Анализ эпизода в произведении обломов. Анализ произведения «Обломов» (И

Главная / Измена жены

Роман И. А. Гончарова “Обломов” можно назвать повествованием о русском национальном характере, размышлением о русской душе. Что для русского человека главное в жизни? В чем смысл его существования? Что повлияло на формирование его характера?
В романе автор раздумывает над этими вечными вопросами на примере жизни главного героя произведения, Ильи Ильича Обломова. Он сознательно выбирает полное бездействие, лежание на диване, духовное и физическое угасание. Почему? Ведь изначально Обломов умен, довольно образован, обладает прекрасными душевными качествами. У героя, по определению его друга Штольца, “золотое сердце”. Но Обломов совершенно не приспособлен к современной ему, “холодной” жизни. Идеал Ильи Ильича – Обломовка его детства, спокойная, бездеятельная, окутывающая теплом и уютом. Все это герой нашел в доме на Выборгской стороне, у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
В 1-ой главе IV части романа повествуется о возникновении отношений между Обломовым и Пшеницыной. После болезни Илья Ильич постепенно приходил в себя, мечтал о поездке в Обломовку, где дела потихоньку налаживались. Там герой думал найти покой и уединение. Но, наблюдая за жизнью в доме, за хозяйством Агафьи Матвеевны, герою становилось так уютно и хорошо, что он не спешил с отъездом.
Пшеницына была великолепной хозяйкой, “хозяйственная часть” в ее доме процветала. За Ильей Ильичом ухаживали наилучшим образом. Его никто не беспокоил, в своих мыслях герой был предоставлен самому себе.
Постепенно Обломов начал все больше сближаться с Агафьей Тимофеевной. Хозяйка дома тоже привязалась и полюбила Илью Ильича, даже не подозревая об этом. Просто “она с некоторых пор стала сама не своя”. Свое чувство Пшеницына проявляла, как умела – она полностью взяла на себя заботу об Обломове. Если обед Ильи Ильича не удавался, хозяйка, вся в слезах, гневно распекала прислугу. Если герой надолго задерживался в гостях, Агафья Матвеевна не могла уснуть, все прислушивалась, не скрипнут ли ворота. А уж когда Обломов заболел, Пшеницына ночи напролет дежурила у его постели, приходила в ярость от малейшего шума в доме, исступленно молила Бога о здравии Ильи Ильича.
Любовь преобразила Агафью Матвеевну. Ее повседневный труд приобрел “новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно”.
Пшеницына не задумывалась о своем чувстве: “Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая…, а слепо повинуясь ее законам”. Агафья Тимофеевна чувствовала, что Обломов – совсем другой человек, не такой, как ее умерший муж или братец. Илья Ильич – барин, “глядит…на всех и на все так смело и свободно, как будто требует покорности себе”. Холеный и изнеженный, он говорит красиво и умно. Илья Ильич очень добр и мягок, “дотронется до руки – как бархат…” Словом, Обломов, по мнению Агафьи Тимофеевны, был замечательный и не любить его было нельзя.
Илья Ильич совсем не догадывался о чувствах хозяйки к нему. Он считал, что ее заботливость и теплота так же присущи ей, как и домовитость, хозяйственность, работоспособность. “В вечно двигающихся локтях,…во всезнании всех домашних удобств” Агафьи Тимофеевны воплощался для Обломова идеал его детства, его родная Обломовка. Под покровительством Пшеницыной герой чувствовал, что “есть в доме вечно ходящее… и промышляющее око и непокладные руки, которые… обошьют, накормят, напоят, оденут и обуют и спать положат, а при смерти… закроют… глаза…”
Илья Ильич каждый день все больше сближался хозяйкой. Его чувство к ней было спокойно и уютно. Обломову было приятно посидеть рядом с Пшеницыной, наблюдая за ее работой, пошутить с ней, поиграть с ее детьми. Но и без Агафьи Тимофеевны он не чувствовал тоски или скуки, “у него не было ни опухоли у сердца, ни разу он не волновался тревогой…, что она подумает о нем, что сказать ей, как отвечать на ее вопрос, как она взглянет, – ничего, ничего”.
Признавая превосходство Обломова, Агафья Тимофеевна никогда ни в чем не упрекала барина, не предъявляла к нему никаких требований. Что бы Илья Ильич ни делал, все хорошо, все так, как нужно. Поэтому герой не испытывал никаких сомнений, терзаний, уколов совести за свою бездеятельность, неиспользованные возможности. Обломов наслаждался покойной жизнью, ничего больше не желая.
В один прекрасный момент между героями произошло некое подобие объяснения. Обломов намекнул Пшеницыной о своей симпатии к ней и пытался ее поцеловать. Невозмутимая Агафья Тимофеевна и бровью не повела: конечно, она любит Обломова, как и всех остальных людей, а поцеловаться можно будет на Пасху. Романтическое мгновение тут же перешло в бытовое. Разговор героев свелся на хозяйственные дела, повседневные заботы.
Илья Ильич пригласил Пшеницыну жить вместе с ним в Обломовке. На это героиня ответила: “Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо”. И мы понимаем, что герой тоже уже никогда не вернется в Обломовку, потому что он нашел ее здесь, под крылом своей хозяйки Агафьи Тимофеевны.
Таким образом, проанализировав данную главу, становится ясно, что не умственная, а комфортная душевная жизнь привлекают Обломова больше всего. Он страшится жизненных волнений, терзаний, упреков совести, – в общем, любого неспокойствия.
Мирная, сонная жизнь в атмосфере любви, доброты, заботы и довольства – вот предел мечтаний героя. Все это он нашел в доме Агафьи Тимофеевны Пшеницыной.

Сочинение по литературе на тему: Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова “Обломов”)

Другие сочинения:

  1. Роман “Обломов” (1858 г.) по праву считается лучшим произведением И. А. Гончарова. Он создавался на протяжении десяти лет и вобрал в себя философские наблюдения и размышления писателя. В “Обломове” Гончаров анализирует современную ему жизнь, размышляет об особенностях русского характера, свойствах Read More ......
  2. Роман Гончарова “Обломов” вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип, который решает вечный гамлетовский вопрос “Быть или не быть?” не Read More ......
  3. Герой романа И. А. Гончарова “Обломов” – помещик Илья Ильич Обломов – традиционно продолжает галерею образов “лишних людей”, открытую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Он не служит, избегает светского общества, ведет довольно скучную и бесцельную жизнь, лежа на Read More ......
  4. Первая часть романа “Обломов” посвящена одному обычному дню героя, который проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Read More ......
  5. Образ Ильи Ильича Обломова – главного героя романа Гончарова “Обломов” – неоднозначен и противоречив. По его поводу высказывались самые противоположные и резкие оценки. Так, А. Ф. Кони характеризовал Обломова как человека, который “своей апатией, боязнью всякого почина и ленивым непротивлением Read More ......
  6. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и Read More ......
  7. В чем состоит трагедия жизни Обломова? Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман “Обломов”, написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века. Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит Read More ......
  8. Роман И. А. Гончарова “Обломов” – одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию, – вспоминал князь П. Кропоткин.- Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала “обломовщину”. Главное действующее лицо Read More ......
Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И. А. Гончарова “Обломов”)

Разделы: Литература

План урока

Иван Александрович Гончаров
(1812 – 1891)

История души человеческой, хотя бы
самой мелкой души, едва ли не любопытнее
и не полезнее истории целого народа… М.Ю. Лермонтов

Если каждый человек на куске земли своей
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы наша земля. А.П. Чехов

1. Просмотр фрагментов из к/ф “Несколько дней из жизни Обломова”

Мы с вами посмотрели два небольших фрагмента из фильма Н. Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова”.

ВОПРОС: На какие мысли наводит этот фильм?

(Ребенок резвый, шумный, почемучка и зрелый человек – халат, диван, тапочки)

Впервые в русской литературе И.А. Гончаров рассказал историю целой человеческой жизни – от колыбели до могилы. События в романе охватывают восемь лет, а вместе с экспозицией и эпилогом – 37 лет. Это целая человеческая жизнь.

ВОПРОС: Почему так затронуло сердце Обломова слово “Другой”?

Давайте еще раз перечитаем еще раз диалог Ильи Ильича и Захара

Диалог: Обломов и Захар (работа с текстом, конец 8 главы)

– Я думал, что другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно... – сказал Захар

Что? Что? – вдруг с изумлением спросил Илья Ильич, приподнимаясь с кресел. – Что ты сказал?

– Другой – кого ты разумеешь – есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Что этакому сделается? Он, пожалуй, и переедет на новую квартиру.

– Что такое другой ? – продолжал Обломов. – Другой, который сам себе сапоги чистит, одевается сам … и не знает, что такое прислуга; сам сбегает, сам в печке дрова помешает, сам пыль оботрет...
"Другой" работает без устали, бегает, суетится, не поработает, так и не поест. "Другой" кланяется, "другой" просит, унижается...

Я "другой"! Да разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги… Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался. Так как же это у тебя достало духу равнять меня с другими?

Он углубился в сравнение себя с "другим".

"Другой" и халата никогда не надевает, – прибавилось еще к характеристике другого; – "другой"... – тут он зевнул... – почти не спит... "другой" тешится жизнью, везде бывает, все видит, до всего ему дело... А я! я... не "другой"!" – уже с грустью сказал он и впал в глубокую думу. Он даже высвободил голову из-под одеяла.

Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему; и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования…

В робкой душе его вырабатывалось мучительное сознание, что многие стороны его натуры не пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не разработана до конца.

А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собою. Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?

– Однако... любопытно бы знать... отчего я... такой?.. – сказал он опять шепотом. Веки у него закрылись совсем. – Да, отчего?.. Должно быть... это... оттого... – силился выговорить он и не выговорил.

Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался еще вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпенье безмятежно спящего человека.

Тема урока: “Отчего я такой?..”
(Анализ эпизода. “Сон Обломова”).
И.А. Гончаров “Обломов”.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и нравственной и попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

Форма проведения:

урок-презентация 9 главы, проходящий в форме обсуждения; тестирование с использованием ИКТ.

Оборудование: Портрет И.А. Гончарова, фрагмент видеофильма “Несколько дней из жизни Обломова”

Все ищут отдыха и покоя…
И.Обломов. И.А.Гончаров “Обломов”

Нет, это не жизнь! Это не жизнь!
Это … обломовщина! А.Штольц. И.А. Гончаров “Обломов”

О чем говорят эпиграфы?

– Они противопоставляются.

– Обломов и Штольц – герои-антиподы.

– Обломов и Штольц – главная антитеза в романе.

“Сон Обломова”

1. Почему автор обращается к такому приему? (сон-подсознание, сон-мечта)
2. Где, в каких произведениях мы встречаемся с таким приемом? Сон Татьяны (вещий сон, Сны Веры Павловны, Раскольникова)
3. Что видит во сне Обломов, куда мы попадаем? Хорошо ли знаем текст?
4. Игра “Знаешь ли ты Обломовку?”

Словарная работа. Благословенный (благое + слово) – счастливый; уголок, островок (уменьшительно-ласкательный суффикс) – маленький, как тихая гавань, но ограниченный

1 часть сна

.

День Илюши Обломова. Ему 7 лет.

(Коротко пересказываем, комментируем)

– Время суток: утро, полдень, вечер. Не менялся порядок.

– Окружение. Кто воспитывает.

Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут.

Наконец удалось ей поднять его на ноги; она умывает его, причесывает головку и ведет к матери.

Мать осыпала его страстными поцелуями , потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару? Потом взяла его за руку и подвела его к образу.

Там, став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы.

Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени. (Запах сирени – образ-символ – весна, пробуждение). Сирени отошли (разрыв с Ольгой, жирком оброс…)

Потом шли к отцу, потом к чаю.

Около чайного стола Обломов увидал живущую у них престарелую тетку, восьмидесяти лет, беспрерывно ворчавшую на свою девчонку, которая, тряся от старости головой, прислуживала ей, стоя за ее стулом. Там и три пожилые девушки, дальние родственницы отца его, и немного помешанный деверь его матери, и помещик семи душ, Чекменев, гостивший у них, и еще какие-то старушки и старички. 1

Весь этот штат и свита домаОбломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев.

После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками .

Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг. (Овраг – образ-символ – страх)

Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел и обежал кругом родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и надстройками и с запущенным садом.

Ему страсть хочется взбежать на огибавшую весь дом висячую галерею, чтоб посмотреть оттуда на речку: но галерея ветха, чуть-чуть держится, и по ней дозволяется ходить только "людям", а господа не ходят.

Он не внимал запрещениям матери и уже направился было к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его. Он бросился от нее к сеновалу, с намерением взобраться туда по крутой лестнице, и едва она поспевала дойти до сеновала, как уж надо было спешить разрушать его замыслы влезть на голубятню, проникнуть на скотный двор и, чего боже сохрани! – в овраг.

– Ах ты, господи, что за ребенок, за юла за такая! Да посидишь ли ты смирно, сударь? Стыдно! – говорила нянька.

И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос, то умилением от его непритворной детской ласки или смутной тоской за отдаленную его будущность: этим только и билось сердце ее, этими волнениями подогревалась кровь старухи, и поддерживалась кое-как ими сонная жизнь ее, которая без того, может быть, угасла бы давным-давно.

Не все резв, однако ж, ребенок: он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним.

Обед и сон рождали неутолимую жажду. Жажда палит горло; выпивается чашек по двенадцати чаю.

Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы.

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: готовится ужин. (Стук ножей – образ символ – сытость,Чехов “Ионыч”)

Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые , чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей.

Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку, сама рисует мелом и наблюдает, чтоб Аверка не украл сукна; потом перейдет в девичью, задаст каждой девке, сколько сплести в день кружев; потом позовет с собой Настасью Ивановну, или Степаниду Агаповну, или другую из своей свиты погулять по саду с практической целью: посмотреть, как наливается яблоко, не упало ли вчерашнее, которое уж созрело; там привить, там подрезать и т.п.
Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке.

А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. Он видел, как после полезно и хлопотливо проведенного утра наставал полдень и обед…

И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Гончаров любит обломовцев и слегка подшучивает над ними. Обломовцы – добродушные и естественные люди. Жизнь их подчиняется природным законам и по-своему гармонична. Но обломовцы не знают труда: еда и сон возведены ими в культ.

Обломов – плоть от плоти Обломовки: незлобив, несуетлив, но абсолютно и принципиально бездеятелен. Сама мысль о труде оскорбительна для Обломова. Обломов гордится тем, что он барин, обеспечен наследственным имением.

2 часть сна.

– Какой рисуется жизнь? (как сказка, земной рай) Докажите.

– Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок?

(ожидание чуда).

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Там есть и добрая волшебница , являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного – другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, – да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне.

Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ.

Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих.

Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается

тайным вздохом:сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры.

Слушая от няни сказки о нашем золотом руне – Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, – и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца. Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно.

В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, – так сильна вера в чудесное в Обломовке! (Вспомните калиновцев из “Грозы”)

ВОПРОС: Что роднит маленького Илюши с персонажами сказок? (ожидание чуда)

3 часть сна

.

Он уж учился в селе Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян.

У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым, да еще отдали ему одного мальчика, который почти никогда не учился, а больше страдал золотухой, все детство проходил постоянно с завязанными глазами или ушами да плакал все втихомолку о том, что живет не у бабушки, а в чужом доме, среди злодеев, что вот его и приласкать-то некому и никто любимого пирожка не испечет ему.

Кроме этих детей, других еще в пансионе пока не было.

Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.

Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?

Может быть, когда дитя еще едва выговаривало слова, а может быть, еще вовсе не выговаривало, даже не ходило, а только смотрело на все тем пристальным немым детским взглядом, который взрослые называют тупым, оно уж видело и угадывало значение и связь явлений окружающей его сферы, да только не признавалось в этом ни себе, ни другим.

Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду; что родитель и не вздумает никогда поверить, сколько копен скошено или сжато, и взыскать за упущение, а подай-ка ему не скоро носовой платок, он накричит о беспорядках и поставит вверх дном весь дом.

Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить…

Вывод: Обломов в детстве впитавший сказочное восприятие окружающего мира, в зрелом возрасте пытается создать в своем окружении особый мир. Его представление о жизни базируется на существовании законов сказочного добра и зла, а сам он отождествляет себя с героями сказок и легенд.

О двух системах воспитания

Илья Обломов

Андрей Штольц

Илья Обломов лежит на диване в квартире на Гороховой улице в Петербурге и напоминает “ком теста”.

Душа русского человека – восточная, созерцательная. Обломов не случайно облачен в азиатский халат.

Штольц – русский европеец. Сын обрусевшего немца, он воспитан немецкой спартанской системой.

Родители чинили препятствия к учению. …Усердно хлопотали, чтоб дитя было всегда весело и много кушало. Родители целый день без занятий. Илюша бесхитро-стен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив доверчив, как Емеля

Отец заставлял сына учиться. С 8 лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам библейские стихи, читал произведения немецких и французских писателей. Драчун, разорял птичьи гнезда, вел суровый образ жизни, сутками пропадал на улице.

Труд как наказание

Трудовое воспитание на 1 месте.

Смысл жизни в труде

В толковом словаре Владимира Даля зафиксировано старинное русское слово “облый”– “неуклюжий, тучный, круглый”.

Фамилия “Штольц” с немецкого языка переводится, как гордый.

Перед трудностями пасует.

Самостоятельно и твердо стоит на земле. Машина…

Илья Обломов

Андрей Штольц

Фольклорный прообраз Обломова – Емеля, который даже к царю поехал лежа на печи. Литературный прототип Обломова – гоголевский Манилов, пассивный и сентиментальный герой. Внешним обликом Обломов напоминает Манилова: даже цвет лица у Обломова был не яркий и не бледный, а “безразличный”. Неуловимость внешних черт соответствует внутренней вялости героев.

Штольц – русский немец, а немцы в истории России всегда были буржуазным “бродилом”. Пример тому – Сергей Витте, он предложил идеи аграрной реформы.

Штольц – коммерсант, его жизнь – труд движение. Он посещает места крупных ярмарок в России, знаком с золотопромышленниками. Штольц деловит. Ему не хватает времени на чувства, сентиментальность.

Разные жизненные позиции:

“vita passiva”

“vita activa”.

Впервые в русской литературе Гончаров обозначил важную дилемму, поставил вопрос, с кем быть России: с деловитой и несентиментальной Европой или с духовной, но неподвижной Азией? Обломов нравственно выше Штольца, сердечнее его. Штольц динамичен, но беден эмоциями.

Вопрос о пути России не решен до сего дня. Россия переживает то лихорадку европейских реформ, то периоды застоя. Россия – Евразия, сочетающая в себе черты двух культур.

“Обломов” – гениальный роман Гончарова. Писатель воплотил в нем русский национальный характер. Ленивому “азиату” Обломову Гончаров противопоставил “европейца” Штольца.

– Как такой человек как Обломов мог быть близок Штольцу? Что их связывало?

Отчего он такой…

Свет и тень Обломова

Картины родной природы

Поэтичность, чувствительность

Окружение. Любовь и забота.

Душа чистая, ясная, нежная.

Нет мужского воспитания

Характер мягкий, слабовольный

Жажда познать жизнь, честность

Не подготовлен и не приспособлен к жизни

“Золотое сердце”. Приметы, мечты, сказки.

Инфантильность

Беззаботность, отсутствие трудолюбия

Большой диван, удобный халат, мягкие туфли

Простота, “русская лень”

Не имеет программы общественного служения, даже плана постройки имения

Доброта, мягкость

Равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием; апатия

Осознание своей избранности, “другой”

Деградация личности

ВЫВОД: Неразвитость чувств, бездуховность выражает пейзаж. Нет гор (символ восхождения), бури (порывов), луна похожа на медный вычищенный таз. Есть внешнее движение, но нет внутреннего движения и развития. Это кризис, но обломовцы (а их легионы!) не осознают.

В центре романа – судьба мальчика, воспитываемого этой средой. В результате воспитания происходят следующие действия:

– деятельное, активное начало скоро угасает в ребенке;

– вместе с этим теряется устремленность к знаниям;

– привычка к покою рождает лень, нежелание узнавать новое;

– развивается и укрепляется созерцательное мироощущение, т.е. неспособность анализировать, делать выводы.

Задание на дом: Чья точка зрения вам ближе и почему?

Идеальное будущее Земли – это “мир”, который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира – тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР

Федор ГРИГОРЬЕВ,
профессор Новосибирского ГУ

Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства.

И.А. Гончаров

Проверка знаний учащихся.

Человека во многом формирует детство. Отсюда значение "Сна Обломова" в романе. Не случайно Гончаров назвал его "увертюрой всего романа". Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении.

Первая глава романа посвящена одному единственному дню Ильи Ильича. Наблюдая за его поведением и его повадками, речами и жестами, у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов - барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. "Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья". Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. А те "два несчастья", которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных воспоминаний. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

Илья Ильич постоянно мечтал. Его главная мечта была представлена в виде плана, причем незаконченного плана. И чтобы заветная мечта осуществилась, необходимо не только остановить время, а даже повернуть его вспять.

Знакомым Ильи Ильича тоже не удается расшевелить главного героя. У Обломова на все случаи жизни готов ответ, например, такой: "Это я по сырости поеду? И чего я там не видал?" Привычка жить за счет других, получать удовлетворение своих желаний с помощью усилий посторонних людей и привела к апатичной неподвижности и безразличию.

"А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором". Так, развлекая себя своими обычными размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, "в другую эпоху, к другим людям, в другое место".

Именно этот сон во многом разъясняет многозначный образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света. Но для начала мы должны пройти 3 преграды, которые поставил перед нами Гончаров. Это бесконечное море с его "бешеными раскатами валов", в которых слышатся стоны, жалобы будто обреченного на муку животного. За ним расположены горы, пропасти. И небо над этими грозными скалами кажется далеким и недосягаемым. И, наконец, багровое зарево. "Вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - все горит точно багровым заревом".

После этих волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где "счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть". Это край, в котором хочется жить вечно, родиться там и умереть. Гончаров знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями. В одной фразе мы можем найти довольно примечательную характеристику: "Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте". Там мы встречаем юного Обломова.

Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом говорят постоянные напоминания: "А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским... умом". Пытливость ребёнка несколько раз подчёркивается автором. Но вся его пытливость разбивалась о бесконечную заботу о маленьком Обломове, которой Илюша был буквально спелёнут. "И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос..." Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.

Дочитав главу до конца, мы осознаем ту единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи – вот его идеал. Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви... Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование. А путь туда ему уже заказан. Обломовщина - это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Когда Илья Ильич подрос, в его жизни изменилось совсем мало. Вместо няньки за ним бегает Захар. А так как в детстве всякие желания Илюши выбежать на улицу, поиграть с ребятами пресекались тотчас, то становится неудивительным тот размеренный образ жизни, который ведет Обломов в более зрелые годы. "Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым..." Мало интересует Обломова нынешнее имение с его хаосом и разрушениями. Если бы он захотел, то давно оказался там. А пока он живет на Гороховой улице, зависит от хозяина дома и опасается скупых соседей.

Совместная жизнь с Пшеницыной является продолжением жизни в Обломовке. Время циклично и идет противно идее прогресса. "Сон Обломова" - это попытка автора уяснить себе суть Обломова. Именно этот эпизод создал облик героя поэтическим и помог герою войти в сердце людей. Этот эпизод подобен стихотворению. В нем не найдешь ни одного лишнего слова. "В типе Обломова и во всей этой обломовщине, - писал Добролюбов, - мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени".

Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы.

В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина». Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска. Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план « Обломова» сложился в творческом воображении писателя.

Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души.

Сюжет, проблематика и композиция

Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек. Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской. Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова.

Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму» . Свет натолкнулся на свет – и породил огонь.

Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца. А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. « В ее имени, – замечает литературовед Е. А. Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) » .

Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции.

Жанр

Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик. Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной» , ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье.

Персонажи

Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа.

Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… ») осталось от Обломовки. Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского , «камни Европы». Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», - замечает автор «Фрегата “Паллада” » . И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины» . И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь» .

Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд. И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса , не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ , и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? …

«У меня нет ни одного типа, а все идеалы», - утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова» . Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного. Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его « голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос. Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному.

«Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого».

В романе И.А.Гончарова мы также имеем дело с конструктивным принципом двойственности, однако двойственности не сатирической. Эстетический объект художественного восприятия в данном случае двоится не на высокую заданность и низкую данность в поле единой ценностной позиции — в нем совмещены взаимоисключающие ценностные интенции.

По этой причине нескончаемый спор о том, «плох» или «хорош» герой романа — этот сонный ленивец с голубиной душой, в каких бы категориях и с каких бы позиций он ни велся, не разрешим в принципе, ибо весь романный мир, как и его герой, не совпадает с самим собой, предстает в двойном ракурсе видения. Такова эстетическая «оптика» данного художественного целого.

Дело в том, что последняя фраза текста (И он рассказал ему, что здесь написано) содержит некоторое принципиально важное откровение. Оказывается, мы познакомились не с жизнью, характером и личностью Обломова в их авторской сотворенности и поэтому неоспоримости для нас, читателей (как это обстоит с кроями Толстого, например), а только с одной из возможных внутрироманных версий этой жизни — с версией Штольца. Однако внимательный читатель заметит тот факт, что далеко не все, известное теперь ему, могло быть известно Штольцу. Из какого же сточника оно пришло в текст? Надо полагать, эта информация была привнесена литератором, записавшим рассказ Штольца.

Об этом неожиданно возникшем в заключительной главе персонаже мы знаем крайне мало. В нашем распоряжении имеется лишь его портрет: полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами, интересуется человеческими судьбами, но говорит, лениво зевая. Да ведь это портрет самого Обломова или, по крайней мере, человека обломовского типа, противоположного Штольцу. Значит, роман Гончарова являет собой версию жизни главного персонажа, принадлежащую деятельному человеку, не приемлющему «обломовщины», но пересказанную и дополненную другим лицом — по-обломовски созерцательным.

Этим взаимоналожением двух версий и создается «оптический эффект» своего рода эстетической «близорукости», вынуждающей интерпретаторов вновь и вновь пристально вглядываться в расплывающийся облик.

В первой главе романа о двойственности точки зрения, организующей процесс его чтения, читателю еще ничего не известно. Однако начальные страницы текста уже содержат ряд глубоких оппозиций, на пересечении которых оказывается Обломов, и предстают своего рода увертюрой к сложному и органично противоречивому художественному целому. Выявляющиеся с самого начала оппозиции конструируют неоднозначную, амбивалентную систему ценностей занимающего нас романного мира.

Прежде всего отметим двоящийся хронотоп дома. Из самой первой фразы текста мы узнаем, что Илья Ильич проживает в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город. Однако в этом чужом доме непатриархального уклада он лишь квартирант, да и снимаемая им квартира лишена живых следов человеческого присутствия. В репликах Волкова из второй главы появляются такие новомодные веселые дома, где полгорода бывает (уже столичного), что неприятно поражает Обломова.

Тема собственного (патриархального, фамильного) дома 06ломовых также возникает в первой главе. Это объект исторических преданий об этом старинном доме, единственной хроники, веденной старыми слугами, няньками, мамками и передаваемой из рода в род <...> дорожа ею, как святынею. Но Илья Ильич более не обитает в своем доме, покинув навсегда средоточие отжившего величия.

По присущему ему образу жизни Обломов — очень домашний человек. Домашний человек без дома — такова изначальная парадоксальность двоящегося образа главного героя.

Своеобразную оппозицию начальной главы, как и последующего текста, составляет несовпадение идеи и мысли, оказывающихся вдруг окказиональными антонимами. Лицо Ильи Ильича характеризуется отсутствием всякой определенной идеи. Зато мысль гуляла вольной птицей по этому лицу. Впрочем, идея в качестве плана разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением составляет существенный мотив первой главы. Впоследствии сам герой станет объектом подобной идеи: ведь основное действие романа сводится к неудачной реализации плана Штольца и Ольги — плана переделки Обломова.

На пересечении внутренней борьбы между тревогой, которая изредка застывала в форме определенной идеи, и свободной мыслью — пока ум еще не являлся на помощь — обнаруживается душа героя, которая открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. Это, пожалуй, единственное, что не двоится, что составляет основу идентичности Обломова. В конце романа персонажей связывает одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника.

Наиболее очевидной с первых страниц произведения предстает оппозиция покоя и житейской суеты.

Покой изначально явлен нам лежанием героя, которое не было ни необходимостью <...> ни случайностью <...> ни наслаждением <...> это было его нормальным состоянием. За этим лежанием кроется образ широкого и покойного быта в глуши деревни. Суета же первоначально предстает фантомом громадной возни в доме (уборки), мысль о которой приводила барина в ужас. С последующим приливом житейских забот образ суеты вырастает в образ самой жизни: Ах, Боже мой! Трогает жизнь, везде достает.

Уже в следующей главе устанавливается исходная для Ильи Ильича и ключевая для романа в целом диспозиция суеты и покоя: В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! <...> Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? <...> несчастный! — заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой.

В контексте данного рассуждения, где понятие человеческой жизни начинает двоиться, покой оказывается альтернативным суете образом жизни, а не уклонением от нее. Еще в первой главе Захар утверждал: Стараюсь, жизни не жалею! (т.е. не жалеет собственного покоя).

Все последующее действие романа заключается в том, что герой этот принципиальный для него покой утрачивает, а затем обретает его вновь.

Впрочем, на протяжении романа жизненная ценность покоя также двоится: она позитивна в противостоянии суете, но как противоположность делу оказывается ценностью внежизненной и в этом смысле негативной. На фоне деловой активности Штольца (Ах, если б прожить лет двести-триста! сколько бы можно было дела переделать!) обломовский покой выступает синонимом смерти: Трогает жизнь, нет покоя!Лег бы и заснул... навсегда... Одной из наиболее существенных оппозиций романного универсума, «ценностно уплотненного» (Бахтин) вокруг героя, следует, конечно, признать оппозицию Востока и Европы.

Знаменитый халат Ильи Ильича — настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, сшитый по неизменной азиатской моде, сохраняющий яркость восточной краски и прочность ткани, покоряющийся своему хозяину как послушный раб. В то же время комната Обломова казалась прекрасно убранною в европейском вкусе, выдавая желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий. А когда в следующей главе Волков предлагает привезти на пробу пару новых перчаток (Это только что из Парижа), Обломов не колеблясь соглашается.

Однако герой внутренне настолько отстранен от соблюденного им «декорума», что как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» Впоследствии он будет думать о людях иного, чем он сам, склада: Они не в своей шапке ходят, забивая себе голову деятельной Европой.

Противостояние Европы и Азии, исподволь заданное с самого начала, говорит нам о том, что судьба и глубинные характеристики главного героя, по-видимому, имеют самое непосредственное отношение к евразийскому феномену самой России.

Если фигура Обломова действительно может быть интерпретирована как некое олицетворение российской ментальности, то в системе персонажей, актуализирующих различные стороны этой фигуры, весьма значимой представляется оппозиция «русскости» (восточности) Захара и Пшеницыной (характерна ее похвала: так шьют... что никакой француженке не сделать), с одной стороны, и «немецкости» (западности) Штольца и Ольги — с другой.

В первой главе Штольц еще не появился, но его мелодия в увертюре уже звучит — в словах обличителя немецкой скаредности Захара: А где немцы сору возьмут? <...> У них нет этого вот, как у нас, чтобы в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму.

Русскость самого Захара двоится, лишена восточной или западной определенности. Он в своей полуформенной одежде никак не восточный послушный раб (пререкается, демонстрирует барину свое неблаговоление), однако наделен голосом цепной собаки и является врагом европейских усовершенствований: Сапоги сами снимают с себя: какую-то машинку выдумали! <...> Срам, стыд, пропадает барство! В отличие от русского мужика Захар бороду бреет, но бакенбарды его таковы, что одной стало бы на три бороды.

Слуга, несомненно, воплощает одну из сторон двоящегося образа барина, что раскрывается в их молчаливом обмене предполагаемыми репликами. Однако он несет в себе не только лень и восточный фатализм (о спинке дивана: не век же ей быть: надо когда-нибудь изломаться), но и непоколебимую религиозность: ритуальные уборки к Святой неделе и перед Рождеством нежелание изменять данного ему Богом образа. Последнее явственно противостоит плану разных перемен и улучшений, вынашиваемому Ильей Ильичем. Но Обломову всякое реформирование в отличие от Штольца совершенно чуждо.

Тюпа В.И. — Анализ художественного текста — М., 2009 г.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры