Антон давидянц в контакте. Антон Давидянц: «Выход на сцену не сильно отличается от всего того, что я делаю - дышу или хожу

Главная / Измена жены

Антон Давидянц — басист, музыкант с огромным музыкальным опытом, участник лучших джаз- и фьюжн-коллективов, автор проекта «Impact Fuze». Во время его приезда в Днепр с мастер-классом мы пообщались о его музыкальном видении и собрали музыкальное досье на Антона Давидянца.

Сколько лет вы занимаетесь музыкой?

Какими инструментами владеете?

Лучше всего бас-гитарой. Но поскольку я начинал, как пианист и у меня был очень долгий перерыв, 15 лет я вообще не играл, пока я играл на бас-гитаре серьёзно. То есть, я и сейчас серьёзно на бас-гитаре играю, но буквально год назад я начал возобновлять то, что у меня с фортепиано было. Я сейчас занимаюсь и на фортепиано тоже. Играю классические произведения, которые мне нравятся, какие-то записи даже хочу впоследствии сделать. Плюс, я немножко играю на контрабасе. Чуть-чуть играю на гитаре и чуть-чуть играю на барабанах, и на блокфлейте. Но серьёзно я владею только бас-гитарой, на нормальном уровне, за который не стыдно.

Как раз в одном из интервью вы говорили, что когда вас отдали в музыкальную школу на фортепиано, вы не понимали, зачем вам это.

Абсолютно.

А сейчас вы вернулись, значит осознали?

Именно осознал. Вот спустя время я полюбил классическую музыку, наконец. Потому что в детстве я не любил, так как меня заставляли ею заниматься, а у меня у самого не было желания ею заниматься. И потом в 15 лет я её не слушал. Только в последнее время я начал там видеть неимоверную красоту. И начал заниматься.

Музыкальное образование.

Музыкальная школа, две сменил. Я начал заниматься в городе Петушки, Владимирская область. В этом городе я жил с рождения до 11 лет. Когда я приехал в Москву, я поступил в музыкальную школу имени Мясковского. Очень серьёзная музыкальная школа, которая в результате переименовалась в Шопена. И при ней же открылось училище. Поэтому я сначала окончил школу имени Мясковского, а потом поступил в училище имени Шопена, которая по сути та же школа Мясковского, только училище. Там я проучился один неполный курс и меня отчислили. Потому что я начал на бас-гитаре, как раз, играть и забросил фортепиано вообще. А потом я поступил, тогда это называлось – музыкальное училище эстрадно-джазового искусства на Большой Ордынке в Москве. Теперь это называется – государственный музыкальный колледж эстрадно-джазового искусства. А вообще, это бывшая Гнесинка, бывшее Гнесинское училище знаменитое. Я окончил его, 4 курса. А потом я закончил Институт искусств в Москве, на левом берегу, тоже по бас-гитаре. Честно скажу, это больше для того, чтобы в армию не забрали. Я там уже не учился, я летал по всей России с гастролями.

Расскажите в нескольких словах об основных проектах, которыми вы сейчас занимаетесь.

Огромное количество, я бы выделил просто несколько. То, что интересно лично мне, это дуэт с Анной Ракитой. Анна Ракита – есть такая фантастическая скрипачка, закончила государственную консерваторию по скрипке. Она также играет джаз и сочиняет свою музыку. У нас с ней большая дуэтная программа на два часа. Мы её только расширяем, скоро у нас будут концерты в Омске и Новосибирске. Это один из основных проектов, который мне нравится. Ещё у меня есть дуэт с певицей из Швейцарии Вероникой Сталдер – это одна из моих любимых певиц в мире сейчас. У меня много интернациональных проектов с представителями всех стран, лучшими представителями. Ещё у меня коллектив с Герго Борлай – это венгерский барабанщик. С ним тоже мне очень нравится. И с ним у меня будет тур в ноябре этого года. И очень много я записываю сессионно огромному количеству людей. Я записал целый альбом Агутину, последний. Я записал один альбом Лепсу. Я работал с приличным количеством наших эстрадных музыкантов: с Николаем Носковым, с Батырханом Шукеновым из А-Студио, с Анитой Цой – это что касается поп-музыки. И с огромным количеством джазовых музыкантов. И с теми, кого вы знаете и кого не знаете. (улыбается) И с известными: с Игорем Бутманом, Даниилом Крамером. И есть огромное количество ребят, которые не так известны, но очень талантливы. Алексей Беккер, например, пианист. Андрей Красильников – саксофонист. Фёдор Досумов, который теперь играет с Лепсом, гитарист фантастический. Много. Из Украины много музыкантов, которых я люблю. Женя Уваров, Саша Муренко – барабанщик из Киева, Кондратенко тоже барабанщик из Киева. Много, во всех странах у меня есть музыканты, которых я люблю. Я стараюсь с лучшими играть, насколько это возможно.

Основные эмоции или чувства, которые вы хотите передать, когда играете.

Не знаю, поскольку это очень индивидуальный момент. Все воспринимают вообще по-разному музыку. Кто-то через призму ума и интеллекта, и образования. Кто-то абсолютно на эмоциональном уровне, вообще не зависимо от головы. Поэтому каждый берёт то, что ему нужно из того, что я делаю. А я просто делаю это честно и искренне, с большой любовью. Наверное, я бы так ответил. То есть, у меня нет цели какие-то определённые чувства пробудить у человека. Он сам вправе выбирать то, что ему нравится. Но самое главное, я считаю, что нужно это делать честно. Я не лукавлю, когда делаю что-то по-настоящему. То есть, я делаю только то, что я люблю. А то, что я не люблю, я тоже делаю, но об этом мало кто знает, я никогда об этом не рассказываю. Когда просто нужно что-то делать.

А какой минимум и максимум собирали слушателей?

Даже сейчас бывают такие концерты. Мой рекорд за последний год – это два человека по билетам на моём концерте. В клуб Алексея Козлова в Москве. А максимум, в тот же клуб, где-то около 400 человек по билетам. Когда я привозил Верджила Донати – это легендарный австралийский барабанщик. Очень по-разному всегда. Бывает мало, бывает очень много. Чаще что-то среднее.

А если попробовать составить портрет вашего слушателя, кто в большинстве?

Конечно, это продвинутые люди, по большей части. Не простые ребята и девчата. Это те, кто интересуются редкой музыкой, которая не звучит с экранов телевизора или по радио. Это та музыка, которую нужно самому искать. Это пытливые люди, которым интересно новое, чего нет в широком доступе. И это интеллигентные люди, как правило. Такой, наверное, основной портрет.

"Бас-гитарист Антон Давидянц - музыкант невероятной творческой силы, бесподобного технического уровня и непревзойденной фантазии. Его звуки и манеру игры - хлесткую, сочную, упругую, пульсирующую - не спутаешь ни с чьей иной. Давидянц, без преувеличения, - гордость российской джазовой сцены" - из московской музыкальной прессы.

Антон Давидянц - типичный современный московский армянин. Скорее, просто носит армянскую фамилию. У него всего одна четверть армянской крови и положением дел в Армении он интересуется ровно настолько же. В Ереване был всего один раз. Об армянском джазе знает в общих чертах, хотя слышал, что в Ереване есть очень сильные музыканты. Из московских армян-музыкантов дружит и работает с Мариам и Арменом Мерабовыми. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать об Антоне Давидянце-армянине. Но о нем же как музыканте можно рассказать много любопытного и интересного.

"Мой отец Карен Давидянц - наполовину армянин. А вот дедушка Сергей Давидянц был чистокровным армянином. Мы все Давидянцы, кроме моего дяди Андрея Давидяна. Просто была допущена ошибка при заполнении свидетельства о рождении. Он очень известен в музыкальных кругах Москвы - поет в знаменитой московской группе Soundcake уже около 20 лет, - рассказывает Антон. - Родился я в музыкальной семье. Моя мама Элеонора Теплухина - активно концертирующая классическая пианистка мирового уровня, лауреат многих международных конкурсов, и своей музыкальной подготовкой я обязан именно ей. Мой дедушка был также известным эстрадным певцом. Он преподавал в Московском государственном университете культуры и искусств. Но главное, дед известен по старому фильму "Песня первой любви". Все песни, которые там звучат, спел, а соответственно и озвучил мой дедушка. Так что мой путь с самого начала был предопределен, только я об этом узнал много позже.

Естественно, в 7 лет родители отдали меня в музыкальную школу. А должен признаться, что я занимался крайне неохотно и абсолютно не понимал, зачем меня мучают. Фортепиано мне давалось довольно легко, хотя я почти не занимался. Выиграл несколько конкурсов. Жили мы тогда в городе Петушки, и когда мне исполнилось 11, мама перевезла меня в Москву, чтобы я поступил в музыкальную школу. Все эти годы я не знал никакой другой музыки, кроме классической. Но в 1998-м я впервые услышал гремевшую тогда рок-группу Nirvana и просто обалдел от нее. Можно сказать, что мой приход в мир современной музыки связан именно с этим событием.

А однажды я увидел у одного из друзей бас-гитару. Но самое интересное, что она мне в тот момент абсолютно не понравилась. После такого инструмента, как фортепиано, 4 струны бас-гитары выглядели крайне неубедительно. И я начал пробовать себя на шестиструнной гитаре. Это было приятнее, чем играть на фортепиано. Кончилось это отчислением из училища за неуспеваемость... И в тот момент что-то произошло, и я захотел научиться играть именно на бас-гитаре. Начал заниматься с невероятным усердием - минимум по 10 часов в день, чтобы поступить в Государственное музыкальное училище эстрадно-джазового искусства. Денег тогда особо не было, а стоило коммерческое место очень дорого! В итоге я поступил на бюджет. И сделал это за 3 месяца. Вот в тот момент я поверил в себя и понял, что ничего невозможного для меня нет, нужно лишь полюбить то, чем ты занимаешься. И тогда лень, которая преследовала меня всю жизнь, отпадет сама собой".

Антон Давидянц сегодня имеет в своём багаже массу регалий, совместных проектов с мировыми знаменитостями и прочих доказательств огромного таланта и постоянной работы над собой. Его виртуозность вызывает восхищение не только у джазовых музыкантов. Подтверждение тому - высокая востребованность в коллективах самых разных стилей. И не случайно, что его часто называют лучшим джазовым и рок-басистом современной России. А кроме того, он просто очень хороший, скромный человек.

"Конечно, мне приятно от мысли, что меня считают далеко не последним в своем деле, - говорит Антон. - Я невероятно критичен к себе и постоянно всем недоволен. Пожалуй, только в последние пару лет мне понемногу начало нравиться то, что делаю. Но рад, что еще далеко не достиг своего потолка и постоянно продолжаю расти и совершенствоваться! Мне говорят: "Только смотри - не зазнайся!". На это отвечаю, что если бы хотел - давно б зазнался! Ведь я стал востребованным в довольно молодом возрасте. Мне было 17, когда я начал работать со своим дядей в группе Soundcake. А в 2003-м стал обладателем Гран-при на всероссийском конкурсе "Многоликая гитара"(этот конкурс организовывал отец талантливейшего Гора Суджяна, замечательный гитарист и педагог Мукуч Суджян - прим.ред .). Мне было очень приятно, что все получается быстрее, чем у многих других. Но я все равно не зазнался, так как с самого начала знал, сколько еще предстоит работать! Этот процесс бесконечен. Я обязан своим уровнем тому колоссальному опыту, полученному с момента, когда я впервые взял бас-гитару в руки. Очень много занимался индивидуально, много слушал абсолютно разной хорошей музыки, но главное - я постоянно играл в огромном количестве разных коллективов - от джаза до рока. На данный момент насчитывается примерно тридцать с лишним коллективов, в которых так или иначе участвую. Не считая студийных работ и "случайных" составов. Все это в комплексе и дает потрясающую школу. Здесь есть такой парадокс - чем больше твой мозг "загружен", тем легче усваивать что-то новое, дополнительно к тому, что ты уже знаешь".

Сегодня Антон играет с Олегом Бутманом, Сергеем Манукяном, с вокальным этно-джазовым дуэтом "Zventa Sventana", группой "Мирайф". Его приглашают аккомпанировать практически всем джазовым звездам, приезжающим в Москву. А еще у него есть свой проект - трио "Impact Fuze" с гитаристом Фёдором Досумовым и французким барабанщиком Дамьеном Шмитом(Damien Schmitt) (ранее этот коллектив назывался ALKOTRIO - прим.ред .)

- Ты востребованный музыкант. Трудно ли зарабатывать на жизнь музыкой и часто ли приходится идти на компромиссы?

Трудно! И на компромиссы приходится идти почти всегда. Я вывел четко работающее правило: "Чем хуже музыка - тем больше платят!" И наоборот: "Если занимаешься настоящим искусством, то будь на 100 процентов уверен, что ничего не заработаешь!" Конечно же, это удручает. Ведь именно наша любовь к настоящему искусству и желание постоянно совершенствоваться стимулируют нас, и пока есть это чувство, мы остаемся музыкантами. Но, к сожалению, терпение человека не безгранично, и если в течение, скажем, 15 лет не происходит, никакого резонанса, то музыкант в человеке неминуемо "умирает". И человек полностью превращает свои профессиональные навыки в ремесло, не думая о музыке. Но музыканты в этом не виноваты! Виноваты обстоятельства и страна, в которой музыка всегда остается на задворках.

- Что ты делаешь в свободное от музыки время? Есть у тебя хобби?

К сожалению, я практически не располагаю таковым. Если у меня есть свободный один день в месяц - это невероятное счастье! А мое главное увлечение помимо музыки - кулинария! Я страшно люблю готовить! Раньше я почти каждый день ходил на рынок! Это трудно объяснить, но я просто обожаю ходить за продуктами. Давно собираю рецепты и много придумываю сам. Мой конек - блюда из мяса! Все мои друзья знают про мои фирменные котлеты, вес каждой достигает 600 граммов. А еще люблю кататься на велосипеде, играть в шахматы. Но в целом, конечно, все мои увлечения так или иначе связаны с музыкой.

Армен Манукян

Дуэт мастеров современного джаза, виртуозов, признанных в России и за ее пределами, приглашенных участников лучших джаз-, фьюжн- и world music-коллективов, как отечественных, так и западных.

Музыканты представят новую программу – избранные, самые красивые композиции из репертуара, покорившего публику нескольких стран.

К публике Клуба выйдут:

Антон Давидянц – топ-басист России, автор проекта «Impact Fuze», музыкант с безграничной творческой фантазией, высочайшим уровнем техники и редким сценическим обаянием. Сотрудничал со множеством музыкальных коллективов и артистов, в числе которых: Игорь Бутман, Олег Бутман, Сергей Манукян, Мариам Мерабова, Валерий Гроховский, Даниил Крамер, группами «Zventa Sventana», «Маша и Медведи», Юта, Мара, Николай Носков, Анита Цой, Елка и другими. Имеет большой опыт по работе с зарубежными корифеями, такими как Eric Marienthal, Saskia Laroo, Gregory Porter, Ada Dyer, Ty Stephens, Jean Luc Ponty, Virgil Donati и многими другими. В последние годы крайне удачно работает как продюсер.

Анна Ракита – скрипачка, композитор и аранжировщик, выпускница МГК им. П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов и фестивалей. Сотрудничала с Ришадом Шафи (великий барабанщик легендарных «Гунеш»), играла на мастер-классе мэтра Жан-Люка Понти, записала партию сольной скрипки для альбома «Воспоминания о прошлом» Полада Бюль-Бюль оглы, партию скрипки для саундтреков к сериалам «Бедная Настя», «Казус Кукоцкого». В настоящее время выступает с Влади (группа «Каста»), Олегом Чубыкиным, Александром Ивановым («Рондо»), хором «Пересвет» и другими.

– В этот раз 3 сентября вы выступите в Омске вместе со скрипачкой, композитором, аранжировщиком Анной Ракитой. Расскажите, какую программу вы приготовили для омичей? Чем будете удивлять своих постоянных слушателей?

Музыка, исполняемая мной с Анной, является по большей части нашими авторскими композициями, которые мы разбавляем небольшим количеством обработок малоизвестных произведений. Нам так интереснее, не хочется играть Summer Time в сто пятьдесят тысячный раз. К тому же таким образом мы знакомим наших слушателей с музыкой, которую искренне любим. Например, для нас огромным источником вдохновения по ансамблевой игре, композиции и исполнению в целом является дуэт фантастических музыкантов – Вардана Овсепяна (уроженец Еревана, ныне проживающий в Лос-Анжелесе) и Татьяны Парры (певица из Бразилии). Они играют музыку, которую принято называть «третьим течением» – некую помесь классики и джаза. Тем, кто будет читать это интервью, настоятельно рекомендую ознакомиться с их творчеством, это безумно красиво и талантливо! А удивлять нам особо нечем, мы просто будем стараться хорошо играть. И, вероятно, одно это уже для кого-то покажется удивительным.

– А как вас и Анну свела судьба?

– История нашего знакомства очень интересна. Летом 2013-го года я получил неожиданное предложение сыграть концерт в Санкт-Петербурге с величайшим и всемирно известным джазовым скрипачем Jean Luc Ponty. Его постоянному басисту отказали в российской визе, а концерт уже был запланирован и его нужно было спасать. Барабанщик Жан Люка Damien Schmitt предложил маэстро мою кандидатуру. Понти сперва боялся, и это понятно – откуда ему было знать, что в России есть музыканты, способные справиться со сложной музыкальной задачей, особенно в кратчайшие сроки. Тем не менее, могу сказать, что я не ударил в грязь лицом, хорошо подготовился, мы встретились за день до концерта в северной столице, порепетировали и маэстро остался очень доволен. На следующий день мы сыграли прекрасный концерт, после которого Жан Люк также сказал мне много теплых слов. Спустя некоторое время после вышеописанных событий у Понти был мастер-класс в Москве, на котором присутствовала Анна. Она поиграла для маэстро, и после мастер-класса у них состоялся разговор, в котором Жан Люк спросил Аню, играет ли она с кем-то, есть ли у неё бэнд. Аня, сказала, что никого не знает в Москве из околоджазовой тусовки, с кем можно было бы претворить в реальность ее творческие идеи. На что Понти сказал ей, что есть такой басист в Москве Антон Давидянц, и что он бы очень подошел для такой задачи. Вот такая забавная история. Нас познакомила французская легенда джазовой скрипки. И это при том, что мы оба живем в Москве.


– С чего начиналось ваше сотрудничество?

– Начали мы играть наверное в 2015 году, а спустя год создали дуэт, с которым выступаем и по сей день. И обязательно будем развивать этот проект. Концертов становится все больше и больше. Я вообще хотел бы сделать этот проект одним из основных своих занятий, он очень удобен – всего два человека, минимальный райдер и относительно небольшие расходы, если сравнивать с квартетом или квинтетом.

– Трудно работать с женщиной-музыкантом?

С женщиной-музыкантом, возможно, работать и непросто, но только не в том случае, если женщина-музыкант – ваша лучшая подруга. У нас просто замечательные взаимоотношения и полное взаимопонимание. И мы дружим не только в музыке, но и в жизни. Созваниваемся и списываемся каждый день, поддерживаем друг друга во всем. В общем, настоящие друзья. Так что это редчайшее сочетание и непередаваемое удовольствие. Обычно бывает либо друг, либо музыкант. Приходится выбирать. Но в нашем случае все части мозаики совпали.


– Антон, сегодня вы имеет в своём багаже массу регалий, вас называют лучшим бас-гитаристом страны. Как вы себя ощущаете в таком статусе?

– Я всегда отвечаю в таких случаях, что мне, безусловно, очень приятно, что меня таковым считают. Но это не дает мне ни малейшего права остановиться, «зазвездить» и расслабиться. Потому что как известно: чем больше мы знаем, тем больше понимаем, что не знаем ничего. Чем глубже я погружаюсь в музыкальный мир, тем сильнее понимаю, насколько этот мир бесконечен и абсолютно не существует точки, к которой в итоге можно дойти и остановиться. Мы учимся на протяжении всей жизни. Главным источником вдохновения лично для меня является, собственно, любовь к музыке. Это мой воздух, без которого невозможно жить. Ещё я вдохновляюсь любимыми музыкантами, которые побуждают меня к постоянному развитию и работе над собой.

– В одном из своих интервью прошлых лет вы, говоря про любимых музыкантов, выделили французского бас-гитариста Адриена Ферро, что «пока он играет лучше вас, вы будете стремиться только вперед». По-прежнему он является для вас таким серьезным соперником, или время идёт, уже появились иные?

– Да, Адриен по-прежнему является для меня идеалом в искусстве игры на бас-гитаре. Ничего не изменилось за последние 10 лет с тех пор, как я его узнал. Но также появилось немало очень серьезных музыкантов. Особенно я хотел бы отметить двух бразильцев Michael Pipoquinha и Junior Rebeiro Braguinha. Еще появилась совершенно фантастическая басистка из Индии Mohini Dey. Ей сейчас 20 лет, кстати. Мы очень дружим. В общем, появляются новые молодые невероятные музыканты, но Hadrien по-прежнему остается папой.

– У многих музыкантов есть предконцертные ритуалы. Например, читала, что американский рок-музыкант Дейв Грол и его товарищи перед выходом на сцену в обязательном порядке выпивают несколько стопок ликера Jägermeister под музыку Майкла Джексона. Антон, есть ли у вас подобные ритуалы?

У меня абсолютно никаких ритуалов нет, но Jagermeister я очень люблю. Вообще, все зависит от концерта. К большинству концертов я специально никак не готовлюсь и перед ними не настраиваюсь. И это не потому, что мне все равно, а потому что уже имеется огромный опыт, и выход на сцену не сильно отличается от всего того, что я делаю - дышу или хожу пешком. Так же часто это происходит. Тем не менее, иногда случаются выступления, перед которыми я волнуюсь. Особенно если играю с легендарными музыкантами – есть некий трепет перед ними. Или с Аней вот когда мы играем, я тоже немного волнуюсь. Но, скорее, только лишь потому, что в этом дуэте на бас возложена (мной же) огромная ответственность. И чтобы играть хорошо нашу программу, нужно быть в супер тонусе. Из ритуалов единственное что мы делаем с музыкантами, которых я приглашаю, – это встаем в круг перед концертом, обнимаем друг друга и говорим «Let’s kill the place» или что-нибудь в этом роде.

– Постоянная концертная деятельность требуют немалых усилий. Как вы предпочитаете расслабляться?

– Расслабляться мне крайне редко удается. Тем не менее, больше всего люблю путешествовать. Это дает мне огромное количество энергии и вдохновения. Всегда путешествую «дикарем», никогда не покупаю пакетные туры. Максимум – билеты на самолет, а все остальное – на месте. Обожаю езду на мотоцикле. В эти моменты я особенно хорошо отдыхаю и расслабляюсь. Вообще, моя жизнь очень насыщенная, порой я летаю просто каждый день, меняю страны и часовые пояса. Это физически тяжело, но в эмоциональном смысле намного интереснее, чем сидение на одном месте. Я не могу задерживаться последнее время в одном месте больше, чем на 2 недели. Обязательно возьму билет на самолет и улечу куда-нибудь. Если, конечно, будет такая возможность.


– Антон, в интервью в 2010 году, когда вам было ещё 26 лет, вы говорили, что хотите уехать на постоянное место жительство в Париж, потому что вы уже «переросли» московский уровень. Что вас остановило уехать за границу, почему продолжили работать в России? Приходят ли сейчас мысли о переезде?

– Мысли о переезде постоянные. И это непременно произойдет. Просто все элементарно упирается в деньги, точнее в их отсутствие. Всему виной моя организаторская деятельность и постоянные «привозы» некоммерческих фьюжн коллективов. Если бы я этого не делал, то давно бы смог себе позволить уехать. Моя мечта – это Лос Анжелес. Это эпицентр огромного количества гениальных людей. Но для этого нужно очень много свободных денег, потому что работы сразу там точно не будет. А еще более вероятно – не будет вообще. Даже величайшие музыканты современности сидят там без концертов и зарабатывают гастролями по Европе. Еще Нью-Йорк. Но в Нью-Йорке еще больше музыкантов, конкуренция просто бешеная. И тоже мало работы.

– А как же Париж?

– Насчет Парижа я остыл, пообщавшись с огромным количеством моих французских друзей. Там тоже тяжело очень. Да и вообще это касается почти всего мира - работы стало очень мало у музыкантов, занимающихся настоящим искусством. Все-таки период расцвета джаза и фьюжн музыки был в 60-70-80ые годы. Теперь народ интересует исключительно попса. Времена, когда пионеры фьюжн Weather Report собирали стадионы, увы, прошли. И я не вижу пока позитивных изменений в этом направлении в ближайшие годы. Но вообще это очень длинная тема для отдельного интервью.

При этом я все-таки постоянно летаю по всему миру, так что нельзя сказать, что я «остался в России». Я как бы базируюсь в Москве, но за последний год, например, в общей сложности в столице я пробыл максимум 2 месяца. В августе вот 3 дня, дай бог, наберется. Всю зиму я пересидел на Кипре, хоть и летал в Россию минимум раз в неделю. До этого подолгу был в Бангладеш, Китае и Нидерландах. Не сидится мне на месте, тут уж ничего не поделать. И я хочу быть постоянно в таком окружении для того, чтобы перманентно расти и развиваться. Потому что я все-таки люблю прежде всего музыку, а потом уже все остальное.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры