Элитарная и массовая литературы в современном мире. Роль элитарной и массовой культуры в современном мире

Главная / Измена жены

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Анализ и характеристика массовой, элитарной и визуальной культуры. Основные составляющие элементы и свойства массовой культуры. Индивидуально-личностный характер элитарной культуры.

    реферат , добавлен 25.09.2014

    Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    История возникновения "массовой культуры", особенности ее феномена в современных условиях, характеристика уровней и проблема анализа. Основные направления смешения культуры и политики. Особенности влияния массовой культуры на современное общество.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.

    Глава 1. СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ МАССОВОГО И ЭЛИТАРНОГО.

    1.1. Феномены «массовое» и «элитарное» в диахроническом аспекте. .

    1.2. Массовое и элитарное в постклассической и постмодернистской концепциях культуры.

    1.3. Формально-содержательные принципы и стилевые доминанты постмодернистской поэтики.

    Глава 2. ДЕКОНСТРУКЦИЯ МАССОВОГО И ЭЛИТАРНОГО КАК СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА.

    2.1. Постмодернизм как снятие дихотомии массового и элитарного: антропоцентрический аспект (на примере романа Виктора Ерофеева «Страшный суд»).

    2.2. Функции массовой и элитарной литературы в художественной картине мира Л. Петрушевской.

    2.3. Функционирование классического текста в романе

    В. Сорокина «Голубое сало».

    Глава 3. БИСПАЦИАЛЬНОСТЬ МАССОВОГО И ЭЛИТАРНОГО КАК

    ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ

    МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА.

    3.1. Деструкция как способ смещения повествовательной стратегии от массового к элитарному дискурсу.

    3.2. Многоуровневая организация романа В. Пелевина «Generation «П»» как реализация принципа «двойного письма».

    3.3. Мифопоэтика, интертекстуальность, ирония как способы расширения художественного пространства в прозе В.Пелевина.

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Картина мира постмодернистской литературы: типология массового и элитарного»

    Картина мира эпохи постмодернизма, доминантой которой является человек постиндустриального общества, определяется соотношением массового и элитарного в единой культурной парадигме. Современная литература не вырабатывает окончательную модель поведения, фиксированное отношение к действительности. В. литературе ХУШ-Х1Х вв., например, в фокусе внимания находятся налагаемые на человека рамки, определяющие его поведение, предлагающие возможности и правила взаимодействия с миром в пространстве «человек/мир»; в литературе соцреализма герой сопоставляет свои действия с требованиями мировой души и воли, с общественно значимым целеполаганием. Постмодернизм же не предлагает модель восприятия и построения картины мира, а высвечивает отсутствие этих моделей. Отношение к миру определяется не производством или поиском жестких форм, а разграничением, осуществляемым посредством принадлежности к элите или массе через выбор эстетических, аксиологических, культурных координат. Феномен массового будет рассматриваться нами в парадигме современной массовой культуры, ориентированной на производство вторичных, рассчитанных на усредненный вкус, стандартизованных по форме и содержанию и предполагающих коммерческий успех ценностей, значительную роль в производстве и репрезентации которых играют средства массовой коммуникации; феномен элитарного - как продукт творения и потребления высокообразованной части общества, чуждающейся стереотипов и культов массового общества и призванный максимально полно и эстетически многообразно отражать действительность, обобщая, представляя в концентрированном виде весь человеческий опыт. Критерии элитарности произведения культуры, на наш взгляд, следующие. Во-первых, это неожиданное смысловое оформление объекта элитарного творчества, исключительность привносимой им в заданном контексте смысловой нагрузки, подчеркнутое своеобразие видения или масштабность предпринятых обобщений. Во-вторых, ориентированность на освоение новых аксиологических уровней, полемику с общепринятыми взглядами и нормами или, наоборот, на сохранение отдельных культурных ценностей, взглядов, норм в неприкосновенном виде. В-третьих, это использование специфических знаковых систем и семантических конструкции при построении коммуникативных моделей, для восприятия которых необходим высокий уровень интеллекта, обширные и глубокие знания. Сразу оговоримся, что категории массовости и элитарности будут рассматриваться нами с позиций эстетических (красиво/некрасиво), феноменологических (познаваемо/непознаваемо), прагматических (продаваемо, материально значимо, востребовано/неактуально, не имеет коммерческой ценности, невостребовано), исторических (новые способы трансляции информации, рост образованных людей, нуждающихся в более интеллектуальной и информативной, но при этом занимательной и доступной для восприятия литературе и т.д.). Главной интерпретирующей доминантой для рассмотрения анализируемого пласта русской литературы является диффузия в ней массового и элитарного. О постмодернистской картине мира как целостном представлении, способе концептуализации действительности нам позволяет говорить тот факт, что литература постмодернизма не ограничивается только литературным текстом, но определяется и образом автора и читателя, культурными пластами современной и предшествующих эпох, моделями поведения человека и т.д. Исходя из сказанного, мы считаем возможным и целесообразным рассматривать картину мира постмодернистской литературы сквозь призму массового и элитарного.

    Актуальность поставленной темы обусловлена необходимостью исследования особенностей массового и элитарного как социально-культурных и эстетико-философских явлений в картине мира постмодернистской литературы, востребованностью и одновременно отсутствием в отечественном литературоведении специальных обобщающих работ по сформулированной проблеме.

    Постмодернизма возник в XX веке, когда «производство» массовой культуры стало осуществляться в «промышленных» масштабах, а всеобщий характер ее бытования определил быстрый захват подавляющей части аудитории. Его часто называют «всеядным»: он совмещает в себя все, что есть в культуре, чужд какой бы то ни было линейности в развитии, уходит от «конфликтности» классического мышления через опору на принципы дополнительности и вариативности. Граница между массовым и элитарным не только утратила четкие очертания, но и оказалась практически стертой под воздействием повсеместной информатизации общества и засильем масс-медиа, изменившими коренным образом процесс трансляции, обработки, воспроизведения и восприятия информации.

    Характерна для постмодернистской ситуации диффузия между высоким и массовым искусством, народной культурой, фольклором. Но язык массовой культуры постмодернисты используют не в привычном функциональном значении, а в качестве знаковой доминанты сложившейся в настоящее время или имевшей место быть когда-то культурной ситуации. То есть в него закладывается функция интерпретационной семиотической системы координат, требующей его особого прочтения. Таким образом, путем деконструкции объектов масскульта их языковая парадигма обретает знаковость, дающую основания для включенности ее в исторический процесс и, тем самым, приближая к элитарному дискурсу. Массовая культура, которая изначально воспринимается как клишированная, плоская, тривиальная, в постмодернистском тексте подвержена деконструкции. Путем априорно иронического отношения к ней самих же авторов-постмодернистов, заложенное уже на уровне ее генетического кода, позволяет эстетизировать ее как оригинальную, альтернативную, «другую» по отношению к элитарной посредством авторской иронии, реализации принципа ризоматических связей, остранения, языковой маски и метаязыковых игр. Тексты «высокой» литературы», включенные в контекст постмодернистского текста, здесь обретают новую сферу существования, не теряя, даже скорее обретая, благодаря интертекстуальным связям, большую знаковость для читателя, способного их уловить. Тем не менее, посредством одновременной включенности в пространство постмодернистского текста, гипертекста, они оказываются адаптированными и для массового читателя.

    Отметим, что исследование типологии массового и элитарного в постмодернистской картине мира путем анализа феномена текстов, полемичных на внешнем и внутреннем уровнях, актуально не только для изучения русской литературы конца XX - начала XXI века, но и для целостного видения литературного процесса в целом. Проблема всеобщей массовизации, отхода от опоры на первичную культуру, от усложненности к зрелищности и наглядности, от актуализации смысловых и эстетических доминант к готовым «суррогатам» является в современных социально-гуманитарных науках не только актуальной, но и одной из центральных. В литературоведении основными проблемами, связанными с функционированием текста, становятся соотнесенность последнего с константной реальностью, влияние на него новейших информационных систем, проблема соотношения «первичной» и «вторичной» реальности. Для передачи своих идей, трансляции своей картины мира авторы-постмодернисты используют современные механизмы трансляции текста, широкий спектр средств изобразительности: например, визуальные (оформление обложки, ориентированное на создание определенного психологического эффекта, использование коммерчески успешных образов); инсталляцию (создание театрального эффекта, выработку определенного имиджа автора и текста - например, скандал с Владимиром Сорокиным, «раздутый» в СМИ, имиджмейкерство В. Пелевина и др.), графическое сопровождение и оформление текста, способы репрезентации художественного произведения (аудиопьеса) и т.д. Это создает впечатление доступности и близости текста и автора, оказывает дополнительное воздействие на эмоциональное восприятие их творчества.

    Мы полагаем, что массовое и элитарное как пространство читательской рецепции - один из главных критериев разграничения современной литературы с позиций ее восприятия, так как это объяснение особенности мировосприятия современного человека, способ презентации им картины мира, показатель соотнесенности с окружающим миром, выработки отношений с действительностью, способ идентификации мира, особенности структурирования современного культурного пространства в доступных образах, символах и мифологемах. Постмодернистская литература имеет тот уровень доступа (декодирования, понимания) который реализует и предвосхищает горизонты ожидания и массового, и элитарного читателя, когда он способен пролонгировать действие, мысль, знание на несколько шагов вперед и при этом вступить в интеллектуальную игру и с текстом, и с самим собой, реализовать посредством текста свое видение мира. Следовательно, читатель реализует свою потенцию читательского ожидания, участвуя в создании (созидании) этого результата. На сегодняшний день пласт анализируемой нами литературы в значительной мере определяет читательские ожидания, а, следовательно, является одним из наиболее востребованных широкой читательской аудиторией.

    В связи с этим объектом исследования послужила постмодернистская картина мира, воплощенная в произведениях русских писателей-постмодернистов конца XX - начала XXI века.

    Предметом анализа является типология массового и элитарного в русской постмодернистской литературе.

    Материал исследования - романы и повести русских писателей-постмодернистов. Исходя из большого объема имеющегося материала, мы остановились только на прозе, не обращаясь к малым формам, а также поэзии и драматургии и ограничившись произведениями, написанными не ранее 90-х гг. XX в. и, следовательно, доступными для широкой аудитории*. Предметом углубленного анализа стал роман Владимира Сорокина «Голубое сало», повесть «Месяц в Дахау»; роман Людмилы Петрушевской «Номер Один, или В садах других возможностей»; роман Виктора Ерофеева «Страшный суд»; романы Виктора Пелевина «Generation "П"», «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре», повести «Жизнь насекомых», «Затворник и Шестипалый», «Принц Госплана». Исследованию творчества В. Пелевина посвящена третья глава работы, поскольку на примере его прозы, на наш взгляд, можно наиболее полно проследить диффузию между высоким и массовым искусством в постмодернистской картине мира. Дополнительными источниками послужили литературно-критические работы самих писателей-постмодернистов, активно участвующих в разработке теории постмодернистской поэтики, а также культурный метатекст, задействованные в анализируемых произведениях тексты и культурные знаки.

    Методологической базой исследования является сочетание комплексного подхода, историко-генетического, системно-типологического методов анализа организации художественного текста; применяется методика интертекстуального анализа. Определенное влияние на методологию исследования оказали структуралистский и постструктуралистский подходы. Автор диссертации опирается на теоретические положения, выдвинутые М.М Бахтиным, Ю.М. Лотманом, М.Н. Эпштейном, а также рядом зарубежных ученых. В процессе исследования основополагающими являлись концепции культур У. Эко, Ж. Бодрияра, Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

    В работе предпринимается попытка практического анализа текстов русских писателей-постмодернистов с целью выявления особенностей

    Следует отметить, что делая теоретические обобщения, мы также опирались на творчество русских писателей (зачастую весьма условно относимых к постмодернистам), начиная с к. 60-х гг. XX в. функционирования массового и элитарного в картине мира постмодернистской литературы. Исходя из заявленной цели, задачи исследования могут быть представлены следующим образом:

    Рассмотреть феномены «массового» и «элитарного» в диахроническом аспекте, выявить особенности их организации в постклассической и постмодернистской концепциях культуры;

    Выделить в литературе постмодернизма формально-содержательные принципы массовой литературы и стилевые доминанты постмодернистской поэтики, служащие для расширения художественного пространства постмодернистского текста;

    Выявить связи, способы взаимодействия и функции массового и элитарного в постмодернистском дискурсе;

    Осмыслить идеи новой антропологии, сложившейся в рамках постмодернистской парадигмы мышления;

    Доказать, что биспациальность массового и элитарного является основой построения постмодернистской картины мира.

    Научная новизна работы обусловлена тем, что ранее предложенный для анализа пласт текстов рассматривался, в основном, с позиций исследования творчества отдельных персоналий и/или конкретных произведений в контексте творчества писателя, частных аспектов постмодернистской поэтики; проводились исследования с позиций исторического функционализма, когда постмодернизм рассматривался как закономерный, объяснимый, логичный этап в развитии русской литературы. Как попытка дать анализ типологии массового и элитарного в картине мира постмодернистской литературы анализ предпринимается впервые.

    Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в выявлении типологических оснований и доминант картины мира постмодернистской литературы. Показана возможность теоретического осмысления специфики современного русского постмодернизма как явления культуры и литературы с позиций рассмотрения массового и элитарного как пространства читательской рецепции. Адекватную теоретическую характеристику исследуемым явлениям позволяет дать активное использование в диссертации категорий постмодернистского дискурса, обладающих не только описательным, но и объяснительным потенциалом.

    Практическая значимость диссертации определена возможностью использования результатов работы для дальнейшего изучения современной русской литературы, осмысления творчества отечественных писателей к. XX - нач. XXI вв. Результаты исследования могут быть использованы в вузовских курсах (спецкурсах) по изучению современного литературного процесса.

    Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Противопоставленные в классической культуре феномены массового и элитарного в постмодернистской картине мира являют собой единое образование, сплав традиционно элитарных и массовых черт. Диффузия массового и элитарного являет собой то основание, на котором зиждется постмодернистская эстетика. Все приемы постмодернистского письма направлены на создание синтетической формы, где посредством деконструкции традиционно массовое приобретает черты знака, отсылки и таким образом становится составляющей литературного «верха».

    2. Исходя из того, что в постмодернистских текстах элитарные компоненты могут быть сведены к массовому прочтению, а составляющие массовой литературы могут выполнять функции традиционно свойственные высокой литературе, то определяющей нам видится позиция воспринимающего субъекта - его интеллектуальный уровень, эстетическая позиция, готовность включиться в постмодернистскую игру с текстом и т.д. Поэтому мы склонны утверждать, что постмодернистская литература, имеющая своей целью преодоление стереотипности мышления и восприятия, является потенциально элитарной.

    3. Мы считаем, что такие важные, определяющие доминанты постмодернистской поэтики как мифологизм, интертекстуальность, цитатность, ирония осуществляют в произведении стратегию связывания, намеренного слияния феноменов массового элитарного в неразделимый комплекс с зачастую неразличимыми компонентами, чем обеспечивается отображение в постмодернистской литературе постулата «мир как текст», отражающего его вариативность и незафиксированность.

    4. Деструкция в постмодернистском тексте - это, на наш взгляд, способ преодоления массового дискурса. Призванные обеспечить переход от массового прочтения к элитарному восприятию художественного творчества, мотивы деструкции служат принудительному смещению границ восприятия и расширению таким образом поля читательской рецепции.

    5. Ввиду эстетического плюрализма современной культуры и доступности при этом практически любого информационного поля, картину мира человека XXI века определяет диффузия характерных черт массовой и элитарной культур. Базирующаяся на тех же культурно-типологических основаниях постмодернистская поэтика, чуждая любых иерархий, причинно-следственных связей, оценок и логики деления на центр и периферию, имеет возможность наиболее полной и индивидуально-ориентированной реализации горизонта читательских ожиданий субъектов различных интеллектуальных и культурных уровней, в традиционной практике дистанцированных друг от друга.

    Апробация работы. Работа прошла апробацию на международных и региональных научных конференциях. Основные положения диссертационного исследования отражены в 8 публикациях в Москве (2002, 2004), Екатеринбурге (2004), Ижевске (2006), Ставрополе (2003, 2004, 2007).

    Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 256 источников. Объем работы - 206 страниц.

    Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

    • Литература современного постмодернизма в системе литературного образования учащихся 11 класса 2006 год, кандидат педагогических наук Орищенко, Светлана Серафимовна

    • Поэтико-философские аспекты воплощения "виртуальной реальности" в романе "Generation "П"" Виктора Пелевина

    • Поэтико-философские аспекты виртуальной реальности в романе "Generation"П"" Виктора Пелевина 2005 год, кандидат филологических наук Шульга, Кирилл Валерьевич

    • Языковые особенности манифестации гипертекстовой модели мира: на материале романа Д. Галковского "Бесконечный тупик" 2009 год, кандидат филологических наук Максимова, Екатерина Сергеевна

    • Семиотико-синергетическая интерпретация особенностей реализации категорий интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе 2009 год, доктор филологических наук Олизько, Наталья Сергеевна

    Заключение диссертации по теме «Русская литература», Санькова, Алена Александровна

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итог проделанному исследованию, мы приходим к ряду выводов.

    1. Диалектика массового и элитарного в культуре XX века становится одной из основных проблем для социологии, психологии, культурологи, антропологии, искусствоведения. Переход общества с индустриальной на постиндустриальную стадию развития ведет к усреднению культуры, вследствие чего ценности, бывшие когда-то лишь достоянием элиты, становятся доступными массам, а сама массовая культура существенно изменяется, приобретая черты, которые были присущи народной и высокой культуре. Постмодернистское искусство обозначило переход от дихотомии высокого и массового, господствовавшего в эстетике XIX - XX вв., к их диффузии.

    2. Теоретическое осмысление соотношения массовой и элитарной культуры в постклассической и постмодернистской картинах мира было непосредственно связано с теми общественными и культурными процессами, которые и определяли специфику функциональных проявлений этих феноменов. Несмотря на то, что вопрос соотношения массового и элитарного значился в авангарде культурного сознания, можно констатировать открытость в постклассической философии проблемы определения, соотношения и функционирования массового и элитарного в культурной среде. В различных вариантах постклассических культурно-философских концепций массовая культура перестает быть постоянным объектом критики, и более плодотворной начинает представляться идея ее конвергенции с культурой высокой. Постмодернизм, вобрав в себя и массовый и элитарный дискурсы на позициях равноправных составляющих, по сути, вплотную подходит к тому рубежу, за которым проблема низкой, массовой культуры в ее противопоставленности идеалам элитарной культуры превращается в квази-проблему.

    3. Как современное направление в культуре постмодернизм характеризуется, прежде всего, как определенный мировоззренческий комплекс специфическим образом эмоционально окрашенных представлений на уровне художественного текста. К основным формально-содержательным принципам постмодернистской литературы следует отнести интертекстуальность, лишенность ее любой иерархичности, эклектизм, игровую стратегию постмодернистского письма, полистилизм, цитатность, дихотомию высокого и низкого на всех нарративных уровнях, растворенность сюжета в стиле, деконструкцию художественного пространства, деструкцию пространственно-временных и смысловых координат, диффузию жанров, исчезновение реальности, смерть автора, антиутопизм, крах рационализма, логоцентризма и фаллоцентризма, постмодернистскую иронию.

    Благодаря стратегии «двойного письма» постмодернистский текст обеспечивает возможность поливариантного прочтения, актуализируя заложенные в нем смыслы, что дает основания признавать его одинаково интересным и массовому, и элитарному читателю. Другие, определяющие доминанты постмодернистской поэтики, такие, как мифологизм, интертекстуальность, цитатность, ирония осуществляют в произведении стратегию связывания, намеренного слияния феноменов массового элитарного в неразделимый комплекс с зачастую неразличимыми компонентами, чем обеспечивается отображение в постмодернистской литературе постулата «мир как текст», отражающего его вариативность и незафиксированность.

    Стилевое своеобразие постмодернистского текста уместно определить как реализацию его формально-содержательных принципов, репрезентацию его картины мира. По нашему мнению, текст может считаться постмодернистским только тогда, когда он адекватен восприятию и массового, и элитарного читателей.

    4. Деконструкция массового и элитарного служит основой постмодернистской парадигмы мышления. Путем слома пространственных, хронологических, формально содержательных границ, нарушению логики функционирования языка, развития сюжетной линии, становления образов героев произведения и т.д., используемые в качестве «материала» и типичные для поэтики массовой литературы черты приобретают характер элитарного дискурса, происходит «обэлитарнивание» массового искусства.

    Таким образом, мы можем утверждать, что в постмодернистской теории, действующей на принципах нелинейности, многовариантности, открытости, обозначился новый этап в осмыслении функционирования в современной культуре «массового» и «элитарного», а литература постмодернизма снимает противопоставление между массовым и элитарным, объединяя их в единой культурной парадигме, связывая в глобальный гипертекст.

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    Искусство издавна подразделяется на элитарное и массовое. Элитарное искусство предназначено для искушённых знатоков. Его жизненность не зависит от ярких эффектов. Оно рассчитано на сосредоточенное постижение мира в единстве его знакомых и незнакомых, неясных сторон. Повествование непредсказуемо, оно требует удержания, совмещения в памяти большого количества ассоциаций, нюансов, символики. Многие проблемы могут остаться после прочтения нерешёнными, что вызывает новую неопределённость и беспокойство.
    Массовое искусство предназначено для рядового, обычного читателя, слушателя, зрителя. С появлением средств массовой коммуникации (кино, телевидение, радио) оно получило широчайшее распространение. Они (СМК) позволяют приобщаться к культуре всё большему числу людей. Отсюда - ог-ромное увеличение тиражей массовой литературы и необходимость изучать вкусы и пристрастия массовой аудитории. Произведения массового искусства тесно связаны с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями. В основе устойчивых массовых жанров лежат определённые типы сюжетных построений, восходящих к известным архетипам и являющихся носителями общезначимых формул, художественных универсалий. Такие сюжетные конструкции можно выделить и в элитарном искусстве, но там они возвышены, а не снижены, как в массовом. Социологи каталогизировали темы и сюжеты, излюбленные массовым читателем. Ещё первые исследователи чтения в России отмечали, что читающим крестьянам в романах нравятся: патриотизм, любовь к вере, царю, отечеству, верность долгу, геройство, мужество, храбрость на войне, русская удаль и т.д. Однотипность по своему строению произведений массового искусство восходит к архаической бытовой, религиозной или иной деятельности. Такие наблюдение сделаны на основании изучения исторических корней однотипных повествований и выявления определённых закономерностей в развитии коллективных фантазий. Высокая степень стандартизации - естественная потребность: человеку нужно отдохнуть, уйти от проблем и действительности, не напрягаясь для расшифровывания символики и лексики, ему незнакомой. Массовое искусство - искусство эскапистского характера, то есть устраняющегося от полноты и глубины анализа конфликтов и противоречий реального мира. К тому же знакомые конструкты предполагают ожидание, а когда оно оправдывается, возникает чувство удовлетворения и комфорта от постижения уже знакомых форм. Принцип формульности сочетается с принципом художественной вариации темы. Оригинальность приветствуется, если она подтверждает ожидаемые переживания, существенно их не меняя. Индивидуальная версия должна иметь уникальные и неповторимые свойства. Есть способы оживления стереотипов: введение в стереотип героя черт, противоположных стереотипу. Варианты не разрушают сюжет. Это проявляется через выход новой формы за пределы конкретного периода с сохранением интереса к ней последующих поколений.
    Произведения массового искусства вызывают немедленные и яркие эмоциональные переживания. Но нельзя считать массовое искусство низкопробным. Оно просто выполняет другие задачи. Формульное повествование помогает уйти от неясности к иллюзорной, но всё-таки ясности. И жизнь в художественном мире не требует осознания своих скрытых мотиваций, маскируют их или укрепляют имеющиеся преграды к признанию скрытых желаний. Массовые жанры подкрепляют уже существующие социальные ориентиры и установки, подменяя художественным моделированием нерешаемость и неоднозначность большинства проблем.
    Элитарная же литература часто оказывается для массового читателя набором звуков. Её элитарность вовсе не в предназначенности для немногих, а в недоступности для большинства. Вина здесь обоюдная. Массовый читатель отвернулся от произведений, решающих прежде всего эстетические задачи (не понимая, что без их решения невозможно никакое глубокое исследование важнейших жизненных проблем). С другой стороны, «продвинутый» литератор считает ниже своего достоинства быть внятным толпе. В этих условиях даже утвердился негласный критерий «подлинности», который пускают в ход многие из считающих себя приобщенными к «высокому»: чем непонятнее - тем совершенней. Для большинства настоящая литература, во-первых, нечто очень скучное (еще по школьным воспоминаниям), во-вторых, совершенно нежизненное, заумное.
    В то же время элитарная литература со временем может перейти в разряд массовой, то есть её свободно смогут воспринимать люди без специальной подготовки (высшего гуманитарного образования, например).

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА издательского дела и редактирования

    классическая, элитарная и массовая

    литература: стратегии книгоиздания

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

    ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА Одо ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

    (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ О21500

    «издательское дело и редактирование»)

    иЗДАТЕЛЬСТВО

    ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

    2006

    Печатается по решению учебно-методического совета филологического факультета

    Рабочая программа и методические рекомендации «Классическая, элитарная и массовая литература: стратегии книгоиздания» для студентов з курса ОДО филологического факультета специальности 021500 – «Издательское дело и редактирование»

    Доктор филол. наук, профессор кафедры издательского дела и редактирования

    Рецензенты:

    Доктор филол. наук, профессор кафедры русской

    Литературы;

    Доктор филол. наук, профессор кафедры зарубежной литературы

    Ответственный за выпуск: , доктор филол. наук, профессор

    Рабочая программа содержит научно-методическое обоснование дисциплины, тематический план дисциплины, перечень тем лекционных занятий и специальные аннотации к ним, контрольные вопросы, список научно-критической литературы

    © Тюменский государственный университет

    Самые укоренившиеся, самые бесспорные наши

    Убеждения всегда и самые сомнительные.

    Х. Ортега-и-Гассет

    1. п ояснительная записка

    Курс «Классическая, элитарная и массовая литература: стратегии книгоиздания» читается студентам-«издателям» в цикле дисциплин специализации. Он опирается на их знание истории русской и зарубежной литературы, «Современного литературного процесса» и создает информационную базу для усвоения курсов «Региональное книгоиздание», «Современное отечественное и зарубежное издательское дело», «Психология и социология чтения».

    Цель курса: научить студентов свободно ориентироваться в проблемах литературной иерархии и специфики издательских стратегий, связанных с «высокой», «средней» и «низкой» литературой.

    Задачи курса:

    § Помочь студентам изучить критерии разграничения литературы на высокую, низкую и среднюю;

    § Научить студентов практически различать произведения различных литературных рядов (элитарной, классической, массовой, маргинальной литературы);

    § Познакомить студентов с рынком классической, элитарной и массовой литературы в современной России, изучить его проблемы и перспективы развития;

    § Помочь студентам разработать проекты издания элитарной, классической и массовой литературы в Тюмени и регионе.

    Объем курса для студентов ОДО – 34 лекционных часа, итоговая форма контроля – зачет.

    2. Тематический план изучения дисциплины

    Наименование темы

    Лекции

    Инд. и самост. работа студ.

    Формы контроля

    «Верх», «середина» и «низ» художественной литературы : проблема критериев

    Элитарное искусство: история и современное понимание явления

    Рынок элитарной литературы

    Феномен классики: история понятия, критерии классического произведения

    Литературный успех, слава, бессмертие . Стратегии успеха с точки зрения писателя и издателя

    Судьба классики в современном обществе. Рынок классической литературы

    Проекты издания классики в Тюмени

    Беллетристика с точки зрения писателя, издателя, читателя

    Массовая литература как проблема современной культуры

    Детектив, боевик, триллер: писатель, издатель, читатель

    Любовный роман: писатель, издатель, читатель

    Фэнтези и фантастика: писатель, издатель, читатель

    Рынок массовой литературы в современной России

    Технология создания бестселлеров

    Проекты издания массовой литературы в Тюмени

    зачет

    ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

    1. «Верх», «середина» и «низ» художественной литературы: проблема критериев

    Функционирование литературы в обществе и проблема литературной иерархии : литература первого и второго ряда ; «литературные генералы» ; понятие «верха», «середины» и «низа» литературы ; литературный истеблишмент ; маргинальная литература и т. Субъективные и объективные критерии отнесения литературы к «высокой» или «низкой». Относительность критериев. Аксиология (теория ценностей) и литературная иерархия. Виды ценностей (личные, групповые, национальные, общечеловеческие, абсолютные) и субъективные критерии отнесения литературы к тому или иному «ряду». Понятие литературной / культурной нормы .

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: К какому «ряду» литературы и на каком основании Вы отнесете рассказ современной писательницы С. Купряшиной «Один день Серафимы Генриховны»? (Время рожать: Сборник / Сост. Вик. Ерофеев. М., 2001. С. 57-61).

    2. Элитарное искусство: история и современное понимание явления

    Понятие элитарного искусства в трактатах Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1930). Определение элитарного искусства через ситуацию культурного кризиса рубежа Х I Х-ХХ вв. Понятие элитарного и массового человека. Представления об элитарном искусстве как искусстве новом, язык которого понятен лишь узкому кругу профессионалов и ценителей.

    Элитарное и классическое искусство. Судьба элитарного искусства. Авангард, модернизм, постмодернизм и элитарное искусство. Contemporary art и элитарное искусство. Элитарное искусство в контексте неофициального / официального искусства.

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: Рассмотреть с точки зрения «критериев элитарности» сборник стихов Вс. Н. Некрасова «Справка». М.: Изд-во « PS », 1991.

    3. Рынок элитарной литературы

    Элитарная литература с точки зрения писателя, издателя и читателя. Социальная эффективность и коммерческие стратегии издания элитарной литературы.

    Специфика редакторской работы над элитарной литературой.

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: Обсуждение проектов издания элитарной литературы в Тюмени.

    4. Феномен классики: история понятия, критерии классического произведения

    Классика как понятие, позволяющее осознать национальную (общечеловеческую) культурную идентичность .

    История понятия «классика». Критерии классического произведения .

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: Проанализировать с точки зрения «критериев классичности» произведения новеллу «Чистый понедельник».

    5. Литературный успех, слава, бессмертие. Стратегии успеха с точки зрения писателя и издателя

    Как становятся классиками? Этапы канонизации русских классиков. Парадоксы литературных судеб писателей/произведений (на примере судьбы В. Шекспира, Ф. Тютчева, «Дон Кихота» Сервантеса, «Канцоньере» Петрарки и др.). «Производство в классики» как уничтожение писателя (на примере судьбы М. Пришвина).

    Понятие литературного успеха и славы . Стратегии успеха в истории и современности. Литературная репутация . Понятие литературного бестселлера .

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: Проанализировать с точки зрения категорий успех / слава / репутация / бессмертие литературную судьбу и В. О Пелевина.

    6. Судьба классики в современном обществе. Рынок классической литературы

    Судьба классики в современном обществе. Данные социологических опросов и их анализ: какие социальные группы и с какой целью читают сегодня классику? Государственный и мемориальный статус классики в современной России.

    Современный театр, кинематограф, телевидение и их роль в судьбе классической литературы. Понятие ремейка, издательская судьба ремейков (серия «Новый русский романъ» издательства «Захаров»).

    «Отрицательная динамика» рынка классической литературы в современной России. Издательства-лидеры в выпуске классической литературы. Роль региональных издательств в выпуске классики.

    Самостоятельная работа

    Практическое задание:

    7. Проекты издания классики в Тюмени

    Проекты издания классики в Тюмени: поиски новых стратегий.

    8. Беллетристика с точки зрения писателя, издателя, читателя

    Значение термина «беллетристика » в современной науке.

    Беллетристика как литература «второго» ряда, срединное пространство литературы. Беллетристика и классика. Беллетристика и массовая литература. Критерии «беллетристичности» . Беллетристика с точки зрения автора, издателя и читателя.

    Рынок беллетристики в современной России: проблемы развития.

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: Определить место повести С. Сакина и П. Тетерского «Больше Бена» (2001) в литературной иерархии.

    9. Массовая литература как проблема современной культуры

    Феномен литературного «низа»: массовая , популярная , коммерческая , формульная , тривиальная литература , паралитература , бульварное чтиво , литературная попса и др. Массовая литература как историко-культурная проблема: «духовный мусоропровод» (В. Пелевин) и явление амбивалентное. Разрушительные для культуры и позитивные свойства массовой литературы. Эскапизм и психотерапевтическая функция массовой литературы.

    Массовая литература как формульная литература. Виды литературных формул .

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: Прочитать статьи Вик. Ерофеева: 1) Мусор на совке (любовь к детективу); 2) Любовь к глупости // Вик. Ерофеев. : Изд-во Z ебраЕ, 2001. С. 244-268.Дать свою оценку позиции Вик. Ерофеева.

    10. Детектив, боевик, триллер: писатель, издатель, читатель

    Детектив , боевик , триллер как литературные формулы. Классика детективного жанра и современный российский детектив. Современный российский боевик. Триллер как жанр массовой литературы: классика жанра и современные отечественные опыты.

    Особенности редактирования массовой литературы .

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: Проанализировать успешный коммерческий проект Г. Чхартишвили «Б. Акунин» на основе методологии Д. Кавелти.

    Литература:

    1. http://www. *****

    2. Дело Акунина // Новая русская книга . 2000. № 4.

    11. Любовный роман: писатель, издатель, читатель

    Женский любовный роман как тип формульного повествования. История жанра и современная российская версия (розово-черная беллетристика). Портрет читательницы любовного романа. Проблемы издания сентиментального романа в России.

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: На примере анализа конкретного текста (текст по выбору) выяснить, какое отношение иронический детектив Д. Донцовой имеет к канону женского любовного романа.

    12. Фэнтези и фантастика: писатель, издатель, читатель

    Фантастика (научная фантастика ), альтернативная история и фэнтези как типы формульного повествования и виды издания. Особенности редакторской подготовки фантастической литературы. Портрет читателя фантастической литературы.

    Классики жанра (, и др.). Жанр фэнтези в современной России (Н. Перумов, М. Семенова, С. Лукьяненко и др.).

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: На примере коммерческого успеха киноверсии «Дневного дозора» («Ночного дозора») С. Лукьяненко проанализировать причины востребованности фэнтези в современной России.

    13. Рынок массовой литературы в современной России

    ХХ век как век «восстания масс» и сохранение творческого меньшинства как задача современной культуры.

    Самостоятельная работа

    Изучение и обсуждение материала из журнала «Книжный бизнес» (2004. № 5. С. 4-9): Рынок детективной и приключенческой литературы; Рынок фантастической и мистической литературы.

    14. Технология создания бестселлеров

    Литературный шедевр и бестселлер . Коммерческий потенциал книги.

    Текстовые и внетекстовые стратегии создания бестселлера . Роль редактора и литературного агента в создании бестселлера.

    Самостоятельная работа

    1. Чтение и обсуждение книги Р. Уэбстера «Как написать бестселлер» (М., 2005).

    2. : продукт PR-компании или диагноз современной культуры? См.: О множественности миров // Новое литературное обозрение. 2003. № 6 (64). С. 437-441.

    15. Проекты издания массовой литературы в Тюмени

    Проекты издания массовой литературы в Тюмени. Опыт издания серии политических триллеров «Слой» в издательстве Мандр и Ка.

    16. Маргинальное искусство и его издательская судьба

    Маргинальное искусство и его издательская судьба. Искусство аутсайдеров, душевнобольных, детей, непрофессиональных писателей. Вопрос об обсценной лексике в литературе. Литература и наркотики, феномен Баяна Ширянова. Литература и тюрьма. Издательская судьба Э. Лимонова. Опыт издательства « Ad Marginem ».

    Самостоятельная работа

    Практическое задание: Прочитать статью Вик. Ерофеева «Последние судороги русского мата» // Ерофеев Вик. Бог Х: Рассказы о любви. М.: Изд-во Z ебраЕ, 2001. С. 196-201. Дать свою оценку позиции автора.

    Вопросы и задания к зачету

    1. Разработать проект издания элитарной литературы в Тюмени.

    2. Разработать проект издания классической литературы в Тюмени.

    3. Разработать проект издания массовой литературы в Тюмени.

    ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

    1. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

    2. Литературократия (проблема присвоения и перераспределения власти в литературе). М., 2000.

    3. Поле литературы» // Новое литературное обозрение. № 45.

    4. Исторический генезис чистой эстетики // Новое литературное обозрение. 2003. № 2 (№ 60).

    5. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1/2 , 5.

    6. Образ книги и ее социальная адресация // Литература как социальный феномен (статьи по социологии литературы). М., 1994. С. 195-258.

    7. Социальный процесс и литературные образцы // Литература как социальный институт (статьи по социологии литературы). М., 1994. С. 99-151.

    8. Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998.

    9. «Литературное сегодня»: взгляд социолога // Слово – письмо – литература (очерки по социологии культуры). М., 2001. С. 175-182.

    10. Интеллектуальные группы и символические формы: очерки социологии современной культуры. М., 2004.

    11. Российская интеллигенция между классикой и массовой культурой // Слово – письмо – литература (очерки по социологии культуры). М., 2001. С. 329-341.

    12. Словесность классическая и массовая // Слово – письмо – литература (очерки по социологии культуры). М., 2001. С. 306-323.

    13. Журнал «Критическая масса» // http://**/km .

    14. Зимина издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. М., 2004.

    15. Кавелти Дж. Приключение, тайна и любовная история: формульные повествования как искусство и популярная культура // Новое литературное обозрение. № 22.

    16. Кинг Ст. Как писать книги. М., 2001.

    17. Лотман литература как историко-культурная проблема // . Избр. статьи. В 3-х т. Т. 3. Таллинн, 1993. С. 380-388.

    18. Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999.

    19. К вопросу о различении понятий «классика» и «беллетристика» // Классика и современность. М., 1999. С. 53-66.

    20. Ортега-и- Восстание масс // Ортега-и- Эстетика. Философия культуры. М.,1991. С. 309-350.

    21. Ортега-и- Дегуманизация искусства // Ортега-и- Эстетика. Философия культуры. М.,1991. С. 218-259.

    22. Популярная литература. Опыт культурного мифотворчества в Америке и России. М., 2003.

    23. Рейтблат низовая книжность // Рейтблат Пушкин вышел в гении (историко-сициологические очерки). М., 2001. С. 157-181.

    24. Рейтблат «бестселлеры» первой половины Х I Х в. // Рейтблат Пушкин вышел в гении (историко-социологические очерки). М., 2001. С. 191-203.

    25. Массовая культура // Словарь культуры ХХ в. М., 1999.

    26. Как написать бестселлер. М., 2005.

    27. Хализев. М., 1999. С. 122-142.

    28. Как написать бестселлер (рецепт приготовления суперромана, которым будут зачитываться миллионы). М.: Армада, 1997.

    II . Литература о конкретных жанрах массовой литературы.

    1. Детектив

    a) Приметы: Уликовая парадигма и ее корни // Новое литературное обозрение. 1994. № 2(8). С. 32-61.

    a) Как сделать детектив. М., 1990.

    b) www . fandorin . ru .

    c) www . dariadoncova . by . ru .

    2. Боевик

    a) Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 252-275.

    3. Розовый роман

    a) Формула женского счастья // Новое литературное обозрение. № С. 292-302.

    b) Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. № С. 303-330.

    c) Дискурс любви: Любовь как социальное отношение и ее репрезентация в литературном дискурсе . М., 1997.

    4. Фэнтези и фантастика

    d) http :// edu 5. narod . ru / library _ sci - fi _1. html .

    e) www. interactiva. org.

    f) www . fictionalley . org .

    2. Тематический план изучения дисциплины... 4

    3. Содержание дисциплины... 6

    ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ. 13

    Ключевые понятия выделены шрифтом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры