Белянчикова, юлия васильевна. Юлия белянчикова - биография, информация, личная жизнь Юля васильевна

Главная / Измена жены

Родилась в г. Москве. В 1971 г. окончила дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории (класс профессора Л. В. Ермаковой). С 1972 г. по 1975 г. продолжила образование в ассистентуре консерватории (руководитель — профессор К. Б. Птица). В 1982 г. окончила вокальный факультет Московского государственно-педагогического института им. Гнесиных (класс А. Д. Кильчевской).

Педагогическая деятельность:

Свою практическую и педагогическую деятельность начала в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, где в 1971-1973 гг. была руководителем хорового класса, преподавателем специальных дисциплин на дирижерско-хоровой кафедре, руководителем хора Оперной студии.

С 1982 г. работает в Московском училище им. Октябрьской Революции, где в 1990-1993 гг. заведовала комиссией сольного пения, с 1995 г. работает также в Московском государственном институте музыке им. А. Шнитке.

С 1986 г. — преподаватель дирижерско-хорового факультета Московской консерватории.

В 1977 г. была приглашена в Московский камерный хор под управлением В. Минина в качестве артистки и солистки хора. С Московским камерным хором Ю. Алисова участвовала в хоровых премьерах «Пушкинского венка» и «Ночных облаков» Г. Свиридова, солировала в произведениях А. Вивальди и И. Стравинского.

Хормейстер Народного коллектива, лауреата международных конкурсов Мужского академического хора МИФИ.

Учебные курсы, мастер-классы:

Неоднократно проводила мастер-классы, в том числе, в рамках V Открытого областного фестиваля «Детские ассамблеи искусств» Самарской губернии. Давала открытые уроки: «Формы и виды вокальной работы в классах хорового дирижирования» в МГИМ им. А. Г. Шнитке.

Ученики:

Студенты класса — Е. Кальченко (Московская консерватория), С. Шкатова (МГИМ им. А. Г. Шнитке) — лауреаты Международного видеоконкурса «Золотой соловей» Федерации детских и молодежных хоров России (2001).

Ученики преподают в музыкальных училищах, детских музыкальных и школах искусств, хоровых студиях, работают на радио и телевидении, в оперных и музыкальных театрах разных городов России и за рубежом (Нидерланды).

Концертная деятельность:

Выступает с сольными концертами и ведет интенсивную и разнообразную исполнительскую деятельность, включающую в себя сольные концерты, работу в кино и на радио, выступления с хоровыми коллективами.

В концертном репертуаре — произведения классики и сочинения современных композиторов, в их числе: сочинения Ю. Буцко, В. Генина, М. де Фальи, Дж. Дуарте, Ю. Евграфова, Р. Кампо, А. Самонова, М. Тертеряна, Т. Чудовой, А. Шнитке, Р. Валина.

Концертные выступления проходят в лучших концертных залах Москвы: Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Концертном зале Союза композиторов РФ и др.

Научные труды. Издания. Публикации

Учебные программы:

  • «Постановка голоса» по направлению 070100 специализация «Дирижирование академическим хором» (бакалавриат). М., 2005
  • Пояснительная записка к программе «Постановка голоса» по специализации аспирантуры дирижерско-хорового факультета МГК им. П. И. Чайковского «Хоровое пение современной музыки», направление 522501.07. М., 2000
  • «Постановка голоса» по направлению 070105.65 для музыкальных ВУЗов «Дирижирование академическим хором» (специалист)
  • «Вокальная подготовка» по направлению 070105 для музыкальных ВУЗов, специализация «Дирижирование академическим хором». М., 2006

Статьи:

  • «Единство теории и практики в вокальном воспитании дирижеров хора» / Актуальные проблемы практической подготовки хормейстера. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 27.02 — 1.03. 2003
  • «Современная музыка в курсе «Постановка голоса» в подготовке дирижеров-хоровиков» / Наука и педагогика в учебном процессе. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2003
  • «Вопросы вокальной подготовки дирижёров хора»/ Музыкальное образование в России — 1918-2008. Тезисы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 90-летию учебного заведения. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2008

В настоящее время готовится второй выпуск Хрестоматии.

Телепрограмма с жизнеутверждающим названием «Здоровье» появилась на советском телевидении в 1960-м году, за девять лет до того, как ведущей стала врач Юлия Белянчикова (1940-2011). Для молодой женщины, как и для большинства детей, родившихся накануне Великой Отечественной войны, телевизор был чем-то из области фантастики - новый вид средств массовой информации только входил в дома советских людей.

Буду врачом

Даже будучи студенткой мединститута, девушка представить себе не могла, что будет «экранной советчицей» для нескольких поколений жителей Советского Союза. Трудно поверить, но интеллектуальная, утонченная, элегантная Юлия не любила и даже боялась выступать публично. Говорят, Юлия Белянчикова (Воронкова) отличалась не только профессионализмом, но, прежде всего, интеллигентностью.

Такими был и ее родители - жители подмосковной Балашихи: мать Мария Ивановна, врач, и отец Василий Васильевич, инженер. В канувшее в лету идейное время, сиживая у Воронковых за чаем, мамины коллеги обсуждали медицинские открытия, современные методы лечения.

Слушать пылкие профессиональные разговоры маленькой Юле нравилось. Планы девчушки сводились к одному: «Вырасту - стану доктором!» Мария Ивановна о заветной мечте дочери знала, но еще больше ведала о том, как трудна «медицинская доля».

Пропал математик!

Когда подоспел момент выбора профессии, родительница настояла, чтобы Юля выбрала иную стезю, к примеру, механико-математический факультет Московского государственного университета. В школе с математикой дочка дружила, радовала педагогов достижениями.

На мехмате девушка продержалась двенадцать месяцев и сделала непокорный шаг: сдала экзамены в Первый Московский ордена Ленина медицинский институт имени И.М. Сеченова (в настоящее время - Медакадемия). Осваивала специальность «лечебное дело».

Вот и славное студенчество осталось позади. Впереди у Юлии Белянчиковой, как и у тысяч молодых выпускников вузов, техникумов и училищ в СССР, было распределение на работу. Начало трудовой биографии молодого доктора тесно связано с Центральным институтом переливания крови (Гематологический научный центр). Плодотворное время: новый коллектив, участие в научных форумах...

Впервые в Останкино

В августе 1969 года в Москве состоялся XII Международный конгресс по переливанию крови. Первое самостоятельное, а не совместное (по гематологии и трансфузиологии) мероприятие. В организаторских работах участвовали будущие обладатели степени кандидата наук, в том числе аспирант Белянчикова. Юлия владела английским и выступила переводчиком на конференции.

Собрание снимало центральное телевидение. Сотрудники программы «Здоровье» отметили: речь молодой женщины (к этому времени героиня вышла замуж, стала матерью) поставлена, доктор непринужденно держится в кадре. Качества, присущие ведущей! Поступило предложение попробовать силы на новом поприще.

«У меня не получится!» - сказала Белянчикова. Юлия Васильевна отправилась в Останкино для того, чтобы посмотреть, как выглядит новая телевизионная башня вблизи, что представляет собой изнутри. Пробы прошли скомканно. Нацеленный на молодого медика объектив вызывал сильное волнение, ответы на вопросы выходили путанными. Провал неминуем?

Отказа быть не может

Наконец речь зашла о донорстве крови. На эту тему сотрудник НИИ гематологии была готова говорить бесконечно. Движение под девизом «Сдай кровь - спаси жизнь!» будет крепнуть, шириться, - горячо уверяла Белянчикова. Юлия Васильевна услышала: «Вы нам подходите!» Но согласилась тогда, когда ее спросили: «Вы - комсомолка? Член КПСС? Не подводите!»

Так на Общесоюзной радиотелевизионной передающей станции имени 50-летия Октября» (первоначальное название Останкинской телебашни) появился новый сотрудник. К этому времени программа «Здоровье» прошла этап дикторского прочтения новостей и репортажей медицинской тематики.

Зрители знали первого ведущего - журналиста, автора, сценариста, репортера Аллу Мелик-Пашаеву. Теперь предстояло на долгие годы «породниться» с Белянчиковой. Юлия Васильевна, по сути, была личным доктором миллионов.

Новый уровень

Спасительнице жизней (так и называли ведущую) на заветный адрес «В передачу «Здоровье», Белянчиковой Юлии Васильевне» отправляли тонны конвертов с животрепещущими посланиями (поток разбирали сразу четыре привлеченных медика!). Народ ждал каждую передачу в надежде услышать необходимую информацию, в том числе в рубрике «Ответы на письма телезрителей». С помощью Юлечки (как часто между собой называли доктора пожилые люди) каждый находил для себя выход.

Как распознать инфаркт? Что такое инсульт? Какие еще бывают опасные недуги? Можно ли простому смертному спасти человека, оказавшись свидетелем беды? Белянчикова понятным, доступным каждому языком неустанно просвещала аудиторию. В жгучей рубрике «Горчичник» (выходила с 1961 года) использовалась сатира - хлестко высмеивались вредные привычки (пристрастие к табачку, пьянство, склонность к употреблению жирной еды и др.).

Кто лучше, чем человек с медицинским образованием, опытный и чуткий, разъяснит людям: многие болячки они «куют» собственными руками из-за незнания, лени, потворства минутным слабостям? «Здоровье» вышло на новый уровень.

В студии в ходе интервью известные доктора и ученые рассказывали о достижениях отечественной науки. Страна, затаив дыхание, следила за ходом сложных операций, репортажи с которых регулярно появлялись в эфире.

Незабвенная

Белянчикова говорила с экрана так, словно доверительно беседует с каждым. Рекламных трюков тогда не было, факты тщательно проверялись: никаких спорных методов лечения, сомнительных рецептов. После развала СССР в 1991-м голубой экран заполнился целителями и экстрасенсами.

Белянчикова не работала «на потребу дня», категорически выступала против «сказочных сюжетов». Проявляла стальную твердость, хотя в жизни, как упоминалось, была деликатной и мягкой. Известность не мешала ей оставаться человеком и врачом с большой буквы: соседи стучали в дверь ночью, и она спешила к заболевшему ребенку, старику-сердечнику.

В 1992 году «Здоровье» прекратило существование. В 94-м Юлию Васильевну ударил по голове вор, проникший в жилище. Последствия травмы оказались серьезными, но Белянчикова поправилась и в 1995-м приступила к работе в передачах «Медицинское обозрение», «Город. Здоровье» и «Здоровое утро».

Личную жизнь Юлии Белянчиковой окружающие считали счастливой: муж (инженер), продолжатель династии сын (стоматолог), любимая внучка... И возраст 70 лет был как будто не про нее. Но на 71 году случилась беда: перелом шейки бедра. Организм после сложной операции не справился, 5 июня 2011 года Белянчиковой Юлии Васильевны, биография которой проста и ясна, как ее душа, не стало. Среди высоких деревьев на есть черное строгое надгробие. В короткой надписи сказано все: «Заслуженный врач России… Любимая, незабвенная…».

Юлия Васильевна Белянчикова (урожденная Воронкова). Родилась 12 июля 1940 года в Москве - умерла 5 июня 2011 года в Москве. Советский и российский медик, журналистка, радиоведущая, телеведущая, ведущая научно-популярной телепрограммы «Здоровье». Заслуженный врач РСФСР.

Юлия Воронкова, ставшая широко известной под фамилией Белянчикова, родилась 12 июля 1940 года в Москве.

Отец - Василий Васильевич Воронков, инженер-строитель.

Мать - Мария Ивановна Воронкова, врач, окончила Московский медико-стоматологический институт.

Всего в семье было трое детей.

Вскоре после ее рождения началась война и отца направили строить завод в Хабаровском крае, а ее маму назначили там же главным врачом участковой больницы.

После войны семья вернулась в Москву.

С ранних лет Юлия мечтала о профессии медика. Однако после школы по настоянию матери, которая не хотела для дочери судьбы медика, она поступила на мехмат в МГУ - ей легко давалась математика. Однако страсть к медицине все же взяла свое и после после первого курса она ушла из МГУ и поступила в Первый медицинский институт. "Если бы даже не поступила, то пошла бы в медучилище, работала бы санитаркой, лишь бы помогать больным", - говорила Юлия Васильевна.

После окончания института ее распределили в Центральный институт переливания крови (ныне - Гематологический научный центр РАМН), также она училась в аспирантуре.

В 1969 году в Москве проходил Международный конгресс по переливанию крови. И поскольку Юлия неплохо знала английский язык (даже подрабатывала переводами в научном журнале), ее прикрепили к группе иностранцев. Она была секретарем заседания, которое вел американец - начальник медицинского управления войск во Вьетнаме. Мероприятие снимало телевидение. А после его окончания к Юлии подошли представители телевидения и предложили вести программу о здоровье. Поначалу она отказалась, будучи уверенной, что абсолютно не подходит для работы на телевидении. Однако телевизионщики проявили настойчивость и подарили советским зрителям одну из самых любимых ведущих.

Она была принята на центральное телевидение в отдел естественно-научных и общественно-политических передач, где стала вести телепрограмму «Здоровье» . Ее учителем был режиссер Александр Гуревич, известный документалист.

Первый эфир программы с её участием состоялся 23 февраля 1969 года. О нем она рассказывала: "И вот первая передача, беседа с Еленой Северьяновной Кетиладзе. Мы пришли с ней заранее, у меня зуб на зуб не попадает. Хочется сказать, как мне страшно, прислониться к более сильному плечу, и вдруг она произносит: "Я так волнуюсь, так волнуюсь. Вы-то опытный человек, а я всего второй раз на телевидении..." К счастью, у меня хватило ума не сказать, что я-то вообще первый! Потому что тогда бы мы уж точно провалились. Так на первой же передаче я поняла, что сама могу умирать от страха, но собеседник не должен это чувствовать. Ведь не я в программе главная, а он".

Более 20 лет Юлия Белянчикова была бессменной ведущей программы «Здоровье», которая при её участии стала одной из самых популярных на советском телевидении. Она вспоминала: "Когда я только пришла на ТВ, в нашу программу поступало 60 писем в месяц, а через несколько лет - 15 тысяч. А для меня письма зрителей были как пульс у больного. Они многому учили".

На вопросы телезрителей давались ответы как во время эфира, так и в личной переписке. Для этого в штате программы работали четыре квалифицированных врача.

Затем несколько лет Юлия Васильевна Белянчикова была главным редактором журнала «Здоровье».

Осенью 1994 года Юлия Белянчикова подверглась нападению квартирного грабителя. С тяжёлой черепно-мозговой травмой она была доставлена в Центральную клиническую больницу. После выздоровления с 1995 года продолжала вести медицинские передачи «Медицинское обозрение», «Город. Здоровье» и «Здоровое утро».

В 2006 году ей была вручена премия «Телегранд» - «За высокое профессиональное мастерство и большой личный вклад в популяризацию здорового образа жизни на телевидении».

В последние годы Юлия Белянчикова вела медицинскую программу на радио.

"Все общество должно понять, что самое главное богатство государства - это здоровье народа. Пока чиновники или депутаты не попытаются хотя бы немного поставить себя на место человека, у которого случилась беда, не прочувствуют его боль, ничего не получится. По-моему, основные принципы здравоохранения - это современные высокие технологии в медицине, истинное милосердие каждого медика и доступность медицинской помощи для всех. Плюс, конечно, развитие отечественной медицинской техники и фармацевтической промышленности, утраченная, к сожалению, и сейчас восстанавливаемая диспансеризация, широкая просветительская работа в борьбе за здоровый образ жизни", - говорила Белянчикова.

Болезнь и смерть Юлии Белянчиковой

У Белянчиковой были проблемы с сердцем. В марте 2010 года она обращалась к медикам с жалобами на сердце, после чего находилась под наблюдением врачей.

В начале мая 2011 года после неудачного падения её госпитализировали с диагнозом «перелом шейки бедра». Белянчиковой сделали сложную операцию, но организм не перенес её последствий.

Прощание состоялось 8 июня в морге Городской больницы №55. Похоронена на Бабушкинском кладбище.

Личная жизнь Юлии Белянчиковой:

Муж - Юрий Кириллович Белянчиков, инженер.

Сын - Кирилл Юрьевич Белянчиков, врач-стоматолог.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Юлия Васильевна Белянчикова
Имя при рождении:

Юлия Васильевна Воронкова

Род деятельности:
Отец:

Василий Васильевич Воронков

Мать:

Мария Ивановна Воронкова

Супруг:

Белянчиков Юрий Кириллович

Дети:

сын - Белянчиков Кирилл Юрьевич

Награды и премии:

Ю́лия Васи́льевна Беля́нчикова (Воронко́ва) (12 июля , Москва , СССР - 5 июня , Москва , Российская Федерация ) - советский и российский медик, журналист, радиоведущая, телеведущая, ведущая научно-популярной телепрограммы «Здоровье », выходившей в эфир на советском телевидении. Заслуженный врач РСФСР .

Биография

В 1968 году была приглашена на телевидение в отдел естественно-научных и общественно-политических передач, где стала вести телепрограмму Здоровье . Первый эфир программы с её участием состоялся 23 февраля 1969 года. Более 20 лет она была бессменной ведущей программы, которая при её участии стала одной из самых популярных на советском телевидении. За то время, пока она вела программу, поток писем от телезрителей в адрес программы «Здоровье» возрос с 60 писем в год до 160 тысяч в год. На вопросы телезрителей давались ответы как во время эфира, так и в личной переписке. Для этого в штате программы работали четыре квалифицированных врача .

Затем несколько лет Ю. В. Белянчикова была главным редактором журнала «Здоровье» .

Осенью 1994 года Юлия Белянчикова подверглась нападению квартирного грабителя. С тяжёлой черепно-мозговой травмой она была доставлена в Центральную клиническую больницу .

После выздоровления, с 1995 года продолжала вести медицинские передачи «Медицинское обозрение », «Город. Здоровье », «Здоровое утро » .

До последнего времени Ю. В. Белянчикова вела медицинскую программу на радио.

В 2006 году ей была вручена премия «Телегранд » - «За высокое профессиональное мастерство и большой личный вклад в популяризацию здорового образа жизни на телевидении» .

Болезнь и смерть

В марте 2010 года Юлия Белянчикова обращалась к медикам с жалобами на сердце, после чего находилась под наблюдением врачей . В начале мая 2011 года после неудачного падения её госпитализировали с диагнозом «перелом шейки бедра ». Белянчиковой сделали сложную операцию, но организм не перенес её последствий.
5 июня 2011 года Юлия Васильевна скончалась в одной из московских клиник . Похороны знаменитой телеведущей прошли 8 июня 2011 года , прощание состоялось в морге Городской больницы № 55. Похоронили телеведущую на Бабушкинском кладбище .

Семья

Муж Юрий Кириллович - инженер, сын Кирилл - стоматолог, внучка Мария - школьница.

Напишите отзыв о статье "Белянчикова, Юлия Васильевна"

Примечания

Ссылки

  • Аргументы и факты

Отрывок, характеризующий Белянчикова, Юлия Васильевна

Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.
Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова.
– Ужинать, ужинать пора! Вот и цыгане! – Действительно с своим цыганским акцентом уж входили с холода и говорили что то какие то черные мужчины и женщины. Николай понимал, что всё было кончено; но он равнодушным голосом сказал:
– Что же, не будешь еще? А у меня славная карточка приготовлена. – Как будто более всего его интересовало веселье самой игры.
«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб – одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:
– Ну, еще одну карточку.
– Хорошо, – отвечал Долохов, окончив итог, – хорошо! 21 рубль идет, – сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.
– Это мне всё равно, – сказал он, – мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.
Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.
– За вами 43 тысячи, граф, – сказал Долохов и потягиваясь встал из за стола. – А устаешь однако так долго сидеть, – сказал он.
– Да, и я тоже устал, – сказал Ростов.
Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?
Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.
– Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, – сказал он.
– Послушай, Ростов, – сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, – ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.
«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.
– Твоя кузина… – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.
– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры