Что делать, если ребенок получает двойки. Что делать, если получил двойку ваш ребенок

Главная / Измена жены

Во втором классе Роман обнаружил, как здорово быть клоуном. Ему ловко удавалось передразнивать учительницу, строить гримасы и воспроизводить неприличные звуки, когда Татьяна Андреевна отворачивалась к доске. Как-то он изобразил особенно звучную отрыжку, и учительница стала его отчитывать. А мальчик тем временем свел глаза «в кучку» и языком облизнул кончик носа. Одноклассники сочли все это очень смешным, но Татьяна Андреевна почему-то не разделила их веселья. В тот же вечер она позвонила родителям Романа.

Двойка по поведению. Что делать родителям?

Во втором классе Роман обнаружил, как здорово быть клоуном. Ему ловко удавалось передразнивать учительницу, строить гримасы и воспроизводить неприличные звуки, когда Татьяна Андреевна отворачивалась к доске. Как-то он изобразил особенно звучную отрыжку, и учительница стала его отчитывать.

А мальчик тем временем свел глаза «в кучку» и языком облизнул кончик носа. Одноклассники сочли все это очень смешным, но Татьяна Андреевна почему-то не разделила их веселья. В тот же вечер она позвонила родителям Романа.

Одни дети все время получают за поведение отличные оценки, но у других возникают проблемы с дисциплиной. Они могут острить, хамить учителю, отпускать шутки по поводу того, что проходят на уроке, бить товарищей. Иногда дети придумывают такое, что ни родители, ни учителя даже не могут себе представить.

Моего сына как-то оставили после уроков в наказание за то, что он и три его приятеля лезли на стены в классе!

Родители должны понимать, что нарушения дисциплины могут быть и довольно безобидными, и не очень. Одно дело шутить, другое — обзывать учителя. А драки с одноклассниками, угрозы в их адрес — уже не пустяки.

Разберитесь в своих чувствах

Когда учитель сообщает родителям, что их ребенок плохо себя ведет, они начинают сердиться и беспокоиться. Отец Романа решил, что, должно быть, он недостаточно хорошо воспитывает сына. Больше всего его волновало, что Татьяна Андреевна, наверно, думает так же.

Иногда родители, наоборот, сердятся на учителя, считая, что он несправедлив к их ребенку. Порой мы начинаем стыдиться своих детей и злиться на них за такое поведение. Но не забывайте, что эмоции только мешают решению проблемы.

Скооперируйтесь с учителем

Если ребенок нарушает дисциплину, надо, во-первых, сделать так, чтобы он перестал плохо себя вести, во-вторых, устранить причину такого поведения — именно в этой последовательности.

В случае с Романом надо было сначала объяснить мальчику, что нехорошо кривляться, а затем разобраться, почему он все время хочет быть в центре внимания. Первый шаг к решению проблемы — встреча с учителем.

Узнайте у педагога, когда ребенок начал себя плохо вести и в каких ситуациях проявляется такое поведение. Можно ли предположить, что его что-то провоцирует? Направлены ли его действия конкретно на кого-то из одноклассников?

Некоторые дети ведут себя слишком активно после перемены, потому что еще не успели успокоиться. Или, наоборот, если, например, у ребенка возникли на уроке проблемы с чтением, то после урока он может завязать с кем-нибудь драку.

Родители Романа обсудили с учителем также и то, что сына не взяли в команду лучших футбольных игроков (и что он, конечно, переживает по этому поводу). Рассказали и о том, что его младший брат начал говорить и теперь стал центром внимания в семье. Быть может, все это имеет какое-то отношение к поведению мальчика.

Выслушайте своего ребенка

Прежде чем составлять план действий, выслушайте своего ребенка. Роман, например, пожаловался, что его учительница несправедлива к нему и что он не виноват. «Не моя вина, что мои друзья считают меня забавным! А Татьяна Андреевна просто не понимает шуток!»

Родители отнеслись к его объяснениям с пониманием, но изъявили желание посидеть на уроке, чтобы лучше разобраться в происходящем. При этом они проявили твердость. «Мы сказали ему, что рады, что у нашего сына такое отличное чувство юмора, — говорит его отец. — Но было бы лучше, если бы он развлекал своих друзей после уроков».

Вместе они выписали на листок бумаги правила, когда в школе можно дурачиться (на переменах, после занятий), а когда надо быть серьезным, и договорились, что один вечер в неделю Роман может «устраивать цирк дома».

Система штрафов и поощрений

Выясните у учителя, что делать в классе запрещено и как должен вести себя ребенок, если ему что-то не нравится. Затем установите, какие последствия будет иметь для него плохое поведение.

Родители Романа договорились с Татьяной Андреевной, что за нарушение дисциплины на уроке учительница не будет отпускать его на перемену, а заставит решать задачи. Плюс Роману не позволяется смотреть телевизор в учебные дни до тех пор, пока он не исправится. Неудивительно, что мальчик быстро перестал кривляться.

Есть и другой вариант: составить список того, что ребенок не должен делать (бить других детей, гримасничать и т.п.) и попросить учителя ежедневно отмечать его промахи и достижения. За каждый плюс родители начисляют ребенку очки. Когда их накапливается достаточно много, он получает право дольше смотреть телевизор или пригласить в гости друга.

Таким образом, дети понимают, что родители в курсе их поведения в школе и не одобряют нарушения дисциплины. Специалисты советуют папам и мамам почаще встречаться с учителем и обсуждать поведение ребенка — как и поступили родители Романа.

Двойка по поведению. Найдите причину плохого поведения

Как и Роман, многие дети нарушают дисциплину потому, что хотят привлечь к себе внимание. Но некоторые таким образом пытаются скрыть, что не усвоили какой-то материал.

Бывает и так, что ребенок грубит учителю или бьет других детей вовсе не потому, что он сердится на них. Он может быть обижен кем-то другим (даже своими близкими).

Если ребенок портит школьное имущество или ворует, это скорее всего означает, что у него нет каких-то вещей, которые ему хочется иметь. А иногда нарушение дисциплины свидетельствует о наличии проблем с учебой -ребенок расстроен и свою досаду вымещает на окружающих.

Родители Романа предположили, что, может быть, мальчик старается привлечь к себе внимание одноклассников потому, что дома все умиляются его младшему брату и смеются над его детскими выходками. Уложив малыша спать, они пришли к Роману и сказали ему, что очень рады пообщаться со своим старшим сыном. Они стали чаще проводить с ним время, играть вместе в его любимые игры.

Хвалите за хорошее

Иной раз мы забываем, что важно не только ругать за плохое, но и хвалить за хорошее. Огромное влияние на поведение ребенка оказывают брошенные невзначай фразы вроде: «Ты молодец! Сдержался, когда твоя младшая сестренка тебя дразнила!» или «Ты вовремя вспомнил о нашем уговоре больше не грубить».

Многие родители составляют список семейных правил и не забывают хвалить детей, когда они им следуют. В результате, прежде чем что-то сделать, дети вспоминают эти правила и привыкают не нарушать их.

Что делать родителям, если ребенок принес "двойку"

Склонив голову, жутко расстроенный ученик, не торопясь, шагает из школы домой.
Портфель с тяжелой «двойкой», жирно выведенной в дневнике, еле волочется за хозяином. Мысли о том, что дома попадет, разными картинками пестрят в голове. Как это страшно для ребенка! «Ладно, на прошлой неделе не сдержался, поведение подкачало – соседу по голове книгой дал, «двойку» заслуженно получил, – размышляет школьник. – А сегодня, – вел себя примерно, и руку поднимал, подумаешь, примеры неправильно решил. А ведь так хотелось порадовать родителей…»
Сколько детских слез пролито из-за плохих отметок. Что делать, если сын или дочка принесли в дневнике «двойку»? Как на это реагировать родителям: ругать, наказывать, лишать чего-то или выяснить, в чем причина? Об этом поговорим с психологом Натальей Леонидовной ПАРШИНОЙ, директором Центра психолого-медико-социального сопровождения «Зюзино».

Оценки или отметки?
Начнем с того, что оценка и отметка – понятия разные. Оценка – это мнение, суждение, высказывание о качествах чего-нибудь. Отметка же – установленное условное обозначение степени знаний и результатов деятельности ученика, выставляемая преподавателем.
Результаты усилий ребенка всегда следует замечать и отмечать, позитивно подкрепляя их. Это делать необходимо, чтобы дети приобретали уверенность в своих силах, в себе, понимая: то, что не получается сегодня, получится завтра. Право ошибаться, умение брать ответственность за свои поступки нужны по жизни. Они помогут ребенку в будущем достигать желаемых целей. К тому же, если мы не научим ребенка оценивать свои поступки, тогда он просто не узнает, что такое хорошо, а что – плохо, что в какой степени допустимо и что – нет.
Грузинский педагог, психолог Ш.А. Амонашвили предложил альтернативный существующему в традиционной школе подход к оцениванию. Он советовал отмечать у школьника то, что получается лучше всего. Таким образом, показывая пробелы и то, к чему должен стремиться ученик. «Так и надо, как получилась эта буква» и эту букву обводят, ставят в пример.
Современные школы, как правило, подчеркивают то, что не получилось у ребенка, и снижают за это оценки.

Очень важно!
Родители должны доверять учителям, прислушиваться к их советам и со спокойствием принимать проблемы своих детей.

За знаниями?
Чтобы ребенок ходил в школу не за отметками – не следует делать трагедии из «двойки», не надо и слишком радоваться «пятеркам». Ваш ребенок ходит в школу не за баллами, а за знаниями. Это и есть главная цель обучения. Отметки – не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать. Некоторые родители чрезмерно увлекаются школьными отметками, у детей появляется «отметочная психология», девизом которой становится лозунг: «Пятерка» – любой ценой!». Дети начинают списывать, зубрить, подгонять ответ и очень огорчаются, когда получают «двойки» и «тройки».
«Два» и «три», как же себя вести?
Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Надо спросить: «Ты не смог выполнить задание, потому что не знал, как? Или отвлекался? Будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?» Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны. Не исключено, что ребенок плохо усвоил материал. Тогда стоит самостоятельно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Не все родители оказываются хорошими педагогами. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Если «двойка» поставлена за неряшливость в тетради, родителям достаточно выразить свои огорчения и надежду, что ребенок будет стараться писать аккуратнее. Кстати, обилие помарок в тетради может свидетельствовать об определенных учебных трудностях ребенка, разобраться в которых поможет специалист – психолог или логопед. Специалисты помогут найти более короткий и безболезненный путь преодоления обидных помарок. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны!

Будь уверенной совой!
Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка не следует ругать за плохие отметки, его необходимо ободрить. А при домашней подготовке устных ответов можно «потренировать» ребенка, например, поиграв в театр. Ему стоит попробовать представить, что отвечает он не дома, а у доски, и говорит голосом не растерянного кролика, а уверенной совы из всеми любимой сказки о Винни-пухе. Соответственно и постарается почувствовать себя спокойно и уверенно.
Обсуждение учителя под запретом
Бывает, что дети высказывают обиду в адрес учителя. Родители, естественно, всегда стараются принять сторону ребенка, защитить его. Но главное, что всегда надо помнить взрослым, учитель не должен обсуждаться в присутствии ребенка. Ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Сомнения в действиях учителя помогут найти быстрое оправдание нерадивым и не очень прилежным ученикам своему собственному безответственному отношению к учебе. А доверие и взаимопонимание между родителями и учителем поспособствуют присвоению ответственности за собственные поступки.
Главное умение, которое должно быть сформировано у школьника в начальной школе – умение учиться. Оно предусматривает и прилежание, и аккуратность, и усидчивость, и умение нести ответственность за свои поступки. Кроме этого, школьник должен овладеть определенными учебными навыками, найти способы, с помощью которых он сможет быстрее запоминать, усваивать необходимый материал, концентрировать свое внимание в нужное время, выделять главное в прочитанном и многое другое.

Совет психолога:
Как помогать ребенку:
* На первых порах выполняйте домашнее задание вместе с ребенком, если он не справляется сам. Это для него очень важно. Но никогда не предлагайте своей помощи больше, чем это нужно ребенку.
* Напоминайте об уроках без криков и угроз. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через час-два после возвращения из школы. Ребенок должен отдохнуть от занятий. Отрегулируйте режим дня ребенка. Приучите его самостоятельно следить за временем.
* Оборудуйте рабочее место ребенка, поставьте удобный стол, повесьте лампу (источник света должен находиться слева или спереди, если ребенок правша, чтобы тень не падала на тетрадь), расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
* Приучайте ребенка к порядку – учебные принадлежности должны всегда находиться на своем рабочем месте, а не валяться на кухонном столе или на телевизоре.
* Родители требуют, чтобы ребенок сделал сразу все уроки. Но необходимо помнить, что школьнику через 30–40 минут необходимо сделать 5–10-минутный перерыв. Лучше при этом, если ребенок займется физическими упражнениями.
* Если ребенок посещает группу продленного дня, он все задания выполняет в школе. Поэтому дома он должен отдохнуть, развлечься, что-то сделать вместе с родителями.
* Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется трудным.
* Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
* Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
* Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит и ваше здоровье.
* Радуйтесь успехам вашего школьника, и мудро поучайте в случаях неудач.
* Сделайте так, чтобы у ребенка не было сомнений в том, что вы его любите не зависимо ни от успехов, ни от неудач. Будьте ему другом и союзником.

Хвалить или наказывать?!
Вольно или невольно родители стремятся в ходе воспитания передать ребенку свою систему ценностей, научить сына или дочь пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Одно из самых доступных родительских средств на этом пути – наказание. Часто наказание применяется в качестве «регулятора успеваемости». Здесь родителям следует проявить осмотрительность. Плохие отметки не всегда свидетельствуют о нежелании ребенка учиться хорошо. Прежде всего, родители должны разобраться: ребенок плохо учится потому что не хочет или потому что не может. Если ребенок учится плохо, потому что не успевает, например, за темпом класса, ему нужна дополнительная помощь. Понять истинные причины школьных трудностей, если помощи внутри школы не достаточно, помогут специалисты центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Бывает и по-другому: ребенок может учиться хорошо, но почему-то не получается. При таком положении дел также важно понять, почему это происходит. Причины могут быть разные. Наиболее часто встречающиеся – недостаточный самоконтроль маленького школьника. В этом случае скорей осознать последствия не очень прилежного поведения поможет отказ от поощрений, например, запрет на просмотр мультфильма. Ребенок только приступил к учебе в школе, и не следует ждать от него безупречного прилежания, – не все дети к этому способны, особенно, если до школы мама постоянно подсказывала, как и что делать. Обучение в школе требует от ребенка определенного уровня самостоятельности. Ребенок постепенно учится контролировать свои поступки и нести ответственность за их последствия.

Если проблемы плохого поведения, стойкой неуспеваемости не получается решить с помощью специалистов школы, обратитесь за помощью в ближайший центр для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кстати, в Москве таких центров более 50. Не нужно бояться и стесняться обращаться за помощью к специалистам!

Мир ли в доме?
«Двойки» могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии школьника. Например, он может страдать от ревности к младшему члену семьи. При таком положении дел двойки «помогут» школьнику переключить внимание родителей от младшего брата или сестры на себя. Такое бессознательное поведение поможет вернуть уверенность в том, что с рождением малыша старшего ребенка меньше любить не стали.
Эмоциональное состояние ребенка может влиять на успеваемость. Во время уроков, охваченный переживаниями по поводу болезни близких людей или предстоящим отъездом родителей школьник может отвлекаться и не слушать объяснения учителя. У особенно чувствительных детей может меняться почерк, буквы начинают «плясать», становятся различной величины, строчка вдруг заканчивается за полями… В этом случае ребенку нужны поддержка, внимание.

Домашнее задание
Не все дети имеют свою отдельную комнату. Но собственное рабочее место им необходимо. На первых порах первокласснику нужна помощь для уточнения распорядка дня, определения последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети часто делают ошибки и помарки, быстро утомляются, не могут сосредоточиться. Им необходимо помочь в соблюдении режима дня, в чередовании этапа подготовки уроков и отдыха. Родители должны подбадривать ребенка, объяснять, если что-либо ему непонятно, но не выполнять за ребенка работу. Нужно, конечно, требовать, чтобы домашнее задание выполнялось чисто и аккуратно, но заставлять переписывать работу несколько раз не стоит. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки никогда не приносят успеха.
Постепенно ребенку будет требоваться меньше времени для организации занятий. Позже прямое участие в занятиях вы замените своим присутствием, то есть будете контролировать качество выполнения заданий. Но главное – продолжать интересоваться жизнью школьника, уметь радоваться его успехам, помогать при трудностях.

Хвалить за «пятерки»?
Хвалить, конечно, надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать интерес школьника к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес – дело вполне естественное для всех детей, начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает.

Прислушивайтесь
к детям, а вдруг
это правда?!
Мама, папа, не кричите,
Двойку снова я несу,
Озверел опять учитель,
Я сейчас все объясню.
Я таблицу умноженья
Ему с места отвечал.
Проявлял он раздраженье,
Без причины нервничал.
Мой сосед по парте – Вася,
Заслонив рукою свет,
С калькулятором игрался,
Проверяя мой ответ.
Вдруг, как звери в зоосаде,
Наш учитель заорал,
Друга Васю он ограбил,
Калькулятор отобрал.
От учительского крика
Я сейчас же все забыл,
А учитель этот мигом
Двойку мне в дневник влепил.

Каждый родитель хочет видеть ребёнка успешным. В наше время чтобы добиться успеха, нужно получить не просто образование, но и непосредственно знания. Каждая мама хочет видеть успешного, умного, обаятельного и воспитанного сына или дочь. Что делать если ребёнок получил двойку? Рассмотрим в статье основные ошибки родителей.

Первая двойка

Фактически в каждой семье наступает момент, когда ребенок приносит первую двойку. Событие не из самых приятных. Первая двойка может быть как в 1 классе, так и в 11 классе. Как ведут себя родители в данном случае? Обычно родители выбирают один из трёх сценариев.

  1. Вселенская трагедия . Часто бывают слёзы и причитания. Для ребенка часто этот сценарий, вызывает большой стресс.
  2. Все бывает в этой жизни . Во втором сценарии родители с пониманием относятся к ребенку, не ругают. С любым может случиться.
  3. Учитель виноват . Часто родители винят во всех неудачах детей именно учителей. Конечно, бывает, что оценка была поставлена несправедливо, но в большинстве своем родители просто ищут на кого свалить вину. Нельзя ребенку говорить, что в чём-то виноват учитель. Дети быстро к этому привыкают, и будут также винить в своих неудачах учителей, друзей, а став постарше и родителей.

Двойка это одно из первых серьезных испытаний для ребенка. Нужно с ребенком провести серьёзную доверительную беседу. Объяснить, для чего нужно учиться, как ему это поможет в будущем. Не надо кричать, ребёнок может замкнуться в себе, могут возникнуть проблемы с самооценкой.

Основные настоящие причины двоек:

1. Непонимание материала, новой темы .

Ребенок мог себя плохо чувствовать или просто смотрел в окно и отвлёкся от новой темы урока. В этом случае нужно разобрать эту тему с ребенком, если в следующий раз будет что-либо непонятно ребенок обратиться к родителям за помощью и двойки можно будет избежать.

2. Лень .

Одна из самых распространенных причин. Нужно увлекать детей, чтобы лениться просто не было времени.

3. Плохое поведение .

Есть и такие двойки, которые ставят не за знания, а за поведение. Родителям в этом случае, нужно проводить серьезные беседы, иначе ситуация может выйти из под контроля.

4. Сложная программа .

Многие родители переоценивают детей. Отдают учиться в гимназии с усиленной программой, и ребёнок просто не справляется.

Ну что... первая двойка, действуем. Нужно понять ребёнка, поддержать. Поинтересоваться, за что поставлена такая оценка, спросить, как ребенок планирует её исправлять. Нужно направить ребенка на исправление оценки. Объяснить, зачем это нужно. Ведь двойка это оценка, подсказывающая область незнания, индикатор того, что с этой темой нужно позаниматься больше.

Удачи в сложной, но интересной игре под названием учёба.

Скажите откровенно, читатель, вы сами ни разу в жизни не получали ? А ваш друг или брат? Не можете ли вы припомнить те обстоятельства, при которых произошло это событие? А чувства, что тогда теснились в груди? Как вы думаете, не может ли ваш ребенок оказаться в числе моих корреспондентов, письма которых взывают к нашей неразбуженной справедливости?

«...У меня появилась одна двойка и за эту двойку очень били и стучали по голове. Мы слушаем радио, но мои родители вас не понимают. Прошу вас, чтобы написали им письмо. Пишите побыстрей!
Нина, Валя, Таня, ст. Быково »

«...Пишет вам ученица 2А класса Надя С. Когда я получу 3 или 2, меня ругают и бьют. Мне очень обидно. Я говорю, что буду учиться лучше, но мне не верят. Помогите мне и моим родителям.
г. Магнитогорск »

Двойка - это сигнал бедствия, сигнал тревоги, это огорчение для всех - ребенка, родителя, учителя (поверьте мне, что нет таких учителей, которые любили бы эту отметку, - ведь она есть мерило не только успехов ученика, но и качества работы самого педагога).

В порыве гнева , в порыве огорчения, вызванного злополучной двойкой, нагромождаются одна на другую ошибки взрослых и детей.
- Ах, она поставила мне двойку, так я теперь сроду не буду учить ей стихотворений! (Будто он не знает, что учится отнюдь не для учителя!)
- Ах, ты снова получил двойку!? Так ты, кроме порки, еще и лишаешься воскресного похода в лес. (Будто не помнят, как это с ними в детстве было. Будто и не слышали, что дважды не наказывают.)
- Ах, ты снова не приготовил урок!? Значит, первая двойка тебя ничему не научила? Придется поставить еще одну и вызвать родителей к завучу. (Будто никогда и не поясняли родителям, как важно беречь в ребенке желание учиться и верить в свои силы.)
Вот и замкнулся этот трагический треугольник, все участники которого видят только следствие, а не причину, скользят по неровной поверхности явления, не заглядывая в его суть. Каждый видит виновного в другом, каждый обижен по крайней мере на двоих, порою ни в чем не виновных.
- Да разве так бывает? - возразят мне некоторые. Обратимся к фактам.
Мать вызвали в школу.
- Ваша девочка стала вертеться на уроках. Она мешает мне и детям.
- Оля, ты же обещала, что больше не будешь. Значит, не сдержала свое обещание?
- Не сдержала, -соглашается девочка, опустив глаза.

Как видит читатель , это уже не первый разговор с беспокойной ученицей, она своей вины не отрицает. Может быть, ее надо наказать? Случай ведь так ясен. «А ясен ли?» - переспрошу я.

Во-первых , девочка получила за свой поступок двойное наказание - от учителя и от матери. Сотни детских писем, подобно тем, что приведены выше, свидетельствуют отнюдь не об исключительности подобной ситуации.

Во-вторых , девочка не привыкла вступать в пререкания со старшими, оправдываться и искать причину вне себя. Она была несколько замкнута и застенчива. Она действительно вертелась за партой, получала замечания и считала себя виноватой.

В-третьих , она сама не очень-то понимала, почему ей было так неуютно за этой новой для нее партой, у которой сиденье было слишком высоким, так что ноги не доставали до перекладины. Когда же Оля пыталась немного сползти вниз, чтобы поудобнее поставить ноги, ее передник оказывался сзади приколот к спинке парты булавкой. Это Толик так подшучивал над ней. Она оборачивалась, чтобы оторваться, а Толик корчил ей устрашающую гримасу, в это время учительница делала ей замечание. Мальчик же успевал изобразить на своем лице полное внимание к словам учителя. Наблюдая эту сцену со своего обычного места в классе, я поняла, что от учительского стола действия шалуна практически не заметны.

В-четвертых , когда учительница пересаживала их ряд к окну, Оля, оказывается, просила посадить ее сзади Толика, потому что уже знала - он будет дергать ее за косички. Но в ответ услышала: «Не капризничай. Я пересаживаю всех по правилам» (но разве нет даже в самых строгих правилах исключений?). Правда же, она вовсе тогда не собиралась капризничать. Оля просто думала, что плохо жаловаться учительнице на товарища и лучше будет, если ей позволят сесть на место. Уж она-то приставать к нему не станет, и все наладится, успокоится, потому что, если косичек нет перед глазами, ему и не будет хотеться их дергать.
Так выглядит реальный факт после его объективного анализа.

Но возьмем еще один подобный же случай из параллельного класса . Случай, который можно было бы описать теми же словами: «Ваш мальчик вертится на уроках...»

Более внимательное наблюдение за мальчиком позволило установить, что в его поведении нет никакого злого умысла. Он хочет хорошо учиться и прилагает к тому немало усилий. Хочет, но не может быть усидчивым и сдержанным, так как у него ярко выраженный, неуравновешенный тип нервной системы, который осложнен неблагоприятной обстановкой в семье.

Из 100 проанализированных случаев только в трех учащиеся младших классов злонамеренно нарушали дисциплину. Они делали это «на зло» взрослым, нанесшим им несправедливую обиду.

В подавляющем большинстве неверное поведение ученика - лишь повод, но не причина, толкающая его в конфликтную ситуацию. Взрослые же, видя только форму поведения и не вникая в его причины, допускают, в свою очередь, ряд ошибок (система наказаний растет иной раз по принципу цепной реакции). Рассматривая глубоко то, что на первый взгляд выглядит как нерадивость, каждый раз убеждаешься, что это проявление объективно существующих сложностей перехода ребенка от дошкольного воспитания к обучению.
Порою корни плохого поведения ученика 3-го класса отыскиваются в первых промахах букварного периода обучения, неопознанных взрослыми трудностях.

Но можно ли наказывать человека за испытываемые им трудности? Он ведь и так уже наказан тем, что не может как другие что-то преодолеть. Ему просто следует помогать. Помогать осваивать грамоту, помогать быть собранным, помогать быть хорошим товарищем, а не ябедой. Помогать, а не подталкивать невольно к дурному. В случае с непоседливой Олей вполне могло случиться так, что девочка стала бы жаловаться сначала на Толика, а потом и на других, чтобы отстоять себя, огородить от наказаний.

Значит, первая группа причин детских ошибок обусловлена перестройкой их психологии в сложный период адаптации.


Вторую группу причин следует искать в возрастных особенностях младших школьников - слабые еще внимание и усидчивость, быстрая утомляемость при умственном труде, большая потребность в движении, недостаточная выдержанность и собранность.

Взрослые должны разными способами развивать в ребенке недостающие качества, нацеливать его на самовоспитание, поддерживать уверенность в себе, но не наказывать за то, что он еще не успел приобрести. Третья группа причин внешне неверного поведения ребенка имеет в основе особенности типа нервной деятельности и соответствующего ему темперамента. Взрослых в равной степени раздражают дети-меланхолики, от которых трудно добиться быстрой реакции, и слишком подвижные, возбудимые и недостаточно сдержанные сангвиники.

Никакими наказаниями нельзя изменить специфику протекания нервных процессов. Но длительными упражнениями, опирающимися на внутреннюю потребность ребенка достичь лучшего, стать более активным или более сдержанным, можно воспитать такой тип поведения ученика в коллективе, который сгладит острые углы его природного темперамента.

Четвертая группа причин , приводящих к срывам в поведении младших школьников, относится к области физиологии. После перенесенных инфекционных заболеваний дети больше утомляются, становятся вялыми, раздражительными, вспыльчивыми. При правильном, ровном обращении с ними в такой момент все отрицательные черты поведения со временем проходят. Если же взрослые не поймут состояния ребенка, он может ожесточиться и на этой почве у него станут развиваться дурные черты характера.

Дети , обладающие какими-либо физическими недостатками (например, заики, картавые), особо легко травмируются. Неумелое обращение с ними может привести к глубокой жизненной трагедии.
По всей вероятности , к объективным причинам, создающим условия для появления такого типа поведения, следует отнести также отрицательный микроклимат в семье. Ребенок, помимо своей воли, неосознанно становится носителем этого отрицательного микроклимата. Но это опять-таки его беда, а не вина.

Итак, существует целый ряд объективных причин , провоцирующих неверное поведение младшего школьника. Эти причины, подобно болезни, требуют внимания, изучения и лечения. И наказание в подобных случаях никак не может быть лекарством.

Быть может, читателю покажется странным, что, поставив вопрос о развитии ума, я говорю не столько о процессе обучения, сколько о воспитании. Но это не случайно. Логика нашего с вами разговора обусловлена тем, что родители прежде всего интересуются отметкой, характеризующей учебные успехи, а процесс становления личности в их сознании отодвинут на второй план: «Не дружит с ребятами из своего звена - эка важность. А вот ошибок в диктанте понаделал - дело серьезное. Придется принять меры».

Такая позиция содержит две ошибки : во-первых, нельзя ни принижать роль воспитания по отношению к обучению, ни разрывать эти двуединые процессы, определяющие становление личности развивающегося человека. Во-вторых, поведение ребенка не только обусловливает его учебные успехи, но и является прямым показателем наличия познавательных интересов.

Если по своей природе ребенок очень подвижен, любит озорничать, но у него уже разбужен интерес к познанию, его не заставит даже самый близкий друг отвлечься на уроке. Любовь к знаниям, радость встречи с новым, непознанным будут управлять его поведением. И чем больше узнает такой школьник, тем больше начинает ценить знания, тем глубже, серьезнее его интерес к окружающему миру, тем реже он становится на путь формальной зубрежки, тем чаще он сам проявляет инициативу в поисках новых фактов и сведений, тем легче он применяет полученные знания в жизни и тем более радостным, творческим становится его учебный труд.

Поэтому мой добрый совет - бойтесь погасить в глазах ребенка пытливость и любознательность. Не отмахивайтесь от постоянных «почему», «зачем», «для чего», «отчего», «а правда, что...» Пофантазируйте с любознательным, согрейте его своим вниманием к этим, быть может, наивным или нелепым вопросам, предположениям. Своевременно бейте тревогу, если ваш ребенок не задает вопросы об окружающей жизни. Тогда ведите его в лес, поле, показывайте и рассказывайте об удивительном мире живых существ, о движении облаков и звезд, о превращениях Луны, о том, как маленькое зернышко стало душистым караваем, как можно на груше вырастить яблоки, как строят дом, что нужно для очистки воздуха в городе, - словом, обо всем том, чем живет человек.

И еще - накупите ему много книг, чтобы по вечерам в дружной беседе обсудить, что нового они принесли в ваш дом. Не бойтесь прочесть малышу из взрослого журнала «Наука и жизнь», «Вокруг света», о далеких странах, о подвигах ученых, об их труде и находках, о плаваниях и удивительных экспериментах. Не проходите мимо забавных страниц истории «О чем писали газеты 100 лет назад». Но пусть ваша девочка узнает, что и тогда вершились великие дела, современные знания покоятся на пытливой мысли наших предшественников.

Умейте восхищаться и удивляться новым фактам , новым знаниям. Это эмоциональное отношение к познанию, радость умственного труда - драгоценный подарок вашему ребенку.

Ну-ка, что новенького мы найдем в журнале, - говорите вы вечером и вычитываете, скажем, о том, как была разгадана тайна «прячущегося озера» -озера, которое периодически то возникает, то исчезает.

Помогите ребенку понять, что за всяким интересным открытием стоят не только знание, талант первооткрывателя, но и годы упорного, кропотливого, повседневного труда.

Не считайте, что сообщения о трудовых успехах , о соревновании не относятся к развитию познавательного интереса. Попробуйте обсудить с сыном вопрос: какие качества нужны человеку, чтобы перевыполнить план так, как это делает передовик, о котором сообщает газета. Пусть он поймет, что знание своего дела и отношение к нему тесно сплетены между собой.

Мне бы не хотелось как-то классифицировать причины , отрицательно влияющие на процесс обучения, ибо для каждого неуспевающего ученика они будут иными. И все же необходимо подчеркнуть, что недостатки трудового воспитания в дошкольный период являются одним из самых сильных тормозов, мешающих маленькому школьнику спокойно овладеть своими новыми обязанностями повседневного умственного усилия.

Борьба за хорошие отметки , неверные представления о возрастных возможностях ребят, о сложности новых программ привели к тому, что дети в очень многих семьях полностью освобождаются от всех видов домашнего труда и даже порой отвлекаются от общественно полезных дел в школе. В результате такого воспитания у школьника формируется эдакое эгоистическое жизненное кредо: делать только то, что нужно мне для личных успехов, а там - хоть трава не расти.

Если для вашего сына ученье - тягостная обязанность, лишенная смысла и радости, вините в этом себя. Значит, вы не позаботились о развитии его познавательных интересов, о воспитании трудолюбия. Поэтому и нет у вас оснований бранить его за такую нелюбимую вами тройку.

Ну а каково отношение к тройке у самих ребят? Думаю, что взрослым будет не только интересно, но и полезно познакомиться с их мнением.

Большинство ребят считают эту отметку плохой, «обидной отметкой», называют ее подругой двойки, считают, что «она рождает двойку». Но для них оценка сама по себе не существует. Они как бы примеряют ее к себе, к товарищам, к официальным требованиям школы.
Смотрите-ка ! Они подходят к вопросу дифференцированно.

«Для меня это отметка даже очень плохая потому, что я могу учиться хорошо. А для тех, кому учиться трудно, - это отметка хорошая».
«Эта отметка для слабого ученика - шаг вперед, она рождает надежду».
«Лучше твердая тройка, чем натянутая четверка», - сколько справедливого достоинства в этих словах.
«Тройка хуже единицы и двойки».

Несколько неожиданно ? Но послушаем автора этого высказывания дальше. После тройки, считает он, очень трудно в глазах учителя завоевать авторитет и получить 4 и 5. Так и будешь век ходить в сереньких середнячках. Ведь за тройку учителя не ругают. Поэтому уж лучше получить двойку или даже единицу, тогда тебе и помогать будут, и исправить можно.

Отметки, отметки, отметки в табелях наших ребят . Давайте же серьезно задумаемся - а что стоит за ними? Трудности или нерадивость, случайность или запоздалое проявление закономерности; нужно чем-то помочь или разумнее выждать, дать ребенку самому позаботиться, справиться с собой или ситуацией. Быть может, излишняя нервозность и опека приведут только к конфликту.

С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

Всякое бывает

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Итак, двойка

Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала. Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»
  • Безразличие к учебе, лень. Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.
  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа. Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.
  • Двойки не за знания. Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.
  • Конфликт с учителем. Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.
  • Случайность. Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.
  • Сознательный отказ учиться. Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Помните о том, что делать ни в коем случае не нужно!

  1. Бить ребенка
  2. Унижать его морально, обзывая или обижаясь на него.
  3. Лишать его любимых вещей или ограничивать в чем-то (в питании, прогулках или родительском внимании).

Подобные методы не спасут ситуацию, а лишь усугубят ее. Ребенок может серьезно обозлиться и станет учиться еще хуже. К тому же, ваше чадо перестанет вам доверять, ухудшаться отношения и взаимопонимание. С пониманием и спокойствием относитесь к нежелательным отметкам, проявляя свою поддержку и любовь. Если же вы видите, что ребенок ленится, поговорите с ним более серьезно.

Как поступать в случае плохих отметок

  1. Старайтесь не ругать ребенка. Вспомните себя в его возрасте, когда страдания от несправедливости родителей делали больно вашему юному сердцу. Много причин могло повлиять на оценку вашего малыша. Учитывайте это и постарайтесь разобраться в ситуации.
  2. Хвалите малыша за успехи, за его таланты и способности в определенных сферах учебы и жизни. Если вы поощряете ребенка, ему легче будет подтягивать свои слабые стороны.
  3. Поговорите с ребенком. Дети многое понимают, просто часто не знают, как вести себя в данной ситуации. В откровенной беседе могут открыться причины плохой успеваемости вашего малыша. Ваша родительская задача - уметь слушать и слышать ребенка.

Относитесь к отметкам в школе более философски, вспоминая свое детство. По большому счету ребенок имеет право получить двойку. Ведь все мы совершаем ошибки, которые учат нас многому. Школьник, осознавая свои плохие оценки и причины, которые к ним привели, наработает свой личный опыт поражений, за которыми обязательно последуют победы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры