверка.

На карточке написаны слова. По вертикальной полосе написаны гласные О и Е, листок отгибается.

Карточки

вод..провод

земл..трясение

гром..отвод

вод..мерка

земл..делие

дожд..мер

жизн..описание

груз..подъемник

картофел..копалка

каш..вар

книг..печатание

корабл..строение

лед..ход

машин..строение

нефт..провод

овц..водство

пар..ходство

растени..водство

ча..питие

басн..писец

власт..любие

кон..водство

песн..пение

чест..любие

вод..пой

язык..знание

стал..вар

гряз..лечение

хлеб..резка

газон..косилка

птиц..лов

пеш..ход

овощ..хранилище

черн..морец

сад..водство

птиц..фабрика

газ..провод

прав..писание

олен..водство

лед..кол

11. Итоги урока

Какова была тема исследования?

Сделайте вывод: как выбрать написание соединительной гласной в сложном слове?

Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу.

Оценка устных ответов учителем

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

Я благодарю вас за работу на уроке. Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро, дарить благо друг другу и жить так, чтобы у вас всегда был смысл в жизни.

Поставьте себе общую оценку за урок.

Домашнее задание.

1. Выучить правило на с.119 п. 41

2. На выбор:

а) упр. 217;

б)составить диктант для соседа на изученное правило.

Спасибо за внимание!

Сложные слова. Соединенные о, е в сложных словах. Правописание сложных слов вместе и через дефис

Сложные слова образуются сочетанием двух и более оснований.

Компоненты сложных слов могут соединяться между собой сочинительной или подчинительной связью. При сочинительной способе связи основы, из которых образуются сложные слова, сочетаются как равноправные, и между ними можно поставить союз и: премьер-министр, физико-математический.

При подрядном способе связи одна основа синтаксически зависит от второй: зализопрокат (прокатывать железо), электросварка (сваривать электричеством), кратковременный (короткое время), красноречивый (красно сказать), рукописный (писать рукой), вагоноремонтный (ремонтировать вагоны).

Основы сложных слов могут соединяться при помощи соединительных гласных о, е (есть) или без них. Буква о пишется, если образующая основа заканчивается на твердый или шипящий согласный: железобетон, человеко-день, голубоглазый.

Буква е пишется, если образующая основа оканчивается на мягкий согласный: сталевар. Связующее является пишется после основания, заканчивается на и или удлиненный мягкий согласный: пейзаж, животворный. Если первой частью такого слова является прилагательное мягкой группы, то перед ним пишется ь: древнерусский.

Сложные существительные могут писаться вместе или через дефис.

Вместе пишутся сложные существительные, образованные:

1. Из двух основ с помощью соединительных гласных о, е, являются: аист, земледелец, чаеризка, Новопетровке, Белополье, Красноводск.

2. Без соединительных гласных сочетанием

— Глаголы в повелительной форме и существительного: болиголов, перекати, Тягнырядно, Гуляйполе;

— Числительные (написанного буквами) и существительного: десятилетия, но: 10-летие, Триполье, Пятигорск.

Сложные прилагательные могут писаться вместе или через дефис.

Вместе пишутся сложные прилагательные, образованные от:

1) сложных существительных, которые пишутся слитно: железобетонный, черноземный, Новобеличский (Новобеличи), Староконстантиновский (Староконстантинов)

2) словосочетаний с подчинительной связью сочетания:

— Существительного и прилагательного: темноглазый (темные глаза), восточно (восточная Украина), белоцерковский (Белая Церковь);

— Числительные (написанного буквами) и существительного: пятиэтажный, двадцятипьятитомний;

— Существительного и глагола: вугледробильний, зерноуборочный;

— Наречия и прилагательного: вышеупомянутый, долгосрочный;

— Из нескольких прилагательных, которые образуют термины новогреческий (язык), сложносочиненный, древненемецкий, слепоглухонемой.

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

1) образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: дизель-моторный, экс-чемпионский, Пуща-Водицкий (Пуща-Водица), Ивано-Франковский (Ивано-Франковск);

2) образованные от словосочетаний с сочинительной связью: русско-украинский, курортно-санаторный, но: хитроумный, зловредный;

3) с первой частью, которая заканчивается на-ико, (-ико): физико-математический, химико-технологический;

4) с первой частью военно-, военно-: военно-воздушный, военно-промышленный. Исключение: военнообязанный, военнопленный;

5) которые означают дополнительные оттенки качества, цвета: горьковато-соленый, темно-красный. Исключение: оранжевый, пунцовым;

6) которые означают названия сторон света: юго-западный, северо-восточный;

7) географические названия, в состав которых входят названия сторон света: Северо-Западный фронт, Юго-Западная железная, но: Северокрымский канал, Западно низменность, южно степи (по общему правилу подрядной зависимости словосочетаний).

Русский язык
6 класс

33. Соединительные о и е в сложных словах

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней . Сложные слова образуются из основ исходных слов (пар, возить → паровоз), из целых слов (диван, кровать → диван-кровать).

При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е.

Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных, а какая - после мягких согласных, шипящих и ц !

167 . Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Какие из этих сложных слов появились позднее других? Составьте с любыми двумя записанными словами сложные предложения.

Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лёд, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Луна, ходить. Путь, шествовать.

168 . Выпишите сложные слова, обозначая условия выбора соединительных owe. Затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы.

И..следователь, дожд..мер, закр..питель, выключатель, обозр..ватель, пчел..вод, уч..тчик, пар..ход, язык..вед, глаз..мер, сч..тчик, лётчик-испытатель.

169 . Корни, приведённые в рамке, чаще других встречаются во второй части сложных существительных. Подберите и запишите по 2-3 слова с каждым из них. С двумя сложными существительными составьте предложения, которые помогали бы понять значение этих существительных.

Соединительные гласные о и е


  1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .

  2. В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

Сложные слова без соединительной гласной


  1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).

  2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.: семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

  3. Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.

  4. Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.

  5. С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний слова сумасшедший, умалишённый и т. п.

  6. В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

  7. Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .
Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.), суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).

Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами).

Правописание сложных существительных

Слитное написание


  1. Пишутся слитно сложные имена существительные с элементами авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гелио-, гео-, гидро-, зоо-, изо-, кино-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, нео-, палео-, радио-, стерео-, теле-, фото-, электро- и др. независимо от числа названных элементов или других слов в основе. Например: автодело, автомотовелогонки, агротехника, аэросани, биостанция, велоспорт, гелиотерапия, геоботаника, гидромеханика, гидроэнергоресурсы, зооветпункт, зоогигиена, изофоторепортаж, киносценарий, макромир, метеосводка, микрорадиоволны, монокультура, моточасти, неопозитивизм, палеоазиаты, радиопостановка, стереокино, телефильм, теплоэлектроцентраль, термогидродинамика, фотоискусство, электропровод, электросветоводолечебница .
Примечание 1. При колебаниях между дефисным и слитным написанием слов иноязычного происхождения предпочитается второе, если в русском языке в слове не выделяются составные части с присущим им значением, например: ватер-машина – ватермашина, ватер-поло – ватерполо, гумми-арабик – гуммиарабик, метр-д’отель – метрдотель, прейс-курант – прейскурант, табль-д’от – табльдот . Ср. также: крепдешин, файдешин, фильдекос, фильдеперс (в словах не выделяются две составные части с французским предлогом между ними) – креп-жоржет, креп-кашемир, креп-марокен, креп-сатин, креп-шифон .

  1. Пишутся слитно сложные имена существительные с глагольной первой частью на , например: вертишейка, горицвет, держиморда, скопидом, сорвиголова .
Исключение: перекати-поле .

  1. Пишутся слитно сложносокращенные слова всех типов, например: госкомитет, Метрострой, Тулауголь, Центробанк .

Дефисное написание


  1. Пишутся через дефис, как правило, сложные имена существительные без соединительной гласной, обозначающие названия механизмов, термины научные, технические, общественно-политические, например: вакуум-аппарат (вакуум-насос, вакуум-сушилка, вакуум-щит и т. п.), дизель-электроход, динамо-машина, кабель-кран, кран-балка, мотор-генератор, стоп-кран, фильтр-пресс, шприц-машина; пистолет-пулемёт; кресло-кровать, плащ-палатка; пила-рыба; премьер-министр, генерал-лейтенант, капитан-инженер, лорд-канцлер .
Примечание 1. Слитно пишутся сложные слова:

а) с первой частью борт- : бортинженер, бортмеханик ;

б) со второй частью -метр : вакуумметр, динамометр, милливольтметр .

Примечание 2. Через дефис пишутся слова с первой частью блок- и пресс- : блок-аппарат, блок-диаграмма, блок-механизм, блок-сигнал, блок-система (но: блокпост ); пресс-атташе, пресс-бюро, пресс-конференция, пресс-центр; пресс-клише, пресс-конвейер, пресс-папье .


  1. Пишутся через дефис сложные единицы измерения, например: грамм-атом (грамм-калория, грамм-молекула и т. п.), килограмм-час, тонно-километр, человеко-день, человеко-койка .

  2. Пишутся через дефис составные названия политических партий и направлений, а также их сторонников, например: анархо-синдикализм, радикал-социалист, социал-революционеры .

  3. Пишутся через дефис названия промежуточных стран света, например: юго-восток, северо-запад, юго-юго-восток .

  4. Пишутся через дефис слова с иноязычными элементами вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс- в первой части, например: вице-адмирал, лейб-гвардия, обер-прокурор, унтер-офицер, штаб-лекарь, экс-чемпион, экс-вице-премьер (с двумя дефисами).

  5. Пишутся через дефис сложные названия растений, имеющие в своем составе глагол в личной форме или союз, например: любишь-не-любишь, не-тронь-меня, иван-да-марья, мать-и-мачеха .

  6. Пишутся через дефис сложные слова, в которых к основному слову присоединяется слово с оценочным значением , например: бой-баба, гоп-компания, горе-руководитель, паинька-мальчик, чудо-рыба, ура-патриотизм .

  7. Пишутся через дефис научно-технические термины, в состав которых входят названия букв или буквы (чаще всего греческого и латинского алфавитов), например: икс-лучи (x-лучи ), к-частица, пи-мезон .

  8. Наблюдаются колебания в написаниях типа алма-атинцы – алмаатинцы . Подобные существительные соотносятся со сложными прилагательными, которые по существующему правилу пишутся через дефис (алма-атинский) , т. е. получается последовательность словообразования: Алма-ата – алма-атинский – алма-атинец . Однако если в словах, образованных от русских географических наименований, составные части легко выделяются (Орехово-Зуево – орехово-зуевский – орехово-зуевец ), то в аналогичных иноязычных образованиях такое членение воспринимается менее четко. Поэтому наряду с традиционными дефисными написаниями (Нью-Йорк – нью-йоркский – нью-йоркцы , Лос-Анджелес – лос-анджелесский – лос-анджелесцы ) встречаются в (Коста-Рика – костариканский – костариканец, Пуэрто-Рико – пуэрториканский – пуэрториканец ). В настоящее время приняты такие написания: прилагательные пишутся в соответствии с правилом через дефис (алма-атинский, орехово-зуевский, коста-риканский, пуэрто-риканский и т. п.), а соответствующие существительные – слитно (алмаатинец, ореховозуевец, костариканец, пуэрториканец и т. п.). Ср.: ку-клукс-клан – ку-клукс-клановский – куклуксклановец .

  9. При сочетании с помощью союза и двух или нескольких сложных существительных с одинаковой второй частью эта часть может приводиться только при последнем слове, а при предшествующих словах вместо нее пишется так называемый висячий дефис. Например: газо- и электросварка (ср. газосварка и электросварка ), радио- и телепередачи; авто-, мото- и велогонки (но при отсутствии союза и – слитное написание)

Правописание сложных прилагательных

Слитное написание


  1. Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные из сочетаний слов , по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный, ср. железная дорога ), или по способу управления (вагоноремонтный, ср. ремонт вагонов ), или по способу примыкания (легкораненый, ср. легко ранить ). Например: горноспасательная станция (спасание в горах), деревообделочный завод (обделка дерева), естественнонаучные взгляды (естественные науки), левобережная низменность (левый берег), машиностроительные предприятия (строительство машин), машинописное бюро (письмо машинами), машиносчётная станция (счёт машинами), мелкобуржуазная идеология (мелкая буржуазия), народнохозяйственный план (народное хозяйство), полезащитные насаждения (защита полей), рельсопрокатный стан (прокат рельсов), сельскохозяйственные культуры (сельское хозяйство), сложноподчинённое предложение (сложное по способу подчинения), среднесуточная добыча (средняя за сутки), трудоспособное население (способное к труду).
Правило распространяется на написание сложных прилагательных, образованных от сочетания прилагательного с существительным, выступающего в роли географического названия , например: великолукский (Великие Луки), вышневолоцкий (Вышний Волочёк). Также: карловарский (Карловы Вары).

  1. Пишутся слитно многие сложные прилагательные, употребляемые в качестве научно-технических терминов или выражений в книжном языке, например: азотнокислый, бессрочноотпускной, вечнозелёный, воздушносухой, геологоразведочный, двояковогнутый, дикорастущий, длинноволокнистый, живородящий, заднебедренный, заразнобольной, засухоустойчивый, кишечнополостные, конноспортивный, контрольносеменной, кремнефтористоводородный, круглоремённый, мнимоумерший, молочнокислый, молочнотоварный, мясоконсервный, насекомоядные, нервнотрофический, носоглоточный, обоюдоострый, обратноконический, обратносердцевидный, пахотнопригодный, первобытнообщинный, переднежаберный, плодоовощной, пологопадающий, поперечнополосатый, продолговатомозговой, прочнокомковатый, рассадопосадочный, реакционноспособный, резкопересечённый, свеженадоенный, свежескошенный, смешанослойный, спинномозговой, теснопальчатый, торфонавозный, торфоперегнойный, условнорефлекторный, формальнологический, хлебопекарный, хлебопроизводящий, хлопкоткацкий, хлопкоуборочный, хлопчатобумажный, хлористоводородный, хромовокислый, хромолитографский, хромоникельмолибденовый, цветоустойчивый, церковнославянский, частновладельческий, частнокапиталистический, частнохозяйственный, черепицеделательный, членистоногие, шерсточесальный, щёлочноземельный, энергосиловой, энергохимический, языкотворческий, яйцезаготовительный .
Примечание 1. У многих сложных прилагательных данной группы первая часть образуется словами:

высоко- : высоковитаминный, высокооплачиваемый ;

низко- : низколетящий, низкоперегнойный ;

глубоко- : глубокорасположенный, глубокоуважаемый ;

мелко- : мелкомасштабный, мелкозернистый ;

тяжело- : тяжелогружёный, тяжелораненый ;

трудно- : труднодоступный, труднопроходимый ;

широко- : широкодоступный, широкопредставительный ;

узко- : узковедомственный, узкоспециальный ;

много- : многоотраслевой, многослойный ;

мало- : малозначащий, малопосещаемый ;

сильно- : сильнодействующий, сильнощелочной ;

слабо- : слабокислый, слаботорфянистый ;

толсто- : толстоногий, толстостенный ;

густо- : густомахровый, густонаселённый ;

крупно- : крупноблочный, крупнопанельный ;

круто- : крутоизогнутый, крутоповёрнутый ;

остро- : острогнойный, остродефицитный ;

плоско- : плоскопараллельный, плоскочашевидный ;

чисто- : чистосеребряный, чистошерстяной ;

выше- : вышесредний, вышеуказанный ;

ниже- : нижеперечисленный, нижеподписавшийся .

Примечание 2. При наличии пояснительных слов обычно образуется свободное словосочетание (наречие и прилагательное или причастие), а не терминологическое сложное слово. Ср.: густонаселённые районы – густо населённые неграми трущобы; малоисследованные проблемы – мало исследованные наукой области медицины . Случаи типа экономически слаборазвитые страны (слитное написание, несмотря на наличие пояснительных слов) являются единичными. Играет роль также порядок слов: сложное прилагательное, как правило, предшествует определяемому существительному, а словосочетание обычно следует за ним; ср.: скоропортящиеся продукты – продукты, скоро портящиеся в летнее время . В сложных словах ставится одно ударение (иногда с побочным ударением на первой основе), а в словосочетаниях – два самостоятельных ударения; ср.: быстрорастýщие декоративные кустарники – бы́стро растýщие молодые кадры .


  1. Обязательно слитное написание сложного прилагательного, если одна из частей его не употребляется как самостоятельное слово, например: общепонятный (первая часть самостоятельно не употребляется), узкогрудый (вторая часть не существует в языке как отдельное слово). Ср. слитное написание слов, у которых первой частью являются элементы верхне-, нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще- , например: верхнегортанный, нижнесаксонский, древнецерковнославянский, древневерхненемецкий, среднеазиатский, среднеуглеродистый, раннецветущий, позднеспелый, общенародный .

Дефисное написание


  1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием, например: анархо-синдикалистский, северо-восточный, юго-юго-западный, норд-остовый, лейб-гвардейский, иваново-вознесенский, нью-йоркский .
Примечание. При наличии приставки такие прилагательные пишутся слитно, например: антисоциалдемократический, приамударьинский .

  1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий, например: вальтер-скоттовские романы, жюль-верновская фантастика, робин-гудовские приключения, джек-лондоновские произведения, лев-толстовский стиль, ерофей-павловичский (от географического названия), бойль-мариоттовский закон, ильфо-петровская сатира; также: Иван-Иванычев пиджак, Анна-Михайловнина кофта .
Примечание 1. В отдельных случаях встречается слитное написание, например: веропавловские мастерские (от имени и отчества героини романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»), козьмакрючковская удаль, тарасобульбовская сила .

Примечание 2. При образовании имени прилагательного от иноязычной фамилии, перед которой стоит служебное слово, последнее пишется слитно, например: дебройлевская гипотеза (ср. де Бройль ).

Примечание 3. Имена прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных составных собственных имен лиц, пишутся слитно, например: чанкайшистская клика (ср. Чан Кайши ).


  1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из двух и более слов, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз и или но : торгово-промышленный капитал (торговый и промышленный), беспроцентно-выигрышный заём (беспроцентный, но выигрышный). Например: агитационно-пропагандистский, вопросо-ответный, выпукло-вогнутый, желудочно-кишечный, журнально-газетный, кожевенно-обувной, красно-бело-зелёный (флаг), отчётно-выборный, плодово-овощной (но: плодовощной от – плодоовощи ), рабоче-крестьянский, русско-немецко-французский (словарь), сдельно-премиальный, сердечно-сосудистый, Славяно-греко-латинская (академия), стале-проволочно-канатный (цех), торжественно-сентиментальный, хозяйственно-организационный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), экспрессивно-эмоциональный .
Примечание. Первой частью сложных прилагательных этого типа может быть основа существительного или прилагательного, ср.: ликёро-водочные изделия (из ликёра и водки) – ликёрно-водочная промышленность (ликёрная и водочная); приёмно-сдаточный пункт (приём и сдача) – приёмно-переводные экзамены (приёмные и переводные).

  1. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, например: Военно-медицинская академия (ср.: Военная медицинская академия ), добровольно-спортивные общества (добровольные спортивные), народно-освободительное движение (народное освободительное), официально-деловой стиль (официальный деловой), проектно-конструкторские расчёты (проектные конструкторские), сравнительно-исторический метод (сравнительный исторический), счётно-решающие устройства (счётные решающие), феодально-крепостнический строй (феодальный крепостнический), электронно-оптический усилитель (электронный оптический) и др.
Примечание 1. Прилагательные этого типа часто начинаются со следующих основ:

военно- : военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования);

массово- : массово-политический, массово-поточный, массово-физкультурный ;

народно- : народно-государственный, народно-демократический, народно-поэтический, народно-революционный (прилагательное народнохозяйственный образовано от подчинительного сочетания народное хозяйство );

научно- : научно-исследовательский, научно-популярный, научно-практический, научно-просветительный, научно-технический ;

учебно- : учебно-вспомогательный, учебно-консультационный, учебно-методический, учебно-показательный, учебно-производственный .

Примечание 2. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно, например: новогреческий язык (новый греческий), раннерабовладельческий строй (ранний рабовладельческий), сероукраинская порода (серая украинская), старорусские обряды (старые русские) и др.


  1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком , например: горько-солёная вода (т. е. солёная с горьким привкусом), раскатисто-громкий голос (т. е. громкий, переходящий в раскаты), мирно-непротивленческая политика , ушиблено-рваная рана .
Примечание. Особенно часто прилагательные этого типа встречаются в языке художественной литературы, например: безгрешно-чистая красота, бесцветно-бледная толпа, блестяще-красное оперение попугая, влажно-махровые цветы, глубоко-нежная улыбка, грациозно-величественный жест, грустно-сиротливая ива, дымно-горький запах, жёлчно-раздражённый тон, мужественно-суровый вид, невольно-горячая слеза, нескладно-тоскливо-неловкие звуки, нетерпеливо-выжидательное настроение, прозрачно-воздушная радуга, рахитично-хилое растение, резко-сухой звон, робко-ласковый голос, смущённо-счастливое лицо, тайно-счастливое стремление, торжественно-угрюмый облик, тревожно-несвязные думы, уныло-серый цвет, холодно-сдержанный человек, чудно-упругие локоны .

  1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, например: бледно-голубой, блёкло-розовый, бутылочно-зелёный, голубовато-фиолетовый, золотисто-красный, иссиня-чёрный, лимонно-жёлтый, молочно-белый, мутно-зелёный, пепельно-седой, светло-жёлтый, сиренево-оранжевый, тёмно-синий, тускло-серый, чёрно-бурый (но: чернобурка ) и др.

  2. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные терминологического характера, например: амплитудно-частотная (характеристика), атомно-молекулярный, бобово-злаковые, буржуазно-демократический, веерообразно-складчатый, газо-пылевая (туманность), гнойно-воспалительный, гортанно-глоточный, грудино-рёберный, древесно-кустарниковый, железо-кремнистая (сталь), желудочно-печёночный, заправочно-сливной (вентиль), зелёно-моховое (болото), злако-бобовые, инфекционно-аллергический, интегрально-дифференциальное (уравнение), каменно-бетонный, клеверо-тимофеечный, комплексно-сопряжённые (числа), ланцето-яйцевидный, люцерно-злаковые, магнито-мягкие (материалы), металло-диэлектрическая (антенна), молочно-мясной, наклонно-направленный (способ проходки), овально-сводчатый, огненно-жидкий, округло-шаровидный, опытно-мелиоративный, отгонно-пастбищный, пищеводо-кишечный, плече-шейный, подвздошно-рёберный, поточно-механизированные (линии), пространственно-временная (траектория), рыхло-комковато-пылеватый, рычажно-шатунный (механизм), сборочно-автоматический, сверлильно-нарезной, сдельно-прогрессивный, слесарно-штамповочный, словарно-справочный, торфяно-болотный, удлинённо-ланцетовидный, уплотнённо-пористо-трещиноватый, феодально-земледельческий, физкультурно-спортивный, фосфорно-калийный, хозяйственно-организаторский, центробежно-лопастный, челюстно-лицевой, шарнирно-роликовый, шерстно-мясной, щёлочно-кислотный, щёчно-глоточный, экспедиционно-транспортный, электронно-вычислительная (техника).
Примечание 1. Некоторые из сложных прилагательных этого типа имеют в первой основе суффиксы -ат-, -ист-, -ов- , например: зубчато-ланцетовидные (листья), метельчато-щитовидные (соцветия), плёнчато-чешуйчатая (оболочка), продолговато-эллиптическая (форма), рыхловато-пористый (слой), складчато-бороздчатые (полосы), ступенчато-симметричное (расположение); волнисто-изогнутые (пластины), волокнисто-дерновая (почва), песчанисто-парниковый (грунт), пятнисто-испещрённая (кора), сосудисто-волокнистая (ткань); дерново-подзолистая (земля), известково-серый (отвар), корково-столбчатый (слой), лугово-степная (полоса), плодово-ягодные (культуры).

Примечание 2. Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы вертикально-, горизонтально-, поперечно-, продольно- и т. п., например: вертикально-сверлильный, вертикально-фрезерный, горизонтально-ковочный, горизонтально-сверлильный, поперечно-строгальный, продольно-строгальный .

Примечание 3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, у которых основа первой части , образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико , например: диалектико-материалистический, историко-архивный, критико-библиографический, медико-судебный, механико-термический, политико-массовый, технико-экономический, химико-фармацевтический (к другому типу относятся слитно пишущиеся слова с первой основой велико- , например: великодержавный, великомученический, великосветский и др.).

Примечание 4. Висячий дефис употребляется и при сложных прилагательных, например: семнадцати- и восемнадцатилетние юноши и девушки; кукурузо-, картофеле-, льно-, хлопко- и силосоуборочные комбайны .


  1. Пишутся через дефис (с прописных букв в составных частях) сложные прилагательные, входящие в сложные географические или административные названия и начинающиеся с основы восточно-, западно-, северно- (северо-), южно- (юго-) , например: Восточно-Европейская равнина, Западно-Корейский залив, Северо-Западный Пакистан, Южно-Австралийская котловина ).
Примечание. В нарицательном значении подобные прилагательные пишутся слитно со строчной буквы, ср.: Южно-Уральская железная дорога – южноуральская флора и фауна .

  1. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные, образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов, например: литературно-художественный (ср. художественная литература ), словарно-технический (ср. технические словари ).

  2. Различаются сложные прилагательные, образующие одно слово (со слитным или дефисным написанием, см. выше), и словосочетания,состоящие из наречия на -о (-е) и прилагательного или причастия (с раздельным написанием); к наречию, играющему роль отдельного члена предложения, можно поставить соответствующий вопрос. Ср.:
морально-политический уровень – морально устойчивый человек (в каком отношении устойчивый?);

общественно-исторические законы – общественно опасные элементы (опасные для кого?);

промышленно-транспортный отдел – промышленно развитая страна (развитая в каком отношении?).

Наречие может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием, например: максимально сжатые сроки, невозмутимо бесстрастный вид, умеренно теплый климат .

Примечание 1. Чаще всего первым компонентом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, сугубо, явно, ясно и др. Например: абсолютно необходимые меры, диаметрально противоположные предложения, жизненно важное решение, истинно дружеская помощь, максимально точные данные, неизменно сердечное гостеприимство, подлинно братская поддержка, последовательно миролюбивая политика, прямо пропорциональные величины, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, сугубо пристрастный приговор, явно неприемлемые условия, ясно выраженная воля .

Ср. также: безупречно порядочные манеры, внутренне содержательный человек, глубоко задумчивый взгляд, демонстративно небрежная прическа, изнурительно долгий путь, исконно русское слово, исчерпывающе полный ответ, классово чуждые взгляды, намеренно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, неизменно ровные отношения, неизъяснимо сладкие звуки, ненасытно жадный к знаниям, неуловимо быстрый полёт ракеты, ослепительно голубое небо, особо тугоплавкие металлы, откровенно насмешливая улыбка, подозрительно быстрое согласие, подчёркнуто контрастное сравнение, празднично нарядное платье, принципиально новый проект, сильно перенапряжённый режим, тонко очерченный контур, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, уморительно забавная пьеса, художественно полноценное произведение, чисто французская галантность, экстренно спешная почта и т. п.

Примечание 2. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски , в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, выделяющие, подчеркивающие его в каком-либо отношении , например: ангельски кроткое отношение, детски наивные высказывания, практически ненужное новшество, рабски покорная готовность, теоретически важная проблема, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, химически чистый состав, эницклопедически разносторонние знания, юридически сложный случай .

Вариант 1

Внимательно прочтите текст. Докажите, что данный отрывок относится к художественному стилю речи. Какие образные средства языка выделены? С какой целью они использованы в тексте?

Левинсон не знал, сколько времени длилось его (полу)со­знательное сост..яние, но, когда он очнулся, он почу..ствовал, что (по)прежнему с..дит в с..дле. Перед ним неслась (черн..)-гривая голова его коня с окр..вавле..ым ухом. Вдруг он круто ос..дил лошадь, обернулся и (в) первые совершенно осмысле..о посмотрел на людей своими большими, глубокими, синими глазами.

Так выехали они из леса - все дев..тнадцать.

Лес ра..пахнулся перед ними совсем неожида..о - простором высокого голубого неба и ярко (рыжего) поля. На той стороне синела (полн..)водная речица. За рекой, подп..рая небо, вр..стая отрогами в (желт..)кудрые забоки, синели хребты, и через их острые гребни лилась в д..лину прозрачная пена (бел..)розовых обл..ков, соленых от моря, пузырчатых и кипучих, как парное молоко.

(А. Фадеев)

Вариант 2

Перепишите данный ниже текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите. Устно ответьте, при помощи каких языковых средств создается образ Левинсона - решительного командира.

Пока соб..рался и строился взвод, стрельба зан..лась (полу) кругом до самой реки, загудели (бомб..)меты.

Взвод начал отстрел..ваться, отступая (на)искось в правый угол [села], лавируя по переулкам. Вдруг от главного тракта со страшным визгом помчалась вражеская ко..ица, грохочущая (много) головая лава людей и лошадей.

Отряд был уже в самой н..зине, а (с) верху мчалась ему (на)перерез непр..ятельская кавалерия.

Бакланов со взводом Дубова опять остался пр..крывать от-ступление, а остальные ринулись (в) глубь леса. Но везде, пр..граждая дорогу, т..нулось вязкое, темное, непроходимое болото.

Людьми овл..дели отча..ние и гнев. Они искали в..новника своего несчастия,- конечно (же), это был Левинсон!

И вдруг он по..вился среди них, подняв в руке заж ..ен..ый факел, осв..щавший его (мертве..о) бледное лицо.

Молчать! - взвизгнул он вдруг, (по) волчьи щелкнув зубами.- Слушать мою команду! Мы будем гатить болото.

И пр..тихшая, пр..давленная масса людей вдруг пр..шла в (нечеловечески)быстрое движение. Взвод Борисова побежал во тьму, (на)встречу ему уже тащили первые охапки мокрого лозн..ка. Слышался грохот падающего дерева, и св..стящая махина шлепалась во что (то) мягкое, и (темно) зеленая поверхность болота вздувалась упругими волнами.

(А. Фадеев)
Перепишите, вставляя, где следует, пропущенные соединительные гласные. Проверьте написанное по орфографическому словарю.

Бахч...водство, власт...любие, гор...образование, дальн...бойщик, дальн...восточник, дальн... зоркость, девяност...летие, жизн...понимание, звер...подобность, каменоломня, камн...дробилка, кон...вязь, кон...завод, кост...обработчик, кост...еда, кров...жадность, леж...бока, пол...города, резц...держатель, своенравность, ст...крат, сорок...ножка, тысяч...летне, хими...терапия, ча...торговля, шерст...прядение, шерст...заготовка, шерст...битчик, яиц...носкость.

Замените приводимые словосочетания сложными словами.

Образец: заготовки лося-лесозаготовки (после тверд. согл.). Тот, кто дробит камни - камнедробильщик (после мягк. согл.).

Тот, кто тешет камни; тот, кто режет камни; обработка камня; машина для резки соломы; жучок, который ест кору; испускание лучей; машина для всасывания пыли; тот, кто варит кашу; тот, кто дубит кожу; орудие для метания огня; установка для измерения дождя; тот, кто ловит птиц; приспособление для мытья шерсти; хранилище для овощей; накопление пая; любовь к власти; тот, кто пишет басни; тот, кто вправляет кости (суставы); по виду змеи; с длинной шеей; ломка камней; железо с бетоном.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где следует, пропущенные буквы и дефис. Проверьте написанное по орфографическому словарю. Устно объясните написания.

1. (Авто)база, (агро) биология, (агро) (лесо) мелиорация, (аэр...) навигация, (миро)ощущение, (аэр...) (фото) съемка, (ави...) пассажир, (авто) и (мото)пробег, (ави...)линия, (гидро) механика, (гидро) (энерго) ресурсы, (зоо) психология, (аэр...) порт, (кино) (фото) ателье, (метео) (аэр...бюллетень), (миро) воззрение, (микро) (радио) волны, (контр) пропаганда, (нео) дарвинизм, (радио) (аэр...) навигация, (свето) и (вет) лечебница, (перекати) поле, (верти) хвостка, (гос) страх, (дет) ясли.

2. Блок (аппарат), (вакуум) насос, (дизель)мотор, (вольт) ампер, (борт) инженер, (анти) обледенитель, (гелио) установка, (обер) интендант, (кабель) кран, (пресс) папье, (пресс) центр, (грамм)молекула, (тонно) километр, (койк...) день, (труд...) час.

3. (Анарх...) синдикализм, (социал) реформизм, (обер) кондуктор, (контр) адмирал, (лорд) канцлер, (премьер) министр, (штаб) офицер, (буфф) опера, (рок) музыка, (гоп) компания, (чудо) рыба, (ура) патриотизм, (экспресс) бюллетень, (электр...) фикация, (электр...) станция, (северо) запад, (центр...) фуга, (экстра) класс, (псевдо) дарвинизм, (экс) чемпион, (Улан) Удэ, (квази) Айвазовский, (пан) Мексика, (пол) яблока, (пол) Акмолинска, (креп) сатин, (пила) рыба.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где следует, пропущенные буквы и дефис. Устно объясните написание каждого слова.

(Гряз...) лечебница, (кров...) творение, (гидр...) (турб...) строение, (жир...) отложение, (гипс...) (шлак...) бетон, (дис) квалификация, (сем...) ножка, (Анти) Дюринг, (де) компенсация, (велик...) британец, (ант...) фермент, (дальн...) зоркость,(кров...) пускание, (игл...) терапия, (инженер) (генерал) полковник, (врем...) препровождение, (книг...) хранилище, (центр...) фуга, (воздух...) охладитель, (велик...)мученик, (бронх...) пневмония, (норд) вест, (блок) пункт, (брон) башня, (дым...) и(гряз...) уловитель, (воен) юрист, (гелио) и (гео) физика, (гипер) функция, (гидр...) (аэр...) механика, (гори) цвет, (шуми) голова, (кресло) кровать, (бон) девка, (экс)директор, (парт) (проф) актив, (вице) президент, (камн...) рез, (фай) (де) шин, (камн...) (шлак...) бетон, (сем...) вместилище, (ультр...) (центр...) фугирование, (псевдо) наука.

Перепишите, ставя, где необходимо, дефис.

Он послушал рассказы о (горе) злосчастии от бездождия и сказал, что он это дело знает (Леск.). 2. Я ушел в (кают) компанию и лег на диван (Гонч.). 3. Жеребец развернул зубами (плащ) палатку (Закр.). 4. Извините меня, я провинциал, (правду) матку режу прямо... (Т.). 5. Через (пол) часа на небе не было ни облачка (Аре.). 6. Всюду пестрели... наполовину лиловые, наполовину желтые цветы (иван) (да) марьи (Г.). 7. И скажи, пожалуйста, весь класс из разбойников состоял, из (сорви) голов... (Ч.). 8. Я положил... скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков (мать) мачехи, сорванных мною у (моста) перекидыша (Аст.). 9. На (полу) слове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув боль, а выдохнув ее (Аст.). 10. (Звезда) предвестница взошла (Бл.). 11. Они уже с тоской и досадой смотрели на (эгоиста) отца (Ч.). 12. С возникновением (водо) хранилища высоко поднялись в городе грунтовые воды (О. В.). 13. Передо мной стоит (старуха) хозяйка в новой клетчатой поневе... (Т.). 14. ...поднятая вода подошла почти вплотную... к терему (Дмитрия) царевича... (О. Б.). 15. (Гори) хвостки, маленькие дятлы одни еще посвистывают (Т.). 16. Назар пошел за кустом (перекати) поля (Пл.).

Перепишите, раскрывая скобки.

1. Николай Алексеевич скучающими глазами обвел знакомые (приятно) привычные предметы своего кабинета. В таком же странном роде были и несколько висевших по стенам картин в гладких (серебристо) серого цвета рамах. И все же это были картины, отмеченные печатью несомненного таланта, сильного, яркого (необузданно) смелого, хотя, к сожалению, слишком модного (Солог.). 2. И не волнение, а настороженная тишина вставала во мне, когда я увидела его [город] еще издали, еще до входа под грандиозную арку шлюза с (аккуратно) пышным цветником, рядом с (прямо) угольным, огромным, почти нагим по архитектуре зданием знаменитой (гидро) станции. Мой городок больше не высился на (стремительно) крутом зеленом откосе... (О. Б.). 3. Тихо проносила свои (желтовато) мутные воды освободившаяся ото льда река. 4. (Разно) образны формы герценовского повествования (Сем.). 5. На вершинах елок гроздь (темно) лиловых шишек (Пришв.). 6. Ушел в воду (старый) старый Паисьевский монастырь... (О. Б.). 7. Два (полу) круглых окна с красивыми занавесками выходили на улицу (Вос.). 8. Возможно, даже не дошла до нас молва о некоторых (руко) творных чудесах света (Кулиб.). 9. Все люди были для Даши (однообразно) пестрой, широкой, суетливой рекой (Горб.). 10. С запада медленно, словно подкрадываясь, поползли (грязно) желтые тучи, вдали негромко погромыхивал гром (Верес.). 11. Оружейная палата - старейший музей. Здесь сосредоточены шедевры русского, восточного, (западно) европейского искусства, работы мастеров многих стран мира. 12. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, (ослепительно) ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок (М. Г.).


В качестве служебных морфем соединительные гласные (интерфиксы) о/е выделяются лишь в производных основах сложных слов. Это свойство резко отграничивает их от суффиксов и приставок, которые могут быть как в сложных, так и в простых словах. В отличие от суффиксов и приставок, которые могут быть как словообразовательными, так и формообразующими аффиксами, соединительные гласные о/е являются специфически словообразовательными морфемами. В отличие от суффиксов и приставок, имеющих всегда (если они являются регулярными) определенное лексико-грамматическое значение, соединительные гласные о!е обладают таким значением, которое выступает как чисто словообразовательное и сводится к выражению идеи соединения. По своей семантике (совершенно независимой в отличие от значения суффиксов и приставок от образующих основ) соединительные гласные о/е аналогичны соединительным союзам.
В отдельных случаях соединительные гласные о/е приобретают характер семантически пустых звуков, появляющихся в слове лишь
в силу фонетических причин. Так, если в словах железобетон, рыболов, сухофрукты соединительный гласный о - связочная морфема, обусловленная определенными правилами словообразования (сложение полных основ и слов осуществляется, как правило, с помощью соединительных гласных), то в слове технорук он, со словообразовательной точки зрения, представляет собой явление незаконное (ибо сложение сокращенных основ осуществляется без посредства соединительных гласных о/е; ср.: политрук, военрук, физрук) и никакого значения не имеет. Звук о здесь лишь средство избежать неудобопроизносимого стечения согласных (технрук - технорук).
Соединительные гласные о/е выступают чаще всего как фонетически обусловленные варианты: если первая основа сложения оканчивается на парный твердый согласный, то в качестве соединительного гласного выступает о (растворомешалка, водовоз и т. д.); если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, на твердый шипящий или ц, то используется соединительный гласный е (мореплаватель, пешеход, овцевод и т. д.). Появление е после твердых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV-XV вв., когда отмечаемое словообразовательное правило употребления о/е было уже прочной традицией.
Однако в целом ряде сложных слов, первая основа которых оканчивается на мягкий согласный н, р, т или в, на месте ожидаемого е наблюдается «незаконное» о: коновязь, зверолов, звероподобный, каменотес, каменоломня, честолюбие, властолюбие, костоед, плотоядный, кровообращение, кровопийца, кровожадный, песнопение, баснописец и т. д. Рядом с такого рода словами существуют и слова, где после той же первой основы закономерно появляется соединительный гласный е: коневод, конезавод, камнеобработка, камнерезный, костедробильный, кровеносный, песнетворчество и т. д. Все эти слова являются значительно более поздними образованиями, нежели родственные им по первой основе слова с соединительным гласным о.
О безраздельном господстве словообразовательной модели с о/е в производстве сложных слов свидетельствуют прежде всего многочисленность и разнообразие типов сложений с о/е по сравнению со сложениями без соединительной гласной. Почти все новообразования сложного характера, появившиеся в последнее время (как среди существительных, так и среди прилагательных; в сфере глагола способа сложения не наблюдается), являются словами с соединительными гласными о/е.
Соединительные гласные о/е необходимо четко отграничивать от явлений, внешне их напоминающих. Так, слова малоупотребительный, дикорастущий, нижеследующий и т. п., возникающие при помощи лексико-синтаксического способа словообразования (о нем см. § 31), соединительных гласных не содержат: о/е в них являются наречными суффиксами (о - словообразующим, е - формообразующим). В словах автозавод, велогонка, авторегулятор, метеосводка о является такой же неотъемлемой частью сокращенных основ (автомобильный, велосипедная, автоматический, метеорологическая), как согласные ф, т, р в словах профсоюз, партактив, зарплата. В фонетическом отношении для соединительных гласных о/е характерна безударность. В сложных словах ударение всегда наблюдается на корневых морфемах (пылесос, водопровод, морозоустойчивый, машиностроение и т. п.).
Соединительные гласные о/е как значимые части слова могут быть выделены, естественно, только в том случае, если анализируемое слово осознается как сложное. Если же слово пережило процесс опрощения или переразложения, то никаких связочных морфем в нем нет. Так, не выделяются уже в качестве значимых морфем соединительные гласные в словах столпотворение (возникло путем эллипсиса на базе фразеологического оборота вавилонское столпотворение), дикобраз (сложение дикий и образ), кругозор (сложение круг и зор - от зреть), психолог, библиотека и т. д. Соединительного гласного нет в некоторых сложных словах, испытавших процесс выпадения одного из слогов, например: табакур, знаменосец (первоначально табакокур, знаменоносец).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры