Царь Итаки Одиссей. Мифология Древней Греции

Главная / Измена жены

Одиссей был сыном Лаэрта и Антиклеи. Родился в Беотии. Имя ему дал его дед Автолик. Оно, видимо, происходит от древнегреческого слова, означающего «гневаться» или «сердиться». Женой Одиссея была Пенелопа, двоюродная сестра Елены Троянской. У них было двое сыновей - Телемах и Полипорт.

Давайте совершим экскурс в прошлое, чтобы разобраться, чем прославился и кто такой Одиссей. По «Истории Древнего мира» эту тему не проходят, зато в школьный курс зарубежной литературы включены мифы Древней Греции. А это как раз, то что нам нужно.

Кто такой Одиссей

Одиссей известен как участник Троянской войны и как герой вечной гомеровской «Одиссеи» и «Илиады». Он приехал в Спарту, чтобы принять участие в сватовстве Елены Прекрасной. Там он знакомится с Пенелопой, принимает участие в состязании за ее руку и, победив в нем, женится на ней. В честь этого события в Спарте было воздвигнуто три храма. Потом Одиссей возвращается на Итаку.

Поддавшись на уговоры спартанского царя, Одиссей решает принять участие в походе на Трою. Он был у греков главным стратегом. Благодаря его тактике и хитрости Троя пала. Знаменитый троянский конь - его идея. Впереди Одиссея ждало еще много приключений, но домой он вернулся сам, потеряв всех воинов, с которыми выступил в поход.

Вернувшись на Итаку, он вместе с сыном Телемахом перебил все «женихов», досаждавших Пенелопе. Родственники убитых восстали против Одиссея, и хотя он и одержал победу, третейский судья прогоняет его на десять лет из царства. А царем становится Телемах.

Одиссей построил храм Афины на горе Борея. Умер он в Эпире, где почитался как герой. Похоронен у горы Перга.

Был или не был - вот в чем вопрос

Так кто же такой Одиссей? Его приключения и жизнь подробно изложены в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера, в произведениях Эврипида, Софокла и Вергилия. Поэтому сложно найти человека, который не знал бы, кто такой Одиссей. Однако вопрос о том, существовал ли такой человек на самом деле, или же это просто легенда, представляет определенный интерес, и ответить однозначно на него невозможно. Есть мнение, что этот герой древнегреческого эпоса действительно жил в античные времена. Об этом свидетельствуют фрески на античных сосудах и упоминания в культурах многих народов. «Одиссея» и «Илиада» - бессмертные поэмы Гомера - наиболее полно повествуют об удивительных странствиях царя Итаки, и хотя их сложно причислить к историческим источникам, доля истины в этих трудах легендарного поэта-сказителя все же есть. Конечно, там присутствует и вымысел, и мистика, но от этого они не становятся менее интересными и поучительными, скорее, наоборот.

Подведем итоги

Если отвечать на вопрос: «Кто такой Одиссей?» кратко, то получим следующую информацию: это и литературный, и исторический, и мифический персонаж. Он - герой мифов, сказок, притчей и легенд. Его образ нашел отражение в искусстве, скульптуре, живописи.

Одиссей стал прототипом идеального героя из античного прошлого. Но наиболее полно его образ раскрыт в гомеровских поэмах. Это один из героев «Илиады» и главный персонаж «Одиссеи. В них он наделен умом, хитростью, изворотливостью и отвагой. Кроме того, Одиссей - талантливый военачальник и стратег. Однако справедливости ради заметим, что образ этот очень противоречив. Чувствуется в нем какое-то раздвоение. Он то герой, то разбойник, то любящий муж, то коварный любовник… В нем есть и позитивные, и крайне негативные черты. И порой с ним происходят метаморфозы.

Кто такой Одиссей? Это творческий персонаж, находящийся в вечных скитаниях и вечном поиске. И конечная цель его пути - найти нового самого себя, свою семью, родину.

Гомер родился примерно в 12-7 веке до нашей эры, точные годы жизни не известны. Ему приписывают такие знаменитые произведения, как «Илиада» и «Одиссея». Древние легенды гласят, что поэт был слепым странствующим певцом, а также знал две эти поэмы наизусть. Но мы проанализируем только вторую книгу, повествующую о приключениях хитроумного греческого царя, везучего любимца богов Одиссея.

Сюжет «Одиссеи» построен с помощью такого художественного средства, как ретроспекция. История начинается с середины, а обо всех событиях читатель узнает позже, из рассказов главного героя.

В основе повествования лежит история о возвращении царя Итаки на родину, после победы в Троянской войне. Десять лет пробыл хитроумный правитель на войне и еще столько же он плыл домой. Из откровений многомудрого воина мы узнаем, что он в начале своего путешествия попал в руки циклопа Полифема, который пожирал путников. Для того чтобы выбраться из лап одноглазого злодея, Одиссей напоил того и проткнул ему глаз, чем вызвал гнев циклопа. Рассвирепевший великан воззвал к Посейдону и упросил его отомстить обидчику.

Царь Итаки повествует и о том, как попал на остров Кирки, которая превратила всех его друзей в свиней. Герою пришлось пробыть любовником Кирки ровно год. После этого он спускается в подземное Аид, чтобы поговорить с прорицателем Тиресием.

Одиссей плывет мимо Сирен, которые своим пением пытаются погубить мореплавателей. Также он проходит между Сциллой и Харибдой. Вскоре герой теряет корабль и выплывает на острове Калипсо, которой и был насильно пленён семь лет.

История создания

Поэма была написана гекзаметром — это размер героической поэзии времен древней Греции. Разделена она на 24 песни, по количеству бука в греческом алфавите. Считается, что прародителей у этой книги не было, но перед созданием произведения уже возникло много сказаний и песен, на основе которых и создавался «Одиссей».

Язык произведения не похож ни на один диалект греческого языка. Часто встречаются флективные формы, которые никогда не употреблялись в живом античном языке.

Главные герои

  1. Главным героем поэмы является Одиссей — царь Итаки. Основными чертами его характера, как это ни странно, считаются не героизм и отвага, а ум, хитрость и находчивость. Единственным его стремлением становится желание вернуться домой к любимой жене и сыну, которых он не видел около 20 лет. На протяжении всего повествования герою покровительствует богиня мудрости — Афина.
    Одиссей предстает перед читателем в разных ролях: мореплаватель, разбойник, отважный воин, нищий странник и т. д. Однако, кем бы он ни был, он все же страстно жаждет вернуться домой, искренне страдает о павших друзьях.
  2. Пенелопа – верная жена Одиссея, сестра Елены Троянской. Она скромна и сдержанна, ее нравственный облик безупречен. Любит рукоделие и домашний уют. Отличается хитростью, так как умудряется обманывать женихов не один год. Исключительно порядочная женщина.
  3. Телемах – сын Одиссея. Храбрый и отважный боец, человек исключительной чести. Любит семью, чтит долг наследника престола.

Мифология об Одиссее

Исходя из мифов, мы узнаем, что герой был сыном царя Лаэрта и спутницы Артемиды Антиклеи. Также он был супругом Пенелопы и отцом Телемаха.

Будучи одним из женихов Елены, он предпочел красивейшей земной женщине ее двоюродную сестру Пенелопу.
Он прославился благодаря участию в Троянской войне. К тому же, являлся одним из ключевых персонажей не только «Одиссеи», но и «Илиады». Он был не только отважным, но и хитрым, в честь чего ему дали прозвище «хитроумный». Благодаря своей изворотливости, ему удается спасаться из всех передряг.

Родиной Одиссея является Итака — это острова в Ионическим океане. Там он родился и вырос, а в скором времени и заменил своего отца, став вместо него царем. В то время как герой плавал в море, пытаясь вернуться домой, женихи, сватавшиеся к его супруге, захватили город. Они постоянно разоряли его дворец и устраивали пиры.

Сын царя, не в силах вынести такого долгого отсутствия отца, побужденный Афиной, отправляется на его поиски.
Возвратившись на родину, хитроумный воин узнает, что происходило в городе во время его скитаний.

Главная идея

Хитрый и ловкий боец был слишком высокомерным, чем и прогневал Богов, а точнее Посейдона. В порыве самолюбования он воскликнул, что сам может выбирать свою судьбу. Этого Божества ему не простили. Таким образом, смысл произведения заключается в том, что нельзя предаваться гордыне и идти у нее на поводу. Как и упоминалось выше, правитель Итаки лишил зрения сына морского правителя, и был весьма самоуверен, полагая, что милость судьбы основана на его заслугах и мнимому превосходству. Его самомнение перешло все грани, за что Бог наслал на него проклятие и заставил плавать в море до тех пор, пока он не осознает свою вину.

Гомер в своей поэме показал, что человек, считавший себя вершителем своей судьбы и венцом творения, может от этого пострадать, причем довольно серьезно. Раздутое эго не престало иметь даже царю. Кроме того, силен религиозный мотив: поэт, как и все люди его времени, считал, что от субъекта в этом мире ничего не зависит, все предопределено заранее.

Тематика

  1. Гомер отразил в своем героическом послании множество тем. Главной темой произведения является авантюрное путешествие, полное приключений — возвращение царя Итаки с троянского сражения. Красочные рассказы Одиссея полностью погружают читателя в атмосферу книги.
  2. Истории о его прибытии на остров Калипсо, о том, как он проплывал между Сциллой и Харибдой, Сирены и другие рассказы владыки Итаки пропитаны темой любви. Герой искренне любит свою семью и не соглашается сменить ее на райский остров с богиней в роли любовницы.
  3. Также сила чувства выражена в образе Пенелопы. С помощью него автор раскрывает тему супружеской верности. Она хитрила изо всех сил, чтобы не доставаться другому. Женщина верила в его возвращение, даже когда не верил никто.
  4. Тема судьбы проявляется в каждом эпизоде произведения. Гомер показывает бунт личности против предназначения, против богов, склоняясь к мысли, что он бесполезен и преступен. Фатум предугадывает даже эти движения души, все они уже рассчитаны и выведены мойрами в виде нити жизни.
  5. Честь и бесчестье – тоже тема для размышления поэта. Телемах считает долгом найти отца и восстановить былое величие дома. Пенелопа думает, что нравственное падение – это измена мужу. Одиссей полагает, что бесчестно было бы сдаться и не пытаться возвратиться на родину.

Проблематика

  • Так как в поэме рассказывается о десятилетних странствиях главного героя, его бесчисленных подвигах, смелых поступках и, наконец, удачном возвращении домой, то на первом месте в произведении стоит сказочно — приключенческая проблематика: произвол богов, гордыня Одиссея, кризис власти в Итаке и т.д.
  • Прошло десять лет, после того как царь отплыл из Итаки в Трою, все участники сражения вернулись домой и лишь только один он все никак не приезжает. Он становится заложником морской пучины. Его проблема в том, что он теряет веру в свои силы и постигает отчаяние. Но как бы ни было оно глубоко, герой все равно идет к своей цели, и тернии на его пути лишь разжигают в нем азарт. Подвиги и приключения, которые описаны в поэме, занимают большую часть повествования и являются ее стержневой основой.
  • Проблема божественного вмешательства в судьбы людей тоже остро стоит в произведении. Они управляют людьми, как марионетками, лишая их уверенности в себе. Конфликты между собой обитатели Олимпа тоже решают посредством человека, поэтому иногда он оказывается заложником ситуации, виной которой вовсе не он.

Композиция и жанр

Поэма — крупное произведение, написанное в стихотворной форме. Оно соединяет в себе лирическое и эпическое начала. Гомер написал «Одиссею» именно в этом жанре – лироэпическая поэма.

Композиция построена на старых приемах. Весьма типичный для того времени сюжет о том, как муж возвращается домой, никем не узнанный, и попадает на свадьбу своей жены. Также широко распространены истории о сыне, который поехал на поиски своего отца

«Илиада» и «Одиссея» отличаются по построению: так, в первой книге история подается последовательно, во второй же эта последовательность сдвинута. Ранее упоминалось, что такой художественный метод называется ретроспекцией.

Чем закончилось?

После десяти лет плавания Одиссея Боги смилостивились и решили отпустить его на сушу. Но царь Итаки, прежде чем вернуться домой, просит Богов превратить его в старика, дабы узнать, кто его ждал.

Герой встречает своего сына и устраивает с ним заговор против женихов Пенелопы. План хитроумного правителя срабатывает. Верная супруга узнает в старике своего мужа, сообщающего ей одну лишь им известную тайну. После чего Телемах с отцом жестоко расправляются с теми, кто имел смелость дерзнуть и устроить, в отсутствие царя, хаос в его дворце.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Одиссей - наиболее популярный персонаж древнегреческой мифологии. Он - храбрый, хитрый и мудрый царь Итаки, прославившейся подвигами во время Троянской войны и своим путешествием на Родину, затянувшимся на 10 лет.

Наиболее полное повествование о его жизни можно найти в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея». В первой он входит в число основных действующих лиц, а во второй является главным героем.

В латинском варианте имя Одиссея звучало как Улисс. Его покровительницей была мудрая богиня-воительница Афина.

Потомок богов

Матерью будущего героя была Антиклея - дочь самого ловкого разбойника Автолика и внучка Хионы и вестника богов Гермеса.

Официальным отцом Одиссея считался участник похода аргонавтов Лаэрт - сын Аркисия (Акрисия) и внук верховного бога Зевса.

Однако существовала и версия о том, что настоящий отец Одиссея - Сизиф (Сисиф), соблазнивший Антиклею еще до ее замужества.

Родиной Одиссея был небольшой остров Ионического моря - Итака, где он в положенное время и принял бразды правления от состарившегося и одряхлевшего Лаэрта. По утверждению древнегреческого писателя Истра Александрийского, Антриклея произвела сына на свет в Алалкомении в Беотии.

Одиссей и Пенелопа

Изначально Одиссей, как и многие его современники, хотел взять в жены Елену Прекрасную. Он находился в числе ее многочисленных женихов. Но, как говорится, не срослось. И в греческой мифологии супруга Одиссея - Пенелопа, кузина Елены Прекрасной, дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи.

Не сразу решился Икарий отдать руку дочери царю небольшого и не очень богатого царства. По одной версии на этот шаг его уговорит брат Тиндарей, которому Одиссей оказал услугу. По другой же версии сватовство Одиссея было принято после его победы в соревнованиях по бегу.

Но как бы то ни было, на родину Одиссей вернулся с молодой женой. Вскоре родился сын Одиссея - Телемах.

Троянская война

Однако не долго наслаждался счастливой семейной жизнью Одиссей. Мифология рассказывает, что после того как Елена Прекрасная сбежала из Спарты с троянским царевичем Парисом, он должен был отправляться вместе со спартанцами в Трою для восстановления справедливости.

Не желая оставлять молодую жену и сына, Одиссей пытался притвориться безумным. Но Паламед - один из тех, кто приехал звать Одиссея к стенам Трои - сумел разоблачить его притворство, и ему волей-неволей пришлось покинуть Итаку.

Снарядив 12 кораблей, Одиссей, история которого рассказывается в этой статье, отправляется в Трою. По дороге он помог грекам найти Ахилла (Ахиллеса), укрытого матерью Фетидой, которая пыталась уберечь сына от гибели, на о. Скирос.

Он же вызвался задобрить разгневанную Артемиду, доставив в Авлиду самую красивую из дочерей Агамемнона - Ифигению (девушку должны были принести в жертву богине).

Согласно древнегреческому эпосу, подвиги Одиссея были направлены на предотвращение начала Троянской войны. Вместе с законным мужем сбежавшей Елены Менелаем он пытался уладить дело миром.

Во время войны, которой так и не удалось избежать, Одиссей проявил себя как храбрый воин, отличный и хитрый стратег и тактик. Именно он пленил троянского разведчика Долона; задержал прорицателя Гелена; совершил вылазку против царя Реса, прибывшего на помощь троянцам; выкрал из осажденного города статую Афины Паллады, которая должна была помочь грекам одержать победу; уговорил Филокрета отдать лук Геракла (по другой версии он просто похитил этот лук). Подвиги Одиссея многочисленны. О некоторых из них будет рассказано ниже.

Кроме того, есть версия, что идея создания легендарного Троянского коня также принадлежала Одиссею.

При этом во время осады, воспользовавшись удобным случаем, Одиссей мстит Паламеду, разоблачившему его хитрость с безумием.

После гибели Ахилла, Одиссей получает его доспехи, что приводит к самоубийству Аякса. Впоследствии этот трофей Одиссей передает сыну Ахилла, уговаривая того вступить в войну.

На земле киконов

Все 10 лет, что продолжалась осада Трои, героя не покидало желание поскорей вернуться на родную Итаку к семье. Поэтому сразу же после окончания войны собрался в обратный путь Одиссей.

Мифология доносит до нас, что когда груженые богатой добычей корабли проплывали мимо фракийских берегов, где проживали племена киконов, спутники Одиссея решили отомстить местным жителям за то, что те воевали на стороне троянцев. Первым на пути греков оказался г. Исмар, который они разграбили и разорили. Решив отпраздновать победу, «гости» устроили на берегу веселую пирушку.

При этом утверждается, что Одиссей не только не участвовал в грабежах, но и пытался увести своих товарищей с острова, предвидя начало новой еще более кровавой бойни. Однако заставить друзей и соратников отплыть от недружественных берегов ему так и не удалось. В результате, когда жители соседних с Исмаром селений собрались, чтобы отомстить, греки оказались в меньшинстве.

В ходе развернувшегося сражения, длившегося всего сутки, ряды одиссевых спутников сильно поредели, а остальным с трудом удалось добраться до своих кораблей и отчалить от фракийского берега.

У лотофагов

Подхваченные ветром корабли с уцелевшими воинами, спустя 9 дней оказались у неизвестных берегов. Это были земли лотофагов - страна, где вместо хлеба на полях выращивали лотосы. Отведавший нежных и вкусных растений впадал в забвенье и уже не желал возвращаться домой и хотел навсегда остаться на острове.

Несколько товарищей Одиссея успели попробовать этого лакомства, и их пришлось вести на корабли силой.

Одиссей и циклоп Полифем

Проплывая вдоль берегов сицилийского моря, спутники Одиссея увидели богатые плодородные земли, на которых во множестве паслись козы и овцы. Это была вотчина одноглазых чудовищ - циклопов.

Решив поближе познакомиться с местными жителями и богатствами, Одиссей с 12 товарищами высадились на берег, взяв с собой немного еды и вина, захваченного из Фракии. В поисках хозяев местности они добрались до огромной пещеры, где и решили подождать.

Пещера, как оказалось, принадлежала Полифему - сыну Посейдона и самому мощному из циклопов. Когда он вернулся под вечер домой, Одиссей и его спутники похолодели от страха - настолько Полифем был страшен и огромен.

Одиссей и циклоп не смогли найти общего языка. Царь Итаки попытался заговорить с Полифемом, однако тот, не слушая, схватил двоих людей, разорвал их на куски и съел.

Выбраться из пещеры Одиссей и его друзья не могли - вход был завален огромным валуном, сдвинуть который было не под силу и сотне воинов.

Утром Полифем закусил еще парой одиссеевых товарищей, пообещав при этом оставить самого Одиссея, который назвался «Никто», напоследок. В благодарность за оказанную честь Одиссей предложил циклопу отведать фракийского вина. Напиток пришелся по вкусу, и Полифем осушил весь бурдюк, предложенный ему пленником.

Разомлев, хозяин-великан уснул. Воспользовавшись этим, Одиссей поджог огромный оливковый кол и ткнул горящей головешкой прямо в единственный глаз спящего циклопа. Взревев от боли и бешенства, Полифем вскочил и начал метаться по пещере с целью поймать обидчиков и отомстить им. Однако, как ни пытался он обнаружить Одиссея и его товарищей, ему это не удавалось.

Тогда великан уселся у выхода из пещеры и стал терпеливо ждать, но тут истинный потомок Гермеса в очередной раз проявил хитрость: он крепко привязал себя и товарищей под брюхом у овец и баранов, которых циклоп ежедневно выпускал пастись на луга, и вместе с животными беспрепятственно покинул жилище своего негостеприимного хозяина.

Но после того как Одиссей и его спутники оказались на корабле и почувствовали себя в безопасности, герой утратил свою осторожность и назвал себя. Услышав имя своего обидчика, Полифем обратился с просьбой наказать Одиссея к своему отцу - могучему и грозному Посейдону. И тот внял мольбам сына, из-за чего путешествие Одиссея на родину сильно затянулось.

Одиссей на Эолии

Следующим островом, к которому пристал единственный уцелевший корабль Одиссея, стал остров бога ветров Эола. Здесь хозяин и гость крепко сдружились, и Эол подарил Одиссею кожаный мешок с ветрами, которые должны были помочь путникам скорее вернуться домой.

И вот она, долгожданная Итака. Издали увидев родные берега, спутники Одиссея решили открыть мешок Эола, предположив, что в нем сокрыты богатые сокровища. В тот же миг корабль был подхвачен освободившимися ветрами и вновь оказались у Эолии.

Помогать Одиссею и его товарищам Эол отказался. И они вновь вынуждены были отправиться в дальнее плавание, предоставив себя воле волн и ветра.

Одиссей и Кирка

После долгих странствований Одиссей (мифология это подтверждает) пристает к берегам о. Эя, на котором правит дочь Солнца - волшебница Кирка (Цирцея). Хозяйка острова превращает спутников героя в свиней. Его самого от этой участи спасает чудодейственный корень, который дал ему Гермес.

Одиссей заставляет волшебницу вернуть его товарищам человеческий облик, и все вместе они проводят на острове целый год.

Когда Одиссей с товарищами уже собирался в дорогу, Кирка сказала, что боги велят ему отправляться на край света, ко входу в мрачное царство Аида. Там он должен вызвать душу слепого прорицателя из Фив Тиресия и узнать у него о том, что делать дальше.

В царстве Аида

Добравшись до входа в преисподнюю, Одиссей выкопал мечом яму и занялся приманиванием душ умерших. Сначала он лил в яму мед с молоком, затем вино и воду, смешанную с мукой. В завершение он принес в жертву несколько черных овец.

Почувствовав кровь, души слетелись к Одиссею со всех сторон, однако, встав на страже, он никого не подпускал к яме, помня наставления Кирки о том, что первым напиться жертвенной крови должен Тиресий.

Отведав даров Одиссея и вновь обретя дар слова, Тиресий предрек царю Итаки долгие и нелегкие странствия, в конце которых тот, однако, должен вернуться на Родину.

После общения с прорицателем Одиссей (мифология Древней Греции тому подтверждение) сумел пообщаться с собственной матерью, Агамемноном, Гераклом, Ахиллом, Патроклом. Но когда душ стало слишком много, герой покинул свой пост и вернулся на корабль.

Одиссей и сирены

Очередным испытанием Одиссея и его товарищей становится встреча с полуптицами, полуженщинами - сиренами. Эти страшные с виду существа обладали такими красивыми голосами, что любой услышавший их забывал обо всем, откладывал в сторону весла и предоставлял корабль воле волн. В результате, попадая в воронку, корабли разбивались о прибрежные рифы.

Заранее зная о том, что их ждет, Одиссей залепил своим спутникам уши воском, а самого себя приказал крепко привязать к мачте. Принятые меры позволили кораблю беспрепятственно миновать опасное место.

Сцилла и Харибда

После сирен Одиссея на пути подстерегали страшные чудовища - Сцилла и Харибда. Первая ловила и пожирала мореплавателей, а вторая несколько раз в день образовывала водоворот, в который вовлекала корабли. Путешественникам же предстояло проплыть по узкому проливу между этими двумя существами.

Когда корабль героя подплыл к скалам, где обитали чудовища, Харибда как раз впитывала в себя воду из пролива, затягивая вместе с водой все, что в ней находилось. Чтобы не попасть в желудок Харибды, Одиссей отвел судно подальше, приблизившись тем самым к пещере Сциллы, откуда мгновенно высунулись сразу несколько пастей и схватили шестерых путников. Остальным тем временем удалось прорваться сквозь пролив и спастись.

Священные коровы Гелиоса и гнев Зевса

Избежав очередной опасности, Одиссей с товарищами причаливает на о. Тринакия, на лугах которого пасутся священные коровы, принадлежащие богу Солнца Гелиосу.

Вспомнив наставления Тиресия, Одиссей предупреждает спутников о том, чтобы они не смели трогать этих коров. Однако, истощенные и голодные, те не внимают словам сына Лаэрта. Дождавшись, когда Одиссей уснет, его товарищи убили нескольких коров и съели их мясо.

Подобное богохульство разозлило Зевса, и как только корабль Одиссея отчалил от берега, бог-громовержец разнес его в щепки, пустив в него молнию. В результате все спутники царя Итаки погибли. Сам же он чудом уцелел, ухватившись за мачту.

Одиссей и Калипсо

Несколько дней Одиссея носило по волнам, пока не прибило к о. Огигия, на котором жила нимфа Калипсо. Найдя совершенно обессилившего мужчину, нимфа выходила его, вернув к жизни.

Здесь Одиссею пришлось пробыть целых 7 лет - Калипсо не хотела отпускать от себя героя. Нимфа даже предлагала ему бессмертие при условии, что он навсегда останется на ее острове. Но Одиссей рвался домой, и ничто не могло заставить его забыть любимую Пенелопу и Телемаха.

Неизвестно, сколько бы продолжался этот райский плен, если бы однажды на острове не появился Гермес, передавшей Калипсо волю Зевса - громовержец повелевал отпустить Одиссея. Не в силах противиться верховному богу, нимфа дала свободу спасенному ее герою.

Узнав о воле богов, Одиссей сразу же стал готовиться к отплытию - за несколько дней он сумел соорудить прочный плот и отправился в путь.

Возвращение на Итаку

Но не закончены еще приключения Одиссея. По дороге его вновь настигает гнев Посейдона, все еще пытающегося отомстить за своего сына-циклопа. В результате насланной Посейдоном бури, Одиссей теряет плот и вплавь добирается до острова Схерия, где обитают феаки.

Попав во дворец местного правителя Алкиноя, герой рассказывает ему о себе и своих странствиях. В ответ феаки снаряжают для него корабль, нагружают его богатыми дарами и отправляют на Итаку.

И вот, наконец, остров Одиссея, долгожданная родина Итака. Ученые, обратившие внимание на описание светил, расположенных в это время на небосклоне (согласно Гомеру), вычислили, что это историческое возвращение состоялось 16 апреля 1178 г. до н. э.

Однако испытания еще не окончены. По прибытии на остров Одиссея ждет много испытаний. Он узнает о многочисленных женихах, осаждающих его жену и оккупировавших его собственный дворец.

При помощи богов законный царь Итаки проникает во дворец неузнанным, побеждает в состязании, устроенном Пенелопой, а затем вместе с сыном убивает всех незваных гостей-женихов. В награду за многолетние страдания боги возвращают красоту и силу обоим супругам. Одиссей и Пенелопа вновь воссоединяются.

Дальнейшая судьба

По поводу дальнейшей судьбы Одиссея существует несколько версий. По одной он долго и счастливо правил в своем царстве, а затем мирно умер в Эпире, где его почитали как героя-прорицателя.

По другой же, спустя некоторое время сын Одиссея Телегон, которого родила волшебница Кирка, убил собственного отца. По этой версии подросший мальчик, наслушавшись рассказов матери об отце, направился на его поиски. Но, прибыв на Итаку, вынужден был вступить в битву с отцом, не узнав его. В результате боя Телегон смертельно ранил Одиссея щетиной морского ежа. Вскоре после этого Одиссей скончался. После его смерти Телегон забрал тело отца, чтобы похоронить на острове, где правила Кирка.

Рассказ о самом Одиссее и его приключениях нашел отражение в культуре и искусстве многих народов. Чаще всего его изображали крупным и крепким мужчиной с бородой и в овальной шапочке, которую носили греческие моряки.

Со временем имя героя стало нарицательным, а словом «одиссея» стали называть долгое странствие по аналогии с многолетним путешествием легендарного царя Итаки.

Одиссей - главный герой поэмы Гомера "Одиссея". Он был царем острова Итаки и участником Троянской войны, где и прославился. Так каким героем был Одиссей?

Несколько веков древнегреческие мифы рассказывают о том, что творилось в те времена. Так как в этих историях была доля правда, ученым было проще восстановить исторические события. Одними из самых известных записей, дошедших до наших дней, стали поэмы поэта Гомера.

Одиссей был очень умным и хитрым героем, способным выходить победителем из любой ситуации. Отцом Одиссея был царь Лаэрт, а матерью Антиклея - верная спутница Артемиды.

Однажды, Одиссей прибыл в Спарту, чтобы побороться за руку и сердце Елены Прекрасной. Женихов было там много, но отец боялся, что выбрав одного, он разозлит остальных. Тогда Одиссей предложил Елене выбирать самой, а женихов обязать клятвой, что никаких претензий к ее выбору иметь не будут. Девушка выбрала своего суженого. А Одиссею приглянулась больше другая девушка - Пенелопа. Ее отец пообещал, что выдаст дочь замуж за того, кто быстрее всех доберется до финиша в забеге.

Одиссей одержал победу, но отец девушки хотел нарушить обещание и стал уговаривать Пенелопу остаться дома. Тогда Одиссей снова предложил, чтобы девушка сделала выбор сама. И она выбрала его, несмотря на то, что отец был против. После свадьбы пара отправилась на остров Итаку.

Вскоре женихи Елены Прекрасной не сдержали обещания и выкрали ее. Начиналась Троянская война. Провидец сказал Одиссею, что если тот решит отправиться на войну, то вернется только через 20 лет одиноким и нищим. Ему не хотелось бросать молодую жену и сына Телемаха. Но уговаривать Одиссея прибыл сам царь Агамемнон. И герою пришлось согласиться.

Когда они прибыли в Трою, поступило новое предсказание, которое гласило, что первый кто сойдет с корабля на землю - умрет. Никто не решался обречь себя на верную гибель, поэтому первым решился пойти Одиссей, а за ним остальные. Но он пошел на хитрость и спрыгнул с корабля на свой щит, а на землю наступил совсем другой человек. Герой уверенно шел к победе и именно он подал идею людям с Троянским конем, чтобы попасть за ворота города.

После победы Одиссей вернулся в Итаку. Затем он отбил свою жену от женихов, а позже оказался в изгнании по воле Посейдона. Гомер недостаточно точно описал чем же закончилась история Одиссея. Одни источники утверждают, что он погиб во время своего изгнания, а другие говорят, что Одиссея превратили в коня и так он и провел остаток своих дней.

Вариант 2

Мифы Древней Греции повествуют о богах и героях, их походах, подвигах и правлениях. Всем там правил бог грома Зевс, и его жена Гера. В подводном царстве главным был Посейдон, ну а Аид забрал себе подземное царство мертвых. Ад, если говорить понятнее. Зевс, Посейдон и Аид – три брата, равноправно правящие всей Грецией. Вообще богов много, как и героев. Например, Геракл и его 12 подвигов (на самом деле не только этим он прославился), Персей и голова Горгоны, Тесей и битва с Минотавром в лабиринте. Одним из представителей героев является Одиссей.

Кто он такой и как начал свой путь?

Одиссей был сыном Лаэрта. Являлся царем Итаки и очень умным человеком. Он уже был средних лет на момент начала Троянской войны. У него была жена Пенелопа и сын Телемах. Одиссей должен был принят участие в войне, но он не хотел уходить от своей семьи, как и не хотел, чтобы семья потеряла его. Поэтому Одиссей попытался схитрить, но не вышло: Паламей воспользовался сыном Одиссея и распознал его обман, за что Одиссей возненавидел Паламея и хотел отомстить.

Позже уже сам Одиссей хитростью смог найти Ахиллеса, которого пыталась спрятать его мать. И именно благодаря Одиссею Троя была разгромлена, ведь именно он предложил построить коня и пробраться на вражескую территорию.

Возвращение домой и его знаменитые подвиги.

Много кого из друзей потерял Одиссей по пути. Не облегчило его злой рок и то, что 7 лет герою Троянского сражения пришлось томиться на острове Огигия с нимфой по имени Калипсо. Только после этого Одиссей смог начать путешествие в Итаку. Кстати, а как же так получилось, что Одиссей попал к Калипсо на целых 7 лет? А это наказание Посейдона за то, что Одиссей ослепил Полифема, сына Посейдона. А что, собственно, за Полифем? Это циклоп – людоед, к которому не посчастливилось попасть Одиссею и его команде. Но благодаря своей смекалке, Одиссею удалось не только вытащить своих ребят, но и ранить циклопа в глаз, тем самым ослепив его.

Но самыми знаменитыми его подвигами являются битва против сирен и плаванье против Сциллы и Харибды. Про двух чудищ сказать особо нечего, но вот сирены... Женщины – птицы, поющие морякам песни, которыми и манят их к себе в логово, чтобы убить и съесть. Но Одиссея они не обманули. Он приказал всем в уши вложить затычки из воска, а его самого привязать к мачте, чтобы тот не поддался соблазну. Если же Одиссей просил отвязать его, то товарищи связывали его тело еще крепче.

  • Что такое зачин в сказке?

    Что такое зачин в сказке знают, пожалуй, единицы, а ведь этот раздел зачастую является одним из наиболее важных факторов в построении всей истории сказочного повествования.

  • Ондатра - сообщение доклад

    Ондатра – полуводное млекопитающее, принадлежащее к отряду грызунов. Изначально обитало на территории Северной Америки.

  • Вопрос о правильном и здоровом питании – очень спорный. Существует много мнений на этот счет, много диет с объяснениями пользы каждой и много рекомендаций, почему надо есть именно этот продукт, а не тот.

    Ценность образования подчеркивается нами с самого раннего возраста - начиная с того, что наши учителя подталкивают нас к достижению более высоких оценок, до желания наших родителей продолжать обучение в колледже.

  • Северная Америка - доклад сообщение (2, 3 класс окружающий мир, 7 класс география)

    Северная Америка, один из 6 материков Земного шара с многочисленными островами, имеет площадь более 20 миллионов квадратных километров. Численность населения составляет примерно 500 миллионов человек.

Одиссея. Эпическая поэма (VIII-VII вв. до н. э.)

Троянская война была затеяна богами для того, чтобы кончилось время героев и наступил нынешний, людской, железный век. Кто не погиб у стен Трои, тот должен погибнуть на обратном пути.

Большинство уцелевших греческих вождей поплыли на родину, как плыли на Трою, - общим флотом через Эгейское море. Когда они были на полпути, морской бог Посейдон грянул бурей, корабли разметало, люди утонули в волнах и разбились о скалы. Спастись суждено было только избранным. Но и тем пришлось нелегко. Пожалуй, только старому мудрому Нестору удалось спокойно достигнуть своего царства в городе Пилосе.

Одолел бурю верховный царь Агамемнон, но лишь затем, чтобы погибнуть еще более страшной смертью - в родном Аргосе его убила собственная жена и ее мститель любовник; об этом потом напишет трагедию поэт Эсхил. Менелая с возвращенной ему Еленой занесло ветрами далеко в Египет, и он очень долго добирался до своей Спарты. Но дольше всех и труднее всех был путь хитроумного царя Одиссея, которого море носило по свету десять лет. О его судьбе и сложил Гомер свою вторую поэму: «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, / Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, / Многих людей, города посетил и обычаи видел, / Много и горя терпел на морях, о спасенье заботясь...» «Илиада» - поэма героическая, действие ее происходит на бранном поле и в военном стане. «Одиссея» - поэма сказочная и бытовая, действие ее разворачивается, с одной стороны, в волшебных краях великанов и чудовищ, где скитался Одиссей, с другой - в его маленьком царстве на острове Итака и в ее окрестностях, где ждали Одиссея его жена Пенелопа и его сын Телемах. Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», так и в «Одиссее» - только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнего западного края земли до родной Итаки. Обо всем, что было раньше, Одиссей расскажет на пиру в середине поэмы, и расскажет очень сжато: на все эти сказочные приключения в поэме приходится страниц пятьдесят из трехсот. В «Одиссее» сказка оттеняет быт, а не наоборот, хотя читатели, и древние и современные, охотнее перечитывали и вспоминали именно сказку.

В Троянской войне Одиссей очень много сделал для греков - особенно там, где нужна была не сила, а ум. Это он догадался связать женихов Елены клятвою сообща помогать ее избраннику против любого обидчика, а без этого войско никогда не собралось бы в поход.

Это он привлек в поход юного Ахилла, а без этого победа была бы невозможна.

Это он, когда в начале «Илиады» греческое войско после общей сходки едва не ринулось из-под Трои в обратный путь, сумел его остановить. Это он уговаривал Ахилла, когда тот поссорился с Агамемноном, вернуться в бой. Когда после гибели Ахилла доспехи убитого должен был получить лучший воин греческого стана, их получил Одиссей, а не Аякс. Когда Трою не удалось взять осадою, это Одиссей придумал построить деревянного коня, в котором спрятались и проникли таким образом в Трою самые храбрые греческие вожди, - и он в их числе. Богиня Афина, покровительница греков, больше всего из них любила Одиссея и помогала ему на каждом шагу. Зато бог Посейдон его ненавидел - мы скоро узнаем почему, - и это Посейдон своими бурями десять лет не давал ему добраться до родины. Десять лет под Троей, десять лет в странствиях, и только на двадцатый год его испытаний начинается действие «Одиссеи».

Начинается оно, как и в «Илиаде», «Зевсовой волей». Боги держат совет, и Афина заступается пред Зевсом за Одиссея. Он в плену у влюбленной в него нимфы Калипсо, на острове в самой середине широкого моря, и томится, напрасно желая «видеть хоть дым, от ррдных берегов вдалеке восходящий». А в царстве его, на острове Итака, все уже считают его погибшим, и окрестные вельможи требуют, чтобы царица Пенелопа избрала себе из них нового мужа, а острову - нового царя.

Их больше сотни, они живут в Одис-сеевом дворце, буйно пируют и пьют, разоряя Одиссеево хозяйство, и развлекаются с Одиссе-евыми рабынями. Пенелопа пыталась их обмануть: она сказала, что дала обет объявить свое решение не раньше, чем соткет саван для старого Лаэрта, Одиссеева отца, который вот-вот умрет.

Днем она у всех на виду ткала, а ночью тайно распускала сотканное. Но служанки выдали ее хитрость, и ей труднее стало сопротивляться настояниям женихов.

С нею сын ее Телемах, которого Одиссей оставил еще младенцем; но он молод, и с ним не считаются.

И вот к Телемаху приходит незнакомый странник, называет себя старым другом Одиссея и дает ему совет: «Снаряди корабль, обойди окрестные земли, собери вести о пропавшем Одиссее; если услышишь, что он жив, - скажешь женихам, чтобы ждали еще год; если услышишь, что мертв, - скажешь, что справишь поминки и склонишь мать к замужеству». Посоветовал и исчез, ибо в образе его явилась сама Афина.

Так Телемах и поступил. Женихи противились, но Телемаху удалось уйти и сесть на корабль незамеченным, ибо и в этом ему помогла Афина.

Телемах плывет на материк - сперва в Пи-лос к дряхлому Нестору, потом в Спарту к только что вернувшимся Менелаю и Елене. Словоохотливый Нестор рассказывает, как плыли герои из-под Трои и тонули в буре, как погиб потом в Аргосе Агамемнон и как отомстил убийце его сын Орест; но о судьбе Одиссея он ничего не знает. Гостеприимный Менелай рассказывает, как он, Менелай, заблудившись в своих странствиях, на египетском берегу подстерег вещего морского старца, тюленьего пастуха Протея, умевшего обращаться и в льва, и в вепря, и в барса, и в змея, и в воду, и в дерево; как боролся он с Протеем, и одолел его, и узнал у него обратный путь, а заодно узнал и о том, что Одиссей жив и страдает среди широкого моря на острове нимфы Калипсо. Обрадованный этой вестью, Телемах собирается воротиться на Итаку, но тут Гомер прерывает свой рассказ о нем и обращается к судьбе Одиссея.

Заступничество Афины помогло: Зевс посылает к Калипсо вестника богов Гермеса: время настало, пора отпустить Одиссея. Нимфа горюет: «Для того ли я спасла его из моря, для того ли хотела одарить его бессмертьем?» - но ослушаться не смеет. Корабля у Одиссея нет - нужно сколотить плот. Четыре дня он работает топором и буравом, на пятый - плот спущен. Семнадцать дней плывет он под парусом, правя -по звездам, на восемнадцатый разражается буря. Это Посейдон, увидя ускользающего от него героя, взмел пучину четырьмя ветрами, бревна разлетелись, как солома.

«Ах, зачем не погиб я под Троей!» - вскричал Одиссей. Помогли Одиссею две богини: добрая морская нимфа бросила ему волшебное покрывало" спасающее от потопления, а верная ему Афина уняла три ветра, оставив четвертый нести его-вплавь к ближнему берегу. Два дня и две ночи плывет он, не смыкая глаз, а на третий волны выбрасывают его на сушу. Голый, усталый, беспомощный, он зарывается в кучу листьев и засыпает мертвым сном.

Это была земля блаженных феаков, которыми правил добрый царь Алкиной в высоком дворце: медные стены, золотые двери, шитые ткани на лавках, спелые плоды на ветках, вечное лето над садом. У царя была юная дочь Навсикая; ночью ей явилась Афина и сказала: «Скоро тебе замуж, а одежды твои не стираны; собери служанок, возьми колесницу, ступайте к морю, выстирайте платья». Выехали, постирали, высушили, стали играть в мяч; мяч залетел в море, девушки громко вскрикнули, крик их разбудил Одиссея. Он поднимается из кустов, страшный, покрытый морской засохшей тиной, и молит: «Нимфа ли ты или смертная, помоги: дай мне прикрыть наготу, укажи мне дорогу к людям, и да пошлют тебе боги доброго мужа». Он омывается, умащается, одевается, и Навсикая, любуясь им, думает: «Ах, если бы дали мне боги такого мужа»- Он идет в город, входит к царю Алкиною, рассказывает ему о своей беде, но себя не называет; тронутый Алкиной обещает, что феакийские корабли отвезут его, куда он ни попросит.

Одиссей сидит на Алкиноевом пиру, а мудрый певец Демодок развлекает пирующих песнями. «Спой о Троянской войне!» - просит Одиссей; и Демодок поет об Одиссеевом деревянном коне и о взятии Трои. У Одиссея слезы на глазах. «Зачем ты плачешь?- говорит Ая-киной.- Для того и посылают боги героям смерть, чтобы потомки пели им славу. Верно, у тебя пал под Троею кто-то из близких?» И тогда Одиссей открывается: «Я - Одиссей, сын Лаэрта, царь Итаки, маленькой, каменистой, но дорогой сердцу...» - и начинает рассказ о своих скитаниях. В рассказе этом девять приключений.

Первое приключение - у лотофагов. Буря унесла Одиссеевы корабли из-под Трои на дальний юг, где растет лотос - волшебный плод, отведав которого человек забывает обо всем и не хочет в жизни ничего" кроме лотоса Лотофаги угостили лотосом Одсеевых спутников, и забыли о родной`Итаке и отказались плыть дальше силою их, плачущих отвели на корабль и пустились в путь.

Второе приключение - у циклопов (киклопов). То были чудовищные великаны с одним, глазом посреди л6а; они; пасли овец и коз и незнали вина. Главным среди них был Полифем, сын морского бога Посейдона. Одиссей с дюжиной товарищей забрел в его пустую пещеру. Вечером пришел Полифем, огромный, как гора, загнал в пещеру стадо, загородил выход, глыбой, спросил: «Кто вы?» - «Странники. 3евс наш хранитель, мы просим помочь нам», --«Зевса я не боюсь!» И циклоп схватил двоих, размозжил о стену, сожрал с костями и захрапел. Утром он ушел со стадом, опять завалив вход; и тут Одиссей придумал хитрость; Он с товарищами взял циклопову дубину, большую, как мачта, заострил, обжег на огне" припрятал; а когда злодей пришел и сожрал: еще двух товарищей, то поднес ему вина, чтобы усыпить; Вино понравилось чудовищу" «Как тебя зовут?» спросил он. «Никто!» -ответил Одиссей,«За такое угощение, я тебя, Никто, съем последним!».

Хмельной циклоп - захрапел. Тут Одиссей соспутниками взяли дубину, подошли, раскачали ее и вонзили в единственный великанов глаз. Ослепленный людоед взревел, сбежались другие циклопы: «Кто тебя обидел, Полифем?» «Никто!», - «Ну» коли никто то и шуметь нечего", - и разошлись. А чтобы, выйти из.пещеры, Одиссей привязал товарищей под брюхо циклоповым баранам, чтобы циклоп их не нащупал, и так вместе со стадом они покинули утром пещеру.

Но, уже отплывая, Одиссей не стерпел и крикнул «Вот за обиду гостям казнь от меня, Одйсеея с Итаки!» И циклоп яростно взмолился отцу своему Посейдону: «Не дай Одиссею доплыть до Итаки - а если уж суждено, то пусть доплывет нескоро, один, на чужом корабле!» И бог услышал его молитву.

Третье приключение - на острове бога ветров Эола. Бог послал им попутный ветер, а остальные завязал в кожаный мешок и дал Одиссею: «Доплывешь - отпусти». Но когда уже виднелась Итака, усталый Одиссей заснул, а спутники его развязали мешок раньше времени; поднялся ураган, их прибило обратно к Эолу. Значит, боги против тебя!" - гневно сказал Эол и отказался помогать ослушнику.

Четвертое приключение - у лестригонов, диких великанов-людоедов. Они сбежались к берегу и обрушили огромные скалы на Одиссеевы корабли; из двенадцати судов погибло одиннадцать, Одиссей с немногими товарищами спасся на последнем.

Пятое приключение - у волшебницы Цирцеи (Кирки), царицы Запада, всех пришельцев обращавшей в зверей. Одиссеевым посланцам она поднесла вина, меда, сыра и муки с ядовитым зельем - и они обратились в свиней, а она загнала их в хлев. Спасся один и в ужасе рассказал об этом Одиссею; тот взял лук и пошел на помощь товарищам, ни на что не надеясь. Но Гермес, вестник богов, дал ему божье растение: корень черный, цветок белый, - и чары оказались бессильны против Одиссея. Угрожая мечом, он заставил волшебницу вернуть человеческий облик его друзьям и потребовал: «Вороти нас в Итаку!» - «Спроси путь у вещего Тиресия, пророка из пророков», - сказала колдунья. «Но он же умер!» - «Спроси у мертвого!» И она рассказала, как это сделать.

Шестое приключение - самое страшное: спуск в царство мертвых. Вход в него - на краю света, в стране вечной ночи. Души мертвых в нем бесплотны, бесчувственны и бездумны, но, выпив жертвенной крови, обретают речь и разум. На пороге царства мертвых Одиссей зарезал в жертву черного барана и черную овцу; души мертвых слетались на запах крови, но Одиссей отгонял их мечом, пока перед ним не предстал вещий Тиресий. Испив крови, он сказал: «Беды ваши - за обиду Посейдону; спасение ваше - если не обидите еще и Солнце-Гелиоса; если же обидите - ты вернешься в Итаку, но один, на чужом корабле и нескоро. Дом твой разоряют женихи Пенелопы; но ты их осилишь, и будет долгое царство и мирная старость».

После этого Одиссей допустил к жертвенной крови и других призраков. Тень его матери рассказала, как умерла она от тоски по сыну; он хотел обнять ее, но под руками его был только пустой воздух. Агамемнон рассказал, как погиб он от своей жены: «Будь, Одиссей, осторожен, на жен полагаться опасно».

Ахилл сказал ему: «Лучше мне быть батраком на земле, чем царем между мертвых».

Только Аякс не сказал ничего, не простив, что Одиссею, а не ему достались доспехи Ахилла. Издали видел Одиссей и адского судью Миноса, и Вечно казнимых гордеца Тантала хитреца Сизифа, наглеца Тития; но тут ужас охватил его, и он поспешил прочь, к белому свету.

Седьмым приключением были Сирены - хищницы, обольстительным пением заманивающие мореходов на смерть.

Одиссей перехитрил их: спутникам своим он заклеил уши воском, а себя велел привязать к мачте и не отпускать, несмотря ни на что. Так они проплыли мимо, невредимые, а Одиссей еще и услышал пение, слаще которого нет.

Восьмым приключением был пролив между чудовищами Сциллой (Скиллой) и Харибдой: Сцилла - о шести головах, каждая с тремя рядами зубов, и о двенадцати лапах; Харибда - об одной гортани, но такой, что одним глотком затягивает целый корабль. Одиссей предпочел Сциллу Харибде - и был прав: она схватила с корабля и шестью ртами сожрала шестерых его товарищей, но корабль остался цел.

Девятым приключением был остров Солнца-Гелиоса, где паслись его священные стада - семь стад красных быков, семь стад белых баранов. Одиссей, памятуя завет Тиресия, взял с товарищей страшную, клятву не касаться их, но дули противные ветры, корабль стоял, спутники изголодались и, когда Одиссей заснул, зарезали и съели лучших быков. Было страшно: содранные шкуры шевелились и мясо на вертелах мычало-Солнце-Гелиос, который все видит, все слышит, все знает, взмолился Зевсу: «Накажи обидчиков, не то я сойду в подземное царство и буду светить среди мертвых». И когда стихли ветры и отплыл от берега корабль, Зевс поднял бурю, ударил молнией, корабль рассыпался, спутники утонули в водовороте, а Одиссей один на обломке бревна носился по морю девять дней, пока не выбросило его на берег острова Калипсо.

Так заканчивает Одиссей свою повесть.

Царь Алкиной исполнил обещание: Одиссей взошел на феакийский корабль, погрузился в очарованный сон, а проснулся уже на туманном берегу Итаки. Здесь его встречает покровительница Афина.

«Пришла пора для твоей хитрости, - говорит она, - таись, стерегись женихов и жди сына твоего Телемаха!» Она касается его, и он делается неузнаваем: стар, лыс, нищ, с посохом и сумою. В этом виде идет он в глубь острова - просить приюта у старого доброго свинопаса Бвмея. Бвмею он рассказывает, будто родом он с Крита, воевал под Троей, знал Одиссея, плавал в Египет, попал в рабство, был у пиратов и еле спасся. Евмей зовет его в хижину, сажает к очагу, угощает, горюет о пропавшем без вести Одиссее, жалуется на буйных женихов, жалеет царицу Пенелопу и царевича Телемаха. На другой день приходит и сам Телемах, вернувшийся из своего странствия, - конечно, его тоже направила сюда сама Афина. Перед ним Афина возвращает Одиссею настоящий его облик, могучий и гордый. «Не бог ли ты?» - вопрошает Телемах.

«Нет, я отец твой», - отвечает Одиссей, и они, обнявшись, плачут от счастья.

Близится конец. Телемах отправляется в город, во дворец; за ним бредут Евмей и Одиссей, снова в образе нищего. У дворцового порога совершается первое узнание: дряхлый Одиссеев пес, за двадцать лет не забывший голос хозяина, поднимает уши, из последних сил подползает к нему и умирает у его ног. Одиссей входит в дом, обходит горницу, просит подаяния у женихов, терпит насмешки и побои.

Женихи стравливают его с другим нищим, моложе и крепче; Одиссей неожиданно для всех опрокидывает его одним ударом. Женихи хохочут: «Пусть тебе Зевс за это пошлет, чего ты желаешь!» - и не знают, что Одиссей желает им скорой погибели. Пенелопа зовет чужестранца к себе: не слышал ли он вестей об Одиссее? «Слышал, - говорит Одиссей, - он в недальнем краю и скоро прибудет».

Пенелопе не верится, но она благодарна гостю. Она велит старой служанке омыть страннику перед сном его пыльные ноги, а самого его приглашает быть во дворце на завтрашнем пиру. И здесь совершается второе узнание: служанка вносит таз, прикасается к ногам гостя и чувствует на голени шрам, какой был у Одиссея после охоты на кабана в его молодые годы. Руки ее задрожали, нога выскользнула: «Ты - Одиссей!» Одиссей зажимает ей рот: «Да, это я, но молчи - иначе погубишь все дело!» Наступает последний день.

Пенелопа созывает женихов в пиршественную горницу: «Вот лук моего погибшего Одиссея; кто натянет его и пустит стрелу сквозь двенадцать колец на двенадцати секирах в ряд, тот и станет моим мужем!» Один за другим сто двадцать женихов примериваются к луку - ни единый не в силах даже натянуть тетиву. Они уже хотят отложить состязание до завтра - но тут встает Одиссей в своем нищем виде: «Дайте и мне попытать: ведь и я когда-то был сильным!» Женихи негодуют, но Телемах заступается за гостя: «Я - наследник этого лука, кому хочу - тому даю; а ты, мать, ступай к своим женским делам». Одиссей берется за лук, легко сгибает его, звенит тетивой, стрела пролетает сквозь двенадцать колец и вонзается в стену. Зевс гремит громом над домом, Одиссей выпрямляется во весь богатырский рост, рядом с ним Телемах с мечом и копьем. «Нет, не разучился я стрелять: попробую теперь другую цель!» И вторая стрела поражает самого наглого и буйного из женихов. «А, вы думали, что мертв Одиссей? Нет, он жив для правды и возмездия!» Женихи хватаются за мечи, Одиссей разит их стрелами, а когда кончаются стрелы - копьями, которые подносит верный Евмей. Женихи мечутся по палате, незримая Афина помрачает их ум и отводит их удары от Одиссея, они падают один за другим. Груда мертвых тел громоздится посреди дома, верг ные рабы и рабыни толпятся вокруг и ликуют, видя господина.

Пенелопа ничего не слышала: Афина наслала на нее в ее тереме глубокий сон. Старая служанка бежит к ней с радостной вестью: Одиссей вернулся, Одиссей покарал женихов! Она не верит: нет, вчерашний нищий совсем не похож на Одиссея, каким он был двадцать лет назад; а женихов покарали, наверно, разгневанные боги. «Что ж, - говорит Одиссей, - если в царице такое недоброе сердце, пусть мне постелят постель одному». И тут совершается третье, главное узнание. «Хорошо, - говорит Пенелопа служанке, - вынеси гостю в его покой постель из царской спальни» - «Что ты говоришь, женщина? - восклицает Одиссей. - Эту постель, не сдвинуть с места, вместо ножек у нее - пень масличного дерева, я сам когда-то сколотил ее на нем и приладил». И в ответ Пенелопа плачет от радости и бросается к мужу: это была тайная, им одним ведомая примета.

Это победа, но это еще не мир. У павших женихов остались родичи, и они готовы мстить. Вооруженной толпой они идут на Одиссея, он выступает им навстречу с Телемахом и несколькими подручными. Уже гремят первые удары, проливается первая кровь, но Зевсова воля кладет конец затевающемуся раздору. Блещет молния, ударяя в землю между бойцами, грохочет гром, является Афина с громким криком: "… Крови не лейте напрасно и злую вражду прекратите!" - и устрашенные мстители отступают.

И тогда: «Жертвой и клятвой скрепила союз меж царем и народом / Светлая дочь громовержца, богиня Афина Паллада».

Этими словами заканчивается «Одиссея».

Алкиной - персонаж «Одиссеи» (песни 6- 13), царь феаков, супруг Ареты и отец Навсикаи. После прибытия Одиссея на остров феаков Схе-рию А. радушно принимает чужестранца в своем доме, угощая его на пиру, и обещает благополучное возвращение в отчизну. Он устраивает игры, во время которых феакийские юноши вызывают Одиссея посостязаться с ними. Одиссей побеждает в метании и вызывается посоревноваться в любом из воинских искусств, но А. прекращает едва начавшийся спор, предлагая обратиться к пению и танцу, а затем велит своим вельможам одарить странника, особо побуждая к этому юношу Эвриала, оскорбившего Одиссея дерзким вызовом. После того как подарки вручены Одиссею, возобновляется пение, и Одиссей не может сдержать слез песне о взятии Трои. А. просит его наконец открыть свое имя, и герой называет себя и повествует о своих предыдущих странствиях. После окончания рассказа А. велит своим подданным умножить дары Одиссею и на следующий день отправляет его на корабле в Итаку.

На обратном пути этот корабль обращает в скалу Посейдон, разгневанный тем, что, вопреки его воле, Одиссей все-таки достиг отчизны. При виде этого чуда А. молит богов ограничиться этим и не насылать иных бедствий на землю феаков.

В «Одиссее» А. предстает мудрым правителем и хозяином дома, пекущимся о спокойствии в нем и соблюдающим божественные законы гостеприимства. Именно этим продиктована его забота об Одиссее: А. дважды прерывает своего певца Демодока, видя, что воспоминания о событиях, им описываемых, причиняют боль чужестранцу. Точно так же он стремится предупредить предполагаемую обиду гостя, давая ему возможность проявить себя в состязаниях с юношами, но затем прекращая их, а впоследствии заставляя Эвриала извиниться за вызов, брошенный Одиссею. Постоянно подчеркивается уважение, которое испытывают к своему царю феаки, среди которых он «первый среди равных».

Афина - богиня, дочь Зевса, персонаж «Одиссеи» и «Илиады». В «Илиаде» А. неизменно выступает на стороне греческих героев, осаждающих Трою. В «Одиссее» А. - главное действующее божество. В начале «Одиссеи» именно она напоминает Зевсу о злоключениях Одиссея и уговаривает отца, чтобы тот позволил герою вернуться на Итаку. Когда Одиссей наконец прибывает на родину и сражается с дерзкими женихами, Афина помогает ему справиться с ними, после чего предотвращает распрю между Одиссеем и родственниками убитых им женихов. Богиня покровительствует и сыну Одиссея, Телемаху, защищая его от женихов, которые пытаются убить юношу после того, как он публично осудил их недостойное поведение.:, Навсикая - царевна феаков, дочь Алкиноя и Ареты. В образе Н. подчеркнуты прежде всего Красота (Одиссей сравнивает стройность ее стана с молодой пальмой), скромность, приличествующая незамужней девушке (Одиссей даже молит ее, стоя в отдалении, ибо, «тронув колена ее, он прогневил бы чистую деву»), но одновременно разумность и решительность, подкрепленная Афиной. Она предусмотрительно велит Одиссею не сопровождать ее, боясь кривотолков (за что ее впоследствии упрекает Алкиной но Одиссей выдает это за собственное решение), а также советует обратиться не прямо к царю, а к его супруге, дабы обрести прежде всего ее поддержку. В то же время подчеркивается пробудившаяся в Н. сердечная склонность к чужеземцу, чья красота и мощь заставляют ее считать Одиссея любимцем богов.

Одиссей (в римской традиции- Улисс) - царь Итаки, главный герой поэмы Гомера «Одиссея» и один из второстепенных персонажей «Илиады». Мужество О. сочетается с хитроумием и рассудительностью. О. и сам считает хитрость основной чертой своего характера: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих /Хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный». Отец Антиклеи, матери О.,- Автолик, «великий клятвопреступник и вор», был сыном Гермеса, бога, который славился ловкостью и изобретательностью. Таким образом, хитроумие - наследственная черта О. Однако не только природная смекалка, но и богатый жизненный опыт помогает О. в его многолетних скитаниях. Благодаря своей изворотливости и умению обмануть противника О. удается справиться с ужасным людоедом-циклопом Полифемом, а затем с волшебницей Цирцеей, которая с помощью чудесного зелья превращает его спутников в свиней. Гомер постоянно подчеркивает, что не только храбрость и физическая сила, а мудрость нередко выручает его героя.

Среди многочисленных персонажей «Одиссеи» и «Илиады» О. - наиболее яркая фигура. Не случайно к этому образу обращались в своем творчестве Многие писатели и поэты (Лопе де Вега, Кальде-рон, И. Пиндемонте, Я. В. Княжнин, Л. Фейхтвангер, Дж. Джойс и др.). По сравнению с остальными героями (Гектором, Ахиллом, Агамемноном, Парисом и др.), характеры которых определяются какой-либо одной характерной чертой, О. - фигура многогранная. Мужество, в недостатке которого его нельзя упрекнуть, соседствует с разумной практичностью, умением обратить себе на пользу самые неблагоприятные обстоятельства. О. чуждо упрямое высокомерие тех героев-воинов, чей героизм целиком заключен в действии и которые презирают рассудительность и осторожность, отождествляя их с трусостью. Оружие О. не только меч, но и слово, и с его помощью он нередко одерживает блестящие победы. Удивительные приключения, которые довелось испытать О., служат Гомеру лишь своего рода фоном, для того чтобы показать, как сильно его герой тоскует по родной Итаке. Никакие силы не способны вырвать из души О. память об отчизне, и в этом величие его образа.

Пенелопа - персонаж «Одиссеи», дочь Ика-рия и нимфы Перибеи, супруга Одиссея и двоюродная сестра Елены. В мировой культуре имя П., которая целых 20 лет ждет возвращения любимого мужа, стало олицетворением верной жены. Во время отсутствия Одиссея П. осаждают многочисленные женихи, юноши из лучших семей Итаки и близлежащих островов. Но П., понимая, что сила на их стороне, действует хитростью: три года она обманывает женихов, обещая сделать свой выбор после того, как выткет погребальный саван для своего свекра Лаэрта, а по ночам распускает то, что сумела выткать за день. (Этот мотив часто использовали многие писатели и поэты, например О. Мандельштам.) Гомер неизменно наделяет свою героиню эпитетом «разумная», однако П., рачительная и экономная хозяйка, готова пожертвовать всем, что имеет, лишь бы не стать женой другого. Поэтому она смиряется с тем, что женихи в постоянных пирушках разоряют имение ее мужа.

При этом хитроумная П. предлагает женихам приносит! ей подарки и принимает их, уклончиво обещая когда-нибудьстать женой одного из-них. Рассудительность и осторожность П. проявляются и в том, что она не сразу доверяет человеку, который называется именем ее мужа, а подвергает его проверке. Образу П., как, впрочем, большинству женских образов в поэмах Гомера, присуща некоторая пассивность. Ш пусть вынужденно, но все же покоряется обстоятельствам, которые вла-ствуют над ним. Однако у Гомера образ П. выхо-даит за рамки тех представлений о женском характере которые господствовали в его эпоху. Внешняя пассивность поведения П. в обраще-нии с женихами, ее безропотное подчинение сво-ему сыну, юному Телемаху по первому слову которого она покорно удаляется в свои покои, - все это затмевается ее верой и преданностью. Притягательность образа П. в том, что за ее пассивным ожиданием пропавшего супруга скрывается активнее и героическое чувство.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры