Илья Ильич Обломов в романе “Обломов”: материалы для сочинения (цитаты). Обломов и "другие" Жизнь с вдовой Пшеницыной

Главная / Измена жены

Роман в четырех частях

Часть первая

I

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов. Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха. Илья Ильич проснулся, против обыкновения, очень рано, часов в восемь. Он чем-то сильно озабочен. На лице у него попеременно выступал не то страх, не то тоска и досада. Видно было, что его одолевала внутренняя борьба, а ум еще не являлся на помощь. Дело в том, что Обломов накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания. Известно, о каких неприятностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т. п. Хотя староста и в прошлом и в третьем году писал к своему барину точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз. Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер. Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением. По этому плану предполагалось ввести разные новые экономические, полицейские и другие меры. Но план был еще далеко не весь обдуман, а неприятные письма старосты ежегодно повторялись, побуждали его к деятельности и, следовательно, нарушали покой. Обломов сознавал необходимость до окончания плана предпринять что-нибудь решительное. Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует. С полчаса он все лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничто не мешает думать и лежа. Так и сделал. После чаю он уже приподнялся с своего ложа и чуть было не встал; поглядывая на туфли, он даже начал спускать к ним одну ногу с постели, но тотчас же опять подобрал ее. Пробило половина десятого, Илья Ильич встрепенулся. — Что ж это я в самом деле? — сказал он вслух с досадой. — Надо совесть знать: пора за дело! Дай только волю себе, так и... — Захар! — закричал он. В комнате, которая отделялась только небольшим коридором от кабинета Ильи Ильича, послышалось сначала точно ворчанье цепной собаки, потом стук спрыгнувших откуда-то ног. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту. В комнату вошел пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых. Более ничто не напоминало старику барского широкого и покойного быта в глуши деревни. Старые господа умерли, фамильные портреты остались дома и, чай, валяются где-нибудь на чердаке; предания о старинном быте и важности фамилии всё глохнут или живут только в памяти немногих, оставшихся в деревне же стариков. Поэтому для Захара дорог был серый сюртук: в нем да еще в кое-каких признаках, сохранившихся в лице и манерах барина, напоминавших его родителей, и в его капризах, на которые хотя он и ворчал, и про себя и вслух, но которые между тем уважал внутренне, как проявление барской воли, господского права, видел он слабые намеки на отжившее величие. Без этих капризов он как-то не чувствовал над собой барина; без них ничто не воскрешало молодости его, деревни, которую они покинули давно, и преданий об этом старинном доме, единственной хроники, веденной старыми слугами, няньками, мамками и передаваемой из рода в род. Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею. Вот отчего Захар так любил свой серый сюртук. Может быть, и бакенбардами своими он дорожил потому, что видел в детстве своем много старых слуг с этим старинным, аристократическим украшением. Илья Ильич, погруженный в задумчивость, долго не замечал Захара. Захар стоял перед ним молча. Наконец он кашлянул. — Что ты? — спросил Илья Ильич. — Ведь вы звали? — Звал? Зачем же это я звал — не помню! — отвечал он потягиваясь. — Поди пока к себе, а я вспомню. Захар ушел, а Илья Ильич продолжал лежать и думать о проклятом письме. Прошло с четверть часа. — Ну, полно лежать! — сказал он, — надо же встать... А впрочем, дай-ка я прочту еще раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану. — Захар! Опять тот же прыжок и ворчанье сильнее. Захар вошел, а Обломов опять погрузился в задумчивость. Захар стоял минуты две, неблагосклонно, немного стороной посматривая на барина, и наконец пошел к дверям. — Куда же ты? — вдруг спросил Обломов. — Вы ничего не говорите, так что ж тут стоять-то даром? — захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, по словам его, он потерял на охоте с собаками, когда ездил с старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло. Он стоял вполуоборот среди комнаты и глядел все стороной на Обломова. — А у тебя разве ноги отсохли, что ты не можешь постоять? Ты видишь, я озабочен — так и подожди! Не залежался еще там? Сыщи письмо, что я вчера от старосты получил. Куда ты его дел? — Какое письмо? Я никакого письма не видал, — сказал Захар. — Ты же от почтальона принял его: грязное такое! — Куда ж его положили — почему мне знать? — говорил Захар, похлопывая рукой по бумагам и по разным вещам, лежавшим на столе. — Ты никогда ничего не знаешь. Там, в корзине, посмотри! Или не завалилось ли за диван? Вот спинка-то у дивана до сих пор не починена; что б тебе призвать столяра да починить? Ведь ты же изломал. Ни о чем не подумаешь! — Я не ломал, — отвечал Захар, — она сама изломалась; не век же ей быть: надо когда-нибудь изломаться. Илья Ильич не счел за нужное доказывать противное. — Нашел, что ли? — спросил он только. — Вот какие-то письма. — Не те. — Ну, так нет больше, — говорил Захар. — Ну хорошо, поди! — с нетерпением сказал Илья Ильич. — Я встану, сам найду. Захар пошел к себе, но только он уперся было руками о лежанку, чтоб прыгнуть на нее, как опять послышался торопливый крик: «Захар, Захар!» — Ах ты, господи! — ворчал Захар, отправляясь опять в кабинет. — Что это за мученье? Хоть бы смерть скорее пришла! — Чего вам? — сказал он, придерживаясь одной рукой за дверь кабинета и глядя на Обломова, в знак неблаговоления, до того стороной, что ему приходилось видеть барина вполглаза, а барину видна была только одна необъятная бакенбарда, из которой, так и ждешь, что вылетят две-три птицы. — Носовой платок, скорей! Сам бы ты мог догадаться: не видишь! — строго заметил Илья Ильич. Захар не обнаружил никакого особенного неудовольствия, или удивления при этом приказании и упреке барина, находя, вероятно, с своей стороны и то и другое весьма естественным. — А кто его знает, где платок? — ворчал он, обходя вокруг комнату и ощупывая каждый стул, хотя и так можно было видеть, что на стульях ничего не лежит. — Всё теряете! — заметил он, отворяя дверь в гостиную, чтоб посмотреть, нет ли там. — Куда? Здесь ищи! Я с третьего дня там не был. Да скорее же! — говорил Илья Ильич. — Где платок? Нету платка! — говорил Захар, разводя руками и озираясь во все углы. — Да вон он, — вдруг сердито захрипел он, — под вами! Вон конец торчит. Сами лежите на нем, а спрашиваете платка! И, не дожидаясь ответа, Захар пошел было вон. Обломову стало немного неловко от собственного промаха. Он быстро нашел другой повод сделать Захара виноватым. — Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, боже мой! Вон, вон, погляди-ка в углах-то — ничего не делаешь! — Уж коли я ничего не делаю... — заговорил Захар обиженным голосом, — стараюсь, жизни не жалею! И пыль-то стираю и мету-то почти каждый день... Он указал на середину пола и на стол, на котором Обломов обедал. — Вон, вон, — говорил он, — все подметено, прибрано, словно к свадьбе... Чего еще? — А это что? — прервал Илья Ильич, указывая на стены и на потолок. — А это? А это? — Он указал и на брошенное со вчерашнего дня полотенце и на забытую, на столе тарелку с ломтем хлеба. — Ну, это, пожалуй, уберу, — сказал Захар снисходительно, взяв тарелку. — Только это! А пыль по стенам, а паутина?.. — говорил Обломов, указывая на стены. — Это я к святой неделе убираю: тогда образа чищу и паутину снимаю... — А книги, картины обмести?.. — Книги и картины перед рождеством: тогда с Анисьей все шкафы переберем. А теперь когда станешь убирать? Вы все дома сидите. — Я иногда в театр хожу да в гости: вот бы... — Что за уборка ночью! Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел в окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет». — Понимаешь ли ты, — сказал Илья Ильич, — что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене! — У меня и блохи есть! — равнодушно отозвался Захар. — Разве это хорошо? Ведь это гадость! — заметил Обломов. Захар усмехнулся во все лицо, так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды, которые от этого раздвинулись в стороны, и по всему лицу до самого лба расплылось красное пятно. — Чем же я виноват, что клопы на свете есть? — сказал он с наивным удивлением. — Разве я их выдумал? — Это от нечистоты, — перебил Обломов. — Что ты все врешь! — И нечистоту не я выдумал. — У тебя вот там мыши бегают по ночам — я слышу. — И мышей не я выдумал. Этой твари, что мышей, что кошек, что клопов, везде много. — Как же у других не бывает ни моли, ни клопов? На лице Захара выразилась недоверчивость, или, лучше сказать, покойная уверенность, что этого не бывает. — У меня всего много, — сказал он упрямо, — за всяким клопом не усмотришь, в щелку к нему не влезешь. А сам, кажется, думал: «Да и что за спанье без клопа?» — Ты мети, выбирай сор из углов — и не будет ничего, — учил Обломов. — Уберешь, а завтра опять наберется, — говорил Захар. — Не наберется, — перебил барин, — не должно. — Наберется — я знаю, — твердил слуга. — А наберется, так опять вымети. — Как это? Всякий день перебирай все углы? — спросил Захар. — Да что ж это за жизнь? Лучше бог по душу пошли! — Отчего ж у других чисто? — возразил Обломов. — Посмотри напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка... — А где немцы сору возьмут, — вдруг возразил Захар. — Вы поглядите-ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни... Где им сору взять? У них нет этого вот, как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого, изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму... У них и корка зря не валяется: наделают сухариков, да с пивом и выпьют! Захар даже сквозь зубы плюнул, рассуждая о таком скаредном житье. — Нечего разговаривать! — возразил Илья Ильич, ты лучше убирай. — Иной раз и убрал бы, да вы же сами не даете, — сказал Захар. — Пошел свое! Все, видишь, я мешаю. — Конечно, вы; все дома сидите: как при вас станешь убирать? Уйдите на целый день, так и уберу. — Вот еще выдумал что — уйти! Поди-ка ты лучше к себе. — Да право! — настаивал Захар. — Вот, хоть бы сегодня ушли, мы бы с Анисьей и убрали все. И то не управимся вдвоем-то: надо еще баб нанять, перемыть все. — Э! какие затеи — баб! Ступай себе, — говорил Илья Ильич. Он уж был не рад, что вызвал Захара на этот разговор. Он все забывал, что чуть тронешь этот деликатный предмет, как и не оберешься хлопот. Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, само собой; а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т.п. Он в таком случае станет доказывать необходимость громадной возни в доме, зная очень хорошо, что одна мысль об этом приводила барина его в ужас. Захар ушел, а Обломов погрузился в размышления. Через несколько минут пробило еще полчаса. — Что это? — почти с ужасом сказал Илья Ильич. — Одиннадцать часов скоро, а я еще не встал, не умылся до сих пор? Захар, Захар! — Ах ты, боже мой! Ну! — послышалось из передней, и потом известный прыжок. — Умыться готово? — спросил Обломов. — Готово давно! — отвечал Захар. — Чего вы не встаете? — Что ж ты не скажешь, что готово? Я бы уж и встал давно. Поди же, я сейчас иду вслед за тобою. Мне надо заниматься, я сяду писать. Захар ушел, но чрез минуту воротился с исписанной и замасленной тетрадкой и клочками бумаги. — Вот, коли будете писать, так уж кстати извольте и счеты поверить: надо деньги заплатить. — Какие счеты? Какие деньги? — с неудовольствием спросил Илья Ильич. — От мясника, от зеленщика, от прачки, от хлебника: все денег просят. — Только о деньгах и забота! — ворчал Илья Ильич. — А ты что понемногу не подаешь счеты, а все вдруг? — Вы же ведь все прогоняли меня: завтра да завтра... — Ну, так и теперь разве нельзя до завтра? — Нет! Уж очень пристают: больше не дают в долг. Нынче первое число. — Ах! — с тоской сказал Обломов. — Новая забота! Ну, что стоишь? Положи на стол. Я сейчас встану, умоюсь и посмотрю, — сказал Илья Ильич. — Так умыться-то готово? — Готово! — сказал Захар. — Ну, теперь... Он начал было, кряхтя, приподниматься на постели, чтоб встать. — Я забыл вам сказать, — начал Захар, — давеча, как вы еще почивали, управляющий дворника прислал: говорит, что непременно надо съехать... квартира нужна. — Ну, что ж такое? Если нужна, так, разумеется, съедем. Что ты пристаешь ко мне? Уж ты третий раз говоришь мне об этом. — Ко мне пристают тоже. — Скажи, что съедем. — Они говорят: вы уж с месяц, говорят, обещали, а все не съезжаете; мы, говорят, полиции дадим знать. — Пусть дают знать! — сказал решительно Обломов. — Мы и сами переедем, как потеплее будет, недели через три. — Куда недели через три! Управляющий говорит, что чрез две недели рабочие придут: ломать все будут... «Съезжайте, говорит, завтра или послезавтра...» — Э-э-э! слишком проворно! Видишь, еще что! Не сейчас ли прикажете? А ты мне не смей и напоминать о квартире. Я уж тебе запретил раз; а ты опять. Смотри! — Что ж мне делать-то? — отозвался Захар. — Что ж делать? — вот он чем отделывается от меня! — отвечал Илья Ильич. — Он меня спрашивает! Мне что за дело? Ты не беспокой меня, а там как хочешь, так и распорядись, только чтоб не переезжать. Не может постараться для барина! — Да как же, батюшка, Илья Ильич, я распоряжусь? — начал мягким сипеньем Захар. — Дом-то не мой: как же из чужого дома не переезжать, коли гонят? Кабы мой дом был, так я бы с великим моим удовольствием... — Нельзя ли их уговорить как-нибудь. «Мы, дескать, живем давно, платим исправно». — Говорил, — сказал Захар. — Ну, что ж они? — Что! Наладили свое: «Переезжайте, говорят, нам нужно квартиру переделывать». Хотят из докторской и из этой одну большую квартиру сделать, к свадьбе хозяйского сына. — Ах ты, боже мой! — с досадой сказал Обломов. — Ведь есть же этакие ослы, что женятся! Он повернулся на спину. — Вы бы написали, сударь, к хозяину, — сказал Захар, — так, может быть, он бы вас не тронул, а велел бы сначала вон ту квартиру ломать. Захар при этом показал рукой куда-то направо. — Ну хорошо, как встану, напишу... Ты ступай к себе, а я подумаю. Ничего ты не умеешь сделать, — добавил он, — мне и об этой дряни надо самому хлопотать. Захар ушел, а Обломов стал думать. Но он был в затруднении, о чем думать: о письме ли старосты, о переезде ли на новую квартиру, приняться ли сводить счеты? Он терялся в приливе житейских забот и все лежал, ворочаясь с боку на бок. По временам только слышались отрывистые восклицания: «Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде достает». Неизвестно, долго ли бы еще пробыл он в этой нерешительности, но в передней раздался звонок. — Уж кто-то и пришел! — сказал Обломов, кутаясь в халат. — А я еще не вставал — срам да и только! Кто бы это так рано? И он, лежа, с любопытством глядел на двери.

1. Главный герой романа Гончарова «Обломов».
2. Вопрос о смысле жизни.
3. Мечтательность и деятельность Обломова.
4. Деградация Ильи Ильича.

Роман А. А. Гончарова «Обломов» остается актуальным и для нас. современных читателей несмотря на то что с момента его создания прошло очень много времени. Главный герой романа Илья Ильич Обломов не может не вызывать интереса. Невольно начинаешь задумываться о смысле жизни и пытаешься ответить на вопрос, кто же такой Обломов? Был ли он прежде всего лентяем. Или проблема главного героя романа намного глубже? Видел ли Обломов какой-либо смысл в жизни? Или ему не было свойственно задумываться об этом? Едва в начале произведения мы знакомимся с Обломовым, как понимаем всю абсурдность ситуации. Из-за дня в день Ильи Ильича лишен новых впечатлений, следующий похож на предыдущий. Дни идут, не украшенные абсолютно ничем. Обломов ведет почти растительное существование, он ничем не интересуется, ничем не увлекается. Главным в жизни становится уютный диван, на котором Обломов лежит целыми днями. Мир вокруг кажется Илье Ильичу враждебным и опасным. В жизни Обломова не было каких-либо потрясений, которые могли бы повлиять на его мировоззрение. Нет, все было весьма благополучно. С детства Илья Ильич был окружен заботой и вниманием родных. И никогда ему не приходилось заботиться о хлебе насущном. Обломову удобно жить, ни о чем не думая, ни о чем не заботясь. У него нет абсолютно никаких стремлений и желаний. Дни и ночи напролет лежит Обломов на диване в одном и том же халате из персидской материи. «... Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью. как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием...».

Человеку всегда свойственно задумываться о смысле жизни. Но даже если счесть вопрос о смысле жизни абстрактной философской категорией, нельзя не признзть, что бездействие никогда и никого не делало счастливым. Ощущение полноты жизни возможно только в случае постоянного движения, активного поиска новых впечатлений. Пусть человек не в состоянии изменить мир или совершить что-нибудь значительное. Но сделать свою собственную жизнь более яркой и интересной он может. И не последнюю роль в этом играет повседневная жизнь с ее делами и заботами. Повседневность не всегда бывает унылой и неинтересной. При желании повседневные дела могут быть яркими, впечатляющими. Но все это никак не относится к Илье Ильичу Обломову. Он лежит в неубранной, пыльной комнате. Здесь грязно и неуютно. Но у героя романа нет желания изменить хотя бы эту комнату, сделать свою жизнь чуть более комфортной. Вот как писатель говорит о комнате Обломова: «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною... Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память... Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».

Обстановка, которая окружает главного героя, достаточно неприятна. Обломов пытается упрекнуть своего слугу Захара за неряшливость. Но слуга оказывается под стать своему хозяину. Он говорит о пыли и грязи: «... чего ее убирать, если она снова наберется». Захар так же считает, что «клопов и тараканов не он выдумал, они есть у всех».

У Обломова нет сил и желания заставить своего слугу навести порядок в комнате. Не под силу ему и сделать хоть что-нибудь в родной деревне. Но Илья Ильич с удовольствием строит планы, продолжая лежать на диване. Обломов мечтает о переустройстве в деревне. Конечно, его мечты не имеют ничего общего с реальностью. Осуществить их в принципе невозможно. И уж, конечно, никогда не сможет их осуществить сам Обломов. Мечтательность у Обломова приобретает какой-то чудовищный размах. Он живет этими мечтами, отказываясь тем самым от настоящей жизни. Писатель дает нам возможность понаблюдать за Ильей Ильичем, когда тот мечтает: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности...».

Обломов не задумывается о собственной жизни. С одной стороны, он может показаться счастливым. Его не беспокоит завтрашний день, он не думает о каких бы то ни было проблемах и неприятностях. Но с другой стороны, жизнь его лишена очень важных составляющих - движения, новых впечатлений, активных действий. Обломов практически не общается с людьми, ему достаточно полного уединения от людей и забот.

Надо сказать, что внутренний мир Обломова весьма богат. Ведь Илья Ильич способен чувствовать и понимать искусство. Кроме того, он находит удовольствие в общении с некоторыми людьми, например, с другом Штольцем, Ольгой Ильинской. Однако этого явно недостаточно для ощущения полноты жизни. И в глубине души Обломов это понимает. Он пытается создать мнимую гармонию между своим внутренним миром и миром внешним. Но это сделать не так-то просто. Ведь реальная жизнь вступает в противоречие с миром грез и мечтаний. Пусть Обломов вполне доволен своим существованием. Но вместе с тем он несчастен, потому что заменил реальную жизнь полусном. Не случайно ничего не радует Илью Ильича, яркие переживания, чувства и эмоции не знакомы ему. Инертность Обломова и безразличие к жизни становятся его трагедией.

Обломов считает, что все его устраивает. На самом деле он не знает иной жизни, ему чужда деятельность, стремления и активность. Все проходит мимо главного героя. А он по-прежнему живет своими иллюзиями. И единственное, что видит перед собой, это неубранную комнату. Мир сузился для Обломова до размеров собственного дивана. Илья Ильич отказывается от любви, карьеры, семейного счастья ради того, чтобы спокойно лежать на диване. На самом деле узость мышления Обломова становится причиной его трагедии. Илья Ильич не смог разглядеть все преимущества реальной жизни. Деградация Обломова стала вполне оправданной. Он не уделяет внимание даже собственному внешнему виду. Зачем? Ему и так хорошо. Неважно, что было и что будет. Главная и единственная реальность - это тот самый диван, на котором он спал столько времени и на котором главный герой предпочитает остаться.

В жизни Обломова нет смысла. Ведь нельзя назвать смыслом бездействие, пустоту, лень, апатию. Жизнь становится тягостной, ведь человеку не свойственно вести растительное существование. Роман «Обломов» заставляет читателей задуматься о том, что человек способен сам стать своим врагом, если решает подменить реальную жизнь на


Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года в купеческой семье. Его отец, Александр Иванович (), зажиточный купец, хлеботорговец и владелец свечного завода, скончался, когда Гончарову было 7 лет. После смерти отца воспитанием сына занималась мать, Авдотья Матвеевна, и его крестный отец, отставной моряк, представитель старого дворянского рода Н.Н.Трегубов. Любимым занятием И.А. Гончарова в детстве было чтение. Уже в то время он познакомился с произведениями М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, В.И. Жуковского, Ж. Расина и Ж.-Ж. Руссо. Правда, больше всего ему нравились книги о путешествиях и исторические сочинения Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 18 июня 1812 года в купеческой семье. Его отец, Александр Иванович (), зажиточный купец, хлеботорговец и владелец свечного завода, скончался, когда Гончарову было 7 лет. После смерти отца воспитанием сына занималась мать, Авдотья Матвеевна, и его крестный отец, отставной моряк, представитель старого дворянского рода Н.Н.Трегубов. Любимым занятием И.А. Гончарова в детстве было чтение. Уже в то время он познакомился с произведениями М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, В.И. Жуковского, Ж. Расина и Ж.-Ж. Руссо. Правда, больше всего ему нравились книги о путешествиях и исторические сочинения


1. Мать писателя Авдотья Матвеевна Гончарова () Портрет работы неизвестного художника, начало 19 века. 2. Дом, в котором родился И.А. Гончаров (до перестройки), фото Г. Степанова, 1890


Учеба и служба Начальное образование И.А. Гончаров получил дома. В 1822 году он поступил в Московское коммерческое училище, однако в 1830 году, не закончив его, ушел. С 1831 по 1834 год И.А. Гончаров учился на словесном факультете Московского университета. К этому времени относятся его первые литературные опыты. После окончания университета И.А. Гончаров некоторое время жил в Симбирске и служил в канцелярии губернатора. В 1835 году он переехал в Петербург и устроился в Министерство финансов на должность переводчика. Начальное образование И.А. Гончаров получил дома. В 1822 году он поступил в Московское коммерческое училище, однако в 1830 году, не закончив его, ушел. С 1831 по 1834 год И.А. Гончаров учился на словесном факультете Московского университета. К этому времени относятся его первые литературные опыты. После окончания университета И.А. Гончаров некоторое время жил в Симбирске и служил в канцелярии губернатора. В 1835 году он переехал в Петербург и устроился в Министерство финансов на должность переводчика.


С 1856 по 1867 год, - с небольшим перерывом, - И.А. Гончаров работал в Цензурном комитете: сначала был цензором, затем стал членом Совета по делам книгопечатания и членом Главного управления по делам печати. С 1856 по 1867 год, - с небольшим перерывом, - И.А. Гончаров работал в Цензурном комитете: сначала был цензором, затем стал членом Совета по делам книгопечатания и членом Главного управления по делам печати.


В Петербурге И.А. Гончаров сблизился с литературно- художественным кружком живописца Н. А. Майкова. Он преподавал русскую литературу и латинский язык его сыновьям - будущему известному критику Валерьяну и поэту Аполлону Майковым. В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах кружка Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые его повести – "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". В том же майковском кругу Гончаров пишет еще два очерка – домашних, шуточного содержания: () и Пепиньерка (1842). Ни одно из этих произведений писателем опубликовано не было. В 1842 году он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя. В Петербурге И.А. Гончаров сблизился с литературно- художественным кружком живописца Н. А. Майкова. Он преподавал русскую литературу и латинский язык его сыновьям - будущему известному критику Валерьяну и поэту Аполлону Майковым. В 1838 и 1839 годах в рукописных альманахах кружка Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые его повести – "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". В том же майковском кругу Гончаров пишет еще два очерка – домашних, шуточного содержания: () и Пепиньерка (1842). Ни одно из этих произведений писателем опубликовано не было. В 1842 году он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя.


Путешествие Осенью 1852 года И.А. Гончаров отправляется в путешествие на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е.В. Путятина. В течение двух с половиной лет он посещает Англию, Южную Африку, Китай, Японию. В феврале 1855 года И.А. Гончаров возвращается в Петербург через Сибирь и Заволжье. Осенью 1852 года И.А. Гончаров отправляется в путешествие на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е.В. Путятина. В течение двух с половиной лет он посещает Англию, Южную Африку, Китай, Японию. В феврале 1855 года И.А. Гончаров возвращается в Петербург через Сибирь и Заволжье.


По возвращении из путешествия Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и снова обратился к незавершенному роману. "В 1857 г., рассказывает писатель, я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми недель почти все три последние тома "Обломова". Роман был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные записки" за 1859 год (Отечественные записки; отд. изд. СПб., 1859) и имел большой успех. По возвращении из путешествия Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и снова обратился к незавершенному роману. "В 1857 г., рассказывает писатель, я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми недель почти все три последние тома "Обломова". Роман был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные записки" за 1859 год (Отечественные записки; отд. изд. СПб., 1859) и имел большой успех.


Последние годы жизни В е годы И.А. Гончаров выступил как талантливый критик. В статьях «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Литературный вечер» и др. нашли отражение его размышления о взаимоотношениях автора и публики, читательском восприятии книг. Писатель скончался 15 сентября 1891 года в Петербурге.




В 1849 г. в Литературном сборнике с иллюстрациями появилась глава Сон Обломова (с подзаголовком Эпизод из неоконченного романа). Этот эпизод, по свидетельству Достоевского, с восхищением прочла вся Россия. Но дальше работа над романом шла медленно, с большими перерывами. «Вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело», писал Гончаров Краевскому. Первая часть "Обломова" была вчерне закончена к 1850 году. В 1849 г. в Литературном сборнике с иллюстрациями появилась глава Сон Обломова (с подзаголовком Эпизод из неоконченного романа). Этот эпизод, по свидетельству Достоевского, с восхищением прочла вся Россия. Но дальше работа над романом шла медленно, с большими перерывами. «Вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело», писал Гончаров Краевскому. Первая часть "Обломова" была вчерне закончена к 1850 году.


Роман «Обломов» Гончаров вспоминал: «успех превзошел мои ожидания. И Тургенев однажды заметил мне кратко: Пока останется хоть один русский до тех пор будут помнить Обломова». Один из современников, критик А. М. Скабичевский, свидетельствует: "Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя" Гончаров вспоминал: «успех превзошел мои ожидания. И Тургенев однажды заметил мне кратко: Пока останется хоть один русский до тех пор будут помнить Обломова». Один из современников, критик А. М. Скабичевский, свидетельствует: "Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя"


Обломов и «обломовщина» Названием романа «Обломов» служит фамилия главного героя Ильи Ильича Обломова, говорит о том, что образ Обломова является центральным в книге. Гончаров ставит задачу дать объемный, выразительный портрет главного героя, показать его в различных ситуациях, в сопоставлении с другими персонажами, в отношениях дружбы и любви. Названием романа «Обломов» служит фамилия главного героя Ильи Ильича Обломова, говорит о том, что образ Обломова является центральным в книге. Гончаров ставит задачу дать объемный, выразительный портрет главного героя, показать его в различных ситуациях, в сопоставлении с другими персонажами, в отношениях дружбы и любви.


Определяя замысел романа, Гончаров писал: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель», показать «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни переползание изо дня в день в одном лице и в его обстановке». Определяя замысел романа, Гончаров писал: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель», показать «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни переползание изо дня в день в одном лице и в его обстановке».


В первой части романа мы видим главного героя, погруженного в сон и апатию, для которого лежание на диване его «нормальное состояние», и до самого конца первой части герой продолжает лежать на диване. Символом лени, сна, созерцательности становится халат Обломова, «настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу» (сравните с европейским костюмом Штольца) «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» В первой части романа мы видим главного героя, погруженного в сон и апатию, для которого лежание на диване его «нормальное состояние», и до самого конца первой части герой продолжает лежать на диване. Символом лени, сна, созерцательности становится халат Обломова, «настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу» (сравните с европейским костюмом Штольца) «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!»


Комната Обломова также многое говорит о ее хозяине: это некое «сонное царство», все здесь в запустении, в пыли: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия». Один за другим, к Обломову приходят посетители и пытаются его куда-нибудь «вытащить»: на прогулку, в гости… Гончаров выводит пятерых персонажей, каждый из которых противопоставлен Обломову Комната Обломова также многое говорит о ее хозяине: это некое «сонное царство», все здесь в запустении, в пыли: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия». Один за другим, к Обломову приходят посетители и пытаются его куда-нибудь «вытащить»: на прогулку, в гости… Гончаров выводит пятерых персонажей, каждый из которых противопоставлен Обломову


Хотя все персонажи романа призывают Обломова к какой-нибудь деятельности, их жизнь кажется герою скучной, пустой и суетливой. И действительно, чем наполнена жизнь этих персонажей? Что могут они предложить взамен спокойной, созерцательной жизни Обломова? Вот Волков рассказывает о своей «деятельности»: «Слава Богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре. Вот опера будет, я абонируюсь…». Слушая своих посетителей, Обломов только радуется, что «нет у него таких пустых желаний и мыслей», что он не «увяз по уши», устраивая свою карьеру, как Судьбинский, что он не вынужден, как литератор Пенкин «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением», но может лежать, «сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». Хотя все персонажи романа призывают Обломова к какой-нибудь деятельности, их жизнь кажется герою скучной, пустой и суетливой. И действительно, чем наполнена жизнь этих персонажей? Что могут они предложить взамен спокойной, созерцательной жизни Обломова? Вот Волков рассказывает о своей «деятельности»: «Слава Богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был; ну а там... новая актриса, то на русском, то на французском театре. Вот опера будет, я абонируюсь…». Слушая своих посетителей, Обломов только радуется, что «нет у него таких пустых желаний и мыслей», что он не «увяз по уши», устраивая свою карьеру, как Судьбинский, что он не вынужден, как литератор Пенкин «тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением», но может лежать, «сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».


Сон Обломова: Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть


Обломов и Ольга Ильинская (Испытание любовью) Ольге сначала как будто удается вывести Обломова из привычного сна, в нем «просыпается бодрость», «появляется лихорадка жизни, сил, деятельности». На некоторое время Обломова просто не узнать: «Встает он в семь часов, читает, носит куда- то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности». Ольге сначала как будто удается вывести Обломова из привычного сна, в нем «просыпается бодрость», «появляется лихорадка жизни, сил, деятельности». На некоторое время Обломова просто не узнать: «Встает он в семь часов, читает, носит куда- то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности».


В последнем, решительном объяснении с Ольгой (часть III, глава XI), Обломов на реплику Ольги - «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя?» - сам и отвечает: «Обломовщина!» И когда Обломов после прощания с Ольгой приходит домой, Захар, как, бывало, раньше, подает ему халат. В последнем, решительном объяснении с Ольгой (часть III, глава XI), Обломов на реплику Ольги - «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя?» - сам и отвечает: «Обломовщина!» И когда Обломов после прощания с Ольгой приходит домой, Захар, как, бывало, раньше, подает ему халат.


К концу жизни Обломов окончательно успокаивается, отбрасывая все стремления и порывы, покоряясь своей природе, и, когда в очередной раз Штольц пытается вырвать его из «грязного быта» и «удушливой атмосферы тупоумия, грубости», Обломов просит навсегда забыть его «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». «Покойно и решительно» сообщает он, что Агафья Матвеевна его жена, а Андрей его сын. К концу жизни Обломов окончательно успокаивается, отбрасывая все стремления и порывы, покоряясь своей природе, и, когда в очередной раз Штольц пытается вырвать его из «грязного быта» и «удушливой атмосферы тупоумия, грубости», Обломов просит навсегда забыть его «с мыслью на лице, с полным сознанием рассудка и воли». «Покойно и решительно» сообщает он, что Агафья Матвеевна его жена, а Андрей его сын.


Проверь себя Как вы думаете, почему, узнав, что Обломов женат на Агафье Матвеевне, Штольц отступается от него, чувствуя, что «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена»? Как вы думаете, почему, узнав, что Обломов женат на Агафье Матвеевне, Штольц отступается от него, чувствуя, что «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена»? потому, что Обломов женился на простой, необразованной женщине, заключил неравный брак с простолюдинкой потому, что Обломов женился на простой, необразованной женщине, заключил неравный брак с простолюдинкой потому, что Штольц понимает: теперь Обломова уже никак не изменить и не сдвинуть с места, он навсегда связан и уже никогда не выберется «из болота, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь» потому, что Штольц понимает: теперь Обломова уже никак не изменить и не сдвинуть с места, он навсегда связан и уже никогда не выберется «из болота, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь»


Причины деградации: Нельзя сказать, что Обломов доволен своим «полуживотным» существованием. Он мечтает воскреснуть и начать новую жизнь, однако мечта остается мечтой, несмотря на усилия близкого друга и любимой женщины. Причины деградации Обломова заключаются не только в его характере, но и в русском обществе того времени. Представители этого общества, - Судьбинский, Волков, Пенкин, - создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена исключительно на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов. В таких условиях образованному, интеллигентному молодому человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов, - поэтому Обломов выбирает откровенное бездействие и «сон». Нельзя сказать, что Обломов доволен своим «полуживотным» существованием. Он мечтает воскреснуть и начать новую жизнь, однако мечта остается мечтой, несмотря на усилия близкого друга и любимой женщины. Причины деградации Обломова заключаются не только в его характере, но и в русском обществе того времени. Представители этого общества, - Судьбинский, Волков, Пенкин, - создают в романе атмосферу «ложной» деятельности, которая направлена исключительно на удовлетворение тщеславных и корыстных помыслов. В таких условиях образованному, интеллигентному молодому человеку трудно проявить себя, не отказавшись от своих идеалов, - поэтому Обломов выбирает откровенное бездействие и «сон».


Смерть Обломова Как-то Обломов говорит Штольцу: Как-то Обломов говорит Штольцу: «Лег бы и заснул… навсегда…». И «Лег бы и заснул… навсегда…». И смерть приходит к нему тихо и смерть приходит к нему тихо и мирно, он «покоится на одре смерти, мирно, он «покоится на одре смерти, как на ложе сна». как на ложе сна». Д. С. Мережковский в статье «Вечные спутники. Гончаров» (1890 г) писал: «Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти… Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир… Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна…» Д. С. Мережковский в статье «Вечные спутники. Гончаров» (1890 г) писал: «Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти… Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир… Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна…»


Конец Обломовки Обломов умирает, и Обломовка «отжила свой век». Патриархальный уклад традиционной русской жизни рушится, на смену приходит новая эпоха, несущая множество изменений, жизнь, в которой нет места Обломовым. И Штольц решает не сообщать Обломову о происходящем в Обломовке: «нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там... школы, грамота, а дальше...». Но сын Обломова, Андрей, уже растет в других условиях, он воспитывается Штольцом, который обещает: «поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты». Обломов умирает, и Обломовка «отжила свой век». Патриархальный уклад традиционной русской жизни рушится, на смену приходит новая эпоха, несущая множество изменений, жизнь, в которой нет места Обломовым. И Штольц решает не сообщать Обломову о происходящем в Обломовке: «нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани... А там... школы, грамота, а дальше...». Но сын Обломова, Андрей, уже растет в других условиях, он воспитывается Штольцом, который обещает: «поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты».


Л.Н.Толстой писал в 1859 году А. В Дружинину: Обломов капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. Л.Н.Толстой писал в 1859 году А. В Дружинину: Обломов капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике.


Многие современники И.А. Гончарова, охотно отождествляли его с 0 бломовым, тем более, что, как пишет А. Ф. Кони в « Воспоминаниях о писателях», «его грузная фигура, медлительная походка и спокойный, слегка апатичный взор красивых серо- голубых глаз давали к этому некоторый повод». Повод к этому предположению отчасти давал и сам Гончаров. М.М.Стасюлевич в своей статье «Иван Алексеевич Гончаров» (1891) писал: «Обыкновенно говорят, что в собственной его природе было много обломовщины, что потому ему так и удался Обломов, но это могло только показаться тем, кто не знал его ежедневной жизни или увлекался тем, что действительно Гончаров охотно поддерживал в других мысль о своем личном сходстве с своим же собственным детищем». Так, например, в письме к Ю. Д. Ефремовой (20 августа Симбирск) И.А. Гончаров писал: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату». Многие современники И.А. Гончарова, охотно отождествляли его с 0 бломовым, тем более, что, как пишет А. Ф. Кони в « Воспоминаниях о писателях», «его грузная фигура, медлительная походка и спокойный, слегка апатичный взор красивых серо- голубых глаз давали к этому некоторый повод». Повод к этому предположению отчасти давал и сам Гончаров. М.М.Стасюлевич в своей статье «Иван Алексеевич Гончаров» (1891) писал: «Обыкновенно говорят, что в собственной его природе было много обломовщины, что потому ему так и удался Обломов, но это могло только показаться тем, кто не знал его ежедневной жизни или увлекался тем, что действительно Гончаров охотно поддерживал в других мысль о своем личном сходстве с своим же собственным детищем». Так, например, в письме к Ю. Д. Ефремовой (20 августа Симбирск) И.А. Гончаров писал: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату».


В "Фрегате Палладе" Гончаров восклицает: "Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною". Вспомним и эпилог "Обломова": "Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами". И оказывается, что литератор, беседующий со Штольцем, есть не кто иной, как сам автор романа. Но люди, близко знавшие И.А. Гончарова, никогда не поддерживали этот миф. Так, М.М.Стасюлевич писал: «он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее похожим на Обломова», то же утверждает и А.Ф. Кони: «Главных свойств Обломова задумчивой лени и ленивого безделья в Иване Александровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником». В "Фрегате Палладе" Гончаров восклицает: "Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною". Вспомним и эпилог "Обломова": "Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами". И оказывается, что литератор, беседующий со Штольцем, есть не кто иной, как сам автор романа. Но люди, близко знавшие И.А. Гончарова, никогда не поддерживали этот миф. Так, М.М.Стасюлевич писал: «он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее похожим на Обломова», то же утверждает и А.Ф. Кони: «Главных свойств Обломова задумчивой лени и ленивого безделья в Иване Александровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником».


Критика о романе и его герое Образ Обломова в романе вызвал бурные споры, критики- современники И.А. Гончарова выдвинули множество разных трактовок и оценок этого образа. Рассмотрим самые знаменитые статьи: В статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) роман оценен как «знамение времени», а Обломов назван «коренным», «народным нашим» типом, «символизирующим лень, бездействие и застой всей системы отношений», символом косности крепостнической России. Добролюбов жестко отзывается об Обломове, не желая видеть в нем ничего положительного и достойного: «Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». По мнению критика, «обломовщина» является «созданием воспитания и окружающих обстоятельств», и она обязательно кладет на человека «неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете». Образ Обломова в романе вызвал бурные споры, критики- современники И.А. Гончарова выдвинули множество разных трактовок и оценок этого образа. Рассмотрим самые знаменитые статьи: В статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) роман оценен как «знамение времени», а Обломов назван «коренным», «народным нашим» типом, «символизирующим лень, бездействие и застой всей системы отношений», символом косности крепостнической России. Добролюбов жестко отзывается об Обломове, не желая видеть в нем ничего положительного и достойного: «Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». По мнению критика, «обломовщина» является «созданием воспитания и окружающих обстоятельств», и она обязательно кладет на человека «неизгладимую печать бездельничества, дармоедства и совершенной ненужности на свете».


Критика о романе и его герое А.В. Дружинин в статье «Обломов. Роман И.А. Гончарова» (1859) дает совершенно иную оценку Обломова, утверждая, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви…Сам его творец беспредельно предан Обломову…». Дружинин видит в Обломове прежде всего «нежную, любящую натуру», с «чистой, детски ласковой русской душой»: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих». А.В. Дружинин в статье «Обломов. Роман И.А. Гончарова» (1859) дает совершенно иную оценку Обломова, утверждая, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви…Сам его творец беспредельно предан Обломову…». Дружинин видит в Обломове прежде всего «нежную, любящую натуру», с «чистой, детски ласковой русской душой»: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих».


Критика о романе и его герое Д. И. Писарев, автор статьи «Роман И. А. Гончарова Обломов» (1859), считает, что Обломов олицетворяет в себе «умственную апатию», которая является «одним из существенных пороков нашей русской жизни», болезнью, которая «сковывает собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства». О своем отношении к Обломову Писарев пишет: «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество; презирать их безусловно тоже нельзя: в них слишком много истинно-человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенств своей природы. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую». Д. И. Писарев, автор статьи «Роман И. А. Гончарова Обломов» (1859), считает, что Обломов олицетворяет в себе «умственную апатию», которая является «одним из существенных пороков нашей русской жизни», болезнью, которая «сковывает собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства». О своем отношении к Обломову Писарев пишет: «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество; презирать их безусловно тоже нельзя: в них слишком много истинно-человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенств своей природы. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую».


Критика о романе и его герое И.Ф. Анненский в статье «Гончаров и его Обломов» (1892) отказывается определить Обломова как «положительный» или «отрицательный» тип, и пишет: « Я много раз читал Обломова, и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану и к халату». Анненский отмечает, что Обломова любят: «Он умеет внушить любовь, даже обожание в Агафье Матвеевне. Припомните конец романа и воспоминание о нем Захара. Он, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце». И.Ф. Анненский в статье «Гончаров и его Обломов» (1892) отказывается определить Обломова как «положительный» или «отрицательный» тип, и пишет: « Я много раз читал Обломова, и чем больше вчитывался в него, тем сам Обломов становился мне симпатичнее. Автор, по-моему, изображал человека ему симпатичного, и в этом основание впечатления. Затем, чем больше вчитываешься в Обломова, тем меньше раздражает и возмущает в нем любовь к дивану и к халату». Анненский отмечает, что Обломова любят: «Он умеет внушить любовь, даже обожание в Агафье Матвеевне. Припомните конец романа и воспоминание о нем Захара. Он, этот слабый, капризный, неумелый и изнеженный человек, требующий ухода, он мог дать счастье людям, потому что сам имел сердце».


Проверь себя Прочитайте эти строки: Прочитайте эти строки: Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцалуй, Узде послушный конь ретивый, Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина… Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй, Порой белянки черноокой Младой и свежий поцалуй, Узде послушный конь ретивый, Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина… Не правда ли, жизнь описанная здесь, напоминает ту, о которой мечтал Обломов? О каком из персонажей русской литературы XIX века идет речь в приведенных строках? Не правда ли, жизнь описанная здесь, напоминает ту, о которой мечтал Обломов? О каком из персонажей русской литературы XIX века идет речь в приведенных строках?

Роман Ивана Гончарова «Обломов» носит весьма поучительный характер.

Образ жизни Обломова являет собой сплошную рутину, и главный герой даже не пытается вырваться из нее самостоятельно. С помощью этого персонажа автор докажет, что лень и равнодушие губят судьбы людей.

Первая встреча

Иван Гончаров знакомит читателя с Ильей Ильичем Обломовым уже с первых страниц романа. Мужчина лежит в собственной постели с отрешенным взглядом. Он пытается заставить себя подняться, но попытки заканчиваются безрезультатно. Обещания встать спустя часок приводят к тому, что день плавно переходит к вечеру, и покидать постель уже необязательно.

Жизнь в горизонтальном положении

Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.

Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.

Беспорядок в квартире и в душе

Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.

«Когда пребывал дома - почти всегда лежал, и все в одной комнате».

Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.

«Неужели к подобному быту ты готовил себя, чтоб спать, как крот в норе?».

Захар докладывает Андрею, что давно начистил обувь хозяина, а сапоги стоят нетронутыми.

Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.

«После обеда ничего не могло нарушить сна Обломова. Он обыкновенно ложился на диване на спину».

Положительные перемены

После знакомства с Ольгой Ильинской Обломов меняется в лучшую сторону. Он окрылен новыми чувствами. Любовь придает ему сил, вдохновляет.

«Он прочел несколько книг, написал письма в деревню, сменил старосту в собственном имении. Не ужинал, и уже две недели не ведает, что значит прилечь днем. Встает в семь часов. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Он весел, напевает».

Подобное состояние длились недолго. Илью вновь начинает пленить прошлая жизнь. Он понимает, что не сможет дать Ольге уверенность и силу, которую девушка ждет от него.

Жизнь с вдовой Пшеницыной

Вскоре он женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной, у которой снимает комнату в доме на Выборгской улице. Подобный типаж женщины подходит ему гораздо больше, нежели Ильинская. Агафья готова исполнять все его прихоти, ничего не требуя взамен.

«Обломов, замечая участие хозяйки в его делах, предложил, в виде шутки, взять заботы о его продовольствии на себя и избавить его от хлопот».

Умирает Илья Ильич в возрасте сорока лет. Он часто сравнивал себя со старым кафтаном, уже непригодным послужить на благо. Его малоподвижный образ жизни привел к тому, что у него так рано пошатнулось здоровье. Человеку был дан шанс изменить собственную судьбу, но лень оказалась сильнее.

Все мы рано или поздно задумываемся о смысле жизни. Несмотря на глубину этого философского вопроса, почти каждый человек даёт себе на него простой ответ, руководствуясь своими ценностями. Смысл жизни человека отражает то, что для него действительно важно.

Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» сначала с трудом вызывает у читателя симпатию. Он бездеятелен, лишён стремлений… Особых потрясений и проблем он на своём веку не встретил, чему виной его чересчур заботливые родители и барское происхождение. Жизнь Ильи Ильича протекает спокойно, и он к этому слишком привык, чтобы менять что-либо. При всей бездеятельности Обломов не пуст: у него живая душа и богатое воображение, чем он всерьёз заинтересовал Ольгу Ильинскую.

В чём смысл жизни такого человека? Обломов мечтает обрести покой, он не нуждается в кипучей энергии повседневности. Его идеал – спокойная и размеренная семейная жизнь, окружённая любимой женой и детьми. Любовь – его наивысшая ценность. Именно поэтому любовь к Ольге подняла героя с дивана. Он увидел в ней то, о чём мечтал, то, в чём видел смысл своей жизни.

Но обрёл покой он не с Ольгой, а Агафьей Пшеницыной. Именно Агафья смогла окружить Илью материнской любовью и заботой, как в детстве. Обломов смог вернуться к своему естественному бездеятельному состоянию и уделить всего себя жене и детям.

Далеко не каждому понятны и приемлемы идеалы Ильи Ильича. Для кого-то он покажется ленивым и угасающим человеком. Да, Обломов прожил недолгую и незаметную для мира жизнь, но он был счастлив, прожив свои последние дни в кругу родных и близких людей. Он умер, искренне оплаканный любимой женой…

Образ жизни Андрея Ивановича Штольца резкоконтрастирует с образом жизни его друга. Андрей не представляет свои дни без постоянной работы. При этом на протяжении всего романа Гончаров не пишет о том, чем именно этот герой занимается. Смысл его жизни – деятельность, реализация себя. Как и Обломову, этот идеал привили Штольцу ещё в детстве его родители. Отец научил его самостоятельно добиваться всего и к чему-либо стремиться.

Несмотря на огромную разницу в мировосприятии, оба героя искренне уважают и ценят друг друга. И они поступают правильно, ведь все люди разные и имеют разные идеалы, но этим они интересны и уникальны.

В чем смысл жизни? Это вопрос, на который сложно найти ответ.

Рано или поздно, в жизни каждого человека наступает момент, когда он спрашивает себя, есть ли в жизни смысл. Невзирая на глобальность этого риторического вопроса, почти каждый житель планеты даёт себе на него простой ответ: смысл жизни в том, что ты живешь. Смысл жизни в том, что жизнь важна.

Роман «Обломов» написал Иван Александрович Гончаров. Главный герой этого произведения мало у кого вызывает симпатию. Он, человек прожигающий жизнь, не имеет цели. Проблемы и переживания редко встречались на его жизненном пути, чему виной чрезмерная опека родителей и дворянское происхождение. Жизнь Ильи протекает размеренно. Многие читатели могли бы сказать, что он пуст, но на самом деле у него был богатый внутренний мир. Мир фантазий, убеждений и планов. Планов земных.

Обломов жаждет найти покой и равновесие. Ему нравится его тихая, незаметная жизнь. Его не особенно заботит то, что происходит вокруг. Его цель – спокойствие и размеренность. Для него была важна семья. Семейные ценности и жизнь, окружённая любящей женой и здоровыми детьми. Любовь для него – смысл жизни. Именно поэтому влечение к Ольге заставляет его очнуться. Он увидел в ней идеальную женщину.

Но «его женщиной» оказалась не Ольга, а Агафья. Только с ней он смог обрести душевный покой и почувствовал себя действительно счастливым. Семейная жизнь, любящая жена, дети… В этом он видел смысл своей жизни. Банально, скажите вы. Возможно, но большинство людей на планете земля живут именно такими мечтами.

Далеко не каждому импонируют идеалы Обломова. Бездействие – его главный недостаток. В его жизни практически ничего не происходит, она стоит на месте, но Обломова это не гнетет, а более того, устраивает. В нем не было огня и жажды жизни. В нем не было той страстности, что присутствует у людей, которые ведут активный образ жизни. Жизнь Обломова была недолгой. Она была незаметной и скучной, но он был счастлив в своем мирке, прожив последние дни в кругу людей, которые его любят.

Когда он умер, близкие искренне оплакивали его кончину, скорбели о нем. Потом долгие годы вспоминали.

А вот образ жизни Андея Штольца абсолютная противоположность Обломова. Деятельный. Целеустремленный. В нем бурлила жизнь. Штольц был трудоголиком. Он очень трепетно относился к своей работе. Смысл его жизни было движение. Движение вперед. Гончаров в своем произведении не уточняет род деятельности Штольца, но это и не так важно. Сам факт его занятости уже характеризует этого героя. Этот герой занимается самореализацией и безусловно вызывает симпатию.

Их мировоззрение было разным, но оба героя искренне ценят друг друга и уважают. Их союз можно назвать настоящей дружбой. Уникальность их дружбы заключается в том, что, несмотря на то, что ни разные, их дружба была крепка и нерушима.

Несколько интересных сочинений

  • Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Сначала комедия считается простым повседневным произведением – главная мысль линейна и централизована на замужестве Софьи. Она еще ребенком осталась без родителей и живет в помещичьей семье Простаковых.

  • Галина Четвертак – это одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие …» известного советского писателя, фронтовика и потомственного офицера Бориса Львовича Васильева. Из всех девушек-зенитчиц - она самая молодая.

  • Примеры памяти из литературы (аргументы для сочинения)

    Вопрос сохранения памяти стоит очень остро. Память – это то, что помогает нам жить правильно. В истории было много разных жизненных ситуаций, которые повторяются из года в год. Так устроена человеческая жизнь

  • Сочинение Тургеневская девушка в Асе Тургенева

    Главная героиня повести «Ася» дана через восприятие Н.Н, с которым девушка познакомилась в Германии и которого полюбила взаимно. Однако, любовь не принесла им счастья, так как Н.Н не мог отдаться этой любви

  • О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе сочинение

    Нравственность – это понятия, объясняющее стремление человека соответствовать каким-либо нормам, порядкам, или же, стандартам. Человек по своей природе существо, зависимое от мнения и оценки людей, которые его окружают

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры