«В Румынию, вашу мать». Всё больше молдаван отказываются от своей страны? Насколько вероятно объединение Молдавии и Румынии

Главная / Измена мужа

МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ
Территория, занятая современной Молдавией, издавна попадала в сферу интересов разных государств, в частности в последние столетия - Османской и Российской империй. Независимое Молдавское княжество, которое включало нынешнюю Молдавию, возникло в середине 14 в. Несмотря на активное сопротивление князя (господаря) Стефана III Великого (1457-1504), одержавшего ряд крупных побед, Молдавии не удалось противостоять военной мощи Османской империи. Потерпев поражение, Молдавия была вынуждена платить дань, правители Османской империи назначали молдавских господарей. Молдавские земли неоднократно опустошались иностранными армиями, которые вторгались в ее пределы. Современное деление на восточную и западную Молдавию восходит к самому началу 18 в. Часть территории, расположенную к востоку от Днестра, Османская империя уступила России в 1792 по Ясскому мирному договору. Бессарабия была аннексирована Россией после Русско-турецкой войны 1806-1812. В 1858 западная часть Молдавии вместе с Валахией составили основу Румынского государства.
В период российского правления численность населения Бессарабии быстро возросла за счет естественного прироста и притока иммигрантов, главным образом русских и украинцев, а также болгар и гагаузов. В 1918 под влиянием России политические лидеры Бессарабии сформировали национальный совет Сфатул Цэрий. В марте того же года он проголосовал за объединение с Румынией.
Советская Россия не признавала этот политический акт. Коммунисты Бессарабии агитировали за объединение с СССР. Советские власти в 1924 создали к востоку от Днестра Молдавскую Автономную Социалистическую Республику, где молдаване составляли меньшинство населения. Это образование вошло в состав Украинской ССР. Столицей Молдавской АССР в 1925 стал город Балта, а в 1929 - Тирасполь.
В июне 1940 под сильным политическим давлением Румыния уступила Бессарабию СССР. 2 августа 1940 была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика, объединившая большую часть Бессарабии и значительную (но не всю) часть Молдавской АССР. Северные и южные районы Бессарабии отошли к Украине.
Образование Молдавской ССР сопровождалось значительными социальными и экономическими изменениями. Многие этнические румыны, в основном представители среднего и высшего классов, переселились из Бессарабии в Румынию. В самой Бессарабии в послевоенные годы происходили репрессии, немало людей погибло от голода. Нехватка рабочих рук стимулировала массовую иммиграцию из других советских республик, в основном из России и Украины.
В советский период в Молдавии наблюдался значительный экономический рост. Однако большинство молдаван проживало в сельской местности, поэтому у них не было доступа к специальному образованию и квалифицированному труду. Структура занятости среди этнических групп претерпела значительную трансформацию. Немолдаване играли весьма существенную роль в городской экономике, а молдаванам доставались менее престижные и низко оплачиваемые виды деятельности. Такая модель развития в условиях интеграции страны в общесоветскую экономику породила межэтнические конфликты. Утверждалось, что Молдавия и Румыния - две разные страны, а молдаване и румыны - совершенно разные нации. Эта позиция особенно бросалась в глаза при манипуляциях в вопросе о языке. Согласно официальной советской версии, выработанной еще в 1930-х годах, молдавский язык отличается от румынского, и это аргументировалось прежде всего тем, что в молдавской письменности используется кириллица. В годы Второй мировой войны началась волна новых репрессий против молдаван. Экономическая и политическая элита в 1940-1941 вслед за присоединением Бессарабии к СССР подверглась репрессиям; новая волна репрессий началась после освобождения региона Советской армией в 1944. В 1946-1947 Молдавия пережила сильную засуху. Органы советской власти отказывались уменьшить обязательные поставки зерна государству, что привело к голоду и гибели тысяч людей. Сразу после этого бедствия была проведена насильственная коллективизация, более 30 тыс. человек были депортированы. Руководство республикой перешло к представителям немолдавской национальности.
Все эти обстоятельства способствовали росту молдавского национального движения, которое усилилось во второй половине 1980-х годов. В середине 1988 известные молдавские писатели активно участвовали в организации Демократического движения поддержки перестройки и потребовали от КПМ принятия законов о демократизации и реформе языка. Основным объектом критики стало засилье русского языка в средствах массовой информации.
В 1989, несмотря на уступки правительства, волнения продолжали нарастать. 27 августа 1989 активисты, выступавшие за реформы, предприняли массовую демонстрацию свой силы: в манифестации в центре Кишинева приняли участие свыше 100 тыс. человек. 31 августа Верховный совет Молдавии постановил считать румынский язык государственным языком, как того требовал Народный фронт.
Возросшее влияние Народного фронта в сочетании с перспективой достижения полного контроля в управлении государством со стороны молдаван вызвало негативную реакцию у республиканских меньшинств, особенно у русских и менее многочисленных гагаузов. Большая часть русских поддерживала "Единство" - политическое движение, которое возникло в Приднестровье и отстаивало сохранение русского языка в качестве государственного. Его лидеры обвиняли молдавских национальных лидеров в целенаправленном разжигании межэтнических конфликтов. Ведущая политическая организация гагаузского меньшинства Гагаузский народ в основном поддержала инициативы русских активистов, а также выдвинула предложение, чтобы южные районы, где компактно проживают гагаузы, получили статус автономий с особыми полномочиями, позволяющими защищать их культурные и экономические интересы.
Выборы в республиканский Верховный Совет в 1990 привели к дальнейшей поляризации сил. Из списка кандидатов от Народного фронта был избран 101 депутат (27% от общего числа). Почти равный по силе парламентский блок составили представители консервативных движений и национальных меньшинств. Тем не менее Народному фронту при поддержке центристских депутатов удалось взять под контроль более половины голосов в новом законодательном органе. Сторонник Народного фронта Мирча Снегур был избран председателем Верховного Совета (он стал называться президентом республики в сентябре 1991 и являлся единственным кандидатом на президентских выборах в декабре того же года). Ион Хадыркэ, председатель исполнительного совета Народного фронта, стал первым заместителем председателя Верховного Совета МССР.
Почти одновременно вспыхнул острый конфликт в рамках законодательной власти. Прошло предложение о восстановлении прежнего молдавского флага, несмотря на активное противодействие оппозиции; против него активно выступили в районах, где проживали национальные меньшинства. В состав правительства, избранного Верховным Советом, вошли преимущественно молдаване, что давало представителям меньшинств минимальную надежду на учет их интересов при решении ключевых вопросов. После ряда силовых столкновений в Кишиневе 100 депутатов, находившихся в оппозиции к Народному фронту, вышли из состава парламента 24 мая 1990. Городские администрации Тирасполя, Бендер и Рыбницы официально объявили о приостановлении действия закона о национальном флаге на подчиненных им территориях. 21 августа 1990 было объявлено о создании Гагаузской ССР, в состав которой вошли пять районов компактного проживания гагаузов. 2 сентября 1993 славяне Приднестровья приняли Декларацию об образовании Приднестровской Молдавской ССР. Напряженность между сторонниками автономии и правительством Молдавии резко возросла.
В середине 1992 вооруженные столкновения между правительством и приверженцами автономии достигли кульминации и переросли в гражданскую войну. К концу лета 1992 число погибших в ней превысило 300 человек. Большая часть города Бендеры, который стал главным центром конфликта, была разрушена, и тысячи беженцев покинули этот район. После установления перемирия начались переговоры о будущем страны.
Конфликт в Приднестровье усилил поляризацию молдавского общества и привел к снижению популярности Народного фронта. Рост неприязни к депутатам Народного фронта, число которых постоянно уменьшалось за счет перехода в оппозиционные партии, привел к тому, что парламент проголосовал за самороспуск и проведение новых выборов 27 февраля 1994.
Эти выборы были отмечены резким изменением политического курса - отказом от политики, проводившейся на ранних этапах периода независимого развития. Крайне экстремистские прорумынские националистические партии в основном утратили свое политическое влияние, на смену им выдвинулись партии, отстаивавшие национальную независимость. Наибольшую популярность приобрела Аграрная демократическая партия (АРП), за которую отдали голоса 43,2% электората; она получила в парламенте 56 из 104 мест. Социалистический блок, союзник аграриев, получил 28 мест. Прорумынские партии набрали всего 17% голосов.
Окончательные результаты выборов незамедлительно сказались на политической жизни Молдавии. Правительство аграриев, имея большинство мест в парламенте, достигло политического консенсуса и немедленно приступило к переориентации внешней и внутренней политики. Власти подписали соглашение с Гагаузией, разрешив тем самым критическую ситуацию, продиктованную стремлением гагаузов к автономии. 23 декабря 1994 парламент Республики Молдова принял закон о территориальной автономии Гагаузии (Гагауз Ери). С 1992 большей автономии добивается южный, населенный в основном болгарами, Тараклийский район. Предпринимались шаги к урегулированию отношений с властями Приднестровья, хотя не столь активные из-за нежелания Тирасполя и Москвы идти на компромисс. 29 июля 1994 была введена в действие новая конституция. Этот документ отразил "молдавскую" ориентацию нового политического большинства. Ссылки на румынский язык и румынский народ, которые характеризовали главные положения ранних проектов конституции, были изъяты и заменены ссылками на молдавский язык и молдавский народ, в то время как национальная независимость сохранялась в качестве главного принципа молдавской государственности.
Разочарование в этих дополнениях к конституции вызвало протест со стороны студенческих групп в марте-апреле 1995. Чтобы обуздать проявления недовольства, президент Снегур ввел шестимесячный мораторий на обсуждение вопроса о языке и создал специальную комиссию для его рассмотрения. В то же время парламент дважды - в 1994 и 1995 - отвергал предложение признать румынский в качестве государственного языка.
В июне 1995 президент Снегур отошел от руководства АДП, не согласившись с ее требованием утвердить румынский язык в качестве государственного. Конфликты Снегура с руководством АДП не прекращались. Когда он в 1996 попытался отправить в отставку министра обороны Павла Крянгэ, парламент признал это решение неконституционным.
На президентских выборах в ноябре 1996 ни один из кандидатов не набрал необходимых 50% голосов. Повторные выборы состоялись в декабре, в первом туре Снегур получил 39% голосов, а кандидат от АДП Петр Лучинский - 28%. Лучинский выиграл второй тур с 54% голосов и в январе 1997 вступил в должность президента.
В первый год президентства Лучинский настойчиво поддерживал экономические реформы. Основным оппонентом рыночных реформ выступала ПКМ. На парламентских выборах в марте 1998 коммунисты завоевали 30% голосов (40 мест) в парламенте. Поскольку ни одна из партий не получила решающего большинства мест, было сформировано коалиционное правительство с участием Движения за демократическую и процветающую Молдавию, Демократической конвенции Молдавии и Партии демократических сил. Новый парламент признал румынский государственным языком Молдавии.
Конституция 1994 подтвердила неизменный нейтралитет Республики Молдовы в международных отношениях. Статус Приднестровья специально не оговаривался, но констатировалось, что населенным пунктам левобережья Днестра могут быть предоставлены особые формы и условия автономии. Детальные переговоры по поводу статуса Приднестровья велись в 1995. В середине 1996 правительства Молдавии и Приднестровья пришли к соглашению об автономном статусе Приднестровья. Ход переговоров сдерживался из-за непрекращавшихся споров об условиях вывода российских войск и военной техники из Приднестровья. Восточная часть бывшей Молдавской ССР, непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) со столицей в Тирасполе де-факто не входит в состав Республики Молдова. Законодательная и исполнительная ветви власти ПМР игнорируют законы Молдавии. ПМР имеет все атрибуты государственности (флаг, столицу, президента, парламент, таможни, милицию, финансы).
В противоположность ПМР лидеры Гагаузии в конце 1994 достигли соглашения с правительством Молдавии об условиях автономии. В соответствии с ними районам Гагаузии гарантировалось местное самоуправление, и гагаузский язык стал одним из трех официальных языков - наряду с молдавским и русским. Народное собрание Гагаузии (Халк Топлошу) получило ограниченные законодательные полномочия. Высшим должностным лицом Гагаузии является ее глава (башкан), который избирается сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании на альтернативной основе. На региональном референдуме, состоявшемся в марте 1995, были определены официальные границы Гагаузии.
К концу 1998 Молдавия столкнулась с сильнейшим за годы независимости кризисом. В экономике он был обусловлен резким падением торгового оборота с Россией после дефолта 17 августа 1998, дальнейшим снижением промышленного производства и сокращением ВВП (в 1998 по сравнению с 1997 соответственно на 10% и 7%), девальвацией лея на 50%, ростом цен на продукты на 20-40%. У половины трудоспособных граждан Молдавии средняя месячная заработная плата не превышала 20 долл. Принятый 12 декабря 1998 бюджет (доходная часть - 2,25 млрд. лей, или 300 млн. долл., расходная - 2,45 млрд. лей, или 330 млн. долл.) принимался с расчетом на кредиты МВФ, которые в 1999 поступали с задержками. В январе 1999 цены на коммунальные услуги и некоторые товары поднялись на 70%.
Выход из кризиса руководство Молдавии видит в ужесточении финансовой дисциплины и переориентации торговых связей на страны СНГ, Ближнего Востока и Китая. Во внутренней политике президент Лучинский на консультативном референдуме 23 мая 1999 в ходе выборов в местные органы власти поставил вопрос о введении президентского правления, изменив тем самым некоторые положения Конституции 1994. Это предложение не получило поддержки большинства. Во внешней политике Молдавия проводит прозападный курс, с осуждением агрессии НАТО против Югославии выступают только коммунисты.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ" в других словарях:

    Молдавское княж … Википедия

    Республика Молдова, государство в Юго Восточной Европе. Молдова румынское название исторической области Молдавия, лишь небольшая ее часть находится в пределах рассматриваемой республики, а большая (западная) часть в Румынии. Площадь республики 33 … Энциклопедия Кольера

    История Молдавии Молдавское княжество Бессарабская губерния Молдавск … Википедия

    Республика Молдова, гос во на Ю. Вост. Европы. Название унаследовано от истор. территории Молдова, получившей наименование по р. Молдова, пп Сирета. Гидроним объясняют из др. герм. Mulde лощина со слав, окончанием ова. Географические названия… … Географическая энциклопедия

В преддверии круглой даты как в Румынии, так и в Молдове активизировались сторонники унионистских идей, верящие в то, что историю столетней давности, прерванную Второй мировой войной, можно повторить. Насколько вероятен сценарий с объединением двух независимых сегодня государств?

Унионизм на марше

В рамках румынского общественно-политического дискурса всегда считалось, что Бессарабия - историческая область, составлявшая территорию нынешней Республики Молдова и части Украины - является исконно румынской землей. Для румынских историков получение Российской империей Бессарабии в 1812 г. - это результат заговора между Москвой и Парижем, причем в их понимании Россия отобрала эти территории не у Османской империи, а фактически у румынского государства, которое, даже существуя в виде нескольких княжеств, якобы находилось тогда лишь в формальной вассальной зависимости от Порты.

При этом игнорируется тот факт, что румынский национализм как политическое течение зарождается только в 1830-е гг, а образование румынского государства происходит еще позднее - в 1860-1870-е гг. В Румынии ретроспективно сконструирована непрерывная национальная история, которая берет начало еще со времен даков и римлян и в которой современная Молдова выступает как ее интегральная часть.

Соответственно, "возвращение" Бессарабии в 1918 г. в современной Румынии воспринимают как элемент формирования "великого" румынского государства. И еще со школьной скамьи там прививается идея о том, что утрата Румынией Бессарабии в результате Второй мировой войны - это историческая несправедливость.

В Румынии крайне негативно относятся к идее об отдельной молдавской идентичности, считая ее лишь конструктом советской пропаганды в пику идее румынской государственности. В итоге язык, на котором говорят в Молдове, считается в Румынии румынским, хотя и насыщенным при этом славянизмами и регионализмами. Одним из следствий такой исторической политики является то, что, согласно разным социологическим опросам, 70-80% румынских граждан поддерживают идею о необходимости объединения Молдовы и Румынии.

Кроме этого, несмотря на отсутствие каких-либо значительных трагедий в истории отношений между Россией и Румынией (в отличие, например, от истории российско-польских отношений), в румынском дискурсе Россия до сих пор рисуется не иначе как империя, которая представляет экзистенциальную угрозу для Румынии и Молдовы.

В то же время на протяжении всего постсоветского периода истории Румынии в этой стране на государственном уровне праздновался только общенациональный День Румынии 1 декабря, который исторически связан в первую очередь с вхождением Трансильвании в состав румынского государства в 1918 г. В преддверии же 100-летия со времен создания "Великой Румынии" один из соратников экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Еуджен Томак инициировал принятие закона о том, чтобы день "воссоединения" Румынии и Бессарабии 27 марта также сделать национальным праздником. Именно в этот день в 1918 г. Сфатул Цэрий, парламент провозглашенной после Октябрьской революции Молдавской Народной Республики, проголосовал за объединение с Румынией.

Закон в итоге был принят в марте 2017 г. В соответствии с его положениями, центральные и местные органы власти должны ежегодно 27 марта торжественно поднимать национальный флаг. Кроме этого прописывается возможность для органов власти, неправительственных организаций, музеев, представительств Румынии за рубежом организовывать специальные мероприятия политического, культурного и научного характера.

В специальном заявлении, сопровождавшем промульгацию закона, президент страны Клаус Йоханнис отметил: "Сфатул Цэрий принял 27 марта 1918 г. решение об объединении Бессарабии с Румынией. Этот исторический акт открыл процесс Большого объединения, который окончился 1 декабря 1918 г., когда румыны Трансильвании, Баната, Марамуреша и Кришана приняли решение объединиться с Румынией. Эти события создали румынское государство в его нынешнем виде".

В итоге, благодаря закону о новом национальном празднике 27 марта, унионистская идея, пусть и в историческом контексте, постепенно легитимизируется в публичном поле, переставая быть уделом лишь политических маргиналов.

Что касается Республики Молдова, то здесь румынофильские настроения перестали быть исключительно маргинальными после прихода к власти в 2009 г. Альянса за европейскую интеграцию. В составе Альянса, просуществовавшего фактически до 2015 г., находилась Либеральная партия Михая Гимпу, которая открыто выдвигала унионистские лозунги и настаивала на восприятии советской истории Молдавии как периода оккупации и репрессий. Премьер-министр Молдовы Влад Филат (2009-2013 гг.), не будучи унионистом, разделял при этом идею о том, что Молдова является "вторым румынским государством" и что государственный язык страны должен называться не иначе как румынским.

Так же и сегодня вполне солидно смотрится Партия национального единства, которая была образована бывшим сторонником М. Гимпу и экс-министром обороны Анатолом Шелару, и в деятельности которой принимает активное участие Т. Бэсеску. Эта партия имеет шансы не только попасть в парламент Молдовы после выборов осенью этого года, но и войти в коалицию с правящей Демократической партией. Та же история и с партией нынешнего вице-премьера Юрия Лянкэ, который наряду с проевропейскими лозунгами начал в борьбе за электорат исчезающей Либеральной партии активно использовать унионистские идеи.

Политики унионистского толка опираются на определенную социальную поддержку. Если в 1994 г. проводившийся в Молдове плебисцит показал, что количество сторонников объединения с Румынией находится на уровне статистической погрешности, то современные опросы показывают поддержку на уровне 20%.

Рост популярности унионизма связан с несколькими причинами. Во-первых, в Молдове происходит смена поколений, и значительная часть современной молдавской молодежи подпадает под румынское культурно-образовательное влияние (что вполне естественно в силу языковой и культурной близости). Стремясь к более качественному образованию и имея возможность получить стипендию румынского правительства, молдавские абитуриенты едут учиться в румынские вузы. Как и в Румынии, большое влияние оказывает и система образования в самой Молдове. Уже с 1990-х гг. в молдавских школах и вузах изучается история не Молдовы, а история румын, в которой нет места идее об особом историческом пути Бессарабии.

Во-вторых, набирает силу т.н. прагматический унионизм.

Многие люди вне зависимости от социального статуса, наблюдая массовую бедность, отток населения, коррумпированность политиков, постоянную политическую нестабильность, разочарованы в Молдове как государстве. Для них объединение с Румынией выглядит единственной возможностью улучшить жизнь в Молдове.

Кроме этого, многие граждане уже понимают, что скорее всего в ближайшие десятилетия страна вряд ли станет членом Евросоюза. Бэсеску играет на этой разочарованности, утверждая, что единственный путь в ЕС лежит для Молдовы через объединение с Румынией.

В итоге по обеим сторонам Прута, как в Молдове, так и в Румынии, существует унионистское движение. В настоящий момент оно раздроблено, но постепенно оно начинает оказывать влияние на публичную политику в обеих странах и добиваться выгодных для себя политических решений. Если в Румынии унионистам удалось провести закон о новом национальном празднике, то в Молдове они настаивают на том, чтобы парламент официально принял решение о переименовании государственного языка - с молдавского на румынский. Такое решение уже принял Конституционный суд страны, но последнее слово все-таки за парламентом.

В преддверии сотой годовщины Великого объединения более 100 румынских и молдавских общественных организаций объединились в «Альянс Столетия» для проведения совместных юбилейных мероприятий, часть из которых будет посвящена идее объединения Румынии с Молдовой. Так, в начале января состоялась заметная акция унионистов на мосту через Прут, на котором был растянут стометровый румынский флаг.

Структурные ограничения

Несмотря на рост унионистских настроений в обеих странах, они пока не составляют политический мейнстрим. Для этого есть множество как внутренних, так и внешних причин.

Во-первых, Евросоюз и США последовательно сигнализируют румынским политикам еще с 1990-х гг., что любое изменение границ неприемлемо. В частности, посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил по случаю 25-летия молдавской независимости о том, что Молдова должна оставаться суверенным государством, а объединение с Румынией не является практичным выбором и не улучшит положение дел в стране. В Румынии по этому поводу разразился скандал, и некоторые политики потребовали даже отозвать американского посла.

Для стран Запада любое движение в сторону объединения Молдовы и Румынии грозит ростом межгосударственных противоречий во всей Восточной Европе и, как следствие, ослаблением евроатлантических институтов. Понимает это и сам Бухарест, постоянно сталкивающийся с автономистскими настроениями трансильванских венгров.

Поэтому в Бухаресте никто пока не решается возвеличивать унионизм вне пределов сугубо исторического контекста. Процитированное выше заявление Клауса Йоханниса по поводу введения нового национального праздника в честь "воссоединения" Молдовы и Румынии содержит также следующую оговорку: "В то же время Румыния остается приверженной поддержке европейского курса Молдовы. Европейская интеграция Молдовы, согласно нашей национальной стратегии обороны, представляет собой одну из важнейших внешнеполитических целей Румынии…". Подобные же утверждения содержат и все другие румынские внешнеполитические документы, посвященной молдавской проблематике.

Во-вторых, современная Румыния оказалась погружена в собственные внутренние проблемы. В стране наблюдается постоянная политическая нестабильность, в том числе из-за стремления правящей Социал-демократической партии урезать антикоррупционное законодательство, которое является постоянной головной болью для румынского политического класса. В стране в этой связи стали часто меняться правительства.

Если вопросы коррупции представляют интерес в основном для городского класса, желающего превращения Румынии в полноценное европейское государство, то широкие массы населения, проживающие в основном в деревнях, испытывают проблемы с безработицей, бедностью. Румынское население сокращается из-за миграционного оттока населения.

В итоге под влиянием всех этих факторов в Румынии сложился определенный консенсус по поводу Молдовы.

Внешнеполитические элиты Румынии воспринимают Молдову как "второе румынское государство", которое в силу обстоятельств должно оставаться суверенным. Объединение же Молдовы и Румынии, по их мнению, произойдет на символическом уровне в ходе успешной евроинтеграции Молдовы. В этой связи, согласно румынским представлениям, Молдова должна быть максимально привязана к Румынии и Евросоюзу - политически, экономически, логистически, а также в плане безопасности.

Поэтому Бухарест, в отличие от времен Бэсеску, начал выделять Кишиневу реальные кредитные средства (€150 млн в 2016-2017 гг.), пролоббировал в европейских институтах выделение кредитов Кишиневу под реализацию масштабных проектов, призванных связать молдавскую газотранспортную и электроэнергетическую систему с Румынией.

Бухарест увеличил количество своих гуманитарных проектов в Молдове, сохраняя при этом старые формы поддержки - раздачу румынского гражданства и образовательных стипендий. Кроме этого, Бухарест уже давно открыл "зеленый коридор" молдавским товарам, за счет чего молдавские экспортеры имеют реальный (а не призрачный, как в случае со всем остальным странами - членами ЕС) канал поставок своей продукции за пределами СНГ (получается ежегодно уже около $600 млн, причем не только агропродовольственное сырье, но и фрукты, овощи и вино).

Серьезные ограничения существуют для распространения унионистских идей и в Молдове.

Во-первых, как признает большинство аналитиков, Молдова представляет собой т.н. приватизированное государство, где политические элиты озабочены в первую очередь установлением контроля над финансовыми потоками и перераспределением активов. Поэтому для них изменение статус-кво со значительным расширением влияния - будь то Бухареста или Брюсселя - неприемлемо.

Для молдавских элит Румыния является важным стратегическим партнером, помогающим решать многие внешне- и внутриполитические задачи, но Кишинев тем не менее не спешит бросаться в слишком тесные объятия Бухареста.

Во-вторых, широкие слои молдавского населения (согласно опросам, 60% граждан) в общем-то до сих пор живут с представлением об особой "бессарабской идентичности". Она сформировалась в ходе двухвековой истории - не только влияния Российской империи или Советского Союза, но и совместного проживания разных народностей (молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев и т.д.). Нахождение Бессарабии в составе Румынии в межвоенный период было слишком коротким и противоречивым, чтобы настроить жителей в пользу унионизма.

Долгоиграющая история

Ввиду имеющихся структурных ограничений даже сами унионисты признают, что объединение Молдовы и Румынии невозможно в перспективе как минимум ближайших десяти лет.

Многое в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, насколько сохранится влияние на Румынию европейских и евроатлантических институтов. Пока нет серьезных причин опасаться, что Румыния пойдет по пути Польши и Венгрии, которые сегодня пытаются обособиться в рамках ЕС и иметь собственные, отличные от брюссельских, геополитические взгляды и проекты. У Румынии сегодня самый высокий экономический рост среди всех стран Евросоюза. Также в ближайшее время ожидается ее включение в Шенген и, возможно, зону евро, что поможет преодолеть сегодняшний слегка маргинальный статус этой страны в ЕС.

Еще более значимым является такой фактор, как политическое и социально-экономическое развитие Молдовы.

В рамках сегодняшнего "приватизированного государства" в Молдове олигархические элиты вместо строительства гражданской политической нации, где значимы такие вещи, как правовое государство и политическое участие всех граждан вне зависимости от этнической самоидентификации, воспроизводят разнообразные расколы внутри молдавского общества, прежде всего на геополитической основе. Активно в электоральных целях разжигаются антироссийские настроения.

Такой подход правящих элит только способствует унионистским настроениям, так как страна продолжает деградировать, а умы людей - находиться под влиянием простейших концепций, базирующихся на делении на "своих" и "чужих".

Сдерживание унионистских настроений также зависит от того, смогут ли Россия и Запад найти общий язык по поводу региона "общего соседства". Дальнейшее углубление противоречий между ними будет препятствовать строительству в Молдове политической нации и поддерживать те силы в Румынии, которые будут пропагандировать собственный имперский проект в отношении Молдовы под предлогом борьбы с "российской угрозой".

Буквально накануне президент Румынии Траян Бэсеску сделал заявление о том что следующим шагом, после вхождения в ЕС и НАТО, основным приоритетом в политике страны будет объединение с Молдовой. А как на самом деле об объединении думают в молдавском обществе? Конечно, в Республике Молдова есть прорумынские силы, которым подобные заявления на руку. Однако даже в нынешнем прозападном руководстве в этом вопросе нет единого мнения. Не говоря уже о простых гражданах, которые в большинстве своем тяготеют к России. Поэтому возникает вопрос, откуда, казалось бы, моноэтничном молдавском обществе такое расслоение? Как это всегда и бывает, причины своими корнями уходят далеко в прошлое.Однако в общем ряду аналогичных словообразовательных конструкций особняком стоит терминологическая пара Молдавия – Молдова. Казалось бы, на месте бывшей советской Молдавии в 1990 году образовалось новое самостоятельное государство – Республика Молдова, всего лишь видоизменившаяся грамматическая форма одного и того же названия и одной и той же территории. Даже звуковая тональность приблизительно одна и та же. Вместе с тем, в контексте настойчивых и непрекращающихся попыток «румынизации» Молдовы подобные этимологические вольности заставляют по-иному взглянуть на ситуацию.

Чтобы попытаться разобраться в ней, а также во взаимоотношениях нынешних Молдовы и Румынии, потребуется небольшой экскурс в историю. Как известно, княжество Валахия – прародитель современной Румынии – представляет собой историческую область между Карпатами и Дунаем, делившуюся по реке Олт на Мунтению и Олтению. Завоеванная римлянами еще во II веке территория в дальнейшем подверглась нашествию гуннов и аваров, а в IX-X веках даже находилась в составе Первого Болгарского царства. К середине XIII века Валахия оказалась под властью монголо-татар, а с XVI века – под турецким господством.Необходимо отметить, что Молдавское княжество, образовавшееся в XIV веке приблизительно в одно время с княжеством Валахией, на протяжении трех веков также входило в состав Османской империи. Разобщенность соседних княжеств зачастую приводила к взаимным конфликтам, а порою – к ожесточенным баталиям. В целом же анализ исторических событий свидетельствует, что в XV-XVII веках, или на протяжении не менее двухсот лет, имели место около сорока молдавско-валашских вооруженных столкновений. Мунтяне (валахи) неоднократно разоряли Молдавское княжество, особенно ее южную часть, сжигали города Текуч, Бырлад, Васлуй и другие, пленили или жестоко убивали тысячи молдаван. Стефан III, на чье правление пришлась 21 война с мунтянами, считал их такими же недругами Молдавии, как и турок-мусульман, именуя тех и других «клетии турции ши хиклении мунтяни» («проклятые турки и вероломные мунтяне»).

Отношения молдаван с православными восточными славянами строились на совершенно другой основе. Известный историк П.М. Шорников в своей книге «Молдавская самобытность», в частности, подчеркивает, что терминами «рус», а во множественном числе «русь» молдавские летописцы именовали предков украинцев, а Галицкую Русь, Подолье, Волынь называли «Русия». Общность веры, наличие совместных врагов в лице монголо-татар и турок, а также католиков-поляко в, и, не в последнюю очередь, отсутствие языковых барьеров, благодаря знанию славянского языка молдаванами, обусловили взаимные симпатии молдаван и православного русского населения Польско-Литовского государства. Воинов, по приказу польского короля собранных в 1487 году в Галицкой Руси для войны против турок, Григоре Уреке именует не просто русскими, но дельными и порядочными людьми. А казаков, под предводительством Ивана Сверчевского, в 1574 году пришедших на помощь молдаванам в войне против турок и мунтян, представляли как людей, всегда готовых вмешаться, не спросясь, но отдавая им должное как храбрым и верным воинам. В целом же на протяжении многих веков молдаване тяготели к Российскому государству, а в трудные моменты обращались за помощью к русским людям. Ярким примером этому служит миссия митрополита Гедеона, возглавившего Великое посольство в Москву господаря Георге Стефана в 1656 году, когда он обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять всю страну «под государеву высокую руку, так же, как и гетмана Богдана Хмельницкого и всё войско Запорожское». Желая с помощью единоверной православной России освободиться от ненавистного османского ига, митрополит Гедеон тогда же принял присягу за себя, за господаря и за весь молдавский народ – пребывать в российском подданстве «навеки неотступно».

Верная договоренностям с Молдавским княжеством, Россия оказывала дипломатическую и, если требовалось, военную помощь в освобождении молдаван от турецкого ига. В войнах, наравне с русскими, участвовали и молдавские волонтеры. Последняя война 1806-1812 годов положила конец турецкому владычеству над Молдавским княжеством. Руководил военными действиями опытный военачальник и дипломат М.И.Кутузов. Подписанный по окончании войны в 1812 году мирный договор между Российской и Османской империями предусматривал, в частности, статью о вхождении пространства между реками Днестр и Прут, позже названного «Бессарабией», в состав России навечно. Некоторая часть Молдавского княжества продолжала находиться под турецким господством.

Остается добавить, что мирный договор был подписан в Бухаресте и потому именуется «Бухарестским». Но именно это обстоятельство не дает покоя современным «младорумынам» в Молдове, утверждающим историческую обусловленность своих претензий на «румынизацию» республики. Достаточно неубедительная позиция, если учесть, что Румыния как государство образовалось лишь в 1862 году, т.е. спустя полвека после вхождения Бессарабии в состав России. Более столетия (до 1918 года) Бессарабская губерния являлась составной частью России, причем с довольно примечательной оговоркой в тексте Бухарестского договора: «…если когда-либо Бессарабия по какой-то причине выйдет из состава России, она обязана будет вернуться в состав Османской империи». С формальной и неполитизированн ой точки зрения это означает, что, отвергая свое вхождение в состав России, Бессарабия обязана вернуться в состав Турции, как правопреемницы Османской империи. Тогда какое отношение к этому имеет Румыния? Лишь прояснив некоторые подзабытые факты хронологии исторических событий, происходивших в регионе, можно, наконец, понять принципиальные отличия понятий «Молдавия» и «Молдова». Молдавия – это бывшая Бессарабия и Молдавская ССР в составе Союза ССР. Молдова – одна из восточных областей современной Румынии (бывшей Валахии – Мунтении).

Прорумынские силы в Молдавии уже на первой сессии вновь избранного Верховного Совета республики в 1990 году скоропостижно меняют официальное название государства названием части румынской территории. По всей видимости, исходя из логики укрепления «неразрывной связи» с Румынией-матушкой.
Идеологическая подоплека подобной терминологическо й трансформации вполне очевидна: способствование «румынизации» сознания молдаван, убеждение общественности в состоятельности тезиса о статусе бывшей Бессарабии в качестве «части тысячелетнего румынского государства», а также создание условий для постепенного разрыва исторических, культурных и ментальных связей и многовековой дружбы молдавского и российского народов
Объективности ради следует признать, что массированная прорумынская пропагандистская кампания в Республике Молдова все же приносит свои плоды, однако уже сейчас становится понятным, что их скороспелый вкус ничего кроме оскомины вызвать не может. Историческая память народов – это не та материя, которую можно вот так запросто накрыть тенью от разного рода идеологических и терминологических «плетней».


Заведующий «Мемориальным музеем Бендерской трагедии»

. Дипломатические отношения были установлены в 1992 году . Румыния является членом НАТО (Молдавия участник Индивидуального партнёрского плана) и Европейского союза (Молдавия страна-участник Восточного партнёрства). Протяжённость государственной границы между странами составляет 683 км .

История

В 1990-е годы отношения между странами были в целом хорошими. Румыния была первым государством признавшим независимость Молдавии и оказывала существенную поддержку в становлении органов власти молодой республики. Молдаване и румыны имели разное отношение к основным социальным и политическим вопросам вследствие того, что Молдавия была частью Российской империи (Бессарабская губерния) и Советского Союза (Молдавская Советская Социалистическая Республика), а Румыния была независимым королевством , а затем стала социалистической республикой . В 1990-е годы многие румыны воспринимали молдаван как «обрусевших» и относились к ним снисходительно, что мешало преодолеть культурные различия и было источником растущего недовольства среди большинства молдаван. В те годы Президент Румынии Ион Илиеску старался поддерживать позитивные отношения с Россией и не стал вмешиваться в Вооружённый конфликт в Приднестровье .

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией. Среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически» . Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта 2012 года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами .

27 августа 2014 года Молдавия сделала небольшой, но символический шаг в сторону ослабления своей зависимости от импорта российского газа, начав импортировать газ из Румынии. Молдавские власти аргументировали этот шаг своими опасениями по поставками газа из России в преддверии зимнего сезона из-за конфликта на востоке Украины . Румынией был построен трубопровод длиной 43 километра к 23-й годовщине независимости Республики Молдова от Советского Союза. 27 августа 2015 года посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил, что Молдавия должна оставаться суверенным и независимым государством, а возможное присоединение к Румынии не приведет к положительным результатам. Он также заявил, что Молдова не является Румынией, так как имеет свою собственную историю, многонациональное население, говорящее на разных языках. Джеймс Петтит также отметил проблемы в

Давать прогнозы, чем он завершится, не возьмется никто из ответственных историков и политиков. Главный вопрос здесь насколько сильно стремление молдаван к реинтеграции? Криков раздается много, но для перекраивания политической карты в этой части Европы нет веских оснований, прежде всего - экономических. Сегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская ССР Советского Союза (Бессарабия в пределах Российской империи), и Молдова - историческая область Румынии между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке.
История распорядилась так, что границы Молдовы постоянно передвигались, то сужаясь, то расширяясь, то теряя свое значение под властью более сильных держав. Основа молдавского этноса начала складываться примерно в IV в. До этого на территории исторической Молдовы жили гето-даки, скифы, бастарны и другие племена. В IV-V вв. она подверглась нашествию гуннов, а следом за ними, в V-VI вв., сюда пришли племена западных и южных славян, в частности русинов.
При этом надо иметь в виду, что в еще более ранний период истории территория нынешней Молдовы подверглась гораздо меньшему влиянию римлян, чем, скажем, Дакия или .
О стабильном государстве, называемом Молдавским княжеством, можно говорить с XIV в. В средневековых европейских источниках оно именуется также Малой Валахией, а турки называли его Богданией, по имени первого его господаря (князя, властителя) Богдана I, или Каро-Ифлакой. Территориальная история княжества - не проста. Кроме исторической Молдовы и Бессарабии, оно включало в себя земли Покутья, Буджака и Буковины. На востоке граница княжества проходила по Днестру. На юге у него была граница с Валахией, она проходила в дельте Дуная, а затем по его течению, а также рекам Сирет и Милков. В Карпатских горах княжество соседствовало с Трансильванией и Венгрией.
На севере, в Покутье, с Королевством Польским. По мере того как происходили политические изменения в соседних государствах, границы снова видоизменялись, не говоря уже о метаморфозах в названиях соседних с Молдавским княжеством государств. Оно просуществовало с 1359 по 1861 г. Но полностью самостоятельным княжество не было, особенно сильно на него влияли Валахия и , а начиная с XVI в. оно находилось под властью Османской империи. Волны непокорности туркам возникали достаточно часто, иногда поднимаясь до пиков крестьянских восстаний с вилами наперевес. Тогда молдавские господари начинали искать союзника и находили его в России, заключая с ней военно-политические альянсы. Стефан Великий III (правил в 1457-1504 гг.) - с Иваном III; Петр Рареш (1527-1538, 1541-1546 гг.) с Иваном IV; Дмитрий Кантемир (1710-1711 гг.) - с Петром I. В Русско-турецкой войне 1710-1713 гг в составе русской армии сражались и молдаване. Но еще с 1711 г Порта стала назначать молдавскими господарями греков-фанариотов. Поражения Турции в русско-турецких войнах XVIII-XIX вв. ослабили зависимость Молдовы и Валахии от Турции. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г Россия получила право на защиту и покровительство христианам в Дунайских княжествах (в Молдове и Валахии). Однако после Русско-турецкой войны 1806-1812 гг Россия, получив по Бухарестскому мирному договору Бессарабию, лишилась этого права, Дунайские княжества возвращались Турции. По итогам Крымской войны 1853-1856 гг и в соответствии с Парижской конвенцией 1858 г., подписанной Великобританией, Австрией, Францией, Россией, Пруссией, Турцией и Пьемонтом, Валахия и Молдавия получили право называться Соединённые княжества Молдавии и Валахии (под сюзеренитетом Турции). Тем не менее это уже было ядро будущей Румынии. Полностью независимой она стала в 1877 г.
В XX в. молдаване за короткий период рассеялись по странам мира. Сегодня много их живет и трудится в Западной Европе и Латинской Америке. В России, в Украине большинство из них имеет гражданство и крепкие корни, но и приезжающих на заработки тоже немало. Сегодня Румыния предоставляет свое гражданство по заявлению всем гражданам Республики Молдова, имеющим родственников, родившихся на румынской территории до 28 июня 1940 г. Этой дате предшествовали 22 года, когда расколотая Молдова воссоединилась.
После Октябрьской революции 1917 г Бессарабия, входившая в Российскую империю, выбрал собственный парламент объявивший 6 февраля 1918 г свою территорию Молдавской демократическое республикой, независимой от России. Румынские войска к тому времени уже заняли всю Бессарабию и 26 ноября 1918 г две страны объединились. Советская Россия посчитала этот акт аннексией, и даже на географических картах обозначала Бессарабию как территорию, «оккупированную боярской Румынией».
23 августа 1939 г в Москве был заключен Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом («Пакт Молотова Риббентропа»), по секретному протоколу которого Бессарабия и Северная Буковина переходили в сферу влияния СССР. В ночь на 28 июня 1940 г., буквально за несколько часов до начала вооруженного вторжения с советской стороны, король Кароль II в ответ на ультиматум СССР отдал приказ войскам отойти с этих территорий.
Обе части Молдовы обладают общей культурной самобытностью, но историческая область Молдова в Румынии, так сложилось, край, сравнительно более богатый интересной архитектурой, произведениями изобразительного искусства и музыки. Фольклор, народные промыслы, обычаи и костюм - отдельное достояние молдавского народа в Румынии, причем живое, не перешедшее исключительно под стекло музейных витрин и в этнографические парки. Интересно, что во многих исполняемых и сегодня в румынской Молдове песнях и балладах рассказывается о реальных исторических событиях и личностях господарях и вождях крестьянских бунтов. В этом смысле вся историческая Молдова такой заповедник, самым естественным образом сливающийся с живописной природой.
Центральные и северные районы исторической области Молдова насыщены историческими и культурными памятниками. Только в уезде Яссы 526 раритетных археологических объектов, 20 мемориальных зданий, 10 музеев и 580 историко-архитектурных памятников.
Стены многих монастырей и церквей в румынской Молдове украшены многофигурными фресками на библейские сюжеты, подробными изображениями Страшного суда, рая и ада. Эти фрески на первый взгляд кажутся хаотичными, но придай этому хаосу строгую логику, и многофигурные композиции лишатся своей неповторимой энергетики. Чего, понятно, никто делать не собирается. Одна из самых знаменитых церквей исторической Молдовы в этом стиле - церковь Георгия Победоносца, как с внутренней, так и с внешней стороны, ее называют «Сикстинской капеллой Востока» или «Синим монастырем» за преобладание в его декоре разных оттенков глубокого синего цвета, причем состав ингредиентов этой краски утерян. Церковь была построена в 1488 г за четыре месяца, по воле Стефана Великого в честь победы его войска над османами в Васлуйской битве. Всего же 8 так называемых окрашенных церквей исторической Молдовы внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Славится румынская Молдова и древними традициями виноделия, которому около четырех тысяч лет, особенно уезды Бакэу и Вранча. В селе Котнарь близ Ясс расположена одна из самых известных и древних молдавских виноделен, знаменитая своим превосходным белым вином. В области есть и курорты - горнолыжные Челау Дурау и Вустер, а также бальнеологические, самый знаменитый из которых - «Слэник-Молдова», стоящий на 20 минеральных источниках и работающий с 1800 г.

Общая информация

Область на востоке Румынии внутри своей территории подразделяется на исторические Молдову и Буковину.
Административно-территориальное деление: 8 уездов.
Административный центр: Яссы, 320 888 чел. (2002 г.), второй по численности населения город Румынии, после Бухареста.
Крупные населенные пункты: Бакэу, Ботошани, Галац, Пьятра-Нямц, Сучава, Пашкани, Васлуй, Фокшани Галац, Текуч.
Этнический состав: румыны (молдаване) - 90%, венгры - 6,6%, цыгане - 2,5%, немцы - 0,3%. украинцы - 0.2%, русские-липовяне - 0,2% турки и другие народности - 0,2%.
Языки: румынский (официальный), венгерский.
Религии: христианство, православные - 94%, католики - 4%, атеисты - 2%.
Денежная единица: румынский лей.
Крупнейшие реки: Прут, Сирет и его притоки - Молдова, Бистрица.
Крупнейшее озеро: Биказ.
Важнейший речной порт: Галац.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Друмул в Яссах.

Цифры

Площадь: 36 806 км 2 .
Население: 4 456 000 чел.
Плотность населения: 121 чел/км 2 .
Самая высокая точка: гора Петрос (2104 м).

Экономика

Промышленность: нефтехимическая, металлургическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлообрабатывающая, пищевая; производство стройматериалов. Каскад ГЭС на реке Бистрице.
Сельское хозяйство: производство зерновых (кукурузы), сахарной свеклы и др.; садоводство, животноводство (преимущественно крупный рогатый скот и овцеводство); Виноградарство.
Виноделие.
Сфера услуг: туризм

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -5°С.
Средняя температура июля: -22°С.
Среднегодовое количество осадков: 500 мм, в горах до 700 мм.
Снег в горах лежит с декабря до апреля.

Достопримечательности

Церкви - объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО : XV в. - Св. Георгия Победоносца в монастыре Воронец, Св. Креста в монастыре Пэтрэуци; XVI в. - Усекновения Главы Иоанна Предтечи в монастыре Арборе, Успенская в монастыре Умор, Благовещенская в монастыре Молдовица, Св. Георгия Победоносца в монастыре Сучава, Николая Чудотворца в монастыре Пробота, Воскресения Господня в монастыре Сучевица;
Церкви того же «окрашенного» стиля, не включенные в список ЮНЕСКО : Преображения Господня в монастыре Слатина (XVI в.) Сошествия Святого Духа в монастыре Драгомирна (XVII в.) и другие;
Яссы : Свято-Никольский собор (XV в.), церковь Трех Святителей (XVII в.), Митрополитский собор (XIX в.); Дворец культуры (неоготика, начало XX в.), в окрестностях - городки Тыргу-Фрумос и Хырлэу;
Пашкани : церковь Св. Михаила и Гавриила (XII в.), Барский дом (XII в.);
Роман : армянская церковь (XVI в.).
Васлуй : руины крепости и церковь Св Иоанна Крестителя (XV в.);
Мэрэшешти : мавзолей памяти героев Первой мировой войны;
Пьятра-Нямц : этнографический и художественный музеи. Музей естествознания (уникальная коллекция ископаемых рыб);
Монастыри : Молдовица, Воронец, Сучевица, Путна, Сучава, Умор, Нямц, Агапия.
Национальные парки : Чахлэу, Калимани, Биказулуй; Карпатский заповедник, природный парк Ванатори Нямц.

Любопытные факты

■ Большинство современных специалистов по романским языкам, по сугубо лингвистическим критериям, не выделяют молдавский язык как самостоятельный, а квалифицируют его как один из диалектов дако-румынского языка. Румынский язык среди романских языков считается самым гибким, в плане заимствований из других языков. Так, начиная с XIX в. он активно пополнялся французской лексикой. Интересно, что в разговорном языке жителей румынской Молдовы следы этого процесса гораздо заметнее, чем в языке жителей Республики Молдова.
■ В монастырях Молдовы монахи не бьют в колокола, а стучат по ним длинной палкой с привязанным к ней молоточком. Этот способ созыва верующих на молитву родился во времена владычества Османской империи, когда турки категорически запретили колокольный звон, и постепенно стал обычаем.
■ На территории румынской Молдовы живут представители одной из редких субэтнических венгерских групп - чангоши.
■ Господарь Стефан III Великий (1457-1504 гг.) воевал с турками, поляками и венграми, провел 47 сражений и только два проиграл. Если он изначально понимал, что противник сильнее, вел длительные переговоры с ним. благодаря чему при нем было ослаблено давление на Молдову со стороны Османской империи Построил крепости Сороки, Орхей, Хотин и Четатя-Албэ, заложил множество монастырей и церквей, среди которых, кроме Воронца, Добровэц, Нямц. Бистрица и другие. Отдал много сил и средств возрождению в XV в. православной святыни - монастыря Зограф на Святой горе Афон в Греции.
Археологические раскопки в Молдове и Буковине доказали, что амулеты-марцишоры, знаки радости по поводу прихода весны, существовали еще тысячи лет назад. Это были маленькие камешки на нити. И камешек, и нить окрашивали в красно-белые цвета. Позднее камешки были заменены монетами. Юные девушки носили эти амулеты на шее 12 дней, затем вплетали их в волосы и снимали, когда прилетали аисты. Нить привязывали к дереву, а на денежку покупали брынзу.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры