В чем смысл пьесы горе от ума. Смысл, идея и суть комедии грибоедова горе от ума

Главная / Измена мужа

«Горе от ума» – комедия в стихах А. С. Грибоедова. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма. Она описывает светское общество времен крепостного права и показывает жизнь 1808–1824-х годов. Само «действие происходит… спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в 1822».

Комедия «Горе от ума» – сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века – одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».

Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Проблема ума – это тот идейно­эмоциональный стержень, вокруг которого группируются все осталь­ные вопросы общественно-политического, философского, националь­но-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разу­меется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше про­чих». Назвав Чацкого умным, а других героев – глупцами, драма­тург выразил свою точку зрения недвусмысленно. Вместе с тем кон­фликт построен таким образом, что каждая из противоборствующих сторон считает умной себя, а безумным тех, кто не разделяет ее взглядов.

В комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума – от житейской мудрости, практического ума (Фамусов, Молча­лин), до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслите­ля, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины (Чацкий). Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и объявлен сумасшедшим, и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте.

Тем не менее, вопрос об уме не однозначен. Первоначальный ва­риант названия пьесы «Горе уму» был слишком прямолинеен, а по­тому автор отказался от него. В процессе дальнейшей работы над комедией обозначилась более широкая трактовка проблемы ума, вокруг которой развернулась серьезная полемика. Высказывался целый ряд мнений, подвергавших критической оценке умственные способности главного героя пьесы (А.С. Пушкин, М.А. Дмитриев, П.А. Вяземский).

В.Г. Белинский поначалу был близок к этой позиции, но потом пересмотрел свою точку зрения. Таким образом, наметился коренной поворот в оценках ума главного героя, что от­разилось во взгляде Д.И. Писарева, отнесшего Чацкого к числу персонажей, страдающих от того, что «вопросы давно решенные в их уме, еще не могут быть даже представлены в действительной жизни». Подобная точка зрения нашла окончательное выражение в крити­ческом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний», где Чацкий называ­ется самым умным лицом в комедии.

По мнению писателя, главный герой «Горе от ума» – фигура универсально-типологическая, неиз­бежная «при каждой смене одного века другим», намного опередив­шая свое время и подготавливающая приход нового. Идейно-тематическое содержание. Как отмечал И.А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и га­лерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». В ней Грибое­дов поставил самые важные вопросы своего времени.

Основной конфликт комедии – это столкновение «века нынеш­него» и «века минувшего», прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества и его консервативной части, составляющей подавляющее большинство. Первое представлено в комедии обра­зом Чацкого, а второе – фамусовским обществом, которое составля­ет Фамусов и его домашнее окружение, а также гости, приходящие в его дом. Противоположность идейных позиций Чацкого и фамусовской Москвы проявляется в суждениях по важнейшим вопросам жизни общества: отношение к крепостному праву, службе, богатству и чи­нам, просвещению и образованию, национальной культуре и наро­ду; преклонение перед прежними авторитетами, всем иностранным и свобода выбора жизненного пути.

Этот круг вопросов определяет актуальность проблематики комедии: проблемы социально- политического устройства России; вреда бюрократии и чинопочита­ния, проблемы воспитания и образования молодежи, честного слу­жения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры. Общественно-политические вопросы в комедии осмысляются в связи с проблемой личных отношений человека новых взглядов в условиях старой консервативной среды, поскольку общественная интрига сочетается с развитием любовного конфликта между Чац­ким и Софьей. Кроме того, особую глубину поставленным вопросам придает философская проблема ума и глупости, ума и безумия, стремления к идеалу и неизбежного столкновения с действительно­стью, что создает не только остросовременное, но и вневременное, «вечное» звучание комедии.

Даже название произведения может открыть нам гениальность главной идеи комедии. Ведь, действительно, умному человеку намного труднее жить. Эта комедия навсегда останется бессмертным произведением в русской литературе. Лично у меня она оставила глубокий след в душе.

Смысл названия: другой взгляд

Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает смысл жизненной драмы ее главного героя – Чацкого. Блестящий ум не приносит ему счастья: любимая девушка предпочитает ему другого, общество отвергает Чацкого и объявляет его сумасшедшим. Написав комедию, Грибоедов сам оказался в роли Чацкого: цензура категорически запретила полную публикацию или постановку пьесы.

Писатель по долгу службы покинул Россию. Вспомним, кстати, что Грибоедов по праву считался одним из образованнейших людей эпохи. Власть испугалась произведения умного человека, как московское общество – речей Чацкого. Попытаемся разобраться в причинах конфликта между Чацким и обществом. Начало комедии обманчиво: может показаться, что главной в произведении является любовная интрига Софьи с Молчалиным.

С появлением на сцене Чацкого, который почти сразу произносит едкий сатирический монолог о неизменных нравах московского общества, становится ясно, что социальная тема для Грибоедова гораздо важнее любовной. Еще до того, как Чацкий начинает излагать свои взгляды, мы узнаем со слов Лизы и Софьи, что он «остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив». Софья недоумевает, почему Чацкий, признававшийся ей в любви, три года назад неожиданно уехал путешествовать за границу. Неудивительно, что она холодно встречает приехавшего Чацкого, ее сердце занято другим.

Из первых разговоров Чацкого и Фамусова выясняется, что главный герой «оплошно» управляет имением, оставил службу, хотя ему представлялась возможность сделать головокружительную карьеру. Итак, еще до идейного столкновения Чацкого с московским обществом видно, что главного героя никто не понимает. Все отдают должное его остроумию, образованности, но считают, что Чацкий впустую растрачивает силы и возможности. Социальный конфликт окончательно определяется во втором действии. Идеологом консервативного общества выступает Фамусов. Он пытается образумить Чацкого: советует вернуться на службу, навести порядок в имении, рассказывает поучительную историю о дяде Максиме Петровиче, который шутовскими падениями перед Екатериной Второй заслужил богатство и почет.

Фамусов с ностальгией говорит о «золотом веке» Екатерины, он недоволен нынешним распространением просвещения, модой на все французское, самостоятельностью молодого поколения. Удивительно, что Чацкий, непримиримый противник консерватизма, совпадает с Фамусовым по многим пунктам. Например, Чацкого приводит в негодование «пустое, рабское, слепое подражанье» французам. Он тоже недоволен современным обществом, но, в отличие от Фамусова, пытается всеми силами утвердить прогрессивные идеалы. Стоило Чацкому заявить, что свет изменился и раболепством уже ничего не добьешься, как Фамусов восклицает: «Опасный человек!»

Может показаться, что Фамусов – убежденный защитник государственного порядка, борец за добросовестное отношение помещиков к своим обязанностям по отношению к крестьянам, враг бездельников, человек строгой морали. Однако мы помним, что он тайком волочится за служанкой, к службе управляющего относится халатно, переложив работу на Молчалина, прочит Софье в женихи Скалозуба, потому что тот богат и «метит в генералы». Словом, Фамусов — настоящий ханжа, который на словах проповедует служение обществу и мораль, а на деле преследует эгоистические цели. Чацкий, напротив, готов служить, приносить пользу, но ему «прислуживаться тошно».

С праведным гневом обрушивается главный герой на старшее поколение, не признавая их суда: Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и в мотовстве… Главной причиной народных страданий Чацкий считает крепостное право, позволяющее помещикам безнаказанно творить злодеяния, распоряжаться людьми по своему произволу. Фамусов уже не пытается переспорить молодого вольнодумца, а со страхом говорит: «Уж втянет он меня в беду».

После падения Молчалина с лошади Чацкий решает выяснить, почему Софья так переживает за отцовского секретаря. Софья открыто признается Чацкому в своей симпатии к Молчалину. Она перечисляет положительные качества своего избранника: умение расположить к себе людей, безответность, терпеливость. Чацкий не может поверить своим ушам, он подозревает в словах Софьи скрытую иронию. Молчалин представляется ему ничтожным подхалимом и глупцом. Говоря о Мочалине, Софья дает и собственную характеристику Чацкому, ум которого «скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал ». Такой ум, по мнению Софьи, не принесет счастья в семейной жизни. В финале комедии Чацкий называет Софью обманщицей. Его обвинение несправедливо: Софья всеми силами давала понять, что любит Молчалина.

Она вполне разумно объясняла, что не может представить себе семейного счастья с Чацким, поскольку для него всегда на первом месте будет борьба с социальной несправедливостью. Несмотря на свой ум, Чацкий не понял Софьи: любовь ослепила его. Он отлично видит ограниченность и эгоистичность Молчалина и Скалозуба, слабохарактерность Платона Горича, моральную нечистоплотность Загорецкого, деспотизм Хлестовой, пустозвонство Репетилова, но не может поверить, что красавица Софья – заурядная девушка, достойная дочь своего двуличного отца. Чацкому в голову не приходит, что именно Софья первая назвала его сумасшедшим, а все общество лишь охотно подхватило эту сплетню.

Смысл названия комедии несколько шире, чем просто отражение конфликта умного человека с глупцами. Мы убедились, что в случае с Софьей ум Чацкого был подавлен сильным чувством. Грибоедов показывает не просто «умника» и дураков, а искреннего, пылкого, честного, образованного, прогрессивных взглядов человека, которого не хочет признавать порочное и лживое общество. Понятие «ума» в названии комедии шире, чем просто интеллект.

«Ум» здесь вбирает в себя понятия благородства, порядочности, смелости, принципиальности. Чацкий покидает Москву, но не отказывается от своих взглядов. Восстание декабристов, предшественником которых можно считать Чацкого, было подавлено, но идеи их подняли на борьбу следующие поколения. Грибоедов трагически погиб, но уже при жизни комедия разошлась в рукописных копиях и осталась в русской литературе навсегда.

Вот какова история очень успешной карьеры «безродного» Молчалина:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Аcессор – это хорошо или не очень? Чин коллежского асессора (VIII класс Табе­ли о рангах) давал право на потомст­венное дворянство, то есть как мини­мум уравнивал Молчалина с Чацким, и соответствовал воинскому званию майора. Сам Грибоедов, когда писал «Горе от ума», был титулярным совет­ником (IX класс).

В чем секрет успеха Молчалина? Можно предположить, что отчасти именно в том, что он родился в Твери, а, например, не в Туле или Калуге. Тверь нахо­дится на дороге, соединяющей Москву и Петербург; управляющий в казенном месте Фамусов, вероятно, не раз проезжал через Тверь, и, возмо­жно, какой-торасторопный местный малый (не сын ли станционного смотри­теля?) смог удач­но оказать ему какую-то услугу. А дальше уже, пользуясь покрови­тель­ством Фамусова и Татьяны Юрьевны, Молчалин быстро и весьма успешно стал продвигаться по карьерной лестнице.

Всё в деятельности этих людей запечатлено неразу­мением и твердой решимостью удержать за собой тот нищенский кусок, который им выбросила судьба», – писал о Молчалине Салтыков-Щедрин.


Вот Софья рассказывает Фамусову сон, который явно придумала:

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь – и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему – вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит!..

Что вообще всё это значит? Софья выдумывала свой сон не просто так, а с опо­рой на литературу, а именно на романтическую балладу: героиня попадает в по­ту­сторонний мир, населенный злодеями и чудовищами.

Объектом пародии для Грибоедова здесь становится прежде всего Жуковский и его вольные переводы баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора» – «Люд­мила» (1808) и «Светлана» (1811), в которых к героиням являются мертвые жени­хи и уносят в загробный мир. Едва ли Фамусов читал Жуковского, но Грибоедов вкладывает в его уста едкую сентенцию, очень похожую на финал баллады «Светлана»: «Тут всё есть, коли нет обмана: / И черти и любовь, и стра­хи и цветы». А вот «Светлана»:

Улыбнись, моя краса,

На мою балладу;

В ней большие чудеса,

Очень мало складу.

Во сне Софьи сгущаются балладные штампы: невинную героиню и ее возлюб­ленного разлучает мучитель – персонаж из загробного мира (неслучайно во сне Фамусов появляется из-под вскрывающегося пола). В первой редакции Фамусов и вовсе описывался как инфернальный герой: «Смерть на щеках, и ды­бом волоса».

Грибоедов пародирует картину идеальной любви, созданную Жуковским. Эта пародия неслучайна. В литературной полемике между архаистами и новаторами Грибоедов придерживался позиции младших архаистов, которые весьма скептически относились к Жуковскому, и высмеивал модную тогда мечтательность: «Бог с ними, с мечтаниями, – писал он в разборе пере­водов Бюргеровой баллады «Ленора» в 1816 году, – ныне в какую книжку ни загля­нешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос». Молчалин – пародия на возвышенного и тихого героя сентимен­тальных повестей и баллад.

  1. Тайна тетушки Софьи и юмора Чацкого

Высмеивая Москву, Чацкий язвительно спрашивает Софью:

На съездах, на больших, по праздникам приходским? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?

Почему же французский язык смешивается именно с нижегородским говором? Дело в том, что во время войны 1812 года это стало реальностью: московские дворяне эвакуировались в Нижний Новгород. Тогда же на патриотическом подъеме дворяне попытались отказаться от французской речи и заговорить по-русски (Лев Толстой описал это в «Войне и мире»), что и привело к комиче­скому эффекту – смешению французского прононса с нижегородским оканьем.

Не менее забавными были лексические казусы (и не только нижегородские!). Так, смоленская помещица Свистунова в одном из писем просила купить ей «кружев английских на манер барабанных (брабантских) , «маленькую клар­нетку (лорнетку) , так как я близка глазами» (близорука) , «сероги (серьги) писаграмовой (филигранной) работы, духов душистых аламбре, а для обстановки комнат – картин итальянских (итальянских) на манер рыхвалеевой (Рафаэлевой) работы на холстинке и поднос с чашечками, если можно достать с пионовыми цветами».

Хвастаясь своими успехами, Скалозуб упоминает сражение, за участие в кото­ром он был награжден орденом:

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Точная дата названа неспроста. У современников Грибоедова, которые хорошо помнили Отечественную войну 1812 года и последовавшие за ней события, эта фраза не могла не вызвать смех. Дело в том, что никакого сражения в этот день не происходило.

4 июня 1813 года было объявлено Плесвицкое перемирие, которое продлилось до середины августа, а 3 августа в Праге состоялась встреча российского импе­ратора Александра I с Францем II, императором Австрии, которая была ознаменована множеством наград. Никакой необходимости «засесть в тран­шею» у Скалозуба не было.

Статичность Скалозуба («Куда прикажете, лишь только бы усесться») резко про­тиворечит динамичности Чацкого («Верст больше седьмисот пронесся, ветер, буря; / И растерялся весь, и падал столько раз…»). Однако в условиях военной службы последних лет царствия Александра I именно жизненная стра­тегия Скалозуба оказывается востребованной. Дело в том, что производ­ство в следующий чин осуществлялось при наличии вакансий; если более деятель­ные товарищи Скалозуба погибали в сражениях или оказывались «выключен­ными» по политическим причинам, то он спокойно и планомерно двигался к генеральскому чину.

  1. Тайна сломанного ребра

Вот Скалозуб рассказывает анекдот о графине Ласовой:

Позвольте, расскажу вам весть:

Княгиня Ласова какая-то здесь есть,

Наездница, вдова, но нет примеров,

Чтоб ездило с ней много кавалеров.

На днях расшиблась в пух;

Жоке не поддержал, считал он видно мух. –

И без того она, как слышно, неуклюжа,

Теперь ребра недостает,

Так для поддержки ищет мужа.

Смысл этого анекдота – в намеке на библейскую легенду о происхождении Евы из ребра Адама, то есть вторичности женщины по отношению к мужчине. В московском мире всё происходит с точностью до наобо­рот: первенство здесь всегда и во всем принадлежит женщинам.

В грибоедов­ской Москве царит мат­ри­ар­хат, женское начало последовательно вытесняет мужское. Софья при­учает Молчалина к музыке («То флейта слышится, то будто фортепьяно»); Наталья Дмитриевна окружает мелочной заботой вполне здорового Платона Михай­ловича; Тугоуховский, подобно марионетке, двига­ется по командам своей жены: «Князь, князь, сюда», «Князь, князь! Назад!» Женское начало преоб­ладает и за сценой. Высокой покровительницей Молча­лина оказывается Татьяна Юрьевна. Фамусов пытается воздействовать на Скалозуба через Настасью Николавну и вспоми­нает каких-то неведомых читателю, но важных для него Ирину Власьевну, Лукерью Алексе­вну и Пульхерию Андревну; оконча­тельный приговор совершившемуся в доме Фамусовых должна вынести княги­ня Марья Алексевна.

Ближе к концу пьесы практически все гости на балу у Фамусовых уверены, что Чацкий сошел с ума:

Его в безумные упрятал дядя-плут;
Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.

Почему это так страшно? Дело в том, что сплетня о сумасшествии героя, обра­стая всё новыми и новыми деталями, по сути, превращается в политический донос. О Чацком сообщается, что он «фармазон» (то есть франкмасон ), «окаянный вольтерьянец», «в пусурманах», сведен в тюрьму, отдан в солдаты, «переменил закон».

Обвинение в безумии как способ расправиться с соперником, неугодным чело­веком или политическим противником было вполне известным приемом. Так, в январе 1817 года распространились слухи о сумасшествии Байрона, причем пустила их его жена и ее родные. Клевета и шум вокруг личной жизни поэта рас­пространились едва ли не по всей Европе. Слухи о безумии ходили и вокруг самого Грибоедова. По свидетельству его биографа Михаила Семевского, на од­ном из писем Грибоедова Булгарину есть приписка последнего: «Грибоедов в минуту сумасшествия».

Через двенадцать лет после созда­ния «Горя от ума» в сумасшествии будет обви­­нен один из прототипов Чац­кого – Петр Яковлевич Чаадаев. После пуб­ли­­кации его первого «Письма» в журнале «Телескоп» тот был закрыт, а мос­ков­ский полицмейстер объявил Чаадаеву, что теперь по распоряжению прави­тельства он является сумасшедшим. Через год надзор лекаря за «больным» был снят – но лишь при условии, что тот больше не будет ничего писать.

Репетилов рассказывает Чацкому о тайном обществе, напоминающем декабристское:

Но если гения прикажете назвать:

Удушьев Ипполит Маркелыч!!!

Ты сочинения его

Читал ли что-нибудь? Хоть мелочь?

Прочти, братец, да он не пишет ничего;

Вот эдаких людей бы сечь-то

И приговаривать: писать, писать, писать;

В журналах можешь ты, однако, отыскать

Его отрывок, взгляд и нечто.

О чем бишь нечто? – обо всем;

Всё знает, мы его на черный день пасем.

А как к участникам тайных обществ относится сам Чацкий? Представление о том, что главный герой пьесы – декабрист (если не по формальной при­надлежности к тайному обществу, то по своему духу), было впервые выс­ка­зано Герценом, а затем стало общим местом в школьном изучении «Горя от ума».

На самом деле отношение Грибоедова к декабристам было весьма скептиче­ским, и он осмеивает саму таинственность обществ. Репетилов немедленно рассказывает первому же встречному о месте и времени встреч («У нас есть общество, и тайные собранья / По четвергам. Секретнейший союз…»), а затем перечисляет всех его членов: князя Григория, Евдокима Воркулова, Левона и Бориньку («Чудесные ребята! Об них не знаешь что сказать») – и, наконец, их главу – «гения» Ипполита Маркелыча.

История создания комедии

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

Тематика и проблематика пьесы

Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным. Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника. Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме. Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье. Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей. Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

Система действующих лиц комедии

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Тест по произведению

Новаторство Александра Грибоедова в том, что он создал комедию, в которой ярко проявилось только зарождающееся направление в литературе – реализм. Драматург еще не полностью отступает от законов классицизма, но уже во многом использует реалистичный метод. Во-первых, произведение строится на нескольких конфликтах: любовном и социальном. Во-вторых, классификация героев выходит за рамки однозначно положительных и отрицательных. В-третьих, в комедии нет счастливой развязки. В классицистической комедии авторы в финале разрешают конфликт, показывая торжество положительных героев и позор негативных. Классицизм давал готовые ответы читателям. Грибоедов в комедии «Горе от ума» конфликт оставляет неразрешенным, заставляя читателя задуматься над его возможным решением.

Название как ключ к смыслу комедии

В первом издании комедия имела название «Горе уму». Этот вариант подводил к мысли, что в основе конфликта находится умный человек, который противостоит глупому обществу. Но «один в поле не воин», поэтому побеждают глупцы, которых большинство, а умного человека считают безумцем. Такой смысл названия не совсем подходил для реализации замысла автора, поэтому он изменяет название на «Горе от ума». Теперь проблема ума в комедии становится шире и не ограничивается образом главного героя. Автор подталкивает нас к выводу, что не всегда идеи, рожденные великим умом, приводят к счастью.

Умен ли главный герой Чацкий?

Александр Чацкий – главный герой комедии, ключевая фигура, которая противостоит невежественному аморальному обществу. Он повидал мир, впитал в себя дух вольнодумства, поэтому, вернувшись в Москву, видит ограниченность мышления «отцов». Герой остроумен, подмечает малейшие слабости представителей фамусовского общества. Чацкий знает, что умен и всячески это демонстрирует другим, пытаясь образумить своими разумными речами. Однако так ли умен герой, как думает? Например, Александр Пушкин, прочитав комедию, не счел Чацкого по-настоящему умным человеком, потому что умные люди понимают, когда и перед кем высказывать свои идеи. Герой говорит прекрасно, но фамусовское общество глухо к его речам, оно просто не способно его понять, потому что мыслит иначе. Поэтому Чацкий просто «мечет бисер» перед недостойными людьми – и это не признак великого ума, по мнению Пушкина.

Причина «горя от ума» Чацкого

Сам Грибоедов симпатизирует своему герою, считая его одним здравомыслящим человеком среди двадцати пяти глупцов. В таком неравном противостоянии угадываются романтические мотивы. Но автор не показывает нам чуда в финале, напротив, единственного здравомыслящего человека объявляют сумасшедшим. В чем же причина его поражения? Чацкий умен, но его идеи хороши только в теории. Герой не учитывает реалии жизни фамусовского общества, поэтому его размышления для них – это пустой звук. Не добившись любви и понимания, Чацкий разочаровывается, так и не осознав, что его «горе» от ума, который порождает идеи, далекие от реальной жизни.

“Хоть есть охотники поподличитъ везде,

Да нынче смех страшит.

И держит стыд в узде”.

А.Грибоедов

Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей Российской Федерации .

Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.

Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого.

Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным.

На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий.

В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.

Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовс-кой Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?” Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот загляденье!..”

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта : частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума» : например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры