Амундсен и нансен. Руаль Амундсен

Главная / Измена жены

(1872-1928) норвежский полярный путешественник

Руаль Амундсен родился в семье капитана и владельца судоверфи, и любимым его занятием с детства было чтение книг, где описывались путешествия в далекие страны. Он постарался прочитать все книги о полярных путешественниках, которые ему удалось достать. Его привлекали неизведанные страны, расположенные у полюса планеты. Тайком от матери Руаль начал готовиться к полярным путешествиям: настойчиво тренировался, занимался лыжным спортом; играл в футбол, считая, что эта подвижная игра укрепляет мускулатуру ног; закалялся, обливаясь ледяной водой. Поступив на медицинский факультет университета г. Христиания (ныне Осло), Руаль Амундсен усиленно занимался изучением иностранных языков, считая, что будущему путешественнику необходимо их знать.

После смерти матери Руаль решает сделаться штурманом дальнего плавания. Однако, чтобы получить диплом и сдать экзамены, необходимо было прослужить матросом не менее трех лет, поэтому он поступает на шхуну и отправляется вместе с ней промышлять тюленей к берегам Шпицбергена. После этого Руаль переходит на другое судно, отправляющееся к берегам Канады. Амундсен служил матросом на многих кораблях, побывал в таких странах, как Мексика, Испания, Англия. Был он и в Африке.

В 1896 году РуальАмундсен сдал экзамены и получил диплом шгурмана дальнего плавания. Вскоре после этого он отправляется в экспедицию в Антарктиду для изучения земного магнетизма. Во время экспедиции он впервые самостоятельно вел судно. Экспедиция была очень трудной: частые вьюги, морозы, сильно обжигающие лицо, длительные переходы на санях по материковому льду, трудная голодная зимовка. Только благодаря энергии Руаля Амундсена люди не погибли от голода. Он добывал тюленей, мясо которых восстанавливало силы умиравшей команды. Экспедиция продолжалась около двух лет.

В 1903-1908 гг. Руаль Амундсен, являясь уже опытным полярным путешественником, организовал самостоятельную экспедицию. На парусной яхте «Иоа» он решил пройти вдоль северных берегов Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый Северо-западный проход. Экспедиция была трудная и опасная: гигантские волны обрушивались на палубу, грозя перевернуть яхту, путь пролегал среди множества островов и скал, казалось, что льды и шторм разобьют корабль о скалы. Во время зимовок постоянно велись метеорологические и астрономические наблюдения. Амундсену удалось определить местоположение магнитного полюса Земли, что явилось крупным достижением экспедиции.

В 1910 году Руаль Амундсен приступает к подготовке экспедиции к Северному полюсу. На судне «Фрам» он отправляется в Арктику, чтобы повторить дрейф Ф. Нансена. В его планы входило пройти поблизости от Северного полюса. Перед выходом в море мир облетело известие, что Северный полюс открыт американским полярным исследователем Робертом Пири. Эта новость была серьезным ударом для Амундсена, но отступать было поздно. Экспедиция вышла в море, и в Атлантическом океане Амундсен неожиданно сообщил команде о своем решении идти в Антарктику, к Южному полюсу. Высадившись в Китовой бухте, команда встала на зимовку, во время которой занималась организацией трех продовольственных складов на пути к полюсу. С наступлением весны путешественники стали готовиться к походу в глубь материка.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен с командой из четырех человек на собаках отправились в путь. Сначала путешествие было не особенно трудным: погода была благоприятная, собачьи упряжки двигались быстро. Однако на 85" южной широты путешественникам преградили дорогу горы, где и начались трудности на пути к леднику. Впоследствии, вспоминая об этом, Амундсен писал, что их встречали широкие и глубокие трещины, которые надо было обходить; им приходилось взбираться вверх по скользкой ледяной корке, двигаться в сильнейший буран, ночевать на высоте 5000 м.

14 декабря 1911 года путешественники достигли Южного полюса. Здесь они пробыли три дня, водрузили норвежский флаг, провели различные наблюдения, а затем благополучно вернулись в Китовую бухту, где их ждал «Фрам», и вернулись на родину.

Одновременно с экспедицией Руаля Амундсена к Южному полюсу стремилась и экспедиция английского путешественника Р. Скотта, но она достигла цели месяцем позже и погибла во льдах на обратном пути. Не только в Великобритании, но и на родине самого Амундсена думали, что внезапное появление его экспедиции во льдах Антарктиды явилось для Р. Скотта и его друзей страшным ударом, так как желание достигнуть Южного полюса было для них многолетней мечтой, и много месяцев подряд они, не жалея сил, готовились к так и не состоявшемуся успеху. Узнав о гибели экспедиции Скотта, Руаль Амундсен в одном из писем написал: «. . . я пожертвовал бы многим, даже славой, чтобы вернуть их к жизни. . . ».

Путешественник не оставил своей давней мечты и в 1918 году отправился в плавание через Северный Ледовитый океан с запада на восток. Он намеревался, вмерзнув судном в лед, повторить знаменитый дрейф Ф. Нансена. Амундсен рассчитывал, что его корабль попадет со льдами на Северный полюс. Однако тяжелые льды прижали судно к берегу, и команда вынуждена была дважды зимовать у берегов Сибири.

Руаль Амундсен так и не отказался от своей мечты побывать на Северном полюсе. В Норвегии он научился управлять самолетом и получил диплом гражданского летчика. В 1925 году с пятью спутниками путешественник отправился в полет на двух самолетах со Шпицбергена до полюса, однако не достиг его. Только чудом людям удалось спастись и на одном из гидропланов вернуться обратно. В 1926 году Амундсен вместе с американцем Л. Элсуортом и итальянцем У. Нобиле на дирижабле «Норвегия» совершил перелет через Северный полюс по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска. Таким образом, он стал первым человеком, который посетил оба полюса Земли.

Позднее, в 1928 году, Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» организует новую экспедицию в Арктику. Однако ей суждено было закончиться трагически. Обледеневший дирижабль ударился гондолой об лед. Часть экипажа была выброшена на льдину, а часть улетела с дирижаблем. Судьба тех, кто улетел, неизвестна, а участников экспедиции, которые оказались на льдине, удалось спасти, в том числе и У. Нобиле. В спасении экспедиции хотел принять участие Руаль Амундсен. Узнав об аварии дирижабля, он вылетел из Норвегии на самолете «Латам», но самолет с экипажем пропал без вести. Только через несколько месяцев в Баренцевом море к побережью Норвегии волны прибили поплавок самолета, на котором летел путешественник. Погиб Руаль Амундсен в 1928 году, на 56-м году жизни.

Первую попытку пройти к Южному полюсу сделал англичанин Роберт Скотт в 1902 году. Но о дошел только до 82°17" южной широты. Вернувшись в Англию, Скотт начал готовиться к следующей более серьезной экспедиции к Южному полюсу. Но один из участников его первой экспедиции, Эрнест Шеклтон, прибывший на родину раньше, решил опередить его. Так возникло соперничество за покорение Южного полюса. Шеклтон прибыл к берегам Антарктики в начале 1908 года. 9 января 1909 года он со спутниками достиг 88° 23" южной широты. До полюса оставалось всего 180 километров, но продовольствия было ничтожно мало. Пришлось повернуть обратно. После этого экспедиции к Южному полюсу начали готовить Япония и Германия. А затем неожиданно в состязание вступил норвежец Руаль Амундсен, который готовил экспедицию в Арктику на судне «Фрам». Но он, узнав, что Северный полюс достигнут, втайне изменил цель экспедиции и решил идти в Антарктику покорять Южный полюс. О своем решении он поначалу никому не сказал, даже членам экспедиции.

1 мая 1910 года «Фрам» был пришвартован в Акерсхусе для загрузки снаряжения. 2 июня на борту побывала королевская чета, которую принимали Амундсен и Нансен. 3 июня «Фрам» был перебазирован в Буннефьорд, где на борт погрузили разобранный дом для зимовки в Антарктике. 7 июня отплыли в короткий поход по Северному морю и вокруг Британских островов — это было предварительное испытание судового дизеля, во время которого проводились океанографические исследования. Сильные штормы сократили плавание. 11 июля «Фрам» вернулся в Берген, а 23 июля — в Кристианию (принимать сушеную рыбу, собак и т. д.). Здесь в истинные цели экспедиции были посвящены помощник командира Ертсен и лейтенант Преструд.

2 Мадейра, Фуншал

Ведение всех своих дел Руаль Амундсен передал брату Леону. Еще до выхода «Фрама» из Кристиании Леон Амундсен совершил поездку на Мадейру, где проверил количество и качество запасов для перехода команды его брата в Антарктиду, последующей зимовки и штурма полюса.

«Фрам» пришел в Фуншал 6 сентября 1910 года. На несколько дней команда была отпущена в увольнение. Стоянка длилась до 9 сентября: были отремонтированы подшипники гребного винта и запасено 35 т пресной воды (ее заливали даже в большие шлюпки и топливные баки).

9 сентября произошел инцидент: местные газеты опубликовали сообщения о походе Амундсена к Южному полюсу. Амундсен собрал команду и разъяснил свои истинные намерения, предложив несогласным вернуться на родину за его счет. Хельмер Хансен описывал это так: «Каждый из нас, один за другим, был спрошен, согласен ли он с этим новым для нас планом и желает ли он одолеть вместо Северного полюса Южный. Результатом было то, что все мы, как один, ответили — да. На этом представление закончилось».

Леон Амундсен сошел на берег, увезя три письма брата, адресованных королю, Нансену и норвежскому народу. Королю и Нансену послания были доставлены 1 октября.

Письмо Руаля Амундсена норвежскому народу (с поправками Леона Амундсена) было перепечатано многими газетами Норвегии 2 октября. В тот же день Леон Амундсен отправил в Крайстчерч телеграмму на английском языке за подписью брата, адресованную Роберту Скотту: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Адресата она достигла 12 октября.

В 21:00 9 сентября «Фрам» покинул Мадейру. Следующую остановку предполагалось сделать на Кергелене, но непогода не позволила к нему приблизиться. Экватор пересекли 4 октября.

1 января 1911 года был замечен первый айсберг, 2 января экспедиция пересекла Южный полярный круг. Переход через паковые льды занял четверо суток. 11 января был замечен Великий ледяной барьер, 14 января 1911 года «Фрам» вошел в Китовую бухту.

3 Зимовка во «Фрамхейме»

Высадка команды Амундсена на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. Перевозка строительных материалов проходила 15−16 января 1911 года, под крышу зимовочный дом был подведен уже 21 января. Новоселье отпраздновали 28 января, дом получил имя «Фрамхейм». В этот день было перевезено более 900 ящиков с провиантом с судна на базу. 4 февраля Китовую бухту посетил барк «Терра Нова» — судно снабжения Роберта Скотта, некоторые участники экспедиции которого посетили и «Фрам», и береговую базу Амундсена.

Список участников похода к Южному полюсу Амундсен огласил 1 декабря 1910 года, когда «Фрам» еще находился в море. В состав зимовочного отряда вошли следующие лица: Руаль Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу, Олаф Бьоланд — опытный лыжник и плотник, Оскар Вистинг — лыжник и каюр, Йорген Стубберуд — плотник, участник похода к Земле короля Эдуарда VII, Кристиан Преструд — лейтенант ВМФ Норвегии, непосредственный начальник Вистинга на Хортенской верфи, начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII, в экспедиции проводил метеорологические и прочие измерения, Фредерик Ялмар Йохансен — капитан запаса норвежской армии, участник Норвежской полярной экспедиции в 1893—1896 годах, Хельмер Хансен — лыжник, Сверре Хассель — лыжник, Адольф Хенрик Линдстрем — кок и провиантмейстер, участник экспедиций Свердрупа и Амундсена.

10 февраля 1911 года Амундсен, Йохансен, Хансен и Преструд отправились на 80° ю. ш. на трех санях, достигнув места назначения 14-го числа. Они должны были заложить базовый склад для похода на Юг. Вернулись они 16 февраля, днем ранее «Фрам» покинул Китовую бухту. Последующие походы группы Амундсена на юг базировались на лагере 80-й широты. Дорога размечалась бамбуковыми вехами с черными флагами; когда вехи закончились, их отлично заменила сушеная треска. Остававшиеся на базе люди заготовили более 60 т тюленины. В результате трех походов (до 11 апреля) были заложены склады вплоть до 82° ю. ш., куда были свезены свыше 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины, и горючего. В последнем (апрельском) походе начальник не участвовал: он страдал кровотечениями из прямой кишки и оправился только к июню. Это были последствия травмы, полученной еще на «Йоа». Командовал последним походом Йохансен как самый опытный полярник в команде.

Полярная ночь на широте «Фрамхейма» началась 21 апреля 1911 года и длилась до 24 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке, для необходимых работ норвежцы построили подснежный городок, где была даже сауна. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение (библиотечка включала 80 книг).

Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Бьоланд, убедившись, что поверхность ледника ровна, уменьшил вес саней с 80 до 30 кг, — изначально их предназначали для тяжелого рельефа. Йохансен всю зиму занимался укладкой провианта, чтобы не тратить время на его распаковку и взвешивание в пути.

4 Неудачный выход к полюсу

К наступлению полярного дня Начальником руководило нетерпение — его команда находилась в 650 км от группы Скотта и на 96 км ближе к полюсу, поэтому нельзя было судить о погодных условиях у конкурентов (тогда еще не было известно, что во «Фрамхейме» было холоднее, чем на базе Скотта. Средняя зимняя температура достигала у Амундсена −38 °С, у Скотта −27 °С, но основной тягловой силой у Скотта были лошади, что определяло более поздние сроки выхода). Амундсена особенно беспокоили известия о моторных санях Скотта, поэтому он решил выступать 1 сентября 1911 года. Однако даже за 4 дня до отправления температура не поднималась выше −57 °С. Только 31 августа потеплело до −26 °С, но дальше погода опять испортилась.

В команду вошли 8 человек (кроме Линдстрема — бессменного хранителя базы) со всеми пережившими зиму собаками, которых осталось 86. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года при −37 °С. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56 °С лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Взятая в поход водка замерзла.

Полярники решили добраться до склада на 80° ю. ш., разгрузить там нарты и возвращаться во «Фрамхейм». 16 сентября Амундсен устремился обратно на базу. Возвращение превратилось в неорганизованное бегство, в котором каждый полярник оказался предоставлен сам себе. Интервал времени между возвращением членов экспедиции во «Фрамхейм» составил 6 часов, на базе даже не был зажжен фонарь, чтобы облегчить отставшим ориентацию в пространстве. На этом пути Йохансен спас менее опытного Преструда от верной смерти в снежной метели и на экстремальном холоде −60 °C: у того пала вся собачья упряжка.

Наутро по возвращению во «Фрамхейм» Йохансен подверг резкой критике руководство Амундсена. Раздраженный оппозицией, Амундсен исключил Йохансена из полярной партии, несмотря на то, что он был самым опытным каюром экспедиции. Йохансен вместе с поддержавшими его Преструдом и Стубберудом вместо престижного похода к географическому полюсу были направлены Амундсеном во второстепенную экспедицию к Земле короля Эдуарда VII. Кроме того, капитан Йохансен отныне был подчинен заведомо менее подготовленному тридцатилетнему лейтенанту Преструду.

5 Выход из «Фрамхейма»

Только в октябре 1911 года появились признаки антарктической весны. Тем не менее погода в сезон 1911/1912 годов была аномально холодной: температуры держались между −30 °C и −20 °C, при норме −15 °C — −10 °C.

20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Первого склада на 80° ю. ш. достигли 23 октября и устроили двухдневный привал. Начиная с 26 октября, экспедиция стала строить снежные пирамиды высотой около 2 м для ориентации в пространстве (частая пасмурная погода на леднике Антарктиды вообще приводит к дезориентации), их воздвигали через каждые 3 мили. Начальные 180 миль пути были размечены шестами с флагами и прочими вехами. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября в густом тумане. Далее путь проходил по неизвестной территории. 9 ноября команда достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути. Здесь пришлось пристрелить нескольких беременных сук, которые были закопаны в снег про запас.

6 Подъем на Полярное плато

11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имена Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена. Здесь были собраны и оставлены на промежуточном складе геологические образцы. 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъем на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км.

В последний рывок на полюс Амундсен брал провианта на 60 дней, 30-дневный запас оставался на складе 84° ю. ш. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить еще шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.

Подъем на плато начался 18 ноября под сенью горы Бетти, названной так в честь старой няньки Амундсена — шведки Элизабет Густавсон. В первый день команда прошла 18,5 км, поднявшись на 600 м над уровнем моря. Вистинг и Хансен разведали подъем по леднику высотой около 1300 м, протяженности которого определить не удалось (он получил имя Акселя Хейберга). Далее были другие перевалы, высотой до 2400 м. 21 ноября был пройден 31 км с подъемом на высоту 1800 м.

7 Лагерь «Бойня»

Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36" ю. ш. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чем свидетельствуют данные этим местам названия: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъема.

Температуры все это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы.

6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря — и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 года. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие ссоры.

8 Южный полюс

Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря в 15:00 по времени «Фрамхейма». Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал ее в честь Эдуарда VII). Покорение полюса отпраздновали курением сигар, припасенных Бьоландом. Поскольку сигар было восемь — по числу первоначальных участников команды, три из них достались Амундсену.

Из-за острых дебатов, которыми сопровождались обсуждения отчетов полярных экспедиций и, в частности, конкурирующих утверждений Фредерика Кука и Роберта Пири о достижении ими Северного полюса первыми, Амундсен подошел к определению географического положения с особой ответственностью. Амундсен полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью не лучше одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчетной точки.

Поскольку теодолит был поврежден, обсервация производилось с помощью секстанта. Солнце за 24 часа совершило вокруг лагеря круг, не скрываясь за горизонтом. Выполнив измерения и вычисления, Амундсен определил, что их текущая позиция примерно на 5,5 миль (8,5 километров) удалена от математической точки Южного полюса. Это место было также «окружено» на лыжах.

17 декабря Амундсен решил, что находится в истинной точке Южного полюса и предпринял новый 24-часовой цикл измерений, причем каждую обсервацию выполняли два человека с тщательной фиксацией в навигационном журнале. Четверо из пяти путешественников имели квалификацию навигатора (кроме Олафа Бьоланда).

На этот раз из вычислений Амундсена следовало, что группа находится в 1,5 милях (около 2,4 километров) от полюса, и двое экспедиционеров пометили флагами и «окружили» расчетное место. Таким образом, ради достоверности покорения Южный полюс был «окружен» экспедицией трижды. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Амундсен оставил на Южном полюсе письмо следующего содержания: «Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

9 Возвращение в «Фрамхейм»

Возвращались быстро: Чертов ледник был достигнут 2 января 1912 года, спуск занял один день. Погода резко испортилась: спустился туман. В тумане 5 января экспедиция едва не пропустила Бойню, которую случайно нашел Вистинг, наткнувшись на собственную сломанную лыжу. В тот же день разыгрался шторм при температуре −23 °C. Достигнутый успех, однако, не подействовал в лучшую сторону на отношения членов команды: однажды Бьоланда и Хасселя сурово отчитали за храп. Хассель в дневнике жаловался, что Амундсен «всегда избирает самый неприязненный и надменный тон выговора»; к тому времени хорошие отношения с Начальником сохранил один только Х. Хансен.

7 января норвежцы были у подножья ледника Акселя Хейберга, в том же месте, которое покинули 19 ноября, на высоте 900 м над уровнем моря. Здесь команда приняла новый распорядок: после 28 километров перехода делался 6-часовой привал, затем — новый переход и т. д. После нового сбора геологических данных была убита одна собака (осталось 11), и у подножья ледника в каменной пирамиде были захоронены 17 л керосина в бидоне и спички. У экспедиции было провианта на 35 дней пути и промежуточные склады на каждом градусе широты. С того дня экспедиционеры каждый день ели мясо.

Во «Фрамхейм» команда прибыла в 04:00 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.

10 Хобарт

Нервное напряжение Амундсена только возросло после возвращения с полюса, тем более, что он не знал, что уже одержал победу над Скоттом: предстояло как можно быстрее вернуться к цивилизации и сообщить о результатах. Внешне это выразилось в том, что в дневнике и письмах Амундсен вообще перестал придерживаться общепринятой норвежской орфографии. Вечером 30 января «Фрам» в густом тумане покинул Китовую бухту и около 5 недель пересекал поля паковых льдов, направляясь в Хобарт, хотя Литтелтон в Новой Зеландии был ближе, но это была главная база Скотта.

В Хобарт «Фрам» прибыл 7 марта 1912 года. На берег сошел один только Амундсен с папкой, содержащей тексты телеграмм, составленных заблаговременно. О Скотте не было никаких известий. Амундсен инкогнито снял номер в портовой гостинице, после чего немедленно связался с Норвегией, отправив три телеграммы — брату Леону, Нансену и королю, даже спонсорам известия были отправлены позже. В утренней телеграмме от брата сообщалось, что Леон Амундсен к тому времени продал эксклюзивные права на публикацию материалов о Норвежской полярной экспедиции лондонской газете Daily Chronicle. Гонорар Руаля Амундсена составил 2000 фунтов — по наивысшей ставке. Неоценимую помощь в заключении договора оказал Эрнест Шеклтон. По условиям контракта, Амундсену принадлежало исключительное право публикации отчетов и дневников всех участников экспедиции. Они не могли публиковать что-либо без согласия Амундсена на протяжении трех лет после возвращения. Телеграмма Нансену была весьма лаконична: «Спасибо за все. Задача выполнена. Все в порядке». С королем Норвегии Леону Амундсену встретиться не удалось — он заседал в штабе военных учений, но содержание телеграммы передал ему адъютант.

Только 11 марта 1912 года команде «Фрама» разрешили сойти на берег в Хобарте, выдав 10 шиллингов на карманные расходы.

11 Буэнос-Айрес

20 марта 1912 года Амундсен отбыл в лекционное турне по Австралии и Новой Зеландии, в тот же день получив известия, что издательство Якоба Дюбвада заключило с ним договор о книге о путешествии на сумму 111 тыс. крон — рекордную для того времени. 21 мая он прибыл в Буэнос-Айрес, выдавая себя за коммерсанта Энгельбрегта Гравнинга, торжественное чествование состоялось 30 мая в Норвежском обществе Ла-Платы. Команду отправили в Норвегию, «Фрам» оставался в Аргентине под присмотром лейтенанта Т. Нильсена.

12 Возвращение

1 июля 1912 года в Берген прибыли почти все участники экспедиции к Южному полюсу. 31 июля из Буэнос-Айреса через Копенгаген прибыл и Амундсен.

Норвежский путешественник, рекордсмен, исследователь и великий человек Руаль Амундсен известен во всем мире, как

  • первый человек, покоривший оба полюса нашей планеты;
  • первый человек, побывавший на Южном полюсе;
  • первый человек, совершивший кругосветное путешествие с его замыканием на Северном полюс;
  • один из пионеров применения авиации - гидросамолётов и дирижаблей - в арктических путешествиях.

Краткая биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен (полное имяРу́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг А́мундсен ) родился 16 июля 1872 года в Борге, Норвегия. Его отец – Йенс Амундсен , потомственный морской торговец. Его мать – Ханна Салквист , дочь чиновника из таможенной службы.

Учеба в школе

В школе Руаль был всегда худшим учеником , но выделялся упрямством и обостренным чувством справедливости. Директор школы даже отказал ему в сдаче выпускного экзамена из опасения опозорить заведение неуспевающим учеником.

Амундсену пришлось записываться на выпускные экзамены отдельно, как экстерну, и в июле 1890 года он с большим трудом получил аттестат зрелости.

Дальнейшая учеба

После смерти отца в 1886 году Руаль Амундсен хотел учиться на морехода , но мать настояла, чтобы сын избрал медицину после получения аттестата зрелости.

Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но в сентябре 1893, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море .

Морская специальность и путешествие в Арктику

В течение 5 лет Руаль плавал матросом на разных судах, а затем сдал экзамены и получил диплом штурмана . И в таком качестве в 1897 году отправился, наконец, в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика» , которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции.

Это было тяжелейшее испытание. Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

Северо-западный проход

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» , построенную как раз в год его рождения. У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил.

Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход .

Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая. Пришлось пережить зимовку во льдах , океанские штормы, встречи с опасными айсбергами. Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли.

На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски. Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника .

Покорение Южного полюса

В 1910 году он стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу. Перед самым выходом в море пришло сообщение, что Северный полюс покорился американцу Роберту Пири .

Самолюбивый Амундсен тотчас поменял цель: решил идти к Южному полюсу.

Путешественники преодолели 16 тысяч миль за несколько недель, и подошли к самому ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Там пришлось высадиться на берег и на собачьих упряжках двигаться дальше. Путь преграждали обледеневшие скалы, пропасти; лыжи едва скользили.

Но несмотря на все трудности, Руаль Амундсен 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса. Вместе с соратниками он прошел во льдах 1500 километров и первым водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Полярная авиация

Руаль Амундсен летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах. В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Линкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту:

пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске.

Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

Трагическая гибель

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия» , такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским…

Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление. Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине . Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась.

Амундсен согласился стать участником одной из спасательных экспедиций команды Нобиле. 18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген.

Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса .

  • В - учился на медицинском факультете в университете г. .
  • С по плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
  • Впервые прошёл ( -) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от к .
  • На судне «Фрам» отправился в ; высадился в Китовой бухте и на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию .
  • Летом экспедиция вышла из на судне «Мод» и в достигла .
  • В возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: - - .
  • В во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший на гидросамолёте «Латам», погиб в .

Юность и первые экспедиции

Амундсен родился в 1872 году в местечке Борге, недалеко от города Сарпсборг, на юго-востоке в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему исполнилось 14 лет, отец умер и семья переехала в столицу Норвегии Христианию (с 1924 года - ). Старшие братья связали свою судьбу с морем, а младший, Руаль, по просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет университета. Но всегда мечтал о путешествиях, и его любимым чтением были книги английского мореплавателя Джона Франклина про исследования . В возрасте 21 года, после смерти матери, Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни» .

Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. Он нанимается на грузовые и рыболовецкие суда, которые бороздят . Подобно , Руаль уделяет много времени тренировкам и развитию своего тела.

Северо-западный морской путь

Вернувшись из Антарктики, молодой норвежский капитан задумал покорить Северо-Западный проход, то есть проплыть кратчайшим путём из в вокруг арктических побережий . Моряки и географы четыре столетия безрезультатно бились над этой проблемой.

Он купил изрядно подержанную 47-тонную парусно-моторную «Йоа» («Gjøa»), тщательно её отремонтировал, испытал в нескольких пробных плаваниях и г. Амундсен с шестью спутниками отправился из Норвегии на борту «Йоа» в свою первую арктическую экспедицию. Шхуна пересекла Северную Атлантику, вошла в Баффинов залив, затем преодолела проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября была поставлена на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Амундсен завязал дружбу с , которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать (пищу из высушенного и истолчённого тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски.

Зимовка прошла благополучно, но бухта, в которой стояла шхуна, летом г. не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку, в это время весь мир считал его пропавшим без вести. Только г. корабль смог вырваться из ледяного плена, и норвежцы отправились дальше на запад. Через три месяца напряжения и томительного ожидания экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из - Северо-Западный путь был пройден. Но вскоре после этого судно вмёрзло в лёд, где оставалось всю зиму.

Стремясь сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с капитаном американского коробля, в октябре отправляется в 500- путешествие в Игл-Сити на , где находилось ближайшее соединение с внешним миром. Этот нелёгкий путь он проделал на собачьих упряжках, и, перевалив через горы почти 3-километровой высоты, добрался до города, откуда возвестил миру о своём подвиге. Позднее Амундсен вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33» .

Привезённые им научные материалы много лет обрабатывали , и , а научные общества разных стран приняли его в свои почётные члены.

Покорение Южного полюса

Амундсену 40 лет, он читает доклады в и по всей , его путевые заметки стали бестселлером. Но в его голове зреет новый дерзкий полярный проект - покорение . План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в . Необходимое для этого судно уже было построено. Амундсен завязал отношения с и попросил его предоставить для мероприятия «Фрам» («Fram», «вперёд»), на котором Нансен с командой провели 3 года - , дрейфуя со льдом к Северному полюсу.

Но планы Амундсена были разрушены, когда приходит известие о том, что два американца - Фредерик Кук в апреле и Роберт Пири в апреле - покорили Северный полюс. Амундсен меняет цель своей экспедиции. Приготовления продолжаются, но место назначения меняется на . В то время всем было известно, что англичанин также готовился к своей второй попытке достигнуть Южного полюса. Амундсен, ведомый своими амбициями быть первым, решил попасть туда раньше его. Однако цель предстоящей экспедиции норвежский полярник тщательно скрывал. Об этом не было известно даже норвежскому правительству, так как Амундсен опасался, что ему будет запрещено отправиться к Южному полюсу. Такие условия были продиктованы тем, что была сильно зависима от экономически, а главное - политически.

«Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!»

Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они погибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.

Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена, в феврале он распространил заявление, где были следующие слова:

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

Северо-восточный морской путь

По возвращении из Антарктики Амундсен приступил к организации давно задуманной экспедиции в Северный Ледовитый океан, однако начавшаяся помешала ему. Всё-таки к лету г. экспедиция была снаряжена и в июле покинула берега Норвегии на новом, специально построенном судне «Мод» («Maud»). Амундсен предполагал пройти вдоль берегов Сибири , который на западе принято называть Северо-Восточным проходом, а затем вморозить корабль в лёд и превратить его в дрейфующую научную станцию. Экспедиция была загруженным инструментами для исследований, изучения земного магнетизма и являлась на тот момент наиболее оснащённой из всех, которые когда-либо отправлялись в полярные исследования.

Ледовые условия летом 1918 г. были очень тяжёлыми, судно продвигалось медленно, то и дело застревая во льдах. За , который обогнули , льды окончательно остановили судно, и пришлось готовиться к зимовке. Только через год, г., «Мод» смогла продолжить путь на восток, но это плавание длилось всего 11 дней. Вторая зимовка у острова Айон заняла десять месяцев. Летом г. Амундсен привёл судно в посёлок на Аляске.

Трансарктические полёты

Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял должный интерес к . Когда в г. был установлен мировой рекорд продолжительности полёта (машина конструкции Юнкерса) в 27 часов, у Амундсена появилась идея авиа-перелёта через Арктику. При финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных , способных взлетать с воды и со льда.

Последние годы и гибель

Вернувшись в свой дом в Бунне- , под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после её смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту «Йоа», «Фрама» или «Мод».

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почётные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. в году писал одному из своих друзей

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Сочинения


Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен жил на закате эпохи Великих Географических открытий. Фактически он стал последним из когорты великих путешественников, пытавшихся покорить все еще неизведанные пространства.

Вся биография Руаля Амундсена насыщена яркими событиями, в которых он играл «главную скрипку».

Биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежской провинции Эстфолл в городке Борге. С раннего возраста мальчика приучали к спорту, а на лыжи его поставили, едва он начал самостоятельно ходить. Не блистая знаниями в школе, он отличался упорством и настойчивостью в достижении своих целей.

Именно характер и упорство вкупе с предусмотрительностью и осторожностью позволили ему совершить вещи, которые до него не удалось сделать никому: полностью замкнуть кольцо вокруг земного шара, используя Северо-Западный и Северо-Восточный проходы, покорить первым Южный географический полюс.

Заключительные годы жизни Руаля Амундсена пришлись на бурное появление новых видов транспортных средств, которые вывели исследования «белых пятен» на карте на совершенно новый уровень, сведя подобные свершения до уровня хобби.

Первый шаг в становлении Амундсена как исследователя произошел после смерти его матери в 1893 году, когда он бросил университет, где учился на медицинском факультете. Молодой человеек устроился матросом на промысловое судно, где усердно изучал морское дело и навигацию. В 1896 году, после сдачи экзаменов, он стал штурманом дальнего плавания, что весьма пригодилось ему в дальнейшем.

Первая экспедиция Амундсена

Первая экспедиция Руаля Амундсена началась в 1897 году на корабле «Бельжика», куда его приняли штурманом по просьбе Фритьофа Нансена. Бельгийский полярный исследователь Адриен де Жерлаш тогда отправлялся в антарктическую экспедицию. Предприятие для исследователей не было удачным. Мало того, на затертом паковыми льдами судне среди экипажа вспыхнула эпидемия цинги, а недоедание и депрессия истощили моральный дух участников до крайности.

Не потерял присутствия духа только молодой штурман Амундсен, который взял командование на себя и вывел простоявшее 13 месяцев во льдах судно на открытую воду. Некоторые медицинские знания, полученные в университете, помогли ему выходить и большую часть команды. В 1899 году «Бельжика», наконец-то вернулась в Европу.

Путешествия и открытия Руаля Амундсена

Но главные открытия Руаля Амундсена были впереди. Благодаря полученному опыту, он успешно сдал экзамены и стал капитаном корабля. Сразу же после этого Амундсен начинает подготовку к новой экспедиции. В 1903 году на судне «Йова» он отправляется открывать Северо-Западный проход вокруг Северной Канады.

То, что сделал Руаль Амундсен в этой экспедиции, не удавалось еще никому. За два года плавания он сумел-таки пройти от востока американского материка до его западной части. 34-летний путешественник мгновенно становится мировой знаменитостью, хотя богатства эта известность ему не принесла.

Самым же громким делом в жизни Амундсена стал его поход к Южному полюсу Земли. В сложнейших условиях Антарктики, совершив двухмесячный переход, он с товарищами достиг географического Южного полюса, после чего вернулся на базу экспедиции.

К сожалению, это была «лебединая песня» из всего того, что открыл Руаль Амундсен. И хотя после этого эпохального похода он еще продолжал свои экспедиции, они не стали столь громкими из-за сменившейся обстановки. Первая Мировая война и иной подход к исследованиям, где личные качества человека уже не играли главенствующей роли, повергли знаменитого полярника в депрессию. Он рассорился со всеми друзьями и стал жить отшельником.

Последним ярким событием, заставившем вновь весь мир заговорить о нем, стала попытка Амундсена помочь попавшей в бедствие экспедиции Нобиле. Наняв летающую лодку, 18 июня 1928 он года вылетел на поиски, из которых он уже не вернулся. Так драматически закончилась жизнь великого полярного исследователя, хотя, возможно, для людей его уровня, это есть лучший уход в мир иной.

А́мундсен Ру́аль Э́нгельбрегт Гра́внинг (норв. Amundsen Roald Engelbregt Gravning; 16 июля 1872, Борге, Норвегия - 17 июня 1928, Арктика) - норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый в мире человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года).

Первый в мире человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший и на Южном и на Севреном полюсах планеты.

Родился в семье капитана, владельца судоверфи. В 1890 году поступил на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но спустя 2 года оставил учебу.

С 1894 года плавал в качестве матроса и штурмана на различных судах, в 1897-1999 годах был первым помощником капитана на корабле «Бельжика» во время экспедиции в Антарктику.

Географические исследования

17 июня 1903 года на промысловом судне «Йоа» Амундсен в сопровождении шести человек отправился в Арктику, где в течение трех последующих лет первым прошел Северо-Западным проходом с тремя зимовками от Гренландии к Аляске.

Организовав базу в бухте Йоа, предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о. Виктория. Экспедиция закончилась в 1906 году в Сан-Франциско.

В 1909 году Амундсен готовился к достижению и исследованию Северного полюса, но его опередил американец Р.

Пири, после чего исследователь решил достичь Южного полюса.

9 августа 1910 года на судне «Фрам» он отправился в Антарктику с четырьмя спутниками и достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года, на месяц опередив соперничавшую с ним английскую экспедицию Р.

В 1918-1920 годах прошел на судне «Мод» с двумя зимовками от Норвегии вдоль северных берегов Евразии до Берингова пролива. В мае 1926 года Амундсен руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия», в котором его сопровождал американский исследователь Линкольн Элсуорт.

В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У.

Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь Амундсен, вылетевший 17 июня на гидросамолете «Латам», погиб вместе с экипажем в Баренцевом море.

В честь исследователя названы море в Тихом океане у берегов Антарктиды, гора в Восточной Антарктиде, залив и котловина в Северном Ледовитом океане, а также американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде.

  • Амундсен Р.

    Моя жизнь; Южный полюс. М., 2012.

  • Амундсен Р. Плавание Северо-Западным проходом на судне «Йоа». М., 2004.
  • Буманн-Ларсен Т. Амундсен. М., 2005.
  • Яковлев А. Руал Амундсен. 1872-1928. М., 1957.

Амундсен Руал (1872-1928 гг.) - норвежский полярный путешественник. Он родился в семье капитана и пошел по стопам отца, плавая сначала матросом, а потом штурманом. Первая самостоятельная экспедиция его была в 1903-1906 гг., когда он с зимовками морским путем прошел от Гренландии до Аляски. В 1910 году Амундсен отправляется в Арктику, чтобы повторить дрейф Ф.Нансена, но с намерением пройти поблизости от Северного полюса.

Получив в пути известие об открытии полюса, Амундсен неожиданно для всех взял курс на Антарктиду, поставив своей задачей открытие Южного полюса. Высадившись в Китовой бухте, Амундсен в составе экспедиции предпринял тяжелый поход к полюсу и дошел до него в декабре 1911 года.

С такой же целью и в это же время к полюсу отправилась английская экспедиция Р.Скотта, которая достигла Южного полюса вслед за экспедицией Р.Амундсена, но месяцем позже.

Р.Амундсен не оставил своей давней мечты и в 1918 году предпринял плавание через Северный Ледовитый океан с запада на восток.

В 1926 году он совместно с американцем Л.Элсуортом и итальянцем У.Нобиле на дирижабле «Норвегия» совершили перелет по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

Позднее в 1928 году У.Нобиле организует новую экспедицию в Арктику на дирижабле, которая закончилась трагически. Р.Амундсен принял участие в спасении этой экспедиции и погиб со всем экипажем самолета где-то в Баренцевом море.

Несколько месяцев спустя волны прибили к северному побережью Норвегии один из поплавков самолета «Латама», на котором Амундсен вылетел на спасение экспедиции У.Нобиле.

Экспедиция Р.Скотта, достигшая полюса месяцем позже, чем экспедиция Амундсена, погибла во льдах на обратном пути.

Многие не только в Великобритании, но и в Норвегии, на родине Р.Амундсена, считали, что внезапное появление его экспедиции в Антарктиде явилось для Р.Скотта и его друзей страшным ударом: ведь желание достигнуть полюса было для них многолетней мечтой. Р.Скотт и его друзья много месяцев подряд страдали от недоедания, холода, полярной тьмы, проваливались в ледяные пещеры, не жалели себя, готовясь к так и не состоявшемуся успеху.

На обратный путь уже не хватило сил…

Простил ли себя Амундсен за то, что случилось в декабре 1911 года в Антарктиде? Наверное, нет, иначе он не написал бы, узнав о гибели экспедиции Скотта: «…Я пожертвовал бы многим, даже славой, чтобы вернуть их к жизни… Мой триумф в Антарктиде омрачен мыслью о трагедии… Она преследует меня».

Амундсен Руал википедия
Поиск по сайту:

Исследователи Арктики

Руаль Амундсен (1872-1928)

Норвежский полярный исследователь.

Первый человек, достигший Южного полюса, один из пионеров применения авиации в арктических путешествиях. Первый путешественник, который совершил морской переход по проливам Канадского архипелага и вдоль берегов Сибири, впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Обучался на медицинском факультете Университета Осло, но через два года оставил учебу.

Интерес Амундсена к полярным исследованиям появился после его знакомства с известным норвежским полярным путешественником Эйвином Аструпом. В 1895 году Амундсен успешно сдал экзамен на штурмана и прянял участие в промысловом плавании. В 1897–1899 был матросом и первым помощником капитана на корабле «Бельжика» во время бельгийской экспедиции в Антарктику под руководством морского офицера лейтенанта Адриена де Жерлаша.

В 1901 году на купленной яхте «Йоа» Амундсен отправился в полугодовое плавание в Баренцево море для проведения океанографических работ.

В следующей экспедиции в 1903 году исследователь с экипажем из семи человек впервые в истории мореплавания прошел от Гренландии до Аляски по морям и проливам Канадского Арктического архипелага, открыв проход через Северо-Западный морской путь.

Во время экспедиции мореплаватель провел ценные геомагнитные наблюдения в области Канадского Арктического архипелага, нанес на карту более 100 островов.

В 1910-1912 годах возглавил экспедицию в Антарктику с целью открытия Южного полюса на корабле «Фрам». Амундсен со спутниками высадился в Китовой бухте на ледник Росса, основал базу и стал готовиться к походу на Южный полюс.

Команда из пяти человек стартовала на собачьих упряжках и 17 декабря 1911 года достигла своей цели, на месяц опередив экспедицию англичанина Р. Скотта.

В 1918-1921 годах на судне "Мод" Амундсен проплыл с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на "Фраме".

С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива, в который вошел в 1920 году.

В 1923-1925 годах несколько раз пытался достичь Северного полюса и решил исследовать Арктику с воздуха.

В мае 1926 года возглавил первый трансатлантический перелет через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". 17 июня 1926 году Амундсен на французском двухмоторном гидроплане "Латам-47" вылетел из Тромсё на поиски экспедиции генерала У. Нобиле. Во время перелета из Норвегии на Шпицберген Руаль Амундсен потерпел аварию и погиб в Баренцевом море.

Именем Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт.

На русский язык переведены его работы "Перелет через Ледовитый океан", "На корабле "Мод", "Экспедиция вдоль северного побережья Азии", "Южный полюс" и пятитомное собрание сочинений.

  1. Краткая хронология
  2. Жизнь

2.3 Покорение Южного полюса

2.4 Северо-восточный морской путь

2.5 Трансарктические полёты

2.6 Последние годы и гибель

  1. Объекты, названные в честь путешественника.
  2. Список использованной литературы.

Норвежский полярный путешественник и исследователь.

Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса.

    Краткая хронология

В 1890-1892 учился на медицинском факультете в университете г.

Христиания.

С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.

Впервые прошёл (1903-1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р.

Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.

В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

    Жизнь

2.1 Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей.

Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни »

В 1897-1899 гг.

в роли штурмана принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгика» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша.

2.2 Северо-западный морской путь

Рисунок 1. Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию.

Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с.

Личный состав экспедиции включал:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
  • Годфрид Хансен, датчанин по национальности - штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции.

    Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.

  • Антон Лунд - шкипер и гарпунщик.
  • Педер Ристведт - старший машинист и метеоролог.
  • Хельмер Хансен - второй штурман.
  • Густав Юл Вик - второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма.

Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске.

Позднее он вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

2.3 Покорение Южного полюса

Рисунок 2.

Карта антарктической экспедиции Амундсена

2.4 Покорение Южного полюса

На 1910 год Амундсен планировал трансполярный дрейф через Арктику, который должен был начаться у берегов Чукотки. Амундсен рассчитывал первым достигнуть Северного полюса, для чего ещё в 1907 году добился поддержки у Фритьофа Нансена.

Парламентским актом судно «Фрам» (норв. Fram, «Вперёд») было предоставлено для экспедиции. Бюджет был весьма скромен, составляя около 250 тыс. крон (для сравнения: у Нансена в 1893 г. было 450 тыс. крон). Планы Амундсена были неожиданно разрушены заявлением Кука о покорении Северного полюса в апреле 1908 года.

Вскоре о покорении полюса заявил и Роберт Пири. На спонсорскую поддержку больше не приходилось рассчитывать, и тогда Руаль решается покорить Южный полюс, за достижение которого тоже начинала разворачиваться гонка.

К 1909 году «Фрам»(рисунок 3) был капитально перестроен, но уже предназначался для новой экспедиции.

Все приготовления держались в тайне: о планах Амундсена, кроме него самого, знали его брат-адвокат Леон Амундсен и командир «Фрама» - лейтенант Торвальд Нильсен. Приходилось идти на нестандартные решения: значительная часть провианта для экспедиции была поставлена норвежской армией (предстояло испытать новый арктический рацион), лыжные костюмы для членов экспедиции были сшиты из списанных армейских одеял, армия предоставила палатки и проч.

Единственный спонсор нашёлся в Аргентине: за счёт средств магната норвежского происхождения - дона Педро Кристоферсена, был закуплен керосин и множество припасов. Его щедрость позволила сделать Буэнос-Айрес главной базой «Фрама».

Позднее в его честь была названа гора в составе Трансантарктического хребта.

Перед отплытием, Амундсен отправил письма Нансену и королю Норвегии, где объяснял свои мотивы. По легенде, Нансен, получив письмо, вскричал: «Глупец! Я предоставил бы ему все мои расчёты» (Нансен в 1905 году собирался совершить экспедицию в Антарктиду, но болезнь жены вынудила его отказаться от планов).

Личный состав экспедиции был разделён на два отряда: судовой и береговой.

Список приводится по состоянию на январь 1912 год.

Рисунок 3. «Фрам» под парусами

Береговой отряд:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу.
  • Олаф Бьоланд - участник похода к Полюсу.
  • Оскар Вистинг - участник похода к Полюсу.
  • Йорген Стубберуд - участник похода к Земле короля Эдуарда VII.
  • Кристиан Преструд - начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII.
  • Фредерик Яльмар Йохансен - участник экспедиции Нансена в 1893-1896 гг., из-за конфликта с Амундсеном не вошёл в полюсный отряд.
  • Хельмер Хансен - участник похода к Полюсу.
  • Сверре Хассель - участник похода к Полюсу.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер.

Команда «Фрама» (судовой отряд):

  • Торвальд Нильсен - командир «Фрама»
  • Стеллер - матрос, немец по национальности.
  • Людвиг Хансен - матрос.
  • Адольф Ульсен - матрос.
  • Карениус Ульсен - кок, юнга (самый молодой участник экспедиции, в 1910 г.

    ему было 18 лет).

  • Мартин Рихард Рённе - парусный мастер.
  • Кристенсен - штурман.
  • Хальворсен.
  • Кнут Сундбек - швед по национальности, судовой механик (инженер, создавший дизельный двигатель для «Фрама»), сотрудник фирмы Рудольфа Дизеля.
  • Фредерик Яльмар Ертсен - первый помощник командира, лейтенант ВМФ Норвегии. Исполнял также обязанности судового врача.

Двадцатым членом экспедиции был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 года он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.

Некоторое время мотористом «Фрама» был Якоб Нёдтведт, но его заменили на Сюндбека.

Летом 1910 года «Фрам» производил океанографические изыскания в Северной Атлантике, при этом выяснилось, что судовой механик Якоб Нёдтведт не справляется со своими обязанностями.

Он был списан на берег, а взамен его взяли конструктора судового дизеля Кнута Сюндбека. Амундсен писал, что этот швед обладал большим мужеством, если решился идти в такой дальний путь с норвежцами.

13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена.

Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады.

Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 32 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. Первая попытка похода к полюсу была предпринята ещё в августе 1911 года, но крайне низкие температуры препятствовали этому (при −56 Ц.

лыжи и полозья нарт не скользили, а собаки не могли спать).

План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком за 2 года до этого.

19 октября 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках.

14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Состав экспедиции: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (Helmer Hanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьоланд (Olav Bjaaland), Руаль Амундсен.

Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40° и сильных ветрах) занял 99 дней.

Капитан Руаль Амундсен (1872-1928). Фото 1920 г.

Прежде чем приступить к осуществлению мечты детства - исследовать Северный полюс, Руаль Амундсен несколько лет был простым матросом, ходил на парусно-моторных судах в Мексику, Британию, Испанию, Африку, два года потратил на экспедицию к Южному полюсу.

Но его мечтой оставался другой край Земли - Арктика, куда не ступала еще нога человека. В историю северных научных экспедиций он вошел как человек, который первым побывал на обоих полюсах Земли.

В столицу Норвегии Христианию (так называлось Осло в XIX веке) Руаль прибыл 14-летним юношей.

После смерти отца он хотел учиться на морехода, но мать настояла, чтобы сын избрал медицину. Ему пришлось покориться и стать студентом медицинского факультета в университете. Но через 2 года, когда внезапно умерла его мать, он стал хозяином своей судьбы и, бросив университет, ушел в море.

Амундсен и его команда на борту «Йоа»

Руаль был героической личностью, искал приключений, и приключения нашли его.

С самых ранних лет он приучал себя к мысли, что станет путешественником, закалял себя физически, ходил на лыжах, обливался ледяной водой. Между прочим автоцистерны для нефтепродуктов выполняют из прочной стали.

И вырос крепким, волевым, не боявшимся трудностей.

Пять лет он плавал матросом на разных судах, сдал экзамены и получил диплом штурмана. И в таком качестве в 1897 году отправился наконец в Арктику с исследовательскими целями на судне «Бельжика», которое принадлежало бельгийской арктической экспедиции. Это было тяжелейшее испытание.

Судно оказалось зажато во льдах, начался голод, болезни, люди сходили с ума. Здоровыми остались единицы, среди них был Амундсен,- он охотился на тюленей, не боялся есть их мясо и тем спасся.

Фритьоф Нансен (1861-1930)

В 1903 году на скопленные средства Амундсен купил подержанную47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа», построенную как раз в год его рождения.

У шхуны был дизель всего в 13 лошадиных сил. Вместе с 7 членами команды он вышел в открытое море. Ему удалось пройти вдоль берегов Северной Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый северо-западный проход. Эта экспедиция была не менее суровой, чем первая, пришлось пережить зимовку во льдах, океанские штормы, встречи с опасными айсбергами.

Но Амундсен продолжал вести научные наблюдения, и ему удалось определить местоположение магнитного полюса Земли. На собачьей упряжке он добрался до «жилой» Аляски.

Он сильно постарел, в 33 года выглядел на 70.Трудности не испугали опытного полярника, закаленного морехода и страстного путешественника. В 1910 году он стал готовить новую экспедицию к Северному полюсу.

Капитан Руаль Амундсен

Ему предложили знаменитый корабль «Фрам» (что значит «Вперед»), специально сооруженный для северных экспедиций и для дрейфа во льдах.

На нем плавал и дрейфовал другой знаменитый норвежский полярный исследователь, Фритьоф Нансен, и судно показало свою надежность. Амундсен хотел повторить путь Нансена.

Перед самым выходом в море пришло сообщение, что Северный полюс покорился американцу Роберту Пири.

Самолюбивый Амундсен тотчас поменял цель: решил идти к Южному полюсу. 16 тысяч миль преодолели за несколько недель и подошли к самому ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Там пришлось высадиться на берег и на собачьих упряжках двигаться дальше. Путь преграждали обледеневшие скалы, пропасти; лыжи едва скользили. Но несмотря на все трудности, Амундсен 14 декабря 1911 года достиг Южного полюса. Вместе с соратниками он прошел во льдах 1500 километров и первым водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Судно «Фрам»

Но от покорения Арктики он не мог отказаться и в 1918 году на специально построенном судне «Мод» отправился в плавание по Северному Морскому пути.

Он был готов к дрейфу, к суровой полярной непогоде. Но все оказалось гораздо тяжелее. У мыса Челюскин им пришлось перезимовать. Некоторые члены экспедиции заболели, некоторые сошли с ума. Амундсен сам почувствовал боли в сердце. После нападения белого медведя у него было сломано предплечье.

Двухцилиндровый дизельный двигатель 180 л. с. Запас керосина в 90 т обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя.

Помещения вмещали 20 человек, запасы продовольствия на 2 года, 100 ездовых собак. Водоизмещение -1100 т.

Амундсен во льдах

Летом 1920 года едва живой Амундсен прибыл в поселок Ном на Аляске и остался там. Однако выздоровев, он снова был готов штурмовать Северный полюс. В дальнейшем он летал на Северный полюс на гидросамолетах, приземлялся на острове Шпицберген, садился во льдах.

Судьба благоволила к нему, и он со славой возвращался в Осло.

Дирижабль «Норвегия»стартует со Шпицбергена

В 1926 году на огромном дирижабле «Норвегия» (длиной 106 метров и с тремя двигателями) вместе с экспедицией итальянца Умберто Нобиле и американским миллионером Лннкольном-Эллсвортом Амундсен осуществил свою мечту: пролетел над Северным полюсом и приземлился на Аляске.

Но вся слава досталась Умберто Нобиле. Глава фашистского государства Бенито Муссолини прославил одного Нобиле, произвел его в генералы, об Амундсене даже не вспомнили.

В 1928 году Нобиле решил повторить свой рекорд. На дирижабле «Италия», такой же конструкции, что и прежний дирижабль, он совершил еще один полет на Северный полюс. В Италии с нетерпением ждали его возвращения, национальному герою готовили триумфальную встречу. Северный полюс будет итальянским… Но на обратном пути из-за обледенения дирижабль «Италия» потерял управление.

Части экипажа вместе с Нобиле удалось высадиться на льдине. Другая часть улетела вместе с дирижаблем. Радиосвязь с потерпевшими крушение прервалась.

Тогда вспомнили об Амундсене, который к тому времени уже отошел от активных исследований и жил в своем доме под Осло. Военный министр Норвегии лично попросил его присоединиться к экспедиции, отправлявшейся на поиски Нобиле.

Умберто Нобиле (1885-1978)

Амундсен согласился, ведь речь шла о жизни людей.

18 июня 1928 года вместе с французским экипажем он вылетел на гидросамолете «Латам-47» в направлении острова Шпицберген. Это был последний полет Амундсена. Вскоре радиосвязь с самолетом, находившимся над Баренцевым морем, прервалась. Точные обстоятельства гибели самолета и экспедиции остались неизвестны.

Дирижабль «Италия» 1928 г.

Генералу Нобиле удалось спастись. Оставшиеся в живых на льдине поставили палатку и покрасили ее в красный цвет.

Так их нашел летчик шведской военной авиации, но он забрал только Нобиле: такой у него был приказ. Остальных членов экипажа, дрейфовавших на льдине, спас советский ледокол I «Красин».

Судьба членов экипажа, унесенных ветром вместе с дирижаблем «Италия», осталась неизвестной.

В 1928 году Амундсен был награжден (посмертно) высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры