Белая стрекоза кто написал. Воронов, Николай Александрович (музыкант)

Главная / Измена жены

17-летний москвич Николай Воронов - настоящий вундеркинд, которого дома так никогда не называли, чтобы уберечь от психологических травм. Мальчик, родившийся в семье психолога и концертмейстера, с трех лет проявлял незаурядные способности к математике и музыке. В пять лет он начал учиться на пианиста в Московской средней специальной школе имени Гнесиных для особо одаренных детей. Абсолютный слух и уникальная музыкальная память, выявленные у Николая, привели к тому, что параллельно с общей программой с ним стали заниматься и композицией. В десять лет Коля Воронов на простеньком синтезаторе сочинил песню «Белая стрекоза любви», которой через шесть лет было суждено стать интернет-хитом и принести автору известность. И у теперь уже студента первого курса композиторского отделения Московской консерватории закрутилась поп-карьера - его приглашали с выступлениями на корпоративы, новогодний огонек канала «2x2», в клубы «Солянка» и «Икра». На молодого музыканта посыпались предложения о сотрудничестве от представителей шоу-бизнеса, запросы на телесъемки и интервью. Поклонники, разузнав адрес Вороновых, стали собираться у него в подъезде. Поднялся, что называется, нешуточный хайп.

Сложившаяся ситуация немало беспокоит родителей Коли Воронова, которые опасаются, что чрезмерное публичное внимание помешает сыну закончить образование и тем самым загубит его талант. OPENSPACE.RU решил выяснить, что на уме у самого Коли Воронова.

Место действия: кафе на Измайловском бульваре. Действующие лица: корреспондент OPENSPACE.RU Денис Бояринов, Николай Воронов и его директор Александр. Воронов изучает меню, потом делает заказ: мясо на сковороде, две бутылки минеральной воды.

- Ты грызешь ногти.

Да (смущенно смеется) . Не могу избавиться от привычки.

- Это какая-то характерная черта для пианистов. Горовиц в юности тоже грыз ногти.

Для пианистов - это такая беда. Кстати говоря, Горовиц - да. А Стравинский не грыз.

- Мы можем приступить к интервью?

Еще как.

Прекрасно. Твоя мама и преподавательница игры на фортепиано мне подробно рассказали о твоем, так скажем, становлении как классического музыканта, пианиста. Но вот момент, когда ты увлекся поп-музыкой, они, по их признанию, не заметили.

На самом деле мама, наверное, заметила, но не рассказала. Я увлекся эстрадой в десять лет. Включал телевизор и слушал песни. Любые - послушал группу «Белый орел», Виктора Цоя (смеется )… Что там еще? Децл! (Декламирует. ) «А кто ты? Кто ты? Кто ты? А кто ты? Кто ты? Кто ты?» На самом деле неплохие песни. А Цой вообще замечательный…

Да так вот, я говорю о том, что мне это все было в принципе интересно. Но занялся я попсой тогда, когда мне папа на Савеловском рынке купил синтезатор Casio СTK 571 . Этот синтезатор стал моим атрибутом.

- Ты все на том же синтезаторе играешь?

Да! И я не хочу его менять!

- А он хорошо работает - клавиши не западают?

Хорошо работает. Наоборот, клавиши иногда хочется вырвать. С корнем! (Смеется. ) Нет, боюсь, боюсь новый покупать. (Заговорщицким тоном. ) Знаете, почему боюсь?

- Почему?

Потому что на новом не будет ритма «Стрекозы». Нет - если новый, то только Casio , только Casio . Причем интересно, что на новом синтезаторе можно будет сделать ремикс на «Стрекозу». Вообще, я рад, что вы слышали «Стрекозу». Это невероятно! Это удивительно! Почему вдруг такое притяжение к песне? Вдруг! Вот не было этой песни, вот она появилась - и вдруг такое. И теперь все говорят, что Николай Воронов мой кумир. (Смеется. )

- А сейчас ты что слушаешь?

Сейчас - классическую музыку. У нее есть что мне сказать энергетически.

- Какой период?

Современный. Даже не современный, конец XIX - начало XX века.

- Модернистов?

Еще не совсем модернистов, но уже… Ранний авангард - Дебюсси, Скрябин, Малер, Равель уже меньше. Все такое - послешопеновское. Рахманинов туда входит, конечно. Естественно, додекафонисты, нововенская школа - Берг, Шёнберг, Веберн.

- Я знаю, ты сочиняешь симфонические произведения и сам.

Да, сочиняю, конечно. На компьютере, у меня три программы есть. В них пишу, программы сразу озвучивают. Это очень важно: ты сочиняешь и сразу слышишь, что сочиняешь.

- Как бы ты описал стиль своих симфонических произведений?

У меня разные есть. Наверное, это возвращение классики. Современные гармонии… Нет, вот так надо сказать: я пытаюсь показать современные гармонии классическими стилем. А вообще - совмещение. Даже «Стрекоза» - это совмещение. Совмещение поп-рока с диско.

- Ты даешь своим симфоническим сочинениям названия?

- «Опусы». Опусы под номерами. Названия не успеваю. Песням даю номера. Сейчас идет песня 68.

- То есть ты всего сочинил 68 песен?

- А почему на концертах ты играешь одни и те же десять штук?

- 15. Потому что они самые хитовые. И пока я выучил только их.

(1991-05-15 ) (28 лет) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Николай Александрович Воронов (род. 15 мая 1991 года) - российский исполнитель песен в стиле поп и композитор , ставший популярным благодаря видеосервису YouTube .

Биография

Николай Воронов - москвич, младший сын преподавателя кафедры социологии и гуманитарных наук Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Александра Ярославовича Воронова.

По словам матери, сочиняет музыку с трёх лет. В пятилетнем возрасте начал учиться на фортепиано в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных . Свой первый концерт Николай провёл в г. Дубне . Первый выход на «крупную» сцену состоялся в 2008 году в клубе «Солянка». В 2008 году поступил на первый курс композиторского отделения Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского , где учился в классе Р. С. Леденёва , под руководством которого сочинял произведения в академическом стиле (Первая поэма для мужского хора с оркестром; Шесть пьес для скрипки с оркестром; Concerto grosso для струнного оркестра, челесты, скрипки, альта и виолончели).

По словам Николая, он «занялся попсой», когда отец купил ему на Савеловском рынке синтезатор «Casio » СTK 571. Первые три песни, которые он сочинил, назывались (в хронологическом порядке) - «Я жду тебя», «Люди, которые сразу» и «Белая стрекоза любви». В 2008 году автор предсказал, что «Стрекоза» «станет его хитом».

Известные работы

  • «Баррикадная»
  • «Люди, которые сразу»
  • «Чуб, камон»
  • «Казино»
  • «Фруктовая нежность»
  • «Просто Танцы»
  • «Кантри»
  • «Смс»
  • «Беги»

См. также

Напишите отзыв о статье "Воронов, Николай Александрович (музыкант)"

Ссылки

  • (англ.) на сайте Myspace
  • на RuTube
  • на YouTube

Примечания

Отрывок, характеризующий Воронов, Николай Александрович (музыкант)

– Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше?
– Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
– Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь.
– Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили.
Князь Андрей улыбнулся.
– Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился.
– Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут?
Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал:
– Белый! белый!
Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. Другой раз он остановился, спросил:
– И скоро она родит? – и, с упреком покачав головой, сказал: – Нехорошо! Продолжай, продолжай.
В третий раз, когда князь Андрей оканчивал описание, старик запел фальшивым и старческим голосом: «Malbroug s"en va t en guerre. Dieu sait guand reviendra». [Мальбрук в поход собрался. Бог знает вернется когда.]
Сын только улыбнулся.
– Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
– Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.

В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.
В столовой, громадно высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.
– Как я узнаю его всего тут! – сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.

Николай Воронов - российский певец, автор текстов, поэт-песенник и композитор. Талантливый поп-исполнитель стал знаменитым благодаря своему «Ютуб»-каналу, на котором выложил песню собственного сочинения и исполнения «Белая стрекоза любви». Трек мгновенно стал хитом. Музыкальный критик в шутку сравнил исполнителя с .

Детство и юность

Николай Воронов родился в мае 1991 года в интеллигентной московской семье. Его отец Александр Воронов преподает на кафедре социологии и гуманитарных наук одного из столичных вузов, а мама имеет образование концертмейстера. Именно она первой заметила музыкальные способности сына.

View this post on Instagram

Николай Воронов в детстве

Музыкальная биография мальчика началась еще в детстве. В 5 лет Николай Воронов сел за рояль. Он начал заниматься в Московской спецшколе имени Гнесиных, где учились особо одаренные дети. У мальчика обнаружились абсолютный слух и отличная музыкальная память. Это стало причиной дополнительных занятий композицией.

По словам Николая Воронова, он написал свое первое музыкальное сочинение в 8-летнем возрасте. Мальчик назвал его «Классический этюд для фортепиано». Позднее музыкант получил высшее образование в стенах Московской консерватории, куда поступил в 2008 году на курс к Роману Леденеву.

Музыка

Композицию, которая прославила юного поэта, исполнителя и музыканта, он написал в 10 лет. Это была песня «Белая стрекоза любви». Николай Воронов отнес ее к стилю треш-поп и вспомнил о ней 6 лет спустя.

Как признался Воронов, «попсой» он занялся после того, как папа подарил синтезатор Casio. Этот инструмент подтолкнул парня к написанию первых трех песен. Сначала появилась композиция «Я жду тебя», а некоторое время спустя еще две - «Люди, которые сразу» и «Белая стрекоза любви». Последняя стала хитом после того, как Николай Воронов в 2008 году поместил ее на Youtube. Забавный ролик с запоминающимся ритмом и словами просмотрели тысячи пользователей. Коля проснулся знаменитым.

Поначалу интерес к песне был скорее шуточным, пользователи пересылали друг другу забавный клип с запоминающимся мотивом. Но впоследствии она обрела вирусный эффект, а автор композиции стал популярен и получил ряд предложений выступать в шоу на федеральных каналах. Пользователей удивлял и поражал и тот факт, что саму песню Николай написал еще в детстве, а вирусный интернет-успех композиции предсказал за 4 года до того, как выложил запись на YouTube.

View this post on Instagram

Николай Воронов

В ноябре 2008 года Николая пригласили дать концерт в модном столичном клубе «Солянка», что он охотно сделал. В зале был аншлаг. Посмотреть на Воронова и послушать его «живое» исполнение пришли полторы тысячи людей. По словам музыканта, в его жизни это было единственное выступление перед такой большой аудиторией.

Николай также был приглашен и на праздничный концерт, который транслировался на телеканале «2х2» в новогоднюю ночь с 2008 на 2009 год.

В 2009 году Артемий Троицкий высказался за то, чтобы Николай Воронов со своим хитом отправился на «Евровидение». Критик поддержал инициативную группу, выдвинувшую кандидатуру Воронова, видеообращением. Исполнить песню должна была группа Quest Pistols . Но музыканты получили отказ, так как композицию уже исполняли до конца октября 2008-го.

View this post on Instagram

Николай Воронов

В том же году Николай Воронов был награжден премией «Степной волк» в номинации «Нечто». Особенность этой номинации в том, что здесь судьи оценивают не музыку или текст, а общественное влияние личности или события.

Очередная волна популярности накрыла музыканта в декабре 2015 года, когда пародист Максим Галкин довольно точно изобразил Колю в телешоу «Точь-в-Точь».

На сегодня дискография музыканта состоит из десятков композиций. Популярными стали только несколько, среди которых «Люди, которые сразу», «Фруктовая нежность» и «Беги». Но эти песни не смогли достичь популярности, которой достиг хит «Белая стрекоза любви».

Николай Воронов на сцене

Постепенно популярность музыканта сошла на нет. В интервью 2016 года Николай сообщил, что перестал заниматься поп-музыкой, а полностью сконцентрировался на профессиональной карьере. В планах у него - создание серьезных классических произведений. Сегодня на его счету - поэма для мужского хора с оркестром, пьесы для скрипки с оркестром, 25 электронных симфоний и другие сочинения.

Тем не менее в сентябре 2016 года музыкант стал участником шоу «Х-фактор».

В июле 2017 года музыкант снова привлек внимание интернет-сообщества. Николай начал регулярно выкладывать видео на свой канал на YouTube, где до этого постил только классическую музыку собственного исполнения. На новых видео артист вел себя экстравагантно и вызывающе. В социальных сетях Воронов также начал писать короткие бессвязные сообщения.

Поклонники и пресса заподозрили, что музыкант сошел с ума, но официального подтверждения такого диагноза со стороны близких не последовало. Позднее врач-психиатр прокомментировал поведение Николая, не подтвердив конкретного психического заболевания. По мнению специалиста, молодой человек испытывает проблемы с нервной системой, а не с психикой, что связано, скорее всего, с родовой травмой. С годами Воронов научился справляться с проблемой и даже сделал ее своей особенностью.

Личная жизнь

Об этой стороне своей жизни треш-звезда Рунета не любит распространяться. Личная жизнь Николая, рост которого достигает 195 см, почти чистый лист.

На программе , которая появилась в эфире в 2013 году, Николай признался, что ему нравятся высокие и пышные блондинки, причем старше его возрастом. Подобная подруга уже была в жизни парня. Воронов упомянул о девушке Насте, с которой периодически общается.

Николай Воронов и Света Яковлева в шоу "Давай поженимся"

По словам Николая, детей ему пока не хочется заводить. Да и к женитьбе он не готов, потому что напуган истеричностью и алчностью девушек своих друзей. К тому же «идеальную женщину нужно выстрадать». На передаче также выяснилось, что юноша проходил обследование в психиатрической клинике по поводу нервных тиков. В конце эфира музыкант сделал выбор в пользу , которая вошла в число претенденток на звание девушки и невесты Воронова.

Николай Воронов сейчас

Сейчас Николай продолжает общаться с поклонниками посредством социальной сети

Не так давно в программе «Точь-в-точь» на Первом канале популярный юморист всея Руси Максим Галкин буквально сразил наповал всех зрителей и ведущих, изобразив некую звезду рунета — Николая Воронова, когда-то прославившегося хитом «Белая Стрекоза Любви», а потом канувшего в небытие. У многих людей, которые Воронова и его песен знать не знают, возник закономерный вопрос: «Откуда Максим Галкин вообще вытащил этого странного ботаника в очках и с синтезатором? Кто это? И почему именно на него пал выбор популярного юмориста? Нет что ли других «жертв» для пародирования — более маститых и известных публике?»

Удивительно, но выбор Максима Галкина не случаен, как может показаться на первый взгляд. Если на всё это посмотреть с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана , то популярный юморист бессознательно выбрал своего «векторального двойника»: набор векторов у Галкина и у Воронова совпадает один в один (мышечный, анальный, кожный вектора снизу и зрительный, оральный и звуковой – сверху).

Однако есть одна мааааленькая, но существенная разница: если у Максима Галкина все вектора развиты, находятся в хорошем состоянии, благодаря чему их свойства гармонично дополняют другу друга, даря своему обладателю возможность по полной реализовать в обществе свои таланты и способности, то у Николая Воронова всё несколько печальнее. Вектора пребывают в не очень хороших состояниях, стрессуют, «дребезжат», придавая их и без того странному обладателю гротескные и комичные черты. Так, например, Николай имеет привычку постоянно грызть ногти на руках, все время что-то теребит, дергает руками – что свидетельствует о стрессе в кожном векторе . Пытается болтать без умолку и не по теме, несмотря на проблемы с дикцией, и часто бывает «заткнут» собеседником – не очень развитая оральность. Даже пение, словно «медведь на ухо наступил» (несмотря на то, что Николай обладает хорошим слухом и отучился сначала в Гнесинке, а потом и в Московской Консерватории им. П.И. Чайковского). Что не так с Николаем Вороновым? Постараемся сделать некоторые системные догадки.

Кто же такой Николай Воронов?

Николай Воронов, несмотря на то, что одно время его «Белая стрекоза любви» звучала буквально из каждого утюга и из каждой кафешки на набережной, по-прежнему остается личностью не особо известной. О нем не слагают книги, его биографию не записывают, его песни (кроме Стрекозы) известны только узкому кругу людей, а про то, что данный человек еще и пишет стихи да пытается творить «серьезную музыку», неизвестно почти никому.

Некоторые называют Воронова «блаженным русского Интернета» и «дурачком» , другие считают несомненным талантом и непризнанным гением, третьи с сожалением вздыхают — «парень болен, а вы над ним смеетесь» .

Сам Воронов своих проблем не скрывает, честно заявляя, что — да, проходил лечение в психбольнице, но даже несколько гордится этим, небезосновательно считая, что сумасшествие и гений ходят рука об руку. Одно время Николай даже пытался сыграть на своей «ненормальности», используя это как образ для публики, делая какие-то совершенно сумасшедшие записи и выкладывая их на ютуб. Пытался эпатировать подписчиков, заявлял себя в качестве эксцентричного музыканта, придумывая различные забавные названия для своей «группы». Например, «Скумбрия холодного копчения». Постоянно рассуждал о «нормальности и ненормальности», по-звуковому несколько возвышая себя над «нормальной толпой»:

Почему нужно быть нормальным?
Вот она идёт задумчивая флейта
С ровным диссонансом поперёк,
Или в бездне найдёныш плачет.
Даже это — почему нужно быть, если плачет?

Однако со временем, видимо, разочаровался и угомонился, понимая, что многие заходят на его страничку лишь похихикать и позубоскалить, а вовсе не для того, чтобы оценить его творчество. Что за его «ненормальным образом» никто не хочет видеть того, что он пытается донести. А ведь Николай Воронов, подобно всем людям со звуковым вектором, хочет донести определенные смыслы. Да и сам эти смыслы ищет.

В чем причины «ненормальности» Николая Воронова?

Мы не будем вдаваться в клинические диагнозы или истории болезни нашего героя. А поговорим немного о другом.

Как мы уже говорили выше, Николай Воронов является обладателем звукового вектора , что уже делает его слегка «чудиком» в глазах всех прочих людей.
Звуковики от рождения – белые вороны в обществе, т.к. устроены по-другому и обеспокоены другими вещами. Пока все прочие дети шумят, визжат, толкаются, катаются, плотно сцепившимся человеческим клубком, ребенок со звуковым вектором старается быть в стороне. Человеческий шум травмирует его чувствительные ушки. Да и вся эта чехарда со сверстниками его не очень интересует.

Он еще из пеленок не успел вылезти, а уже вопрос: «Кто я?» возник в его голове. Звуковик всю жизнь ищет смысл человеческой жизни, его мир, в отличие от мира большинства, расколот надвое: мир реальный и мир метафизический. И, отгадайте, какой мир для него более реален? Не тот, что для всех нас – это верно.

Таким образом, вы теперь понимаете, почему человек со звуковым вектором может казаться всем окружающим «чудаком». Потому что мыслит он совершенно иными категориями.

Но эта дистанция, что разделяет звуковика от всех остальных, со временем может сгладиться. Если такой ребенок не сидит дома, а ранжируется среди сверстников, развивает свойства не только верхних, но и своих нижних векторов (развитие нижних векторов как раз происходит «в стае»), рано или поздно он находит свое место в этом обществе, находит себе применение, научается общаться с другими людьми, да и другие люди начинают лучше понимать его. Иными словами, человек со звуковым вектором, не оторванный насильно от общества, перестает быть белой вороной, а может стать развитой личностью, которая еще и привносит в этот мир новые идеи, полезные для человечества. Нижние вектора в хорошем состоянии дают хорошую базу и для развития верхних векторов.

Однако если ребенку со звуковым вектором не дают ранжироваться среди сверстников, не дают развивать свойства своих нижних векторов, развитие которых происходит в очень важный период – во время пубертата, а к тому же еще и травмируют звук — то звуковик так и остается «белой вороной» и «чудиком».

17-летний москвич Николай Воронов - настоящий вундеркинд, которого дома так никогда не называли, чтобы уберечь от психологических травм. Мальчик, родившийся в семье психолога и концертмейстера, с трех лет проявлял незаурядные способности к математике и музыке. В пять лет он начал учиться на пианиста в Московской средней специальной школе имени Гнесиных для особо одаренных детей. Абсолютный слух и уникальная музыкальная память, выявленные у Николая, привели к тому, что параллельно с общей программой с ним стали заниматься и композицией. В десять лет Коля Воронов на простеньком синтезаторе сочинил песню «Белая стрекоза любви», которой через шесть лет было суждено стать интернет-хитом и принести автору известность. И у теперь уже студента первого курса композиторского отделения Московской консерватории закрутилась поп-карьера - его приглашали с выступлениями на корпоративы, новогодний огонек канала «2x2», в клубы «Солянка» и «Икра». На молодого музыканта посыпались предложения о сотрудничестве от представителей шоу-бизнеса, запросы на телесъемки и интервью. Поклонники, разузнав адрес Вороновых, стали собираться у него в подъезде. Поднялся, что называется, нешуточный хайп.

Сложившаяся ситуация немало беспокоит родителей Коли Воронова, которые опасаются, что чрезмерное публичное внимание помешает сыну закончить образование и тем самым загубит его талант. OPENSPACE.RU решил выяснить, что на уме у самого Коли Воронова.

Место действия: кафе на Измайловском бульваре. Действующие лица: корреспондент OPENSPACE.RU Денис Бояринов, Николай Воронов и его директор Александр. Воронов изучает меню, потом делает заказ: мясо на сковороде, две бутылки минеральной воды.

- Ты грызешь ногти.

Да (смущенно смеется) . Не могу избавиться от привычки.

- Это какая-то характерная черта для пианистов. Горовиц в юности тоже грыз ногти.

Для пианистов - это такая беда. Кстати говоря, Горовиц - да. А Стравинский не грыз.

- Мы можем приступить к интервью?

Еще как.

Прекрасно. Твоя мама и преподавательница игры на фортепиано мне подробно рассказали о твоем, так скажем, становлении как классического музыканта, пианиста. Но вот момент, когда ты увлекся поп-музыкой, они, по их признанию, не заметили.

На самом деле мама, наверное, заметила, но не рассказала. Я увлекся эстрадой в десять лет. Включал телевизор и слушал песни. Любые - послушал группу «Белый орел», Виктора Цоя (смеется )… Что там еще? Децл! (Декламирует. ) «А кто ты? Кто ты? Кто ты? А кто ты? Кто ты? Кто ты?» На самом деле неплохие песни. А Цой вообще замечательный…

Да так вот, я говорю о том, что мне это все было в принципе интересно. Но занялся я попсой тогда, когда мне папа на Савеловском рынке купил синтезатор Casio СTK 571 . Этот синтезатор стал моим атрибутом.

- Ты все на том же синтезаторе играешь?

Да! И я не хочу его менять!

- А он хорошо работает - клавиши не западают?

Хорошо работает. Наоборот, клавиши иногда хочется вырвать. С корнем! (Смеется. ) Нет, боюсь, боюсь новый покупать. (Заговорщицким тоном. ) Знаете, почему боюсь?

- Почему?

Потому что на новом не будет ритма «Стрекозы». Нет - если новый, то только Casio , только Casio . Причем интересно, что на новом синтезаторе можно будет сделать ремикс на «Стрекозу». Вообще, я рад, что вы слышали «Стрекозу». Это невероятно! Это удивительно! Почему вдруг такое притяжение к песне? Вдруг! Вот не было этой песни, вот она появилась - и вдруг такое. И теперь все говорят, что Николай Воронов мой кумир. (Смеется. )

- А сейчас ты что слушаешь?

Сейчас - классическую музыку. У нее есть что мне сказать энергетически.

- Какой период?

Современный. Даже не современный, конец XIX - начало XX века.

- Модернистов?

Еще не совсем модернистов, но уже… Ранний авангард - Дебюсси, Скрябин, Малер, Равель уже меньше. Все такое - послешопеновское. Рахманинов туда входит, конечно. Естественно, додекафонисты, нововенская школа - Берг, Шёнберг, Веберн.

- Я знаю, ты сочиняешь симфонические произведения и сам.

Да, сочиняю, конечно. На компьютере, у меня три программы есть. В них пишу, программы сразу озвучивают. Это очень важно: ты сочиняешь и сразу слышишь, что сочиняешь.

- Как бы ты описал стиль своих симфонических произведений?

У меня разные есть. Наверное, это возвращение классики. Современные гармонии… Нет, вот так надо сказать: я пытаюсь показать современные гармонии классическими стилем. А вообще - совмещение. Даже «Стрекоза» - это совмещение. Совмещение поп-рока с диско.

- Ты даешь своим симфоническим сочинениям названия?

- «Опусы». Опусы под номерами. Названия не успеваю. Песням даю номера. Сейчас идет песня 68.

- То есть ты всего сочинил 68 песен?

- А почему на концертах ты играешь одни и те же десять штук?

- 15. Потому что они самые хитовые. И пока я выучил только их.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры